Реализм музыка 8 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

С латыни слово реализм переводится как действительность. Оно характеризует определенный стиль в творчестве, зародившийся в XIX веке. В основе направления – культ достоверного отображения реальности. Реализм в музыке, изобразительном искусстве, литературе стал новым витком развития культурного жанра. Русская литература позиционирует особый образ человека, смотрящего на окружающий мир прагматично.

В искусстве появились новые формы портретного, пейзажного изображения. Эпоха реализма в музыке зародилась в девятнадцатом веке. Направление затронуло другие творческие сферы: кинематограф, театр, фотографию, скульптуру.

Что такое реализм в музыке – кратко

Реализм сформировался в качестве противопоставления романтическим мотивам. Девятнадцатый век считается временем романтизма. Он базировался на абстрактных понятиях, отказе от общепринятых ограничений, восторженных мечтах. Реалистичный стиль – полная противоположность романтического направления. Экзальтированная идеализация не характерна для жанра. Каждое произведение повествует о событиях суровой действительности.

Герой реально смотрит на жизнь, на место мечтаний приходит материалистическое восприятие трудностей. Реализм в музыке 19 века также чувствуется в работах знаменитых композиторов. В искусство критический реализм ввел Федотов. Это известный художник, каждая картина которого завораживает взгляд.

Композиторы эпохи реализма

Известные представители реализма в музыке:

Композиторы эпохи реализма

Представитель критического реализма в русской музыке – Александр Даргомыжский

Александр Даргомыжский сделал огромный вклад в развитие музыки. Он родился в 1813 году. В то время талант опытного музыканта не смогли по достоинству оценить современники. Он заложил фундамент реалистичной музыки в русском искусстве.

Александр Даргомыжский

А. Даргомыжский

Отцом талантливого музыканта был незаконнорожденный сын помещика, а матерью – коренная дворянка. Сам композитор за свою жизнь не завел собственных детей, семью. Он был привязан к племяннице, сестре. С ними он жил на протяжении двух лет после смерти отца. До этого композитор постоянно проживал вместе с матерью, отцом в отчем доме.
Появление первых композиций Александра Даргомыжского датируются двадцатыми годами. Первые пьесы для игры на фортепиано имели большой успех. Когда эксперту исполнилось девятнадцать лет, он успел издать не одно камерное произведение, романсы. Его творчество пользовалось спросом в салонах.

Цель: знать характерные признаки данного музыкального стиля, знать представителей реализма в музыке.

Мы с вами на прошлых уроках познакомились с двумя стилями в музыке – это классицизм и романтизм. Благодаря их возникновению в музыке появились новые жанры – симфония, концерт, квартет, романтическая симфония, фортепьянные миниатюры, лирико-драматические песни.

Говоря о классицизме и романтизме, нельзя не сказать об одном из самых важных и плодотворных стилей в музыке – реализме.

(от лат. realis - вещественный, действительный) — творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими определённому виду искусствава.

В каждый новый исторический период РЕАЛИЗМ обретает новый облик, определяющий характер культуры своего времени.

Начало развития РЕАЛИЗМА усматривается в искусстве 19 века.

Музыка самое абстрактное из всех искусств, подчас трудно её причислить к каким-то конкретным методам, течениям, направлениям. Тем не менее, как и все виды искусства, она тесно связана с жизнью — с ее событиями и проблемами, идеями и идеалами и, как и все искусства, она подчиняется общим законам художественного развития. Если говорить о реализме в музыкальном искусстве , то его происхождение, безусловно, имеет глубокие корни, находящиеся в правдивом и верном выражении человеческих чувств и мыслей через интонацию, мелодию, темп, ритм.

Музыкальный реализм 30—50-х гг. XIX в., вышедший из музыкального романтизма был очень тесно связан с общественной жизнью того времени.

Заслуга Верди заключается прежде всего в том, что он, создал правдивое музыкально-театральное искусство.

Джузеппе Верди (1813-1901)

Реквием, как известно, к операм не относится. Это единственное произведение Верди, не предназначенное для театра. Но Реквием Верди, пожалуй, не менее знаменит, чем Реквием Моцарта. Музыка воистину потрясающая.

Поводом для написания Реквиема послужила смерть Россини.

Музыка всегда была главным в жизни Верди. Особенно привлекала его опера, чрезвычайно популярная в Италии того времени. Великие музыканты — Россини, Беллини, Доницетти — внесли в итальянскую оперу дыхание новой жизни, приблизили ее язык к народной музыкальной речи, обогатили ее стиль. Но они не ставили перед собой цели создания музыкальной драмы, продолжая писать музыку на либретто, составленные по принятым трафаретам. А для Верди, начиная с самых первых шагов музыкального творчества, важнейшей частью оперы был сюжет — жизненный, волнующий современников. Композитор понял, что именно с либретто — с литературной основы надо начинать оперную реформу. Не полагаясь на волю либреттиста, Верди всегда принимал деятельное участие в выборе сюжетов для своих опер, разработке сценариев для них.

В творчестве зап.-европ. композиторов 2-й пол. 19 в. прослеживаются реалистич. Тенденции и у Р. Вагнера, Ж. Бизе, И. Брамса др.

СЛУШАНИЕ. БИЗЕ. СЮИТА ИЗ ОП. КАРМЕН

Кармен - темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми.

Хозе весел, уверен в себе, смел, и Кармен не остаётся равнодушной. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.

Глухой ночью контрабандисты заключают сделку. С ними Кармен и Хозе. Любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но она больше не любит его. Что-то скажут ей карты? она прочла в картах свой смертный приговор.

Сохраняя свои основные, определяющие признаки, РЕАЛИЗМ в музыке обретает новые, более сложные формы в начале 20 века. С одной стороны, глубинные интонационные пласты народных культур ( И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян, К. Караев, Р. К. Щедрин и др.), с другой стороны - влияния звуковой среды современности, связанную с миром техники, массовыми шествиями, образами жизни . А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн глубоко отразили противоречивое сознание современного человека в условиях острой конфликтной исторической действительности..

Конечно же, весь этот клубок страстей нашел отражение в музыке вальса, однако даже в кульминациях, в моменты высочайшего накала эмоций, оркестр Хачатуряна звучит романтично и неизменно благородно.

Уч-ки. Стиль это термин в музыке, характеризующий систему средств выразительности, которая служит воплощению того или иного идейно-образного содержания.

Учитель. Назовите главные признаки стилей в музыке: классицизм, романтизм, реализм.

1. Классицизм - течение в культуре европейских стран 17-го начала 19 веков, стремившееся к созданию возвышенных, идеальных, рационалистически четких и пластически завершенных произведений искусства по античным классическим образцам. Каждый стиль неразрывно связан с той историко-культурной атмосферой, в которой он формировался.

2 . В музыке направление сложилось в 1820 годы и всё развитие заняло весь 19 век. Композиторы-романтики старались с помощью выразительных средств отразить глубину и богатство внутреннего мира человека.

3 . Реализм в музыкальном искусстве находит отражение в правдивом и верном выражении человеческих чувств и мыслей через интонацию, мелодию, темп, ритм.

Учитель. Какие новые жанры появились, благодаря появлению этих стилей?

Дети. Появление театрализованности в музыке.

Изучая стили в музыке, мы увидели явления жизни, которые их породили. Вне исторического фона стиль существовать не может. И всегда следует помнить, чем крупнее талант композитора, тем индивидуальнее его собственный стиль.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока ИЗО, 8 класс

Тема: стиль реализм в живописи, музыке и театральном искусстве.

Развивать умение учащихся давать характеристику живописной картине за иллюстрацией, проводить собственное исследование относительно воплощения особенностей стиля реализм в живописи, музыке , театральном искусстве, узнавать на слух музыкальные произведения известных композиторов, осуществлять анализ музыкального и театрального произведений.

Тип урока: комбинированный, урок углубления в тему, урок с элементами интеграции.

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, компьютер, презентация к уроку.

1. Организационный момент. Мотивация к обучению.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Особенности живописи реализма.

Реализм — направление и стиль в живописи, заключающийся в как можно более точной и объективной передачи действительности; эстетическая позиция художника, согласно которой задача искусства заключается в отражении всех сторон бытия, а не только его идеализированного представления. Термин введен французским литературным критиком Же. Шанфльорі в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму.

4. Средства выразительности в живописи.

Дж. Сегантини. На водопое.

Родился в бедной семье близ Тренто. Отсутствие значительных художественных центров в крае побудило перебраться в Милан, где получил художественное обучение в вечерней школе академии Брера в городе Милан.

Среди друзей художника-художник Эмилио Лонгони, с которым он работал вместе. Среди знакомых художников — братья Альберто и Витторе Грубічі, владельцы художественной галереи, которая станет также архивом молодых художников.

что по разному отразилось на оконной завесе, картине в тяжелой раме, резных скамьях церкви.

Обучение в Милане, соприкасание с новой буржуазной культурой отразилось в обращении к непривычным темам, далеким от реализма более ранних произведений, и насыщенным символами, тайнами, намеками на усложненность жизни и внутреннего мира современников. Но картины Сегантини лишены надрыва, открытого изображения страданий, хотя настроение его картин далек от радости.

Насмерть забрала художника в возрасте 41 год. Он заболел, когда находился высоко в горах и не было возможности транспортировать больного вниз в долину, где был врач. Неожиданная смерть выглядела необъяснимой и по предположениям была вызвана отравлением от свинца, который тогда добавляли в краски. На

аутопсии, однако, нашли воспаление аппендицита и художник умер от его осложнений.

5. Творчество художников-передвижников.

Общество передвижных художественных выставок — сокращенно передвижники) - творческое идеологическое объединение художников Российской империи, в том числе и украинских, которое было создано и активно действовало в последней трети XIX века.

В эстетическом плане члены Общества целенаправленно противопоставляли себя и свои творческие поиски, а также способ популяризации творчества представителям официального академизма. Определенное влияние на передвижническое движение имели подобные художественные течения в Западной Европе, романтизм и идеи народничества. Свою деятельность передвижники строили на принципах кооперации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сумина Н. И. Учитель музыкального искусства МОУ СШ№49 г. Макеевка.

Цели: расширение и углубление знаний о русской музыке 19в.

Задачи: воспитать любовь к классической музыке, воспитание патриотизма и любви к Родине.

1.Музыкальное приветствие. Организационный момент.

2.Повторение пройденного материала.

3.Беседа по теме урока.

- Композиторы - романтики. (Повторить.)

(Слушание музыки по выбору обучающихся).

Реализм – середина 19в., противопоставление романтизму.

Основные характерные особенности реализма: изображение реальных героев, характеров, событий.

- Балакирев, Кюи, Римский-Корсаков, Бородин- представители реализма в русской музыке.

(Звучит фрагмент симфонии №2).

-Показ фотографии А .Бородина или слайд с его фотографией.

-Музыка и либретто оперы написаны А.П. Бородиным.

-Стиль оперы народно - эпическая.

-Главные герои оперы: князь Игорь, Ярославна, хан Кончак и др.

-Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова о подвиге князя Игоря.

Князь Игорь - центральное звено в опере. Он тесно связан с русским народом, с защитой родной земли от врага.

-Ария Игоря - слушание.

-В тетради нарисовать таблицу - схему музыкальной формы, в которой написана ария. (Трехчастная форма АВА).

А. Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана.

-Вопрос. Какие разнохарактерные образы присутствуют в музыке?

Ответы детей. (Образы задушевные, лирические, мужественные, воинственные и т.д.).

Вся опера пронизана о будущем Русского государства. Поражение - только начало битвы. Оно должно объединить русских людей.

Героическая тема продолжает жить в музыке много веков.

В современных песнях говорится о героях. Назвать примеры песен:

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Реализм в музыке. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Введение Реализм в искусстве — правдивое, объективное отображение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Он рассматривается, во-первых, как основное направление исторического развития искусства и, во-вторых, как принцип творчества — особый художественный метод, сложившийся в определенных исторических условиях и прошедший в своем развитии ряд конкретных исторических этапов. Историческими формами реализма как художественного метода являются просветительский реализм XVIII в., критический реализм XIX в. и социалистический реализм.

В каждый исторический период реализм приобретал новый облик, и мера реалистичности художественного произведения определялась степенью его проникновения в социальную действительность. Вся история музыкальной культуры говорит о нарастании реалистических тенденций в творчестве композиторов, в расширении и углублении правдивого отражения действительности и художественного воздействия на массы людей.

Как художественное направление реализм сложился в XVIII в., в эпоху Просвещения. Однако реалистические черты проявляются уже в музыке Возрождения, когда композиторы отказываются от средневекового аскетизма, обращаются к личности человека, его мыслям и чувствам. Эти черты углубляются в XVII в. в произведениях К. Монтеверди. В 1-й половине XVIII в. И. С. Бах создает произведения, с огромной выразительной силой воплотившие реалистический мир глубоких человеческих переживаний. Как художественное направление реализм сложился в XVIII в., в эпоху Просвещения. Однако реалистические черты проявляются уже в музыке Возрождения, когда композиторы отказываются от средневекового аскетизма, обращаются к личности человека, его мыслям и чувствам. Эти черты углубляются в XVII в. в произведениях К. Монтеверди. В 1-й половине XVIII в. И. С. Бах создает произведения, с огромной выразительной силой воплотившие реалистический мир глубоких человеческих переживаний.

В период классицизма композиторы стремились к изображению героических страниц истории, проникнутых благородной простотой и драматизмом (творчество К. В. Глюка; Западноевропейская музыка XVII—XX вв.). В период классицизма композиторы стремились к изображению героических страниц истории, проникнутых благородной простотой и драматизмом (творчество К. В. Глюка; Западноевропейская музыка XVII—XX вв.).

Реалистическая направленность творчества была в высшей степени свойственна венским классикам — Й. Гайдну, В. А. Моцарту, Л. Бетховену, создавшим величайшие произведения мирового музыкального искусства, образы, проникнутые высокими гуманистическими идеалами. Элементами социальной критики отмечены первые русские комические оперы, героями которых были простые люди Реалистическая направленность творчества была в высшей степени свойственна венским классикам — Й. Гайдну, В. А. Моцарту, Л. Бетховену, создавшим величайшие произведения мирового музыкального искусства, образы, проникнутые высокими гуманистическими идеалами. Элементами социальной критики отмечены первые русские комические оперы, героями которых были простые люди

Внутреннему обогащению реализма во многом способствовал романтизм. Композиторы-романтики особое внимание уделяли внутреннему миру человека, тончайшим движениям его души, передаче острых душевных конфликтов. Они обращались к жизни и быту разных народов, стран, разных исторических эпох. Песни, сказания, легенды народов нашли отражение в музыке Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Листа и других композиторов. Внутреннему обогащению реализма во многом способствовал романтизм. Композиторы-романтики особое внимание уделяли внутреннему миру человека, тончайшим движениям его души, передаче острых душевных конфликтов. Они обращались к жизни и быту разных народов, стран, разных исторических эпох. Песни, сказания, легенды народов нашли отражение в музыке Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Листа и других композиторов.

Основоположником русской реалистической школы Основоположником русской реалистической школы стал М. И. Глинка. Глубокое проникновение в русскую действительность, изображение тяжелой жизни народа, сцены из народной жизни нашли свое отражение в творчестве А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. В музыке русских композиторов появились новые темы, связанные с повседневной жизнью народа, с большими историческими движениями народных масс. Поскольку именно реализму как художественному методу доступен наиболее разносторонний показ действительности, важных общественных вопросов, ему в высшей мере присуще качество народности Открытие недоступных ранее искусству сторон жизни повлекло за собой поиски новых выразительных средств, обогащение музыкального языка. Творческая разработка русскими композиторами элементов народной песни, достижения в области интонационной выразительности и оркестрового колорита оказали огромное влияние на творчество композиторов разных национальных школ, на дальнейшее развитие мирового музыкального искусства.

Конец Правдивое отражение действительности в творчестве композитора, выражение в произведениях прогрессивных общественных отношений требуют от него, с одной стороны, высочайшего мастерства, с другой — передовых общественно-эстетических взглядов.

Читайте также: