Развитие вычислительной культуры 5 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: Знакомство с историей вычислительной техники. Задачи, стоящие перед научной областью от истоков до текущего момента. Современные тренды применения компьютерных технологий.

Глоссарий по теме: Вычислительные средства, вычислительная техника, компьютеры. мобильные устройства, суперкомпьютеры, робототехника, этапы развития вычислительной техники, поколения ЭВМ.

Основная литература по теме урока:

Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

Дополнительная литература по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

На уроках информатики мы подробно обсуждали основные информационные процессы: хранение, передачу и обработку. Как менялись инструментальные средства, осуществляющие эти процессы, объемы хранения и передач, скорости обработки? Какие перспективы наметило себе человечество в развитии средств вычислительной техники? Об этом пойдет речь на уроке.

Цель урока: анализировать историю и тенденции развития вычислительной техники

Задачи урока:

— соотносить периоды, содержание и результат пяти информационных революций,

— приводить примеры ЭВМ разных поколений,

— приводить примеры достижений отечественных ученых в области вычислительной техники,

— анализировать тенденции в развитии вычислительной техники.

Первая информационная революция началась примерно 40 тысяч лет назад, когда человек поделился своим жизненным опытом с соплеменником. Зарождение и развитие языка устного общения было характерной особенностью этой революции.

Вторая информационная революция произошла около 5 тысяч лет тому назад, примерно около 3500 года до н. э. Так же она связана с передачей опыта, но теперь уже из поколения в поколение. С появлением письменности стало возможным записать и передавать данные. Исторические сведения об одном из главных хранилищ информации древности, Александрийской библиотеке IV—III в. до н. э разнятся, но невозможно не оценить тот факт, что это создание библиотек для обучения и передачи знаний — важнейшая веха в истории человечества.

Третья информационная революция имеет четкие исторические границы и связана уже с распространением знаний. В 1450 году Иоганн Гуттенберг изобрел наборный шрифт. И обмен знаниями значительно упростился. Сутью третьей информационной революции стало превращение информации в продукт массового потребления.

Четвертая информационная революция в конце XIX века связана с открытием возможности применения электричества и с изобретением средств массовой коммуникации. Ускорением распространения информации, в том числе и возможностью решения задач организации масштабных расчетов. К достижениям четвертой информационной революции можно отнести и появление идеи разностной машины Беббиджа, и реализацию идей Дж. Фон Неймана, и создание вычислительных машин первого и второго поколения.

Задача вычислительных машин того времени заключалась в выполнении объемных расчетов, направленных в основном на научные и военные цели.

Пятая информационная революция потребовала от человечества информационной грамотности и культуры.

Начало ее относят к 70-м годам XX столетия и связывают с появлением микропроцессорной технологии.

В это же время появилась технология Arpanet, которая связывает сегодня весь мир.

Наращивание объемов хранения данных сегодня существенно превышает объемы, накопленные человечеством за всю историю развития.

Обмен данными происходит с все возрастающей скоростью.

Теперь многообразные компьютеры используются во всех областях жизни.

Рассуждения о возможностях вычислительной техники позволят нам повести хронологическое повествование параллельное информационным революциям.

Известно, что автоматизация вычислений началась задолго до появления компьютеров. Устройства быстрого счета появлялись в разных странах независимо друг от друга и теперь в музеях вычислительной техники мы можем сравнивать и удивляться как же они похожи.

Расставив хронологические вехи, мы увидим, что автоматизация расчетов во все времена была для изобретателей, ученых и самоучек интересной задачей.

До механических устройств были всевозможные камешки, палочки, известные нам абаки, счеты, которые были у многих народов и счет на них до сих пор дает понимание арифметических действий с количеством.

— Марк I, разработанный в Манчестерском университете,

— EDSAC, Кембриджского университета,

— Z4 немецкого изобретателя К. Цузе,

— МЭСМ. Созданная в Киевском институте электротехники под руководством С.А. Лебедева,

— Компьютерная информатика в России, в СССР началась с работ И. С. Брука, разрабатывающего совместно с Б. И. Рамеевым и Ю. В. Рогачевым вычислительные машины серии М,

— БЭСМ-1 Институт точной механики и вычислительной техники, под руководством С. А. Лебедева,

— Урал 1,2, 3,4 под руководством Б. И. Рамиева,

— ЭВМ Сетунь, разрабатываемая в МГУ математиком Л. С. Соболевым совместно с инженером Н. П. Брусенцовым.

Событием, ознаменовавшим переход ко второму поколению компьютеров, было изобретение транзистора в 1947 году. Они стали заменой хрупким и энергоёмким лампам. Благодаря транзисторам и печатным платам было достигнуто значительное уменьшение размеров и объёмов потребляемой энергии, а также повышение надёжности.

Кроме того, вычислительные машины на базе транзисторов возможно было создавать промышленными методами.

К компьютеру стало возможно подключать различные периферийные устройства. Этот факт позволил использовать компьютеры в различных областях науки и промышленности.

ЭВМ 5Э92Б использовалась для задач противовоздушной обороны

Третье поколение компьютеров решило проблему качества массового производства компьютеров. Интегральные схемы появились к 60-м годам XX века, когда американская фирма IBM приступила к выпуску системы машин IBM-360. Немного позднее появились машины серии IBM-370.

В Советском Союзе в 70-х годах начался выпуск машин серии ЕС ЭВМ (Единая система ЭВМ) по образцу IBM 360/370. Скорость работы наиболее мощных моделей ЭВМ достигла уже нескольких миллионов операций в секунду. На машинах третьего поколения появился новый тип внешних запоминающих устройств — магнитные диски.

Успехи в развитии электроники привели к созданию больших интегральных схем (БИС), где в одном кристалле размещалось несколько десятков тысяч электрических элементов.

Четвертое поколение компьютеров связано с появлением микропроцессоров. В 1971 году, когда появление больших интегральных схем позволили создать универсальный процессор на одном кристалле.

Среди прорывных технологий этого поколения — возможность соединять мощности разных вычислительных машин в один вычислительный узел.

Развитие ЭВМ четвертого поколения пошло по двум разным путям:

— Дальнейшее развитие на базе БИС микро-ЭВМ и персональных компьютеров.

Дважды в год в июне и в ноябре выходит рейтинг ТОП500 в котором публикуется актуальный перечень 500 самых мощных общественно известных вычислительных систем мира. Сравнение проводится на основании системы тестов, результат которых быстродействие. Измеряемое в количестве операций над числами с плавающей точкой в секунду (FLOPS). Рубеж в 1 квадриллион флопс (1Петафлопс) был перейден в 2008 году суперкомпьютером IBM Roadrunner.

В эволюции персональных компьютеров важной характеристикой является эволюция процессоров. В основании этой лестницы Intel-4004 первый коммерческий 4-х битный процессор, реализованный на одной микросхеме и представленный в ноябре 1971 года. Его тактовая частота составляла 740 кГц.

Начало XXI века стало поистине эрой мобильных устройств. Данные различных исследований утверждают, что число пользователей мобильных устройств неуклонно растет от года к году, большинство пользователей предпочитают гаджеты десктопам. Больше чем две трети людей во всем мире сегодня имеют мобильный телефон, большинство из них являются владельцами смартфонов.

По последним данным, полученным от GlobalWebIndex, среднестатистический интернет-юзер сегодня проводит около 6 часов в день, пользуясь устройствами и сервисами, работа которых зависит от подключения к интернету. Это, грубо говоря, треть всего времени бодрствования.

Если умножить это время на 4 миллиарда всех интернет-пользователей, то получится ошеломляющая цифра — в 2018 году мы суммарно проведем онлайн 1 миллиард лет.

Робототехника и роботизированные комплексы одна из приоритетных технологий XXI века. Если в 80-х годах XX века промышленные роботы только начинали появляться на производстве, то сегодня только на обзор этой темы мы потратим несколько часов. Это компьютеризированные игрушки, производящие фурор на международных выставках, это медицинская техника, это потоковые линии, сложное, опасное производство, и, конечно, военная техника.

На мировом рынке работает около 400 компаний, занимающихся производством робототехники.

— НИИ системных исследований РАН Москва;

— СПКБ ПА г. Ковров;

— Институт проблем механики им. А. Ю. Ишлинского АН;

— НИИ стали Москва;

— Компания СМП Роботикс, Зеленоград.

Современные компьютеры — это компьютеры четвертого поколения. Определить границу между этим поколением и следующим можно будет лишь после того, как со временем будет признана революционной, прорывной новая технология, которая сегодня только зарождается. Возможно, это будут квантовые компьютеры, идея которых была высказана в 80-х годах XX века Ю. Майниным и Р. Фейнманом, или биологические компьютеры, в которых роль битов возьмут на себя молекулы ДНК. Возможно, изменению подвергнется неймановская архитектура, реализующаяся вот уже три четверти века.

Человечество на этом пути ждут трудности, провалы и, конечно, новые открытия.

ставя их в положение исследователей, формируя их исследовательские умения.

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является

формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.

Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса

математики, но основа её закладывается в 5–6 лет обучения. В этот период школь-

ники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий

(сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие

годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе

изучения, физики, химии и других предметов.

Вычислительные умения и навыки можно считать сформированными только

в том случае, если учащиеся умеют с достаточной беглостью выполнять математи-

ческие действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями,

рациональными числами, а также производить тождественные преобразования раз-

личных числовых выражений и приближенные вычисления. О наличии у учащихся

вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и пись-

менные вычисления, рационально организовать ход вычислений, убеждаться в

правильности полученных результатов. В зависимости от сложности задания

на практике используются три вида вычислений; письменное, устное и письменное

с промежуточными устными вычислениями. Качество вычислительных умений

определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладе-

ния вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного правила

и от понимания принципа его использования. Умение формируется в процессе вы-

полнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение некото-

рыми вычислительными умениями доводить до навыка.

Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются поч-

ти автоматически. Такая степень овладения умениями достигается в условиях

Секция 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

целенаправленного их формирования. Образование вычислительных навыков

ускоряется, если учащемуся понятен процесс вычислений и их особенности.

Как в письменных, так и в устных вычислениях используются разнообразные

правила и приемы. Уровень вычислительных навыков определяется систематич-

ностью закрепления ранее усвоенных приемов вычислений и приобретением

новых в связи с изучаемым материалом. Перечислим важнейшие вычислитель-

ные умения и навыки в 5, 6, 7 классах.

5‑й класс. У учащихся необходимо закреплять умение выполнять все арифмети-

ческие действия с натуральными (многозначными) числами. В результате прохож-

дения программного материала пятиклассники должны уметь выполнять основные

действия с десятичными дробями; применять законы сложения и умножения к упро-

щению выражений, округлять числа до любого разряда, определять порядок действий

при вычислении значения выражения. В 5‑х классах большую роль играют устные

упражнения. Устные упражнения важны еще и тем, что они активизируют мысли-

тельную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется и развивается

память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота

реакции. Для устной работы на уроке математики можно предложить некоторые

1. Способ быстрого умножения двузначного числа на 11.

Пример 1. 26 ∙ 11. Раздвинем первую и вторую цифру. В середине напишем сумму

этих цифр. Получим 286.

Пример 2. 55 ∙ 11 = 605. В данном примере к первой цифре надо прибавить 1.

2. Способ деления трехзначного числа на однозначное число.

Зачастую учащиеся испытывают трудность при делении трехзначного числа

на однозначное и как правило выполняют деление столбиком, например, 392; 2 Це-

лесообразно, показать следующий способ: 400: 2 = 200, 8: 2 = 4, 200–4 = 196.

3. Способ применения распределительного закона умножения.

При умножении двузначных чисел, одно из которых четное, а другое нечетное

для устной работы можно использовать следующий прием. Пусть надо умножить

25 на 12. Умножим 25 на 2, получим 50 и 50 умножим на 6, получим 300. Объясним

этот прием с помощью распределительного закона умножения 25 ∙12 = 25 ∙ (2 ∙ 6) =

В процессе обучения вычислительных навыков пятиклассников можно их озна-

комить со свойством девятки. Тем ученикам, которым трудно запомнить таблицу

использовать его, надо положить обе руки рядом на стол и протянуть пальцы. Каж-

дый палец слева направо будет означать соответствующее порядковое число; первый

слева — 1, второй — 2, третий — 3, четвертый — 4 и т. д., до десятого, который бу-

дет обозначать число 10. Пусть требуется умножить теперь любое число из первого

десятка на 9. Для этого стоит только, не сдвигая рук со стола, приподнять вверх тот

палец, который обозначает множимое. Тогда число остальных пальцев, лежащих

налево от поднятого пальца, будет числом десятков произведения, а число пальцев

направо — числом единиц.

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Умножить 7 па 9. Положите руки на стол и под-

нимите седьмой палец; налево от поднятого пальца

лежат 6 пальцев, а направо — 3. Значит, результат

умножения 7 на 9 равен 63. Это удивительное на пер-

вый, взгляд механическое умножение тотчас же

станет понятным, если вспомнить, что сумма цифр

в каждом произведении чисел таблицы умножения

на девять равна девяти, а число десятков в произве-

дении всегда на 1 меньше того числа, которое мы

умножаем на 9. Поднятием соответствующего пальца это мы и отмечаем, а, следова-

тельно, и умножаем. Человеческая рука есть одна из первых счетных машин!

6‑й класс. У учащихся необходимо закрепить умение использовать признаки

делимости на 10, 2, 5, 3, 9, находить числовое значение выражение с использовани-

ем всех действий с десятичными дробями, в процессе изучение нового материала

учащиеся должны уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей

с различными знаменателями, умножение и деление дробей. Совместные действия

над обыкновенными и десятичными дробями, применять переместительный и со-

четательный законы сложения к упрощению вычислений с дробями, использовать

распределительный закон умножения, выполнять действия с положительными и от-

Ознакомившись с признаком деления на 9, учащимся в 6‑м классе во внеклассной

работе можно предложить следующие свойства 9.

1. Всегда делится на 9;

а) разность между любым числом и суммой его цифр;

б) разность двух чисел с одинаковыми цифрами, но разным порядком их рас-

в) разность двух чисел с одинаковыми суммами цифр у каждого из них.

2. Если из каких-либо цифр составлены числа, отличающиеся только порядком

следования цифр, то при делении на 9 каждого из них получается один и тот же оста-

ток. Он равен остатку отделения на 9 суммы цифр какого-либо из упомянутых чисел.

а) излишек суммы

разности чисел равен излишку суммы

разности - излишков слагаемых;

б) излишек произведения двух чисел равен излишку произведения излишков

В качестве самостоятельной работы учащимся можно предложить следующее

упражнение: найти соотношение для излишка частного от деления двух чисел.

Для закрепления перечисленных свойств во внеклассной работе предлагаются

Задача 1. Пусть ваш друг напишет, не показывая вам, число из трех или более

цифр, разделит его на 9 и назовет вам остаток от такого деления. Теперь предложи-

Секция 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

те ему зачеркнуть во взятом им числе одну цифру (любую); число, образовавшееся

после зачеркивания цифры, пусть он опять разделит на 9 и снова назовет вам оста-

ток от этого деления. Тотчас же вы можете сказать, какая цифра была зачеркнута,

руководствуясь следующими правилами: а) если второй остаток меньше первого,

то, вычитая из первого остатка второй, вы получите как раз зачеркнутую цифру; б)

если второй остаток больше первого, то зачеркнутую цифру вы получите, вычитая

второй остаток из первого, увеличенного на 9; в) если остатки равны, то зачеркнута

либо цифра 9, либо 0. Почему так?

Задача 2. Теперь предложите вашему другу придумать два числа с одинаковыми

цифрами, но разным порядком их расположения и вычесть из большего меньшее.

Ни написанных чисел, ни полученной разности он вам, конечно, не должен говорить,

но пусть он зачеркнет одну цифру разности (только не 0) и скажет вам сумму всех

оставшихся цифр разности. Чтобы определить зачеркнутую цифру, вам достаточно

дополнить названное им число до ближайшего, кратного девяти.

Например, 72105–25 071=47 034. Зачеркиваем цифру 3. Сумма оставшихся цифр:

4 + 7 + 4 = 15. Дополнение числа 15 до ближайшего числа, делящегося на 9, то есть

до 18, равно 3, что и дает зачеркнутую цифру. Почему так?

Примечание. Задачу можно всячески разнообразить, основываясь на вышеука-

занных свойствах девятки. Можно, например, предложить вычесть из данного числа

сумму его цифр, зачеркнуть одну цифру разности (кроме 0 и 9) и по названной сумме

оставшихся цифр разности отгадать зачеркнутую цифру таким же способом.

Разобравшись в решении таких задач, учащиеся придумывают самостоятельно

задачи, в которых используются свойства 9, и задают их своим друзьям, тем самым,

активизируя свою мыслительную деятельность и повышая интерес к математике.

никам предлагаются следующие задания.

Пример 1. Сравните __________дроби: 41

611 . При решении учащиеся предлагают при-

вести дроби к общему знаменателю, предварительно убедившись, в том, что сокра-

тить дроби нельзя. Заметим, что такое решение нерационально. Надо найти другой

подход к решению. Предлагаю найти дроби, дополняющие данные до 1, и сравнить

их, а затем, сделать вывод.

Решение. Так как

Для домашней работы, с целью закрепления данного способа решения можно

предложить следующие примеры:

Пример 2. Какая дробь больше:

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Пример 3. Какая из дробей больше: ?

7‑й класс. Вычислительная техника школьников совершенствуется при выполне-

нии тождественных преобразований над степенями с натуральным показателем, с од-

ночленами и многочленами, при использовании, тождеств сокращенного умножения.

ложить способ мгновенного умножения.

Например, вычисление 9882 выполняется так:

В этом случае пользуются следующим алгебраическим преобразованием: a 2 =

a² — b² + b² = (a + b) (a — b) + b²

На практике можно с успехом пользоваться этой формулой для устных выкладок.

27 2 = (27+ 3) (27–3) +32 = 729.

63 2 = 66∙60 + 32 = 3969

18 2 = 20∙16 + 22 = 324

37² = 40∙34 + 3² = 1369

48² = 50∙46 + 2² = 2304

Выполним умножение 986∙ 997 следующим способом:

Представим множители в виде 986 = (1000–14) и

Выполним умножение этих множителей по правилам алгебры: (1000–14)∙ (1000–3)

= 1000 ∙ 1000–1000 ∙ 14–1000 ∙3 + 14∙3. Выполним преобразование 1000 (1000–14) —

1000 ∙ 3 + 14 ∙ 3 = 1000 ∙ 986–1000∙3 + 14∙3 = 1000 (986–3) + 14∙3 = 983042.

Интересен способ перемножения двух трехзначных чисел, у которых число де-

сятков одинаково, а цифры единиц составляют в сумме 10.

Например, умножение 783∙787

Выполняется так: 78 79= 6162; 3∙7 = 21; результат 616 221.

Обоснование способа ясно из следующих преобразований:

(780 + 3) (780 + 7) = 780 ∙ 780 + 780 ∙ 3 + 780 ∙ 7 + 3 ∙ 7 = 780 ∙780 + 780 ∙10 + 3 ∙ 7 =

780 (780+10) + 3∙7 = 780∙790 + 21 = 616200 + 21 = 616221.

Другой прием для выполнения подобных умножений еще проще:

783 ∙787 = (785–2) (785 + 2) = 785² — 4 = 616225–4 = 616221.

В этом примере нам приходилось возводить в квадрат число 785.

Для быстрого возведения в квадрат чисел, оканчивающихся цифрой 5, очень удо-

бен следующий способ:

35²; 3 ∙ 4 = 12. Ответ: 1225. 65²; 6 ∙ 7 = 42. Ответ: 4225. 75²; 7 ∙ 8 = 56, Ответ: 5625

Правило __________состоит в том, что умножают число десятков на число, на единицу боль-

шее, и к произведению приписывают 25.

Прием основан на следующем. Если число десятков a, то все число можно пред-

ставить так: 10 а + 5. Квадрат этого числа как квадрат двучлена равен

Секция 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

100 а. + 100 а+25= 100 а (а+ 1) + 25.

Выражение а (а + 1) есть произведение числа десятков на ближайшее высшее

число. Умножить число на 100 и прибавить 25 — все равно, что приписать к числу 25.

Из того же приема вытекает простой способ возводить в квадрат числа, состоящее

из целого и . Например:

Организация приемов вычислительной техники в методическом отношении пред-

ставляет собой большую ценность. Различные приемы вычислений используются

как иллюстрация изучаемых правил, законов, а также для закрепления и повторения

изученного. Используя, эти приемы у учащихся развивается память, быстрота реак-

ции, Воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать. Проявляется инициатива

учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.

Как показал опыт работы, учащиеся, владеющие различными приемами вычис-

лений, редко используют калькуляторы, успешно учатся не только по математике,

но и по другим предметам, например, как физике, химии и т, д., экономят время

на выполнение заданий, связанных с вычислениями. Такие учащиеся успешно сдают

экзамены и поступают в высшие средние заведения.

Список литературы:

1. Клименко Д. В. Задачи по математике для любознательных. Под. Ред. Т. А. Бур-

2. Кордемский Б.А, Математическая смекалка.Под. ред. М. М. Горячей. — М. — Го-

сударственное издательство физико-математической литературы. 1958.

3. Перельман Я. И. Заниматетная алгебра. Отв. за выпуск. Л. Д. Погребенко. — М —

ТРИАДА — ЛИТЕРА. 1994.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит планы уроков по информатике по следующим темам - техника безопасности на уроке, информатика и информация, способы обработки информации, количество информации и ее единицы измерения, компьютер и назначение основных устройств компьютера, клавиатура и основные группы клавиш.

План-конспект по информатике.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: Сформировать представление о требованиях безопасности и гигиены, познакомиться с правилами при работе с компьютером.

Образовательная: усвоение правил при работе с компьютером, правил поведения в кабинете информатики.

Развивающая: способность развить умения соблюдать правила по технике безопасности в кабинете информатики.

Воспитательная: содействовать развитию информационной культуры.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, доска, мел.

Орг. момент. Знакомство с классом.

Работа за компьютером.

Орг. момент. Знакомство с классом. (3 мин)

Приветствие. Знакомство с классом. Закрепление рабочих мест за учащимися.

Актуализация знаний. (4 мин)

(На данном этапе, данного урока, учителю нужно заинтересовать учеников к предмету информатика, дать им понять, что изучение информатики дает им неограниченные возможности в любом виде деятельности, облегчает творческий труд – дает возможность автоматизировать рутинную деятельность: написание и оформление текстов, выполнение расчетов, поиск нужной информации в интернете, создание и заполнение базы данных и т.д. Также следует пояснить, как будут проходить уроки, сколько тетрадей нужно иметь учащимся, какие темы они будут изучать в течение года, чтобы они примерно поняли, чем будут заниматься на уроках.)
- Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с новым учебным предметом, который называется ИНФОРМАТИКА. Информатика - это сложная, но очень интересная дисциплина, она раскроет перед вами удивительные возможности.

Теоретическая часть. (27 мин)

Но перед тем как перейти к изучению новых удивительных возможностей информатики, мы с вами познакомимся, рассмотрим презентацию и запишем к себе в тетрадь инструкцию по технике безопасности в кабинете информатики и правила работы в кабинете вычислительной техники.
1. В кабинете вычислительной техники (КВТ) установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура — компьютеры, МФУ, колонки и другие технические средства.
Поэтому: БЕРЕЖНО ОБРАЩАЙТЕСЬ С ТЕХНИКОЙ В КАБИНЕТЕ.
2. Во время работы лучевая трубка монитора (дисплея) работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.

Поэтому строго запрещается:

трогать разъемы соединительных кабелей;

прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;

включать и отключать аппаратуру без указания учителя;

класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;

работать во влажной одежде и влажными руками.

3. При появлении запаха гари немедленно прекратите работу,

выключите аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.

4. Перед началом работы:

убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места;

сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;

разместите на столе тетрадь, учебное пособие, так, чтобы они не мешали работе на компьютере;

внимательно слушайте объяснение учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий;

5. Во время работы: строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания учителя; следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры. Немедленно докладывайте об этом преподавателю;

плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;

не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;

работайте на клавиатуре чистыми руками;

никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры;

не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

6. По окончании работы: закройте все приложения.
7. Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы: избежать несчастных случаев; успешно овладевать знаниями, умениями, навыками; сберечь государственное имущество — вычислительную технику и оборудование.
Вы отвечаете за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

Невыполнение правил — грубейшее нарушение порядка и дисциплины.

ВАШЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО:

Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Во время работы лучевая трубка видеомонитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности.
Поэтому надо работать на расстоянии 60—70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь; учащимся, имеющим очки для постоянного ношения,— в очках.
Работа на компьютере требует большого внимания, четких действий и самоконтроля.
Поэтому нельзя работать: при недостаточном освещении; при плохом самочувствии.

ПРАВИЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПОЗА:

Следует сидеть прямо (не сутулясь)

Недопустимо работать, развалившись в кресле.

Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти

Колени - на уровне бедер или немного ниже.

Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу

Необходимо сохранять прямой угол (90 0 ) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.

Так же при работе необходимо:

Дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;

Держать в расслабленном состоянии плечи и руки - в руках не будет напряжения, если плечи опущены;

Чаще моргать и смотреть вдаль.

При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела.

При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).

Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране, следует немедленно сообщить об этом учителю.

Физкультминутка. (3 мин)

Мы с вами много писали и немного устали, давайте сейчас сделаем упражнения для глаз и для рук.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

Начинаем новый день,
Прогоняй скорее лень.
Спать кончай, глаза протри,
На зарядку – раз, два, три.

Рассчитайтесь по порядку,
Снова солнцу улыбнись,
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись.

Вдох глубокий,
Руки шире,
Не спешите – три, четыре.
Раз, два, три, четыре –
Нет ребят дружнее в мире.

Грудь вперед, не отставай,
Упражненье начинай,
Раз, два, три, четыре –
Крепки наши мускулы,
Пять, шесть, семь, восемь –
И глаза не тусклые.

Работа за компьютером. (5 мин)

А теперь давайте, сядем за компьютер и немного поработаем.

Внимательно осмотрите свое рабочее место.

Найдите системный блок.

Включите компьютер. На передней панели системного блока находится кнопка с надписью POWER для включения и выключения компьютера. Нажмите ее. Во включенном состоянии должна светиться синяя лампочка (индикатор).

Убедитесь, что монитор включен. Он так же имеет кнопку включения и индикатор, красного цвета.

Рассмотрите клавиатуру. Нажмите несколько клавиш.

Рассмотрите мышь. Переверните ее.

Положите ладонь на мышь, чтобы указательный и средний пальцы свободно легли на кнопки мыши.

Найдите на экране монитора указатель мыши – белую стрелку. Подвигайте мышь по коврику и проследите, как перемещается указатель по экрану.

Поднимите мышь, подвигайте ею в воздухе. Убедитесь, что указатель мыши на экране монитора не движется.

Домашнее задание. (1 мин)

Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Выучить конспект в тетради и к каждому правилу, нарисуйте рисунок.
Например: рисунок.

Итог урока. (2 мин)

Конспект открытого урока математики в 5 классе

Используемая технология : системно – деятельностного подхода.

Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников

Задачи урока:

Образовательная:

· Усиление прикладной направленности

· Формирование функциональной грамотности школьников

· повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами

· продолжить работу над развитием вычислительных навыков.

Воспитательная:

• добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;

• способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;

• способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;

Развивающая:

· развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.

Задачи: создание условий для развития функциональной грамотности

Познавательные УУД:

- уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

– уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием

Метапредметные:

- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,

- уметь анализировать задачу,

- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

Личностные : формирование устойчивой мотивации к обучению.

Оборудование урока:

1. Задачи, составленные учащимися, по собранному материалу.

2. Карточки-задания, карточки самооценки.

1. Организационный момент (5 мин.)

У: - Здравствуйте. Рада видеть вас на уроке.

- Можно я тут у вас посижу, погляжу и сама чему-нибудь да научусь?

Учитель: Проходи, садись. Мы всегда гостям рады! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Все ли готовы к уроку? Все ли выполнили свою домашнюю работу? Проверим её?

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течении урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи., вы должны оценить свою работу:

- Заполните поле по дом. работе

- В течении урока Вам нужно оценивать одноклассников, работающих у доски. Заполняете соответствующие строки в карточку. В конце урока подведите итог своей работе, суммируя баллы каждого этапа. Шкала оценивания поможет вам с выставлением оценки за урок.

2. Актуализация знаний. Устный счет. (4 мин.)

№1. Сколько семья заплатит за расход 3м 3 воды, если 1м 3 воды стоят 60 рублей? (180 р.)

№2. В октябре семья заплатила за телефон 500 рублей. Какую сумму она еще заплатит до конца этого года? (1000 руб. за ноябрь и декабрь)

№4. Школе необходимо 3600 рублей на переоснащение кабинета математики. Спонсоры оказали помощь в размере 2700 рублей. Какую сумму осталось оплатить школе? (900 руб.);

№5. Билет в театр стоит 500 рублей. В семье 4 человека. В какую сумму обойдется семье посещение театра? (2000 руб.)

№ 6. Из алюминиевой проволоки изготовили модель куба, на что потребовалось 60 см проволоки. Чему равна длина ребра куба? (5 см)

У-: Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали?

Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в дневник.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3 мин.

У:- Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.

4. Применение знаний, умений и навыков по теме– 10 мин.

- II прошу выбрать номер задачи для решения.

Вы знаете, на что тратиться большая часть семейного бюджета? (учащиеся высказывают свои предположения). Оказывается, большая часть семейного бюджета идет на оплату коммунальных услуг.

Показываю квитанцию и спрашиваю, дети, вы знаете, что это такое? Выслушиваю ответы детей.

1. Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество

Читайте также: