Развитие речи детей раннего возраста как предпосылка последующего речевого развития конспект

Обновлено: 07.07.2024

Речь – это визитная карточка любого человека. Чем раньше и легче ребенок сможет говорить, тем раньше и лучше созреет его интеллектуальная деятельность.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).

С рождения малыш плохо видит, самостоятельно не передвигается и, естественно, не говорит. Но зато он слышит. Слух у новорожденного развит хорошо. Научные исследования показывают, что даже во время беременности плод реагирует на различные звуковые сигналы.

С самых первых дней жизни (и даже раньше) ребенок начинает впитывать слова взрослых и другие окружающие звуки. Причем эти слова и звуки записываются в мозг без всякого усилия со стороны малыша. Объем речевой памяти безграничен. Но вот будет ли малыш затем воспроизводить свои записи – зависит от того, как часто взрослые будут повторять одни и те же слова и фразы. Чем раньше и чаще читать малышу книжки, тем раньше он порадует своими первыми словами.

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

ГОТОВИМСЯ ЗАГОВОРИТЬ

Первый год жизни является в определенной степени “судьбоносным” в жизни ребенка. Именно в этот период происходит его “первичное обучение” - закладывается фундамент для последующих более сложных форм обучения. Нужно разговаривать и заниматься с ребенком с первых дней его рождения, а лучше и раньше.

  • грамотное речевое и звуковое поведение взрослого;
  • активное использование врожденных “речевых” рефлексов;
  • подключение максимального количества органов чувств.

Маленькие дети усваивают информацию со скоростью, поражающей наше воображение.
Вы только дайте старт и отойдите в сторону.
Глен Доман, американский педагог

ОЗВУЧИВАНИЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Нужно постоянно разговаривать с ребенком при любом контакте во время его бодрствования. Любое действие по уходу за ребенком необходимо сопровождать объяснением всех манипуляций (режимные моменты – просыпание, умывание, подмывание, купание, кормление грудью или из бутылочки, прикорм, засыпание, бодрствование). Фразы должны быть короткие, не больше двух – трех слов. А лучше говорить с малышом рифмованными фразами. Они притягивают и развивают слухоречевое внимание ребенка, что оказывает благотворное влияние на дальнейшее развитие речи.

Для каждого режимного момента можно подобрать оригинальные рифмованные миниатюры. Каждую рифмованную миниатюру лучше проговорить несколько раз подряд. Далее приводятся примеры рифмованных миниатюр.

ПРОСЫПАНИЕ

Мой сынок проснулся,
Маме улыбнулся.

Доченька проснулась,
Маме улыбнулась.

Ты проснулся малыш,
И так громко кричишь.

КОРМЛЕНИЕ

Мой сынок грудь сосет,
Молочко сладко пьет.

Твоя мамочка пришла,
Тебе кушать принесла.

БОДРСТВОВАНИЕ

Доченька – девчушка,
Ты – моя подружка.

Постоим немножко,
Поглядим в окошко.

ЗАСЫПАНИЕ

Спи, малышка, засыпай,
Отдохнуть ты маме дай.
Ночка смотрит к нам в окно,
Нам пора уснуть давно.
Бай – бай – бай – бай.

Со второго месяца, когда ребенок начинает гулить, необходимо всячески поддерживать его – чаще произносить элементы его гуления: а-а-а-а-а, уэ-уэ-уэ-уэ-уэ, уа-уа-уа-уау-уау и т.д. Можно проявить инициативу и навязать ему гуление, даже если он молчит. И вскоре он будет повторять за взрослым.

Примерно с третьего месяца, когда появляется лепет, наклонившись над малышом произносим слоговые цепочки типа: ба-ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма-ма, па-па-па-па-па, да-да-да-да-да, га-га-га-га-га, агу-агу-агу, бо-бо-бо-бо-бо, мо-мо-мо-мо-мо, по-по-по-по-по и т.д. Этими упражнениями вы активно запускаете у ребенка его врожденные программы – он должен больше гулить и лепетать. Тем самым тренируется речевой аппарат ребенка и формируется готовность к речи.

Нейрофизиологи говорят, что в коре головного мозга центр восприятия речи расположен рядом с центрами восприятия неречевых звуков и музыки. Стимулируя центр звуков и музыки, вы непосредственно ускоряете развитие их соседа – центр восприятия речи.Таким образом, необходимо широко использовать звучащие игрушки, как можно чаще включать своему малышу диски со звуками природы. Интерес к звукам невольно вызовет у него интерес к звучащей речи.

В коре головного мозга центр речи соседствует с другими центрами:

- движений мышц лица (мимических мышц),

- движений пальцев кисти,

- тактильной чувствительности лица (прикосновения),

- тактильной чувствительности пальцев кисти.

Поэтому с помощью мимической и пальчиковой гимнастики мы поможем созреть центру речи быстрее. Этому же способствует легкий массаж лица и пальцев рук. Кроме того, мимическая гимнастика – это отличный способ тренировать мышцы лица и рта. Их “накачивание” ускорит появление гуления, лепета и первых слов. Мимическая гимнастика в этом возрасте возможна только за счет врожденных рефлексов и навязывания малышу гримас.

В свете всего вышесказанного мне (автору статьи) хотелось бы предложить организаторам “Школ будущих мамочек” включать в свою программу обучения и встречи с логопедом, который, как мне представляется, найдет нужные слова для того, чтобы убедить будущих мамочек заниматься не только физическим развитием себя и ребенка, но и профилактикой речевых нарушений у ребенка в будущем, что, в конечном итоге, весьма положительно скажется на здоровье нации.

Но вернемся к главной теме статьи.

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

РЕЧЕВОЙ СТАРТ

В возрасте от 0 до 10 месяцев ребенок продолжает пассивно накапливать словарный запас. Примерно с десяти – одиннадцати месяцев, ребенок может начать произносить первые слова – происходит его речевой старт. Но для этого необходимо еще немного тренировок и хорошего настроения.

Во втором полугодии повторяем некоторые приемы первых шести месяцев, но с изменениями. Некоторые врожденные рефлексы затухают, гуление полностью заменяется лепетом, ребенок начинает садиться, ползать, ходить, активно познавая мир: ощупывает, пробует предметы ртом, рассматривает их. Большую роль в восприятии окружающего мира начинает играть зрение.

Во втором полугодии мы продолжаем:

- окружать ребенка музыкой, детскими аудиосказками, звучащими игрушками;

- активно разговаривать с ним на его языке лепета;

- делать физкультуру для речевых мышц: кормим грудью, гримасничаем;

- делать массаж лица и кисти;

- комментировать все режимные моменты.

Вводим новые элементы:

- наглядные средства – игрушки, предметы, картинки;

- сеансы “речевой ходьбы”;

- приемы – помощники, вызывающие у ребенка желание говорить.

Хотелось бы немного подробнее остановиться на последних двух, так как предыдущие пункты, как правило, не вызывают особых затруднений.

Сеансы речевой ходьбы.

Примерно с 10 месяцев малыш постепенно овладевает навыками ходьбы. Он часто ходит с помощью взрослого. Это новый скачок в его развитии. Используем ходьбу для проведения речевых игр.

Малыша нужно держать за локти, под мышками или за кисти рук, сопровождая его путешествие ритмизированной рифмованной речью. Дети очень любят подобные занятия.

Я шагаю, я шагаю
И шаги свои считаю:
Раз, два, три, четыре,

Ножками топ – топ,
Топ – топ – топ – топ,
Ручками хлоп – хлоп,
Хлоп – хлоп – хлоп – хлоп.

Хочется отметить, что в каждом языке накоплен колоссальный опыт использования фольклорных произведений, таких как шутки , прибаутки, потешки и т.д. для общения с малышами. Будет очень хорошо, если родители или педагоги будут их использовать в своих занятиях, в том числе и на родном языке, закрепляя в памяти детей мудрость многих предыдущих поколений.

Приемы – помощники, возбуждающие у ребенка желание говорить.

Показываем ребенку картинку или предмет и называем его. Затем нежно берем малыша за щечки или подбородок и определенным усилием заставляем его смотреть на ваше лицо (на расстоянии 50 см), а сами называем слово еще два – три раза, обеспечивая ребенку возможность “читать” с губ. Зрительно ребенок воспринимает некоторые движения речевого аппарата взрослых, подражает им, частично считывает с губ. После этого нужно чрезвычайно четко повторить это же слово на ушко ребенку два раза.

Почему мы так подробно останавливаемся на речевом развитии первого года жизни, потому что в этом возрасте возможности мозга огромны. Маленькие дети не заучивают слова, а запечатлевают их в памяти (еще не понимая их значения). Слова как бы впечатываются, “записываются на магнитофонную ленту” в головном мозге и ждут того дня, когда созреет центр их воспроизведения. Наступает момент, когда ребенка “прорывает” - все, что у него записалось за первый год жизни, он активно начинает “выговаривать наружу”. Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья, то здесь хочется отметить, что учеными в области дефектологии (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий) доказано, что дети с ОВЗ развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом. Хороший уход, максимум внимания и терпения со стороны взрослых, вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка, укрепление его психического здоровья позволяют предотвращать в будущем или смягчать такие часто возникающие нарушения как логоневрозы, дисграфия, дислексия, повышенная возбудимость и утомляемость, нарушения внимания, плохая память, да и гораздо более серьезные проблемы (ЗПР, аутизм и др.).

ДВА ГОДА

На втором году жизни основная задача взрослого – помочь ребенку заговорить фразами.

Важно отметить, что речевые навыки у каждого ребенка развиваются по собственному уникальному сценарию: у одних детей к двум годам в лексиконе может быть 50 слов, у других 150. В основном это названия игрушек и предметов, окружающих ребенка дома, на улице, в детском саду. Но в это же время малыш начинает активно пользоваться и глаголами: пить, хочу, идет, спит, едет, кричит, упал. Появляются простые предложения из двух – трех слов – ФРАЗЫ. Грамматическое оформление новых фраз еще не совершенно. В это же время ребенок многие слова произносит непонятно для окружающих, потому что формирование звуковой системы языка еще не закончилось. Ребенок не может произносить ряд звуков (р, л, ш, ж, ч, щ, с, з, х), так как речевой аппарат к этому пока не готов.

В этот бурный речевой период ребенку тоже очень нужна речевая организация со стороны взрослых. Правильные образцы предложений, рифмованная речь, речевые игры, короткие рассказики и сказки – все это ускорит и значительно обогатит языковое развитие малыша.

ДВА – ЧЕТЫРЕ ГОДА

На этом этапе активно используется прием общения с ребенком через чтение детских книжек. Помимо традиционного чтения можно использовать приемы интерактивного чтения, которые сводятся к одному – гармоничному диалогу между малышом и взрослым во время чтения, когда малыш не только слушает, но активно участвует в занятии: показывает своим пальчиком предметы на картинке, отвечает, отвечает на вопросы по прочитанному, угадывает слова. Такое чтение доставляет огромную радость и малышу и взрослому. А главное – побуждает ребенка больше говорить, а не только слушать.

Прежде, чем говорить о помощи взрослого в этот период жизни ребенка, хочется рассказать о психологических особенностях детей двух – четырех лет.

Вызвать интерес к чему – либо у ребенка двух – четырех лет не очень просто.

Малыши в это время не способны на длительную концентрацию внимания на каком-либо виде деятельности.

Малыша в этом возрасте интересуют предметы и их действия, а также забавные картинки, увлекательные игры со взрослыми.

У детей очень развита подражательная деятельность: они буквально копируют все подряд, как желательные действия, так и нежелательные.

Слово взрослого не может регулировать поведение малыша. Никакие авторитарные методы (запреты, призывы к послушанию, наказание и т.д.) не дают положительных результатов.

Дети этого возрастного периода не готовы к сложным речевым высказываниям.

Разговаривая с ребенком раннего возраста, нужно стараться занимать такое положение, при котором взрослый находится приблизительно на одном уровне с ним (присесть на корточки или сесть на стул). Так малыш будет испытывать эмоциональный комфорт в процессе общения, а от этого и его речь будет лучше развиваться.

Важно знать при занятиях по развитию речи с малышом:

- для занятий с маленькими детьми подбираются сюжеты, наиболее близкие жизненному опыту этих детей, их возрастным интересам;

- каждое произведение рекомендуется повторять много раз, чтобы ребенок хорошо освоил его и запомнил наизусть – либо все целиком, либо какие-то фрагменты;

- речь взрослого должна быть неторопливой, четкой, без лишних слов, предельно выразительной;

- взрослые должны помнить, что даже что-то интересное ребенок не может воспринимать более 10-15 минут!

Во время чтения или рассказывания по картинке можно активно пользоваться таким эффективным приемом, как выдерживание паузы перед знакомым словом.

Речь взрослого должна постоянно сопровождаться, жестами, мимикой, движениями, взглядами в глаза, прикосновениями, вопросами, поручениями, похвалой. То есть от взрослых требуется большая эмоциональная отдача! Это нужно для того, чтобы активно вовлекать малыша в процесс речевого взаимодействия – диалог.

Ну и напоследок, хотелось бы привести совет психологов: “Никогда не говорите ребенку, что он плохо говорит или не говорит вовсе, не ругайте его за это. В этом возрасте речевой актив ребенка пока еще невелик. Если его ругать за то, к чему он еще не готов, не созрел, у него возникает комплекс – он может замкнуться и вообще перестать говорить. Негативная оценка речи ребенка должна быть полностью исключена”.

Помните: если не заниматься с ребенком, ему будет труднее научиться говорить. Возникает задержка речевого развития, которая приведет к отставанию в психическом и умственном развитии!

Дети начинают говорить намного раньше и становятся более развитыми, если их родители активно помогают им развивать речь.

Раннее детство (период от года до трех лет) – особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, развитие предметной деятельности, овладение речью. Ранний возраст является сензитивным периодом для развития речи. В этом возрасте у ребенка формируется потребность в речевом общении (пассивная и активная речь).

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся хорошая ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.

Таким образом, ранний возраст ребенка это важный период детства для формирования личности и способностей взрослого человека. Современные изменения в экономической и культурной жизни, а так же изменения в обществе, требуют от психологов и педагогов разработки новых концепций воспитания личности и развития умственных способностей ребенка, начиная с самого раннего возраста.

Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь – особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие – полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.

Причинами отставания в развитии речи могут явиться патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.

В современной психолингвистике речевое развитие ребенка рассматривается как сложный динамический комплекс, включающий психофизиологические, языковые и когнитивные компоненты. Условно выделяют четыре периода речевого развитии :

Диагностическое исследование речи детей следует проводить с учетом следующих основных принципов диагностики речевого развития :

* комплексный подход, который требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка; охватывает речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений. Этот принцип позволяет строить коррекционную работу как целостную систему, органически вписывающуюся в повседневную деятельность ребенка;

* принцип целостного системного изучения ребенка требует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений;

* индивидуальный подход в установлении контакта позволяет определить тактику коррекционного воздействия;

* принцип динамического изучения – предполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития;

* выявление положительных возможностей позволяет дифференцировать выявленные нарушения;

* онтогенетический принцип – учет последовательности появления форм и функций речи, а также ведущих видов деятельности ребенка.

Таким образом, диагностическое исследование позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем. Комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения. При этом особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений устной и письменной речи.

По - этому для исследования состояния речи детей раннего возраста и предпосылок ее формирования наиболее часто применяют следующие методы :

* анкетирование (анкета для матери, где формулируются вопросы о протекании пренатального и натального периодов, особенностях раннего речевого и психофизического развития ребенка;

* изучение медицинской документации (медицинская карта ребенка, знакомство с заключением невролога, педиатра и других специалистов;

* беседа и наблюдение за поведением и деятельностью ребенка и оценка его речевых возможностей в естественных условиях (движение, игра, еда, сборы на прогулку и др. режимные моменты) и в ходе выполнения специальных заданий; в процессе игровой деятельности наблюдают за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли ребенок обращенную к нему речь;

* собственно логопедическое обследование ребенка: сформированность понимания фразовой речи, объем пассивного и активного словарного запаса, особенности самостоятельного построения фразы.

Для обследования развития речи можно использовать разнообразный материал (картинки, игрушки, личный опыт ребенка, высказывания ребенка должны включаться в деятельность с предлагаемым материалом, обязательна мотивация этой деятельности.

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития : обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

Речевые задачи необходимо решать в единстве с задачами по формированию таких качеств личности, как самостоятельность, коммуникативность, инициативность. Поэтому главные цели работы по активизации и развитию речи ребенка состоят в следующем:

1. Создание ситуации для осуществления ребенком самостоятельных действий и проявления собственной речевой инициативы.

2. Побуждение ребенка активно использовать слово в качестве единственного адекватного средства общения.

3. Формирование у ребенка начального детского лексикона (пассивного и активного).

Создав ситуации, в которых ребенок может проявить собственную инициативу, сделать выбор, педагог тем самым дает ему возможность для проявления речевой активности. Такие ситуации можно создавать на игровых занятиях, которые должны подчиняться следующим требованиям:

1. Занятие проводится в отдельном, лучше специальном помещении.

2. Необходимо следить за тем, чтобы не перенасыщать предметную среду на занятии, постараться использовать только тот игровой материал, который необходим для решения поставленных задач. Эффективное развитие ребенка достигается при небольшом количестве игрушек, т. к. ребенку нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Главная задача взрослого должна заключаться в выработке у ребенка установки на поиск основных назначений игрушки.

3. Длительность самого занятия, как специально организованного процесса, целесообразно ограничить до 15 минут. Но не следует ограничивать самостоятельные инициативные действия, которые возникают у детей после занятия. Наоборот, следует стимулировать такие действия, давая детям, возможность поиграть тем материалом, который использовался на занятии.

4. Не стараться подчинить занятие определенной структуре. Необходимо создать для ребенка обстановку, в которой он имеет возможность выбирать и словом подтверждать свой выбор. Нужно уловить интерес ребенка, и на этом интересе построить дальнейшую игру.

6. Ребенок должен получать достаточное количество зрительной и тактильной информации об окружающем мире.

7. Необходимо помнить о том, что эмоции подкрепляют познание и усиливают активность восприятия.

Путем специальных воздействий на детей раннего и младшего дошкольного возраста во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление тяжелой речевой патологии.

1. Артамонова Е. Р. К вопросу о закономерностях развития психики человека в онтогенезе // Вестник Владимирского государственного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2011.

2. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития // Основы неэнтропийной теории онтогенеза. – М. : Наука, 1982.

3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. – М. : Просвещение, 1984.

4. Галигузова Л. Н. Мещерякова С. Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте. – М. : Детская психология для родителей, 2008.

5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М. : Логос, 2005.

6. Горлова О. А. Профилактика коммуникативно-речевых отклонений у детей раннего возраста // Специальное образование. – 2012.

7. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М. : Логос, 2008.

8. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М. : Логос, 2006.

9. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М. : Просвещение, 1997.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей дошкольного возраста

Развитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.


Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Речь — инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.

Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его развития. Однако овладение речью происходит не сразу, а проходит ряд этапов.

На первом году жизни речи еще нет. Ее заменяют другие, невербальные средства общения — эмоциональные выражения, мимика, а затем жесты, позы, локомоции, вокализации.

На третьем году жизни ребенок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться с помощью речи.

Следующий этап развития речи ребенка знаменуется появлением его первых настоящих слов. Настоящие слова. Определить точную дату появления первых слов ребенка не так-то просто. Есть дети, которые уже в 11–12 месяцев говорят более 100 слов, а бывает когда до 3 лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие. Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (понимание речи) и активное (говорение). Обычно пассивная речь опережает активную.

До определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается. Ребенок может вплоть до двух лет, хорошо понимая всё, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова — либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепета. И все-таки, при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается. Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно.

Если ребенок понимает обращенную к нему речь, если вы создаете все необходимые условия для его нормального развития, значит, он рано или поздно заговорит.

Почему ребенок начинает говорить? Слово — это, прежде всего, знак, т. е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой-то предмет, который оно обозначает, т. е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребенком и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова.

Если же мама играет с ребенком в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако в том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления.

Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия:

1) потребность в общении со взрослым;

2) потребность в предмете, который нужно назвать.

Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка с взрослым или содержательного, делового общения с ним создает необходимость назвать предмет и значит произнести свое слово.

Значит, главное — это не просто говорить, но играть с ребенком и разговаривать по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно заниматься вместе.

Первоначально у малыша нет никакой потребности называть предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и передать ее может только взрослый.

В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка.

На первом этапе таким центром является предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями.

Без достаточно развитой потребности в общении с взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, который превращает слово в предмет внимания ребенка.

Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Дети уже не только могут слушать и понимать обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости.

Подведем итог вышесказанного. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо, чтобы речь взрослых соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д.), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

Так же, важное значение для своевременного развития речи ребенка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его речь.

Воспитательные воздействия должны проводиться постоянно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

  1. Бородич А. М. Методика развития речи у детей. — М.: Просвещение, 1981.
  2. Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи. — М.: Просвещение, 1970.
  3. Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи Москва, Просвещение, 1970 г
  4. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок Москва, Просвещение, 1988 г.
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
  6. Ушакова О.С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно -метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  7. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения Москва, Просвещение, 1989 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, взрослый, предмет, речь, родной язык, активное слово ребенка, дошкольное детство, нужное слово, психическое развитие.

Похожие статьи

Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста

дошкольный возраст, ребенок, слово, речь, развитие речи, семиотическая функция, внутренняя речь, дошкольное детство, ранний возраст, целое предложение.

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте.

Необходимость в формировании речи дошкольника

Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков.

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста. (Речь взрослого, самих детей, радио, кино, информация средств массовой информации).

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Ключевые слова: образность речи, словесное творчество, формы и методы работы, творческие задания, упражнения. Одной из важных задач подготовки детей к школе является развитие связной речи.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через.

ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг, родной язык, речевое развитие.

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей.

Ключевые слова: чувство родного языка, развитие речи, малые формы фольклора, обогащение педагогического процесса. Наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка является третий год жизни.

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Индивидуализация образовательной деятельности как.

Родное слово – основа всякого умственного. Развития и сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский. В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста.

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях.

Ключевые слова: речь-рассуждение, формирование умений, цифровая лаборатория.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Похожие статьи

Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста

дошкольный возраст, ребенок, слово, речь, развитие речи, семиотическая функция, внутренняя речь, дошкольное детство, ранний возраст, целое предложение.

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте.

Необходимость в формировании речи дошкольника

Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков.

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста. (Речь взрослого, самих детей, радио, кино, информация средств массовой информации).

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Ключевые слова: образность речи, словесное творчество, формы и методы работы, творческие задания, упражнения. Одной из важных задач подготовки детей к школе является развитие связной речи.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через.

ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг, родной язык, речевое развитие.

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей.

Ключевые слова: чувство родного языка, развитие речи, малые формы фольклора, обогащение педагогического процесса. Наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка является третий год жизни.

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Индивидуализация образовательной деятельности как.

Родное слово – основа всякого умственного. Развития и сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский. В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста.

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях.

Ключевые слова: речь-рассуждение, формирование умений, цифровая лаборатория.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.


Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по-иному воспринимает окружающее явление. Ребенок, который овладел речью, осознает прежде всего значение предметов, т.е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип.

Перестраиваются под влиянием речи и процессы памяти. Воспроизведение ранее полученных впечатлений с образованием и дальнейшим развитием речи происходит не только в результате внешней ситуации, а через слово, ее заменяющее. Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др. За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет.

Психолого-педагогическая хар-ка развития детей раннего возраста

Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать:
наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям);
индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро);


высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию;восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

К концу первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым буквально взрывается изнутри: в ней появляются двое - ребенок и взрослый. В это время ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. На грани между возрастами в кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий - как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития.

1).в это время речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, многозначны, полисемантичны, они лишь сколки слов взрослых), что само по себе содержит противоречие: как средство общения эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений. Как разрешение противоречия важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой. 2). до сих пор почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек.


И прежде всего - через конструирование предметов, с которыми ребенок манипулирует. Это явление встречается только в конце младенческого периода. Самостоятельно манипулируя предметом и ориентируясь на его физические свойства, ребенок ни при каких условиях не сможет открыть его общественно закрепленного назначения .

Это противоречие разрешается при построении новой социальной ситуации развития, а именно - ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, содержание которой - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем стали его достоянием. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: "ребенок-предмет-взрослый" (вместо прежней "ребенок-взрослый").
В это время ребенок целиком поглощен предметом. Но в наличной социальной ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие должно разрешиться в новом типе деятельности - предметной деятельности, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего детства). В этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.
3). развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.

Особенности речевого развития детей раннего возраста.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н.А. Гвоздев , В.В. Гербова , М.И. Запорожец , Н.С. Жукова и др .

    Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;


Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования ;

Возникает описательная речь;

Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста

Как организовать занятие с малышом

Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения малыша с задержкой в психофизическом развитии совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь семьи, оказание ему помощи в передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут). Родителям нужно определить, чему уделить внимание, подобрать необходимые игрушки и пособия, выбрать время максимальной активности ребёнка. Занятия должны проходить только в форме игры, интересной для ребёнка. Так же в игру можно превратить любой режимный момент, любую процедуру по уходу за ребёнком. Проводить игру лучше, когда ребёнок находится в хорошем настроении. Гимнастика, массаж — все эти необходимые процедуры дают возможность общаться родителям с малышом, привыкать к его
особенностям характера и темперамента, а малышу — приспосабливаться к новым условия и радоваться жизни.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте , вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.



Приговоры . Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Ролевая игра . Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.



Очень важно, чтобы при занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста, игровой элемент не был поглощен "образовательным" , а эмоции ребенка не подавлялись. Если в процессе общения вы сделаете речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угаснет. Поэтому, используя игры и занятия по развитию речи, вы должны чутко следить за настроением малыша, а также учитывать его речевые возможности.

В заключение напомним общие для всех методик развития речи правила:

говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;

игра - основная деятельность ребенка. поэтому все занятия с детьми раннего возраста возможно проводить только в игровой форме.

не переходите на "детский язык" (не "сюсюкайте") сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь - образец для подражания.

Читайте также: