Развитие общества 8 класс конспект

Обновлено: 09.07.2024

1. Обобщить и систематизировать знания о развитии общества и его современном этапе, полученные учащимися в курсе истории, а так же личный социальный опыт. Раскрыть различные взгляды на процесс общественного развития, охарактеризовать формы общественного развития, выявит важнейшие процессы развития современного общества, обобщить и расширить имеющуюся у учащихся информацию о глобальных проблемах современного общества.

2. Способствовать воспитанию у учащихся гражданского самосознания.

3. Способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся, умения извлекать социальную информацию из различных источников; осознанию учащимися ответственности современного человека за жизнь будущих поколений в условиях обострения глобальных проблем.

План изучения нового материала:

1. Проблема общественного развития.

2. Реформы и реформаторы.

3. Развитие человечества в XXI веке.

Тип урока: урок изучения нового материала

III. Актуализация опорных знаний.

1. Что такое общество?

2. Какие типы общества

3. На какие 4 сферы делится общество?

4.Человек существо биологическое или социальное?

Дети предлагают разные варианты, важно подвести их к мысли, что развитие – есть изменение состояния.

Учитель: - В каких направлениях может идти развитие? (здесь важно показать, что процесс развития может идти как в сторону улучшения, так и в противоположную сторону). Пример улучшения состояния общества дети, как правило, приводят сами, а вот с пример с ухудшением состояния часто бывает необходимо подсказывать (например, война как может изменить состояние общества, или вспомнить гибель Римской империи, так же Византийской империи).

Проблема: А какими путями, способами развивалось общество? Как же шёл процесс развития?

Дело в том, что этим вопросом задавались учёные разных исторических эпох. Давайте познакомимся с выводами учёных.

Задание: соотнести понятия с определениями

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Эволюция (общественная)

коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя;

Революция (социальная)

изменение какой-либо стороны жизни общества при сохранении существующего строя

Переход от одной стадии развития общества к более сложной

Задание: Привести примеры

По рядам в парах

Эволюция (общественная)

Революция (социальная)

Задание: №3 рабочей тетради, ст. 16-17

А) Взятие Бастилии

1) РЕВОЛЮЦИЯ

Б) Война за независимость североамериканских колоний

В) Введение рекрутской повинности в России

Г) Отмена крепостного права в России в 1861г.

Задание: Работая с текстом учебника, привести примеры глобальных проблем

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Закрепление изученного материала: ТЕСТ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие общества

Существует две формы развития. Формы развития:
1.Прогресс – движение от простого к сложному, перевес положительных изменений над отрицательными.
2.Регресс – движение от сложного к простому, перевес отрицательных изменений над положительными.

Само развитие может быть в культуре, науке, производстве, обществе. В данной теме нас больше интересует общественное развитие. Есть всего три формы развития общества:
1. Эволюция (постепенный прогресс, движение от простого к сложному, развитие без слома системы);
2. Революция (быстрое кардинальное изменение всей общественной системы , слом старого порядка, скачкообразное развитие);
3. Реформа (целенаправленные поступательные изменения отдельных элементов системы , может как сломать, так и оставить старый порядок).

Революции происходят снизу, а реформы проводятся сверху.

В наше время у всего человечества в целом появились новые интересные направления в развитии. У человечества в 21 веке наблюдаются следующие тенденции развития:
1.Глобализация (усиление связей между государствами и народами во всех сферах жизни(все смотрят голливудское кино, едят в Макдоналдсе, пользуются Ютубом и т.д.), существуют противники глобализации – антиглобалисты);
2.Интеграция (создание международных союзов в политике, экономике и т.п., например, ЕС, НАФТА, НАТО и т.п.)
3.Информационная революция (Интернет, компьютеризация, сотовая связь);
4.Ускорение общественного развития (с каждым годом открытия делаются всё быстрее).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить и систематизировать знания о развитии общества и его современном этапе, полученные учащимися в курсе истории, а так же личный социальный опыт. Раскрыть различные взгляды на процесс общественного развития, охарактеризовать формы общественного развития, выявит важнейшие процессы развития современного общества, обобщить и расширить имеющуюся у учащихся информацию о глобальных проблемах современного общества.

Способствовать воспитанию у учащихся гражданского самосознания.

Способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся, умения извлекать социальную информацию из различных источников; осознанию учащимися ответственности современного человека за жизнь будущих поколений в условиях обострения глобальных проблем.

План изучения нового материала:

Проблема общественного развития.

Реформы и реформаторы.

Развитие человечества в XXI веке.

Тип урока: урок изучения нового материала

Актуализация опорных знаний.

Что такое общество?

Какие типы общества

3. На какие 4 сферы делится общество?

4.Человек существо биологическое или социальное?

Дети предлагают разные варианты, важно подвести их к мысли, что развитие – есть изменение состояния.

Учитель: - В каких направлениях может идти развитие? (здесь важно показать, что процесс развития может идти как в сторону улучшения, так и в противоположную сторону). Пример улучшения состояния общества дети, как правило, приводят сами, а вот с пример с ухудшением состояния часто бывает необходимо подсказывать (например, война как может изменить состояние общества, или вспомнить гибель Римской империи, так же Византийской империи).

Проблема: А какими путями, способами развивалось общество? Как же шёл процесс развития?

Дело в том, что этим вопросом задавались учёные разных исторических эпох. Давайте познакомимся с выводами учёных.

Задание: соотнести понятия с определениями

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Эволюция (общественная)

коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя;

Революция (социальная)

изменение какой-либо стороны жизни общества при сохранении существующего строя

Переход от одной стадии развития общества к более сложной

Задание: Привести примеры

По рядам в парах

Эволюция (общественная)

Революция (социальная)

Задание: №3 рабочей тетради, ст. 16-17

А) Взятие Бастилии

Б) Война за независимость североамериканских колоний

В) Введение рекрутской повинности в России

Г) Отмена крепостного права в России в 1861г.

Задание: Работая с текстом учебника, привести примеры глобальных проблем

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Закрепление изученного материала: ТЕСТ


Общество непрерывно развивается. В нём происходят процессы, положительно или отрицательно влияющие на благосостояние его членов. Изменения могут затрагивать основы существования социума или быть менее заметными, касающимися отдельных сфер. Узнаем, какие стадии проходит общество в своём развитии, какие пути преобразований существуют.

Ступени развития общества

Существует несколько классификаций этапов развития общества. Наибольшее распространение получило выделение трёх ступеней в зависимости от того, какие средства производства используются людьми.

Для традиционного общества характерным является натуральное сельское хозяйство. Производимая продукция предназначена для личного использования. Для получения урожая применяются простые орудия труда. Преобладает общинная собственность. Образ жизни членов коллектива определяется обычаями и традициями. Большое влияние оказывает религия и армия.

Крестьяне в поле

Рис. 1. Крестьяне в поле.

Следующей ступенью является индустриальное общество. К его признакам относится развитие промышленности, использование различных машин и станков. Собственность переходит в частные руки. Важную роль играет капитал. Производство материальных благ носит массовый характер. Активно развиваются рыночные отношения.

Изменения затрагивают и политическую сферу: провозглашаются принципы демократии, человек приобретает право голоса. Люди могут изменить своё положение благодаря умениям и профессиональным навыкам.

Отличительной чертой постиндустриального общества является развитие сферы услуг. Главным фактором становится информация. Внедряется роботизация и автоматизация производства. Провозглашается ценность каждого человека. Высокий уровень социальной мобильности позволяет любому достичь желаемого уровня благосостояния.

Многие исследователи считают, что современная Россия переживает переходный период между индустриальным и информационным обществом. Для нашего государства характерно развитие промышленности, наличие разных видов собственности, провозглашение демократических принципов.

Пути общественного развития

В обществознании выделяется два пути развития общества. Кратко познакомимся с их характеристиками.

  • Реформы — это постепенные преобразования, затрагивающие отдельные сферы общественной жизни. Они проводятся по инициативе властей. Примером является пенсионная реформа, введение ЕГЭ, изменение системы налогообложения.
  • Революция — это перестройка основ общественной жизни. Она происходит быстро, затрагивает все сферы. Часто не поддаётся контролю со стороны властей. Так, революция 1917 года привела к образованию СССР.

В зависимости от направлений развития в науке выделяются следующие понятия:

  • прогресс — движение от простого к сложному, улучшение жизни, её совершенствование;
  • регресс — понятие, противоположное прогрессу;
  • стагнация — состояние, при котором не происходит никакого движения.

О путях и ступенях развития общества можно рассказать в докладе для 8 класса.

Что мы узнали?

В своём развитии общество проходит три ступени. Оно может быть традиционным, индустриальным или постиндустриальным. Преобразования, происходящие в нём, осуществляются посредством реформ или революций.

Читайте также: