Разнообразие животных 3 класс конспект плешаков

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по окружающему миру в 3 классе.

Разнообразие животных

Цели деятельности учителя :

Обучающие: создать условия для актуализации и систематизации знания о классификации животных и их групповых признаках; формирования представлений о животных в процессе работы с текстом.

Развивающие: способствовать развитию критического мышления, умений ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширению кругозора учащихся.

Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к окружающему миру, культуры общения в группе со сверстниками, бережного и внимательного отношения к животным.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

– Начинаем урок. На уроке постараемся открыть новые тайны природы. Пусть этот урок принесет вам хорошее настроение, новые знания, хорошие оценки.

Звучит музыка. Подготовленный заранее ученик читает стихотворение:

Есть на з емле огромный дом Живёшь в том светлом доме ты

Под крышей голубой. И все твои друзья.

Живут в нём солнце, дождь и гром, Куда б дороги ни вели,

Лес и морской прибой. Всегда ты будешь в нём.

Живут в нём птицы и цветы, Природою родной з емли

Весёлый звон ручья. з овётся этот дом…

(Леонид Дайнеко.)

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с нашим родным домом – природой.

II. Актуализация опорных знаний.

1. ф ронтальный опрос:

– Наука, которая изучает растения.

– К какому царству относится этот предмет? (К царству растений.)

– Как называется наука, которая изучает растения? (Ботаника.)

– Какую роль играют растения в жизни людей и животных? (Человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. Животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством.)

– Да, жизнь без растений на з емле немыслима.

2. Работа в группах.

– А сейчас хотелось бы узнать, что вы знаете о растениях. На столе карточки с заданиями. Вы должны прочитать вопрос и выбрать правильный ответ.

1. Что содержит плод растения?

а) ц веток; б) семена; в) стебель.

2. Что растения получают из почвы?

а) п ерегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) кислород, воду, соли.

3. Хвойные растения – это:

а) сосна, ель, яблоня;

б) лиственница, папоротник, кедр;

в) ель, сосна, пихта.

Ответы : 1-б. 2-в. 3-в.

3. Интеллектуальная минутка(работа в парах)

( на столах карточки )

1. В каком органе растения происходит образование питательных веществ?

л – корень з – листья

2. При дыхании растения поглощают…

о – кислород р – углекислый газ

3. Растения какой группы не имеют органов, всё растение – один организм?

о – водоросли а – папоротники

4. Какие питательные вещества готовят листья растений?

е – минеральные соли л – сахар и крахмал

о – кислород т – углекислый газ

г – на свету о – при определённой температуре

7. Сладкий сок цветов, который даёт цветку аромат.

л – пыльца и – нектар

8. Наука, которая занимается изучением растений.

я – ботаника у – биология

– А что же обозначает это слово? Давайте попробуем сами догадаться. (Ответы учащихся.)

Зоология – наука о животных.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, Взвился вверх и полетел.

Больше спать не захотел. Солнце утром лишь проснется,

Шевельнулся, подтянулся, Бабочка кружится, вьется.

IV. Изучение нового материала.

1. Мир животных.

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Мир животных очень разнообразен, в нём много интересного. На столах у вас лежат рисунки с изображением животных. Распределите их на группы.

– Сколько групп получили? На какие группы вы разделили животных? (Две группы – дикие и домашние.)

Демонстрирует схему:

У каждого животного своя среда обитания. Некоторые живут в воде, некоторые на суше, третьи – в почве, жизнь других животных тесно связана с воздухом.А многие живут рядом с человеком. Как называются животные, которые живут рядом с человеком? А те, которые живут в дикой природе?

– Что вы помните о домашних животных? ( к огда люди жили в пещерах, они стали подкармливать диких животных, со временем дикие животные стали домашними.)

– Что мы получаем от домашних животных? ( м ясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мёд, воск, охрану жилья, транспортное средство.)

– Что вы знаете о диких животных? ( ж ивут вдали от человека, сами добывают пищу, строят жильё.)

В чем отличие диких и домашних животных?( ответы детей )

– Кто знает, как называется наука о животных? ( з оология.) Наука о животных называется зоологией . Это ещё один из разделов биологии. Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп. Само зарождение человечества взаимосвязано с животными. Многие народы обожествляли некоторых животных (Египет – кошку, как богиню ночи и охоты; племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных). Поэтому люди с древних времен заботились о животных и оберегали их. Я призываю вас к бережному отношению ко всему живому, к окружающему нас миру! В животном мире есть много групп, представители которых имеют свои особенности и отличительные признаки.

2. Классификация животных.

Работа в рабочей тетради.

– Откройте рабочую тетрадь (задание № 1, с. 40–41). Выполняя задание, мы познакомимся с классификацией животных. ( работа одновремено в рабочей тетради, по схеме и по учебнику)

– Животные удивительно разнообразны. Изучением их разнообразия занимается наука – систематика . Главная задача которой – это классификация животных. Рассмотрите схему на доске:

Систематические группы животных

hello_html_58498da6.jpg

– Выделяют также отряды , семейства , рода , на которых вы подробнее остановитесь на уроках биологии в старших классах. Основная единица классификации – это вид животных.

Звери, или млекопитающие.

– Назовите, к какой группе относятся изображенные на иллюстрации в рабочей тетради животные. (Звери.)

– Перечислите их признаки. (Тело покрыто шерстью, имеют по четыре лапы, своих детенышей вскармливают молоком.)

– Как называют их еще? (Млекопитающие.)

– Назовите следующих животных. (Крот, кит, летучая мышь.)

– Эти животные тоже относятся к группе зверей, хотя у летучей мыши вместо лап – крылья, у кита вместо ног – плавники и тело не покрыто шерстью, а у крота лапы-лопаты. Но эти животные детенышей вскармливают молоком, поэтому они тоже млекопитающие. В группе зверей – кит – самое большое животное.

– Рассмотрите следующие иллюстрации с изображением животных. Назовите следующую группу животных. (Птицы.)

– Все ли птицы летают? (Нет.)

– Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус.)

– Назовите птицу, у которой вместо крыльев – лапы-ласты, и они хорошо плавают. (Пингвины.)

– Я перечислю основные признаки животных следующей группы, а вы догадайтесь, как эта группа называется: живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами. (Рыбы.)

– Назовите, каких рыб вы знаете. (Ответы учащихся.)

Земноводные.

– Назовите следующих животных. (Лягушки, жабы, тритоны.)

– Эти животные могут жить на земле и в воде. Как можно назвать эту группу? (Земноводные.)

Пресмыкающиеся.

– Следующую группу животных составляют насекомые, ракообразные, паукообразные (дети находят на схеме – тип членистоногие, чтение по учебнику, заполнение таблицы в рабочей тетради) . Рассмотрим их более подробно.

– Назовите группу животных, изображенных на иллюстрации. (Насекомые.)

– Перечислите их признаки. (Три пары ног, одна пара усов, одна-две пары крыльев.)

Ракообразные.

Паукообразные.

– К этой группе относятся: пауки, скорпионы, сенокосцы, клещи, тарантулы. Все они имеют восемь ног (четыре пары). Голова и грудь слиты воедино, брюшко покрыто щитком, сзади расположены паутинные бородавки. (Выходящее вещество, застывая в воздухе, превращается в шелковую паутинную нить, она гибкая и прочная. В XVIII веке во Франции из нее изготовляли перчатки.)

– Следующая группа животных – моллюски ((дети находят на схеме – тип моллюски, чтение по учебнику, заполнение таблицы в рабочей тетради на схему –) . Моллюски обитают в морях и океанах. Хорошо плавают. К ним относятся улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы. Это беспозвоночные животные, тело которых состоит из головы, туловища и одной ноги, преобразованной в плавник. У многих из них тело защищено раковиной.

– Еще одна группа животных – черви (учитель указывает на схему – тип черви) . Эту группу составляют беспозвоночные животные с вытянутым телом, к ним относят плоских, кольчатых и круглых червей.

– Есть еще одна группа животных – это иглокожие (учитель указывает на схему – тип иглокожие) . К ним относятся: морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Они малоподвижны. Одни питаются растительной пищей, другие – хищники. Могут отбрасывать части тела и даже внутренние органы, которые впоследствии восстанавливаются.

– И еще есть одна группа животных – это кишечнополостные , но мы с вами о них узнаем в старших классах на уроках биологии.

Физкультминутка

Утром мышки проснулись,

Лапки ставят на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

Быстро сделали зарядку.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись,

Лапки ставят на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб окрепли лапки.

V. Первичное закрепление изученного.

Разнообразие животных

Черви: дождевой червь, пиявки

Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы

Иглокожие: морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы

Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы

Паукообразные: скорпионы, сенокосцы, пауки, клещи

Насекомые жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи

Земноводные: лягушки, жабы, тритоны

Пресмыкающиеся (рептилии): ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы

Звери, или млекопитающие

– Разгадайте загадки о животных:

Мчится, воды рассекая,

Злая хищница морская.

Нам зубастая… (акула) .

• Он на веточке сидит

И без дела не жужжит.

У него усища есть,

Крылья. Ножек – ровно шесть.

В синем небе кружит…

• Ходит барыня пешком,

Землю роет пятачком.

До чего ж толста она –

Шея просто не видна!

У ней песенка своя:

Поет… (свинья) .

• Та зеленая певица

Красивей поет, чем птица.

Попоет в родном болоте –

И отводит час охоте.

Берегись, комар и мушка!

Открывает рот… (лягушка) .

• Под водой усач живет,

Носик-ножницы в руках,

Ходит задом наперед

На восьми кривых ногах.

Там, где тишь да полумрак,

Не спеша гуляет… (рак) .

• По земле старушка бродит,

А из дома не выходит.
Надо ль ей переживать,
Где придется ночевать?
Нет, она не знает страха:
Всегда дома… (черепаха) .

Учащиеся отгадывают загадки и говорят, к каким группам относятся животные.

VI. Закрепление изученного материала.

р абота в рабочей тетради.

Пиявка – группа червей.

Работа по учебнику.

– п осчитайте виды птиц на рисунке в учебнике ().

VII. Итог урока.

– Наш урок подходит к концу. Спасибо вам за активную работу.

– Что нового вы узнали на уроке? Что такое зоология?

VIII .Рефлексия

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?( Дети сами себя оценивают .)

Хоровое чтение стихотворения:

Любите родную природу – На ней мы с тобою родились,

Озера, леса и поля. Живем мы с тобою на ней.

Ведь это же наша с тобою Так будем же, люди, все вместе

На веки родная земля. Мы к ней относиться добрей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Окружающий мир

Описание презентации по отдельным слайдам:

Окружающий мир

 Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Почему мы сюда попали?

Почему мы сюда попали?

животные птицы насекомые рыбы звери паукообразные

животные птицы насекомые рыбы звери паукообразные

Разнообразие животных

Амёба Инфузория туфелька

Амёба Инфузория туфелька

Многоклеточные Учебник стр. 89 - 92

Многоклеточные Учебник стр. 89 - 92

насекомые

Группы животных Группы животных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног.

Группы животных Группы животных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног( 6 ног) Птицы Тело покрыто перьями, 2 ноги Рыбы Тело покрыто чешуей, пере-двигаются с помощью плавников Звери Тело покрыто шерстью, 4 лапы

 Скворец Сорока Антарктический пингвин Дятел

Скворец Сорока Антарктический пингвин Дятел

Группы животных Группы животных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног.

Группы животных Группы животных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног( 6 ног) Птицы Тело покрыто перьями, 2 ноги Рыбы Тело покрыто чешуей, пере-двигаются с помощью плавников Звери Тело покрыто шерстью, 4 лапы

рыбы

Группы животных Группы животных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног.

Группы животных Группы животных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног( 6 ног) Птицы Тело покрыто перьями, 2 ноги Рыбы Тело покрыто чешуей, пере-двигаются с помощью плавников Звери Тело покрыто шерстью, 4 лапы

звери

Группы животных Группы животных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног.

Группы животных Группы животных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног( 6 ног) Птицы Тело покрыто перьями, 2 ноги Рыбы Тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников Звери Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы Пресмыкающиеся Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем Земноводные Голая, влажная кожа,4 лапы

Сухопутная черепаха Нильский крокодил Кобра Хамелеон

Сухопутная черепаха Нильский крокодил Кобра Хамелеон

Группы животных Группы животных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног.

Группы животных Группы животных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног( 6 ног) Птицы Тело покрыто перьями, 2 ноги Рыбы Тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников Звери Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы Пресмыкающиеся Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем Земноводные Голая, влажная кожа,4 лапы

Серая жаба Тритон Озёрная лягушка

Серая жаба Тритон Озёрная лягушка

Группы животных Группыживотных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног(.

Группы животных Группыживотных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног( 6 ног) Птицы Тело покрыто перьями, 2 ноги Рыбы Тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников Звери Тело покрыто шерстью, 4 лапы Пресмыкающиеся Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем Земноводные Голая, влажная кожа,4 лапы Черви Имеют мягкое, часто гладкое тело, ног нет Моллюски Имеют мягкое тело, которое у многих защищено раковиной, ног нет Паукообразные Имеют 8 ног (4 пары) Иглокожие Тело покрыто иголками, ног нет Ракообразные Тело покрыто панцирем, имеют 2 клешни

Земляные черви Морские черви

Земляные черви Морские черви

Группы животных Группыживотных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног(.

Группы животных Группыживотных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног( 6 ног) Птицы Тело покрыто перьями, 2 ноги Рыбы Тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников Звери Тело покрыто шерстью, 4 лапы Пресмыкающиеся Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем Земноводные Голая, влажная кожа,4 лапы Черви Имеют мягкое, часто гладкое тело, ног нет Моллюски Имеют мягкое тело, которое у многих защищено раковиной, ног нет Паукообразные Имеют 8 ног (4 пары) Иглокожие Тело покрыто иголками, ног нет Ракообразные Тело покрыто панцирем, имеют 2 клешни

Осьминог Улитка

Группы животных Группыживотных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног(.

Группы животных Группыживотных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног( 6 ног) Птицы Тело покрыто перьями, 2 ноги Рыбы Тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников Звери Тело покрыто шерстью, 4 лапы Пресмыкающиеся Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем Земноводные Голая, влажная кожа,4 лапы Черви Имеют мягкое, часто гладкое тело, ног нет Моллюски Имеют мягкое тело, которое у многих защищено раковиной, ног нет Паукообразные Имеют 8 ног (4 пары) Иглокожие Тело покрыто иголками, ног нет Ракообразные Тело покрыто панцирем, имеют 2 клешни

Паук-крестовик Каракурт Тарантул Скорпион

Паук-крестовик Каракурт Тарантул Скорпион

Группы животных Группыживотных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног(.

Группы животных Группыживотных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног( 6 ног) Птицы Тело покрыто перьями, 2 ноги Рыбы Тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников Звери Тело покрыто шерстью, 4 лапы Пресмыкающиеся Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем Земноводные Голая, влажная кожа,4 лапы Черви Имеют мягкое, часто гладкое тело, ног нет Моллюски Имеют мягкое тело, которое у многих защищено раковиной, ног нет Паукообразные Имеют 8 ног (4 пары) Иглокожие Тело покрыто иголками, ног нет Ракообразные Тело покрыто панцирем, имеют 2 клешни

Арахна и богиня Афина

Арахна и богиня Афина

Морской ёж Морская лилия Морская звезда Морской огурец

Морской ёж Морская лилия Морская звезда Морской огурец

Группы животных Группыживотных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног(.

Группы животных Группыживотных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног( 6 ног) Птицы Тело покрыто перьями, 2 ноги Рыбы Тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников Звери Тело покрыто шерстью, 4 лапы Пресмыкающиеся Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем Земноводные Голая, влажная кожа,4 лапы Черви Имеют мягкое, часто гладкое тело, ног нет Моллюски Имеют мягкое тело, которое у многих защищено раковиной, ног нет Паукообразные Имеют 8 ног (4 пары) Иглокожие Тело покрыто иголками, ног нет Ракообразные Тело покрыто панцирем, имеют 2 пары усиков

ракообразные рак краб креветка

ракообразные рак краб креветка

Группы животных Группыживотных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног(.

Группы животных Группыживотных Отличительные признаки Насекомые Три пары ног( 6 ног) Птицы Тело покрыто перьями, 2 ноги Рыбы Тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников Звери Тело покрыто шерстью, 4 лапы Пресмыкающиеся Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем Земноводные Голая, влажная кожа,4 лапы Черви Имеют мягкое, часто гладкое тело, ног нет Моллюски Имеют мягкое тело, которое у многих защищено раковиной, ног нет Паукообразные Имеют 8 ног (4 пары) Иглокожие Тело покрыто иголками, ног нет Ракообразные Тело покрыто панцирем, имеют 2 клешни


Домашнее задание с. 88 – 93 пересказ т.с..50 - 51, № 1, № 2

Домашнее задание с. 88 – 93 пересказ т.с..50 - 51, № 1, № 2

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 719 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.01.2020 551
  • PPTX 3.9 мбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Воронцова Елена Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: показать разнообразие животного мира.

Задачи:

образовательные: познакомить с новой классификацией животных, их видовыми признаками; развивающие: развивать познавательную активность детей, умение сравнивать внешний вид животных, рассуждать, делать выводы;
воспитательные: воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к животному миру Земли, формировать ответственное, бережное о

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о мире животных и что ещё нужно узнать.
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между представителями живой природы, учиться классифицировать животных.
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение.
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; умение работать в группах.

ВложениеРазмер
raznoobrazie_zhivotnyh.docx 30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ"

Цель: показать разнообразие животного мира.

образовательные : познакомить с новой классификацией животных, их видовыми признаками; развивающие : развивать познавательную активность детей, умение сравнивать внешний вид животных, рассуждать, делать выводы;
воспитательные : воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к животному миру Земли, формировать ответственное, бережное о

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Регулятивные : умение выделять и осознавать то, что уже знают о мире животных и что ещё нужно узнать.
Познавательные : делать простейшие выводы о взаимосвязи между представителями живой природы, учиться классифицировать животных.
Личностные : уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение.
Коммуникативные : участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; умение работать в группах.

Оборудование: карточки для теста ; карточки с таблицами для работы в группах; компьютер, проектор, презентация.

Цель: познакомить с классификацией животных и их групповыми признаками.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать животных по их групповым признакам, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировать, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданием; распечатки таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальное задание

(Учитель раздает ученикам карточки с заданием.)

— Нарисуй при помощи условных знаков правила поведения в природе.

2. Фронтальный опрос

— Какую роль играют растения в жизни людей? (Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Только растения образуют на свету сахар, крахмал и другие вещества, которыми питаются люди и животные.)

— Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

— Назовите растения, занесенные в Красную книгу.

(Проверка задания № 7 из рабочей тетради (с. 39). Учащиеся рассказывают о растениях.)

— Что делают люди для охраны растений? (Их охраняют в заповедниках, ботанических садах.)

— Какие правила поведения в природе вы выполняете?

III. Самоопределение к деятельности

1. Эти животные любят вываляться в жидкой болотной грязи. Грязь высыхает и покрывает кожу твердой, но хрупкой коркой. Затем зверь начинает тереться боком о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному.

Он очень быстро бегает и легко переплывает реки. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. По ночам ищет корм, а днем лежит в укромных местах на подстилке из веток, листьев и сухой травы. Кожа толстая и покрыта бурой щетиной.

2. Это хитрые птицы. Самец, пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек. Они думают, что это ястреб, и на время улетают. Самка только этого и ждет. Если птицы узнают ее, то уж и достается самцу от них! Собираются они в стайки и гонят его как можно дальше. Самка же тем временем спокойно подкладывает яйцо. При этом она часто выбрасывает одно из яиц хозяев, чтобы те не заметили подмены.

— Кто это? (Кукушка.)

3. Кто-то темный с гудением пронесся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетав, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный! Это враг нашего леса. Только листья на березах, дубах, ивах и других деревьях да кустарниках распустятся, он тут как тут, начинает их грызть. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют.

— Кто это? (Майский жук.)

— Как в двух словах можно назвать эту группу живых существ? (Царство животных.)

— Назовите представителей этого царства.

Сегодня на уроке будем говорить о животных.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Классификация животных

— Животные. Кого вы представляете себе, когда слышите это слово? (Ответы учеников.)

Все это представители замечательного царства животных. Наука о животных называется зоологией. Это еще один раздел биологии.

— Прочитайте названия животных.

(Слова записаны на доске.)

Волк, уж, глухарь, лось, белка, лягушка, налим.

— Как можно назвать животных этой группы? (Дикие животные.)

— Прочитайте названия животных.

(Слова записаны на доске.)

Корова, петух, свинья, кот.

— Как можно назвать животных этой группы? (Домашние животные.)

Это классификация животных по месту обитания.

— Прочитайте внимательно еще раз названия животных. Можно ли среди них выделить группы с похожими признаками? (Да. Звери, птицы, рыбы.)

— Чем похожи звери? (Тело покрыто шерстью, детенышей кормят молоком.)

— Чем похожи птицы? (Тело покрыто перьями, птенцы рождаются из яиц.)

— А к какой группе можно отнести дождевого червя, морскую звезду? (Ответы учеников.)

Ученые-зоологи делят царство животных на большее число групп.

2. Практическая работа

— Прочитайте в учебнике текст на с. 88—90. Заполним таблицу. (Учитель раздает детям распечатки, по ходу чтения текста учащиеся заполняют таблицу.)

Группа животных

Признаки

Беспозвоночные

Черви: дождевой червь, пиявки

Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы

Мягкое тело обычно защищено раковиной

Иглокожие: морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы

Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы

Паукообразные: скорпионы, пауки, клещи, сенокосцы

Насекомые: жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи

Позвоночные

Живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами

Земноводные: лягушки, жабы, тритоны

Кожа голая, нежная. Часть жизни живут на суше, часть — в воде

Пресмыкающиеся (рептилии): ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы

Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем

Тело покрыто перьями

Звери, или млекопитающие

Тело покрыто шерстью. Детенышей кормят молоком

— Расскажите о разнообразии животных.

3. Работа по учебнику

Виды животных

— Прочитайте в учебнике текст на с. 91.

— Посчитайте, сколько на рисунке птиц каждого вида.

V. Физкультминутка

Еж спешил к себе домой,

Нес запасы он с собой.

Через кочки еж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился —

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки на с. 40—41.

— Кто лишний в первом ряду животных? Почему? (Осьминог, это моллюск.)

— Подчеркните слово осьминог.

— Прочитайте названия животных во втором ряду. А здесь кто лишний? Почему? (Паук, группа паукообразных.)

— Подчеркните слово паук.

— Найдите лишнее в каждом ряду. Подчеркните. (Задание в - лягушка, группа земноводных; задание г — пиявка, группа червей.)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте задание. Найдите рисунок в учебнике на с. 92.

— Запишите, сколько птиц каждого вида изображено на рисунке.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте задание. Запишите по три названия животных различных видов.

(После выполнения задания проводится проверка.)

— Прочитайте задание. Найдите приложение к нему. Вырежьте и наклейте рисунки.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

Работа в группах

— Придумайте задание на классификацию животных. Предложите его ребятам других групп. Оцените их ответы.

(Дети могут предложить разделить животных на группы: по размеру (маленькие и большие), по цвету (серые, рыжие и т. д.), по среде обитания (лесные, луговые, речные и т. д.).)

— Определите с помощью атласа-определителя животных, изображенных на рисунках учебника (с. 87-91).

Итак, ученые делят царство животных на большое число групп. Среди них черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. В каждой из этих групп множество видов.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие группы животных вы узнали на уроке?

— Назовите животное и группу, представителем которой является это животное.

Домашнее задание

2. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 43).

Читайте также: