Размещение населения россии 9 класс конспект урока домогацких
Обновлено: 07.07.2024
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_rasseleniya._gorodskoe_i_selskoe_naselenie._rol_gorodov.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
География 9 класс
Тема: Особенности расселения. Городское и сельское население. Роль крупнейших городов в жизни страны.
Эпиграф к уроку: Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты — чарователь неустанный,
Ты — неслабеющий магнит.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Рабочий лист. Задание 1.
III. Изучение нового материала.
1) процесс заселения территории;
Расселение – это результат процесса заселения, то есть совокупность населенных пунктов.
- Какие вы знаете населенные пункты? Назовите 2 основные формы расселения (сельская и городская). Какая форма расселения появилась раньше и почему?
Вот и начнем мы с сельской формы расселения.
Формы сельского расселения:
деревни, села, аулы, станицы, селения, стойбища.
В 6-ти субъектах РФ сельское население значительно преобладает над городским (выделить в к/к с. 4-5) Рабочий лист. Задание 2. :
Республики Алтай, Тыва, Калмыкия, Дагестан, Чечня, Ингушетия
Городская форма расселения.
1) уменьшается доля сельскохозяйственных и увеличивается доля промышленных функций;
2) увеличивается плотность застройки, ее этажность;
3) возрастает число учреждений сферы услуг, они становятся более специализированными;
4) растет разнообразие мест приложения труда, специализация работников становится более узкой;
5) усиливается социальная и территориальная подвижность населения, меняется образ жизни людей и их система ценностей.
- Когда и где стали возникать города? (несколько тысяч лет назад на пересечении торговых и транспортных путей).
Город (в РФ) – населенный пункт, в котором проживает свыше 12 тысяч человек, более 85% которых заняты не в сельском хозяйстве.
ПГТ – населенный пункт, в котором проживает менее 12 тысяч, но свыше 3 тысяч человек, более 85% которых заняты не в сельском хозяйстве.
Назовем несколько старейших городов России.
- Казань (1005 год); - Владимир (990 год) Владимир Мономах; - Брянск (985 год)
- Муром (862 год) Владимирская область
- Великий Новгород (859 год)
- Евпатория (497 год до н.э.). Крым
- Назовите причины роста числа городов (освоение месторождений полезных ископаемых, строительство дорог, основание портов и т.п.).
Урбанизация – это процесс роста числа городов и распространения городского образа жизни.
Этот процесс начался много веков назад и продолжается в настоящее время, но не такими быстрыми темпами.
Ознакомимся с молодыми городами России.
- Межгорье (Башкортостан); Агидель (Башкортостан);
- Лангепас ХМАО (между г. Сургут и Нижневартовск)
- Кедровый (Томская область); - Муравленко (ЯНАО)
- Покачи (ХМАО) – 1984
- Губкинский (ЯНАО) – 1986
- Полысаево (Кемеровская область, Кузбасс) -1989. Угледобывающий промышленный центр.
- Магас (Республика Ингушетия) 1995. Один из немногих в последние десятилетия городов мира, специально основанных как столица. Самый маленький и самый молодой населённый пункт, являющийся административным центром субъекта РФ.
- Иннополис (Республика Татарстан, в 40 км. от Казани) – 2012. Наукоград
Доля городского населения в численности населения страны называется уровнем урбанизации.
В настоящее время в городах России сосредоточено 73% ее населения, т.е. уровень урбанизации составляет 73%. Однако в различных регионах страны соотношение городского и сельского населения отличается от среднего показателя. Самый высокий уровень урбанизации 92%, в Магаданской области (из-за суровых климатических условий население сконцентрировано в городах).
Задание для подготовки к ОГЭ.
Население – 18922 тыс. человек. В том числе: городское - 13768 тыс. человек.
18 922 000 – 100%
13 768 000 х 100 : 18 922 000 = 72,8%
Задание 3. Определить долю городского населения, в разных экономических районах, используя карты атласа (по вариантам).
Определите уровень урбанизации Северного экономического района (с. 30), т.е. долю городского населения. Округлите до десятых.
Население – 4638 тыс. человек. В том числе:
Городское - 3652 тыс. человек.
3652000 х 100 : 4638000 = 78,7%
Определите уровень урбанизации Северо-Кавказского экономического района (Европейский юг) (с. 36), т.е. долю городского населения. Округлите до десятых.
Население – 22099 тыс. человек. В том числе:
Городское - 12112 тыс. человек.
12112 000 х 100 : 22099 000 = 54,8%
Деление городов по численности населения и функциям, которые они выполняют.
Деление по численности населения (карта плотности населения)
Классификация городов по численности населения
- малые – до 20 тысяч человек;
- средние – до 100 тысяч человек;
- большие – более 100 тысяч человек;
- крупные – более 250 тысяч человек;
- крупнейшие – более 500 тысяч человек;
- города-миллионеры.
Показ городов-миллионеров (Сафронова Оксана). - В настоящее время городов-миллионеров в России – 15.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Учитель Лис Нина Серафимовна
Дата проведения: 12 октября 2016 года.
Тема: Размещение населения России .
Цель: формирование представлений у обучающихся об особенностях размещения населения по территории России.
Личностные: способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности, умений анализировать статистические данные, способствовать развитию аналитических способностей, логического мышления и пространственного воображения.
Регулятивные: обеспечение условий для самостоятельного приобретения новых знаний, возможности управления своей учебной деятельностью, оценивание успешности усвоения учебного материала.
Коммуникативные: умение слушать, слышать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Методы обучения :
Создание проблемной ситуации, организация частично-поисковой и исследовательской деятельности учащихся, работа со статистическим материалом и картами.
Сформировать знания у учащихся о численности населения России, её динамике и причинах, влияющих на изменение численности населения.
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Ульяновский государственный педагогический
Кафедра географии и экологии
Направление подготовки: педагогическое образование
План-конспект урока
Выполнила: студентка 5 курса
Динамика численности населения России
Сформировать знания у учащихся о численности населения России, её динамике и причинах, влияющих на изменение численности населения.
Образовательные:
Способствовать формированию знаний у учащихся о численности населения России, её динамике и причинах, влияющих на изменение численности населения;
Развивающие:
Способствовать формированию основных навыков учебной деятельности: работа с учебником, атласами, картами, таблицами, выделение главного;
Создать условия для развития интеллектуальных качеств учащихся, познавательного интереса и способностей.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, любви к родине;
Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе и необходимости ее сохранения, рационального использования ресурсов;
Способствовать воспитанию мотивации к обучению и самообразованию, интереса к изучаемому предмету, самостоятельности, умения работать в коллективе.
Планируемые результаты
Метапредметные
Учащийся должен обладать: осознанием ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; осознанием, что человек – высшая ценность на Земле и каждый человек важен для общества.
Учащийся должен уметь: организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
вести самостоятельный поиск, анализ, отбор и обобщение информации из различных источников;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
излагать свое мнение, аргументируя его;
общаться и взаимодействовать друг с другом и учителем.
Учащийся должен уметь:
характеризовать численность населения России, место России в мире по численности населения;
характеризовать причины изменения численности населения;
работать с тематическими картами атласа.
Организация образовательного процесса
Фронтальная, индивидуальная, парная
Средства обучения и оборудование: авторская презентация, медиапроектор, настенные карты, тематические карты атласа, учебник География России: Население и хозяйство. 9 класс (В.П. Дронов и В.Я. Ром), рабочая тетрадь и письменные принадлежности.
1. Организационный момент
Добрый день, ребята! Очень рада всех видеть! Давайте проверим вашу готовность к уроку: есть ли у вас на партах учебник, рабочая тетрадь, атлас, письменные принадлежности? Староста, пожалуйста, назовите отсутствующих.
2. Актуализация опорных знаний
Ребята, вы помните, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Исторические особенности заселения и освоения территории России). Да, верно.
Сейчас посмотрите, пожалуйста, на слайд, перед вами карты России и сопредельных государств в разные периоды. Давайте охарактеризуем каждый этап заселения. Кто начнет?
1 . В 16 веке были присоединены к территории Русского государства районы Поволжья, Прикамья. С 17 века начинается заселение Сибири (поход Ермака, Ивана Москвитина). В 18 веке в состав России входит Предкавказье, побережья Черного и Азовского морей и Таврия (Крым).
2. В 19 веке присоединены Финляндия, Кавказ, Средняя Азия, Приамурье, Приморье.
3. Расширение государственной территории России, объединение 15 республик.
4. В конце 20 века – распад Советского Союза.
Правильно, расширение государственной территории России было связано с геополитическими и экономико-географическими интересами страны в разные периоды.
Молодцы, ребята! Вместе мы вспомнили и повторили прошлый материал.
Фронтальный опрос на актуализацию знаний.
3. Этап изучения новых знаний и способов действий.
Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны. Мы с вами продолжаем изучать население Российской Федерации, и сегодня тема нашего урока будет связана с важным показателем, характеризующим население. Как думаете, что это за показатель? (Численность населения). Да, верно, численность населения – это один из демографических показателей, характеризующий совокупность всех людей, проживающих на определенной территории.
Какую цель мы поставим перед собой? (Познакомиться с численностью населения России и её динамикой, определить причины, влияющие на изменение численности населения).
Помощь в определении темы/Определение темы урока
Учащиеся записывают тему в тетрадь.
Итак, приступим. Для начала, давайте попытаемся разобраться:
Почему эта тема так важна? Зачем нужно знать численность населения страны? (Нужно знать, сколько людей могут работать, чтобы создавать рабочие места; сколько детей – чтоб знать сколько надо садиков, школ, институтов; сколько пенсионеров – чтобы знать, сколько выплачивать пенсий и др., чтобы правильно проводить экономическую политику страны).
Вы все верно сказали, знать численность населения, его размещение и состав, необходимо, в первую очередь, для определения дальнейших перспектив социально-экономического развития страны, формирования бюджета в области образования, здравоохранения и т. п.
Беседа с учителем. Учащиеся отвечают на вопросы.
Чтобы узнать, какая численность населения в Российской Федерации, на каком месте по численности населения Россия находится в мире, откуда берутся сведения о численности населения, давайте откроем с вами учебник на странице 27 и прочитаем первый и второй абзацы. 2 минуты вам на чтение и будем отвечать.
Теперь давайте проверим себя, какая численность населения в России? (146 млн. чел). Верно, на 1 января 2020 года по данным Росстата численность населения Российской Федерации 146 748 590 человек.
На каком месте РФ по численности населения в мире? (9 место). Верно, давайте посмотрим на слайд и сравним численности населения разных стран. Лидеры по населению – Китай и Индия, их население более миллиарда человек в каждой стране, то есть если сложить численность населения Китая и Индии, то это число будет в 19 раз больше, чем численность населения России!
Ребята, как выявляют, где берут данные о населении стран? (При переписях населения). Да, правильно. Последняя перепись населения состоялась с 14 по 25 октября 2010 года. Переписчики в течении этого времени совершили сплошной обход всех жилых помещений и записали каждого жителя страны. Согласно устного опроса заполнили информацию о возрасте, образовании, национальности, гражданстве, доходах и многое другое. Все переписчики имели инструкции о порядке проведения всероссийской переписи населения 2010 года. Следующая перепись населения запланирована с 1 по 30 апреля 2021 года.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Беседа с учителем.
Приблизительно было подсчитано, что в РФ в среднем каждую 21 секунду рождается 1 человек, каждую 17 секунду умирает 1 человек, т.е мы видим, что сегодня в РФ смертность выше, чем рождаемость.
Рождаемость – это число родившихся на 1000 жителей за определенный промежуток времени, например, за год.
С мертность – это число умерших на 1000 жителей за определенный промежуток времени, например, за год.
Разность между числом родившихся и числом умерших за определенное время называют естественным приростом (ЕП=Р-С).
Если величина естественного прироста отрицательная, то наблюдается демографический кризис – резкое снижение численности населения (смертность больше рождаемости), если величина естественного прироста положительная – демографический взрыв (бум) – резкое увеличение численности населения страны (рождаемость больше смертности).
Сейчас давайте откроем с вами учебник на странице 30. Перед вами таблица с показателями рождаемости и смертности за разные годы. Используя формулу вычисления естественного прироста и данные из таблицы за 2000, 2007 и 2012 года, вычислите естественный прирост, 2 минуты вам на работу.
Что у вас получилось? (В 2000 году естественный прирост составил -6,6, в 2007 – -3,3; 2012 – 0).
Если рождаемость ниже, чем смертность, то естественный прирост будет отрицательный, т.е будет наблюдаться естественная убыль населения, что характерно для сегодняшней России.
А теперь немного отдохнём на физкультминутке.
Учащиеся анализируют материал, ведут диалог с учителем, самостоятельно работают с учебником. Частично-поисковый метод.
Физкультминутка.
С помощью проектора демонстрируется видео, дети повторяют движения.
А сейчас давайте посмотрим на слайд.
Перед вами график изменения численности населения по данным переписей населения с 1897 по 2010 годы. Что мы видим на данном графике, какую тенденцию? Кто может проанализировать его? (Наблюдается рост численности населения с 68 миллионов в 1897 году до 147 миллионов в 1989 году, а затем небольшое снижение до 143 миллионов).
Да, все верно. В начале 21 века наблюдалось сокращение естественного прироста населения, это объясняется сложностями социально-экономического и экологического положения.
На естественный прирост и особенно рост смертности в отдельные периоды повлияли разные факторы. Среди них – потери в разрушительных войнах.
С ейчас я вам раздам карточки с текстом. Ваша задача с его помощью заполнить таблицу:
Что у вас получилось?
(Влияют: социально-экономическое положение, экологическое положение, войны, политика государства).
Среди основных факторов, влияющих на численность населения можно выделить: уровень развития страны, благосостояние страны, традиции и национальные религии, голод, болезни и эпидемии, войны и военные конфликты, а также стихийные бедствия.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Беседа с учителем.
4. Подведение итогов.
Р ебята, давайте выполним небольшое задание и тем самым подведем итог сегодняшнего занятия. На слайдах представлено 8 утверждений. Ваша задача, определить, верны они или нет, выполняйте это задание в тетради.
Теперь обменяйтесь тетрадками и проверьте друг у друга ответы.
К расным цветом отмечены неверные утверждения, а зеленым, соответственно, верные.
Верные утверждения – 2, 3, 6, 7. Неверные – 1, 4, 5, 8.
Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали!
Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради для закрепления пройденного материала на уроке, затем обмениваются тетрадями и проверяют друг друга.
5. Этап рефлексии
На сегодняшнем уроке мы с вами изучали численность населения нашей страны, а также выявили причины динамики населения.
Наш урок подошёл к концу. Давайте поделимся впечатлениями и эмоциями. Сейчас я вам раздам карточки рефлексии, и вы там можете выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению и отметить, что вам понравилось или не понравилось на сегодняшнем уроке, что запомнилось.
Плотность населения — отношение численности населения к площади территории, на которой оно проживает. Или можно сказать, что это количество человек, приходящееся на единицу площади территории.
Плотность населения определить очень просто: нужно число жителей, проживающих на определённой территории, разделить на её площадь. В результате этой арифметической операции необязательно получается целое число. Поэтому не нужно удивляться тому, что плотность населения России составляет 8,4 человека на 1 км 2 . Это очень мало! Средняя мировая плотность населения почти в 6 раз больше.
Конечно, есть страны с гораздо меньшими показателями плотности населения. Посмотрите на нашего соседа — Монголию. На площади 2,6 млн км 2 проживает около 2 млн человек. Разделите численность населения на площадь страны и вы увидите, что в Монголии плотность населения — менее 1 человека на 1 км 2 . Зато недалеко от границ России находится Молдавия, плотность населения в которой превышает 130 человек на 1 км 2 ! Но в мире много государств с ещё большей плотностью населения.
Причина слабой заселённости России заключается в неблагоприятных природно-климатических условиях на большей части её территории. Жизнь и хозяйственная деятельность в этих условиях существенно затруднены (рис. 21). Поэтому арктические острова страны, её горные районы, зоны тундры, таёжных лесов, занимающие более 60% площади страны, отличает небольшая численность и плотность населения.
Рис. 21. Чукотка
Две зоны расселения. В зависимости от характера природных условий в России сложились две зоны, отличающиеся по заселённости и хозяйственной освоенности: основная и северная.
Из этих названий следует, что основная зона расселения (или главная полоса расселения) занимает южную часть территории страны. В действительности в пределах европейской территории России она сильно смещена к северу, занимая почти всю её площадь за исключением самых северных районов (рис. 22). Северная граница основной зоны расселения располагается примерно вдоль линии Санкт-Петербург — Петрозаводск — Пермь — Новосибирск — Красноярск. К востоку от Красноярска она тянется узкой полосой вдоль Транссибирской магистрали 1 . В природном отношении главная полоса расселения совпадает с границами степной и лесостепной зон, а также районов южной тайги смешанных и широколиственных лесов. Климат, рельеф и почвенные условия этой территории благоприятны для проживания и ведения сельского хозяйства. Не нужно забывать и про то, что именно европейские районы страны, и особенно Центральный, являются историческим ядром России. Основная зона расселения занимает всего треть территории страны, но в её пределах проживает более 90% населения. Теперь становится понятным, почему эта зона расселения называется основной. Плотность населения здесь существенно выше средней по стране и составляет около 50 человек на 1 км 2 . Кстати, это не так уж и много — такая плотность приблизительно равна среднемировой. В главной полосе расселения находятся все крупнейшие города страны, производится большая часть промышленной и сельскохозяйственной продукции.
1 Транссибирская магистраль — железная дорога от Челябинска до Владивостока. Её длина около 7 тыс. км. Дорога строилась с 1891 по 1916 г. и связала западную и восточную части страны.
Рис. 22. Главная полоса расселения
Наиболее густо заселён Центральный район страны. Здесь плотность населения превышает 60 человек на 1 км 2 . При этом в отдельных его частях (например, в Московской области) плотность населения достигает более 330 человек на 1 км 2 . Для нашей страны это максимальная величина плотности населения. Достаточно большая плотность населения (около 40 человек на 1 км 2 ) характерна для многих районов Европейской России. Она близка к плотности населения большинства стран Европы.
К северу от основной зоны расселения России расположена зона Севера. По характеристикам населения она прямо противоположна главной полосе расселения. Плотность населения здесь крайне мала — меньше 1 человека на 1 км 2 . Причём это население в основном проживает в долинах рек, в районах освоения крупных месторождений полезных ископаемых, в населённых пунктах, расположенных вдоль транспортных магистралей. В других районах этой зоны население может вообще отсутствовать. Городов в зоне Севера очень мало, а крупных городов — ещё меньше. Отсутствие большого населения в этой зоне препятствует освоению разнообразных и богатых природных ресурсов.
Наименее заселены районы Сибири и Дальнего Востока страны, большая часть которых входит в пределы северной зоны расселения (рис. 23). Рекордно мала плотность населения (около 0,1 человека на 1 км 2 ) в Республике Саха (Якутия).
Рис. 23. Плотность населения крупных регионов России (человек на 1 км 2 )
ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ
- 1. Плотность населения — это отношение численности населения к площади территории, на которой оно проживает.
- 2. Средняя плотность населения России составляет около 8,4 человека на 1 км 2 .
- 3. На территории России выделяют две зоны расселения. В основной зоне, или главной полосе расселения, сосредоточено более 90% населения страны. Она занимает почти всю европейскую территорию России и южные районы Сибири и Дальнего Востока. Зона Севера занимает почти 60% площади страны, но численность населения, которое проживает на этой территории, невелика.
- 4. Самым густозаселённым районом страны является Центральный, а наименее заселённым — Дальневосточный.
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
1. Что такое плотность населения? 2. Какова средняя плотность населения России? 3. Какие зоны расселения выделяют на территории страны? 4. Через какие города проходит граница этих зон?
А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какова среднемировая плотность населения? 2. Охарактеризуйте особенности главной полосы расселения и зоны Севера. 3. На основе рисунка 23 объясните, как приведённые на нём данные связаны с историей формирования территории России. 4. Расскажите о характере размещения населения в зоне Севера.
Читайте также: