Размещение населения россии 9 класс конспект урока домогацких

Обновлено: 07.07.2024

ВложениеРазмер
osobennosti_rasseleniya._gorodskoe_i_selskoe_naselenie._rol_gorodov.doc 84 КБ

Предварительный просмотр:

География 9 класс

Тема: Особенности расселения. Городское и сельское население. Роль крупнейших городов в жизни страны.

Эпиграф к уроку: Стальной, кирпичный и стеклянный,

Сетями проволок обвит,

Ты — чарователь неустанный,

Ты — неслабеющий магнит.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Рабочий лист. Задание 1.

III. Изучение нового материала.

1) процесс заселения территории;

Расселение – это результат процесса заселения, то есть совокупность населенных пунктов.

- Какие вы знаете населенные пункты? Назовите 2 основные формы расселения (сельская и городская). Какая форма расселения появилась раньше и почему?

Вот и начнем мы с сельской формы расселения.

Формы сельского расселения:

деревни, села, аулы, станицы, селения, стойбища.

В 6-ти субъектах РФ сельское население значительно преобладает над городским (выделить в к/к с. 4-5) Рабочий лист. Задание 2. :

Республики Алтай, Тыва, Калмыкия, Дагестан, Чечня, Ингушетия

Городская форма расселения.

1) уменьшается доля сельскохозяйственных и увеличивается доля промышленных функций;

2) увеличивается плотность застройки, ее этажность;

3) возрастает число учреждений сферы услуг, они становятся более специализированными;

4) растет разнообразие мест приложения труда, специализация работников становится более узкой;

5) усиливается социальная и территориальная подвижность населения, меняется образ жизни людей и их система ценностей.

- Когда и где стали возникать города? (несколько тысяч лет назад на пересечении торговых и транспортных путей).

Город (в РФ) – населенный пункт, в котором проживает свыше 12 тысяч человек, более 85% которых заняты не в сельском хозяйстве.

ПГТ – населенный пункт, в котором проживает менее 12 тысяч, но свыше 3 тысяч человек, более 85% которых заняты не в сельском хозяйстве.

Назовем несколько старейших городов России.

- Казань (1005 год); - Владимир (990 год) Владимир Мономах; - Брянск (985 год)

- Муром (862 год) Владимирская область

- Великий Новгород (859 год)

- Евпатория (497 год до н.э.). Крым

- Назовите причины роста числа городов (освоение месторождений полезных ископаемых, строительство дорог, основание портов и т.п.).

Урбанизация – это процесс роста числа городов и распространения городского образа жизни.

Этот процесс начался много веков назад и продолжается в настоящее время, но не такими быстрыми темпами.

Ознакомимся с молодыми городами России.

- Межгорье (Башкортостан); Агидель (Башкортостан);

- Лангепас ХМАО (между г. Сургут и Нижневартовск)

- Кедровый (Томская область); - Муравленко (ЯНАО)

- Покачи (ХМАО) – 1984

- Губкинский (ЯНАО) – 1986

- Полысаево (Кемеровская область, Кузбасс) -1989. Угледобывающий промышленный центр.

- Магас (Республика Ингушетия) 1995. Один из немногих в последние десятилетия городов мира, специально основанных как столица. Самый маленький и самый молодой населённый пункт, являющийся административным центром субъекта РФ.

- Иннополис (Республика Татарстан, в 40 км. от Казани) – 2012. Наукоград

Доля городского населения в численности населения страны называется уровнем урбанизации.

В настоящее время в городах России сосредоточено 73% ее населения, т.е. уровень урбанизации составляет 73%. Однако в различных регионах страны соотношение городского и сельского населения отличается от среднего показателя. Самый высокий уровень урбанизации 92%, в Магаданской области (из-за суровых климатических условий население сконцентрировано в городах).

Задание для подготовки к ОГЭ.

Население – 18922 тыс. человек. В том числе: городское - 13768 тыс. человек.

18 922 000 – 100%

13 768 000 х 100 : 18 922 000 = 72,8%

Задание 3. Определить долю городского населения, в разных экономических районах, используя карты атласа (по вариантам).

Определите уровень урбанизации Северного экономического района (с. 30), т.е. долю городского населения. Округлите до десятых.

Население – 4638 тыс. человек. В том числе:

Городское - 3652 тыс. человек.

3652000 х 100 : 4638000 = 78,7%

Определите уровень урбанизации Северо-Кавказского экономического района (Европейский юг) (с. 36), т.е. долю городского населения. Округлите до десятых.

Население – 22099 тыс. человек. В том числе:

Городское - 12112 тыс. человек.

12112 000 х 100 : 22099 000 = 54,8%

Деление городов по численности населения и функциям, которые они выполняют.

Деление по численности населения (карта плотности населения)

Классификация городов по численности населения

  • малые – до 20 тысяч человек;
  • средние – до 100 тысяч человек;
  • большие – более 100 тысяч человек;
  • крупные – более 250 тысяч человек;
  • крупнейшие – более 500 тысяч человек;
  • города-миллионеры.

Показ городов-миллионеров (Сафронова Оксана). - В настоящее время городов-миллионеров в России – 15.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель Лис Нина Серафимовна

Дата проведения: 12 октября 2016 года.

Тема: Размещение населения России .

Цель: формирование представлений у обучающихся об особенностях размещения населения по территории России.

Личностные: способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности, умений анализировать статистические данные, способствовать развитию аналитических способностей, логического мышления и пространственного воображения.

Регулятивные: обеспечение условий для самостоятельного приобретения новых знаний, возможности управления своей учебной деятельностью, оценивание успешности усвоения учебного материала.

Коммуникативные: умение слушать, слышать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методы обучения :

Создание проблемной ситуации, организация частично-поисковой и исследовательской деятельности учащихся, работа со статистическим материалом и картами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать знания у учащихся о численности населения России, её динамике и причинах, влияющих на изменение численности населения.

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Ульяновский государственный педагогический

Кафедра географии и экологии

Направление подготовки: педагогическое образование

План-конспект урока

Выполнила: студентка 5 курса

Динамика численности населения России

Сформировать знания у учащихся о численности населения России, её динамике и причинах, влияющих на изменение численности населения.

Образовательные:

Способствовать формированию знаний у учащихся о численности населения России, её динамике и причинах, влияющих на изменение численности населения;

Развивающие:

Способствовать формированию основных навыков учебной деятельности: работа с учебником, атласами, картами, таблицами, выделение главного;

Создать условия для развития интеллектуальных качеств учащихся, познавательного интереса и способностей.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, любви к родине;

Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе и необходимости ее сохранения, рационального использования ресурсов;

Способствовать воспитанию мотивации к обучению и самообразованию, интереса к изучаемому предмету, самостоятельности, умения работать в коллективе.

Планируемые результаты

Метапредметные

Учащийся должен обладать: осознанием ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; осознанием, что человек – высшая ценность на Земле и каждый человек важен для общества.

Учащийся должен уметь: организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые

вести самостоятельный поиск, анализ, отбор и обобщение информации из различных источников;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

излагать свое мнение, аргументируя его;

общаться и взаимодействовать друг с другом и учителем.

Учащийся должен уметь:

характеризовать численность населения России, место России в мире по численности населения;

характеризовать причины изменения численности населения;

работать с тематическими картами атласа.

Организация образовательного процесса

Фронтальная, индивидуальная, парная

Средства обучения и оборудование: авторская презентация, медиапроектор, настенные карты, тематические карты атласа, учебник География России: Население и хозяйство. 9 класс (В.П. Дронов и В.Я. Ром), рабочая тетрадь и письменные принадлежности.

1. Организационный момент

Добрый день, ребята! Очень рада всех видеть! Давайте проверим вашу готовность к уроку: есть ли у вас на партах учебник, рабочая тетрадь, атлас, письменные принадлежности? Староста, пожалуйста, назовите отсутствующих.

2. Актуализация опорных знаний

Ребята, вы помните, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Исторические особенности заселения и освоения территории России). Да, верно.

Сейчас посмотрите, пожалуйста, на слайд, перед вами карты России и сопредельных государств в разные периоды. Давайте охарактеризуем каждый этап заселения. Кто начнет?


1 . В 16 веке были присоединены к территории Русского государства районы Поволжья, Прикамья. С 17 века начинается заселение Сибири (поход Ермака, Ивана Москвитина). В 18 веке в состав России входит Предкавказье, побережья Черного и Азовского морей и Таврия (Крым).

2. В 19 веке присоединены Финляндия, Кавказ, Средняя Азия, Приамурье, Приморье.

3. Расширение государственной территории России, объединение 15 республик.

4. В конце 20 века – распад Советского Союза.

Правильно, расширение государственной территории России было связано с геополитическими и экономико-географическими интересами страны в разные периоды.

Молодцы, ребята! Вместе мы вспомнили и повторили прошлый материал.

Фронтальный опрос на актуализацию знаний.

3. Этап изучения новых знаний и способов действий.

Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны. Мы с вами продолжаем изучать население Российской Федерации, и сегодня тема нашего урока будет связана с важным показателем, характеризующим население. Как думаете, что это за показатель? (Численность населения). Да, верно, численность населения – это один из демографических показателей, характеризующий совокупность всех людей, проживающих на определенной территории.



Какую цель мы поставим перед собой? (Познакомиться с численностью населения России и её динамикой, определить причины, влияющие на изменение численности населения).

Помощь в определении темы/Определение темы урока

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

Итак, приступим. Для начала, давайте попытаемся разобраться:

Почему эта тема так важна? Зачем нужно знать численность населения страны? (Нужно знать, сколько людей могут работать, чтобы создавать рабочие места; сколько детей – чтоб знать сколько надо садиков, школ, институтов; сколько пенсионеров – чтобы знать, сколько выплачивать пенсий и др., чтобы правильно проводить экономическую политику страны).

Вы все верно сказали, знать численность населения, его размещение и состав, необходимо, в первую очередь, для определения дальнейших перспектив социально-экономического развития страны, формирования бюджета в области образования, здравоохранения и т. п.

Беседа с учителем. Учащиеся отвечают на вопросы.

Чтобы узнать, какая численность населения в Российской Федерации, на каком месте по численности населения Россия находится в мире, откуда берутся сведения о численности населения, давайте откроем с вами учебник на странице 27 и прочитаем первый и второй абзацы. 2 минуты вам на чтение и будем отвечать.

Теперь давайте проверим себя, какая численность населения в России? (146 млн. чел). Верно, на 1 января 2020 года по данным Росстата численность населения Российской Федерации 146 748 590 человек.



На каком месте РФ по численности населения в мире? (9 место). Верно, давайте посмотрим на слайд и сравним численности населения разных стран. Лидеры по населению – Китай и Индия, их население более миллиарда человек в каждой стране, то есть если сложить численность населения Китая и Индии, то это число будет в 19 раз больше, чем численность населения России!



Ребята, как выявляют, где берут данные о населении стран? (При переписях населения). Да, правильно. Последняя перепись населения состоялась с 14 по 25 октября 2010 года. Переписчики в течении этого времени совершили сплошной обход всех жилых помещений и записали каждого жителя страны. Согласно устного опроса заполнили информацию о возрасте, образовании, национальности, гражданстве, доходах и многое другое. Все переписчики имели инструкции о порядке проведения всероссийской переписи населения 2010 года. Следующая перепись населения запланирована с 1 по 30 апреля 2021 года.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Беседа с учителем.

Приблизительно было подсчитано, что в РФ в среднем каждую 21 секунду рождается 1 человек, каждую 17 секунду умирает 1 человек, т.е мы видим, что сегодня в РФ смертность выше, чем рождаемость.

Рождаемость – это число родившихся на 1000 жителей за определенный промежуток времени, например, за год.


С мертность – это число умерших на 1000 жителей за определенный промежуток времени, например, за год.

Разность между числом родившихся и числом умерших за определенное время называют естественным приростом (ЕП=Р-С).

Если величина естественного прироста отрицательная, то наблюдается демографический кризис – резкое снижение численности населения (смертность больше рождаемости), если величина естественного прироста положительная – демографический взрыв (бум) – резкое увеличение численности населения страны (рождаемость больше смертности).

Сейчас давайте откроем с вами учебник на странице 30. Перед вами таблица с показателями рождаемости и смертности за разные годы. Используя формулу вычисления естественного прироста и данные из таблицы за 2000, 2007 и 2012 года, вычислите естественный прирост, 2 минуты вам на работу.

Что у вас получилось? (В 2000 году естественный прирост составил -6,6, в 2007 – -3,3; 2012 – 0).

Если рождаемость ниже, чем смертность, то естественный прирост будет отрицательный, т.е будет наблюдаться естественная убыль населения, что характерно для сегодняшней России.

А теперь немного отдохнём на физкультминутке.

Учащиеся анализируют материал, ведут диалог с учителем, самостоятельно работают с учебником. Частично-поисковый метод.

Физкультминутка.

С помощью проектора демонстрируется видео, дети повторяют движения.

А сейчас давайте посмотрим на слайд.

Перед вами график изменения численности населения по данным переписей населения с 1897 по 2010 годы. Что мы видим на данном графике, какую тенденцию? Кто может проанализировать его? (Наблюдается рост численности населения с 68 миллионов в 1897 году до 147 миллионов в 1989 году, а затем небольшое снижение до 143 миллионов).

Да, все верно. В начале 21 века наблюдалось сокращение естественного прироста населения, это объясняется сложностями социально-экономического и экологического положения.



На естественный прирост и особенно рост смертности в отдельные периоды повлияли разные факторы. Среди них – потери в разрушительных войнах.


С ейчас я вам раздам карточки с текстом. Ваша задача с его помощью заполнить таблицу:

Что у вас получилось?

(Влияют: социально-экономическое положение, экологическое положение, войны, политика государства).

Среди основных факторов, влияющих на численность населения можно выделить: уровень развития страны, благосостояние страны, традиции и национальные религии, голод, болезни и эпидемии, войны и военные конфликты, а также стихийные бедствия.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Беседа с учителем.

4. Подведение итогов.

Р ебята, давайте выполним небольшое задание и тем самым подведем итог сегодняшнего занятия. На слайдах представлено 8 утверждений. Ваша задача, определить, верны они или нет, выполняйте это задание в тетради.

Теперь обменяйтесь тетрадками и проверьте друг у друга ответы.

К расным цветом отмечены неверные утверждения, а зеленым, соответственно, верные.

Верные утверждения – 2, 3, 6, 7. Неверные – 1, 4, 5, 8.

Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали!

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради для закрепления пройденного материала на уроке, затем обмениваются тетрадями и проверяют друг друга.

5. Этап рефлексии

На сегодняшнем уроке мы с вами изучали численность населения нашей страны, а также выявили причины динамики населения.

Наш урок подошёл к концу. Давайте поделимся впечатлениями и эмоциями. Сейчас я вам раздам карточки рефлексии, и вы там можете выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению и отметить, что вам понравилось или не понравилось на сегодняшнем уроке, что запомнилось.

Плотность населения — отношение численности населения к площади территории, на которой оно проживает. Или можно сказать, что это количество человек, приходящееся на единицу площади территории.

Плотность населения определить очень просто: нужно число жителей, проживающих на определённой территории, разделить на её площадь. В результате этой арифметической операции необязательно получается целое число. Поэтому не нужно удивляться тому, что плотность населения России составляет 8,4 человека на 1 км 2 . Это очень мало! Средняя мировая плотность населения почти в 6 раз больше.

Конечно, есть страны с гораздо меньшими показателями плотности населения. Посмотрите на нашего соседа — Монголию. На площади 2,6 млн км 2 проживает около 2 млн человек. Разделите численность населения на площадь страны и вы увидите, что в Монголии плотность населения — менее 1 человека на 1 км 2 . Зато недалеко от границ России находится Молдавия, плотность населения в которой превышает 130 человек на 1 км 2 ! Но в мире много государств с ещё большей плотностью населения.

Причина слабой заселённости России заключается в неблагоприятных природно-климатических условиях на большей части её территории. Жизнь и хозяйственная деятельность в этих условиях существенно затруднены (рис. 21). Поэтому арктические острова страны, её горные районы, зоны тундры, таёжных лесов, занимающие более 60% площади страны, отличает небольшая численность и плотность населения.


Рис. 21. Чукотка

Две зоны расселения. В зависимости от характера природных условий в России сложились две зоны, отличающиеся по заселённости и хозяйственной освоенности: основная и северная.

Из этих названий следует, что основная зона расселения (или главная полоса расселения) занимает южную часть территории страны. В действительности в пределах европейской территории России она сильно смещена к северу, занимая почти всю её площадь за исключением самых северных районов (рис. 22). Северная граница основной зоны расселения располагается примерно вдоль линии Санкт-Петербург — Петрозаводск — Пермь — Новосибирск — Красноярск. К востоку от Красноярска она тянется узкой полосой вдоль Транссибирской магистрали 1 . В природном отношении главная полоса расселения совпадает с границами степной и лесостепной зон, а также районов южной тайги смешанных и широколиственных лесов. Климат, рельеф и почвенные условия этой территории благоприятны для проживания и ведения сельского хозяйства. Не нужно забывать и про то, что именно европейские районы страны, и особенно Центральный, являются историческим ядром России. Основная зона расселения занимает всего треть территории страны, но в её пределах проживает более 90% населения. Теперь становится понятным, почему эта зона расселения называется основной. Плотность населения здесь существенно выше средней по стране и составляет около 50 человек на 1 км 2 . Кстати, это не так уж и много — такая плотность приблизительно равна среднемировой. В главной полосе расселения находятся все крупнейшие города страны, производится большая часть промышленной и сельскохозяйственной продукции.

1 Транссибирская магистраль — железная дорога от Челябинска до Владивостока. Её длина около 7 тыс. км. Дорога строилась с 1891 по 1916 г. и связала западную и восточную части страны.


Рис. 22. Главная полоса расселения

Наиболее густо заселён Центральный район страны. Здесь плотность населения превышает 60 человек на 1 км 2 . При этом в отдельных его частях (например, в Московской области) плотность населения достигает более 330 человек на 1 км 2 . Для нашей страны это максимальная величина плотности населения. Достаточно большая плотность населения (около 40 человек на 1 км 2 ) характерна для многих районов Европейской России. Она близка к плотности населения большинства стран Европы.

К северу от основной зоны расселения России расположена зона Севера. По характеристикам населения она прямо противоположна главной полосе расселения. Плотность населения здесь крайне мала — меньше 1 человека на 1 км 2 . Причём это население в основном проживает в долинах рек, в районах освоения крупных месторождений полезных ископаемых, в населённых пунктах, расположенных вдоль транспортных магистралей. В других районах этой зоны население может вообще отсутствовать. Городов в зоне Севера очень мало, а крупных городов — ещё меньше. Отсутствие большого населения в этой зоне препятствует освоению разнообразных и богатых природных ресурсов.

Наименее заселены районы Сибири и Дальнего Востока страны, большая часть которых входит в пределы северной зоны расселения (рис. 23). Рекордно мала плотность населения (около 0,1 человека на 1 км 2 ) в Республике Саха (Якутия).


Рис. 23. Плотность населения крупных регионов России (человек на 1 км 2 )

ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ

  • 1. Плотность населения — это отношение численности населения к площади территории, на которой оно проживает.
  • 2. Средняя плотность населения России составляет около 8,4 человека на 1 км 2 .
  • 3. На территории России выделяют две зоны расселения. В основной зоне, или главной полосе расселения, сосредоточено более 90% населения страны. Она занимает почти всю европейскую территорию России и южные районы Сибири и Дальнего Востока. Зона Севера занимает почти 60% площади страны, но численность населения, которое проживает на этой территории, невелика.
  • 4. Самым густозаселённым районом страны является Центральный, а наименее заселённым — Дальневосточный.

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

1. Что такое плотность населения? 2. Какова средняя плотность населения России? 3. Какие зоны расселения выделяют на территории страны? 4. Через какие города проходит граница этих зон?

А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какова среднемировая плотность населения? 2. Охарактеризуйте особенности главной полосы расселения и зоны Севера. 3. На основе рисунка 23 объясните, как приведённые на нём данные связаны с историей формирования территории России. 4. Расскажите о характере размещения населения в зоне Севера.

Читайте также: