Равноускоренное движение ускорение 7 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Метапредметные : овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о прямолинейном равноускоренном движении тел, регулятивными УУД при решении расчетных задач.

Личностные : сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний об ускорении тела при прямолинейном неравномерном движении, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные : проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению прямолинейного равноускоренного движения; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике; решать расчетные задачи по определению ускорения, времени, начальной и конечной скоростей движения.

Частные предметные : объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; приводить примеры равноускоренного движения; записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; применять формулу для расчета ускорения при решении расчетных задач.

Техническое обеспечение урока - компьютер, мультимедийный проектор

2.Мотивация к учебной деятельности.

2. Контроль знаний

2.1.Индивидуальная работа по карточкам

3. Открытие новых знаний

При неравномерном движении мгновенная скорость тела непрерывно изменяется: от точки к точке, от одного момента времени к другому. Как же вычислить мгновенную скорость тела? Скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории называют мгновенной скоростью .

Для вычисления перемещения тела в любой момент времени нужно было знать, как быстро оно изменяется с течением времени. Точно так же для вычисления скорости в любой момент времени нужно знать, как быстро она изменяется, или, говорят, каково изменение скорости в единицу времени.

Для простоты будем рассматривать такое прямолинейное неравномерное движение тела, при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково. Такое движение называется равноускоренным .

Если в некоторый начальный момент времени скорость тела равна υ 0 , а через некоторый промежуток времени она оказывается равной υ, то за каждую единицу времени скорость изменяется на величину

Эта величина и характеризует быстроту изменения скорости. Ее называют у скорением и обозначают латинской буквой а :

Ускорение — физическая векторная величина, характеризующая быстроту изменения скорости и численно равная отношению изменения скорости тела к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло.

В системе СИ ускорение измеряется в

Определим направление вектора ускорения в некоторый момент времени. Для этого необходимо найти вектор изменения скорости тела. Что бы это сделать, необходимо начало вектора υ 0 параллельным переносом совместим с началом вектора υ. Достроим рисунок до треугольника. В результате получаем вектор разности двух векторов. Он направлен в сторону уменьшаемого вектора, в нашем случае, к вектору конечной скорости.

Направление вектора ускорения совпадает с направлением вектора изменения скорости тела.

Рассмотрим связь знаков проекций скорости и ускорения с характером движения тела. Если вектор скорости сонаправлен с вектором ускорения (т.е. вектор скорости направлен в ту же сторону, что и вектор ускорения), то скорость тела увеличивается.


Код ОГЭ 1.3. Прямолинейное равноускоренное движение. Зависимость координаты тела от времени в случае равноускоренного прямолинейного движения. Формулы для проекции перемещения, проекции скорости и проекции ускорения при равноускоренном прямолинейном движении. Графики зависимости от времени для проекции ускорения, проекции скорости, проекции перемещения, координаты при равноускоренном прямолинейном движении

Прямолинейное равноускоренное движение — прямолинейное движение, при котором скорость тела изменяется одинаково за любые равные промежутки времени.

Основные величины, характеризующие движение:

Физический смысл: ускорение численно равно изменению скорости за 1 с. Например, ускорение равно 5 м/с 2 — это значит, что скорость тела изменяется на 5 м/с за каждую секунду своего движения.

  1. Мгновенная скорость . Меняется равномерно, увеличиваясь или уменьшаясь одинаково за равные промежутки времени.

Иногда удобно пользоваться другими формулами для расчёта перемещения, которые получаются из исходной и уравнения зависимости проекции скорости от времени:

Для расчёта проекции вектора перемещения удобно пользоваться графиком зависимости проекции скорости от времени.

В случае, изображённом на рисунке: sx = S1 – S2, где S1, и S2 — числовые значения площадей треугольников.

  1. Путь . Если направление движения не меняется, то l = s. Если направление движения меняется, то
    l =s1 +s2, где s1 — модуль вектора перемещения до остановки, s2 — модуль вектора перемещения при движении в обратном направлении. Внимание! Путь не может быть отрицательным!
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока. Равноускоренное движение. Ускорение.

Цели: Опираясь на имеющиеся знания, ввести понятия равноускоренное движение, ускорение, единица ускорения. Учить учащихся рассуждать, опираясь на имеющееся знания, логически мыслить, делать выводы, приводящие в итоге к осознанию совершенно нового материала. Учить устанавливать зависимость между величинами, отвечать на поставленные вопросы.

Воспитывать трудолюбие, терпимость, усидчивость.

Развивать счетные навыки, умение применять знания законов математики при решении физических задач.

I орг. этап.

Мы знаем, что физика – наука о природе.

Вспомним слова Федора Ивановича Тютчева

Не то, что мните без природы:

Не слепок, не бездушный лик, -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужит стихотворение Пушкина.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений парадокса друг….

II Целепологание .

III . Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Достичь поставленных задач могут только знатоки физики.

Для того, чтобы принять вас в знатоки вы должны ответить на следующие вопросы.

Основные вопросы для повторения.

Что характеризует скорость? Дается три варианта ответа учащиеся должны отметить правильный ответ на слайде (на интерактивной доске использую карандаш стрелочкой показывают правильный ответ).

Подтверждения утверждения ранее на картинках.

Назвать основную единицу скорости.

Предлагаются 3 устных задачи на определение скорости, времени, пути.

Молодцы! Вы приняты в знатоки физики.

IV . Изучение нового материала.

Наше первое задание: проведем опыт. Наклонная плоскость, шарик и секундомер. (учителю помогают учащиеся в проведении опыта). Хорошо ребята вам было видно, прохождение шариком расстояние? Какой вы можете сделать вывод?

Вывод: шарик скатывается по наклонной плоскости за равные промежутки времени, проходит разное расстояние, при этом скорость увеличивается.

Вы можете охарактеризовать движение шарика? (Рассуждения уч-ся)

Анимационный пример со школьником идущим в школу.

Показываем детям на рисунк6е расстояние , время, изменение скорости.

Предлагается учащимся самим сформулировать равноускоренное движение.

Приведите примеры равноускоренного движения.

Определение равноускоренного движения.

Вводится новая величина – ускорение. Формулируется определение и записывается формула.

Единица ускорения. За единицу ускорения принимают ускорение такого равноускоренного движения, при котором за 1с скорость изменяется на 1 м/с.

Например, если мотоцикл движется с постоянным ускорением 5 м/с, что это означает?

(что его скорость за 1 с изменяется на 5 м/с)

Ставятся проблемные вопросы. Ускорение имеет положительный знак и отрицательный.

Например, автобус трогается с остановки, то в этом случае ускорение будет увеличиваться, а если автобус подъезжает к остановке и затем останавливается, то в этом случае, что мы можем сказать об ускорении? (Оно уменьшается).

V . Закрепление нового материала.

Помните, что вы знатоки, перед вами стоит следующая задача. Решить жизненные задачи.

Слайд 16-17, работа с рабочей печатной тетрадью стр. 33 №№70,71,72

VI Подведение итогов урока.

В начале урока мы говорили, что путь познания природы таков: открытие исследование- объяснение. На предыдущих уроках вы прошли I этап, а теперь подумайте и скажите, выполнили вы задачи сегодняшнего урока?

VII Задание на дом

Рефлексия. Слайд 19.

Я сегодня на уроке открыл для себя…

Мне понравилось на уроке то, что…

На уроке меня порадовало…

Я удовлетворён своей работой, потому что…

Мне хотелось бы порекомендовать…

Если бы я был учителем, то …

Краткое описание документа:

Цель урока: Опираясь на имеющиеся знания, ввести понятия равноускоренное движение, ускорение, единица ускорения. Учить учащихся рассуждать, опираясь на имеющееся знания, логически мыслить, делать выводы, приводящие в итоге к осознанию совершенно нового материала. Учить устанавливать зависимость между величинами, отвечать на поставленные вопросы.

Учитывая психофизиологические особенности обучающихся и уровень их подготовки, я подобрала следующие методы и приёмы обучения: Методы обучения:

По источнику знания: словесные (объяснение, беседа); наглядный (демонстрация);
практический (опыт).
По характеру познавательной деятельности: проблемный (проблемная ситуация, игра);
исследовательское моделирование с использованием компьютера.
По степени самостоятельности: работа под руководством учителя; работа в малых группах;

Урок проводится с применением ИКТ. Для достижения результата используется мультимедийная презентация.

В конце урока учащиеся должны знать и понимать определения: "равноускоренное движение", "ускорение"; уметь определять вид движения тела при решении задач; Выводить формулу для вычисления скорости прямолинейного равноускоренного движения.

развивать умение применять полученные знания в новых условиях.

расширить кругозор учащихся о видах механического движения (в частности, о прямолинейном равнопеременном (равноускоренном) движении);

отрабатывать навыки учебного труда по составлению опорного конспекта (схемы) материала.

Формы работы на уроке

Эвристическая беседа, составление опорного конспекта (схемы), наблюдение, фронтальная работа, работа в группах, дифференцированный подход к решению задач (работа в тетрадях, рефлексия)

Методы обучения (технологии)

Проблемно-поисковый, личностно-ориентированный, использование ИКТ

Средства обучения

- учебник "Физика" (Дмитриева В.Ф.), рабочие тетради, мел, классная доска;

- компьютер, проектор, экран;

Демонстрации

Этапы урока

Установление готовности группы к уроку.

Ребята (3-4 человека), подойдите к доске и нарисуйте на этой импровизированной карте свой путь от дома до колледжа (остальные в тетрадях рисуют свои маршруты)…

Посмотрите, сколько разных линий получилось. И по форме, и по длине. Что мы можем определить по данным рисункам?

А теперь подпишите над своими дорогами приблизительное количество затраченного времени и примерное расстояние. Рассчитайте свою скорость. И вспомните, вы по пути не останавливались? ни за кем не заходили? никого не догоняли. Да, у многих из вас скорость имела по несколько разных значений. А можете вы сказать, как быстро вы увеличивали или уменьшали свою скорость?

Актуализация знаний

Устный опрос по вопросам: виды движения
Прямолинейное:

Неравномерное (равноускоренное и с переменным ускорением)

Равномерное движение по окружности

Ускоренное движение по окружности

Вращение с ускорением

Письменное решение задач по выбору на оценку

Теперь обратим свои взоры и мысли на неравномерное движение. Кто как себе представляет этот вид движения. Приведите примеры…

Изучение нового материала

При неравномерном движении мгновенная скорость тела непрерывно изменяется: от точки к точке, от одного момента времени к другому. Как же вычислить скорость в любой момент времени?
Для этого нужно знать, как быстро изменяется скорость, или, другими словами, каково ее изменение в единицу времени.
Для простоты мы будем рассматривать такое неравномерное движение тела, при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково. Такое движение называется равноускоренным.
Движение, при котором скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково, называют равноускоренным движением.
Если в некоторый начальный момент времени скорость тела равна , а через промежуток времени t она оказывается равной , то за каждую единицу времени скорость изменяется на
Величина характеризует быстроту изменения скорости. Ее называют ускорением и обозначают буквой : (1)


Ускорением движущегося тела называют величину, равную отношению изменения скорости тела к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло.
Если ускорение тела по абсолютному значению велико, то это значит, что оно быстро набирает скорость (когда тело разгоняется), или быстро теряет ее (при торможении).
Если ускорение известно, то можно вычислить значение скорости тела в любой момент времени, если известно еще и значение начальной скорости .
Действительно, из формулы (1) следует, что

Ускорение и нужно знать для вычисления скорости .
Так как ускорение равно произведению векторной величины на скаляр , оно само является векторной величиной.


В каких единицах измеряют ускорение?
Так как , то абсолютное значение ускорения равно единице, если равно единице абсолютное значение изменения скорости и равен единице промежуток времени.
За единицу ускорения принимают ускорение такого движения, при котором за единицу времени скорость изменяется на единицу скорости.
В системе единиц СИ скорость измеряется в метрах в секунду, а время — в секундах, так что ускорение измеряется в метрах в секунду за секунду или в метрах на секунду в квадрате м/с 2 .

Усвоение нового материала

Решение задачи №55 из Сборника задач по физике Рымкевича А.П.: скорость поезда за 20 с уменьшилась с 72 до 54 км в час. Написать формулу зависимости скорости от времени и построить график этой зависимости.

Вопросы по новому материалу: определение ускорения, формула расчета ускорения, скорость и пройденный путь при равноускоренном и равнозамедленном движении

Домашнее задание

конкурс опорных конспектов урока, §1.5, 1.6;

+ рассчитать своё ускорение на каком-либо участке пути.

-формулы расчета скорости и пройденного пути при равнопеременном движении

- самостоятельное решение задачи №69: при аварийном торможении автомобиль, движущийся со скоростью 72 км\ч, остановился через 5 с. Вычислить тормозной путь.

По графикам пути 1 и 2 для двух движущихся тел определить модули скорости движения первого и второго тела


Две материальные точки одновременно начинают движение вдоль оси ОХ. Закон движения первой точки: Х 1 = 10+ 4t, а второй: Х 2 = 4+ 6t. Определить, в какой момент времени они встретятся.

Первую треть пути автомобиль проехал со скоростью 36 км/ч, вторую треть – со скоростью 72 км/ч, а последнюю треть – со скоростью 54 км/ч. Определить среднюю скорость движения автомобиля на всем пути.

Проверь свое решение!

Решение и ответы заданий

Из рисунка определяем S 1 для момента времени t 1 =2с, S 1 =4м. Тогда v 1 = 4м\2с=2 м\с.

Скорость движения второго тела v 2 =S 2 \t 2 . Из рисунка определяем S 2 для момента времени t 2 =3с, S 2 =3м. Тогда v 2 =3м\3с=1м\с.

Ответ: v 1 =2м\с; v 2 =1м\с

В момент встречи координата первой точки Х 1 должна равняться координате второй точки Х 2 , т.е.

10+ 4t=4+ 6t, откуда t=3с

Средняя путевая скорость v=S\t, где S – путь, пройденный автомобилем; t =t 1 +t 2 +t 3 –время движения автомобиля. Время движения на первой трети пути: t 1 =S\3v 1 ; на второй трети пути: t 2 =S\3v 2 ; на последней трети пути: t 3 =S\3v 3 . После преобразований получим

Читайте также: