Работа с огнетушителем конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели : -познакомить учащихся с видами огнетушителей, их

-сформировать умение пользоваться огнетушителем;

-развивать устную речь, память, внимание, умение выполнять

-воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование: огнетушители (по возможности разных марок),материал

Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый ль хочет получать

Актуализация новых знаний

- Какие средства для тушения пожара вы знаете? (вода, земля, песок)

Если кто почуял дым,

И увидел, что горим,

Не паникуйте, не кричите,

Скорее берите огнетушитель.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами и классами огнетушителей и правилами пользования ими.

Изучение нового материала

С давних пор люди, осознав разрушительную силу пожаров, стали создавать средства пожаротушения. А первым, кому в голову пришла благородная мысль, спасать от огня жизнь и имущество граждан, был римский аристократ Марк Красс . Он создал свои собственные пожарные команды их специально оснащенных и обученных рабов. Вслед за этим, римский император Октавиан основал свою собственную пожарную службу. Он создал 7 пожарных когорт по 600 человек в каждой. Когорта отвечала за 2 из 14 районов города. В ее составе были 4 врача, чтобы оказывать помощь пострадавшим, а командовал когортой префект. В его обязанности вменялось в том числе ночное дежурство и подъем своих людей по тревоге. Со временем личный состав когорты вырос до 1000 человек. Обитатели Рима обязаны были иметь дома бадьи, наполненные водой и специальные лоскутные одеяла, чтобы сбивать и накрывать пламя.

Своя история пожарного дела была и в России. С 12 по 19 века Москва выгорала дотла 13 раз. Около 100 раз огонь уничтожал значительную часть города. Первые пожарные команды были вооружены самыми простыми средствами- топорами, ломами, баграми, ведрами . Все это размещалось на конных экипажах. На них размещались также лестница и пожарная команда. На отдельной подводе была бочка с водой. Воду подавали ведрами или с помощью ручного насоса. Место пожара определяли с каланчи - пожарной башни. Поэтому к месту пожара пожарные прибывали с большим опозданием, а огромное количество деревянных домов способствовало быстрому распространению огня. Например, 13 июня 1901 года в Царицыне начался пожар-катастрофа, который бушевал 8 суток. За это время сгорело 10 тысяч домов.

В 1902 г. преподаватель химии Бакинской гимназии И.Гоглай изобрёл новый способ тушения пожаров – при помощи пенных огнетушителей.

- Огнетушитель – это переносной аппарат для ликвидации возгораний химическими средствами: углекислотой, воздушно-механическими пенами, хладонами, порошками. Конструкция огнетушителей зависит от вида используемого вещества. В действие они приводятся вручную. Огнетушители подразделяются:

на воздушно-пенные (ОВП);

химические пенные (ОХП);

Огнетушителями с разными наполнителями тушат пожары разных классов /возгорание твёрдых(А), жидких(В), газообразных(С) горючих веществ и др.). На каждом огнетушителе указан класс пожара, для которого он подходит. Через дефис от букв стоит число, обозначающее объём противопожарного вещества. Так, маркировка ОУ-10 говорит о том, что перед вами углекислотный огнетушитель объёмом 10 л.

Занятие разработал и провёл преподаватель-организатор ОБЖ : Платонова Е.В.

Знакомство детей с организацией (предметами, символами, знаками) пожарной безопасности в группе.

- Закреплять, систематизировать знаний детей о правилах пожарной безопасности

- Познакомить с огнетушителем, кнопкой пожарной сигнализации в группе (как работает).

- Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы; различать знаки пожарной безопасности.

- Закреплять номера экстренных служб спасения; умение детей применять полученные знания в играх, игровых и проблемных ситуациях, учениях.

- Развивать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.

- Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными в группе, осторожными и осмотрительными.

Огнетушитель групповой, знаки пожарной безопасности, кнопка пожарной сигнализации, противопожарные датчики дыма (в группе).

Вводная часть . Определение проблемной ситуации.

Я- огонь! Я – друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом!

Педагог: ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: о пожарной безопасности….

Педагог : ребята. Давайте вспомним, где может случиться пожар?

Дети: пожар может случиться в лесу, дома, в магазине и т.д.

Педагог: а почему случается пожар?

Дети : если кто – то будет играть спичками, или не затушит огонь в лесу и т.д.

Педагог: правильно ребята. А как вы думаете, у нас в группе может случиться пожар?

Педагог : а как может случиться в группе пожар?

Дети: пожар может появиться от лампы (закоротит), от розеток и т.д.

Педагог: конечно же, ребята, возгорание, пожар может случиться в любом месте, в любое время. И наша группа не исключение. Если вдруг случится такая беда, что мы будем делать?

Дети: спасаться, вызывать пожарных и т.д .

Педагог: конечно же, ребята, если случится пожар, то надо вызывать пожарную службу по телефону 03, 030, 112. И быстро покинуть группу, детский сад.

Педагог: знаете ли вы, что в каждом здании нашего города, в каждой группе нашего детского сада и у нас, в том числе есть несколько предметов, приспособлений, которые могут помочь при пожаре.

Педагог : итак. Начнём с огнетушителя.

Есть у нас огнетушитель
Самый главный наш спаситель.
Черно-красный, небольшой
Со спасательной трубой.
Если, вдруг, огонь случится
Он на помощь нам примчится

Педагог: в нашей группе имеется порошковый огнетушитель, который используются в качестве первичного средства тушения загорания пожаров. Из названия понятно, что внутри него находится не вода, а специальный порошок. И им можно тушить не только деревянные предметы, но и электрические. У огнетушителя есть: /показ детям /

- заряд порошка (внутри корпуса)

- рычаг запорно-пускового устройства

- ручка для переноски огнетушителя

Педагог: ребята на огнетушителе пишут когда его изготовили, когда его проверяли и т.д.

И, конечно же, огнетушителем играть нельзя. И место, где хранится огнетушитель отмечается специальным знаком. Где же у нас хранится огнетушитель?

Педагог : но это ещё не все. Наша группа оснащена пожарной сигнализацией. Посмотрите на потолок. Что вы видите?

Это ребята, датчики дыма. Дым появляется часто тогда, когда огня еще нет, поэтому очень важно сразу выявить его появление.

Путешествие к пожарной кнопке

Педагог: а сейчас, я вас приглашаю в путешествие к пожарной кнопе. Посмотрите внимательно вокруг. Как вы думаете, куда нам идти / дети показывают, проходят к пожарной кнопке в группе/

Педагог : как вы думаете, где ещё располагается пожарная кнопка? Может кто видел?

Педагог : правильно, в раздевалке тоже имеется пожарная кнопка. Давайте пройдем, посмотрим /дети проходят к пожарной кнопке в раздевалке/

Педагог ребята, приглашаю вас ещё к одному месту в группе. /дети проходят в спальню. Как вы думаете, зачем мы пришли сюда?

Дети: через спальню можно выходить на улицу

Педагог: Ребята, балкон называют ещё запасным выходом. Если вдруг в раздевалке случится пожар, то покинуть группу можно через спальню.

Педагог: сегодня, ребята, мы с вами узнали чуть больше о безопасности нашей группы. Вспомнили о правилах пожарной безопасности. Познакомились с целой системой пожарной безопасности нашей группы. Давайте, ещё раз проговорим. Что это?

Правила пользования огнетушителем: приведение в действие и применение

Порядок приведения в действие и применение огнетушителя

Огнетушащая способность указана в ТД и в маркировке на наклейке на корпусе (буквы – класс пожара, цифры – м²). Эффективность, правила оснащения (общий минимум как в общественных зданиях – 2 шт. на этаж) есть в пост. N 390 (Противопожарный режим), НПБ 166, СП 9.13130.

Типовая инструкция активации огнетушителя:

    Перед использованием удостовериться: баллон заполнен (чувствуется тяжесть), ОТВ под давлением (манометр на ЗПУ, в среднем от 1,2 – 1,4 у ОП и 4 – 5,88 МПа у ОУ).

    Ствол на шланге или на трубке берут только за ручку с изоляцией.

    Пистолетный тип – нажимают на рычаг, поднимая до отказа;

Правила работы с огнетушителем с ЗПУ пистолетного типа с ИХГ (характерно для ОП):

    Резко нажать на рычаг, отпустить его.


Как правильно пользоваться:

    электроустановки прерывистыми выпусками по 2 – 3 сек.;

    вытекающие с высоты жидкости (от отверстия вдоль потока, до полного отрыва факела);

    с передней кромки вглубь;

Надо покрыть всю поверхность, создать концентрацию ОТВ, не оставлять непотушенными бока, тыл, и лишь после этого продвигаться.

Памятка по тактике:

    продвигаться постепенно по мере тушения, не забегать вперед;

    короткими прерывистыми точными струями;

    передвигать сопло из стороны в сторону, покрывая периметр по ширине;

Порошковые ОП

Наиболее универсальными по применению являются огнетушители с порошковыми, аэрозольными зарядами. Особенности использования:

Углекислотные ОУ

Активация газовых огнетушителей – с углекислотой (ОУ), хладонами (ОХ) – стандартная. Особенности ОУ и ОХ, и использования:

    выходит сильно охлажденным (ОУ: -60…-70 °C; ОХ: -30… -50 °C);

Эмульсионные ОВЭ

    сопло с завихрителями;

Пенные ОВП

Нюансы использования по воздушно-пенным огнетушителям:

При горении разлитых жидкостей, плавящихся материалов пеной сначала заполняют пространство вокруг объекта.

Водные ОВ

Огнетушащее вещество водных огнетушителей замерзает, но есть составы с антифризами для использования при t° до -30 °C. ОВ тяжелые, охват меньший, чем у ОВП. Возможность повторного воспламенения низкая из-за смачивающих добавок, высокого проникающего свойства, но с другой стороны, при интенсивном пожаре есть риск испарения, ОТВ не образовывает пленку.

Не тушат зарядами на водной основе сильно раскаленные (твердые или расплавленные) вещества – это может привести к взрыву.

Расстояние от очага пожара до огнетушителя

Если позволяет длина, мощность струи, используют увеличенную дистанцию (от 2 – 3 м) не только для большей безопасности, но и для широкого выпуска, увеличивающего охват, объемность. Категоричный минимум – 1 м. Промежуток отсчитывают от конца сопла раструба.

Необходимо читать инструкцию изготовителя, с требованиями к эксплуатации: для первичных средств пожаротушения с длинной струи (6 – 10 м) могут рекомендовать 3 – 4 м; для слабого выпуска 1,5 – 2 м. Максимальное расстояние от очага можно моделировать: если выпуск 6 м, выбрать дистанцию для широкого распыла – 3 м.

Правила применения первичных средств пожаротушения по расстояниям до возгорания:

Современные средства пожаротушения представлены широким ассортиментом как по огнегасящему составу, так и по принципу активации. Сотрудники предприятий обязаны знать, при возникновении пожара какими видами огнетушителей разрешено пользоваться. С этой целью в организациях разрабатывают инструкции по применению разного типа устройств. Такие памятки позволяют правильно привести оборудование в действие.

Что такое огнетушители

Это устройства, обеспечивающие защиту помещения на начальных стадиях возгораний. Своевременное применение пожарного оборудования позволяет самостоятельно ликвидировать пламя. В общем понимании прибор огнетушения – емкость с активным составом, изолирующим источник огня от катализаторов горения (температура, воздух, горючее вещество).


Основные характеристики

Чтобы понимать, как работает огнетушитель той или иной марки, следует знать различия их технических характеристик, которые определяют порядок эксплуатации (активации).

Область применения и назначение

Назначение огнегасящих средств – профилактика пожаров и их ликвидация на начальных стадиях. Огнетушители переносные (ручные) предназначены для тушения небольших по объему возгораний. Модели передвижного типа справляются с крупными очагами возгораний на промышленных объектах.


Различные модели огнетушителей тушат материалы определенных классов по пожароопасности:

  1. Порошковые – твердые материалы, ЛВЖ, ГЖ, электроустановки (АБСЕ).
  2. Углекислотные – любые предметы, за исключением горящих без доступа кислорода (АБСЕ).
  3. Пенные – твердые и жидкие материалы (АБ).
  4. Водные – твердые вещества, сопровождающиеся тлением (А).
  5. Аэрозольные – вещества в различном агрегатном состоянии, электроустановки (АБСЕ).
  6. Эмульсионные – пожары АБСЕ.

Инструкция по применению огнетушителей

Большинство агрегатов представлены типовой конструкцией – баллон с ЗПУ (запорно-пусковой механизм), сопло (раструб), дополнительные насадки (пенообразователь, формирователь струи), манометр давления. По принципу работы огнетушители практически не отличаются, так как подача ОТВ осуществляется благодаря разности давлений между окружающей средой и огнегасящим веществом в емкости. Рассмотрим порядок приведения в действие огнетушителей различных марок.


Пенных

У данного типа устройств довольно ограниченная сфера применения ввиду высокого расхода пенного ОТВ. Тем не менее приборы эффективно тушат горение легковоспламеняющихся жидкостей, находящиеся под напряжением электроприборы, некоторые металлы благодаря особому химическому заряду и насадке-пенообразователю.


Основные правила пользования огнетушителями:

  1. Направляют сопло на передний фронт огня на расстоянии 3–4 метров.
  2. Выдергивают чеку, предварительно сорвав пломбу.
  3. Нажимают или поворачивают рычаг ЗПУ (зависит от типа).
  4. Приступают к тушению.

На заметку. Состав пенных агрегатов – один из самых безопасных для человека, работать с ними можно без спецзащиты.

Углекислотных

Устройства характеризуются как высокоэффективное оборудование для пожаротушения, справляющееся с возгораниями в кратчайшие сроки. Как пользоваться огнетушителем инструкция дает следующее разъяснение.


  1. Баллон подносят к очагу на расстояние, равное длине струи (2–6 метров).
  2. Срывают пломбу с ЗПУ вместе с предохранителем (жгут).
  3. Выдергивают чеку / отвинчивают винт, перекрывающий клапан.
  4. Направляют раструб (шланг) под определенным углом к очагу.

На заметку. Углекислотными агрегатами тушат электроустановки до 1 кВ, двигатели автомобилей, горючие жидкости, газы и твердые материалы. Перед использованием устройства производят эвакуацию. Оператор тушения надевает маску с очками. Так как углекислота сильно охлаждает поверхности, при работе также необходимы перчатки.

Водных

Данный вид огнетушителей позволяет менять режимы распыления при помощи отдельных насадок (тонкораспыленная, мелкодисперсная, компактная струя). Это дает возможность не только осуществлять пожаротушение, но и защищать смачиванием не тронутые огнем поверхности.

  1. Срывают пломбу, вытаскивают чеку.
  2. Включают ЗПУ нажатием на рычаг или ударом по кнопке.
  3. Направляют насадку на очаг на расстоянии 2–4 м.

Водные ОТВ дополняются антифризами, которые предотвращают замерзание состава при минусовых температурах. При выборе между эмульсионным и водным агрегатом учитывают то, что первый обладает проникающими свойствами, не требующими точной подачи эмульсии в очаг. Длина подачи струи составляет 6–12 м. Второй тип огнетушителей хорошо смачивает поверхности, предотвращая повторные загорания. Для ликвидации пламени вода подается точно в очаг.

Порошковых

Агрегаты порошкового типа считаются универсальными, применимы для газов, жидкостей, твердых предметов, в том числе подключенных к сети.


Пошаговая инструкция по применению огнетушителя:

  1. Срывают пломбу, выдергивают чеку.
  2. Направляют сопло на очаг.
  3. Нажатием или ударом приводят в действие ЗПУ.

Тактика пожаротушения различными модификациями огнетушителей приводится на видео в конце статьи.

Общие советы и рекомендации

Каждая организация (школа, завод, магазин) обязана соблюдать предписания изготовителя по части техобслуживания, эксплуатации, хранения оборудования. Инструкция приводится на этикетке (наклейка) и в паспорте-руководстве.

Устройства хранятся в сухих помещениях, вдали от теплового излучения, солнечных лучей. На производствах агрессивная среда (вибрация, звук, газы, температура) способствует снижению противопожарных свойств огнетушащего вещества. Следовательно, обслуживание устройств производят чаще.

Меры безопасности при использовании

Чтобы эффективно применять пожарное оборудование, его требуется периодически отправлять на техническое обслуживание. Сотрудники техстанций проверяют агрегат на деформации и при необходимости перезаряжают емкость. Существует даже отдельная инструкция по техническому обслуживанию огнетушителей, которой обязаны следовать лицензируемые фирмы. Показатели безопасности повторно заправленного оборудования соответствуют параметрам новых моделей.

  1. Тушение производят с наветренной стороны (ветер в спину), не отворачиваясь от огня.
  2. Дистанция до очага не менее 2 м.
  3. Многоразовый огнетушитель периодически отключают для набора давления в баллоне (каждые 15–40 сек.).
  4. Сопло пенных, порошковых устройств проверяют на засоренность.
  5. Электроустановки отключают.

Что строго запрещено

К тушению не могут допускаться лица, не умеющие пользоваться пожарным оборудованием. Применение сложных промышленных моделей разрешается только после прохождения инструктажа.

  1. Нельзя держать агрегат за рабочие узлы, для этого имеется ручка.
  2. Опасно для жизни использование оборудования не по назначению (классы пожаров).
  3. Запрещается приступать к тушению без ознакомления с карточкой на огнетушитель, картинками (фото), пиктограммами, указывающими способ активации. При наличии манометра проверяют значение давления (зеленый диапазон).
  4. Нельзя трясти, переворачивать, производить любые манипуляции с баллоном – устройство находится под давлением.
  5. Запрещено применять огнегасящий состав при появлении активных реакций, ошпаривании поверхностей.

Дополнительные рекомендации указываются изготовителями огнетушителей по отдельным маркам ОТВ.

Порядок хранения огнетушителей

Пожарное оборудование периодически осматривается на предмет повреждения баллонов, активных узлов, клапанов, соединений. Хранят огнетушители в вертикальном положении в помещении, соответствующем условиям эксплуатации по температурным показателям. Минимальное расстояние пожарных шкафов до приборов отопления составляет 2–3 м.

Правила размещения

В соответствии с типовой классификацией огнетушителей (переносных, передвижных) их устанавливают на разных по высоте отметках. Для первых моделей – до 1,5 м от пола, вторых – до 1 м. При этом минимальное количество агрегатов на этаже не может быть меньше двух. Их тип и масса заряда выбираются с учетом общей площади помещений на этаже, а также дополнительной пожарной нагрузки.


Законодательная база

Требования безопасности к огнетушителям при их производстве и эксплуатации приводятся в общем своде правил – СП 9.13130. Технические параметры малолитражных моделей описываются в ГОСТ 51057, промышленных образцов – в ГОСТ 51017. Основной закон для огнетушителей – Техрегламент (123-ФЗ). Его дополняет новый противопожарный режим, разработанный Правительством взамен ППБ 01-03.

Выводы

Огнетушители похожи по принципу приведения в действие. Все, что требуется от человека – это сорвать пломбу, нажать на рычаг (кнопку). Однако, неосведомленные часто сталкиваются с такой проблемой, когда ЗПУ не срабатывает. В этом случае предварительно рекомендуется бегло ознакомиться с инструкцией.

Читайте также: