Пути улучшения искусственной окружающей среды конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Экологический кризис представляет собой напряженное состояние отношений человечества и природы, характеризующееся несоответствием развития производственных отношений и производительных сил человечества ресурсным возможностям биосферы.

Экологическая катастрофа – это бесповоротное изменение природных комплексов, в результате которого возникает массовая гибель видов организмов, популяций, и целых экосистем.

Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, многократно используются все отходы производства.

Коэволюция – совместное гармоничное развитие природы и человека.

Агроценоз представляет собой биоценоз, искусственно созданный и поддерживаемый человеком для хозяйственных целей с определенным уровнем продуктивности.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 217-218.
  2. Одум Ю. Экология / Одум Ю., М. Наука, 1986, Т.1. с. 45-78.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Главная задача человечества на современном этапе — это не защита какого-то количества видов живых организмов или территорий от угрозы исчезновения, а сочетание высокого уровня продуктивности своей хозяйственной деятельности с сохранением функционирования биосферы и гармонизации отношений с ней.

Ввиду возникших по вине человека глобальных экологических проблем сегодня человечеству необходимо пересмотреть свой подход к использованию ресурсов биосферы. Человек не может полностью отказаться от использования воды, ископаемого топлива, сельскохозяйственных территорий и промышленности, ввиду чего следует пересмотреть процесс организации природопользования.

Природопользование — это деятельность человечества, направленная на удовлетворение своих потребностей через использование природных ресурсов.

Следует отметить, что рациональное природопользование – это в первую очередь, защита человеком самого себя, так как человечество не может существовать без достаточного количества чистого воздуха, воды и достаточного объема природных ресурсов. При этом планета без человека прожить сможет. В этой связи говорят о необходимости перехода к гармоничной совместной эволюции человека и биосферы – коэволюции.

Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой:

- полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

- обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов;

- многократно используются все отходы производства.

В противовес рациональному, нерациональное природопользование характеризуется снижением качества, и исчерпанием природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, снижении ее свойств. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранения природно-ресурсного потенциала.

В целом, рациональное природопользование предполагает охрану природных ресурсов в процессе их использования. Охрана ресурсов в процессе их использования - это ключевой принцип охраны природы.

Охрана природы должна производиться человеком одновременно с рациональным природопользованием и идти в двух направлениях:

1) снижение вредных последствий своей деятельности;

2) стимулирование нормального функционирования и развития биосферы планеты.

Главными принципами рационального использования природных ресурсов являются следующие:

1) Изучение природных ресурсов. Бережное и грамотное использование природных ресурсов невозможно без наличия полноценных и актуальных сведений об их качестве, объеме, без прогноза последствий их изъятия и использования, и возможности замены их на иные ресурсы.

2) Мониторинг состояния и качества природных ресурсов.

3) Совершенствование технологий изъятия, транспортировки и переработки природных ресурсов, предусматривающее максимальное и полное их использование.

4) Повышение урожайности в сельском хозяйстве и продуктивности работы в рамках изъятия ресурсов.

5) Поиск новейших природоохранных технологий с проведением экологической экспертизы.

6) Сокращение объема образуемых отходов производства и применение технологий их очистки и обезвреживания - сточных вод, выбросов в атмосферу и твердых отходов. Вторичная переработка отходов, их использование в качестве сырья.

7) Восстановление природных объектов после изъятия ресурсов и иного техногенного воздействия – проведение рекультивации земель, восстановление и защита от эрозии почв, воспроизводство лесов и борьба с лесными пожарами т.п.;

8) Сохранение биологического разнообразия – создание особо охраняемых природных территорий – свободных от хозяйственной деятельности, например, заповедников, заказников и т.д.

9) Совершенствование природоохранного законодательства и экологическое просвещение населения.

Кроме того, перед использованием природных ресурсов, а равно и в рамках осуществления иной хозяйственной деятельности, по российскому законодательству обязательно проводится экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза проводится перед началом хозяйственной деятельности – например, перед открытием предприятия для того, чтобы выявить, какой вред нанесет его деятельность окружающей среде и допустимо или недопустимо открытие этого предприятия. В ходе экологической экспертизы устанавливается комплекс природоохранных мер, которые предприятие должно осуществлять.

Важным направлением рационального природопользования является создание искусственных экосистем, как правило, агроценозов, которые эксплуатируются много раз подряд. Например, в Финляндии практикуется посадка и вырубка леса по примеру сельскохозяйственной деятельности – то есть территория разграничена на участки, на одних из которых вырубают лес и тут же сажают новые деревья. Пока вырастают посадки – вырубка осуществляется на других участках леса.

Агроценоз представляет собой биоценоз, искусственно созданный и поддерживаемый человеком для хозяйственных целей с определенным уровнем продуктивности. Агроценозами сегодня занято около 10% суши.

В агроценозе, как и в любой экосистеме, существуют трофические уровни — продуценты, консументы и редуценты, и трофические сети, происходит обмен веществом и энергией между биоценозом и биотопом. В то же время агроценозы, как искусственные экосистемы отличаются рядом характеристик:

1) В агроценозах в значительной степени снижено разнообразие живых организмов. Бедность видов в агроценозе человек поддерживает искусственно – например, уничтожает сорняки и способствует росту только одной сельскохозяйственной культуры. Вследствие этого обедняется и население животных в агроценозах, и состав микроорганизмов почвы.

2) Виды сельскохозяйственных растений, культивируемые человеком в агроценозе, поддерживаются искусственным отбором. Такие виды не могут выдерживать борьбу за существование без поддержки со стороны человека.

3) Агроэкосистемы получают от человека дополнительную энергию (например, в виде удобрений), без которой они не могут существовать.

4) Первичная продукция агроценоза – биомасса растений (урожай) удаляется из экосистемы и не поступает в дальнейшем в цепи питания. В результате этого почва под агроценозом обедняется минеральными веществами, и требует их дополнительного внесения.

Таким образом, искусственные экосистемы, в отличие от природных экосистем, не являются саморегулирующимися, их регулирование осуществляется человеком.

В отличие от природной экосистемы агроценоз неустойчив, без поддержки человека он быстро разрушается, т.к. культурные растения не выдержат конкуренции с дикорастущими и будут ими вытеснены.

Создавая и поддерживая искусственные экосистемы человек должен заботиться о том, чтобы не повредить тем самым природные экосистемы, находящиеся рядом, что и составляет смысл реализации рационального природопользования.

Главная задача человечества на современном этапе — это не защита какого-то количества видов живых организмов или территорий от угрозы исчезновения, а сочетание высокого уровня продуктивности своей хозяйственной деятельности с сохранением функционирования биосферы и гармонизации отношений с ней.

Рациональное природопользование – это в первую очередь, защита человеком самого себя, так как человечество не может существовать без достаточного количества чистого воздуха, воды и достаточного объема природных ресурсов. При этом планета без человека прожить сможет.

Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой:

- полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

- обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов;

- многократно используются все отходы производства.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Совместная гармоничная эволюция человека и биосферы это:

1) биосферная функция;

2) биогеохимический цикл;

4) экологическая экспертиза.

Правильный ответ: 3) коэволюция

1. полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

2. обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов;

3. многократно используются все отходы производства;

4. не выбрасывается мусор.

1. полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Планируемые результаты

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;

Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Тип урока –- демонстрация, на котором экспери­мент служит наглядным пособием

Форма – форм практико-ориентированной деятельности учащихся

Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.

Моделирование экологических ситуаций

Моделирование экологических ситуаций состоит в моделиро­вании стрессовой ситуации от воздействия химических факторов на зеленое растение, в качестве которого может использоваться лю­бое растение, образующее проростки с несколькими зелеными листь­ями (например, томаты, огурцы, фасоль, пшеница и др.). Проростки выращиваются в необходимом количестве заблаговременно. Для их выращивания в обычном грунте потребуется около месяца (10-12 дней для прорастания, появление настоящих листьев через 2 недели после всходов). Корневую систему отмывают от почвы.



Для опытов на каждый рабочий стол подготавливают и нуме­руют пробирки от 1 до 7. В каждую пробирку помещают по 5 мл раствора согласно табл. 9, создавая тем самым искусственно при­готовленные экологические среды. На столы раздают проростки одного и того же растения (например, томатов) с двумя зелеными листьями. Ожидаемые результаты опыта также даны в таблице.

Описание опыта по моделированию экологических ситуаций и ожидаемые результаты

- воспитывать бережное отношение к почвам, как к одному из важнейших компонентов агроценозов.

ВложениеРазмер
urok_ekologiya.doc 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Николо-Березовская СОШ

учитель биологии и экологии

Дата проведения: 07.04.2015

Тип урока - изучение нового материала

Цель урока : изучить особенности агроценозов и агроэкосистем

- ввести понятие об агроценозах как сообществах, создаваемых человеком;

- показать специфику и особенности агроценозов;

- развивать умения работать с учебной литературой, применять полученные знания;

- воспитывать бережное отношение к почвам, как к одному из важнейших компонентов агроценозов .

Межпредметные связи: с природоведением

Наглядные пособия :_таблицы с изображением биоценозов водоема (реки), дубравы, агроценоза (пшеничного поля); рисунки культурных и сорных растений; рисунки с изображением животных, обитающих в посевах культурных растений (в качестве примера агроценоза рассматривается пшеничное поле, то подбираются соответствующие пшенице сорные растения, насекомые-вредители, экземпляры растений, пораженные болезнетворными низшими грибами, таблицы с изображением зерноядных и насекомоядных птиц и др.).

Раздаточный материал: карточки задания, тесты

Ученик должен знать : понятие агроэкосистем, их состав, продуктивность; виды сельскохозяйственных загрязнений, компоненты и состав агроэкосистем. Методы поддержания экологического равновесия. Биологические меры борьбы с вредителями и болезнями. Негативные стороны использования химических удобрений, загрязнение окружающей среды пестицидами и другими химикатами, использующимися в сельском хозяйстве.

Ученик должен уметь: составить схему пищевой цепи в агроценозе; объяснить отличия естественной и искусственной экосистем.

I. Организационный момент

II. Проверка знаний (обобщение по изученным темам)

Сначала запись под диктовку учителя терминов, затем проверка написания (взаимопроверка):

Экология - (наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды)

Экосистема - (взаимосвязанное сообщество живых организмов и факторов окружающей среды)

Фотосинтез - (процесс образования органических веществ у зелёных растений из неорганических веществ на свету)

Биогеоценоз - (естественная экосистема)

Автотрофы (продуценты) – организмы, самостоятельно производимые органические вещества из неорганических веществ, с помощью энергии солнца)

Гетеротрофы (консументы) - организмы, питающиеся готовыми органическими веществами. Бывают потребители (все животные) и разрушители (бактерии и грибы).

- Ребята, давайте дадим определение всем этим терминам, что они означают?

2) Теоретические задания

1. Какие организмы из приведенного ниже списка являются разрушителями мёртвого органического вещества (редуценты)?

Грибы. Многоножки. Сова. Водоросли. Клещи. Муравьи. Жуки-дровосеки. Клопы. Бактерии . Жужелицы. Речные раки.

2. Объясните, какова роль этих организмов?

3. Смоделируйте возможную цепь питания, используя различные объекты: тигр, трава, кузнечик, сойка, уж, олень, белка, бактерии, сова, лиса? (трава-кузнечик-сойка-сова-лиса-бактерии)

4. Какое количество связей в цепи? (5)

5. По какому принципу обозначается направление стрелки от одного объекта к другому: от воспринимающего питательные вещества - или от отдающего их ?

6. Чем консументы I порядка отличаются по способу питания от последующих консументов?

7. Что произойдет, если консументы начнут потреблять питательных веществ больше, чем их образуют продуценты? (произойдёт нарушение экологического баланса, что может привести к гибели консументов любого порядка)

8. Какая из предложенных последовательностей правильно показывает передачу энергии в пищевой цепи?

А. Лисица —► землеройка —► дождевой червь —► листовой опад —►растения.

Б. Листовой опад —► дождевой червь —► растения -- ►землеройка —►лисица.

В. Растения —► листовой опад —► дождевой червь — ►землеройка —► лисица.

Г. Растения —► землеройка —► дождевой червь —► листовой опад —► лисица.

III. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя (презентация)

Человек в конкурентной борьбе за выживание в окружающей среде начал строить свои искусственные экосистемы десять тысяч лет назад, создав сельское хозяйство - растениеводство и животноводство.

На современном этапе он для удовлетворения все возрастающих потребностей вынужден изменить и даже разрушить природные экосистемы, порой и не желая этого.

Совсем иначе работают искусственные (антропогенные) экосистемы. К ним можно отнести агроэкосистемы и агроценозы. Биоценозы, которые возникают на землях сельскохозяйственного пользования, называют агроценозами.

искусственный ( ) Э (определения в презентации)

(определения в презентации)

(определения в презентации)

(определения в презентации)

(определения в презентации)

ценоза (определения в презентации)

(определения в презентации)

Люцерна (определения в презентации)

(определения в презентации)

атные (определения в презентации)

(определения в презентации)

(определения в презентации)

2.Дискуссия и закрепление изученного материала (обсуждение изложенного материала)

Задание 1. Укажите отличия агроценозов от природных биоценозов.

В агроценозах, в отличие от природных биоценозов:

  • пониженное видовое разнообразие (природный биоценоз в сотни и тысячи раз богаче по видовому составу);
  • виды, культивируемые человеком, не могут выдержать конкуренцию с дикими видами без поддержки человека;
  • значительное использование дополнительной энергии (мускульная сила человека, животных; сельскохозяйственная техника) для поддержания урожая растений;
  • пищевые цепи короткие (в природном сообществе - разветвленные пищевые сети);
  • агроценоз - неустойчивая система, тогда как природный биоценоз способен существовать достаточно длительное время.

Задание 2. Начертите схему пищевой цепи, начинающаяся в агроценозе с растения пшеницы.

Ответ: пшеница —► полевка —► лиса

Задание 3. Составьте несколько цепей питания в произвольно выбранном агроценозе.

Пример (огород): капуста —> гусеницы бабочки-капустницы —► наездник.

При анализе составленных цепей питания нужно указать возможность регуляции численности вредителей (видов - конкурентов человека за возделываемые культурные растения) усилением последующего звена, что в итоге сохранит урожай (обсудите перспективы использования биологического метода защиты растений).

Задание 4. Объясните, почему культурные растения не могут конкурировать с сорняками.

Ответ. Культурные растения изменены человеком в свою пользу: основная их энергия идет на развитие органов, нужных человеку. Такие растения не способны сопротивляться натиску конкурентов. Хорошо известна негативная роль сорняков в перехвате воды и элементов минерального питания, что заметно снижает урожай культурных растений.

Задание 5. Почему быстро истощается почва в агроценозах?

Ответ. Растения в процессе жизнедеятельности используют большое количество питательных веществ из почвы. Человек изымает урожай и нарушает круговорот элементов.

Задание 6. Укажите пути возврата питательных веществ в почву.

  • внесение минеральных, органических, бактериальных удобрений;
  • запахивание в почву зеленых растений, имеющих малый вегетационный период (горох, рапс и др.).

Задание 7. Каковы способы повышения продуктивности агроценозов?

  • внесение удобрений, научно-обоснованное их использование;
  • полив;
  • подбор культур, ведение грамотных севооборотов;
  • использование высокоурожайных сортов с учетом природно-климатических зон;
  • борьба с эрозией;
  • защита растений от болезней, вредителей и сорняков (биологическая, химическая).

Агроценозы создаются человеком для получения высокого урожая - чистой продукции растений.

Что такое искусственные экосистемы

Искусственные экосистемы – это экосистемы, созданные и контролируемые людьми. Как правило, такие экосистемы соответствуют большинству критериев природных экосистем, но при этом не обладают механизмом саморегулирования. Главным отличием искусственных экосистем от естественных является то, что у последних более высокое генетическое разнообразие, сложные пищевые цепи и значительный круговорот питательных веществ. Так же искусственные экосистемы в большинстве своем пагубно воздействуют на экологию (пример: крупные города).

Экосистема, сотворенная человеком, очень хрупка и нуждается в постоянном уходе. Хорошим примером будет сад. За ним надо ухаживать, поливать цветы, пропалывать сорняки, уничтожать вредителей и поддерживать хрупкое равновесие. Если же такой сад оставить без должного присмотра, то вскоре он погибнет из-за отсутствия сложной взаимосвязи между компонентами.

Еще в качестве примера можно взять домашний аквариум. Обычно в нем не обитает боле 2-3 видов рыб, и зачастую отсутствуют живые растения. Такая экосистема нуждается в искусственном способе очищения и насыщения воды, т.к. в ней отсутствуют организмы способные выполнять эти действия.

Признаки искусственной экосистемы

Первым отличительным признаком искусственных экосистем является гетеротрофный тип питания (употребление готовой пищи). В качестве примера возьмем все тот же сад – одну из самых распространенных искусственных экосистем. В данном случае большую роль играют удобрения и обработка растений от паразитов. При этом такие экосистемы вырабатывают некоторые ядовитые вещества, что делает ее нестабильной и зависимой от человеческого вмешательства.

Вторым признаком служит незамкнутый цикл обмена веществ. Люди выращивают растения, оберегают их от природных катаклизмов и нападок паразитов, а затем собирают урожай, оставляя пищевую цепь разрушенной. Из-за отсутствия системы самовосстановления такая экосистема не сможет дальше функционировать и вскоре погибнет. Конечно, спустя некоторое количество времени там может образоваться новая, уже природная экосистема, но из-за вредных химикатов отравляющих почву ей потребуется куда больше времени на образование.


Видовая малочисленность так же является признаком искусственной экосистемы, т.к. оберегая растения люди уничтожают сорняки и паразитов, которые в свою очередь являются частью природных экосистем. Такое вмешательство приносит определенную выгоду человеку, но одновременно с этим делает экосистему максимально неустойчивой.

Характеристики искусственной экосистемы

Отличить искусственную экосистему от природной довольно просто, особенно если знать ее основные характеристики.

  • Искусственные экосистемы в основном являются гетеротрофами, т.е. потребляют готовую пищу. Это в свою очередь негативно влияет на окружающую среду, ведь такие экосистемы лишь потребляют ресурсы, не давая ничего взамен.
  • Как уже было сказано, искусственные экосистемы негативно влияют на экологию и окружающую среду в целом. Они истощают почву, загрязняют воздух, потребляют большое количество кислорода и воды.
  • Как правило, искусственные экосистемы потребляет больше кислорода, чем могут произвести. Выделяя в атмосферу большое количество парниковых газов, они негативно влияют на экологию и климат.
  • Имеют ограниченное количество видов.
  • Довольно неустойчивы, т.к. полностью зависят от вмешательства и контроля человека. Такие экосистемы не могут выжить в таких условиях, в которых природные экосистемы будут процветать и развиваться.
  • Не могут иметь стабильную замкнутую цепь обмена веществ из-за малого видового разнообразия и общей неустойчивости системы.
  • Используют больше воды, чем естественные экосистемы и провоцируют загрязнение различных водоемов.

Виды искусственных экосистем

К наземным искусственным экосистемам можно отнести огороды, поля, фермы и сады. Такие экосистемы чаще всего используются для получения продуктов питания. Они потребляют большое количество воды, отравляют почву химикатами и разрушают естественные цепи обмена веществ.


Водные искусственные экосистемы – это аквариумы, водохранилища, водные фермы и искусственные водоемы. Эти экосистемы, как правило, используются для получения и хранения чистой воды, разведения рыбы. Они чуть более экологичны, чем наземные экосистемы, но все так же загрязняют воду (использование хлора для обеззараживания воды), потребляют много кислорода и разрушают естественные цепи питания.

Как создается искусственная экосистема


Стеклянный купол, под которым проживали колонисты, был не герметичен, что и спровоцировало утечку кислорода. Начали гибнуть многие растения и животные, насекомые наоборот начали активнее размножаться и нападать на посевы колонистов. Еды перестало хватать для обеспечения людей ежедневной нормой, что повлияло на работоспособность колонистов.

Проект официально завершился 26 сентября 1993 года из-за критической утечки кислорода. Несмотря на неудачу, проект смог продвинуть дальнейшее создание искусственных экосистем на много лет вперед

Примеры искусственных экосистем


Круговорот веществ в искусственной экосистеме.

Искусственные экосистемы могут быть как замкнутые, так и незамкнутые. В качестве примера незамкнутой искусственной экосистемы возьмем аквариум. Видовое разнообразие скудно (обычно это 1-2 вида), требуется постоянное вмешательство в виде кормления, очищения воды и насыщения кислородом. Соответственно круговорот веществ незамкнут и нестабилен, а значить такая экосистема не выживет без вмешательств человека.

С замкнутыми искусственными экосистемами ситуация немного другая. К примеру. запечатанному террариуму с мхом не требуется вода и пища из вне т.к. круговорот веществ замкнут. Но, тем не менее, ему требуются свет и тепло, которые в свою очередь обеспечивает человек, устанавливая лампу и обогреватель. Такая искусственная экосистема более устойчива, но все также требует вмешательств человека.

Продуценты искусственной экосистемы.

Чтобы поддерживать круговорот веществ в экосистеме, требуется наличие запаса неорганических веществ в усвояемой форме. Так же необходимы три функционально различные группы организмов: продуценты, консументы и редуценты.

Продуценты – это организмы, способные строить свои тела за счет неорганических соединений и по типу питания относящиеся к автотрофам.

Консументы – это гетеротрофные организмы, питающиеся органическими веществами продуцентов и преобразовывающие их в новые формы.


Редуценты – это гетеротрофные организмы, питающиеся мертвыми органическими веществами и переводящие его в неорганические соединения.

Эта классификация не точна на сто процентов, т.к. консументы и продуценты могут частично выступать в роли редуцентов и выделять в окружающую среду минеральные вещества.

Стоит упомянуть и то, что не всегда присутствие консументов обязательно потому, что круговорот веществ, при определенных обстоятельствах, может осуществляться только за счет деятельности продуцентов и редуцентов. Такие экосистемы редки и являются исключением из правил. Они могут встречаться в тех местах, где ведут свою деятельность сообщества, сформированные только из микроорганизмов.

Видовое разнообразие искусственных экосистем.

Видовое разнообразие искусственных экосистем мало и неразнообразно в сравнении с естественными экосистемами. Связанно это с тем, что большинство искусственных экосистем являются монокультурами (огороды, поля, сады) и для того, чтобы они приносили пользу человек использует различные ядохимикаты тем самым уменьшая и без того скудное разнообразие.


Видовое разнообразие влияет и на устойчивость экосистемы. Именно поэтому искусственные экосистемы очень неустойчивы и не способны к самовосстановлению и саморегуляции.


На уроке окружающего мира учащиеся закрепят знания о компонентах экосистемы, познакомятся с обитателями аквариума, научаться поддерживать экосистему аквариума.

Содержимое разработки

Окружающий мир . 3 класс.

– Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума.

– Ознакомить учащихся с обитателями аквариума.

– Научиться поддерживать экосистему аквариума.

Оборудование:

I. Оргмомент

II. Проверка домашнего задания.

-С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке?

-Какое основное отличие экосистемы поля от других экосистем? ( Зависимость экосистемы от человека)

-Для того чтобы выяснить, как вы усвоили тему прошлого урока, я предлагаю выполнить тест.

-Дежурные раздайте тесты.

1.На полях круговорот веществ, с помощью человека:

а) природная экосистема;

б) искусственная экосистема.

3. Растения, которые выращивает человек, называются:

б) культурным растением. 4.Человек вспахивает землю для того, чтобы растения:

а) вдоволь получали воду и воздух;

б) для борьбы с насекомыми.

5.Способ защиты растений с использованием живых помощников называется:

а) биологической борьбой с вредителями культурных растений;

б) экологической борьбой.

-Дежурные соберите тесты.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

III. Постановка проблемы и актуализация знаний.

- У нас сегодня красочная и интересная тема. А какая вы узнаете, отгадав загадку.

Посмотрите дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный.

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы.

Все умелые пловцы.

- Определить проблему урока нам поможет Лена и Миша.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV. Поиск решения проблемы.

Работа на доске с таблицей.

- Что такое экосистема? ( Единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)

- Из каких частей состоит экосистема?

( Живая природа и неживая природа)

-Кто относится к живой природе?

-Что относится к неживой природе?

( Почва, вода, воздух, горные породы)

- Мы можем сказать, что аквариум – это экосистема?

- Какую экосистему мы называем искусственной?

( Искусственная экосистема зависит от человека. В ней круговорот веществ замыкается на человеке.)

- Если человек не будет ухаживать за аквариумом, что произойдёт с рыбками?

-Какой мы можем сделать вывод?

( Аквариум – маленькая искусственная экосистема)

Уход за аквариумом обычно занимает 10-20 минут ежедневно и 1 час раз в неделю.

Ежедневный уход включает в себя кормление рыбок. Каждый день следите за состоянием рыбок. Важно не забывать проверять все приборы, которые установлены в аквариуме.

Каждую неделю вам необходимо будет менять воду в аквариуме. Также следует мыть грунт, чистить стёкла. За растениями необходимо ухаживать.

Если вы правильно будете ухаживать за аквариумом, то этот дом для рыб станет радовать вас.

ФИЗМИНУТКА.

- Давайте более подробно остановимся на обитателях аквариума.

Работа с плакатом.

-Кого не хватает нашему аквариуму? (Рыб)

Работа с учебником.

- Откройте на с. 75

Тепловодные рыбы

С.76 учебника

Холодноводные рыбы

С. 77 учебника

- Кого еще добавим в аквариум?

( Рака, улитку, черепаху)

Слайд 10.

ФИЗМИНУТКА.

Слайд 11.

1.Аквариум установите в правильном положении. Главное чтобы на аквариум не попадали дневные солнечные лучи.

2.Подготовить грунт. Промыть его несколько раз.

3.Посадить растения в грунт.

4.Заполнить аквариум водой.

5.Поместите рыбок.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Самостоятельное применение знаний.

Для закрепления выполните в рабочей тетради №1 с.35.

Слайд 12.

- Над какой проблемой мы сегодня работали?

-Что важного узнали?

- Если урок был для вас интересным и познавательным, поднимите вверх рыбку красного цвета. Если нет- рыбку жёлтого цвета.

Читайте также: