Путешествие в страну русского языка 5 класс урок игра конспект

Обновлено: 14.07.2024

Цель урока: совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение трех изученных частей речи: глагола, существительного и прилагательного - и подготовить их к комплексному анализу слова.

1) способствовать развитию логического и образного мышления учащихся
2) развивать умение анализировать текст и составлять собственное монологическое высказывание
3) формировать умение оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других учащихся на уроке
4) подготовить учащихся к проведению комплексного анализа слова.

  1. карточки с заданием,
  2. презентация ,
  3. домовенок Проша ,
  4. словари С. И. Ожегова и В. Меркурьева,
  5. цветные карандаши и альбомные листы.

Предварительно класс делиться на 3 команды. Одна команда создает задания для игры, входит в состав консультантов, которые закреплены за каждой командой, оценивают работу учащихся и помогают им в выполнении заданий.

На выполнение каждого задания отводится 5-10 минут.

Ход урока.

I. Установка на восприятие (1 минута)

Сегодня отправляются в путешествие три команды.

Сопровождать нас сегодня будет старый знакомый домовенок Проша. Наш маршрут пройдет по городу Морфология, через площадь Глагола, улицу Имени существительного и проспект Имени прилагательного (слайд 1). Вам необходимо быть очень внимательными, чтобы вы смогли добраться до конечной цели нашего путешествия и приоткрыть для себя одну из тайн русского языка.

А чтобы в пути вам было легче, вы можете обратиться к консультантам за помощью, да и Проша будет за каждый правильный ответ подсказывать по одной букве, из которых сложиться слово – ключ к тайне.

1 задание. “Загадки Фонетики”.(5 минут)

Попросим консультанта подсказать, что такое фонетика?

Ответ: фонетика - это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

1 группа: Найдите две пары слов, различающихся одним звуком. Определите часть речи данных слов. Каким фонетическим процессом можно объяснить их одинаковое произношение? (по стихотворению ученика)

Разговор с учителем.

2 группа: Прочитайте текст, записанный звуками. Определите часть речи выделенных слов. Какие особенности произношения данных слов, отличные от современного вы заметили? Как называется подобное произношение.

Индивид. задание: какие особенности произношения существительных в поморском диалекте вы можете отметить.

[ было н'эдал'око от города мурова с'оло // в том с'эл'э жыл'и стар'иц'ок да старушка // у них был од'ин сынок // он б'эз нок тр'иц'эт' л'эт с'ид'эл на п'эц'к'э // от'эц' да мат'и соб'ирайуц' а на с?онокос // а ил'йушэн'ка дома оставайэц' а на п'эц'к'э //]

3 группа: Определите настроение данного отрывка. Дайте фонетическую характеристику подчеркнутых слов, определите часть речи. Как звуковой состав слова помогает создать настроение? С помощью какого поэтического средства создает автор образ Севера?

Угрюмое безмолвие снежной пустыни. Угрюмые дикие скалы. Ночь глухая и долгая, как тоска. Сумасшедший ветер, срывающий крыши с домов, бросающий навзничь телеграфные столбы. Обезумевшее море… Это Север.

После проверки результатов работы группам выдается буква Е

А сейчас на несколько минут мы заглянем в гости в Морфемику. Сможем ли мы выполнить задание, чтобы продолжить наш путь. А консультант нам подскажет, куда же мы попали?

Ответ: Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Задание всему классу (слайд 2):

1) Посмотрите, какое задание приготовил вам Проша. Определите, к какой части речи будут принадлежать слова с данными суффиксами. Какое значение придают эти морфемы указанным частям речи?

-оват- (прилагат., немного)

-енок-(-онок-) (существ., детеныш)

-онер- (существ., лицо)

-щик- (сущест., профессия)

-л- (глагол, прошедшее время)

-ся- (глагол, возвратный суффикс)

Какие из данных суффиксов словообразующие, а какие формообразующие?

Ответ: -л-, -ся- - формообраз., а остальные словообразующие

Задание всему классу.

2) Представьте, что вы сидите перед телевизором, а вам называют только приставки в-, пере-, вы-. Что вас просят сделать? Как вы об этом догадались? Сделайте вывод, отчего может зависеть значение части речи (слайд 3).

После проверки результатов работы группам выдается буква Д

Не только звучание и состав слова играют большую роль в жизни любой части речи. Не менее важно и его лексическое значение.

1 группа: Прочитайте текст. Какое явление природы описывает Б. Шергин, вспомните его поморское название. На каком поэтическом средстве построен образ? Какая часть речи наделена в этом тексте особой выразительной функцией? Объясните лексическое значение выделенного слова, в чем его отличие от общеупотребительного варианта?

Что же такое носили в старину? Почти полный перечень одеяний XV века содержит Вкладная книга Кандалакшского монастыря, в которой записи начинаются с 1585 года. Местные жители жертвовали монастырю деньги, земли, суда, книги и другое имущество. Так Матюша Великой в 1585 году дал сермягу, ногавицы, рубашку, портки, шапку, сапоги, рукавицы и онучи – общей стоимостью в один рубль. Елена, Терентьева дочь, дала две однорядки, да два шушуна, да шубу баранью, да две скатерти, да восемь сорочек, да косты, да две шапки и иного мелкого рухла– всего на пять рублей.

В XIX веке на Кольском Севере появились ситцевые рубахи, пиджаки и жилеты, шерстяные фуфайки норвежского происхождения (бузурунки). На морских промыслах стали носить роканы, и такие же буксы). Ушаков И.

3 группа: Прочитайте предложения, выбирая подходящее слово. Объясните свой выбор, пользуясь толковым словарем Ожегова.

В (сырой/ мокрый/ влажный ) погоду лучше быть дома.

На лугу росли (ароматный/ душистый/ пахучий) цветы.

Мы отдыхали под (могучий /мощный/ сильный) дубом.

Мы были на экскурсии в (старый /древний/ давний) городе.

После проверки результатов работы группам выдается буква И

Задание всему классу (слайд 4).

Проша подготовил для вас еще одну загадку. Он сочинил стихотворение. Прослушайте его (читает консультант) Какая часть речи помогает понять отгадку? Объясните лексическое значение слова ноздреватый. Какое слово, употребленное в стихотворении, не существует в русском языке, и какое значение вложил в него автор? Определите разряд данного прилагательного.

Он уже не пышный,
Он уже не лыжный,
Он не из ваты,
Он ноздреватый,
Он уже не белый,
Он потемнелый,
Серый и мокрый,
Старый и добрый.
(Весенний снег.)

После проверки результатов работы группам выдается буква Н

Наконец-то мы почти достигли цели нашего пути. В городе Морфологии нам предстоит вспомнить признаки каждой части речи. Отвечать придется быстро и правильно, чтобы заслужить букву-подсказку.

Блиц-опрос класса: (5-7 минут)

1 вопрос: Сколько частей речи в русском языке?
2 вопрос: Как определить род существительного Токио?
3 вопрос: Какие существительные относятся ко второму склонению?
4 вопрос: Какого числа нет у существительного ножницы?
5 вопрос: Назовите разряды имени прилагательного?
6 вопрос: Можно ли определить разряд прилагательного лисий? Если нет, то почему?
7 вопрос: Как связаны между собой прилагательное и существительное?
8 вопрос: Как образуется повелительное наклонение глагола?
9 вопрос: Как определить спряжение глагола?
10 вопрос: В чем сходство между существительным, прилагательным и глаголом?

После проверки результатов работы группам выдается буква С

Ну что ж, нам предстоит последнее испытание. В стране русского языка тайны открываются только самым грамотным, и нам надо это доказать хранителям тайны. Выполните правильно последнее задание, и вы у цели.

(Каждая группа получает отдельное задание по конкретной части речи).

1 группа: Какие орфограммы глаголов вы можете найти в этих текстах? Обозначьте их. Отчего зависит написание букв в глаголе?

Приемлем ночь полярную опять…
Тускнеет 3 даль и люди вместе с нею,
Томясь во мгле, зевают и тускнеют,
Хотя сопротивляются,
Не спят.
Работа нас спасает
И спасет.
Но стоит от нее чуть-чуть отвлечься,
Как тут же ночь толкает нас улечься
И сонные глаза закрыть на все.

А над морем полярных сияний мосты,
Не пройдешься 2 по ним, так насмотришься вдоволь.

После проверки результатов работы группам выдается буква Т

2 группа: Какие орфограммы прилагательных вы можете найти в этом тексте? Обозначьте их. Определите разряд прилагательных (исключая выделенное слово).

Тревожный мягкий трепет северных сияний, ломтик луны, весело ныряющий под волну, тихие акварельные закаты, солнечная дрема на сопках и мягкие лиловые тени в лощинах. Лихая матросская песня, мирные чайки у пирсов. И запах лета. Такого короткого и торопливого! Это тоже Север.

После проверки результатов работы группам выдается буква В

3 группа: Проведите орфографический разбор подчеркнутых слов. Какие морфологические признаки имен существительных помогли вам в выборе буквы?

Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром
Звезда полей горит не угасая
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей.

После проверки результатов работы группам выдается буква О

III. Подведение итогов. Самооценка.(10 минут)

Какое же слово у нас получилось? (слайд 5)

Ответ: единство.

Какую тайну приоткрывает нам это слово?

Ответ: в русском языке тесно связаны между собой все разделы: и фонетика, и морфемика, и лексика, и морфология, и так же, как существует единство всех разделов русского языка, в дружной семье живут и части речи, и пропустить маленькое знание об одной из них, значит никогда не узнать большего.

Попросим наших консультантов подвести итоги нашей работы и оценить работу учащихся. Консультанты заполняют карточку оценивания и дают устную характеристику работы групп.

Тема урока
Класс
Фамилии учащихся Оценка работы Ваши рекомендации

IV. Домашнее задание (2 минуты)

1) выполнить комплексный анализ слов (как единиц разных разделов русского языка) в предложении: Разыгралась злая вьюга.
2) индивидуальное: одной группе предлагается доработать альбом иллюстраций поморской одежды
3) индивидуальное: разработать словарный диктант по орфограммам изученных частей речи.

Игра—самое любимое, самое естественное и полезное занятие детей.

Игрой в широком смысле слова можно назвать всякие действия по заранее известным правилам, писаным или нет. В играх мы проводим большую часть своей жизни. Правила дорожного движения, президентские выборы, семейные сцены, праздники—всё это очень важные для нас игры, в которых каждый из нас знает правила и свою роль.

Но если даже сузить понятие и иметь в виду только детскую игру, она всё равно очень много значит в жизни человека. Ребёнок, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастает более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми.

И вот в связи с этим невозможно не думать о нынешних детях с тревогой. Они знают очень мало игр.

О причинах охлаждения детей к игре судить сложно: видимо, причин много, и они глубоки. Самые бросающиеся в глаза—телевизор и электронные игры. Проще развлекаться пассивно, особенно не думая. И ребёнок попадает в сильнейшую зависимость от теле- или компьютерной реальности, привыкает убивать время. В последние годы эта проблема только усугубляется.

Очевидно, что запретами здесь ничего не сделаешь. Выход только один—ребёнку должно быть известно что—то более интересное, чем компьютерные игры и сидение у телевизора.

Итак, наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры. Это позволит развить способности, подготовиться к жизни. И школа не может считать игру не своим делом.

Перед школой стоит проблема: научить учиться, перестать впихивать с разными ухищрениями знания, а научиться организовывать самостоятельную работу детей.

И начать это можно с игры, т. к. у неё есть прекрасное свойство—она сама организует обучение. Конечно, играть всерьёз непросто. Перед учителем возникает много вопросов

Как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Во что играть? Какие могут быть игры?

А.А.Егорова, В.В.Луховицкий выделяют три типа игровых заданий и игр, используемых на уроках русского языка.

Любая обучающая игра на уроке имеет несколько целей: учебную, игровую, индивидуальные цели каждого участника.

Я хочу поделиться опытом проведения обобщающих уроков в игровой форме.

Путешествие в страну Русского Языка (5класс)

  1. Обобщение знаний по русскому языку в конце учебного года.
  2. Обучение коллективной творческой работе.
  1. тренировка навыков работы с партнёром, работа в коллективе.
  1. активизировать пассивные знания каждого ученика.

К уроку подготовлена карта страны (столицы) государства с улицами и площадями, по которым состоится путешествие.

Вступительное слово учителя

Ребята! Вот и подошёл к концу учебный год. Более 200уроков провели мы за год. О своём языке вы узнали много нового, стали грамотнее. И сегодня ваши знания, смекалка и находчивость помогут нам в путешествии.

Итак, отправляемся в страну Русского Языка.

Учитель. Как вы знаете, в каждой стране есть главный город

Как он называется? (столица)

В нашей сказочной стране тоже есть столица—город Алфавит. Именно в

нём нам и предстоит побывать. А чтобы не опростоволоситься перед

хозяевами, давайте вспомним, что нам известно об алфавите, о буквах.

Ответьте на вопросы

  1. Что такое алфавит?
  2. Сколько букв в русском алфавите?
  3. Перечислите их, правильно называя

Игра с алфавитом

(Несколько человек учащихся по очереди показывают буквы в алфавитном порядке, правильно их называя. Побеждает тот, кто на это затратит меньше времени)

Вводный урок в 5 классе с презентацией построен в виде путешествия по стране русского языка. Ребята, выполняя занимательные задания, повторяют разделы русского языка, правила орфографии и пунктуации. Материал можно использовать для внеклассного мероприятия по русскому языку.



Целевая аудитория: для 5 класса

Представленная работа соответствует аннотации. Работа очень интересная, много материала проверяется на уроке. Презентация красочная, яркая, соответствует правилам. Мне работа очень понравилась! Спасибо автору за работу!

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок расчитан на повторение и обобщение раздела " Фонетика. Графика". Занятие проводится в игровой форме. Занимательные задания увлекают детей.

Урок по русскому языку в 5 классе.

Учитель: Кочерыгина Анастасия Олеговна.

Должность: учитель русского языка и литературы.

Место работы: МБОУ СОШ № 12 имени героя советского союза И.А. Маликова.

Цели: 1. Сформировать навыки учебной деятельности.

2. Углубить знания к изучению русского языка.

2. Развивать познавательный интерес по предмету.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества.

4. Обогатить словарный запас учащихся.

Оборудование: мешочек с номерами, конверты с заданиями для каждой команды, мяч, книжки с иллюстрациями детей, грамоты, медали.

Оформление доски:

На доске висят листы с напечатанными высказываниями русских писателей о русском языке.

I. Вступительная часть

- Ребята, сегодня у нас необычный, занимательный и интересный урок русского языка. В нашей школе началась предметная неделя. Наш урок-игра будет посвящён началу недели русского языка.

Русский язык – это богатство и достоинство нашего народа. Вы все прекрасно знаете, что язык – важнейшее средство общения людей друг с другом. Это наше орудие мысли. Язык- это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер. В языке можно увидеть особенности мышления и художественного творчества. Каждый из нас гордится своим родным языком.

- И сегодня мы проверим ваши знания по русскому языку.

II. Основная часть.

- Ребята, вы разделились на 2 команды. Сейчас ваш командир представит классу название и эмблему, которые вы подготовили заранее.

1. Представление команд. ( Название, эмблема.)

-Ребята, за ходом игры будет следить многоуважаемое жюри. В конце игры жюри оценит вас и объявит победителей.

Представление жюри.

2.Конкурс на самое лучшее оформление высказываний наших писателей о русском языке.

-Русский язык – один из самых богатых и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие русские и зарубежные писатели, лингвисты, исследователи.

Дома вы подготовили буклеты с иллюстрациями и высказываниями русских писателей о русском языке.

Задача команды:1. Прочитать выразительно. 2. Объяснить смысл. 3. Продемонстрировать всему классу свою работу.

- Помните, ребята, что важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком. Используя как можно больше красивых, правильных слов, учитесь точно выражать свои мысли. Не засоряйте свой язык нецензурной бранью, жаргонизмами и диалектизмами.

- У меня в руке конверты с заданиями. Команда выбирает себе 1 конверт. Готовится 5 минут. Отвечают команды по очереди. За каждый правильный ответ жюри ставит1 балл.

Вопросы для 1 команды

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Назовите часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).
3. Какие главные члены предложения вы знаете? Назовите их (Подлежащее и сказуемое).

4. Какой частью речи может быть выражено сказуемое? (глаголом).
5. Какие гласные звуки в нашем языке вы знаете? Назовите их [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. ( Их всего 6).
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
6. Что такое имя существительное?
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)
8. Какие знаки препинания вы знаете?
9. Как назвать одним словом очень медлительного человека? (Черепаха)
10. Что такое текст? (Два или несколько предложений, связанных по смыслу).
11. Какой знак обозначает звук на письме. (Буква)
12. Какая морфема обозначает общую часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)
13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю. (Разделительный твердый знак)
14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (Предлог)

Вопросы для 2 команды

Что такое алфавит? (Принятый порядок расположения букв в азбуке.
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)

3. Какой частью речи может быть выражено подлежащее? (Сущ., инф., прил., мест., глаг.)

4. Назовите гласные буквы в русском алфавите. (Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я)

5. Назовите звонкие согласные.
6. Что такое прилагательное?
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра)
8. Какие буквы в русском языке не обозначают звуков?
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)

10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

11. Подберите синоним к слову красный.

12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим)

13. Что такое словосочетание? (Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого).
14. Сколько согласных в слове тень?

- Ребята, у меня в руке мяч. Его я передаю вам. Ваша цель задать вопросы друг другу по русскому языку, которые вы подготовили заранее.

Дети задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.

-В моем черном, черном мешочке лежат карточки с номерами. Ребята, ваша задача по очереди доставать карточки. На ней будет указан номер. Я буду зачитывать задание, а вы на эти задания отвечать. За каждый правильный ответ 1 балл.

Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.

1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

2. О чем идёт речь?

6. Подведение итогов.

-Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. Я очень вами довольна. Надеюсь, что наш урок-игра вам очень понравился.

Читайте также: