Птицы беларуси конспект занятия

Обновлено: 06.07.2024

Цель:уточнить представление детей о птицах нашего края,упражнять в умение классифицировать по принципу"зимующие-перелётные".Закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду,повадкам. Закреплять знания о том. какую роль играет подкормка птиц в зимнее время. Уточнить поведение человека по отношению к птицам,определить роль птиц в охране природы,леса. Воспитывать любовь и бережное отношение к объектам живой природы (птицам).Развивать память,быстроту реакции. сообразительность. находчивость. логическое мышление. Расширять кругозор детей.

Активизировать словарь детей по теме"Птицы".

Оборудование:цветик-семицветик,на листочках которого написаны задания,сундучок,картинки птиц,карточки с зимующими и перелётными птицами. картинки с изображением зимы и лета.

Предварительная работа:работа с детьми по экологическому проекту"Берегите птиц".

Цель:создание положительно-эмоционального фона занятия-игры.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться:"Доброе утро!".

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте свои улыбки.

Подарим друг другу. (упражнения на развитие мимических мышц)

Дети,я предлагаю вам совершить путешествие в мир природы. Мы начнём своё путешествие в царство птиц. А поможет нам совершить путешествие сундучок. (выставляю сундучок)Этот сундучок необычный. Он волшебный. Чтобы он открылся нужно произнести слова:

1,2,3,4,5 (считают дети)

Можно крышку открывать. (достаю волшебный цветик-семицветик)

Ой,на каждом лепестке что-то написано. Да это же задания для нас. Мы попробуем эти задания с вами отгадать. Каждый раз мы будем отрывать по одному лепестку. Ну что,начинаем игру?

1 лепесток. Отгадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (снегири).

Найдите картинку-иллюстрацию этой птицы.

Жёлтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку

Кто узнал её(синичка)

Дети находят картинку-иллюстрацию

В сером армячишке

По двору шныряет,

По полям кочует,

Коноплю ворует (воробей)

Не дровосек,не плотник,

А первый в лесу работник (дятел)

В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей. Что это (кормушка).Почему появились кормушки для птиц? Как называют домик для птиц,сделанный руками человека (скворечник)

Какие птицы прилетают на кормушку?Чем мы их подкармливаем (крошки хлеба,сало,семечки,сушёная рябина).

Угадай какая птичка прилетала на кормушку?

Она была серенького цвета,крошки и семечки склевала,а рябину не тронула. (воробей)

Рябину не клевала. склевала сало и семечки. У птички жёлтая грудка. (синичка)

Небольшая пушистая птичка с красной грудкой и белой грудкой клевала рябину.

Угадай,а это кто?

Белые,серые. чёрные птички с синим отливом,едят крошки и семечки. (голуби)

На доске картинки,изображающие птиц. Вопросы к детям.

Назови и покажи птиц,которые встречаются в наших краях. Какие птицы улетают в тёплые края?

Почему они улетают?Каким одним словом можно назвать этих птиц?

Сейчас мы с вами поиграем в игру "Найди свой домик"

Дети получают карточки с изображением зимующих и перелётных птиц. (по одной на каждого ребёнка).В группе обозначено место для зимующих птиц (картинка-зима)и место для перелётных птиц (картинка-лето).Птички летают. По сигналу"Найди свой домик"-летят на свои места. Потом дети меняются карточками.

Весь день хлопочет.

Всё на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть,меня за это

И зовут лесной газетой. (сорока)

Что за птица?Как она выглядит?Вьёт ли она гнёзда?Зачем?Какие у этой птицы заботы весной?

Как она бережёт потомство?Какие звуки произносит сорока?

Задание "Лесные айболиты"

Лес охраняют птицы. Каждая птичка по-своему бережёт свой дом.

Кто ловит лесных вредителей длинным клювом (дрозд)

Кто ночью охотится за мышами (сова)

Кто долбит кору и языком вытаскивает вредителей (дятел)

Кто уничтожает гусениц (синичка)

Что значит беречь птиц?

Можно ли подходить к гнезду птиц?Почему нет?

Можно ли приносить здоровых птиц домой?Почему нет?

Вот и кончились все лепестки на нашем цветочке. Я рада,что вы так много знаете о птицах нашего края. Что вам понравилось сегодня во время нашей игры?Какой вопрос был самым трудным?

Что узнали нового?Что ещё хотели бы узнать?О чём вы хотели бы рассказать дома?

Молодцы!Сегодня вы были умнички.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место проведения экскурсии: музей природы и экологии.

Время проведения экскурсии: 10.00.

Цель экскурсии: создать условия для изучения орнитофауны Беларуси.

Задачи экскурсии:

Образовательные: формировать представления об охраняемых птицах нашей республики и условиях их обитания;

Развивающие: развивать логические (структурирование, выделение главного, сопоставление, обобщение), коммуникативные, оценочные навыки;

Воспитательные: формировать у учащихся ценностное отношение к животному миру, продолжить воспитание научного мировоззрения, прививать любовь к природе как к объекту науки.

Ход экскурсии

Ориентировочно-мотивационный этап.

Приветствие, проверка отсутствующих.

Мотивация к усвоению материала экскурсии. Доброе утро! Мы находимся в Музее природы и экологии. Надеюсь, вам здесь понравится.

Операционно-познавательный этап.

Вступительное слово учителя. Для начала проведем небольшой инструктаж по технике безопасности: помните, что в музее нельзя громко разговаривать и трогать экспонаты, относитесь уважительно к своим одноклассникам. Коллекция птиц Музея природы и экологии Республики Беларусь включает 245 видов (более 1400 чучел) и характеризуется наличием редких видов — сизоворонки, золотистой щурки, беркута, черного коршуна, щегла и других, которые включены в состав коллекции еще в середине прошлого века.

Изучение нового материала.

Первый вид, с которым мы сегодня познакомимся,— это черный аист (Ciconia nigra), который относится к отряду Аистообразные (Ciconiiformes). Второй по величине представитель отряда и семейства в Беларуси, незначительно уступающий по размерам белому аисту. Крупная (до 100 см длиной, массой до 3 кг) птица с длинными шеей и ногами. В полете шея вытянута. Окраска оперения черная с металлическим блеском, белые только брюхо и подхвостье. Клюв и ноги красные, у молодых оливковые. Предпочитает старые влажные леса по соседству с болотами, долинами рек или заболоченными лугами. Предпочитает лиственные участки — ольшаники, пойменные дубравы, а также смешанные леса, реже селится в старых хвойных лесах. Гнездящийся перелетный и транзитно мигрирующий вид. Прилетает в конце марта-апреле. Гнезда строит в кронах старых деревьев на высоте от 3,5 до 26 м.

Еще один представитель отряда — большая белая цапля (Egretta alba). Как вы думаете, почему она получила такое название? Это крупная цапля с очень длинной, тонкой и круто изогнутой шеей, длинными ногами и относительно коротким телом (средняя длина тела 85–102 см, масса 1,1–1,5 кг). Размах крыльев 140–170 см. Оперение снежно-белое. В гнездовой период на спине имеются удлиненные рассученные перья (эгретки), несколько заходящие за хвост. Крупнее малой белой цапли в полтора-два раза, в отличие от нее имеет черные пальцы и в негнездовое время желтый клюв. Гнездовой ареал охватывает южную и центральную части Европы до Центральной Азии, на юг до Ирана. Гнездится по берегам водоемов (в том числе и искусственных), густо поросшим кустарниками и прибрежной травянистой растительностью, в островных лесах среди закустаренных и заболоченных речных пойм.

Следующий отрядВоробьинообразные (Passeriformes). Хохлатый жаворонок (Galerida cristata) довольно крупный (несколько мельче скворца). Длина тела 17–19 см, размах крыльев 29–38 см, масса 36,5–46 г. Окраска верха тела буровато-серая с продольными широкими темными пестринами, низ грязно-белый с продольными бурыми пестринами на груди. Крайние рулевые рыжеватые перья более светлые, чем остальной хвост. На голове большой остроконечный хохол. Как вы думаете, зачем жаворонку хохолок на голове? Область распространения лежит в Европе (кроме северной), южной и центральной части Азии, включая Китай и Индию, захватывая значительные области Африки. Населяет сухие открытые местообитания с низкой редкой травянистой растительностью. Заметное предпочтение отдает культурному ландшафту. В гнездовой период встречается на выгонах, пустырях, сухих зарастающих карьерах, заброшенных свалках, других рудеральных зонах населенных пунктов, на окраинах полей, промплощадках и новостройках.

Белая лазоревка (Parus cyanus) — мелкая птица, длина тела 13–14 см, масса 10–12 г. Половой диморфизм не выражен. Окраска спины голубовато-серая, крыльев и хвоста буровато-синяя, от клюва до глаз проходит голубая полоса. Низ тела и головы белые. Обитает в пойменных лесах с густым подлеском, преимущественно лиственных (ольшаники, дубравы, березняки), в кустарниковых зарослях в долинах больших рек, среди заливных лугов. Выбирает низкие и сырые участки, нередко сильно заболоченные, топкие, густо поросшие тростником, осокой, крапивой. Часто селится среди заросших кустарником низинных болот. В более сухих местностях предпочитает участки лиственного леса, также густо поросшие кустарником. Обитает также в старых заболоченных ольшаниках с густой и высокой травянистой растительностью, дубравах с заболоченными участками вербняков.

Единственный представитель отряда Гагарообразные (Gaviiformes), занесенный в Красную книгу РБ,— это чернозобая гагара (Gavia arctica). Крупная водоплавающая птица с острым клювом, относительно короткими и узкими крыльями и слабо выраженным хвостом. Как вы думаете, зачем этой птице острый клюв? Масса тела 2,2–3,8 кг, длина — 55–75 см. Полового диморфизма в окраске оперения нет, но самцы в среднем несколько крупнее. В брачном наряде голова и шея пепельно-серые, горло черное. По бокам шеи продольный черно-белый штриховой рисунок. Верх тела черный с упорядоченными рядами белых пятен. Нижняя сторона тела белая. Клюв и ноги черные. Зимний наряд менее контрастный, без характерных рисунков на шее и спине — верх тела темно-бурый, низ светлый. Гнездящийся в Беларуси номинативный подвид населяет тундровую и лесную зону Евразии, вклиниваясь местами в лесостепь (Западная Сибирь, Казахстан). В пределах Беларуси в настоящее время гнездится в северной ее части (Белорусском Поозерье), но в то же время летающие неполовозрелые особи и единичные гнездящиеся пары могут быть встречены и в более южных регионах, ранее входивших в состав его гнездовой территории. Населяет низкопродуктивные, слабо зарастающие озера с прозрачной водой, являясь своеобразным индикатором их незначительной трансформации со времен раннего послеледникового периода.

Следующий отрядГусеобразные (Anseriformes). Пискулька (Anser erythropus) — средних размеров гусь. Почему эта птица получила такое название? Очень похож на белолобого гуся, но заметно мельче, с более короткой шеей, более коротким клювом и с меньшей головой. Общая длина 53–66 см, длина тела 40–42 см, размах крыльев 120–135 см, масса тела 1,3–2,5 кг. Голова, шея и передняя часть спины буровато-серые, задняя часть спины аспидно-серая. Брюхо и подхвостье белые, у молодых первого года дымчато-серые. Белое лобное пятно шире, чем у белолобого гуся, доходит до уровня глаз. На груди и брюхе небольшие черные поперечные пятна. Глаза окружены голым лимонно-желтым кольцом, радужина глаз бурая. Ноги желтые или оранжево-желтые. Клюв розового и темно-телесного цвета. У молодых отсутствуют белое пятно на лбу и голове, черные поперечные пятна на брюхе. Полет легкий и быстрый, отличается от др. видов гусей по более частым взмахам крыла. Во время миграции останавливается на открытых пойменных лугах равнинных рек, на крупных массивах верховых болот, прудах рыбхозов.

Единственный охраняемый вид из отряда Курообразные (Galliformes) — это белая куропатка (Lagopus lagopus). Это птица средних размеров с небольшой головой, коротким выпуклым клювом и сравнительно коротким хвостом. Длина тела 37–46 см, размах крыльев 55–66 см, масса тела 650–750 г. По бокам пальцев редуцированная роговая бахрома, скрытая сверху густым оперением. Характерна сезонная смена оперения. У самок 3, у самцов 4 сезонных наряда. Зимний наряд белый, за исключением черных рулевых. Центральная пара рулевых белая, при сложенном хвосте она закрывает черные перья. В весеннем наряде самцов (у самок весной наряд такой же, как зимой) голова, шея, грудь и передняя часть спины кирпично-коричневые, оперение остальных частей тела белое. Летний наряд охристо-бурый с черными поперечными полосами и пятнами. Брюшная сторона тела более светлая. Всегда присутствует примесь белых зимних и цветных весенних и осенних перьев. Осенний наряд более темный, благодаря развитию коричневых, с рисунком из черных поперечных полос, осенних перьев. Крупные, мозаичные по своей структуре массивы верховых и переходных болот — единственный гнездовой биотоп белой куропатки в лесной зоне.

Следующий отряд, о котором мы поговорим,— это Поганкообразные (Podicipedidae) и единственный охраняемый представитель — серощекая поганка (Podiceps griseigena). Это птица средних размеров, длина тела 40–50 см, масса 0,7–0,9 кг. Половой диморфизм отсутствует. Как вы думаете, почему? На затылке небольшой хохолок, наиболее заметный при возбуждении птицы. В брачном оперении верх головы до уровня глаз черный. Щеки и горло светло-серые, шея ржаво-красная. Верх тела темно-буровато-серый, низ — белый. У молодых птиц по бокам шеи и головы темные и светлые удлиненные полосы. Клюв острый, толстый, с желтым основанием. Пальцы ног с лопастевидными перепонками. Территория Беларуси целиком входит в состав обширного ареала вида, который занимает часть Северной Америки, значительную часть Европы, Средней Азии, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на то, что вся территория Беларуси входит в пределы ареала, этот вид гнездится в основном только на прудах рыбхозов. Единичные случаи гнездования отмечены также на высоко эвтрофных озерах. На рыбхозах гнездится преимущественно на малых выростных прудах. На крупных нагульных прудах занимает мелководные, сильно заросшие участки. Во время миграций придерживается крупных открытых озер и водохранилищ.

Очень красивы представители отряда Ракшеобразные (Coraciiformes). Золотистая щурка (Merops apiaster) — птица размером со скворца. Длина тела 24–30 см, размах крыльев 42–49 см, масса 50–60 г. Силуэт вытянутый, клюв относительно длинный и слегка изогнут книзу. Хвост с выступающей более длинной парой центральных рулевых перьев, у молодых хвост округлый. Птица очень ярко окрашена: низ тела голубой, крылья и хвост зеленые, спина и верх головы каштаново-коричневые с яркими желтыми полосами. Горло желтое, окаймлено снизу черной полосой. Ареал вида охватывает южную, центральную и восточную Европу, Малую Азию, Ближний Восток, Среднюю Азию, а также северо-западную и южную Африку. Распределение внутри ареала, особенно у северных границ его, весьма неравномерно. В Беларуси гнездится локально в нескольких изолированных участках преимущественно в южной части страны, отдельные находки известны на севере страны. Населяет остепненный и культурный ландшафты, тяготея к окраинам речных долин или обширных болот. Предпочитает открытые пространства с отдельными деревьями, кустами, где для гнездования отыскивает песчаные, песчано-гравийные или глиняные карьеры, береговые обрывы или высокие насыпи. Облесенных территорий избегает.

Еще один представитель ракшеобразных — сизоворонка (Coracias garrulus) — плотного телосложения птица размером с голубя. Длина тела 30–35 см, размах крыльев 62–73 см, масса 140–160 г. Имеет относительно массивный клюв и яркое блестящее оперение в голубовато-ржаво-черных тонах. В негнездовой период и у молодых птиц цвета оперения менее яркие. Вид гнездится в умеренной, степной и средиземноморской климатической зонах Евразии и северо-западной части Африки. Населяет разреженные высокоствольные дубовые и сосновые леса, граничащие с открытыми пространствами пойм, лугов, полей, перемежающиеся просеками, полянами, вырубками, поселяется также в высоковозрастных разнотипных пойменных лесах, отдельных группах высоких деревьев среди лугов и сельхозугодий, иногда в старых парках и аллеях.

Галстучник (Charadrius hiaticula) — представитель отряда Ржанкообразные (Charadriiformes) — небольшой кулик серо-буроватой окраски верха тела и более светлой окраской низа, с длиной тела 18–20 см и размахом крыльев 36–42 см. Как вы считаете, почему эта птица получила такое название? Характерна черная полоса выше клюва, проходящая через глаз и щеку и соединяющаяся с черной перевязью, охватывающей верхнюю часть лба. Кроме того, широкая черная полоса охватывает шею и зоб птицы. Ноги оранжево-желтые. От сходного вида — малого зуйка — отличается более крупными размерами и двуцветным клювом, имеющим оранжевое основание и черный кончик. В полете отличительной чертой являются белая полоса на крыльях, проходящая через основания первостепенных и второстепенных маховых перьев. Широко распространен по всей тундровой и местами северной полосе лесной зоны Евразии, преимущественно на морских побережьях, но населяет также и берега внутренних водоемов. В Беларуси главным образом встречается вдоль р. Припять и некоторых ее притоков. Населяет открытые пойменные пастбищные луга с невысокой растительностью, гнездится также по песчаным косам и отмелям рек. В период миграций встречается по берегам рек, озер, на спущенных прудах рыбхозов.

Кулик-сорока (Haematopus ostralegus) — крупный кулик (длина тела 40–46 см, размах крыльев 79–88 см) черно-белой окраски, имеющий длинный оранжево-красный клюв, розово-красные ноги и красного цвета радужину глаз. В полете легко определяется по белой спине и надхвостью, а также по широкой белой полосе на крыльях, доходящей до средних первостепенных маховых перьев. Молодые птицы отличаются от взрослых по белому пятну на горле, такую же окраску имеют и взрослые птицы в послегнездовой период (осенью и в начале зимы). Выбирает преимущественно песчаные косы и отмели по берегам рек и озер, острова на крупных водоемах, открытые прибрежные луга с невысокой растительностью. Изредка гнездовыми местообитаниями являются небольшие пустоши и поляны среди ивняковых зарослей недалеко от водоема.

Длиннохвостая неясыть (Strix uralensis) — крупная сова (по размеру уступает только филину и бородатой неясыти). Длина тела 49–62 см, размах крыльев 115–140 см. Масса тела 680–970 г. Окраска светло-серая, охристая, с густыми продольными темными пестринами. Лицевой диск однотонный светло-серый. В общем облике выделяется длинный полосатый хвост. Глаза черно-коричневые, клюв желтый. Подвид, обитающий в Беларуси, ра­с­пространен от северо-западной части Скандинавского полуострова через северо-западную Европу до центральной России. По территории Беларуси проходит южная граница сплошного гнездового ареала вида. Длиннохвостая неясыть гнездится практически во всех основных типах леса, избегая лишь сухих сосняков и заболоченных чистых (без примеси хвойных пород) лиственных лесов. Явное предпочтение отдает хвойным, с участием лиственных пород в верхнем ярусе, высоковозрастным лесам, расположенным по окраинам верховых болот.

Интересен отряд Соколообразные (Falconiformes). К примеру, змееяд (Circaetus gallicus). Как вы думаете, чем он питается? Это крупный пернатый хищник, с длиной тела 62–67 см, около 180–190 см в размахе крыльев, массой около 2 кг. Самки немного крупнее самцов. Обликом немного напоминает очень крупного луня. От более мелких канюков и осоедов отличается более крупной головой. Верх тела серовато-бурый, низ белый с редкими темными пестринами, горло и зоб темные, крылья и хвост полосатые. Молодые особи более темные. В Поозерье обитает среди лесо-болотных комплексов, в сфагновых сосняках на верховых болотах и на выработанных торфяниках. В Полесье и в восточной части Беларуси заселяет более разнообразные места обитания. Его охотничьи участки включают здесь олиго- и мезотрофные болота, сухие и заболоченные гари и вырубки, сухие пустоши, заросшие мелким кустарником, мелиорированные сельхозугодья среди широколиственного или смешанного леса, поймы крупных рек. Охотящиеся птицы часто наблюдались в непосредственной близости от населенных пунктов, но для гнездования, очевидно, необходимо наличие малопосещаемых участков леса.

Полевой лунь (Circus cyaneus) — некрупная хищная птица. Длина тела 44–52 см, размах крыльев 99–121 см, масса 280–500 г. Хорошо выражен половой диморфизм. Взрослый самец издалека в полете напоминает чайку, он пепельно-серый сверху с чисто белым брюхом. Надхвостье белое. Самка и молодые птицы бурые, надхвостье белое, хвост и испод крыльев полосатые. Ареал вытянут широкой полосой, захватывая средние широты от Атлантического до Тихоокеанского побережий, включая Европу, центральную и северную Азию. По территории Беларуси распространен неравномерно. Очень редок в Гродненской, на севере Минской и Могилевской областей. Более регулярно встречается в Полесье и в Поозерье. Характерными гнездовыми местообитаниями являются вырубки, гари, зарастающие поля, просеки или болотные острова с зарослями мелкого кустарника или березняка.

Оценочно-рефлексивный этап.

Выводы. Что вы узнали сегодня? Все было понятно?

Образовательная: Сегодня вы узнали о птицах много нового. Сейчас вам необходимо вспомнить их и распределить по местам обитания.

6 Что ещё вы хотели бы узнать о птицах? И в заключение хочется сказать следующее. Подумайте, каким скучным был бы мир без птиц! Так давайте же любить птиц, сохранять и любоваться их полетом! Берегите птиц!

11 . Карточки с загадками о птицах: ) По ночам летает на охоту Днем не видит, да и спать охота. ) Говорят, они воришки. Эти серые малышки. И шумливы и драчливы. Все щебечут чьи вы? Чьи вы? ) На шесте - дворец. Во дворце - певец. А зовут его. ) Ты его узнаешь сразу: Белоклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит Червяков, жучков находит - Первый вестник теплых дней, Верный страж и друг полей. ) Живет в глуши лесной. И летом и зимой, Старательный работник Лесной носатый плотник. ) Она черна, Она шумна, Стоит - галдит: Гал-гал! Гал-гал! Кто угадал? ) Длинноногий, длинноносый, Длинношей, безголосый, Он летает на охоту. За лягушками к болоту. ) Сероспинный, красногрудый, В зимних рощах обитает, Не боится он простуды С первым снегом прилетает.

13 Литература:. Гричик, В.В. Дикая Природа Беларуси: пособие к факультативным занятиям для учащихся - классов общеобразовательных учреждений. Минск, 00.. Райков, Б.Е. и другие. Зоологические экскурсии, М. Школьник, Ю.Птицы: полная энциклопедия. - М., 00.

1. Сформировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу.

2. Углубить знания детей о птицах, развивать остроту мышления, чувство коллективизма.

3. Создать условия для преодоления потребительского отношения к природе, формирования у детей экологического сознания и соответствующих ценностных ориентаций.

Оборудование:

Так о чем же сегодняшнее наше мероприятие? Правильно, о птицах нашей республики. А может вы знаете, почему сегодня мы с вами будем говорить о птицах? 1 апреля – Международный день птиц, который стали отмечать во всем мире еще в начале XX века. В 1902 году в Париже была разработана "Всемирная Конвенция об охране птиц, полезных в сельском хозяйстве", которую подписали более десятка государств. Она вступила в силу 12 декабря 1905 года. С 1906 года в мире начали отмечать День птиц. Ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" проходит Международный день птиц.

День птиц - это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок. В эти дни перелетные птицы по зову миллионов своих птичьих предков летят на север, преодолевая тысячи километров. Птицы демонстрируют великое чудо любви к родине, несут благую весть о наступающей весне.

Я уверена, что вы много знаете о птицах нашей страны, поэтому предлагаю провести наше мероприятие в форме викторины. Сначала нам надо разделиться на 4 команды. Для этого давайте вспомним, какие птицы прилетают в наши края первыми. Правильно, первыми прилетают грачи, скворцы, затем жаворонки, гуси и аисты. В апреле прилетят ласточки, а в мае последними прилетят стрижи. Я предлагаю дать нашим командам названия некоторых из этих птиц. А для того, чтобы узнать, в какой команде вы будете играть, вам нужно выбрать со стола одну из картинок. Какая птица на ней нарисована, в той команде вы и будете играть. А теперь садитесь за стол, на котором находится рисунок точно такой же птицы, как у вас.

По красоте и яркости оперения птицы могут соревноваться с цветами.

1. По ночам летает на охоту Днем не видит, да и спать охота. (Сова)

2. Говорят, они воришки.

Эти серые малышки.

И шумливы и драчливы.

Все щебечут чьи вы? Чьи вы? (Воробьи)

3. На шесте - дворец.

Во дворце - певец.

А зовут его. (Скворец)

4. Ты его узнаешь сразу:

Белоклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит Червяков, жучков находит Первый вестник теплых дней, Верный страж и друг полей. (Грач)

5. Живет в глуши лесной.

И летом и зимой, Старательный работник Лесной носатый плотник. (Дятел)

6. Она черна, Она шумна,

Стоит - галдит:

Кто угадал? (Галка)

7. Длинноногий, длинноносый, Длинношей, безголосый, Он летает на охоту.

За лягушками к болоту. (Аист)

1. Какая птица является символом мира (Голубь)

2. Какая птица носит название насекомого? (Мухоловка)

3. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

4. Что птицам страшнее зимой - холод или голод? (Голод)

5. Какие птицы никогда не садятся на землю (Стрижи)

6. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)

7. Когда птица поёт громче - в полёте или на ветке? (В полёте)

8. Почему весной скворцы, галки садятся на лошадей, коров, овец? (Птицы выдергивают у животных шерсть, чтобы выслать ею гнездо).

9. Какая птица живет в гнезде-корзинке? (Иволга.)

1. Какая птица является символом Беларуси. (Белый аист)

2. Какая птица носит название танца? (Чечетка)

3. Кто раньше прилетает к нам - стрижи или ласточки (Ласточки.)

4. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь.)

5. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка)

6. Какую птицу называют сплетницей? (Сороку.)

7. С прилетом каких птиц начинается весна? (С прилетом грачей.)

9. Кто отдыхает сидя на проводах? (Ласточка.)

1. Какая птица имеет в качестве названия фамилия писателя? (Гоголь)

3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)

4. У какой птицы самый длинный язык? (Дятел, 15 см)

5. Кого называют царем птиц? (Орла.)

6. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Потому что птицы тогда бросают гнезда.)

7. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Куропатки)

8. Есть ли у скворца своя песня? (Нет, он подражает пению других птиц и разным звукам)

9. Какая птица хорошо видит в темноте? (Сова)

1. Какие птицы являются символом верности и любви (Лебеди)

2. В каком названии птицы достаточно переменить букву, чтобы получился доктор? (Грач - врач).

3. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятел)

4. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)

5. Какая птица выше всех летает? (Орел.)

6. Какое любимое лакомство у аистов? (Лягушки.)

7. Кто днем спит, а ночью летает, прохожих пугает (Сова.)

8. Какие птицы даже зимой в лютые морозы истребляют насекомых-вредителей растений? (Синицы, дятлы)

9. Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж.)

10. Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени?

(Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета).

Последний конкурс нашей викторины – конкурс капитанов, в ходе которых мы поговорим о народных приметах, связанных с поведением птиц.

Люди издавна наблюдали за птицами и заметили, что если что-то изменилось в поведении птиц, то и в природе произойдут определённые изменения: начнется буря, пойдет дождь, ударят морозы или наступит оттепель. Сейчас каждый капитан вытянет по 2 карточки, на которых написаны народные приметы и попробует предсказать, какие же изменения произойдут в природе.

Максимальный балл за конкурс -4 балла.

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).

2. Вороны садятся на снег (к оттепели).

3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).

4. Воробьи прячутся под крышу (к буре).

5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).

6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).

8. Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

Мы с вами говорили, что символом Беларуси является белый аист. Не случайно многие поэты, когда пишут стихи, песни о Беларуси, обращаются к образу этой красивой птицы. И пока жюри подводит итоги конкурса, я предлагаю вам послушать одну из таких песен.

Пришла пора подвести итоги нашей викторины. Я предоставляю слово жюри.

Давайте подведем итоги нашей викторины.

Ответьте, ребята, пожалуйста, на следующие вопросы:

Что нового вы узнали сегодня о птицах?

Какие конкурсные задания вам понравились больше всего и почему?

Какие задания вызвали у вас затруднения? Чем это можно объяснить?

Что ещё вы хотели бы узнать о птицах?

И в заключение хочется сказать следующее. Подумайте, каким скучным был бы мир без птиц! Так давайте же любить птиц, сохранять и любоваться их полетом! Берегите птиц!

Оборудование для проведения викторины:

2. Карточки с рисунками птиц, для определения состава команд:

3. Карточки с рисунками птиц, для определения названий команд:

2) Говорят, они воришки.

Эти серые малышки.

И шумливы и драчливы.

Все щебечут чьи вы? Чьи вы?

3) На шесте - дворец.

Во дворце - певец.

4) Ты его узнаешь сразу:

Белоклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит Червяков, жучков находит Первый вестник теплых дней, Верный страж и друг полей.

5) Живет в глуши лесной.

И летом и зимой, Старательный работник Лесной носатый плотник.

6) Она черна, Она шумна,

Стоит - галдит:

7) Длинноногий, длинноносый, Длинношей, безголосый, Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.

8) Сероспинный, красногрудый, В зимних рощах обитает, Не боится он простуды С первым снегом прилетает.

9. Карточки с народными приметами:

1) Ласточки задевают крыльями поверхность воды.

2) Вороны садятся на снег.

3) Стрижи летают низко и с криком.

4) Воробьи прячутся под крышу.

5) Снегирь под окнами чирикает.

6) Голуби воркуют, кукушки кукуют.

7) Воробьи купаются в песке.

8) Вороны садятся на верхушки деревьев.

10. Сводная ведомость для жюри конкурса:

1. Гричик, В.В. Дикая Природа Беларуси: пособие к факультативным занятиям для учащихся 7-8 классов общеобразовательных учреждений. – Минск, 2009.

Читайте также: