Психология семьи как самостоятельное научное направление конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, живущими вместе и ведущими общее хозяйство).

Большое значение семьи подтверждается тем фактом, что, согласно переписи населения 1979 года, 88,4% населения живут в семьях.

По данным социологических опросов, основными причинами создания семьи в нашей стране служат следующие желания:

— иметь детей, продолжить род (66% опрошенных);

— быть с человеком, способным понять и оказать помощь и поддержку (45%);

— быть нужным другому человеку (37%);

— выполнить моральную обязанность человека по созданию семьи (27%);

— избежать одиночества (26%);

— иметь устроенную жизнь (24%);

— иметь постоянного сексуального партнёра (7%).

По мнению С.И.Голод, в настоящее время одновременно функционируют три модели семьи:

Патриархальная семья– наиболее архаичная. Ведущим в ней является кровнородственное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жёсткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит из нескольких поколений, приветствуется многодетность, признание родительской власти и традиций и авторитарная система воспитания. В руках мужа сосредоточены все экономические ресурсы семьи, он принимает решения. Жена берёт фамилию мужа, подчиняется ему, её основная функция – рожать и воспитывать детей.

Детоцентристская семья – чаще всего в качестве главного смысла семьи выступают дети. Их количество планируется и ограничивается 1-2. Стили воспитания разнообразны, но в целом ребёнок пользуется большим числом материальных и духовных благ, чем родители и получает максимально возможное образование. Создавая свою семью, ребёнок не хочет жить в семье родителей, и пожилые родители не хотят жить в семье детей. Однако связь между семьями не прерывается, родители, как правило, оказывают материальную и моральную помощь, рассчитывая, что дети, в свою очередь, будут поступать с ними так же.

Особенности современной семьи. Роль родителей в воспитании подростков

. обеспечивается организационно-педагогическое сопровождение процесса взаимодействия семьи и школы. в воспитательном процессе поощрение используется как положительное подкрепление опыта взаимоотношений детей и родителей, а наказание как формы вытеснения . и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Другими словами — законный союз мужа и жены. В браке .

Важнейшими характеристиками семьи являются её функции, структура, динамика.

Функция – жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определённых потребностей её членов.

  1. воспитательная– удовлетворение индивидуальной потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми, самореализации в детях. По отношению к обществу – социализация подрастающего поколения, подготовка новых членов общества;
  2. хозяйственно-бытовая — удовлетворение материальных потребностей (в пище, крове и т.д.).

С течением времени функции семьи изменяются в зависимости от условий.

социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными .

. и трудовой подготовки, а также социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество. [62, 134] Решение этих задач предполагает правильное понимание умственной отсталости. . Положительный результат зависит от своевременности психолого-педагогического воздействия. Опыт школьного воспитания детей с нарушением интеллекта свидетельствует, что благодаря раннему включению их в .

Хотя каждая из этих потребностей может быть удовлетворена и без участия семьи, но только в семье они могут быть удовлетворены комплексно и, значит, оптимально. В других случаях их приходится распределять между различными людьми и общественными институтами.

На этом основании выделяются два вида семей – нормально функционирующие и дисфункциональные.

Нормально функционирующая семья– та, которая ответственно и дифференцированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого её члена.

Дисфункциональная семья– та, в которой выполнение функций нарушено, вследствие чего личностный рост и самоактуализация членов семьи невозможны.

В основе нарушения функций семьи могут лежать различные причины:

— дисгармония в интимных отношениях супругов;

— отсутствие навыков общения (низкая коммуникативная компетентность);

— низкая культура общения;

— противоречивое воспитание ребёнка вследствие конфликтов родителей или вмешательства в воспитание других членов семьи;

— различие в социальном происхождении или религиозной принадлежности супругов;

— различие в уровне образования супругов, их интересах и ценностных ориентациях.

Структура семьи– это её состав и совокупность взаимоотношений между членами семьи.

В структуре семьи выделяют понятия связи иподчинённости.

Связь– это психологическое расстояние между членами семьи. Если оно очень близкое (симбиоз) или очень далёкое (разобщённость), это может привести к семейной дисфункции.

Подчинённость– может быть низкой, умеренной и высокой. По данным исследований Р.Кеттелла, в прочных браках мужья, как правило, немного доминируют. По данным А.Тавит, характерной чертой удачных браков является некоторое интеллектуальное превосходство мужа над женой при одинаковом уровне образования (причём это признают и сами женщины).

В то же время их мужья высоко оценивают умственные способности своих жён, даже выше, чем они сами.

Анализ структуры семьи включает ответы на вопросы:

  • кто осуществляет руководство, кто исполнитель;
  • как распределяются обязанности.

Можно выделить семьи, где:

  • руководство сосредоточено в руках одного члена семьи;
  • явно выражено равноправное участие в управлении семьёй (разделение, попеременное лидерство).

То же – по распределению обязанностей – один выполняет все обязанности или равноправие.

Процессы групповой динамики в семье.

Динамика семьи– это изменение её структуры и функций в зависимости от этапов жизнедеятельности.

Семья – не статичное образование, с течением времени она развивается. Развитие семьи отражается в фазах её жизненного цикла (ЖЦС) -по Е.Дюваль, 1950.

Выделяют восемь стадий ЖЦС:

  1. Вовлечение– встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу. Эта стадия означает постепенное отделение молодого человека от родительской семьи за счёт достижения зрелости. Чрезмерная зависимость и привязанность к родителям вынуждают человека выбирать супруга исходя из родительских ожиданий. В случае же эмоционального разрыва с семьёй решения часто принимаются из противоречия или случайно. Бывает, что дети стабилизируют несчастливый брак, и тогда их уход болезнен для семьи. И, наконец, на момент отделения детей родители могут быть заняты проблемами болезней или смерти родственников (собственных родителей), что вызывает у них протест против ухода ещё и детей.
  2. Супружеские пары без детей. Задачи: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся желания стать родителями; войти в круг родственников. Вступив в брак, молодые люди присоединяются к двум сложным и расширенным родительским системам. Они должны не только приспособиться друг к другу, но и понять, какие традиции родительских семей они должны сохранить, а какие создать заново. Если супруги разрывают отношения с родительскими семьями, то они становятся очень восприимчивыми друг к другу (теряется возможность отреагировать скопившееся напряжение в родной семье).

Разработка программы оказания психологической помощи молодой .

. оказания психологической помощи молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов. Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме гендерной идентичности супругов. 2. Изучить виды психологической . быть использованы для коррекции семейных и межличностных отношений, полового воспитания детей и подростков. Как агенты социализации, могут быть использованы в средствах .

Перспективные научные исследования в области ранней помощи семье .

. представлений о воспитании можно отнести к результатам деятельности служб, поддерживающих семьи с детьми с синдромом Дауна. Работа специалистов в этих службах направлена на . беременности угрожают самореализации в рамках семьи, а успешность вынашивания беременности препятствует самореализации вне семейного круга. Озабоченность успехом вынашивания ребенка усиливается на когнитивном уровне, а .

Исследования показали, что приспособление к переходным периодам развития нередко переносится болезненно, дестабилизирует жизнь семьи в трёх поколениях и может выступать как причина дисфункции.

Примеры похожих учебных работ

Коррекция психики детей переживших развод родителей

. Задачи исследования : -дать теоретический анализ научных источников по изучаемой про­блеме; -выявить роль и функции семьи в становлении психики детей; -изучить особенности психики детей, переживших развод родителей . общества, семьи, . возрастной стадии .

Семья в современном обществе

. ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами .

Социально-психологическая помощь детям, пережившим развод родителей

Семья в современном обществе 2

. дети – частная собственность родителей (точнее, отца как главы семьи) . верили в автомистичность общества иавтономность человеческого . семьи; † функция стабильного секс-партнёрства с (покрайней мере, теоретической) взаимной монополией супругов .

Каковы социальные причины разрушения семей в российском обществе

. проблемы. Каждый из нас является членом семьи. Сначала человек живет с родителями, затем создает свою семью. Семья – это первичная ячейка общества, без которой невозможно его существование. Семья выполняет исключительно важную функцию .

Жестокость детей в рассказах Р. Брэдбери как отражение жестокости общества

. отношение общества к афроамериканцам, создав новый образ афроамериканца: образованного, высококультурного и равноправного члена общества. . Брэдбери, раскрывающие тему жестокости детей. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с основными функциями семьи и сферами ее деятельности.

Образовательные: формировать убеждения о важности семьи, ее функциях и видах.

Воспитательные: воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения.

Развивающие: развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи, прививать стремление активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний.

Плохо человеку, когда он один, горе одному, один не воин. Видимо, подавляющее большинство людей согласятся с поэтом В. В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи невозможно было не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Мог человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?

И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю люди стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи очень трудно считать вполне счастливым.

Что же такое семья? (Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.)

Из кого состоит семья? (Семья состоит из супругов и детей.)

А бывают ли по-другому организованны семьи?

Двое родителей и дети Родители, дети и родственники

Один родитель и дети. Один муж, несколько жен и дети (аборигены Австралии)

Одна жена, несколько мужей и дети (эскимосы, тибетцы)

Вот сколько важных ролей мы выполняем. В каждом из нас можно найти одновременно характерные черты всех наших предков: нос мамин, подбородок бабушкин, характер папин и т. п., а иногда представляем взрывчатую смесь. Чтобы приводить эти примеры мы должны знать свою семью, ее родословную.

3.Изучение нового материала.

Зачем же нужна семья? Каковы ее функции?

Прежде, чем ответить на этот вопрос мы сами себе сделаем подсказку. У всех народов, во всех культурах, религиях назначение семьи одно и то же. Семьи изменялись, а их назначение нет.

Показ фрагмента в\ф.

Функции семьи:

Хозяйственная: дом, быт, обязанности.

Воспитательная: воспитание детей, роль мамы в воспитании, дефицит мужского воспитания.

Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.

Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально- психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Программа рассчитана на 16 учебных часов.

Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами тренинга

Срок бучения: 8 учебных недель

Режим занятий: 2 часа в неделю

Цели курса: активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.

Задачи курса:

  • формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия;
  • расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
  • способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся;
  • способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.

Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами тренингов, самодиагностика.

В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

Формы контроля уровня достижений уч-ся и критерии оценки.

Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа с уч-ся, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.

Попенко Светлана Владимировна


Белебеевский медицинский колледж

Занятие по теме "Психология семьи" разработано для обучающихся по специальности 31.02.01 Лечебное дело (углубленный уровень подготовки).

Целями занятия являются:

  • углубление и расширение теоретических знаний по психологии семьи;
  • систематизация и закрепление теоретических знаний и практических умений студентов по психологии семейных отношений;
  • формирование общих и профессиональных компетенций;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.



Поддержка
(495) 589-87-71

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

Читайте также: