Психологическая устойчивость к действиям в опасных и экстремальных ситуациях конспект

Обновлено: 05.07.2024

Экстремальные стороны существования человечества традиционно принято выно-
сить за рамки повседневной жизни. Однако, как показывает история социума, развитие
цивилизации непременно сопровождается всевозможными событиями негативного ха-
рактера – от повседневных случайностей, до великих трагедий. История такой активно-
сти по сути своей бесконечна, однако, подходы и попытки позитивных сдвигов в этом
вопросе меняются с течением времени. Одно лишь остаётся неизменным – причина, –
человек.

Оглавление
Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ.docx

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Экстремальные стороны существования человечества традиционно принято выно-

сить за рамки повседневной жизни. Однако, как показывает история социума, развитие

цивилизации непременно сопровождается всевозможными событиями негативного ха-

рактера – от повседневных случайностей, до великих трагедий. История такой активно-

сти по сути своей бесконечна, однако, подходы и попытки позитивных сдвигов в этом

вопросе меняются с течением времени. Одно лишь остаётся неизменным – причина, –

человек. В настоящее время существуют предпосылки возможного прогнозирования

чрезвычайных ситуаций природного характера (землетрясений, цунами и др.), но как

предсказать человеческий фактор, всё чаще выходящий на первый план в списке причин

величайших катастроф. Есть и другая сторона – аналогичные инциденты зачастую пре-

дотвращаются обществом и людьми, которые в подобных ситуациях спокойно находят

спасательные решения не только для себя, но и для окружающих. Так что же, в конеч-

ном счете, определяет исход предкульминационной, зачастую экстремальной ситуации?

Для рассмотрения сложнейших элементов индивидуальной и групповой ди-

намики предложены подходы, нередко являющиеся неполными и касающиеся отдель-

ных отраслей специализации человеческой деятельности. В тоже время, коренная сущ-

ность этих подходов сводится к анализу психологической устойчивости личности в раз-

  1. Различие психологической устойчивости разных групп людей.

Современная жизнь, к большому сожалению, богата различными экстремальными

ситуациями, с которыми можно столкнуться практически повсеместно. Победу над сло-

жившимися обстоятельствами одерживает тот, кто проявляет необычную силу духа и

воли, высокую психологическую устойчивость, выносливость, кто обладает необходи-

мыми теоретическими знаниями и практическими навыками действий в тех или иных

В связи с той обстановкой, которая сложилась за последнее время во всем мире –

постоянно возникающие техногенные и природные катастрофы, проблема психологиче-

ской устойчивости в экстремальных ситуациях представляется одной из самых актуаль-

На наш взгляд, следует различать психологическую устойчивость населения, нахо-

дящегося в экстремальной ситуации, и людей, участвующих в ликвидации экстремаль-

ных (чрезвычайных) ситуаций.

Для первой группы следует выделять ряд факторов влияющих на поведение насе-

ления в различных экстремальных ситуациях. Во-первых, реакция человека в экстре-

мальной ситуации зависит от типа нервной деятельности, его темперамента и личност-

ных особенностей. Например, оказавшись приблизительно в одинаковых условиях экс-

тремальной ситуации, одни люди погибают на вторые – третьи сутки, а другие даже по-

сле месячной борьбы остаются в живых, что подтверждает влияние психологического

фактора эмоционально-волевой устойчивости людей.

Страх, смятение, паника, ощущение безысходности приближают гибель, а уверен-

ность в своих силах, мужество, самообладание, умение взять себя в руки не только отдаляют, но и позволяют ее избежать. Так, некоторые авторы (Дмитриева Т.Б., Воложин А.И., 2001) попытались представить какой должна быть реакция на одно и тоже раздражение у людей различных конституциональных типов и пришли к выводам, что, например, у сангвиников ответная реакция выраженная, характеризуется коротким латентным периодом и достаточно быстрой адаптацией к действию раздражителя. Реакция холериков характеризуется укороченным латентным периодом и резко выраженной реакцией, возвращение к исходному состоянию несколько замедленно.

Таким образом, различные типологические конституциональные особенности

нервной системы, личностные особенности формируют поведение человека в различных

Во-вторых, в экстремальной (чрезвычайной) ситуации наблюдается сочетание ин-

формационной травмы (смерть родных и близких человеку людей и др.) с физическими

увечьями и эмоциональным напряжением, что существенно отражается на поведении

людей и их психологической устойчивости.

В-третьих, различная степень психопатологической клинической картины сочета-

ется с различным объемом медицинской помощи, которую оказывают пострадавшим.

Вероятно, целесообразно для восстановления душевного благополучия людей, находив-

шихся в экстремальной ситуации, проводить мероприятия медицинской реабилитации,

которая в гражданском здравоохранении не признана видом медицинской помощи. Это,

в свою очередь, позволит не только улучшить психическое здоровье этой группы людей,

но и значительно повысить эффективность принимаемых мер медицинской и психоло-

Особой психологической устойчивостью в экстремальной ситуации должен обла-

дать личный состав подразделений различных силовых ведомств и структур, в чью пря-

мую обязанность входит участие в ликвидации последствий. Они, выполняя свою работу

вие на пострадавших. Для того, чтобы найти выход из любой ситуации у спасателя

должна быть сформирована эмоционально-волевая устойчивость личности, правильная

оценка обстановки и действий, что, в свою очередь, является результатом личностных

особенностей, конституционального типа.

Однако умение управлять эмоциями, формировать чувство уверенности в своей

победе не приходит само по себе. Оно вырабатывается в процессе повседневной жизни,

в ходе соответствующих занятий и тренировок. Кроме того, большое значение имеет

также медицинская реабилитация, позволяющая после тяжелой работы восстановить

психологическое равновесие и физическое здоровье.

Таким образом, в настоящее время проблема психологической устойчивости являет-

ся весьма важной и сложной. В частности, представляется перспективным исследование

влияния экстремальных ситуаций на людей с различными конституциональными типами

характера, что позволит определить пути повышения психологической устойчивости.

3.1 Экстремальная психология. Экстремальная ситуация и ее виды.

А.М.Столяренко выделяет четыре психологических типа экстремальных ситуаций:

Первый тип – объективно экстремальные ситуации – это особо трудные ситуации, вызываемые явлениями внешней среды (стихийные бедствия, вооруженная борьба, массовые беспорядки, терроризм, пожары, эпидемии, крупные аварии, катастрофы, чрезвычайные обстоятельства). Эти ситуации нередко нарушают нормальную жизнь населения, общественную безопасность и порядок на конкретной территории.

Террор и терроризм являются результирующим, концентрирующим проявлением криминального мира (профессор В.И. Черненилов). Люди, склонные к зависимости (в частности, от наркотиков) – имеют связи с терроризмом. Профессор А.И. Папкин отмечает: Цель терроризма – устрашение населения, страх. Террористы, совершающие преступления, не предъявляют никаких требований. Это лица, которые совершают для развития страха у населения. Население боится ездить на метро, летать на самолете. В психологии терроризма мы все невежи (А.М.Столяренко).

Второй тип – потенциально экстремальные ситуации – объективные сложности, трудности, опасности в них выражены неявно, существуют в потенции, как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в реальность зависит от объективного развития событий, так и от действий человека.

Третий тип – лично спровоцированные (виктимные) экстремальные ситуации. Риск, трудности и опасности порождаются самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поступками, действиями:

· межличностные (бытовые) конфликты,

· возвращение ночью домой,

· подражание молодых людей в употреблении алкоголя, наркотиков, совершении правонарушений и т.п.

Причина таких ситуаций – в человеке, в его недостаточно социальной и психологической сформированности (моральных, мотивационных, деловых, психологических качеств), слабости педагогических свойств (образованности, воспитанности, развитости), а также результат упущений в работе с ним.

Четвертый тип – воображаемые (фантазийные, мнимые, иллюзорные) экстремальные ситуации. Эти ситуации создаются людьми тревожными, эмоциональными, мнительными. Этому сопутствуют, как правило, обстановка слухов, социальных и природных катаклизмов, отсутствия достоверной информации и т.п. Профилактика таких слухов, доведение достоверной информации, разъяснительная работа, которую должны проводить участковые уполномоченные милиции, есть своеобразная работа по недопущению таких экстремальных ситуаций.

3.2 Эмоциональная напряженность

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение сотрудников ОВД, вовлеченных в экстремальную ситуацию в связи с осуществлением служебных обязанностей, следует отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса и его разновидности – фрустрации, аффект, страдания.

Напомним, что тревога или тревожность возникает в результате предчувствия неопределенной (иногда неосознаваемой) неотвратимо приближающейся опасности.

У некоторых сотрудников ОВД в ситуации опасности возникает психическая беспомощность по причине низкого уровня тревожности, что может способствовать формированию виктимного поведения. Другими словами, сотрудник, испытывающий беспомощность, может быть вычислен по внешним признакам как жертва (а преступнику достаточно 5-7 минут для того, чтобы это вычислить). Оказавшись в опасной для него ситуации, на него могут напасть, застать врасплох, применить оружие и т.п.

Состояние страха, близкое к состоянию тревоги, является реакцией человека на конкретную, объективно существующую угрозу.

Причинами появления страха являются ощущение непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней. Другими словами, страх – это продолжение не ликвидированного источника тревоги.

Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижается надежность и эффективность решения задач в опасных ситуациях. По психологической природе чувство страха – результат мышления и воображения, предвосхищающих опасность для жизни, здоровья и самочувствия работника. Переживание опасности связано со страданиями. Отсюда возникают чрезмерные по силе эмоциональные переживания. У страха много проявлений – опасения, боязни, испуга до ужаса, который приводит к потере целенаправленного поведения.

- иметь психологическую готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар или другие явления — это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;

- знать графики работы смен и схемы действий в критических ситуациях;

- участвовать не только в деловых играх, но и в аварийных играх, что способствует познанию проблемы и формированию автоматизма действий в ЧС.

В результате исследования и анализа поведения человека в Экстремальных ситуациях, мы выяснили, что опасная ситуация может быть замедлителем хода реакций человека на происходящее вокруг него, а также может быть катализатором психически, физических и других процессов в организме человека.

Психологический аспект устойчивости индивида или группы очень важен и актуален и имеет большое практическое значение, ведь именно устойчивость сохраняет тело и сознание человека от страха, паники, дезориентации, психических расстройств, стрессов, волнения, создает внутренне равновесие и гармонию нормального, стабильного уровня человеческого здоровья. Опыт взаимодействия с окружающей средой напрямую является показателем психологической устойчивости, а во время возникновения эксремальной ситуации – помогает совладать с собой, спастись самому и спасти других людей, ведь здравомыслие, чистота разума и быстрое принятие верных решений – способ избежать лишних жертв или вовсе спасти всех.

Психологическая устойчивость - это социально-психологическая характеристика личности, заключающаяся в способности переносить экстраординарность ситуации без какого-либо ущерба для себя и преодолевать ее последствия с помощью способов, совершенствующих личность, повышающих уровень ее адаптации и социальную зрелость. Фактически эта характеристика означает наличие адаптивного потенциала личности, обуславливающего ее возможности в преодолении трудных ситуаций.

В современной психологической науке предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с трудными жизненными ситуациями.

Следует отметить, что у исследователей нет единого мнения относительно ве­дущего компонента психологической устойчивости.

Одни авторы считают ведущим когнитивный компонент, другие - эмоциональный и волевой (стрессоустойчивость, эмоционально-волевая устойчивость) или мотивационный компоненты. Некоторые исследователи предлагают рассматривать совокупность качеств, обеспечивающих устойчивость человека к экстремальным факторам. Интегративный подход к рассмотрению этого сложного качества является наиболее перспективным.

Г.С. Никифоров рассматривает психологическую устойчивость как сложное качество личности, уровень которой проявляется в ее профессиональной деятельности, в надежности работника. Психологическая устойчивость, по его мнению, представляет собой синтез отдельных качеств и способностей, в котором объединяются уравновешенность, стойкость, стабильность и сопротивляемость.

Уравновешенность - это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя до разрушительного стресса).

Стойкость подразумевает способность противостоять трудностям, сохраняя веру в ситуации фрустрации, а стабильность - постоянный уровень настроения.

Сопротивляемость заключается в способности личности сохранять свободу поведения и выбора образа жизни, а также свободу от любых видов зависимости.

Различные аспекты психологической устойчивости нашли свое отражения и в зарубежной науке.
Так, например, изучая различное влияние стрессовых жизненных событий на болезнь руководителей, С. Кобаса предложил понятие Hardiness - особенность личности, которая в отечественной литературе переводится как выносливость, стойкость или жизнестойкость, смелость, отвага, крепость, дерзость. В дальнейшем понятие Hardiness получила дальнейшее развитие в работах С. Мадди, где оно рассматривается как интегративное качество личности, являющимся показателем психического здоровья человека.

Нardiness состоит из трёх компонентов: обязательности, контроля и способности принять вызов.
Обязательность - это тенденция полностью отдаваться своему делу, каким бы оно ни было, иначе говоря, смысловая и целевая ориентация человека. Включённость - это важное определение себя и окружающего мира, а также характера их взаимодействия. Она даёт силы, мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу жизни и поведению, а также даёт возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.
Контроль - это тенденция думать и поступать так, как будто существует реальная возможность влиять на ход событий. Это качество, которое мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений и не позволяет человеку впасть в состояние беспомощности и пассивности. Обладая контролем, человек уверен, что любую трудную ситуацию можно преобразовать так, что она будет согласовываться с его жизненными планами, окажется ему в чём-то ему полезной. Оценивая даже трагические события, человек снижает их значимость и уменьшает тем самым психотравмирующий эффект.

Вызов (способность принять вызов) означает восприятие опасности как сложной задачи, знаменующей собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающий человека к непрерывному росту. Это способность переживать любое событие в качестве стимула для развития собственных возможностей. Этот компонент Нardiness помогает человеку оставаться открытым для окружающей среды и общества. Он состоит в восприятии личностью события жизни как вызова лично себе и предстоящих испытаний.

Таким образом, существует целый комплекс личностных качеств, способствующих адаптивному, нетравматичному переживанию экстремальных ситуаций и обеспечивающих успешность преодоления их последствий, который может быть охарактеризован как интегративная характеристика личности – психологическая устойчивость к экстремальным ситуациям.
В современных зарубежных исследованиях Нardiness считается важным фактором, ведущим к надежным и устойчивым результатам профессиональной деятельности, особенно специалистов экстремального профиля. Так, например, результаты исследования 405 пожарных сообществ Мадрида показали, что Нardiness может являться сдерживающим фактором между профессиональными стресс-факторами и выгоранием.

Деятельность пожарных характеризуются высоким уровнем нервно-психической напряженности, что связано с наличием реальной витальной угрозы, с воздействием экстремальных факторов ситуации, а также необходимостью принимать решения в условиях новизны, неопределённости, дефицита времени и высокой ответственности.

С ростом трудности ситуации эффектив­ность профессиональной деятельности в большей степени зависит от психологической устойчивости специалиста, которая наряду с профессиональным мастер­ством, предполагающим знания, умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях, определяет эффективность и надежность деятельности специали­ста экстремального профиля.

Психологическая устойчивость, представляющая собой обобщенный режим функционирования и включающий когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, должна проявляться на всех этапах выполнения профессиональной задачи пожарных, которые условно можно разделить на три: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя сигнал о пожаре и выезд на место чрезвычайной ситуации. Особенностью подготовительного этапа является внезапность и неопределенность информации. Главной задачей специалиста на этом этапе является предотвратить состояние тревожности и привести уровень нервно-психического напряжения к оптимальному уровню - состоянию боевой готовности.

Основной этап включает непосредственные профессиональные действия, направленные на спасение людей и материальных объектов. Особенностями этого этапа являются: опасность, неопределённость ситуации, жесткий дефицит времени. Условия ситуации предъявляют повышенные требования к когнитивным способностям специалиста, что выражается: в объективной оценке и анализе ситуации, в поиске неизвестной или противоречивой информации, в принятии решений. В поведенческой сфере психологическая устойчивость на этом этапе проявляется в активных действиях, направленных на изменение ситуации с использованием неспецифических форм активности, т. е. действий, обеспечивающих наиболее эффективный результат в конкретной чрезвычайной ситуации, гибкости и быстроте перехода от одной задачи к другой. Таким образом, главной задачей специалистов на этом этапе является мобилизация своих ресурсов на выполнение своего профессионального долга.

На заключительном этапе важной задачей является восстановление эмоционального равновесия с помощью приемов саморегуляции и конструктивных преобразующих стратегий совладания.
Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности специалиста, заключающееся в способности не поддаваться неблагоприятным обстоятельствам решаемых задач, не снижать под их влиянием качество выполнения профессиональных действий.

Уровень психологической устойчивости специалиста, с одной стороны, проявляется в надежности профессиональной деятельности. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом для полноценного переживания самореализации и удовлетворенности жизнью в целом, что в свою очередь повышает уровень психологической устойчивости.

Жизнестойкость в модели стресса
Одним из первых и наиболее убедительных исследова­ний, основанных на конструкте жизнестойкости, явилось лонгитюдное исследование менеджеров крупной телеком­муникационной компании штата Иллинойс (Illinois Bell Telephone Company — IВТ).

Стрессогенная ситуация в ком­пании возникла вследствие изменений в законодательстве, регулирующем телекоммуникационный бизнес в США. В результате этих изменений всем предприятиям отрасли предстояли значительные сокращения персонала в течение нескольких месяцев, о чем было заранее известно. Эта си­туация провоцировала реакции дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работни­ков, ожидающих решения своей судьбы. Исследование, проведенное Мадди, обнаружило четкую обратную зависи­мость между выраженностью компонентов жизнестойкос­ти и вероятностью серьезного заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации у менеджеров компании.

При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболева­ния оказалась равна 92,5 %, при высоком уровне одного из компонентов — 71,8 %, при высоком уровне двух компо­нентов — 57,7 %, и при высоком уровне всех трех компо­нентов
—1,1%.

1. Первая помощь - комплекс простейших срочных мероприятий по спасению жизни человека.

2. Перечень состояний согласно Приказу № 477н от 04.05.2012

1. Отсутствие сознания.
2. Остановка дыхания и кровообращения.
3. Наружные кровотечения.
4. Инородные тела верхних дыхательных
путей.
5. Травмы различных областей тела.
6. Ожоги, эффекты воздействия высоких
температур, теплового излучения.
7. Отморожение и другие эффекты
воздействия низких температур.
8. Отравления.

3. Перечень мероприятий по оказанию ПМП

1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания
первой помощи.
2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых
обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со
специальным правилом.
3. Определение наличия сознания у пострадавшего.
4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению
признаков жизни у пострадавшего:
5. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков
жизни:
6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:
7. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного
кровотечения:
8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм,
отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию
первой помощи в случае выявления указанных состояний:
9. Придание пострадавшему оптимального положения тела.
10. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание
психологической поддержки.
11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным
службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с
федеральным законом или со специальным правилом.

4. Психологическая устойчивость в ЧС

5. Критические ситуации

• Стресс – состояние нервно-психического
напряжения в трудной ситуации.
• Фрустрация – состояние нервно-психического
напряжения, когда на пути достижения сильно
мотивированной цели встают преграды или
препятствия, как материальные, так и идеальные
или воображаемые.
• Конфликт – еще более сложная форма
проявления критических ситуаций; всегда связан с
противоборством разных тенденций, мнений,
позиций, концепций и т.п.
• Кризис – особое состояние, в которое попадает
человек в следствие экстремальных состояний или
ситуаций.

6. Острая стрессовая реакция

• временное расстройство значительной
тяжести
• развивается у лиц без видимого
психического расстройства
• развивается в ответ на исключительный
физический и психологический стресс
• которое обычно проходит в течение
нескольких часов или дней

7. Поведение – двигательная активность, цель которой – удовлетворение потребности, возникшей в результате изменения среды –

внутренней или внешней (физической или
социальной), и которая направлена на
возвращение среды к прежнему состоянию
либо на приспособление к новому состоянию
среды.

8. Способы поведения в критических ситуациях

• Импульсивный – человек бурно, эмоционально
переживает критическую ситуацию, реагирует на
нее неадекватно и, как правило, терпит фиаско.
• Пассивный – человек как бы отключается,
отстраняется от ситуации, впадает в
эмоционально заторможенное состояние.
• Активный – поведение характеризуется
инициативой, поиском выхода из создавшегося
положения, стремлением преодолеть имеющиеся
трудности, найти точку опоры в себе и в других.

9. 1959 г. – кардиологи М.Фридман и Р.Розенман

поведение
Тип А
Тип Б
Агрессивность
Амбициозность
Активность
Адреналин
Неагрессивен
Неамбициозен
Неактивен
Кортизол

10. Экстренная допсихологическая помощь – система приёмов, которая

11. ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

12. Техники экстренной психологической помощи

У человека в экстремальной ситуации могут
появляться следующие симптомы:
• бред
• галлюцинации
• апатия
• ступор
• двигательное возбуждение
• агрессия
• страх
• истерика
• нервная дрожь
• плач

• Основные признаки бреда: ложные представления или
умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего
невозможно разубедить.
• Галлюцинации: пострадавший переживает ощущение
присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент
не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит
голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).
В данной ситуации:
1. Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой
психиатрической помощи.
2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший
не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы,
представляющие потенциальную опасность.
3. Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного.
4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с
ним, не пытайтесь его переубедить. Помните, что в такой
ситуации переубедить пострадавшего невозможно.


Основные признаки данного состояния:
дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя какое-то
время;
возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не
может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);
реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов);
потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.
В данной ситуации:
1. Нужно усилить дрожь.
2. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10–15
секунд.
3. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия
как нападение.
4. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность
отдохнуть. Желательно уложить его спать.
5. Нельзя:
• обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;
• укрывать пострадавшего чем-то теплым;
• успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

33. Сексуальное насилие

Читайте также: