Психологическая характеристика личности конспект

Обновлено: 05.07.2024

В психологии человек определяется по-разному, например, субъект, индивид, индивидуальность, личность. Они позволяют установить разные стороны проявления его сущности.

В качестве субъекта психология рассматривает человека как исторический и общественный процесс в целом, определенной деятельности. Он считается источником познания и трансформации реального функционирования. Деятельность в данном случае представляется в виде формы активности человека, что дает возможность самосовершенствованию и улучшению окружающей среды.

В качестве индивида в психологии выступает человек, который является:

  • особенным представителем других живых существ. От животных субъект отличается филогенетическим и онтогенетическим развитием;
  • особым представителем общности человека, который имеет уникальный набор особенностей психики и поведения.

Эти две характеристики отражают своеобразие человека. К общим психологическим характеристикам индивида относят:

  • целостность психофизиологической организации;
  • уникальность, неповторимость;
  • постоянство усилий в процессе взаимодействия.

В качестве индивидуальности человека психологи понимают оригинальность. Зачастую она отражается в какой-то ведущей особенности определенного человека, которая отличает его от других людей. Каждый индивидуален, но индивидуальность у кого-то проявляется ярко, а у кого-то почти незаметно.

В качестве личности в психологии рассматривают человека с выделенной общественной сущностью. Личностью становятся, а не рождаются. Поэтому вне общества, социальной или профессиональной группы человек ею стать не может.

Психологическая сторона личности

Личность находится в обществе, в которой она подвергается влиянию различных процессов производства и потребления материальных благ, отношений. К этим воздействиям психологи относят следующее:

  • политическое взаимодействие (здесь определяется психология человека, которая учитывает такие вопросы как: свободна личность или нет; имеет политические права или нет; может избираться или быть избранной; обсуждает вопросы общественной направленности или является исполнителем воли класса);
  • идеологическое взаимодействие (идеология подразумевается как идея систем. Психология человека определяется мировоззрением, индивидуальным и социальными установками);
  • взаимодействие людей в группе (в процессе коммуникации люди оказывают влияние друг на друга, из-за чего формируются общие взгляды, социальные установки. Но одновременно личность в группе может завоевать авторитет, играть различные роли).

Личность – 1) объект и субъект общественных отношений; 2) определенный человек, который является представителем государства, общества или группы (возрастной, социальной и т.д.), осознающий отношение к людям, имеющий индивидуальные социально-психологические качества.

Когда личности взаимодействуют, они создают историю по необходимости, хотя самобытность не исключается.

Социально-психологические качества личности

Личность развивается за счет разных факторов, зная их можно определить эффективность правильного понимания индивидуальных и социальных действий и поступков человека. К ним относят:

  1. Своеобразие физиологии ВНД;
  2. Анатомо-физиологические особенности, или АФО;
  3. Окружающую среду и общество;
  4. Общественно-полезную деятельность.

Рассмотрим каждый из них.

1. Отвечает за специфику функционирования нервной системы (НС). Она может отражать различные характеристики:

  • своеобразие НС;
  • соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга;
  • определение темперамента, эмоций, поведения и т.д.

2. К качествам АФО относят зависимость от анатомической и физиологической структуры тела человека, которые сильно влияют на психику, поведение и на подверженность обстоятельств, на других субъектов. Например, слабое зрение влияет на восприятие, действия и поступки, поэтому оно должно учитываться при коммуникационном процессе.

В основе функций АФО лежит проявление задатков человека, которые представлены в виде врожденных качеств организма, облегчающих развитие способностей. Например, подвижная НС, которая может послужить развитию многих умений в разных сферах деятельности, связанные с:

  • быстрым и адекватным реагированием на смену ситуаций;
  • переключением на другие действия;
  • изменением темпа, ритма работы;
  • установлением контакта с другими людьми.

Это может специфически проявляться во взаимодействие, поэтому должно учитываться.

3. Как уже говорилось, человек личностью становится в обществе. Существует несколько сред, в которых необходимо рассматривать данное качество:

  • природно-географическая;
  • макросреда;
  • микросреда.

Природные качества человека закладываются с рождения. Активность субъекта отражается в стремление к проявлению силы и быстроты психических процессов, двигательных реакций. Т.е. это социальное качество деятельности человека, которое может как ускоряться, так снижаться. Эмоциональность то же проявление природного происхождения. Данное состояние протекает в разной степени и динамике нервной возбудимости индивида, которые описывают его отношение к происходящему.

Вторая среда подразумевает общество как совокупность всех его проявлений, и тем самым оказывает влияние на формирование личности. Например, человек, воспитанный в тоталитарном обществе, отличается в воспитании и развитии от субъекта, выросший в демократической системе страны.

Третья среда подразумевает группу, микрогруппу, семью, которые тоже играют важную роль в становлении личности. Здесь закладываются нравственные и морально-психологические качества человека, которые надо учитывать, совершенствовать и трансформировать.

4. Под общественно-полезной деятельностью понимают труд, коммуникацию, воспитание, самовоспитание, в условиях которого развивается человек.

Описание психологической характеристики

Картину психологической характеристики помогают составить причины формирования, особенности действий/поступков личности, т.е.:

  • описание полноты содержания;
  • показ специфики влияния индивидуальных и социальных качеств людей друг на друга.

При этом необходимо учитывать своеобразие зарождения и развития психологических особенностей личности, которые развиваются в процессе социализации. Это нужно, потому что существует:

  • прямая связь между спецификой становления и функционирования в социальной среде качеств;
  • взаимозависимость социально-психологических характеристик от особенностей функционирования индивидуально-психологических свойств.

Психологическая характеристика имеет свою иерархию внутренней структуры, которая ориентирована на выделение психических свойств на основе понимания индивидуальных и социальных черт.

  1. индивидуально-психологические;
  2. социально-психологические;
  3. мировоззренческие.

1. Этот аспект показывает специфику функций и психических процессов, свойств, состояний, образований.

2. Данная сторона личности включает базовые качества и характеристики, которые дают возможность человеку играть роли и занимать определенное место в обществе. Взаимодействие с людьми представляется в виде совокупности проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности. Это показывает обычное поведение в процессе коммуникации.

Социальные роли – характерные способы поведения личности, базируемые на индивидуальных и социальных психологических качествах, которые помогают заполучить авторитет и доверие.

Социальные позиции – взгляды, убеждения и представления, которые воплощаются и отстаиваются во взаимодействие.

Социальные установки – настрой на отношение к обществу и людям.

3. Третья сторона включает важные качества и свойства личности. Они помогают ей занять стоящее место в обществе, также определяют значимые цели, интересы, отношения, позиции. И здесь необходимо дать определение двум понятиям:

Моральный облик – система понятий о морали, которая отражает твердые устои человек, определяющие его поведение и поступки.

Нравственный облик – неизменяемая система взглядов на нормы взаимодействия людей.

Генетически в человеке заложены определенные черты характера, умственные способности, интеллект. Это — индивид, которому природой предопределено познать окружающий мир и преобразовать его под свои потребности. При этом не только он воздействует на природу. Под ее обратным влиянием человек формируется как личность, определяет свой психологический и умственный тип.

Понятие личности

Под влиянием различных аспектов жизни происходит развитие внутреннего мира человека. Его личные качества и социально-психологическая позиция формируют личность, благодаря которой проявляется индивидуальность.

Психологическая характеристика личности — набор психических свойств, благодаря которым она адаптируется в окружающей среде и взаимодействует с социумом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Благодаря своему психическому развитию, умению объективно оценить происходящие вокруг события, оценить последствия собственных решений, личность превращается в индивидуальный продукт человеческого бытия. При этом большое значение оказывают природные предпосылки, биологические особенности, образование, наследственные черты.

  • отношение к окружающему миру;
  • собственные возможности;
  • психологический портрет.

Основные психологические характеристики

От того, какую психологическую характеристику имеет человек, зависит его способность заниматься той или иной деятельностью, успешность адаптации в обществе, отношения с близкими людьми. Любой субъект человеческой популяции в ходе жизни формирует свой психологический портрет, основными характеристиками которого психологи считают активность, устойчивость, единство.

Устойчивость

Если осуществление деятельности не влияет на набор личностных качеств человека, говорят об устойчивости его личностной характеристики.

К наиболее устойчивым свойствам относятся:

  • темперамент;
  • наследственная предрасположенность;
  • характер (или его отдельные черты).

Состоянием, противоположным устойчивости, является напряженность, ведущая к неустойчивости. В результате этого временно снижаются психомоторные реакции, падает активность, наблюдается эмоциональный всплеск.

Единство

По его мнению, действие не суммирует рефлексы и эмоции в ответ на воздействие определенных факторов, потому что над этими процессами стоит сознание.

Позднее многими учеными высказывались индивидуальные суждения по этой теме. Например, А.Н.Леонтьев — по его мнению, именно в деятельности живет сознание. А по мнению Л.Я.Галперина — сознание — это неотъемлемая часть деятельности.

Активность

Психическая активность — результат взаимовлияния процессов возбуждения и торможения, в том числе в случаях возникновения очага повышенной возбудимости.

Реализация психической активности происходит под воздействием различных факторов, включая космическую природу. На нее влияют:

  • состояние здоровья;
  • сезон года;
  • экологические проблемы;
  • метеоусловия и другие факторы.

Психическая активность — процесс, который может иметь различные проявления, даже при равнозначном воздействии факторов риска. Суммарная реакция зависит от индивидуальных потребностей индивидуума и его возможностей. Поэтому деятельность, определенная сознанием, может иметь различную интенсивность.

Как осуществляется психологическая характеристика

Перед психологом часто ставятся задания составить психологическую характеристику индивидуума. Поскольку каждая личность обладает определенными психическими качествами, выявить и полноценно их оценить — профессиональная задача. При этом проводится диагностика конкретной психофизиологической системы — набора черт, определяющих сознание и деятельность человека.

Критерии оценки

Поскольку приспособление к жизни у разных личностей происходит по-разному, в психологических характеристиках выделяют основные и дополнительные (программирующие) качества. Структура основных критериев следующая:

  • особенности темперамента;
  • уровень интеллекта;
  • коммуникабельность;
  • черты характера;
  • заложенные природой наклонности;
  • индивидуальная направленность мышления;
  • эмоциональная раскрепощенность;
  • наличие силы воли;
  • личностный уровень самооценки;
  • способность к самоконтролю;
  • интерес к групповой работе.

Главный принцип заключается в том, что развитие человека происходит всю жизнь. По мере взросления его воспитывают школа, вуз, трудовой коллектив. Однако особое место психологи отводят самовоспитанию.

Факторы

Формирование психологической характеристики происходит под влиянием внешних и внутренних факторов. Проведя их анализ, психолог определяет методы, подходящие для составления характеристики.

Теория разделяет такие факторы на:

  1. Предшествующие (или первичные). Эти факторы обуславливают личностные свойства: раздражительность, амбициозность, несдержанность и др. Человек, обладающий ними, уязвим и расположен к потере контроля ситуации. Часто занижает собственную самооценку, ему трудно достигать целей. Сюда же относят факторы воздействия общественной среды, в т.ч. демографические, и когнитивные обстоятельства.
  2. Транслирующие (или передающие). Это результат воздействия на человека стрессоров. Примерами служат: здоровый образ жизни, физкультура и спорт, поведение, вредные привычки. В зависимости от того, способствуют ли сохранению психического здоровья эти факторы, формируются особенности личности.
  3. Общего реагирования (наличие мотиваторов). В качестве мотиваторов может выступать стресс, болезнь, развитие сильных адаптационных возможностей.

Характеристика интересов личности

Интересы — постоянная склонность человека к какому-либо виду деятельности, его особая направленность на явления окружающей среды или стороны жизни.

Характеризуя личность, нельзя обойти круг ее интересов.

Направленность личности к определенным интересам

Интересы, характеризующие характер человека, обладают следующими чертами:

  1. Сосредоточены на узком круге видов деятельности или знаний. Пример: интерес к медицине, автотехнике, электронике.
  2. Максимальная конкретизация задач интересующей деятельности.
  3. Интенсивное получение знаний в интересующей области, затрагивающих теоретическую и практическую составляющие.
  4. Использование творческих подходов для полного познания процесса.

Занимаясь интересующим делом, индивидуум получает эмоциональное удовлетворение, которое, в свою очередь, побуждает развивать интерес.

Какие интересы бывают

Интересы людей могут различаться по характеру и содержанию. Будучи глубокими или поверхностными, они способны полностью захватить личность и подтолкнуть к преодолению препятствий на пути достижения цели либо, напротив, не проявлять активности. Поверхностные часто проявляются в созерцании, интересом к достижениям других лиц.

Еще одна классификация — по устойчивости. Легкое переключение с одного вида деятельности на другой, иногда полностью противоположный — свидетельство поверхностного интереса.

Объемность — количественная характеристика интересов. У одних они узко направлены и ограничены одной специализацией, у других — охватывают несколько видов деятельности.

Бывает, что основной интерес глубок, а второстепенные — поверхностны.

Особенности интересов

Настоящий интерес нельзя путать к временной занимательностью и любопытством. Если интерес заложен в психической характеристике, он должен иметь три составляющие:

  1. Быть снабженным определенными знаниями.
  2. Подкрепляться практической деятельностью в этом направлении.
  3. вызывать у индивидуума эмоциональное удовольствие по мере занятия любимым делом.

Значение психологической характеристики в жизни

Психологическую характеристику важно использовать при определении тактики воспитания детей и подростков, прививании навыков практической деятельности. При этом можно формировать интерес к общественно полезным направлениям, важным для общества. Имея представление о предрасположенности у ребенка к какой-либо деятельности, заботливые родители никогда не упустят шанс развить у ребенка творческие либо иные способности.

Руководитель компании, стремящийся сформировать деятельный трудовой коллектив, своевременно должен учесть индивидуальные психологические особенности набираемых сотрудников, получить представление об их психической характеристике. В таком коллективе сформируются правильные коммуникативные связи, общие усилия будут направлены на достижения результата.

Молодые люди, создавая семью, также должны пройти психологическое тестирование на совместимость личностных характеристик. Тогда у них получится крепкая семья, развивающая свой потенциал в одном направлении.

  • Человек - биосоциальное cyществo, обладающее членораздельной речью, сознани­ем, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), спо­собное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
  • Индивид - это единичный представитель вида hoтo sapieпs, биологический организм, носитель общих на­следственных свойств биологического вида (индивидом рождается каждый человек).
  • Личность

Когда о человеке спрашивают, какой он, то в ответ слышат: эмоциональный, обшительный, пофигист, агрессивный, вспыльчивый, замкнутый, застенчивый, влюбчивый, медлительный, забывчивый, открытый, вялый, спортивный, подтянутый и т.д. Эти слова обо­значают самые разные черты личности. Список черт личности ог­ромен.

Личность - это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения.

Личность не врожденна , и возникает в результате культурно­го и социального развития. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.

Быть личностью - это значит:

  • иметь активную жизненную позицию;
  • обладать независимостью , свободой, т.е. личност­ной автономией;
  • иметь цель в жизни и обладать принципиальнос­тью;
  • обладать способностью к самонаблюдению, само­анализу, саморегуляции;
  • осуществлять выбор , возникающий в силу внут­ренней необходимости;
  • оценивать последствия принятого решения и быть за него ответственным;
  • владеть собственным поведением, уметь подчинить его сво­ей воле.
  • Индивидуальность

Индивидуальность - это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого.

Основные па­раметры индивидуальности:

  • тип темперамента;
  • интеллект;
  • способности;
  • характер;
  • мотивация;
  • мировоззрение, жизненный опыт.

Свою индивидуальность человек доказывает, утвержда­ет.

Структура личности

Структура личности включает в себя :

  • способности;
  • потребности;
  • интересы, убеждения;
  • направленность личности;
  • темперамент;
  • характер;
  • волевые качества и др.

Все эти составляющие личности взаимодействуют между собой и проявляются в единстве.

  • Способности - это индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно выполняются определенные виды деятельности.

Способности можно разделить на:

  • общие – определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, хорошо развитая память, внимание и речь, точность и тонкость движения рук и т.д)
  • частные(индивидуальные) – определяющие успехи человека в от­дельных видах деятельности и общения, где необ­ходимы особого рода задатки и их развитие (спо­собности математические, литератур­но-лингвистические, художественно-творческие, хороший глазомер, музыкальный слух, способность рисо­вать, петь, танцевать и т.д.);

У каждого человека есть определенные способности, но разные виды способностей у одного и того же человека развиты по ­разному. У каждого человека есть природные задатки, которые развиваются в течение жизни и переходят в способности только в результате их развития в процессе воспи­тания. Способности обеспечивают быстроту овладения знаниями, умениями и навыками.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает одаренностью. Выс­шая степень способностей личности в определенной дея­тельности (или общении) называется талантом. Выс­шая степень творческих проявлений личности - гени­альность.

Для формирования личности важно развитие не только спо­собностей, но и потребностей.

  • Потребности- отражение в сознании человека его нужд в чем-либо.

Есть материальные потребности и духовные.

Духовные потреб­ности подразделяются на :

Потребности определяют личность!

Гуманистическая психология

Она состоит из следую­щих ступеней :

  1. физиологические потребности - это низшие, уп­равляемые органами тела потребности, такие, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в са­мозащите;
  2. потребность в безопасности - стремление к ма­териальной безопасности, здоровью, обеспечению в старости и т.п.;
  3. социальные потребности, потребности в любви и привязанности . Удовлетворение этих потребно­стей необъективно и трудно описать;
  4. потребность в уважении , профессиональном при­знании, осознании собственного достоинства ­здесь идет речь об уважении, престиже, социаль­ном успехе;
  5. познавательные потребности знать, уметь;
  6. эстетические потребности гармония, красота;
  7. потребность в самореализации, самоактуализа­ции , в развитии личности, в осуществлении само­го себя, в осмыслении своего назначения в мире.

А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации че­ловека :

  1. мотивы имеют иерархическую структуру;
  2. пока не удовлетворены нижшие потребности, выс­шие остаются сравнительно неинтересными;
  3. с повышением потребностей повышается готов­ность к большей активности.

А. Маслоу отмечает, что нехватка благ, потребности в еде, отдыхе, безопас­ности приводят к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно пере­ходит на высшую ступень личностного саморазвития.

Социальная структура личности

Социальная структура личности характеризуется направленностью личности, позицией личности; притя­заниями личности.

  • Направленность личности - совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок.

Раз­личают различные формы направленности :

  • влечения, желания;
  • интересы;
  • склонности;
  • идеалы;
  • мировоз­зрения;
  • убеждения.
  • Позиция личности - определенное положение, которое лич­ность занимает в системе доступных ей социальных отношений.

Она проявляется в социальных ролях, которые человек выпол­няет в различных общественных группах и ситуациях (в семье, про­изводственном коллективе и т.д.).

  • Притязания личности - те роли, которые она считает для себя возможными и желанными, и результаты (цели), которые она хотела бы достичь.

Этапы формирования личности в онтогенезе

Формирование личности в онтогенезе проходит определенные этапы:

1-й этап - формирование основного стереотипа личности.

2-й этап - формирование стереотипа личности (до 15-16 лет).

Индивидуальное более актуально, чем общественное. Широко ис­пользуются абстрактные понятия.

З-й этап - формирование социального (общественного) сте­реотипа личности (16 лет - 21 год)

Характеризуется:

  • зрелостью чувств, во взаимоотношениях человека с окружающим миром;
  • фор­мированием высших эмоций (этических, эстетических, интеллекту­альных);
  • и формирование самосознания.

Знание особенностей личности имеют огромное зна­чение в любой сфере человеческой деятельности и межличност­ных отношениях. Особенности личности необходимо учитывать в профориентации, психогигиене семейной жизни, обучении и воспитании и т.д.

Для медработника знание особенностей личности больного и его родственников позволит:

  • правильно построить беседу и отно­шения с ними,
  • определить характер внутренней картины болезни,
  • спланировать психотерапевтическую тактику.

Вопросы для самоподготовки

Самостоятельная работа обучающихся:

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Лекция Психология личности

Лекция Психология личности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1 Общее понятие о личности
2 Темперамент – биологический фундамент личности
3 Характер и акцентуация
4 Способности и их классификация

1 Общее понятие о личности

психология 3

Рисунок 5 – Структура личности (К. Платонов)
Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения. Имеет социальный характер.
Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различий людей между собой много. Они возникают на каждой из подструктур. Имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять и себя, и других нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
В психологии существует два главных направления исследований личности:
1. В основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт (Кэттелл);
2. В основе второго – определение типов личности.
При типологическом подходе исходят из положения, что тип
личности является целостным образованием. Не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу.
Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов. Гиппократовские четыре типа темперамента – наиболее древний и наиболее известный пример.

2 Темперамент – биологический фундамент личности


3 Характер и акцентуация


4 Способности и их классификация

Источник: Рассыпнова Ю.Ю. Психология и педагогика: учебное пособие / Ю.Ю. Рассыпнова, Н.М. Гурьянова, Н.Н. Бекренева. - Пенза: РИО ПГАУ, 2017. - 214 с.

Читайте также: