Проверка слов с парными согласными в корне 3 класс конспект и презентация

Обновлено: 05.07.2024

Всё начинается со школьного звонка,
В далёкий путь отчаливают парты,
Там, впереди покруче будут старты
И посерьёзней будут, а пока:
Нас ждёт урок . русского языка.

Чистоговорки.

Ок-ок-ок – начинаем мы урок.
Ам-ам-ам – гости пришли к нам.
Ать-ать-ать – надо знания показать.
Ем-ем-ем – чтоб приятно было всем.

Нет лучшего дру_ка, чем родная матушка.

- Прочитайте, что это? (Пословица)
- Объясните её смысл.
- Вставьте пропущенную букву и объясните её написание.

- Покажите веером пропущенные буквы.
- Запишите буквы, обозначающие парные согласные звуки в тетради.

Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Чему будем учиться на уроке?

4. Словарно-орфографическая работа.

- Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру “Умники и умницы” и вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова. Отгадайте загадки:

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.

Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт, и большущий пароход.

Я взял муки и взял творог,
Испёк рассыпчатый ….

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём таких, как я,
Будет целая семья!

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?

- Прочитайте записанные слова орфографически.
- Какое правило объединяет эти слова?
- Как звучит это правило?
- Подберите проверочные слова к данным.

- Из выделенных букв составьте новое словарное слово.
- Чем оно отличается от других?

- Капуста – от слова “Капут”, по-латински обозначает “Голова”.

Фонетический разбор слова “капуста”.

Капуста 1 – 3 слога, 7 букв, 7 звуков.

[к] – согл., парн., глух., твёрд.
[а] – гласн., безуд.
[п] – согл., парн., глух., твёрд.
[у] – гласн., ударн.
[с] – согл., парн., глух., твёрд.
[т] – согл., парн., глух., твёрд.
[а] – гласн., безуд.

6. Работа над темой урока.

Грибки, берёзка, шубка, шапка, книжка.

- Что объединяет эти слова? (В середине каждого есть парный согласный).
- Перед какими буквами находятся парные согласные? (Парные согласные находятся перед глухими согласными).
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, которые находятся перед глухими согласными? (Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласных стояла гласная или звонкий согласный звук [н]).
- Давайте это сделаем. (По цепочке комментируем и записываем в тетрадь).

Правописание парных согласных перед глухими согласными – это орфограмма.

Если парный звук согласный
Вызвал у тебя сомнение,
Ты на помощь гласный
Зови без промедления!

- Вставьте пропущенные буквы и соедините пары.

Ловок
Гладок
Близок
Резок
Лёгок
Крепок
Гибок
Робок
Сладок
Ги_кий
Ро_кий
Кре_кий
Ло_кий
Сла_кий
Гла_кий
Лё_кий
Бли_кий
Ре_кий

8. Самостоятельная работа. (Закрепление новой темы).

Индивидуальная работа по раздаточному дидактическому материалу.

(Осуществляется дифференцированный подход).

- Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.

Сторо_, моро_, горо_, отря_, сугро_, лё_, ду_, чертё_, велосипе_, шка_, хле_.

Разбежались слова. Помогите их собрать.

Где растет морковь?
На________________.
Буквы пишут где?
В __________________.
Утром чистим что мы?
Чистим_______________.
Надеваем в холод?____________.
Любим все __________,________.
И читаем на ночь ______________.

Слова для справок: зу_ки, тетра_ках, сала_ки, сне_ки, гря_ках, ска_ки, шу_ки.

- Прочитайте все задания и выберите то, которое вам по силам.
- Когда выполните задание, переверните листок и проверьте свою работу. (На обратной стороне ответы).

III. Итог урока.

- Что было интересным для вас на уроке?
- Как проверить парную согласную в корне слова?
- Оцените свои знания и умения по теме урока.

Придумать и записать 6 слов с парной согласной в конце слова и 6 слов с парной согласной в середине слова, подобрав к ним проверочные слова.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка в вашем классе проведу я. Меня зовут Анна Алексеевна. На урок пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними. Садитесь.

б) Вступительная беседа

- Сегодня на уроке будет царствовать его величество СЛОВО.

- Как вы думаете, почему я так уважительно назвала СЛОВО - его величество? (ответы детей )

- Словом владеет только человек, без слов мы бы не понимали друг друга, не смогли бы общаться и думать. Вот как о слове сказал российский поэт Вадим Шефнер.

- А какие слова вы любите? (ответы детей).

Сегодня некоторые слова откроют нам свои секреты.

- Начнём урок со знакомства с новым словарным словом.

Прочитайте его на карточках. Приложение № 1

- Давайте уточним значение этого слова в толковых словарях.

У меня есть три толковых словаря:

  • Толковый словарь русского языка для учеников начальных классов.

Прочитает из этого словаря…………….

  • Толковый словарь Владимира Даля (с картинками)

Прочитает из словаря……………..

Прочитает из этого словаря………………

- Как же запомнить это словарное слово.

  1. Актуализация знаний и коррекция опорных знаний

- К нам в класс залетели снежинки. Снежинки принесли замечательные слова. ( На доску вывесить слова на снежинках (Приложение № 3)

ХЛЕ… - Много снега, много хлеба. Снег укроет зёрна, как одеяло и сохранит до весны.

МОРО. - Мороз не велик, а стоять не велит. Русский человек привык к морозам.

БЕРЁ…КА - Берёзка белая, как снежок в порошу.

СУГРО…ЧИК - Почему это слово весёлое.

- Пороша с ветром унесла из этих слов буквы.

- Эти буквы обозначают гласные или согласные звуки?

- Что ещё вы можете сказать об этих звуках. (Они парные согласные звуки)

- Какие парные звонкие и глухие согласные вы знаете?

(Вывесить на доску парные согласные. Приложение № 4 )

- Как вы думаете, какова тема урока? ( ответы детей )

- Правильно, сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать и проверять слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Можете ли сразу, без сомнения вставить в эти слова пропущенные буква? ( нет, не возможно, не чётко слышно )

- Давайте понаблюдаем, почему мы сомневаемся в написании этих слов. Для этого внимательно посмотрим на слова, которые нам принесли снежинки и попробуем дописать слова в вашей карточке.

- Первую фразу прочитает…………. Кто с ним согласен, у кого также

- Можно ли сделать вывод, что мы сомневаемся, если парный согласный стоит на конце слова? Посмотрим, что напишет компьютер.

- Вторую фразу прочитает………… Кто с ним согласен, у кого также

- Можно ли сделать вывод, что мы сомневаемся, если парный согласный стоит перед согласным звуком? Посмотрим, что напишет компьютер.

- Вы умеете подбирать к словам однокоренные слова? Вам нравиться это делать? Какие слова называются однокоренными?

- Подберём по два однокоренных слова к этим словам и запишем их в тетрадь:

- Являются ли эти слова проверочными для слова ХЛЕБ? ( Да, являются )

-Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)

-Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове ХЛЕ…?

Перенести карточку со словом ХЛЕ…, дописать в тетради:

ХЛЕБНЫЙ, ХЛЕБУШЕК- ХЛЕБ.

- Являются ли эти слова проверочными для слова МОРОЗ? ( Да, являются )

-Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)

-Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове МОРО…?

Перенести карточку со словом МОРО…, дописать в тетради:

МОРОЗИК, МОРОЗНЫЙ- МОРОЗ.

- Являются ли эти слова проверочными для слова БЕРЁЗКА? ( Да, являются )

-Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)

-Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове БЕРЁ…КА?

Перенести карточку со словом БЕРЁ…КА, дописать в тетради:

БЕРЁЗА, БЕРЁЗОВЫЙ- БЕРЁЗКА.

- Значит, чтобы подобрать проверочное слово к словам с парными согласными, можно не только подобрать однокоренное слово, но и изменить форму слова, например, ХЛЕБ- ХЛЕБА; МОРОЗ-МОРОЗЫ.

- Давайте понаблюдаем за проверочными словами, и заполним вторую половину нашей карточки. (Приложение № 5)

СЛАЙДУ № 6 (белый)

- Первую фразу прочитает……… Кто с ним согласен, у кого также?

- Посмотрим, что написал компьютер.

- Вторую фразу прочитает……… Кто с ним согласен, у кого также?

- Посмотрим, что написал компьютер.

- Какой можно сделать вывод, Что нужно сделать, чтобы проверить слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова? ( Нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или звуки , , , , .

Отрывок из песни с движениями

Вместе весело шагать
По просторам, по просторам, по просторам,
И, конечно, припевать лучше хором
Лучше хором, лучше хором.
В небесах зари полоска заполощется:
Раз березка, два березка - будет рощица.
Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка.
Раз словечко, два словечко - будет песенка.

- Есть ли в песенке слова с парными звонкими- глухими согласными в корне слова? (полоска, берёзка)

- Теперь, когда мы раскрыли секреты этих слов, давайте потренируемся правильно писать и проверять слова с парными согласными в корне, продолжим уважительно относиться к его величеству слову!

а) Типовое задание (в знакомой ситуации).

Работа по учебнику

страница 113, упражнение 214 выполнить с комментированием по цепочке.

б) Конструктивные задания (в изменённой ситуации).

Письмо по памяти

На доске слова: Пятка, селёдка, рожки, головка.

-Кто любит селёдку?

-А кто любит, когда ему щекотят пятки?

- Новый год- год козы, а козы есть рожки.

- Бывает умная головка и бывает головка чеснока.

- Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные на доске слова.

Вызвать одного ребёнка за доску. Закрыть слова.

- Напишите оставшееся слово ( головка)

- Сравните свои записи с записями…………. который был у доски.

- Подбери устно к этим словам проверочные слова. Какую оценку себе поставишь за работу у доски?

  1. Творческое применение знаний в новой ситуации.

Работа в парах. Выполнения задания на карточках Приложение № 6

- Прочитайте первую пословицу. Как вы её понимаете?

- Прочитайте вторую пословицу. Как её понимаете?

-Прочитайте третью пословицу. Как понимаете её?

- Какие слова выписали из этих пословиц? (сладкого, пирожка, улыбка, враг)

- Какие проверочные слова подобрали к этим словам?

- Покажите пальчиками, какую оценку за работу в парах вы поставите своему соседу.

8) Тест. Приложение № 7 ( если останется время сделать на уроке, если не останется, задать выполнения теста на дом)

9)Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

- Чем занимались на уроке?

-Важно ли для вас знать, как правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне?

- Что, по- вашему, ещё нужно сделать, чтобы закрепить умения правильно писать такие слова?

- Понравился ли вам урок?

-Какой момент урока понравился больше?

- При выполнении какого задания испытывали трудности?

-Покажите пальчиками, какую оценку поставите сами себе.

11) Выставление оценок

12) Заключительное слово

- Закончить урок хочу стихами Эдуарда Асадова:

Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"

Тема урока: Проверка слов с парными согласными в корне.

Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности.

Цель урока: Развивать умение проверять слова с парными по глухости – звонкости согласными звуками в корне.

Образовательные: а) добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных;
б) обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в корне;
в) учить выделять общие признаки, проводить обобщения, развивать умения самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивающие: развивать внимание, познавательный интерес, устную и письменную речь, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

а) формировать потребности в здоровом образе жизни; б) воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

Здоровьесберегающие: способствовать сохранению и укреплению здоровья через рациональную смену различных видов деятельности.

Оборудование: учебник (Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 3 кл.), дидактический материал ( Канакина В.П. Русский язык 3 кл.), фонограмма песни “Зима” для проведения физкультминутки, мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, повернитесь к друг другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

– Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке царила атмосфера добра, понимания, уважения друг к другу.

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

- Продолжите известную фразу:

Если хочешь быть здоров :(закаляйся, обливайся, тренируйся ). Слайд 1.

На сколько этот призыв важен ? (Здоровье – самое ценное, что есть у человека, поэтому его надо беречь, укреплять. Для этого нужно делать зарядку, тренироваться, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Быть здоровым человеком – это здорово.)

- Кто из вас занимается спортом, делает по утрам зарядку? - Какое ключевое слово, на ваш взгляд, в этом предложении? [здароф]_-какие буквы в слабой позиции?

-Можно ли проверить безударную гласную ?

- Какое правило нам поможет верно написать парную согласную в корне слова? - Подберите однокоренные слова к слову здоров. (Здоровье, здоровенький, здоровенный, здороваться).

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? Слайд 2.

-Чему мы будем учиться? Слайд 3.

3. Закрепление понятий во внешней речи.

-Быть постоянно в движении, делать зарядку по утрам- всё это способствует укреплению здоровья, поэтому и мы начнём с буквенной зарядки. -Построим пары согласных звуков. А поможет нам предмет без которого не обходятся в таких видах спорта, как волейбол, футбол. (Учитель направляет мяч ученику: -Б -,В-,Г-,Д-, Ж-.З-. в ответ ученики называют глух. согл. звуки)

Молодцы! Вы справились хорошо.

б) Словарная работа.

-Прочитайте глазками данные слова. Что это за слова? Объясните их написание. (По ходу объяснения учитель переворачивает карточки со словами, где записаны слова со вставленными буквами.)

- б.резка, зап.д, д.кабрь, яг.дка, м.рковка, в.сток, м.роз, .нварь, т.традка, ф.враль.

-Какая еще орфограмма встретилась в этих словах? -Когда парная согласная опасна? (Когда она находится в слабой позиции – на конце слова и в середине слова перед другим согласным.)

-Как же проверить слова с парными согласными в корне слова? (правило)

- Какие слова остались? Почему?

-Как одним словом назвать декабрь, январь, февраль? -Какие это месяцы?

- С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера.

-Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов).

-А какие продукты надо употреблять для профилактики гриппа? - Среди слов, которые вы назвали, есть ли слова с парной согласной? Объясните их написание.

Мё_, со_, чесно_, лимо_, лу_. Слайд 5.

-Какое слово не подходит по теме? Почему? (лимон)

4.Самостоятельная работа с самопроверкой

а)работав парах с проверкой по эталону . Слайд 6.

- Посмотрите на экран.

а) ро.кий, сколь.кий, ло.кий, у.кий, бли.кий -1 ряд
б) гла.кий, мя.кий, кре.кий, ре.кий, сла.кий -2 ряд

– Что общего у этих слов? (В каждом слове есть парные согласные, которые находятся в слабой позиции.)

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова?

-Как проверить парную согласную в корне слова ?

-Выполните задание по вариантам по образцу: ро б ок – ро б кий

(Напоминаю правило посадки)

Взаимопроверка по ключу. Слайд 7.

-Оцените свою работу с помощью светофора.

Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

г). На доске слова: сугро. холо. гвоз.ь слё.ки сала.ки водола. сторо.ка

Дети выходят по одному, вставляют пропущенную букву и объясняют её написание. Слайд 8.

Работа в парах. Задание : из третьих букв каждого слова составить новое слово и записать его.

(Получается слово “гололёд”.)

– Что обозначает это слово?

Из словаря Ожегова: Слайд 9.

“Гололёд – слой льда на поверхности земли или на предметах, образовавшийся после замерзания капель дождя, мороси”.

-В какое время года наблюдается гололёд?

-Вы любите зиму? За что вы её любите?

- А вы любите играть в снежки?

Учитель читает стихотворение Елены Явецкой “Зима-рукодельница”:

“Снова в заботах Зима-рукодельница:
Пусть потеплее природа оденется.
Много Зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет.
Сонным деревьям – пушистые шапки,
Ёлочкам варежки вяжет на лапки.
Утром плетёт кружева на окошки
И устилает коврами дорожки…”

б) работа с учебником

Упр. 217. Проверка выполненного задания с помощью документ-камеры . -Оцените свою работу.

в) Подбери антоним. Работа в парах. Слайд 10.

– А теперь вас ждёт серьёзное испытание. Как называются близкие по значению слова?

Горький плод, далёкий путь, высокий дом, частый гость , густой суп, неуклюжий зверь.

Сладкий плод, . . Проверка по ключу . Оцените свою работу.

7. Обобщение. Составление схемы . Слайд 11. Сделаем вывод:

-Где может находиться парная согласная? – Парная согласная может находиться в конце слова и в середине слова. –Как проверить парную согласную в корне слова? – Подобрать проверочные слова можно двумя способами.

8. Рефлексия учебной деятельности .

-Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли ее?

Проверим, насколько крепко запомнили правило проверки парных согласных в корне слова.

Интерактивный тест на ПК.

- Давайте подведём итог урока . Слайд 12.

1.Я хорошо усвоил тему!

2. Я ещё затрудняюсь, но уверен, что справлюсь.

3. Мне нужна помощь.

Кто считает, что его настроение передаёт 1 смайлик, встаньте.

Кто считает, что его настроение передаёт 2 смайлик, встаньте.

Кто считает, что его настроение передаёт 3 смайлик, встаньте.

– Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. Прочитайте предложение, выделяя логическим ударением подчеркнутые слова.

Мы сегодня молодцы! Слайд13. Мы сегодня молодцы! Мы сегодня молодцы !

10. Домашнее задание по выбору: Слайд 14.

1) Упр. №218 (Учебник: В.П.Канакина, 3класс);

2)Придумать продолжение стихотворения к упр.216;

2)Задание творческого характера: составить небольшой рассказ, используя данные слова:

Зимний денёк, чудесная погода, легкие снежинки, липкий снег, играть в снежки, веселый снеговик.


Ресурс содержит конспект урока русского языка по УМК "Вариативные курсы традиционной системы", презентацию к нему
Урок разработан по учебнику Т.Г.Рамзаевой "Русский язык. 3 класс"
На уроке проводятся различные виды работ: анимационная сорбонка, тренинг по подбору проверочных слов для парных согласных, самостоятельная работа по группам с последующей проверкой, предлагается домашнее задание для учащихся на выбор.
Полный текст материала Конспект урока с презентацией по русскому языку.Тема "Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова". 3 класс. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий


Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

0 Спам

olg10
Очень важно, что дети сами учатся делать выводы, работают по алгоритму. Презентация содержит ряд творческих, игровых заданий, что повышает интерес детей к материалу. Спасибо за интересный материал!

0 Спам

0 Спам

Я работаю по программе "Школа 2100",но русский язык-это русский язык!И тема работы очень важна и актуальна в каждой программе!Спасибо!Появился еще один хороший способ для работы над данной темой!

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.


На уроке русского языка по теме "Парные звонкие и глухие согласные" учащиеся формируют алгоритм правила проверки парных звонких и глухих согласных, выполняют различные упражнения, работают на карточках

Содержимое разработки

Урок русского языка 3 класс

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

Содействовать формированию умения применять на практике правила правописания парных звонких и глухих согласных. Учить сопоставлять произношение и написание парных согласных в середине и в конце слова.

Обогащать словарный запас речи учащихся. Воспитывать интерес к родному языку, развивать орфографическую зоркость.

Развитие положительной мотивации школьной деятельности, формирование навыков интеллектуального труда, умение работать коллективно.

обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке парных согласных в корне и на конце слов;

сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;

закрепить умение проверять слова с парными согласными в конце и в середине слова.

развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;

развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.

Вид урока: урок – исследование.

Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Формы проведения: урок.

Средства обучения – индивидуальные карточки, компьютер, учебная доска, презентация урока

Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

-Начинаем урок русского языка.

-Подскажите какой сегодня день недели?

День недели –понедельник

Он неделю открывает

Всех трудиться заставляет.

-И сегодня на уроке русского языка мы должны с вами хорошо потрудиться ,повторить то, что знаем и провести исследование –если вы посмотрите в словарь-это и есть поиск новых знаний.А значит мы должны узнать много нового.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

- Что записано на доске? (Буквы)

- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)

-Запишите парами –звонкие на 1 строке,глухие-на 2 строке

-Сколько мы знаем пар звон и глух согл звуков?

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.

-Запишем соединения с гласными буквами:ба,во,гу,ды,жи,зе,

Постановка темы и целей урока

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?Чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в конце и в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).

3. Актуализация знаний.

а)Словарная работа

1.Не деревня, ни село,

И людей полным-полно,

В делах и заботах!

Ответ: Город

2)Сел за стол на табурет,

Жду, когда дадут. ОБЕД

3) Каждый, каждый с ним знаком, -

Вот берется теста ком,

Запекают в нем творог,

Получается . Пирог

4) Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (Мороз.)

б)Словарь:горо. обе. моро. пиро…., арбуз.

-Запись слов,ударение,без гл.

- Ребята, почему из всех словарных слов мы записали именно эти? (В конце каждого слова есть парный звук, который можно проверить).

-Какое словарное слово вы могли бы добавить к этим?(Загадка )

-Что общего и в чем различие этих слов?

- Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)

- Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парные согласные на конце слов.)

-Как мы можем проверить парный согласный звук на конце слов?(изменить форму слова)

Парные согласные -
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

в)Закрепление: поставим слово нет

друг – друга и тд

4. Обобщение и систематизация знаний.

- А где еще в слове может находиться парный согласный? (Всередине слова ,а именно в корне )

а)Ло…ка, тетра…ка, доро…ка.-разберите по составу

- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

- Какая орфограмма в них пропущена?Что вы заметили ?Что одинаковое в этих словах?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)

- Как мы проверим их правописание?Если изменим форму?Подходит нам этот вариант? (Путём подбора проверочного слова.Подбираем однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-)

Запишем: Лодка-лодочка, тетрадка-тетрадочка, дорожка-дороженька

Выделим суффиксы

в)Посмотриите на эту группу слов:

Такие парные согласные возможно проверить с помощью однокоренных слов глаголов .Подберите проверочные слова-глаголы

г)Перед вами еще 6 интересных слов:

У…кий, лё…кий, мя…кий, ре…кий, ни…кий, сла…кий

Узок,легок,мягок,резок,низок,сладок

- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

- Какая орфограмма в них пропущена? ?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)

- Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова.Подбираем однокоренные слова с помощью суффикса –ок-)

-А по другому как можно проверить эти словаа?

- Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.

д)Вывод исследований:

- В какой позиции могут стоять парные согласные? (в середине и на конце слова)

- В середине слова перед каким суффиксом чаще всего мы проверяем? (перед суффиксом –к-)

– какие слова подбирали для правильного написания слов? Правильно-однокоренные слова

-Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

5.ФИЗМИНУТКА

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Физминутка посвящена также парными согласными-

Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

а).Восстановить деформированное предложение. Устно объяснить орфограммы.

з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…

-Запишите это предложение(Проверка в парах)

-Подчеркните грамматическую основу.

-Дайте характеристику этому предложению

7.Работа по учебнику.

Упр. 216 (с. 114).

— Прочитайте. Выполните задание по образцу(по рядам)

- Прочитайте пары слов, которые вы составили. Назовите буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

8. Итог урока.

- У парных согласных есть свои секреты. Результатом нашего исследования стали эти секреты. Вы возможно не догадались, но проводя исследование вы сами их открыли.

1 секрет – один (сугроб) много (сугробы) – проверочное слово сущ. во мн. ч.

2 секрет – большая (варежка) маленькая (варежечка)

3 секрет - есть (прорубь) нет (проруби) изменение формы слова

4 секрет – что? лед какой? Ледяной прилагательное

5 секрет – что? () что делать? () проверочное слово - глагол

Эмоциональная рефлексия:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй – слово смело изменяй:
“Зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды” -
Будешь грамотным и ты.
Где растёт морковь? (на грядках).
Буквы пишут где? (в тетрадках).
Чистим что мы? (чистим зубки).
Одеваем в холод? (шубки).
Любим все снежки, салазки,
И читаем часто? (сказки).
Звук согласный проверяй –
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? (нет грядок).
А тетрадка? (нет тетрадок).
Изменяем: зубки? (зубы).
Проверяем: шубки? (шубы).
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных… (сказок)

9. Сделаем вывод

- Какую орфограмму сегодня повторяли?

- Как проверить парную согласную в корне слова?

- Почему нужно проверять слова с парными согласными?

- Какие слова называются проверочными?

- Что вызвало затруднение?

10. Домашнее задание

1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.

2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.

3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.

Читайте также: