Проверка слов с парными согласными в корне 3 класс конспект и презентация
Обновлено: 05.07.2024
Всё начинается со школьного звонка,
В далёкий путь отчаливают парты,
Там, впереди покруче будут старты
И посерьёзней будут, а пока:
Нас ждёт урок . русского языка.
Чистоговорки.
Ок-ок-ок – начинаем мы урок.
Ам-ам-ам – гости пришли к нам.
Ать-ать-ать – надо знания показать.
Ем-ем-ем – чтоб приятно было всем.
Нет лучшего дру_ка, чем родная матушка.
- Прочитайте, что это? (Пословица)
- Объясните её смысл.
- Вставьте пропущенную букву и объясните её написание.
- Покажите веером пропущенные буквы.
- Запишите буквы, обозначающие парные согласные звуки в тетради.
Б | В | Г | Д | Ж | З |
П | Ф | К | Т | Ш | С |
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Чему будем учиться на уроке?
4. Словарно-орфографическая работа.
- Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру “Умники и умницы” и вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова. Отгадайте загадки:
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт, и большущий пароход.
Я взял муки и взял творог,
Испёк рассыпчатый ….
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём таких, как я,
Будет целая семья!
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
- Прочитайте записанные слова орфографически.
- Какое правило объединяет эти слова?
- Как звучит это правило?
- Подберите проверочные слова к данным.
- Из выделенных букв составьте новое словарное слово.
- Чем оно отличается от других?
- Капуста – от слова “Капут”, по-латински обозначает “Голова”.
Фонетический разбор слова “капуста”.
Капуста 1 – 3 слога, 7 букв, 7 звуков.
[к] – согл., парн., глух., твёрд.
[а] – гласн., безуд.
[п] – согл., парн., глух., твёрд.
[у] – гласн., ударн.
[с] – согл., парн., глух., твёрд.
[т] – согл., парн., глух., твёрд.
[а] – гласн., безуд.
6. Работа над темой урока.
Грибки, берёзка, шубка, шапка, книжка.
- Что объединяет эти слова? (В середине каждого есть парный согласный).
- Перед какими буквами находятся парные согласные? (Парные согласные находятся перед глухими согласными).
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, которые находятся перед глухими согласными? (Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласных стояла гласная или звонкий согласный звук [н]).
- Давайте это сделаем. (По цепочке комментируем и записываем в тетрадь).
Правописание парных согласных перед глухими согласными – это орфограмма.
Если парный звук согласный
Вызвал у тебя сомнение,
Ты на помощь гласный
Зови без промедления!
- Вставьте пропущенные буквы и соедините пары.
Ловок Гладок Близок Резок Лёгок Крепок Гибок Робок Сладок | Ги_кий Ро_кий Кре_кий Ло_кий Сла_кий Гла_кий Лё_кий Бли_кий Ре_кий |
8. Самостоятельная работа. (Закрепление новой темы).
Индивидуальная работа по раздаточному дидактическому материалу.
(Осуществляется дифференцированный подход).
- Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.
Сторо_, моро_, горо_, отря_, сугро_, лё_, ду_, чертё_, велосипе_, шка_, хле_.
Разбежались слова. Помогите их собрать.
Где растет морковь?
На________________.
Буквы пишут где?
В __________________.
Утром чистим что мы?
Чистим_______________.
Надеваем в холод?____________.
Любим все __________,________.
И читаем на ночь ______________.
Слова для справок: зу_ки, тетра_ках, сала_ки, сне_ки, гря_ках, ска_ки, шу_ки.
- Прочитайте все задания и выберите то, которое вам по силам.
- Когда выполните задание, переверните листок и проверьте свою работу. (На обратной стороне ответы).
III. Итог урока.
- Что было интересным для вас на уроке?
- Как проверить парную согласную в корне слова?
- Оцените свои знания и умения по теме урока.
Придумать и записать 6 слов с парной согласной в конце слова и 6 слов с парной согласной в середине слова, подобрав к ним проверочные слова.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка в вашем классе проведу я. Меня зовут Анна Алексеевна. На урок пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними. Садитесь.
б) Вступительная беседа
- Сегодня на уроке будет царствовать его величество СЛОВО.
- Как вы думаете, почему я так уважительно назвала СЛОВО - его величество? (ответы детей )
- Словом владеет только человек, без слов мы бы не понимали друг друга, не смогли бы общаться и думать. Вот как о слове сказал российский поэт Вадим Шефнер.
- А какие слова вы любите? (ответы детей).
Сегодня некоторые слова откроют нам свои секреты.
- Начнём урок со знакомства с новым словарным словом.
Прочитайте его на карточках. Приложение № 1
- Давайте уточним значение этого слова в толковых словарях.
У меня есть три толковых словаря:
- Толковый словарь русского языка для учеников начальных классов.
Прочитает из этого словаря…………….
- Толковый словарь Владимира Даля (с картинками)
Прочитает из словаря……………..
Прочитает из этого словаря………………
- Как же запомнить это словарное слово.
- Актуализация знаний и коррекция опорных знаний
- К нам в класс залетели снежинки. Снежинки принесли замечательные слова. ( На доску вывесить слова на снежинках (Приложение № 3)
ХЛЕ… - Много снега, много хлеба. Снег укроет зёрна, как одеяло и сохранит до весны.
МОРО. - Мороз не велик, а стоять не велит. Русский человек привык к морозам.
БЕРЁ…КА - Берёзка белая, как снежок в порошу.
СУГРО…ЧИК - Почему это слово весёлое.
- Пороша с ветром унесла из этих слов буквы.
- Эти буквы обозначают гласные или согласные звуки?
- Что ещё вы можете сказать об этих звуках. (Они парные согласные звуки)
- Какие парные звонкие и глухие согласные вы знаете?
(Вывесить на доску парные согласные. Приложение № 4 )
- Как вы думаете, какова тема урока? ( ответы детей )
- Правильно, сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать и проверять слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.
- Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Можете ли сразу, без сомнения вставить в эти слова пропущенные буква? ( нет, не возможно, не чётко слышно )
- Давайте понаблюдаем, почему мы сомневаемся в написании этих слов. Для этого внимательно посмотрим на слова, которые нам принесли снежинки и попробуем дописать слова в вашей карточке.
- Первую фразу прочитает…………. Кто с ним согласен, у кого также
- Можно ли сделать вывод, что мы сомневаемся, если парный согласный стоит на конце слова? Посмотрим, что напишет компьютер.
- Вторую фразу прочитает………… Кто с ним согласен, у кого также
- Можно ли сделать вывод, что мы сомневаемся, если парный согласный стоит перед согласным звуком? Посмотрим, что напишет компьютер.
- Вы умеете подбирать к словам однокоренные слова? Вам нравиться это делать? Какие слова называются однокоренными?
- Подберём по два однокоренных слова к этим словам и запишем их в тетрадь:
- Являются ли эти слова проверочными для слова ХЛЕБ? ( Да, являются )
-Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)
-Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове ХЛЕ…?
Перенести карточку со словом ХЛЕ…, дописать в тетради:
ХЛЕБНЫЙ, ХЛЕБУШЕК- ХЛЕБ.
- Являются ли эти слова проверочными для слова МОРОЗ? ( Да, являются )
-Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)
-Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове МОРО…?
Перенести карточку со словом МОРО…, дописать в тетради:
МОРОЗИК, МОРОЗНЫЙ- МОРОЗ.
- Являются ли эти слова проверочными для слова БЕРЁЗКА? ( Да, являются )
-Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)
-Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове БЕРЁ…КА?
Перенести карточку со словом БЕРЁ…КА, дописать в тетради:
БЕРЁЗА, БЕРЁЗОВЫЙ- БЕРЁЗКА.
- Значит, чтобы подобрать проверочное слово к словам с парными согласными, можно не только подобрать однокоренное слово, но и изменить форму слова, например, ХЛЕБ- ХЛЕБА; МОРОЗ-МОРОЗЫ.
- Давайте понаблюдаем за проверочными словами, и заполним вторую половину нашей карточки. (Приложение № 5)
СЛАЙДУ № 6 (белый)
- Первую фразу прочитает……… Кто с ним согласен, у кого также?
- Посмотрим, что написал компьютер.
- Вторую фразу прочитает……… Кто с ним согласен, у кого также?
- Посмотрим, что написал компьютер.
- Какой можно сделать вывод, Что нужно сделать, чтобы проверить слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова? ( Нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или звуки , , , , .
Отрывок из песни с движениями
Вместе весело шагать
По просторам, по просторам, по просторам,
И, конечно, припевать лучше хором
Лучше хором, лучше хором.
В небесах зари полоска заполощется:
Раз березка, два березка - будет рощица.
Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка.
Раз словечко, два словечко - будет песенка.
- Есть ли в песенке слова с парными звонкими- глухими согласными в корне слова? (полоска, берёзка)
- Теперь, когда мы раскрыли секреты этих слов, давайте потренируемся правильно писать и проверять слова с парными согласными в корне, продолжим уважительно относиться к его величеству слову!
а) Типовое задание (в знакомой ситуации).
Работа по учебнику
страница 113, упражнение 214 выполнить с комментированием по цепочке.
б) Конструктивные задания (в изменённой ситуации).
Письмо по памяти
На доске слова: Пятка, селёдка, рожки, головка.
-Кто любит селёдку?
-А кто любит, когда ему щекотят пятки?
- Новый год- год козы, а козы есть рожки.
- Бывает умная головка и бывает головка чеснока.
- Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные на доске слова.
Вызвать одного ребёнка за доску. Закрыть слова.
- Напишите оставшееся слово ( головка)
- Сравните свои записи с записями…………. который был у доски.
- Подбери устно к этим словам проверочные слова. Какую оценку себе поставишь за работу у доски?
- Творческое применение знаний в новой ситуации.
Работа в парах. Выполнения задания на карточках Приложение № 6
- Прочитайте первую пословицу. Как вы её понимаете?
- Прочитайте вторую пословицу. Как её понимаете?
-Прочитайте третью пословицу. Как понимаете её?
- Какие слова выписали из этих пословиц? (сладкого, пирожка, улыбка, враг)
- Какие проверочные слова подобрали к этим словам?
- Покажите пальчиками, какую оценку за работу в парах вы поставите своему соседу.
8) Тест. Приложение № 7 ( если останется время сделать на уроке, если не останется, задать выполнения теста на дом)
9)Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
- Чем занимались на уроке?
-Важно ли для вас знать, как правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне?
- Что, по- вашему, ещё нужно сделать, чтобы закрепить умения правильно писать такие слова?
- Понравился ли вам урок?
-Какой момент урока понравился больше?
- При выполнении какого задания испытывали трудности?
-Покажите пальчиками, какую оценку поставите сами себе.
11) Выставление оценок
12) Заключительное слово
- Закончить урок хочу стихами Эдуарда Асадова:
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"
Тема урока: Проверка слов с парными согласными в корне.
Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности.
Цель урока: Развивать умение проверять слова с парными по глухости – звонкости согласными звуками в корне.
Образовательные: а) добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных;
б) обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в корне;
в) учить выделять общие признаки, проводить обобщения, развивать умения самоконтроля и взаимоконтроля.
Развивающие: развивать внимание, познавательный интерес, устную и письменную речь, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
а) формировать потребности в здоровом образе жизни; б) воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.
Здоровьесберегающие: способствовать сохранению и укреплению здоровья через рациональную смену различных видов деятельности.
Оборудование: учебник (Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 3 кл.), дидактический материал ( Канакина В.П. Русский язык 3 кл.), фонограмма песни “Зима” для проведения физкультминутки, мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера.
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята, повернитесь к друг другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
– Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке царила атмосфера добра, понимания, уважения друг к другу.
2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
- Продолжите известную фразу:
Если хочешь быть здоров :(закаляйся, обливайся, тренируйся ). Слайд 1.
На сколько этот призыв важен ? (Здоровье – самое ценное, что есть у человека, поэтому его надо беречь, укреплять. Для этого нужно делать зарядку, тренироваться, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Быть здоровым человеком – это здорово.)
- Кто из вас занимается спортом, делает по утрам зарядку? - Какое ключевое слово, на ваш взгляд, в этом предложении? [здароф]_-какие буквы в слабой позиции?
-Можно ли проверить безударную гласную ?
- Какое правило нам поможет верно написать парную согласную в корне слова? - Подберите однокоренные слова к слову здоров. (Здоровье, здоровенький, здоровенный, здороваться).
-Как вы думаете, какова тема нашего урока? Слайд 2.
-Чему мы будем учиться? Слайд 3.
3. Закрепление понятий во внешней речи.
-Быть постоянно в движении, делать зарядку по утрам- всё это способствует укреплению здоровья, поэтому и мы начнём с буквенной зарядки. -Построим пары согласных звуков. А поможет нам предмет без которого не обходятся в таких видах спорта, как волейбол, футбол. (Учитель направляет мяч ученику: -Б -,В-,Г-,Д-, Ж-.З-. в ответ ученики называют глух. согл. звуки)
Молодцы! Вы справились хорошо.
б) Словарная работа.
-Прочитайте глазками данные слова. Что это за слова? Объясните их написание. (По ходу объяснения учитель переворачивает карточки со словами, где записаны слова со вставленными буквами.)
- б.резка, зап.д, д.кабрь, яг.дка, м.рковка, в.сток, м.роз, .нварь, т.традка, ф.враль.
-Какая еще орфограмма встретилась в этих словах? -Когда парная согласная опасна? (Когда она находится в слабой позиции – на конце слова и в середине слова перед другим согласным.)
-Как же проверить слова с парными согласными в корне слова? (правило)
- Какие слова остались? Почему?
-Как одним словом назвать декабрь, январь, февраль? -Какие это месяцы?
- С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера.
-Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов).
-А какие продукты надо употреблять для профилактики гриппа? - Среди слов, которые вы назвали, есть ли слова с парной согласной? Объясните их написание.
Мё_, со_, чесно_, лимо_, лу_. Слайд 5.
-Какое слово не подходит по теме? Почему? (лимон)
4.Самостоятельная работа с самопроверкой
а)работав парах с проверкой по эталону . Слайд 6.
- Посмотрите на экран.
а) ро.кий, сколь.кий, ло.кий, у.кий, бли.кий -1 ряд
б) гла.кий, мя.кий, кре.кий, ре.кий, сла.кий -2 ряд
– Что общего у этих слов? (В каждом слове есть парные согласные, которые находятся в слабой позиции.)
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова?
-Как проверить парную согласную в корне слова ?
-Выполните задание по вариантам по образцу: ро б ок – ро б кий
(Напоминаю правило посадки)
Взаимопроверка по ключу. Слайд 7.
-Оцените свою работу с помощью светофора.
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
г). На доске слова: сугро. холо. гвоз.ь слё.ки сала.ки водола. сторо.ка
Дети выходят по одному, вставляют пропущенную букву и объясняют её написание. Слайд 8.
Работа в парах. Задание : из третьих букв каждого слова составить новое слово и записать его.
(Получается слово “гололёд”.)
– Что обозначает это слово?
Из словаря Ожегова: Слайд 9.
“Гололёд – слой льда на поверхности земли или на предметах, образовавшийся после замерзания капель дождя, мороси”.
-В какое время года наблюдается гололёд?
-Вы любите зиму? За что вы её любите?
- А вы любите играть в снежки?
Учитель читает стихотворение Елены Явецкой “Зима-рукодельница”:
“Снова в заботах Зима-рукодельница:
Пусть потеплее природа оденется.
Много Зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет.
Сонным деревьям – пушистые шапки,
Ёлочкам варежки вяжет на лапки.
Утром плетёт кружева на окошки
И устилает коврами дорожки…”
б) работа с учебником
Упр. 217. Проверка выполненного задания с помощью документ-камеры . -Оцените свою работу.
в) Подбери антоним. Работа в парах. Слайд 10.
– А теперь вас ждёт серьёзное испытание. Как называются близкие по значению слова?
Горький плод, далёкий путь, высокий дом, частый гость , густой суп, неуклюжий зверь.
Сладкий плод, . . Проверка по ключу . Оцените свою работу.
7. Обобщение. Составление схемы . Слайд 11. Сделаем вывод:
-Где может находиться парная согласная? – Парная согласная может находиться в конце слова и в середине слова. –Как проверить парную согласную в корне слова? – Подобрать проверочные слова можно двумя способами.
8. Рефлексия учебной деятельности .
-Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли ее?
Проверим, насколько крепко запомнили правило проверки парных согласных в корне слова.
Интерактивный тест на ПК.
- Давайте подведём итог урока . Слайд 12.
1.Я хорошо усвоил тему!
2. Я ещё затрудняюсь, но уверен, что справлюсь.
3. Мне нужна помощь.
Кто считает, что его настроение передаёт 1 смайлик, встаньте.
Кто считает, что его настроение передаёт 2 смайлик, встаньте.
Кто считает, что его настроение передаёт 3 смайлик, встаньте.
– Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. Прочитайте предложение, выделяя логическим ударением подчеркнутые слова.
Мы сегодня молодцы! Слайд13. Мы сегодня молодцы! Мы сегодня молодцы !
10. Домашнее задание по выбору: Слайд 14.
1) Упр. №218 (Учебник: В.П.Канакина, 3класс);
2)Придумать продолжение стихотворения к упр.216;
2)Задание творческого характера: составить небольшой рассказ, используя данные слова:
Зимний денёк, чудесная погода, легкие снежинки, липкий снег, играть в снежки, веселый снеговик.
Ресурс содержит конспект урока русского языка по УМК "Вариативные курсы традиционной системы", презентацию к нему
Урок разработан по учебнику Т.Г.Рамзаевой "Русский язык. 3 класс"
На уроке проводятся различные виды работ: анимационная сорбонка, тренинг по подбору проверочных слов для парных согласных, самостоятельная работа по группам с последующей проверкой, предлагается домашнее задание для учащихся на выбор.
Полный текст материала Конспект урока с презентацией по русскому языку.Тема "Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова". 3 класс. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
0 Спам
0 Спам
olg10
Очень важно, что дети сами учатся делать выводы, работают по алгоритму. Презентация содержит ряд творческих, игровых заданий, что повышает интерес детей к материалу. Спасибо за интересный материал!
0 Спам
0 Спам
Я работаю по программе "Школа 2100",но русский язык-это русский язык!И тема работы очень важна и актуальна в каждой программе!Спасибо!Появился еще один хороший способ для работы над данной темой!
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
На уроке русского языка по теме "Парные звонкие и глухие согласные" учащиеся формируют алгоритм правила проверки парных звонких и глухих согласных, выполняют различные упражнения, работают на карточках
Содержимое разработки
Урок русского языка 3 класс
Тема: Парные звонкие и глухие согласные.
Содействовать формированию умения применять на практике правила правописания парных звонких и глухих согласных. Учить сопоставлять произношение и написание парных согласных в середине и в конце слова.
Обогащать словарный запас речи учащихся. Воспитывать интерес к родному языку, развивать орфографическую зоркость.
Развитие положительной мотивации школьной деятельности, формирование навыков интеллектуального труда, умение работать коллективно.
обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке парных согласных в корне и на конце слов;
сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;
закрепить умение проверять слова с парными согласными в конце и в середине слова.
развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;
развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.
Вид урока: урок – исследование.
Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Формы проведения: урок.
Средства обучения – индивидуальные карточки, компьютер, учебная доска, презентация урока
Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.
-Начинаем урок русского языка.
-Подскажите какой сегодня день недели?
День недели –понедельник
Он неделю открывает
Всех трудиться заставляет.
-И сегодня на уроке русского языка мы должны с вами хорошо потрудиться ,повторить то, что знаем и провести исследование –если вы посмотрите в словарь-это и есть поиск новых знаний.А значит мы должны узнать много нового.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
-Запишите парами –звонкие на 1 строке,глухие-на 2 строке
-Сколько мы знаем пар звон и глух согл звуков?
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
-Запишем соединения с гласными буквами:ба,во,гу,ды,жи,зе,
Постановка темы и целей урока
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?Чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в конце и в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).
3. Актуализация знаний.
а)Словарная работа
1.Не деревня, ни село,
И людей полным-полно,
В делах и заботах!
Ответ: Город
2)Сел за стол на табурет,
Жду, когда дадут. ОБЕД
3) Каждый, каждый с ним знаком, -
Вот берется теста ком,
Запекают в нем творог,
Получается . Пирог
4) Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз.)
б)Словарь:горо. обе. моро. пиро…., арбуз.
-Запись слов,ударение,без гл.
- Ребята, почему из всех словарных слов мы записали именно эти? (В конце каждого слова есть парный звук, который можно проверить).
-Какое словарное слово вы могли бы добавить к этим?(Загадка )
-Что общего и в чем различие этих слов?
- Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)
- Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парные согласные на конце слов.)
-Как мы можем проверить парный согласный звук на конце слов?(изменить форму слова)
Парные согласные -
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
в)Закрепление: поставим слово нет
друг – друга и тд
4. Обобщение и систематизация знаний.
- А где еще в слове может находиться парный согласный? (Всередине слова ,а именно в корне )
а)Ло…ка, тетра…ка, доро…ка.-разберите по составу
- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
- Какая орфограмма в них пропущена?Что вы заметили ?Что одинаковое в этих словах?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)
- Как мы проверим их правописание?Если изменим форму?Подходит нам этот вариант? (Путём подбора проверочного слова.Подбираем однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-)
Запишем: Лодка-лодочка, тетрадка-тетрадочка, дорожка-дороженька
Выделим суффиксы
в)Посмотриите на эту группу слов:
Такие парные согласные возможно проверить с помощью однокоренных слов глаголов .Подберите проверочные слова-глаголы
г)Перед вами еще 6 интересных слов:
У…кий, лё…кий, мя…кий, ре…кий, ни…кий, сла…кий
Узок,легок,мягок,резок,низок,сладок
- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
- Какая орфограмма в них пропущена? ?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)
- Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова.Подбираем однокоренные слова с помощью суффикса –ок-)
-А по другому как можно проверить эти словаа?
- Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.
д)Вывод исследований:
- В какой позиции могут стоять парные согласные? (в середине и на конце слова)
- В середине слова перед каким суффиксом чаще всего мы проверяем? (перед суффиксом –к-)
– какие слова подбирали для правильного написания слов? Правильно-однокоренные слова
-Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
5.ФИЗМИНУТКА
Поработали мы дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно.
Физминутка посвящена также парными согласными-
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.
а).Восстановить деформированное предложение. Устно объяснить орфограммы.
з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…
-Запишите это предложение(Проверка в парах)
-Подчеркните грамматическую основу.
-Дайте характеристику этому предложению
7.Работа по учебнику.
Упр. 216 (с. 114).
— Прочитайте. Выполните задание по образцу(по рядам)
- Прочитайте пары слов, которые вы составили. Назовите буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.
8. Итог урока.
- У парных согласных есть свои секреты. Результатом нашего исследования стали эти секреты. Вы возможно не догадались, но проводя исследование вы сами их открыли.
1 секрет – один (сугроб) много (сугробы) – проверочное слово сущ. во мн. ч.
2 секрет – большая (варежка) маленькая (варежечка)
3 секрет - есть (прорубь) нет (проруби) изменение формы слова
4 секрет – что? лед какой? Ледяной прилагательное
5 секрет – что? () что делать? () проверочное слово - глагол
Эмоциональная рефлексия:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй – слово смело изменяй:
“Зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды” -
Будешь грамотным и ты.
Где растёт морковь? (на грядках).
Буквы пишут где? (в тетрадках).
Чистим что мы? (чистим зубки).
Одеваем в холод? (шубки).
Любим все снежки, салазки,
И читаем часто? (сказки).
Звук согласный проверяй –
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? (нет грядок).
А тетрадка? (нет тетрадок).
Изменяем: зубки? (зубы).
Проверяем: шубки? (шубы).
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных… (сказок)
9. Сделаем вывод
- Какую орфограмму сегодня повторяли?
- Как проверить парную согласную в корне слова?
- Почему нужно проверять слова с парными согласными?
- Какие слова называются проверочными?
- Что вызвало затруднение?
10. Домашнее задание
1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.
2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.
3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.
Читайте также: