Противопоставление преступления и наказания в композиции романа конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Цели: понять, почему роман Ф.М Достоевского до сих пор вызывает споры, неоднозначные оценки; определить жанровые и композиционные особенности романа, основной конфликт и систему образов.
1. Слово учителя о времени написания романа “Преступление и наказание”.
– К моменту создания романа Ф.М. Достоевский был уже известным писателем, автором романов “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома”, повестей “Двойник”, “Белые ночи”, “Неточка Незванова”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково”.
Уже знакомы читателю его взгляды на бедных людей, современники спорят о жизненности его произведений. Но вот в феврале 1866 года в “Русском вестнике” появилась первая часть романа “Преступление и наказание”, а в декабре печатается последняя, шестая часть и эпилог. Роман говорил о реальном времени, отражал это время, герои романа словно жили с читателем в одном городе, возможно, даже на одной улице, читали одни и те же модные книги, говорили о тех же социальных проблемах.
2. Игра с заглавием.
– Обратимся к оглавлению романа. Сколько частей он имеет? (Шесть)
На доске высказывание современных русских писателей о композиции романа, живущих сейчас в США, П.Вайля и А.Гениса:
“Роман, построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка - преступление. Вторая - наказание”.(П.Вайль, А.Генис “Страшный суд”)
– Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание? (Описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию).
– Роман построен на антитезе преступления и наказания. Подберите синонимы к слову "наказание".
- Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы вернуть человека к прежнему образу жизни? (Нет).
- Чего не хватает? (Искупления своей вины, очищения, а на это необходимо время, возможно, целая жизнь).
- Как можно искупить свою вину? (Хорошими поступками, делами, любовью к людям).
- Рассказано ли, как искупил свою вину Раскольников, на страницах романа? (Нет). Все это осталось за кадром. Значит, роман имеет открытый финал!
3. Основной конфликт романа, общественная обстановка.
– Какая общественная проблема породила роман? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словам автора вашего учебника Ю.Лебедеву.
Карточка №1.
“Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от духовных традиций, преданий и авторитетов, от их исторической памяти. Личность выпадала из “экологической” системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от “самоновейшей” науки, от “последних слов идейной жизни общества”. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек “случайного племени”, одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной духовной почвы, он оказывался беззащитным перед властью “недоконченных” идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в “газообразном” обществе пореформенной России”.
– Перед какими “недоконченными” идеями были беззащитны молодые люди того времени, в частности Раскольников? (Нигилизм. Разумный эгоизм. Наполеонизм).
– Все эти философские идеи можно уместить всего лишь в одну фразу: “Бог умер - все позволено”. Она принадлежит немецкому философу и поэту Ф.Ницше, идеями которого “болели” многие интеллигенты Европы и России и с которыми Достоевский полемизирует почти во всех своих романах, в том числе и в романе “Преступление и наказание”.
– Обратимся к высказываниям уже самого автора.
Карточка №2.
Воспоминания А.Сусловой , 17.09 1863 года:
Когда мы обедали, он, смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: “Ну вот, представь себе, такая девочка со стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: “Истребить весь город. Всегда так было на свете”.
Из романа “Преступление и наказание”.
Прав, прав “пророк”, когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже и объясниться…
Слова Порфирия Петровича:
Кто ж у нас на Руси Наполеоном себя не считает?
– Эпоха была одержима наполеономанией. С этим явлением Достоевскому пришлось столкнуться лично. Послушайте отрывок из книги Ю.Карякина “Достоевский и современность”
Возлюбленная Достоевского в те годы А.Суслова увлеклась одним студентом, а когда тот ее обманул, решила его убить.
– Как можешь ты человеческое отношение решать кровопролитием?
Выясняется, что свою месть она вздумала “превратить в подвиг”.
– Не все ли равно, какой мужчина заплатит за надругательство надо мной? Но если уж мстить, так чтобы всему миру стало известно о единственной, неслыханной, небывалой, неповторимой мести.
Она замышляет убить …царя.
– Очень уж увлекает. Огромность шага. В конце концов, как просто. Подумай только – один жест, одно движение, и ты в сонме знаменитостей, гениев, великих людей, спасителей человечества…
– Славу добывают трудом.
– Или беспримерной смелостью.
– А о муке ты не подумала?
– Это-то и остановило меня. Вдруг подумала: казнят, а ведь прожить до 80 лет где-нибудь в тишине, на солнце, у южного моря, очень недурно.
– И все-таки, почему роман назван “Преступление и наказание”, а не “Раскольников”, например? (Достоевского, видимо, больше интересовал не сам герой, а то, что он чувствует, переживает во время преступления и после него). Поэтому сейчас уместнее всего поговорить о жанре романа.
4. Жанр романа.
На доске список всевозможных жанров. Выберите и запишите подходящие.
Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь.
– Все ваши определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.
5. Работа с карточкой.
– Познакомимся с различными точками зрения на роман известных людей прошлого. Как они его поняли.
Карточка №3
Познакомьтесь с различными точками зрения на роман современников. Как отнеслось к писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.
Перечитываешь “Преступление и наказание” - и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную “идею”, что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание. (В.Вересаев “Живая жизнь”, 1910)
Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда. (В.Розанов “Чем нам дорог Достоевский”, 1911)
Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию. (Д. Голсуорси, 1911)
Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей. (В. Набоков “Лекции по русской литературе”)
- Писатель в России всегда пользовался огромным доверием. Так А.С.Пушкин возводил его к роли Пророка. Через столетие Е.Евтушенко скажет: “Поэт в России больше, чем поэт”, говоря о месте писателя в обществе. Мы не ставим своей задачей обсуждение права на существование романов-однодневок. Наша цель состоит в том, чтобы понять эпоху, которая рождает великих писателей и великие произведения литературы, прислушаться к мнению современников, живущих духовной, интеллектуальной жизнью, чувствующих свое право строго судить или хвалить великих писателей.
6. Система образов романа.
- Исходя из информации, полученной на уроке, мы сможем выстроить систему образов романа. Выберите схему на доске, аргументируйте свой выбор. Можно ли объяснить позицию автора через систему образов?
7. Композиционные элементы.
– Следует помнить, что роман писался о событиях настоящего времени. В этом его уникальность. Любое произведение неразрывно. Композиция – это не набор отдельных элементов, а единая ткань плавно переходящих из одной в другую сцен, описаний, диалогов, портретов и других формальных элементов.
На доске список композиционных элементов. Пронумеруйте нужные из них в соответствии с местом, которое они занимают в композиции романа.
– Главное место занимает внутренний монолог, затем – диалог, так как герои постоянно спорят друг с другом, на третьем месте – портретные описания и авторская характеристика, она во многом дается через портрет и, наконец, описание местности и пейзаж, их немного, они схематичны, так как интерес писателя сосредоточен на психологических аспектах убийства и нравственных страданиях.
8. Итог урока.
– Вернемся к основному вопросу урока, почему роман Достоевского вызывает до сих пор споры, мысли, неоднозначные суждения?
– Наверное, потому, что он о вечных проблемах человечества
9. Домашнее задание.
Восстановить по тексту "экспозицию романа" (события жизни Р.Раскольникова до преступления: детство, учеба в университете, дружба, любовь, помощь окружающим, работа над статьей в газету и т.п.)
Основные задачи урока:
осознание идейно-художественного содержания, особенностей жанра романа;
развитие навыков определения основных мыслей, высказывания и обоснования своих соображений;
воспитание высоких моральных качеств.
2. Ознакомиться с данным ниже материалом.
1. История создания романа
• Замысел романа вынашивался автором более 6 лет.
2. Сюжет, композиция, жанр
Особенности композиции романа также связаны с его содержанием
Преступление
Занимает 1 часть повествования
Описывается в 5 частях
Рассказывается о замысле и совершении преступления
Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию
Портрет Ф.М.Достоевского.
Худ. Перов В.Г., 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10.
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)
Уроки литературы в 10 классе[1]
Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
• Каким мы видим Петербург в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова? В чём принципиальное отличие образа Петербурга у Ф. М. Достоевского?
• С помощью каких художественных средств изображает Петербург Ф. М. Достоевский?
• Какой цвет преобладает в описании Петербурга? Что символизирует этот цвет?
• Можно ли считать Петербург персонажем романа? Почему?
• Могла ли история преступления и наказания, описанная в романе, действительно произойти?
• Какие герои и проблемы века поднимаются в романе?
— По словам автора романа, в его произведении есть намёк на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам требует этого наказания. Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека — представителя нового поколения.
IV. Работа над темой урока
1. Слово учителя о художественном своеобразии стиля Достоевского (устный журнал)
(Учащиеся составляют план.)
Действительно, эпитет фантастический в том значении, в котором его употреблял Ф. М. Достоевский, достаточно чётко характеризует отличие его прозы от критического реализма Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева. В причудливых сплетениях являются у Достоевского такие начала, как комическое и трагическое, сентиментальное и ужасное, натуралистически бытовое и мистическое.
Весь роман строится, как бесконечный, принципиально незавершимый диалог равноправных голосов, одинаково убедительно аргументирующих каждый свою позицию. Авторский голос оказывается лишь одним из них, и у читателя сохранятся свобода с ним не соглашаться.
Предполагаемая запись
Жанр романа
• Роман: социально-бытовой; детективный; любовный; психологический; философский; религиозный.
• В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всём его протяжении мы напряжённо следим за каждым движением воспалённой мысли Раскольникова, за блужданиями его одинокой души, за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков.
Вы уже дочитали роман до конца, и сможете сказать, не изменилась ли эта идея в процессе создания романа, и если да, сформулируйте его идею в окончательном виде.
Тут-то и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести… Налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует. Это видел я даже на самых неразвитых людях… Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтобы была ярче и осязательнее видна мысль.
5. Работа с символикой цвета и чисел в романе (в парах, с раздаточным материалом)
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по литературе
Ф.М. Достоевский
«Противопоставление
преступления и наказания
Подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы
Май - Бородой И.А.
для обучающихся 10 класса
ПРЕДИСЛОВИЕ
Все, что ищет русский народ, заключается
для него в Православии - в одном Православии
и правда и спасение народа русского.
Уроки строятся с опорой на текстуальное изучение произведения, которые решают задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
С этой целью использование комбинированного урока позволяет не только охватить наиболее широкую панораму противопоставления преступления и наказания в композиции романа , но и даст возможность учащимся проявить самостоятельность суждений и возможность отстаивать свою точку зрения. Знакомство с различными точками зрения на роман современников Ф.М. Достоевского в виде индивидуальных опережающих заданий совершенствует коммуникативные умения и навыки учащихся. Выполнение интерактивного упражнения способствует проявлению творческих способностей, развивает воображение, усиливает эмоциональное восприятие романа.
Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям, преподающим литературу в старших классах для проведения уроков, внеклассных мероприятий по предмету.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
У читель : Май-Борода И.А.
Дата: 03.02. 2020г.
Класс: 10 класс
Место проведения: аудитория № 27
Время: 45 мин
Образовательная: понять, почему роман Ф.М. Достоевского до сих пор вызывает споры, неоднозначные оценки; определить жанровые и композиционные особенности романа, основной конфликт и символику образов.
Развивающая: развивать представление о творчестве Ф.М. Достоевского ; совершенствовать навыки анализа эпического текста, соотносить его содержание с фактами биографии; развивать умения делать обобщения и выводы; через выполнение интерактивного задания творческого характера развивать воображение.
Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к творчеству Ф.М. Достоевского , морально - этические идеалы, гуманистическое отношение к людям.
Методическая: совершенствовать методику проведения комбинированного урока.
- совершенствовать у учащихся коммуникативные умения и навыки культуры русской речи: словоупотребления, связного высказывания, общения;
- развивать логическое, ассоциативное мышление, память, речь, внимание, воображение;
- воспитывать у учащихся уважение и любовь к творчеству Ф.М. Достоевского.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок.
Межпредметные связи:
обеспечивающие – русский язык, литература, этика;
обеспечиваемые – история, мировая художественная культура, обществознание.
Формы организации учебной деятельности: слово учителя, фронтальная, индивидуальная, творческое задание.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование духовно - нравственной позиции, развитие интереса к эмоциональной сфере человека; развитие устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста.
Регулятивные: умение анализировать эпическое произведение: понимать и формулировать тему, идею литературного произведения.
Познавательные: знать основные события в биографии писателя, уметь их сопоставлять с историей написания произведения, его поэтикой.
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы по тексту, создавать устные монологические высказывания, вести диалог.
Методы: словесно - иллюстративный, информационный, личностно-ориентированный.
Наглядность: портрет писателя, иллюстрации к роману, карточки, таблица.
2. Гроссман Л. Достоевский из серии ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1967.
3. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. Учебник. — В 2-х частях. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 399 с.
4. Раевская Н.Ф., Михайленко Т.Н. Литература. 10 класс: Планы-конспекты уроков. - Харьков: Ранок, 2001.- 224с.
Содержание урока
1. Организационный момент – 1 мин.
Приветствие, проверка присутствующих, подготовка рабочих мест
Ознакомление учащихся с темой, целями и характером работы на уроке
(Запись темы, плана, эпиграфа в тетрадь.)
2. Жанровое своеобразие романа .
3. Общественная обстановка в проблематике произведения .
4. Композиционные элементы.
5. Символика цвета, имен и чисел в романе .
3.Актуализация опорных знаний учащихся – 3 мин.
3.1 Лингвистическая разминка - составить ассоциативный ряд:
Душа, преступление, наказание, бог, ад, рай.
3.2.2 Расскажите, в чем заключается своеобразие идейной позиции Ф.М. Достоевского?
4.1 Слово учителя:
- Обратимся к оглавлению романа. Сколько частей он имеет? (Шесть.)
- Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание? (Описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию).
- Чего не хватает? (Искупления своей вины, очищения, а на это необходимо время, возможно, целая жизнь.)
- Как можно искупить свою вину? (Хорошими поступками, делами, любовью к людям.)
- Рассказано ли, как искупил свою вину Раскольников, на страницах романа? (Нет.)
5.2 Слово учителя: Все это осталось за кадром. Значит, роман имеет открытый финал!
- Раскаивается Раскольников в преступлении, и если да, то когда? (Раскаянье приходит на каторге.)
- Какой призыв звучит в названии? (Призыв к покаянию.)
- Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание? (Описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию. )
5.3 Работа с карточкой 1: познакомимся с различными точками зрения на роман известных людей прошлого. Как они его поняли. Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.
5.3 Работа с карточкой 2: перед вами список всевозможных жанров. Выберите и запишите подходящие. (Ответы обучающихся.)
5.2 Слово учителя : все ваши определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.
Вывод: роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман – трагедию, роман – исповедь. (Запись вывода в тетрадь.)
- Какая общественная проблема породила роман? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словам автора вашего учебника Ю. Лебедеву. (индивидуальное опережающее задание 1,2).
5.2 Слово учителя : следует помнить, что роман писался о событиях настоящего времени. В этом его уникальность. Любое произведение неразрывно и имеет свой композиционный строй. Композиция – это не набор отдельных элементов, а единая ткань плавно переходящих из одной в другую сцен, описаний, диалогов, портретов и других формальных элементов.
5.3 Работа с карточкой 3: перед вами список композиционных элементов. Пронумеруйте нужные из них в соответствии с местом, которое они занимают в композиции романа.
Вывод: главное место занимает внутренний монолог, затем – диалог, так как герои постоянно спорят друг с другом, на третьем месте – портретные описания и авторская характеристика, она во многом дается через портрет и, наконец, описание местности и пейзаж, их немного, они схематичны, так как интерес писателя сосредоточен на психологических аспектах убийства и нравственных страданиях.
5.2 Слово учителя : это, конечно, не все символические детали романа. Об этих и других мы подробнее поговорим при работе над текстом.
– Вернемся к основному вопросу урока, почему роман Достоевского вызывает до сих пор споры, мысли, неоднозначные суждения? (Наверное, потому, что он о вечных проблемах человечества.)
– Скажите, что для писателя оказывается важнее – совершение убийцей преступления или отражение последствий этого события на его душу? (сюжет распадается на две неравные части: преступление и его причины и, вторая, главная часть, – действие преступления на душу преступника. Эта двухчастность замысла отразится в окончательной редакции на заглавии романа – “Преступление и наказание” – и на особенностях его структуры.)
Вывод: Роман распадается на две неравные части: преступление и его причины и, вторая, главная часть, показывает действие преступления на душу преступника. Это отражено в заглавии романа и его композиции: только одна часть посвящена преступлению и пять – влиянию этого преступления на душу убийцы и постепенному изживанию им своего преступления. (Запись вывода в тетрадь.)
Эрнесту Неизвестному
Личина. Лицо. И расколотый лик.
И пальцы руки. И сон в руку.
И черное солнце выводит по кругу
Топор под крестом в захлебнувшийся крик.
И черного солнца косые лучи,
Как черная шаль за спиной.
РАСКОЛЬНИКОВ.
Вижу – горящие три свечи –
На каждую смерть по одной. Павел Бабич, 1986
Читайте также: