Простые и сложные предложения 6 класс конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
3. Порядок синтаксического разбора сложного предложения.
Предложение – слова и словосочетания, выражающие законченную мысль. Все слова в предложении связаны грамматически. Главные члены составляют его грамматическую основу. Для предложения характерна интонация конца предложения (завершённости).
Список литературы
Обязательная литература:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сложные предложения состоят из двух или нескольких простых, то есть содержат две и более грамматические основы, представляя собой единое целое.
Сложные предложения бывают союзные (части соединены с помощью союзов); и бессоюзные – части соединяются без союзов.
Рассмотрим порядок синтаксического разбора сложного предложения.
По эмоциональной окраске предложения могут быть восклицательные и невосклицательные.
Части предложения соединяются союзом или союзным словом. Союзные предложения бывают сложносочинительными и сложноподчини́тельными.
Части бессоюзного сложного предложения связаны по смыслу и интонационно.
Цели: систематизировать знания о словосочетании и простом предложении; отрабатывать навыки вычленения словосочетаний из предложений, формировать и развивать культуру пользования словарями.
— Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому. То есть одно слово является главным, а другое — зависимым)
— Чем оно отличается от предложения? (Тем, что в предложении обязательно должны быть главные члены.)
— Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль. В предложении, в отличие от словосочетания, должны быть главные члены.)
— На какие группы делятся предложения? (На простые и сложные.)
— Что такое простое предложение? (Это такое предложение, в котором только одна грамматическая основа.)
— На какие группы делятся простые предложения по цели высказывания? (На повествовательные, вопросительные и восклицательные.)
—Что такое однородные члены предложения? (Это такие члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову и характеризуют его с одной стороны.)
II. Отгадайте загадки:
Едут все по букве этой,
Пишут ей стихи поэты,
А она — ворчит с печи,
Клювом по стволу стучит.
Ответ: буква Д (дорога, девушка, дед, дятел)
В этой букве всё веселье –
Горки, гонки, карусели,
В ней лекарства продают,
Малышам читать дают.
Ответ: буква А ( аттракцион, аптека, азбука)
Стер с бумаги ластик наш
Все, что сделал карандаш,
А чернила не сумел –
Превратился в букву…
Разделять всех он мастак,
Безголосый .
—Какое слово получилось? (ДАЛЬ)
—Что это? ( Даль – это пространство, видимое глазом на значительном расстоянии).
— Подберите эпитеты к этому существительному.
III. Работа с текстом. Прочитайте текст, объясните орфограммы.
—Какое слово трудно для понимания? (этнография)
(Этнография – это… часть исторической науки, изучающая народы-этносы , их происхождение состав, расселение, культурно-бытовые особенности, культуру).
—Докажите, что это текст.
— Сколько предложений в этом тексте?
— Запишите последнее предложение.
— Назовите количество грамматических основ. Подчеркните. Охарактеризуйте предложение.
— Подберите синонимы к слову непревзойденный.
— Составьте и запишите два словосочетания с этим прилагательным.
( замечательный человек, чудесный доктор )
— Выделите главное слово.
—Разберите по составу выделенное слово ( создатель).
IV. Спишите предложение.
—Прочитайте словарную статью:
Отечество- отчизна — родная страна. Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
—Подберите синонимы, запишите ( отчизна — родная страна –родина -отечество-родной край ) .
—Назовите словосочетания (отдать жизнь, отдать за правду, отдать за Русское слово, отдать за язык, Русское слово )
—В каком случае использование заглавной буквы является средством выражения оценки, особого отношения?
— Назовите количество грамматических основ. Подчеркните. Охарактеризуйте предложение.
— На какие группы делятся предложения по наличию грамматических основ? (На простые и сложные.)
—Чем они отличаются? (количеством грамматических основ)
—Какой знак препинания ставится внутри сложного предложения? ( Запятая )
—Чем осложнены оба записанных предложения? ( однородными членами )
—Назовите их ( знаменитого и непревзойденного словаря; за правду, за отечество, за слово, язык )
—Составьте схему. Чем отличаются однородные ряды? (союзной и бессоюзной связью)
—Сделайте фонетический разбор выделенного слова ( жизнь )
Придумайте продолжение предложений.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема. Повторение. Простые и сложные предложения.
Цель: повторить с учащимися виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, наличию и отсутствию второстепенных членов, простые и сложные предложения, развивать речевую компетенцию школьников, воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся определяют виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, наличию или отсутствию второстепенных членов, отличают простые предложения от сложных, правильно и уместно употребляют в речи простые и сложные предложения.
Тип урока: комбинированный.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Объявление темы и цели урока.
Слово учителя.
Мы продолжаем повторять изученное в 5 классе. Как вы думаете, существуют ли какие-то специальные правила и приёмы, помогающие запомнить учебный материал? Оказывается, такие правила и приёмы изучает мнемоника. Слово мнемоника происходит от греческого mnemonika , что означает память. Оно обозначает систему различных приёмов, способствующих запоминанию информации, которые использовались ещё в Древней Греции и Древнем Риме и дошли до нас во многих видах.
- Ребята, вспомните и назовите шуточные стихи и фразы, которые мы учили в 5 классе для запоминания грамматических правил или исключений из них.
II . Актуализация опорных знаний учащихся.
Проверка домашнего задания.
Выборочный диктант.
- Распределите слова текста в четыре столбика: в 1-й – существительные, во 2-й – прилагательные, в 3-й – наречия, в 4-й – глаголы.
Сумерки бродят врозь.
Всё догорит дотла –
что сожалеть о том!
Осень ещё светла.
Слякоть придёт потом. ( Е . Лукин )
Индивидуальные задания по карточкам.
Запишите предложение. Подчеркните в нём члены предложения и надпишите над ними, какой частью речи они выражены.
Осенью разноцветные листья падают с деревьев на дорожки парков и скверов.
Запишите предложение. Подчеркните в нём члены предложения и надпишите над ними, какой частью речи они выражены.
Перед грозой испуганная рыба в пруду поглубже зарывается в ил на его дне.
Восприятие и усвоение учебного материала.
Беседа с учащимися.
- Какое предложение называется простым?
- Какое предложение называется сложным?
- Как связаны между собой части сложного предложения?
- Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете?
- Какие существуют предложения по эмоциональной окраске?
- Как называются предложения, в которых нет второстепенных членов?
Тренировочные упражнения.
Определите границы предложений. Из простых или сложных предложений состоит текст?
Ручной щегол поёт салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
Запишите предложения. Подчеркните в них грамматические основы. Укажите структуру предложений. Назовите нераспространённое предложение.
Свежесть утра веяла над Сорочинцами. Клубы дыму со всех труб понеслись навстречу солнцу. Ярмарка зашумела. Овцы заблеяли, лошади заржали; крик гусей и торговок понёсся снова по всему табору.
В тёмной чаще замолк соловей,
Прокатилась звезда в синеве.
Месяц смотрит сквозь ветку ветвей,
Зажигает росу на траве.
Работа с учебником. Выполнение упражнений:
Упр. 584 (стр. 140). Переписать текст, определяя границы предложений и расставляя необходимые знаки препинания. В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу.
Упр. 613. Из двух простых предложений составить сложное, употребив подходящие по смыслу союзы и, а (но), когда, потому что, чтобы. Записать предложения, расставляя необходимые знаки препинания.
IV . Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал учебника (п. 84, 88).
2. Выполнить упр.590. Записать предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя необходимые знаки препинания.
План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему:
Тип урока: закрепление изученного материала
Цель урока: закрепление умений различать простое и сложное предложения, различать типы словосочетаний
Задачи урока:
закрепить знание отличительных признаков простого и сложного предложений, умение различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения;
совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения;
формировать умение определять тему и цели урока;
воспитывать интерес к предмету, создать ситуацию успеха, атмосферу радости совместного труда.
1.Актуализация знаний. Стадия вызова. Синтаксическая разминка.
2.Формулирование темы урока.
6.Итог урока. Рефлексия.
Актуализация знаний. Синтаксическая разминка.
- Записываем предложения, подчеркиваем их грамматические основы и определяем, чем они выражены.
Когда охотник шел берегом лесной реки, он вдруг услышал в зарослях шорох.
Гроза прошла, и скоро опять показалось солнце.
В этом году осень поздняя.
Солнце бросает ласковые лучи и оживляет окрестность.
- Составим схемы первых двух предложений.
- Дайте характеристику каждого из этих предложений по наличию грамматических основ. (1-е предложение – сложное, сложноподчиненное; 2-е предложение – сложное, сложносочиненное; 3, 4 -е предложения – простые)
- Как называется сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой? (Сложноподчиненное)
-Приведите примеры таких предложений.
Формулирование темы урока.
- Попробуем сформулировать тему урока. (Ответы детей)
- Запишем тему в тетрадь.
- Выпишите из записанных предложений несколько различных по структуре словосочетаний. Разберите три из нихписьменно.
согласование
услышал в зарослях
скоро опять засияло
- Какие сочетания слов вы не выписали? Почему? Приведите примеры из этих предложений.
- Выпишем из него простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
сложносочиненные
сложноподчиненные
Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю.
Когда телега выехала со станции, были сумерки.
Поедешь по ней и наверно заедешь к чёрту на кулички.
Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы.
Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня.
Было тихо, но холодно, морозно.
Самостоятельная работа.
1.- Какая колонка у нас осталась пустой? Придумайте и запишите 2 своих примера сложносочиненного предложения. (Ответы детей)
2.Индивидуальная работа по карточкам.
Задание для всех карточек:
вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор выделенных слов.
К а р т о ч к а 1. В работ.. железо не ржаве..т.
К а р т о ч к а 2. Из поговорк.. слова не выкин..шь.
К а р т о ч к а 3. На чужбин.. и собака тоску..т.
К а р т о ч к а 4. Богатырь и на тигр.. поед..т.
3. Цифровой диктант.
Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он может делать это верно и неверно).
1. Опытный наставник. Главное слово – наставник. 2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия. 3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин. 4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить. 5. Думать о будущем. Главное слово – будущем. 6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям. 7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво. 3 8. Знать наизусть. Главное слово – знать. 9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий.
В результате у учащихся в тетрадях должна появиться такая запись:
1+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6-, 7-, 8+, 9+.
Итог урока. Рефлексия.
-Подведём итоги. Вернёмся к теме нашего урока. Какие сложности возникли у вас сегодня на уроке? Над чем еще нужно поработать? Что удалось лучше всего?
Читайте также: