Простые и сложные предложения 6 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

3. Порядок синтаксического разбора сложного предложения.

Предложение – слова и словосочетания, выражающие законченную мысль. Все слова в предложении связаны грамматически. Главные члены составляют его грамматическую основу. Для предложения характерна интонация конца предложения (завершённости).

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сложные предложения состоят из двух или нескольких простых, то есть содержат две и более грамматические основы, представляя собой единое целое.

Сложные предложения бывают союзные (части соединены с помощью союзов); и бессоюзные – части соединяются без союзов.

Рассмотрим порядок синтаксического разбора сложного предложения.

По эмоциональной окраске предложения могут быть восклицательные и невосклицательные.

Части предложения соединяются союзом или союзным словом. Союзные предложения бывают сложносочинительными и сложноподчини́тельными.

Части бессоюзного сложного предложения связаны по смыслу и интонационно.

Цели: систематизировать знания о словосочетании и простом предложении; отрабатывать навыки вычленения словосочетаний из предложений, формировать и развивать культуру пользования словарями.

— Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому. То есть одно слово является главным, а другое — зависимым)

— Чем оно отличается от предложения? (Тем, что в предложении обязательно должны быть главные члены.)

— Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль. В предложении, в отличие от словосочетания, должны быть главные члены.)

— На какие группы делятся предложения? (На простые и сложные.)

— Что такое простое предложение? (Это такое предложение, в котором только одна грамматическая основа.)

— На какие группы делятся простые предложения по цели высказывания? (На повествовательные, вопросительные и восклицательные.)

—Что такое однородные члены предложения? (Это такие члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову и характеризуют его с одной стороны.)

II. Отгадайте загадки:

Едут все по букве этой,
Пишут ей стихи поэты,
А она — ворчит с печи,
Клювом по стволу стучит.
Ответ: буква Д (дорога, девушка, дед, дятел)

В этой букве всё веселье –
Горки, гонки, карусели,
В ней лекарства продают,
Малышам читать дают.
Ответ: буква А ( аттракцион, аптека, азбука)

Стер с бумаги ластик наш
Все, что сделал карандаш,
А чернила не сумел –
Превратился в букву…

Разделять всех он мастак,
Безголосый .

—Какое слово получилось? (ДАЛЬ)

—Что это? ( Даль – это пространство, видимое глазом на значительном расстоянии).

— Подберите эпитеты к этому существительному.

III. Работа с текстом. Прочитайте текст, объясните орфограммы.

—Какое слово трудно для понимания? (этнография)

(Этнография – это… часть исторической науки, изучающая народы-этносы , их происхождение состав, расселение, культурно-бытовые особенности, культуру).

—Докажите, что это текст.

— Сколько предложений в этом тексте?

— Запишите последнее предложение.

— Назовите количество грамматических основ. Подчеркните. Охарактеризуйте предложение.

— Подберите синонимы к слову непревзойденный.

— Составьте и запишите два словосочетания с этим прилагательным.

( замечательный человек, чудесный доктор )

— Выделите главное слово.

—Разберите по составу выделенное слово ( создатель).

IV. Спишите предложение.

—Прочитайте словарную статью:

Отечество- отчизна — родная страна. Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

—Подберите синонимы, запишите ( отчизна — родная страна –родина -отечество-родной край ) .

—Назовите словосочетания (отдать жизнь, отдать за правду, отдать за Русское слово, отдать за язык, Русское слово )

—В каком случае использование заглавной буквы является средством выражения оценки, особого отношения?

— Назовите количество грамматических основ. Подчеркните. Охарактеризуйте предложение.

— На какие группы делятся предложения по наличию грамматических основ? (На простые и сложные.)

—Чем они отличаются? (количеством грамматических основ)

—Какой знак препинания ставится внутри сложного предложения? ( Запятая )

—Чем осложнены оба записанных предложения? ( однородными членами )

—Назовите их ( знаменитого и непревзойденного словаря; за правду, за отечество, за слово, язык )

—Составьте схему. Чем отличаются однородные ряды? (союзной и бессоюзной связью)

—Сделайте фонетический разбор выделенного слова ( жизнь )

Придумайте продолжение предложений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Повторение. Простые и сложные предложения.

Цель: повторить с учащимися виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, наличию и отсутствию второстепенных членов, простые и сложные предложения, развивать речевую компетенцию школьников, воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся определяют виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, наличию или отсутствию второстепенных членов, отличают простые предложения от сложных, правильно и уместно употребляют в речи простые и сложные предложения.

Тип урока: комбинированный.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Объявление темы и цели урока.

Слово учителя.

Мы продолжаем повторять изученное в 5 классе. Как вы думаете, существуют ли какие-то специальные правила и приёмы, помогающие запомнить учебный материал? Оказывается, такие правила и приёмы изучает мнемоника. Слово мнемоника происходит от греческого mnemonika , что означает память. Оно обозначает систему различных приёмов, способствующих запоминанию информации, которые использовались ещё в Древней Греции и Древнем Риме и дошли до нас во многих видах.

- Ребята, вспомните и назовите шуточные стихи и фразы, которые мы учили в 5 классе для запоминания грамматических правил или исключений из них.

II . Актуализация опорных знаний учащихся.

Проверка домашнего задания.

Выборочный диктант.

- Распределите слова текста в четыре столбика: в 1-й – существительные, во 2-й – прилагательные, в 3-й – наречия, в 4-й – глаголы.

Сумерки бродят врозь.

Всё догорит дотла –

что сожалеть о том!

Осень ещё светла.

Слякоть придёт потом. ( Е . Лукин )

Индивидуальные задания по карточкам.

Запишите предложение. Подчеркните в нём члены предложения и надпишите над ними, какой частью речи они выражены.

Осенью разноцветные листья падают с деревьев на дорожки парков и скверов.

Запишите предложение. Подчеркните в нём члены предложения и надпишите над ними, какой частью речи они выражены.

Перед грозой испуганная рыба в пруду поглубже зарывается в ил на его дне.

Восприятие и усвоение учебного материала.

Беседа с учащимися.

- Какое предложение называется простым?

- Какое предложение называется сложным?

- Как связаны между собой части сложного предложения?

- Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете?

- Какие существуют предложения по эмоциональной окраске?

- Как называются предложения, в которых нет второстепенных членов?

Тренировочные упражнения.

Определите границы предложений. Из простых или сложных предложений состоит текст?

Ручной щегол поёт салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

Запишите предложения. Подчеркните в них грамматические основы. Укажите структуру предложений. Назовите нераспространённое предложение.

Свежесть утра веяла над Сорочинцами. Клубы дыму со всех труб понеслись навстречу солнцу. Ярмарка зашумела. Овцы заблеяли, лошади заржали; крик гусей и торговок понёсся снова по всему табору.

В тёмной чаще замолк соловей,

Прокатилась звезда в синеве.

Месяц смотрит сквозь ветку ветвей,

Зажигает росу на траве.

Работа с учебником. Выполнение упражнений:

Упр. 584 (стр. 140). Переписать текст, определяя границы предложений и расставляя необходимые знаки препинания. В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу.

Упр. 613. Из двух простых предложений составить сложное, употребив подходящие по смыслу союзы и, а (но), когда, потому что, чтобы. Записать предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

IV . Домашнее задание.

1. Выучить теоретический материал учебника (п. 84, 88).

2. Выполнить упр.590. Записать предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя необходимые знаки препинания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему:

Тип урока: закрепление изученного материала

Цель урока: закрепление умений различать простое и сложное предложения, различать типы словосочетаний

Задачи урока:

закрепить знание отличительных признаков простого и сложного предложений, умение различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения;

совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения;

формировать умение определять тему и цели урока;

воспитывать интерес к предмету, создать ситуацию успеха, атмосферу радости совместного труда.

1.Актуализация знаний. Стадия вызова. Синтаксическая разминка.

2.Формулирование темы урока.

6.Итог урока. Рефлексия.

Актуализация знаний. Синтаксическая разминка.

- Записываем предложения, подчеркиваем их грамматические основы и определяем, чем они выражены.

Когда охотник шел берегом лесной реки, он вдруг услышал в зарослях шорох.

Гроза прошла, и скоро опять показалось солнце.

В этом году осень поздняя.

Солнце бросает ласковые лучи и оживляет окрестность.

- Составим схемы первых двух предложений.

- Дайте характеристику каждого из этих предложений по наличию грамматических основ. (1-е предложение – сложное, сложноподчиненное; 2-е предложение – сложное, сложносочиненное; 3, 4 -е предложения – простые)

- Как называется сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой? (Сложноподчиненное)

-Приведите примеры таких предложений.

Формулирование темы урока.

- Попробуем сформулировать тему урока. (Ответы детей)

- Запишем тему в тетрадь.

- Выпишите из записанных предложений несколько различных по структуре словосочетаний. Разберите три из нихписьменно.

согласование

услышал в зарослях

скоро опять засияло

- Какие сочетания слов вы не выписали? Почему? Приведите примеры из этих предложений.

- Выпишем из него простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

сложносочиненные

сложноподчиненные

Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю.

Когда телега выехала со станции, были сумерки.

Поедешь по ней и наверно заедешь к чёрту на кулички.

Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы.

Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня.

Было тихо, но холодно, морозно.

Самостоятельная работа.

1.- Какая колонка у нас осталась пустой? Придумайте и запишите 2 своих примера сложносочиненного предложения. (Ответы детей)

2.Индивидуальная работа по карточкам.

Задание для всех карточек:

вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор выделенных слов.

К а р т о ч к а 1. В работ.. железо не ржаве..т.

К а р т о ч к а 2. Из поговорк.. слова не выкин..шь.

К а р т о ч к а 3. На чужбин.. и собака тоску..т.

К а р т о ч к а 4. Богатырь и на тигр.. поед..т.

3. Цифровой диктант.

Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он может делать это верно и неверно).

1. Опытный наставник. Главное слово – наставник. 2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия. 3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин. 4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить. 5. Думать о будущем. Главное слово – будущем. 6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям. 7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво. 3 8. Знать наизусть. Главное слово – знать. 9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий.

В результате у учащихся в тетрадях должна появиться такая запись:

1+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6-, 7-, 8+, 9+.

Итог урока. Рефлексия.

-Подведём итоги. Вернёмся к теме нашего урока. Какие сложности возникли у вас сегодня на уроке? Над чем еще нужно поработать? Что удалось лучше всего?

Читайте также: