Пространственная ориентировка на поверхности парты конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Индивидуальное (коррекционное) занятие по развитию зрительно-пространственной ориентации у младших школьников.

ФИО ребенка: Боков Павел,1класс

Форма занятия: индивидуальное.

Педагог-психолог: Макушкина Ольга Владимировна.

Место проведения: сенсорная комната.

Цель: совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве.

образовательные:

расширять знания о пространстве относительно себя и других предметов;

формировать навыки в умении называть соседние числа;

закреплять умения ориентироваться на листе бумаги.

коррекционные:

развивать умение зрительного поиска предмета на листе и в пространстве;

развивать слуховое внимание;

формировать умение развернуто отвечать на вопросы (полными предложениями).

воспитательные:

воспитывать стремление к результату деятельности;

воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Планируемый результат:

положительное отношение к коррекционным занятиям, понимание их необходимости для учебной деятельности;

восприятие нового материала и решение новых заданий;

самостоятельное оценивание собственной деятельности.

Регулятивные:

планирование своих действий для выполнения задания;

принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные:

умение ориентироваться в пространстве;

применение первоначальных математических знаний для решения познавательных и практических задач;

выполнение арифметическихдействийв соответствии с алгоритмом;

осуществление рефлексии способов и условий действия.

Коммуникативные:

самостоятельное формулирование своей точки зрения;

осуществление учебного сотрудничества с педагогом.

Оборудование: компьютер, разрезная картинка, сундучок с заданиями, зашумлённая картинка, таблица Шульте, конверт с сюрпризом, картинка Пират.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Здравствуй, Паша! Какое у тебя настроение?У меня тоже хорошее, я очень рада тебя видеть.

2. Эмоциональный настрой.

А сейчас закрой глаза и представь себе, что ты увидел что–то красивое.

Сзади на тебя подул холодный ветерок, и ты рассердился.

Ветер стих и на поляне расцвёл душистый цветок. Понюхай его.

Послушай стихотворение и попробуй предположить, чем мы будем заниматься на занятии.

Как ты думаешь, чем мы будем с тобой сегодня заниматься? (вариант ребенка)

Мы сегодня с тобой будем закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Как ты думаешь, зачем мы выполнили это упражнение?

5. Работа по теме.

- Игротренинг по коррекции зрительно – пространственной ориентации (повтори за мной).

hello_html_m1e0367c3.jpg

Вот моя правая рука, покажи свою такую. Повтори за мной (указательный палец правой руки к носу, ладонь правой руки к подбородку, ладонь напротив груди). Это моя левая рука. Дотронься левой рукой до правого уха. Что у тебя за спиной, перед тобой, справа от тебя, слева от тебя, над головой, под ногами.

Психолог: Рассмотри внимательно картинку, и назови, что здесь изображено (зашумлённая картинка).

hello_html_m559f6832.jpg

Ребёнок называет предметы (ведро, чайник, рыба, мяч, ёлочка). Хорошо, а теперь выполни следующее задание.

hello_html_m3e620395.jpg

Ответь на вопросы.

Что изображено на картинке? Откуда мальчик катится? С какой руки упала варежка? Где находится собака по отношению к мальчику? Что у мальчика на голове? Что находится под ногами у мальчика? Что находится слева от мальчика? Что находится справа от мальчика?

Психолог: Сосчитай быстро от 1 до 20 по таблице Шульте.

hello_html_m20aad47b.jpg

Ребёнок зрительно отыскивает цифры и называет их по порядку.

Психолог: Где находится цифра 1, в каком ряду, в какой колонке? И т.д.

Ребёнок отыскивает и называет координаты заданных цифр.

Психолог: называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: потолок, пол, лампа, палас и т.д.

6. Рефлексия.

Подойди к сухому бассейну, найди верхний левый угол, зайди в него и на дне отыщи конверт, перевязанный красной лентой, среди других конвертов. Там и будет сюрприз.

Что интересного было на нашем занятии? Что тебе больше всего понравилось делать? Что ты узнал нового? Тебе понравилось как ты выполнял задания? Оцени себя (предлагается три цвета светофора: зеленый – все получилось, желтый – были затруднения, красный – не справился с заданиями)

Молодец! Мне понравилось, как ты сегодня занимался (почему?).Спасибо за занятие. До свидания!

Использованные источники

А.И. Корнев. Нарушения чтения и письма. СПб.: Речь, 2003 г.

Конспект индивидуального занятия для обучающегося 6 б класса (СКО III вида).

ВложениеРазмер
individualnoe_zanyatie_._prostranstvennaya_orientirovka.docx 27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия для обучающегося 6 б класса (СКО III вида) .

Учитель Матюнина Н.Н.

Тема: Использование слуха, памяти, тактильного и инструментального осязания в пространственной ориентировке.

Цель: - развивать умение пользоваться остаточным зрением, получать информацию об окружающем, ориентироваться в пространстве через слуховое восприятие, память, тактильное и инструментальное осязание.

- формировать умение самостоятельно выполнять необходимые действия с использованием остаточного зрения и сохранных анализаторов.

Оборудование : карточки, карта - схема, аудиозвуки, раздаточный материал, трость белая, тёмные очки.

Ход занятия

Сегодня, Саша, мы с тобой отправимся на прогулку, а куда именно, ты мне сейчас скажешь…. (запись № 1голоса птиц) в лес. Вот мы входим в лес и сразу видим все осенние краски. Нам понравилось слушать…. (запись №2 шелест листьев) шорох листьев под ногами. Вдруг неожиданно …. (запись №3 шум ветра.) поднялся ветер . Стало пасмурно. … (запись№4 шум дождя) пошел сильный дождь. Дождь быстро закончился, снова стало ясно, тепло. Вдруг совсем рядом мы услышали как….(звук№5 звук дятла) стучит дятел . Мы пошли в сторону школы, недалеко мы услышали звуки …. (запись №6) машин , раздались (запись №7) голоса детей. Вот мы вернулись в школу. Здесь тебя всегда рады видеть твои учителя и друзья. (голоса учителей и детей). (Упражнение на развитие слуха, памяти).

Выполним упражнение на ориентировку в пространстве. Ты должен внимательно слушать и различать звуковые сигналы. Если это топот – ты идешь прямо, если это если это хлопки в ладоши - идёшь направо, если это звенит колокольчик - идёшь налево. (Повтори задание) (Упражнение на развитие слуха, памяти).

Пере д тобой на краю стола справа находится коробочка с раздаточным материалом. Из неё возьми шарик – массажёр поработай, разогрей руки.

В коробочке лежат предметы, определи на ощупь и назови их.

  1. Вспомни и назови пальцы руки (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

Сейчас будь внимательным и постарайся точно и быстро выполнить задание. (Упражнение на тактильное осязание в темных очках)

между указательным и средним пальцем поставь матрешку.
выше безымянного пальца положи гриб.
рядом с мизинцем слева положи ракушку.
справа от большого пальца положи треугольник.
ниже ладони разложи квадраты.
посредине ладони положи круг.

Саша, что ты положил между указательным и средним пальцем?

Куда положил круг?

Где разложил квадраты?

  1. Ориентировка в пространстве по памяти с помощью схемы.

Сейчас мы с тобой будем ориентироваться в пространстве по схеме. Положи правильно перед собой схему и определи место нахождения.

Что находится слева?

В каком блоке коридора ты находишься? (Блок начальных классов)

Какой класс учится в 106 кабинете? (1 а класс)

Что находится в 109 кабинете? (электощитовая)

Что находится слева от 104 кабинета? (напольный цветок.)

Как пройти в кабинет директора?

На одной ноге постой-ка
Будто ты солдатик стойкий
Спину прямо подержи.
Да смотри не упади
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Повторим еще разок.
Только стой уже на правой.
И опять постой на левой.

роль предупреждения. Сигнал для водителей. Водитель, видя человека с белой тростью должен остановиться и пропустить незрячего, чтобы спокойно перешел дорогу.
роль буфера . Трость смягчает удар, предупреждает от столкновения (касаясь стены, бордюра, забора, столба), человек защищает себя от столкновения.

роль генератора звука . Обследуя пространство, мы образуем и получаем тростью звук от удара по стене, дереву, столбу, асфальту, забору. Учимся слушать звук и определять свое местоположение в пространстве.

Вспомнил приемы работы тростью на разных маршрутах при ориентировке в окружающем пространстве.

7) Сейчас знания применим на практике. Я тебе даю карточку с заданием, ты её внимательно прочитай, вспомни путь движения. Мысленно его изучи, представь себе, проговори про себя.

Если готов, возьми свою трость и приступи к выполнению задания. Отправной точкой для тебя буде кабинет ориентировки, в который ты должны вернуться. Начали.

Все ли приемы работы тростью ты использовал на своем пути?

Подведение итогов занятия.

Положи кисть руки на парту. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

- Большой –что мы делали на занятии?

- Указательный – для меня было интересным

- Средний – мне было легко

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец – что у меня не получилось…

Сегодня, Саша, ты полностью справился с заданиями, с желанием занимался, чувствую немного устал, но это хорошая усталость.

Для тебя такое домашнее задание, попробуй различать звуки от трости на территории школы и на следующем занятии мне расскажешь о результатах своего исследования.
Занятие закончено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Системный подход к обучению пространственной ориентировке учащихся начальных классов с ДЦП и нарушением интеллекта

В презентации отражается системный подход к обучению пространственной ориентировке учащихся начальных классов с ДЦП и нарушением интеллекта. žОвладение способностью ориентироваться и использоват.


Коррекционное занятие в 1 классе для детей с ЗПР: Формирование навыков пространственной ориентировки.

Тема занятия: Формирование навыков пространственной ориентировки. Задача занятия – формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости.Цели з.


Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки

Коррекция недостатков сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений направленных на развитие зрительного, тактильного восприятия,моторики мелких мышц рукиКоррекция недостатков .


Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Тактильные ощущения слепых, роль тактильных ощущений в пространственной ориентировке"

Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Тактильные ощущения слепых, роль тактильных ощущений в пространственной ориентировке" представлена в форме буклета, в которой рассматриваются .


Семинар нейропсихологов по пространственной ориентировке 8 ноября

Семинар нейропсихологов 8 ноября.

Школа будущего первоклассника. Занятие 13. Буква К. Пространственная ориентировка.

Конспект занятия в школе будущего первоклассника и печатные задания к нему.


Школа раннего развития. Занятие 13.Буква К. Пространственная ориентировка.

Школа раннего развития. Занятие 13. Буква К. Пространственная ориентировка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развитие видов внимания и мышления при выполнении упражнений с трафаретной линейкой.

-воспитывать у детей познавательную активность;

-воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.

Линейка трафарет с геометрическими фигурами, задание на листочках, тетради, образцы ковриков из геометрических фигур.

Цель урока: Формирование умений пространственной ориентировки на поверхности парты (по центру, верху, внизу, справа, слева), на картине.

Образовательные:

Учить ориентироваться на поверхности парты (по центру, верху, внизу, справа, слева);

Формировать умение находить и называть расположение предметов на картине ;

Учить выкладывать предметы в соответствии с инструкцией учителя .

Коррекционные:

Коррекция мелкой моторики пальцев рук;

Коррекция и развитие мышления: умения выделять признаки предмета, сравнивать предметы по выделенному признаку.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес к занятиям.

Оборудование:

- набор геометрических фигур,

- карточки с индивидуальными заданиями,

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний

Чтение учителем рассказа (сопровождение картинки на экране)

На далеком острове жил-был пират Джек. Однажды он нашел карту, на которой было показано, как найти клад. (КАРТА). Но чтобы добраться до клада, пирату нужно уметь пользоваться картой. А он никогда не учился в школе и не знает где право, а где лево, где верх, а где низ.

Джек пришел к нам сегодня на урок, чтобы научиться пользоваться картой. Поможем пирату?

Сегодня мы с вами и пиратом Джеком отправимся в путешествие и будем учиться определять положение предметов на карте (по центру, верху, внизу, справа, слева) .

4. Изложение новой темы:

Поднимите правую рук, левую руку, топните правой ногой, левой ногой. Возьмитесь правой рукой за правой ухо, закройте левой рукой левый глаз.

У каждого из вас на столе набор фигур. Давайте треугольники положим к верху парты, а квадраты к низу парты. Круги к левой стороне, прямоугольники к правой. А конвертик положим посередине.

Молодцы! А теперь, посмотрите, на картине изображено то, что нам понадобиться в походе. Что нарисовано вверху, внизу, справ, слева, по центру?

Физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Ну вот мы и отправляемся в путь, а какой кораблик мы с вами выберем? В какую сторону лежит наш путь? Давайте посмотрим карту. Правильно налево. Давайте раскрасим те корабли, которые плывут налево.

Молодцы. Проложим путь дальше. Куда должен поплыть наш корабль? правильно наверх. Ребята, посмотрите справа чудесный остров. Посмотрим, кто на нем живет?

Работа с карточками

Продолжаем наш путь. Куда поплывет корабль? Правильно, направо. И вот еще один остров на нашем пути. Это остров улиток. Чтобы продолжить путь мы должны им помочь. Раскрасим улиток, ползущих влево в красный цвет, ползущих в право в синий.

Вот и еще одно испытание позади. Ребята, куда теперь держим путь? правильно, вниз. А вот и наш сундук с сокровищами. Что же там спрятано? А спрятаны там ваши оценки за урок! Чтобы открыть сундук, мы с вами должны вспомнить, чему мы научились сегодня во время нашего путешествия?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Читайте также: