Прокофьев литература путешествий 16 17 века конспект
Обновлено: 06.07.2024
Несмотря на то, что произведения этого жанра принадлежали некогда к числу весьма распространенных, а часть из них ныне составляют законную гордость нашей древней письменности как памятники литературы мирового значения, этот вид древнерусской литературы остается мало известным советскому читателю.
Хожения как очерковый жанр древнерусской литературы несли в себе политические, нравственные и художественные идеи своего времени, в основе которых лежало типично средневековое мировоззрение. Известно, что в условиях средневековья, как неоднократно подчеркивали классики марксизма-ленинизма, идеологическая борьба принимала обычно религиозную форму, и наоборот, различные религиозные позиции обусловливались социальными, классовыми позициями. В связи с этим Ф. Энгельс утверждал, что в ту эпоху «. интересы, нужды и требования отдельных классов
1. См.: Карамзин Н. М. История государства Российского, т. II, примеч. 152.
Великие произведения всегда художественно мудры. Нам представляется, что хожения игумена Даниила и купца Афанасия Никитина принадлежат к числу великих, уникальных произведений нашей отечественной литературы по своей глубокой человечности, искренности и простоте повествования. Иногда полезно прочитывать произведения различных веков в сравнительном сопоставлении, чтобы понять и своеобразие и художественную силу этих произведений.
у самого подножия ее, за тем голым побережьем, что белеет вдали, вправо. Ясно виден и обманчиво близок кажется северный залип. Но синеет он тускло, свинцово.
А вот как говорится об этом же море в хожении Даниила: «А от Иерихона до Иордана 5 верст великих, все поровну, в песце, путь тяжек велми: ту бо мнози человецы задыхаются от зною и умирают от жажды водныя. Ту бо есть море Содомское близ пути того, исходит же дух знойный и смердящ из моря того, яко из пещи горящия, и пополяет землю ту зноем тем смертным.
Море же Содомское мертво есть, и не имать ничто же в себе животна: ни рыбы, ни раки, ни скалии; но аще быстрина иорданская внесет рыбу в море, то не может жива быти ни мала часа,
ио вскоре погибает. Исходит бо изо дна моря смола черна, и плавает та смола многа; а смрад же исходит из моря того несказань.
Бунин и Даниил видели одни и те же места, видели их в различные исторические эпохи, отдаленные одна от другой восемью столетиями. Многое за эти века изменилось в общественной жизни, культуре, технике и даже в самой природе. Даниил писал, что в зарослях на побережье Иордана, на Хевроне и в окрестностях Вассана водятся львы и леопарды. Не только Бунин не мог видеть в Палестине этих зверей, но и все после Даниила писатели-паломники не оставили подобных свидетельств.
Менее всего изменился за это время пейзаж в окрестностях Мертвого моря, которое Даниил называет морем Содомским. Пейзаж этот производил в общем-то близкое впечатление на обоих путешественников. Но описали они его каждый по-своему и каждый — с неподдельным художественным мастерством.
Разумеется, Бунин ближе современному читателю по языку и стилю, но Даниил не уступает Бунину в мастерстве.
Хотя Даниил был во власти религиозно-символического мировоззрения эпохи и верил в реальность библейской истории о происхождении Мертвого моря, однако в описании увиденного он, преодолевая мировоззренческую ограниченность своего времени, стремился опираться на опыт, стремился к четкости и объективной ясности: описания у Даниила просты и весомы, они материализованы, объективны и лапидарны.
Бунин, как и Даниил, опирается на практический опыт восприятия окружающего мира. Но для Бунина это естественно — он писатель другого времени, другой, реалистической школы. Его опыт впитал в себя современное писателю научное и художественное познание. Библейские сказания Бунин воспринимает как поэтические сказки и легенды.
который позволял глубже постигать эстетическую сущность жизни. Субъективное и объективное восприятие мира слиты у него воедино. Это нашло свое выражение в богатстве эпитетов, передающих оттенки зрительных, слуховых и осязательных впечатлений.
Хожения как литературный жанр отличались определенным предметом повествования, структурой, некоторым языковым своеобразием и особым типом повествователя-путешественника.
При всей скромности древнерусского писателя его образ хорошо прочитывается в произведениях. И первое, что нужно отметить,— он во многом воплощает в себе народные качества. Это не созерцатель, стремящийся к одиночеству, отгораживающийся от внешнего мира. Это и не проповедник-моралист, призывающий к аскетическому воздержанию от житейских соблазнов. Писатель-путешественник — личность волевая, беспокойная. Он руководствуется в жизни широко распространенной в Древней Руси притчей о ленивом рабе, которую не раз цитируют авторы хожений с доброй руки основателя этого жанра игумена Даниила. Он убежден также, что не достойно предавать забвению все поучительное, что он увидел в чужих странах. Ему, русскому человеку, чуждо пренебрежительное и высокомерное отношение к другим народам, их верованиям, обычаям, нравам и культуре. Обладая чувством собственного достоинства, он с уважением пишет о чужеземцах. Он придерживается того исконно русского жизненного правила, которое было сформулировано еще Феодосием Печерским в XI веке: «Аще ли видеши нага, или голодна, или зимою или бедою одержима, еще ли будет жидовин, или срацин, или болгарин,
Однако такая терпимость не означала, что русские писатели-путешественники были безразличны к религиозным верованиям, которые, как уже говорилось, в средние века являлись формой выражения национальных, философско-идеологических и государственных интересов. Повествователи в хожениях — это яркие представители своего времени, своего народа, выразители его идеологических и эстетических представлений и идеалов.
С развитием исторической жизни менялся и русский путешественник-повествователь. В Киевской Руси и в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига типичным путешественником был паломник по местам христианских достопримечательностей Ближнего Востока. Разумеется, в эту историческую эпоху были торговые и дипломатические путешествия в различные страны, но они не нашли явного отражения в литературе.
В период объединения Северо-Восточной Руси, в эпоху Куликовской битвы наряду с паломниками по восточно-христианским странам появляется новый тип путешественника, более предприимчивого, пытливого,— это посол по государственно-церковным делам и гость торговый. В эту эпоху появляются путевые записки о Западной Европе, мусульманском Востоке и далекой Индии. Путешественник удивляется иноземным диковинкам, восторженно и деловито пишет о необычных для русского человека явлениях экономики, торговли, культуры, быта, природы, примеряет, что из иноземного годно и что не годно для русской жизни. Но страницы рукописей говорят, что никакие соблазны и новшества, увиденные в других странах, даже в малой степени во все времена не притупляли у русских путешественников чувства привязанности и любви к родному краю.
В XVI—XVIII веках появляется путешественник — землепроходец, открывающий новые пути и необжитые земли на северных и восточных границах Руси. Землепроходцы несколько напоминают облик Афанасия Никитина. Не ради наживы или славы шли они в неведомые края и страны. Народные пытливость, удаль, свободолюбие заставляли их пускаться в рискованные путешествия. И понятно, что землепроходцами были главным образом выходцы из социальных низов, особенно из среды беспокойного казачества.
Официальная церковь еще в XII веке стала преследовать
(1)Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского.— Труды отдела древнерусской литературы, т. V. М.— Л., 1947, с. 172.
не наблюдаемой жизни, о которой рассказывается с большей увлеченностью и убедительностью, более ярко и с большей глубиной познаний.
Повествование в хожениях ведется от первого лица. Такая манера изложения вытекает из природы жанра. Монологическая речь повествователя лежит в основе построения хожений: очерковые зарисовки в хожениях объединены между собою не только логикой самого путешествия, но и единым монологическим повествованием, плавным и неторопливым, эпически величавым.
В одних вступлениях, кратких, указывается имя путешественника (но много хожений безымянных), иногда его сословная
принадлежность и сообщается, куда и зачем он путешествовал (хожения гостя Василия, Варсонофия, Афанасия Никитина).
Конечно, временной и пространственный принципы взаимосвязаны и поэтому в чистом виде не встречаются. Однако преимущественное предпочтение того или иного принципа и естественная логическая и литературная обусловленность их выбора писателями довольно отчетливо прослеживаются в различных хожениях. Разумеется, Стефану Новгородцу удобнее строить свое повествование о Константинополе, его святынях и памятниках культуры и искусства на основе их топографического расположения в городе, центром . которого все русские путешественники считали церковь
святой Софии. Для пего неважна была временная последовательность осмотра.
Однако легенды нередко несли идеи, вступавшие в противоречие с идеями официального церковного православия. Они порождались народными представлениями и включали апокрифические, еретические, а иногда и языческие мотивы. Вокруг этих легенд развертывалась идеологическая борьба. Образцы таких легенд мы встречаем во многих паломнических хожениях. Особенно много апокрифических легендарных мотивов у Даниила и языческих у Анонима. И в этом сказалась связь авторов этих хожений с народом. Однако не только христианские легенды, но легенды вообще уже отсутствуют в хожениях Афанасия Никитина, Неизвестного Суздальца и у гостя Василия в первой части его хожения, до описания Палестины
Задачи жанра потребовали от древнерусских писателей-путешественников разработать и систему стилистических приемов описаний увиденного. Эта система несложна, нередко она нарушалась в частностях, но в основных своих принципах соблюда-
1. Весел о в с к и й А. Н. К вопросу об образовании местных легенд в Палестине.— Журн. М-ва нар. просвещения, 1885, кн. 5, с. 172.
лась. Как правило, описания строились на нескольких основных приемах, используемых в различных сочетаниях и с предпочтением одного из них.
Как видим, описание строится на определенной последовательности: царев двор, на дворе — узорочье, в узорочье — столп, на столпе — четыре малых столпца, на малых столпцах — камень, на камени — псы крылаты, орлы, бараны и т. п.
Приемы эти просты, лапидарны и традиционны. В живописи, например, им соответствуют художественные принципы древнерусского иконописного изображения.
Язык хожений в основе своей народный, разговорный. По своему синтаксическому строю и лексическому составу лучшие произведения этого жанра (хожения Даниила, Анонима, Стефана Новгородца, Игнатия, Афанасия Никитина и др.) были доступны
Однако рассказывая о некоторых предметах и событиях, особо их волнующих, писатели-путешественники отступали от принципа простоты, прибегали к высокому стилю — к усложненному синтаксису, ритмическому строю речи, к аллитерациям.
Характерная особенность языка хожений — присутствие иноязычной лексики и фразеологии. Паломники нередко прибегали к грецизмам, Афанасий Никитин вводил в русский текст лексическую смесь из тюркских, арабских, персидского и хинди языков, Неизвестный Суздалец пользовался немецкой и итальянской
лексикой. Причины этого, по-видимому, в том, что, во-первых, не всегда находились в русском языке соответствующие словарные обозначения, а во-вторых, вполне возможно, иноязычные слова вводились с художественной целью — для передачи местного колорита. Но иногда, как это было у Афанасия Никитина, длительное пребывание в атмосфере чужого языка делало привычной чужую, иноземную лексику, которая невольно входила в состав авторской речи.
И наконец, в паломнических хожениях присутствует церковнославянская лексика. Она обычно применялась в передаче библейских, апокрифических и христианско-легендарных сказаний. Однако следует заметить, что церковнославянская лексика занимает в хожениях скромное место: даже в пересказе библейских эпизодов авторы нередко прибегали к живому разговорному языку, хотя и пересыпанному церковнославянизмами. Писатели, как правило, сокращали библейские тексты и при сокращении изменяли церковнославянскую фразеологию.
В истории жанра древнерусских записок о путешествиях три произведения занимают особое место. Это поистине новаторские произведения. К ним относятся хожения игумена Даниила, Игнатии Смольнянина и Афанасия Никитина.
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.
/Сост., подгот. текстов, коммент. Н. И. Прокофьева, Л. И. Алехиной; Вступ. ст. Н. И. Прокофьева.
— М.: Сов. Россия, 1988.— 528с.: ил.
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
Литература путешествий XVI — XVII веков
Все указанные жанровые разновидности занимали немалое место в историко-литературном процессе русского средневековья.
Каждая разновидность путевых записок имела свои особенности по объекту изображения, структуре и типу повествователя.
Записки русских путешественников XVI–XVII вв. : [сборник] / [сост., подгот. текстов, коммент. Н. И. Прокофьева, Л. И. Алехиной ; вступ. статья Н. И. Прокофьева ; худож. Б. А. Диодоров]. — М. : Сов. Россия, 1988. — 528 с. : ил. — (Сокровища древнерусской литературы).
Сборник составляют путевые очерки — записки русских людей, совершавших в XVI–XVII вв. путешествия в различные страны Запада и Востока (Швецию, Англию, Францию, Грузию, Турцию, Египет, Персию, Палестину, Монголию, Китай и др.), — это традиционные паломнические и светские "хожения", "статейные списки" послов, а также "отписки" и "скаски" русских землепроходцев (Е. Хабарова, С. Дежнева, А. Булыгина, В. Атласова, П. Бекетова), исследовавших неведомые северо-восточные и дальневосточные земли.
Публикуемые записки путешественников содержат богатейшие сведения об истории Русского государства, о его экономической, политической и культурной жизни. В то же время они являются ценнейшими литературными памятниками.
"Конечно, нравственно-эмоциональное впечатление возникает у подготовленного читателя, — пишет во вступительной статье доктор филологических наук Н. И. Прокофьев. — Ныне чтение путевых записок XVI–XVII вв. потребует у читателя преодоления языкового барьера. Несмотря на известные трудности в чтении, многие страницы путевых записок представят немалый познавательный и художественный интерес. В их кажущейся наивности содержится житейская мудрость, а в лаконизме ценная простота стиля, свойственные древнерусскому искусству".
В конце издания помещены обширный комментарий к запискам путешественников и словарь древнерусских и иноязычных слов.
Литература путешествий XVI—XVII веков. 7
Паломнические и светские хожения. 23
Хожение Трифона Коробейникова в Царьград. 25
Хожение купца Трифона Коробейникова по святым местам Востока. 35
Хожение Василия Гагары в Иерусалим и Египет. 70
Проскинитарий Арсения Суханова. 90
О Занове Угорском. 135
Записки купца Федота Котова о путешествии в Персию. 137
Записки неизвестной особы о путешествии по Германии, Голландии и Италии. 165
Статейные списки. 187
Посольство Ивана Новосильцева в Турцию. 189
Посольство Федора Писемского в Англию. 222
Посольство Федота Елчина в Грузию. 272
Посольство Петра Потемкина во Францию. 292
Путевые записки Ивана Петлина о Монголии и Китае. 335
Посольство Федора Байкова в Китай. 344
Отписки и скаски землепроходцев. 361
Отписка Петра Бекетова о походе в Забайкалье. 363
Отписка Ерофея Хабарова о походе в Даурию. 374
Отписки Семена Дежнева о походе на Анадырь. 395
Отписка Андрея Булыгина о походе на побережье Охотского моря. 413
Скаски Владимира Атласова о путешествии на Камчатку. 417
Комментарий. 431
СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ. 436
Паломнические и светские хожения. 437
Хожение Трифона Коробейникова в Царьград. 437
Хожение купца Трифона Коробейникова по святым местам Востока. 441
Хожение Василия Гагары в Иерусалим и Египет. 447
Проскинитарий Арсения Суханова. 452
О Занове Угорском. 458
Записки купца Федота Котова о путешествии в Персию. 459
Записки неизвестной особы о путешествии по Германии, Голландии и Италии. 465
Статейные списки. 471
Посольство Ивана Новосильцева в Турцию. 471
Посольство Федора Писемского в Англию. 477
Посольство Федота Елчина в Грузию. 482
Посольство Петра Потемкина во Францию. 485
Путевые записки Ивана Петлина о Монголии и Китае. 488
Посольство Федора Байкова в Китай. 492
Отписки и скаски землепроходцев. 498
Отписка Петра Бекетова о походе в Забайкалье. 498
Отписка Ерофея Хабарова о походе в Даурию. 500
Отписки Семена Дежнева о доходе на Анадырь. 503
Отписка Андрея Булыгина о походе на побережье Охотского моря. 507
Скаски Владимира Атласова о путешествии на Камчатку. 508
Краткий словарь древнерусских и иноязычных слов. 512
Список иллюстраций. 527
Содержание. 529
Домашний быт русских царей в XVI и XVII вв. ) (1992, Волховской М.)
Предлагаемая книга составлена по произведениям известных русских историков И.Е.Забелина, В.О.Ключевского, Е.П.Карповича. Современному читателю будет интересно окунуться в атмосферу далекого прошлого, узнать о домашнем быте русских царей и цариц, познакомиться с описанием Кремлевских дворцов и их великолепным убранством. Здесь же и рассказ .
Год издания: 1992
Автор: Волховской М.(сост.)
Издательство: Панорама
Жанр: история ISBN: 5-85220-174-X
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 100
Анализ архивных источников по истории Украины XVI XVII вв. (1984, Ковальский Н.П.)
В данном пособии рассматриваются источники по истории Украины второй половины XVI — середины XVII вв., обнаруженные авторами в архивах и отделах рукописей библиотек и музеев Варшавы, Кракова и Вроцлава (ПНР). Большое внимание уделено вопросам репрезентативности этого комплекса источников, его соотношения с материалами, содержащимися в арх .
Год издания: 1984
Автор: Ковальский Н.П., Мыцык Ю.А.
Жанр или тематика: учебное пособие, источниковедение, историография, история
Издательство: ДГУ (Днепропетровск)
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 87
Mediaevalia. Английское католическое сообщество XVI-XVII вв. Виконты Монтегю (2017, Серегина А.Ю.)
Монография представляет собой первый в мировой историографии труд, исследующий механизмы, делавшие возможным сосуществование религиозного меньшинства - английских католиков - с протестантским большинством в Англии второй половины XVI - начала XVII в. Католическое сообщество рассматривается в его взаимосвязях с английским социумом на разны .
Источниковедение истории Украины XVI - первой половины XVII вв. Ч.1-4 (1977, Ковальский Н.П.)
Настоящая книга по источниковедению истории Украины феодального периода (XVI — первой половины XVII в.) представляет собой третью часть изданного в 1977 году пособия под аналогичным общим названием. Автором произведен обзор и сделана краткая характеристика основных и наиболее значительных иностранных публикаций источников (преимущественно .
Год издания: 1977-1979
Автор: Ковальский Н.П.
Жанр или тематика: монография, история
Издательство:
Днепропетровск: ДГУ
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 100+118+100+114
Арабы. История. XVI XXI вв. (2019, Юджин Роган)
Международный бестселлер, история арабского мира, названная Financial Times, The Economist и Atlantic лучшей книгой года. Эта знаковая книга рассказывает историю арабского мира от Северной Африки до Аравийского полуострова, исследуя все аспекты современной арабской истории. Начиная с османских завоеваний шестнадцатого века, Роган исследуе .
Законодательные акты Великого княжества Литовского XV-XVI вв. ) (1936, Яковкин И.И.)
Настоящее издание представляет собой сборник документов и извлечений из законодательных памятников, характеризующих феодальный строй Великого княжества Литовского в XV — XVI вв. Сборник предназначен как пособие, рассчитанное на студентов историков и юристов, аспирантов и преподавателей истории.
Год издания: 1936
Автор: Яковкин И.И. (сост.)
Жанр или тематика: сборник, история
Издательство:
Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 168
Mediaevalia. Социальная история Англии ХIV-XVII вв. (2017, Мосолкина Т.В.)
Исходя из нового понимания социальной истории, включающего в себя весь спектр жизни общества - от экономических отношений до различных форм повседневности, в книге представлена картина внутренней общественно-политической, материальной и интеллектуальной динамики Англии за несколько столетий - начиная с XIV и заканчивая XVII в. Опираясь на .
Международные связи России в XVII XVIII вв. (1966)
Год: 1966 Отв. редактор: Бескровный Л.Г.
Издательство: М.: Наука
Жанр: история, дипломатия
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 507
Кожевенно-сапожное ремесло Великого Новгорода X-XVII вв. . Том 1 (2012, Осипов Д.О.)
Как показывает практика, исследование истории кожевенно-сапожного ремесла дает возможность получать информацию, способствующую решению целого ряда вопросов, далеко выходящих за рамки проблем связанных с городским ремеслом (Осипов, 2003. С. 17). Полученная информация имеет ряд своеобразных черт и признаков, делающих ее ценным (а в некоторы .
Год издания: 2012
Автор: Осипов Д.О.
Жанр или тематика: диссертация, археология, история
Издательство: М.: МГУ
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 395
Братства живые родники. Книга в Молдавии XVII - начала XIX вв. (1986, Кирияк В.С.)
В работе описаны основные этапы развития книги и печатного дела в Молдавии в XVII — начале XIX вв., показаны жизнь и труд на ниве просвещения народа посредством книги деятелей культуры Молдавии — Цамблака, Кримки, Варлаама, Досифея и др., уделено внимание книжным взаимосвязям и взаимодействиям — живым родникам братства народов Молдавии, Р .
Год издания: 1986
Автор: Кирияк В.С.
Жанр или тематика: монография, история, культурология, книговедение
Издательство: Картя Молдовеняскэ (Кишинев)
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 130
Военная история человечества. Пираты. Буканьеры, флибустьеры, приватиры XVII-XIX вв. (2008, Энгус Констам)
Пиратство было известно очень давно: пираты брали в плен Юлия Цезаря, а Помпей Великий боролся с ними по всему Средиземному морю. В период Средневековья и Возрождения пираты были грозой торгового судоходства на территории, простиравшейся от Балтики до Средиземного моря, но расцвет пиратства пришелся на регион Карибского моря и прибрежных .
Alba Ruscia: Белорусские земли на перекрестке культур и цивилизаций. X-XVI вв. ) (2015, Мартынюк А.)
В коллективном научном издании представлены работы современных белорусских исследователей, посвященные истории Восточной Европы в Средние века и раннее Новое время. Очерки объединены общими принципами, главный из которых - показать тесную взаимосвязь истории Беларуси с историей соседних стран и народов в общем контексте истории европейско .
Английское католическое сообщество в XVI - первой половине XVII века в современной британской историографии (2012, Ерохин В.Н.)
В монографии представлена характеристика изучения истории английского католического сообщества в постреформационный период в XVI — первой половине XVII вв. в современной британской историографии. Рассмотрены положение в церкви Англии накануне Реформации и деятельность английских католиков во второй половине XVI в. и в первые десятилетия X .
Год издания: 2012
Автор: Ерохин В.Н.
Жанр или тематика: Монография, история
Издательство:
Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та ISBN: 978–5–89988–895–3
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Количество страниц: 195
Законодательные акты Русского государства второй половины XVI первой половины XVII века. В 2-х частях ) (1986, Носов Н.Е.)
Сборник включает законодательные памятники Русского централизованного государства второй половины XVI – первой половины XVII в. и является очередным томом фундаментального издания памятников русского законодательства X – XVII вв., нашедшего свою реализацию в академических публикациях Правды Русской и Судебников XV – XVI вв. Сканирование и .
Год издания: 1986-1987
Автор: Носов Н.Е. (отв. ред.)
Жанр или тематика: Сборник документов, история
Издательство: Наука. Ленинградское отделение
Серия: Законодательные памятники Русского централизованного государства XV – XVII веков
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Источники по истории Украины XVI - первой половины XVII в. в Литовской метрике и фондах Приказов ЦГАДА (1979, Ковальский Н.П.)
Настоящая книга является пятой частью исследования по источниковедению истории Украины XVI — первой половины XVII в. Как и в предыдущей (четвертой) части этого источниковедческого труда, объектом изучения послужили неопубликованные источники из отечественных архивохранилищ. В книге произведен обзор и систематизация документальных источник .
Год издания: 1979
Автор: Ковальский Н.П.
Жанр или тематика: учебное пособие, история, источниковедение
Издательство: ДГУ (Днепропетровск)
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 76
Читайте также: