Производство и окружающая среда технология 10 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

? Попробуйте на основе этого эпиграфа догадаться, о чем пойдет речь на уроке?

! Прочитайте цель урока: развитие экологической культуры и самосознания.

? Что вы понимаете под экологической культурой и самосознанием.

! Запишите определение ( Сл.4 ) Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем.

Многое из этого – лишь предположение исследователей, экологов,… но всё это лишь предположение. Никто не знает, какое развитие предложит нам сама планета.

? Как вы считаете, будущее Земли зависит от экологии,… а от каждого из нас?

? Многие ли из вас смогут отказаться от достижений технического прогресса ( Сл.7 ): сотовой связи, компьютерной техники, модного авто (опасность – бензин)?

! Но если владеть информацией ( Сл.8 ), можно помочь, попытаться спасти то, что еще не разрушено, оказать экологии помощь.

! Природа бунтует: катаклизмы, цунами, землетрясения, наводнения – о чем только мы не слышим практически каждый день…

? Как вы думаете, так ли важно, сохранять виды и подвиды животных и растений, занесенных в Красную книгу, ну и что от того, что вымрет какой-то жучок в Центральной Африке, что произойдет, мы-то ведь живём?

! Каждый элемент в природе играет какую-то роль, важную роль, даже какой-либо вид микробов ( Сл.9 ). Это как кирпичики, из которых построено целое здание: не стало одного кирпичика – ничего, стоит; от того, что пропал этот кирпичик, стал страдать другой ( Сл.10 ) (первый вид был, например, питанием второго и т.д.).

Глобальные проблемы экологии (Сл.11):

? А почему они называются глобальными?

! Потому что касаются всего человечества, затрагивая интересы всех стран, народов, слоев общества, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, могут угрожать существованию человечества. Могут быть решены лишь при сотрудничестве в планетарном масштабе.

Человек своей деятельностью безвозвратно изменяет естественный режим водных объектов отходами и сбросами. Воды на Земле много, пресной воды – всего 3%, остальные 97% – вода морей и океанов. Три четверти пресной воды живым организмам не доступны, так как это вода ледников. Ледниковая вода – это запас пресной воды.

В океанах сосредоточена почти вся масса воды. Суша возвращает океану воду. До развития человеческой цивилизации цикл воды на планете был равновесным. Океан от рек получал такое количество воды, которое расходовал при ее испарении. При неизменном климате реки не мелели, уровень воды в озерах не снижался . С развитием человеческой цивилизации этот цикл нарушился. Загрязнение океанов привело к уменьшению количества воды, которая испаряется с океанов. Обмелели реки в южных районах. Все это привело к ухудшению водоснабжения биосферы. Частым явлением становятся засухи, различные экологические бедствия.

Неисчерпаемый ранее ресурс – пресная вода – в настоящее время становится исчерпаемым. Во многих районах мира не хватает воды для питья, орошения, промышленного производства. Эта проблема очень серьезная, так как загрязнение воды окажет влияние на будущие поколения. Следовательно, эта проблема требует скорейшего решения.

Все мы с детства знаем, что чистый воздух нам жизненно необходим. Но состояние современной атмосферы, в особенности в больших городах, оставляет желать намного лучшего. Выбросы газов больших предприятий то и дело способствуют распространению абсолютно непригодного для здорового образа жизни воздуха, которым дышим мы и наши дети. Спасти плачевное состояние атмосферы могут лишь зеленные насаждения, но их не все заинтересованы создавать, так как они отбирают драгоценное место, которое может принести прибыли побольше.

Кроме насаждения разнообразных зеленых растений и деревьев, необходимо еще и контролировать деятельность всех химических заводов. Только строгий контроль и установленный предел выброса в атмосферу вредных газовых отходов сможет предотвратить глобальное загрязнение воздуха и резкое снижение уровня кислорода в этом воздухе.
Многие считают, что проблема экологии не касается их прямым путем. Но многочисленные болезни и патологии у только что родившихся детей каждый день доказывают только обратное.

Ещё в начале позапрошлого столетия Жозеф Фурье выдвинул предположение, что земная атмосфера, подобно стеклу, пропускает энергию солнца внутрь и не позволяет ей вернуться обратно, что становится возможным благодаря водяному пару и углекислому газу. Возникает так называемый парниковый эффект, результатом которого является общее повышение температуры на планете.

В двадцатом веке, в результате роста численности населения земли и технического прогресса, возросло использование энергоносителей, в частности разного рода углеводородов, продуктами, использования которых являются углекислый газ, метан и др. Количество ежегодно добытых полезных ископаемых неуклонно растёт, а вместе с этим растёт и количество выбрасываемых в атмосферу парниковых газов.

Решение проблемы – снижение количества выбросов углекислого газа и паров в атмосферу.

Мы не представляем свою жизнь без холодильников, электронагревательных приборов (чайников, микроволновых печей), стиральных и посудомоечных машин, компьютеров, а летом – без кондиционеров. Сейчас у энергетиков уже вместо одного сезонного пика потребления энергии, как это было лет 20 назад, – два: зимой и летом. = Экологически небезопасные способы добывания электроэнергии на атомных электростанциях – выбросы, угрозы взрывов.

93% времени мы проводим в замкнутом пространстве, 5% в переполненном и душном транспорте и только 2% (вдумайтесь!) – на улице (причём, не всегда на свежем воздухе). Да и то, часть городских жителей достигают этих жалких процентов только в отпускной период. Вот поэтому-то и необыкновенно важно, чтобы помещения, где мы проводим практически всю жизнь, были экологически безопасными.

Ещё один хорошо известный бытовой аллерген – газ от конфорок.
За 1,5 часа горения 2 конфорок концентрация углеводородов в воздухе в 5 раз превышает предельно допустимую (для промпредприятий!). Хозяйка, приготавливая обед, рискует, как и рабочий на химпредприятии.

Самый элементарный способ улучшить экологическое состояние жилища – проветривание помещений. Желательно это делать ранним утром.

Улучшить экологическую обстановку в доме можно с помощью некоторых ухищрений:
- поменять газовую плиту на электрическую;
- отрегулировать горелки;
- установить конфорки с высокими рёбрами;
- установить вытяжку;
- не злоупотреблять синтетическими материалами.
- флаконы и коробки с бытовой химией герметично закрывать и держать в нежилых зонах.
- учесть, что многие виды растений – естественные воздухоочистители.

Призыв: давайте вместе сбережём наш дом (Сл.17)!

Домашнее задание: Написать эссе (мини-сочинение-размышление) на заданную тему (тема индивидуальная – эпиграф).


Сегодня чрезвычайно актуальным становится обеспечение максимально возможной защиты окружающей среды от промышленных объектов, которые, потребляя огромное количество природных ресурсов, являются мощными источниками загрязнения.

Влияние на природу

Говорить об эффективной защите природной среды в процессе промышленного производства можно при условии определения взаимосвязи между ними. Деятельность человека в XXI веке явилась определяющим фактором воздействия на природу не только в позитивном, но и в негативном плане. Поэтому защита природы стала носить сегодня глобальный, а не формальный, как в недавнем прошлом, характер. В условиях рыночной экономики предприниматели не заинтересованы в увеличении затрат на защиту окружающей среды, которые, естественно, ведут к повышению стоимости продукции, а значит – к снижению прибыли. Влияние на природу с каждым годом становится более масштабным и к настоящему времени в отдельных районах мира привело к экологическому кризису. Впервые серьезный экологический кризис наблюдался в 1960‑70‑е годы. Уже тогда члены Римского клуба предупреждали человечество о грозящей экологической катастрофе, однако их слова услышаны не были. А экологический кризис тем временем уже начинал углубляться, о чем свидетельствовало заметное снижение самоочищения биосферы, которая уже не могла справляться с отходами, выбрасываемыми в нее предприятиями и людьми.

Главным направлением защиты природной среды сегодня является максимально возможное поддержание экологического равновесия и обеспечение естественных взаимосвязей экосистемы. Наиболее актуальными проблемами экологии в настоящее время являются следующие:

• глобальное загрязнение окружающей природной среды;
• интенсивное сокращение природных ресурсов;
• рациональное использование всех видов ресурсов;
• разумная достаточность производства и потребления;
• экологическое воспитание людей;
• утилизация отходов промышленности и людей;
• обеспечение нормальной жизнедеятельности и здоровья человека.

Взаимосвязь с производством

Первое направление. Полное прекращение промышленного производства.

Второе направление. Развитие и функционирование промышленных предприятий при игнорировании состояния природной среды, то есть отрицание экологических проблем. Однако это неизбежно приводит к экологическому кризису.

Третье направление – оптимальное сочетание функционирования промышленных предприятий с поддержанием максимально возможной их экологической безопасности. Сокращение производства до разумной достаточности и его оптимизация с одновременной защитой окружающей природной среды.

Решение экологических проблем требует научного подхода, как бы ни отличалась современная экологическая обстановка в мире от ситуации с природой сто – сто пятьдесят лет назад.

Экологические противоречия

В процессе взаимодействия промышленных предприятий и природы сегодня существуют следующие экологические противоречия:

• между количеством предприятий и объемами загрязнений (жидких, твердых, газообразных и др. отходов и уровнем различных излучений) природной среды;
• между производственной мощностью предприятия и потребляемыми ресурсами;
• между количеством работающего на предприятиях персонала и количеством отходов;
• между уровнем экологического сознания работников предприятий и состоянием природной среды;
• между используемыми на предприятии технологическими процессами и уровнем различных физических излучений (электрического, магнитного, электромагнитного, теплового, виброшумового, радиационного и др.) в окружающую природную среду.

Плата за развитие

Особенностью сегодняшнего дня является формирование во многих странах мира общества потребления. Однако, в соответствии с законами сохранения вещества и их круговорота в природе, ничто ниоткуда не берется и ничто никуда не исчезает. Это значит, что если где‑то построено и функционирует общество потребления, то где‑то должно быть и общество производства. И это общество производства реально существует, например, в Китайской Народной Республике. Сегодня по темпам роста промышленного производства Китай опережает все страны мира, что, естественно, породило множество пока не решаемых экологических проблем. Поэтому рассмотрим влияние бурного развития промышленности и экологическое состояние окружающей природной среды на примере этой страны.

Процесс индустриализации в Китае развивается интенсивнее, чем в Японии и в Южной Корее, но развитие промышленности в КНР происходит при большой нехватке водных ресурсов. Экономические затраты, связанные с нехваткой воды, дополняются потерями, вызванными повышением уровня их загрязнения. На сегодняшний день в КНР загрязнено не менее 70 процентов водных ресурсов, при этом вода из пятидесяти двух рек, протекающих через городские поселения, не может быть использована даже для питья и орошения земель. Из-за низкого качества питьевой воды в результате загрязнения водных источников в Китае наблюдаются случаи заболевания тифом и распространение гепатита А.

Больших масштабов достигло в Китае и загрязнение атмосферы пылевидными частицами и газами. В отличие от экономически развитых стран Европы, в которых главным загрязнителем воздушного бассейна является автомобильный транспорт, в Китае основным источником вредных выбросов в атмосферу выступают тепловые электростанции, разнообразные промышленные и бытовые котельные, паровозы и т. п., сжигающие уголь.

Основной загрязнитель атмосферы при сжигании угля – диоксид углерода, по количеству которого Китай прочно занимает второе место в мире после США, кроме того, в воздушный бассейн выбрасываются недогоревшие углероды (угольная сажа), летучая зола и диоксид серы. Около 70 процентов вредных газовых выбросов в атмосферу приходится на долю промышленности. Среди 600 с лишним китайских городов менее 1 процента соответствуют государственному стандарту Китая по предельно-допустимому уровню загрязнения воздушного бассейна, что наносит значительный ущерб здоровью населения страны.

Из-за интенсивного сельскохозяйственного производства почвенная эрозия в КНР в настоящее время приобрела государственный характер. Особенно она велика в самых больших и густонаселенных районах. Почвенная эрозия не только уменьшает плодородие и снижает урожайность. В результате почвенной эрозии гораздо быстрее, чем обычно предусматривается в проектах, заиливаются искусственно сооружаемые водные резервуары, что сокращает возможность получения электроэнергии от гидроэлектростанций.

Еще одной из самых серьезных и давних экологических проблем современного Китая, связанной с отсутствием воды, является опустынивание территории. Несмотря на то что проблема опустынивания начала решаться правительством с 1950‑х годов, с каждым годом площади потерянных для сельскохозяйственного производства земель постоянно увеличивались. Наибольшие усилия по борьбе с песками были предприняты на протяжении последних двух десятилетий. В стране насчитывается 2,62 миллиона квадратных километров площади пустыни, что составляет 27 процентов от территории всей страны. В настоящее время в некоторых районах эта тенденция находится под контролем, однако процесс дальнейшего опустынивания идет достаточно быстрыми темпами.

За последние тридцать лет Китай активно вовлекался в международный процесс защиты окружающей среды. За это время лидеры КНР демонстрировали свою озабоченность негативным влиянием экономики Китая на мировые экологические процессы и ролью Китая в мировом сообществе. Руководители страны сегодня открыто признают, что принятые ранее меры остановить процесс деградации окружающей среды не дали ожидаемых результатов. Законы о чистоте окружающей среды практически не действуют, однако китайское руководство и ученые все же предпринимают действия по существенному сокращению экологически опасных выбросов.

Что делать

Правильное направление развития промышленности сегодня – это оптимальное сочетание промышленного производства и чистоты окружающей природной среды.

В целом, реальные пути решения экологических проблем связаны с исследованиями комплекса фундаментальных сдвигов, включающих и научно-технический прогресс, но не сводящихся к нему.

Развитие науки и техники дает лишь возможность решения экологических проблем, которая только при определенных условиях превращается в реальность.

Современный человек должен и обязан развивать гармоничные отношения с природной средой своего обитания, понимать все процессы развития естественной природы и разумно ими распоряжаться, способствуя обогащению, очеловечиванию, гармонизации природы.

Любому здравомыслящему человеку понятно, что дальнейший научно-технический прогресс необходим для улучшения жизни людей, но не каждый понимает, что вместе с прогрессом необходимо помнить об охране и защите природной среды, именно поэтому в основу всякого развития и функционирования, в том числе и промышленного, должны быть поставлены интересы природы, а не людей. Решение экологических проблем возможно только знающими, компетентными, предвидящими результат своих действий специалистами. Действительно, в любой экосистеме, созданной людьми, человек является ее активным элементом, а природа – пассивным элементом, именно поэтому вся ответственность в защите и охране окружающей природной среды лежит на человеке.

Любая деятельность человека должна осуществляться только при ее экологическом обеспечении на основе современных природоохранных и ресурсосберегающих технологий. Экологическое обеспечение предприятий заключается в одновременной реализации конструктивных, организационно-технических и эрготических мероприятий.

Конструктивные мероприятия закладываются в процессе проектирования и реализуются в процессе строительства. Поскольку данная группа мероприятий соответствует этапу проектирования и строительства объекта, то, учитывая их длительность, они часто устаревают к моменту начала эксплуатации объекта. Конструктивные мероприятия могут быть дополнены и откорректированы в процессе постройки, ремонта, модернизации и переоборудования объекта.

При проектировании объекта необходимо оснастить его системой очистки сточных вод; оборудовать емкостями для сбора опасных загрязнителей, системами контроля сбрасываемых в окружающую природную среду вод; предусмотреть охладители и очистители уходящих дымовых газов, а также устройства очистки и нейтрализации сбрасываемых в атмосферу промышленных газов; исключить расход ресурсов не по прямому назначению (утечки, проливы и т. п.); предотвратить утечки смазок, топлива из систем и оборудования.

Мероприятия по безопасности

Организационно-технические мероприятия по обеспечению экологической безопасности промышленных предприятий разрабатываются на этапе проектирования и корректируются при постройке. С учетом накопленного опыта эксплуатации предприятий организационно-технические мероприятия могут быть изменены и дополнены.

Данные мероприятия включают в себя:

• содержание оборудования и систем в процессе эксплуатации в исправном состоянии;
• организацию деятельности предприятия для исключения попадания вредных выбросов в окружающую природную среду;
• организацию контроля над состоянием систем очистки вредных выбросов и окружающей среды;
• обеспечение предприятий переносными средствами контроля над состоянием природной среды и сбора протечек загрязненных вод;
• обеспечение всех предприятий наглядной агитацией по охране окружающей природной среды.

Эрготические мероприятия по обеспечению экологической безопасности промышленных предприятий изложены в правилах, инструкциях, руководствах, наставлениях, директивах и т. п. и определяют действия каждого работника предприятия по снижению вредного воздействия участка, цеха и предприятия в целом на природную среду, а также первичные действия по локализации вредных аварийных выбросов в биосферу. Указанные мероприятия реализуются в процессе повседневной деятельности предприятий.

Эрготическими являются следующие мероприятия:

• правильное и четкое выполнение всех должностных обязанностей, в том числе и по охране окружающей природной среды;
• понимание ответственности всеми категориями руководителей и работников за загрязнение природной среды;
• специальная подготовка всего персонала промышленных комплексов в соответствии со своей должностью;
• экологическое воспитание руководителей и работников;
• подготовка обслуживающего персонала по борьбе с загрязнением окружающей природной среды.

К сожалению, используемые в настоящее время мероприятия по экологическому обеспечению являются пассивными, а для максимальной экологической безопасности предприятий необходимо использовать активные природоохранные мероприятия, например широкое внедрение и использование ресурсосберегающих и безотходных технологий.

Практическая реализация представленных мероприятий дело нелегкое и требует определенного времени с привлечением научного потенциала, но откладывать их практическую реализацию на будущее уже нельзя.

Промышленное производство и окружающая природная среда – две противоположные неразрывные составляющие развития современной человеческой цивилизации. Сегодня на нашей планете проживает более 7 миллиардов человек, и каждый, естественно, хочет жить лучше и безопаснее. Очевидно, что единственным путем дальнейшего существования человека в настоящем и будущем является жизнедеятельность в полной гармонии с окружающим миром, что предполагает развитие и функционирование промышленного производства с учетом интересов природы.

Дальнейшее развитие современной цивилизации на основе использования достижений научно-технического прогресса немыслимо без экологического обеспечения, то есть без бережного и рационального отношения к окружающей природной среде.

Оценить 1661 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №1
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №2
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №3
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №4
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №5
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №6
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №7
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №8
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №9
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №10
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №11
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №12
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №13
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №14
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №15
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №16
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №17
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №18
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №19
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №20
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №21
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №22
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №23
Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №24

 Производство и окружающая среда

Слайд 1

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №2

Слайд 2

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №3

Слайд 3

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №4

Слайд 4

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №5

Слайд 5

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №6

Слайд 6

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №7

Слайд 7

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №8

Слайд 8

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №9

Слайд 9

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №10

Слайд 10

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №11

Слайд 11

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №12

Слайд 12

 Переработка промышленных токсичных отходов в Санкт-Петербурге

Слайд 13

Переработка промышленных токсичных отходов в Санкт-Петербурге

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №14

Слайд 14

 Вопрос: Какой вред экологии наносит или способен нанести обычный человек в быту?

Слайд 15

Вопрос: Какой вред экологии наносит или способен нанести обычный человек в быту?

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №16

Слайд 16

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №17

Слайд 17

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №18

Слайд 18

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №19

Слайд 19

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №20

Слайд 20

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №21

Слайд 21

 Выполнение изделия с применением бытовых отходов

Слайд 22

Производство и окружающая среда. (Технология, 10 класс), слайд №24

Слайд 24

Читайте также: