Производственный экологический контроль конспект

Обновлено: 07.07.2024

ГОСТ Р 56062-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Industrial ecology control. General principles

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Федеральный центр геоэкологических систем"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 "Охрана окружающей природной среды"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля (ПЭК) (кроме радиационного контроля) субъектами хозяйственной и иной деятельности (далее - организациями).

Предназначен для должностных лиц организаций, осуществляющих разработку и применение организационно-распорядительных документов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Положения настоящего стандарта могут изменяться и дополняться по мере изменения законодательства, нормативных и методических документов в области охраны окружающей среды и природопользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.589 Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения

ГОСТ Р 56061 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля

ГОСТ Р 56059 Производственный экологический мониторинг. Общие положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" на текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль): Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды [Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.1].

3.2 требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования): Предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды [Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.1].

3.3 инспекционная проверка: Действия должностных лиц организации, осуществляющих производственный экологический контроль, направленные на выявление и устранение нарушений природоохранных требований, контроль выполнения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов.

3.4 производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (ПЭАК): Составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

3.5 производственный экологический мониторинг (ПЭМ): По ГОСТ Р 56059 Производственный экологический мониторинг. Общие положения.

3.6 объекты производственного экологического контроля: Объекты и источники негативного воздействия на окружающую среду, связанные с процессами производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, вывода из эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, составляющих хозяйственную и иную деятельность организации, а также компоненты природной среды, природные ресурсы.

4 Основные требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля

4.1 Цели ПЭК определены законодательством [1]:

- обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов (далее - природоохранных мероприятий);

- обеспечение соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

4.2 Основные задачи ПЭК:

- контроль за соблюдением природоохранных требований;

- контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;

- контроль за обращением с опасными отходами;

- контроль за своевременной разработкой и соблюдением установленных нормативов, лимитов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих разрешений;

- контроль за соблюдением условий и объемов добычи природных ресурсов, определенных договорами, лицензиями и разрешениями;

- контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;

- контроль за соблюдением нормативов допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы коммунальной канализации, водные объекты, на водосборные площади;

- контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате деятельности организации, а также уровня оказываемого физического и биологического воздействия;

- контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный и муниципальный экологический контроль;

- контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;

- контроль за ведением документации по охране окружающей среды;

- контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране, а также иных сведений, предусмотренных документами, регламентирующими работу по охране окружающей среды в организациях;

- контроль за своевременным предоставлением достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.

- контроль за организацией и проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;

- контроль эффективной работы систем учета использования природных ресурсов;

- контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);

- контроль за состоянием окружающей среды в районе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств.

4.3 Организации разрабатывают и утверждают программы ПЭК и другие документы, регламентирующие ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют и обеспечивают хранение результатов ПЭК за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

4.4 Структура ПЭК соответствует специфике деятельности организации и оказываемому ей негативному воздействию на окружающую среду [1] и в общем случае включает:

- ПЭК за соблюдением общих требований природоохранного законодательства;

- ПЭК за охраной атмосферного воздуха;

- ПЭК за охраной водных объектов;

- ПЭК в области обращения с отходами;

- ПЭК за охраной земель и почв.

В определенных случаях ПЭК может включать в себя:

- ПЭК за охраной объектов животного мира и среды их обитания;

- ПЭК за охраной лесов и иной растительности;

- ПЭК за соблюдением режимов особо охраняемых природных территорий.

4.5 При осуществлении ПЭК за охраной атмосферного воздуха регулярному контролю подлежат параметры и характеристики, нормируемые или используемые при установлении нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов:

- источников выделения загрязняющих веществ в атмосферу;

- организованных и неорганизованных, стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- установок очистки газов;

- атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны (для производственных объектов, где имеются неорганизованные, линейные и/или плоские источники загрязнения атмосферы).

4.6 При осуществлении ПЭК за охраной водных объектов регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики:

- технологических процессов и оборудования, связанных с образованием сточных вод;

- мест водозабора и учета используемой воды;

- выпусков сточных вод, в том числе очищенных;

- сооружений для очистки сточных вод и сооружений систем канализации;

- систем водопотребления и водоотведения;

- поверхностных и подземных водных объектов, пользование которыми осуществляется на основании разрешительной документации, а также территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

4.7 При осуществлении ПЭК в области обращения с отходами регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики:

- технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов;

- систем удаления отходов;

- объектов накопления, хранения и захоронения отходов, расположенных на промышленной площадке и (или) находящихся в ведении организации;

- систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящихся в ведении организации.

4.8 При осуществлении ПЭК в области охраны земель и почв регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики состояния:

Программа производственного экологического контроля

Давайте вместе с вами разберемся, каким предприятиям нужна программа Производственного экологического контроля (программа ПЭК). Предприятиям, являющимся объектами негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС)1, 2, 3 категорий.

Для начала напишу ответы на часто задаваемые вопросы:

Надо ли согласовывать программу ПЭК? Нет, программа ПЭК только утверждается на предприятии.

Каждый год надо делать программу ПЭК? Нет, только в случае, если произошли изменения, которые влекут за собой изменения в программе ПЭК.

Делать программу ПЭК в целом по предприятию или для каждой промплощадки отдельно? Программа ПЭК разрабатывается для каждого объекта НВОС.

Программа производственного экологического контроля - рассмотрим требования к программе:

Программа ПЭК - требования ФЗ, приказа Мин.природы России от 28.02.2018 № 74

Что самое важное надо знать о составлении программы ПЭК:

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

пункт 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

Таким образом, программу производственного экологического контроля (ПЭК) необходимо разрабатывать всем предприятиям, эксплуатирующим объекты негативного воздействия I, II, III категорий для каждого объекта негативного воздействия отдельно.

Как выяснить какую категорию имеет объект негативного воздействия? До 01.01.2017 года предприятия в массовом порядке вставали на учет, как объекты негативного воздействия, подавая заявки в региональные Министерства природных ресурсов и экологии ( если являлись объектами негативного воздействия регионального уровня) или в территориальные Управления Росприроднадзора ( если являлись объектами негативного воздействия федерального уровня) о постановке на учет как объектов НВОС.

Результатом этого процесса должно быть наличие у предприятия свидетельства о постановке на учет как объекта негативного воздействия, в котором указана категория объекта негативного воздействия и уровень надзора.

Содержание программы производственного экологического контроля

В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" :

Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

пункт 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

В соответствии с пунктом 2 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 эти сведения являются разделами программы производственного экологического контроля.

Ваша программа ПЭК должна содержать абсолютно все указанные разделы (нет сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду - значит таблица в разделе показывается с прочерками).

Требования к программе производственного экологического контроля

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

пункт 4 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Требования к программе ПЭК изложены в Приложении 1
к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 .

Заполнение программы ПЭК смотрите:

В случае если у вашего предприятия закончилось разрешение на выброс, вы можете использовать следующий нюанс при составлении программы ПЭК:

В План - график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1
загрязняющих веществ на границе предприятия.

пункт 9.1.2 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74

Это пункт позволяет предприятиям уйти от проведения замеров на стационарных источниках, при условии включения в программу ПЭК расчета рассеивания от источников по всем ЗВ, по результатам которого будет выполняться условие - выброс не превышает 0,1 ПДК мр загрязняющих веществ.

По этому вопросу вышло разъяснение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - письмо от 27.08.2019 №РН-03-01-32/23010 "Об осуществлении производственного экологического контроля":

В соответствии с пунктом 9.1.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденными приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (далее - Требования), в план-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.
Согласно пункту 9.1.2 Требований в план-график включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания превышает 0,1 ПДКм.р. загрязняющих веществ на границе предприятия.
Для выявления таких источников следует по результатам инвентаризации провести расчет рассеивания по каждому источнику выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, в случае, если по результатам расчета рассеивания при работе котельной на резервном виде топлива (мазут) на границе территории предприятия максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ превышают 0,1 ПДКм.р., то данный источник и выбрасываемые им загрязняющие вещества, превышающие 0,1 ПДКм.р. на границе территории предприятия, включаются в план-график контроля.

В соответствии с письмом Минприроды России от 20.09.2019 № 12-47/22755 "Об осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха":

1. В соответствии с пунктом 9.1 Требований подраздел программы ПЭК "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" должен содержать, в том числе, план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.

По мнению Минприроды России, при указании в Плане-графике контроля мест отбора проб указываемая информация о данных местах отбора проб должна позволять идентифицировать данные места отбора проб, а также при необходимости их технологические особенности.

2. Согласно пункту 9.1.1 Требований в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы.

В отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).

Таким образом, при осуществлении ПЭК на объекте III категории в настоящее время обязательно включение в План-график контроля веществ I, II класса опасности, а также маркерных веществ.

Пример расчета рассеивания:

расчет рассеивания для программы производственного экологического контроля

расчет рассеивания для программы производственного экологического контроля

расчет рассеивания для программы производственного экологического контроля

Программа производственного экологического контроля -2021

В соответствии с пунктом 9.1.3 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 :

Расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:
- отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
- отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;
- выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

Здесь интересен последний пункт - получается, что если по результатам последней инвентаризации выбросы от конкретного источника составляют менее 0,1 доли ПДК, то эти выбросы можно контролировать расчетным методом.

В ходе проведения проверки надзорные органы могут провести замеры на границе СЗЗ предприятия - с целью проверки выполняется ли условие - выброс не превышает 0,1 ПДК мр загрязняющих веществ (если вы конечно его применили). И в случае выявления нарушения ваше предприятие могут привлечь к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ.

Если ваше предприятие работает еще по действующему разрешению на выброс ЗВ в АВ, то предприятию надо соблюдать прежде всего условия получения разрешения на выброс - подробнее здесь.

План график контроля на источниках выбросов

При расчете рассеивания на границе промплощадки в направлении ближайшей жилой застройки принимается контрольная точка.

В план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия.

По результатам расчета рассеивания, без учета фоновых концентраций в План-графике контроля источников выбросов учитываются источники, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих вещества на границе предприятия в сторону наиболее близко расположенного жилья.

План график контроля стационарных источников выбросов разрабатывается согласно Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При организации контроля за соблюдением нормативов выбросов определяются категории источников выбросов в разрезе каждого вредного вещества, т. е. категория устанавливается для сочетания "источник - вредное (загрязняющее) вещество" для каждого k-го источника и каждого выбрасываемого им j-го вредного вещества.

При определении категории выбросов рассчитываются параметры Фkj и Qkj, характеризующие влияние выброса j-го вещества из k-го источника выбросов на загрязнение воздуха прилегающих к предприятию территорий, по формулам:

где: Мkj (г/с) - величина выброса j-го вещества из k-го ИЗА;

ПДКj (мг/м 3 ) - максимальная разовая предельно допустимая концентрация вещества в атмосферном воздухе населенных мест (а при ее отсутствии другие действующие критерии качества воздуха);

qkj (в долях ПДКj) - максимальная по метеоусловиям (скоростям и направлениям ветра) расчетная приземная концентрация данного j-го вещества, создаваемая выбросом из рассматриваемого (k-го) источника на границе санитарно - защитной зоны (СЗЗ) или ближайшей жилой застройки;

КПДkj (%) - средний эксплуатационный коэффициент полезного действия пылегазоочистного оборудования, установленного на k-м ИЗА при улавливании j-го вредного вещества;

Определение категории "источник - загрязняющее вещество" проводится исходя из следующих условий:

1 категория - одновременно выполняются неравенства:

2 категория - одновременно выполняются неравенства:

Фkj > 0,001; Qkj 0,001; Qkj Программа ПЭК для 1 категории НВОС

Вышло разъяснение Минприроды по требованиям к ПЭК для ОНВОС 1 категории.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в ответ на обращение Национальной ассоциации природопользователей направило разъяснения по вопросу осуществления производственного экологического контроля (далее – ПЭК) на объектах I категории.

Минприроды России отмечает, что при осуществлении ПЭК, утверждении программы ПЭК на объекте I категории обязательно включение в План-график контроля стационарных источников выбросов и осуществление контроля маркерных веществ, которые присутствуют в сбросах, выбросах со стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, а также присутствующих в сбросах, выбросах со стационарных источников веществ I, II класса опасности, для которых рассчитаны нормативы допустимых сбросов, нормативы допустимых выбросов.

Корректировка программы ПЭК

В соответствии с пунктом 1 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 - если у вашего предприятия произошли изменения в технологии производства, в результате чего изменились выбросы и сбросы загрязняющих веществ (качественные характеристики), образование отходов (появились или не образуются отходы производства и потребления), а также если объемы выбросов и сбросов изменилось более чем на 10 % , то необходима корректировка программы производственного экологического контроля.

Также установлен срок проведения корректировки программы ПЭК - это 60 дней с даты произошедших изменений.

Кто утверждает программу производственного экологического контроля

Программа утверждается руководителем предприятия и предоставляется в надзорный орган только во время проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Отсутствие программы производственного экологического контроля (ПЭК)

Если у предприятия на момент проверки отсутствует программа ПЭК, то это нарушение является составом статьи 8.1. КоАП РФ.

Согласно этой статьи за указанное нарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения.

Если ваше предприятие повторно будет привлечено к ответственности за указанное нарушение, то тогда уже будет штраф за отсутствие программы производственного экологического контроля - юридическое лицо от 20,0 тыс. руб, должностное лицо от 2,0 тыс. руб.

Далее вы ежегодно должны будете составлять и сдавать отчет по программе ПЭК.

Производственный экологический контроль на предприятии. Программа ПЭК

При этом субъект хозяйственной деятельности использует стратегии управления окружающей средой для производства и услуг, основанные на предотвращении загрязнения и минимизации использования природных ресурсов при одновременном снижении затрат предприятия. Результат – выигрывает не только природа, но и предприятие: его продукция становится более конкурентоспособной.

Программа производственного экологического контроля

Программа производственного экологического контроля

Мероприятия направленны на устранение или уменьшение краткосрочных и долгосрочных вредных воздействий производственного процесса и продукции на людей и окружающую среду.

Программа производственного экологического контроля осуществляется региональными учреждениями и всеми предприятиями. Участие органов местного самоуправления и органов власти в регионе выражается в подписании Международной декларации о более чистом производстве, которая является обязательством по отношению к мероприятиям, проводимым руководством учреждения в следующих областях:

  1. Информирование, обучение и подготовка кадров;
  2. Интеграция стратегических мероприятий;
  3. Исследования и разработки для создания инновационных решений, социальных коммуникаций и реализации программы.

Более чистое производство относится как к производственным процессам, так и к экологическим характеристикам продукта на протяжении всего жизненного цикла. В отношении производственных процессов это означает устранение вредного сырья и выбросов, а также рационализацию использования живого труда, материального потребления и энергии. Пример программы производственного экологического контроля можно посмотреть на действующих предприятиях с аналогичной деятельностью.

Принципы программы ПЭК

В программе производственного экологического контроля можно выделить 4 основных принципа:

  1. Принцип предосторожности;
  2. Превентивный подход;
  3. Демократический контроль.
  4. Комплексный и целостный подход.

Принцип предосторожности – этот подход постулирует необходимость того, чтобы потенциальный отравитель доказал, что его деятельность или продукция не будет вредить окружающей среде, перенося бремя доказывания на производителя, а не на местные общины, которые могли бы доказать уже существующий ущерб.

Этот подход отвергает использование количественного риска в качестве единственного фактора при принятии решения об использовании химического вещества или внедрении новой технологии. Он не игнорирует науку, но отмечает, что, поскольку промышленное производство также имеет огромное социальное влияние в дополнение к ученым, другие люди должны также влиять на эти решения.

Демократический контроль – чистое производство привлекает всех, кого затрагивает производственная деятельность, включая работников, потребителей и местные сообщества. Доступ к информации и приверженность принятию решений поддерживают демократический контроль.

Как минимум, местные общины должны иметь доступ к информации о промышленных выбросах и регистрах загрязнения, планам по сокращению токсичных веществ в процессе производства, а также данным о составе продуктов. В свою очередь субъекты хозяйственной деятельности обязаны предоставлять объективный, достоверный отчет о производственном экологическом контроле.

Комплексный и целостный подход – общество должно принять комплексный подход к использованию природных ресурсов и потреблению. Современное производство, игнорируя взаимосвязи и зависимости, позволяет перемещать загрязняющие вещества между воздухом, водой и почвой. Сокращение выбросов, связанных с производством, не приводит автоматически к снижению вредности самого продукта. Этот риск можно снизить, если принять во внимание весь жизненный цикл продукта, уделив внимание используемым материалам, потоку воды и энергии и экономическим последствиям перехода на Чистое производство. Анализ жизненного цикла является одним из инструментов поддержания целостного, целостного подхода.

Этапы производственного экологического контроля

Этапы производственного экологического контроля

На основании указанного выше закона на предприятии отрабатывается положение о производственном экологическом контроле. Он предусматривает все виды контролей, включая обращение с отходами, а также порядок документооборота и ответственных лиц.

Этапы производственного экологического контроля:

  1. Сбор и обработка исходных данных;
  2. Реализация мероприятий по недопущению и ликвидации экологических нарушений на основе информации, полученной в ходе наблюдения.

На обоих этапах принимают участие не только должностные лица предприятия, но и контролирующие государственные органы. Поставленные цели реализуются как через внедряемые мероприятия, так и через следующие виды контроля:

  • государственный;
  • муниципальный;
  • производственный;
  • общественный;
  • экологический.

При этом государственные контролирующие органы имеют право:

  1. Посещать субъекты хозяйственной деятельности всех форм собственности для реализации служебных полномочий;
  2. Проводить проверку перерабатывающих и других производств, их соответствие установленным экологическим требованиям;
  3. Назначать государственную экспертизу;
  4. Выдавать акты, обязывающие устранять выявленные недостатки и нарушения.

Кроме того, в компетенцию государственных органов входит привлечение виновных к административной ответственности. Они могут направлять документы для привлечения к дисциплинарной и уголовной ответственности, требовать возмещения ущерба через арбитражный суд.

Также в их компетенцию входят решения о приостановке работы предприятия на определенный срок. А это влечет существенные финансовые потери. Эффективный производственный экологический контроль, который самостоятельно проводит все этапы и выполняет установленные требования, позволяет предупредить нежелательные санкции со стороны государственных органов.

Читайте также: