Произведения о покорении и заселении сибири а иванов тобол много званых конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Знать содержание текста, основные теоретические сведения (роман, тема, идея, композиция) и уметь анализировать текст.

Формирование у обучающихся понятия значимости роли народа и личности в историческом процессе. Составление сравнительной характеристики главных героев. Систематизация материала по образам главных героев.

Результаты обучения для учащихся

Совершенствование умения работы с художественным текстом, анализа художественного произведения через приемы критического мышления.

Сформировать умение понимания нравственных категорий, через определения темы, идеи, кульминацию произведения.

Умеют выделить структуру произведения: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка: работать с литературоведческими терминами, с толковыми словарями. Умеют анализировать, обобщать, давать оценку поведения и выявлять характеры литературных героев, определять идеи художественного произведения. Умеют вести диалоги, развивают умения работы в группах → парах; проводить самостоятельный поиск и обрабатывать информацию, конспектировать учебный материал, формулировать выводы. Умеют осуществлять взаимооценку, самооценку.

Подготовка обучающихся к написанию сочинения.

Основные идеи, отработанные по теме урока

Обучение критическому мышлению должно способствовать развитию учащихся, умению делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнения идеи других. С развитием критического мышления формируются новые приемы и методы исследовательской деятельности.

Ученики способны исследовать художественный текст и размышлять критически через диалоговое взаимодействие со своими сверстниками, выполнения кластеры для выделения главного по теме, групповая работа. Использование мультимедийного проектора.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель проводит психологический настрой на работу, говорит о правилах работы.

Отвечают на приветствие.

Участвуют в психологическом настрое на творческую деятельность.

Думают самостоятельно, делятся мнениями в парах, затем в группах приходят к единому мнению

Деление на группы

Дает инструкцию к действиям.

Создает проблемную ситуацию.

Проработка правил работы в группах

Делятся на группы

Садятся по группам

Проговаривают правила работы по группам.

Подготовка к осознанному восприятию темы.

Демонстрация эпиграфа к уроку.

Записывают в рабочие листы.

Постигают идею высказывания.

Анализируют смысл высказывания.

Определение целей и задач урока.

Диалог со стадией вызова.

- Наша задача - ответить на встающий перед читателем проблемный вопрос.
Кроме того, мы должны поразмышлять над поступками всех остальных героев и дать им оценку.

- Почему это важно для нас?

Учащиеся задумаются над проблемным вопросом.

Самостоятельно формулируют учебную цель урока.

Проверка глубины и прочности прочитанного текста.

Наблюдает за ходом работы в группе.

Работают в группе.

Введение новой темы (процесс освоения новых знаний).

Организует работу в парах, взаимооценку групп.

Раздает листы с заданием и алгоритмом оценивания.

Дает указания к работе, ограничивает время сбора материала.

Наблюдает за работай в парах

Работают в парах.

Исследуют предложенные картины, иллюстрирующие произведение.

Восстанавливают по памяти сюжет рассказа.

Учащиеся группы смогут воспользоваться художественными текстами.

Работа по тексту.

Организует работу в группах.

Работают в группе.

Обращение учащихся к тексту.

Размышляют, оперируя строками текста.

Приходят к самостоятельным выводам.

Работа со словарями

Организует работу со словарями

Осознают значения выписанных слов

Находят ответ в словаре, зачитывают ответ.

Организует работу в классе. Вопросы:

Какие качества характера своего героя подчеркивает автор?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся подбирают слова, характеризующие главных героев.

Беседа на выявление осознанности знания и понимания главной идеи художественного произведения

- Почему рассказ назван так?

- Какие нравственные проблемы поднимает автор?

- Как вы думаете, чему учит этот рассказ?

Отвечают на вопросы

Текст информативного характера, хотя по стилю он художественный. Текст интересный, познавательный, все-таки говорится о нашем крае, малой Родине.

Делают выводы по изученному произведению в виде синквейна:

3.Пьет, ворует, строит.

4.Творит историю российской Азии.

3.Учит, просвещает, ведет.

4.Автор уделяет внимание истории этих мест.

3.Восхвалять, любить, помнить.

Записывают в рабочий лист.

Работают с цитатами.

Подведение логического итога урока.

-Что нового и полезного вы узнали?

-Выполнили задачи, поставленные на уроке?

- Какое значение для вас имеют полученные знания?

Формулируют выводы по работе, которая состоялась на уроке.

Оценивание работы учащихся за урок

- Итак, наш урок подошел к концу.

- Спасибо за урок. Сегодня вы хорошо поработали. Помогите мне поставить оценки (слушает детей, высказывает свое мнение, ставит оценки, мотивирует).

Делают выводы, обмениваются мнениями

Заполняют оценочный лист

Оценивают в группе по критериям.

Спикеры кратко анализируют работу в группах.

Постановка учебных задач на последующий урок.

Объяснение домашнего задания.

Раздает карточки с домашним заданием.

Учащиеся получают карточку с домашним заданием.

Кратко фиксируют задание в дневник.

Сибирские и тобольские губернаторы: исторические портреты. Документы. Тюмень,2000.

Большая Тюменская энциклопедия. Тюмень, 2009

Второе крещение Сибири. Летопись возрождения Тобольской епархии 1990-2010 гг.. Тобольск,2011

Рабочий лист участника № ____ группа № ______

1. Работа с иллюстрацией. Посмотри-подумай-задай вопрос.

Что вы об этом думаете?

О чем это заставляет вас задуматься?

2. Прочитай текст и выполни свое задание.

Участник № 1

Участник № 2

Участник № 3

Участник № 4

Отметить ключевые слова

Составить тезисный план

По ключевым словам определить проблему и позицию автора

Эмоциональное отношение к прочитанному

3. Групповая работа.

1. Как А. Иванов рисует М.П. Гагарина и С.У. Ремезова?

2. Достаточно ли информации в художественном произведении, чтобы понять значение, роль деятельности выдающихся личностей?

Отрывок из текста для работы в группах:

Через шумную толпу к пристани решительно шагал костлявый сутулый старик с грубым лицом. Его седая клочкастая борода непокорно торчала вперёд, косматые брови разлетелись, как крылья ворона. Люди здоровались со стариком, и он кланялся и кивал налево и направо, но если кто то, не видя, загораживал ему путь, то бесцеремонно тыкал в спину острым кулаком.

– Я вот тебя тоже тыкну, Ульяныч! – почёсывая хребет, с досадой сказал один мужик, уступая дорогу.

– Тыкни, тыкни. На обе руки левшой сделаю.

– Старый, а задира, – осуждающе сказала какая то баба.

– Задира – кто подол задирает, – тотчас ответил старик.

Это был Семён Ульянович Ремезов, изограф и главный тобольский архитектон при прежнем воеводе князе Черкасском. За Ремезовым шли сыновья – Леонтий и Семён, давно уже матёрые мужики, и отрок Петька.

– Не серчай на батю, теть Марусь, – миролюбиво сказал обиженной бабе Леонтий, старший сын.

– Здорово, Карп, – кивнул обер коменданту Ремезов.

– Ох, молись за меня, Семён Ульяныч, – сразу попросил Бибиков и указал на Иртыш. – Вон смерть моя плывёт…

– Да нужен ты ей щас, неподмытый то, – буркнул Ремезов.

Флотилия губернатора была уже совсем близко к берегу. Работники на вымостках махали руками, показывая, куда кому причаливать. С дощаников доносились команды. Гребцы убирали вёсла. На пристань полетели снасти, работники хватали их и подтягивали суда.

– Господи, пронеси! – Бибиков перекрестился и тоненько крикнул канонирам. – Палите, братцы!

Над Иртышом, над судами и над толпой грянул увесистый залп.

Большие суда с глухим стуком ударялись носами в брусья причала.

Работники потащили сходни к дощанику с двуглавым орлом на парусе. Толпа загалдела, увидев губернатора. Дальнозоркий Ремезов презрительно морщился: разве же это хозяин Сибири? Вырядился, как немецкая баба: овечьи кудри, грудь в кружевах, камзол с оттопыренным задом, на рукаве бант, короткие порты с пуговицами, чулки, – тьфу, мерзопакость. Толпа вопила и свистела. Пушки ударили ещё раз. Монахи подняли хоругви и пели.

– Экое ю ю, – сказал Ремезов. – Супротив Черкасского то негораздыш.

Князь Михаил Яковлевич Черкасский воеводил двенадцать лет – дольше всех прочих тобольских воевод. Он был настоящий московский боярин: добродушный от сытости и хлебосольный от скуки. Не воровал, как другие, а брал ясной мерой, у всех по справедливости. Неторопливый во всём, он успел очень много: при нём Семён Ульяныч соорудил вокруг города новую бревенчатую стену с башнями, построил кирпичную Приказную палату и кирпичный Гостиный двор. Черкасский устроил в городе ружейный завод и завёл на Воеводском дворе школу. К Ремезову князь снисходительно благоволил: в церкви ставил рядом с собой, в доме сажал за стол по левую руку; когда Ремезов ездил в Москву учиться зодчеству и чертить чертежи в Сибирском приказе, Михаил Яковлевич дозволил ему с сыновьями жить в своих хоромах. Хотя, конечно, была в Черкасском родовая спесь: всегда неколебимо уверенный в себе, он никого не слушал; если кто шёл против его мнения, князь без трепета выбрасывал строптивца вон. Так и Семён Ульяныч три года просидел без жалованья и без работы – сыновья кормили. Но Ремезов простил Черкасскому ту опалу, потому что за ней последовала главная отрада – возможность построить Гостиный двор. Словом, к воеводе Черкасскому все притёрлись и притерпелись, а этого внезапного Гагарина никто не знал, однако он вдруг оказался в Сибири самым главным. От досады и от ревности к чужаку Ремезов был настроен на разочарование в Гагарине.

А князь Гагарин с борта дощаника смотрел на шумную толпу тоболяков вокруг пристани: служилые, промышленные, торговцы, ямщики, бондари, сапожники, оружейники, плотники, печники, монахи, мошенники, нищие, добрые, злые, умные, глупые, богатые, бедные, пьяницы, молитвенники, бабы ихние, дети, старики, старухи, татары, инородцы, раскольники, пленные шведы, ссыльные хохлы, бухарцы, калмыки… Народ. И этот народ глядел на князя тысячами глаз, глядел без злобы, но с ехидцей: ну ка, позабавь каким нибудь дивом, губернатор, поклонись, чтобы и тебе поклонились.

Биографические данные

Семён Улья́нович Ре́мезов (1642, Тобольск, Русское царство — после 1721, там же) — русский энциклопедист Сибири — картограф, архитектор, строитель, историк, художник, писатель.

Семён Ульянович Ремезов, уроженец Тобольска, принадлежал к социальной категории детей боярских. И дед, и отец его были тобольскими служилыми людьми. Семён в 1668 году начал государеву службу рядовым казаком в Ишимском острожке (состоя под командой своего отца Ульяна Ремезова). В 1682 году Семён Ульянович за усердие по службе получает, наконец, звание сына боярского и переводится в родной Тобольск, поступая на государеву службу. К тому времени Семён Ремезов имел уже трёх сыновей — Леонтия, Семёна и Ивана.

Деятельность С. У. Ремезова необычайно разнообразна. Он принимал участие в отражении набегов кочевых племён с территории современного Казахстана, в столкновениях с немирными вогуличами и татарами, собирал ясак, основывал новые сёла, проводил перепись населения. Ремезов стал архитектором и начальником строительства единственного каменного Кремля на территории Сибири, в своём родном городе Тобольске. Он составил чертежи каменных укреплений города, рассчитал смету работ, лично руководил строительством.


“ Тобол” — роман нового типа, совмещающий в себе три жанра: политический детектив в декорациях XVIII века, исторический роман и мистику. В романе много сюжетных линий, но в голове они помещаются легко и не путаются. Оторваться довольно трудно. Мы смотрим на мир не глазами Алексея Иванова (хотя и понимаем, что автор нас обманывает, и с нами все равно говорит он), мы видим мир то глазами православного героя, то шведского протестанта, то мусульманина из Бухары, то старообрядца или язычника-остяка… (из критики на роман)

Роман глазами обозревателей:

Роман глазами критики

Внесюжетными элементами считаются: • Вставные эпизоды; • Лирические (иначе - авторские) отступления. Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

Внесюжетными элементами считаются:

• Лирические (иначе - авторские) отступления.

Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

  • Анализ записать на А4, прикрепить к вебобразованию


-75%

К тобольскому губернатору Матвею Петровичу Гагарину Петр строг: он поставил гнилое сукно в армию перед Полтавской битвой, канал под Вышним Волочком, построенный Гагариным, оказался несудоходным, сгорели отстроенные им в Москве здания. Значит, торгуя с коренными народами Сибири, Матвей Петрович и о своих интересах не забывает. Презентики – драгоценные камешки – государыня Екатерина готова принять, а Петр понимает, что в доносах Алексея Яковлевича Нестерова не вымысел, а правда: губернатор – шельма.

Солдаты, купцы, чиновники собирают дань с коренных сибирских народов варварски: разрушают привычный быт язычников, спаивают их водкой, доводят до нищеты.

Крупным планом показаны истинные сибиряки Ремизовы, служащие царю и Отечеству. Семен Ремизов – архитектор, возводящий постройки тобольского кремля с любовью, создающий летопись Сибири, атласы ее земель. Во время страшного пожара на своем подворье он больше всего жалеет не утраченное добро, а книги. Семену Ремизову хочется канонизировать Ермака, вросшего в Сибирь своим именем, честно служившего ратным делом.

К Семену Ремизову тянется пленный швед Филипп Юхан Табберт, он с интересом рассматривает наскальные рисунки остяков и понимает их связь с древними письменами викингов. Ему видится путь из скандинавских земель в Китай через Ледовитый океан и сибирские реки. Драматична судьба штык-юнкера Рената, влюбленного в Бригитту – жену пьяницы Цимса. Автор подмечает трудолюбие шведов, их стремление жить в чистоте, умение заработать даже в плену.

Григорий Новицкий, украинский полковник, поддавшийся уговорам Мазепы, в Сибири удивляется бескрайним просторам, сначала все кажется ему чужим и одинаковым, но со временем он врастает корнями в быт этих мест, свято хранит веру православную, но не может противиться любви к девочке-остячке Айкони.

В страдании и противоборстве живет Епифания – староверка, осужденная по уголовному делу за покушение на собственного жениха, что разлучил ее с иноком Алдонием. Епифани всем сердцем поверила в рассказы инока про райские кущи, птиц сиринов и алконостов, ручных львов с хвостами в зеленых листьях. Власть инока не угнетает, а оберегает девушку, любовь его – огонек в лампаде. Она готова взойти на жертвенный костер, чтобы в небесах соединиться с возлюбленным Алдонием. А между тем ее иконное лицо и душа, будто на гвозди заколоченная, пробудили сердце Семена Ремизова. После смерти жены Алены он 4 года мучительно страдал, пока не проникся болью раскольницы, желанием отогреть ее сердце.

Вот такие непобедимые, страстные, живые характеры создает Алексей Иванов , и роман о покорении Сибири с каждой страницей увлекает читателя все больше и больше.

А что вы думаете о героях романа? Какая сюжетная линия вас околдовала?

Сибирь времен петровских реформ: здесь пересеклись интересы государства, местного населения и авантюристов всех мастей.

За минуту

Сибирь начала XVIII века. Реформы Петра I коснулись дремучих восточных земель, пробудив их от векового покоя. Освоение Сибири начинается со столкновения двух жизненных укладов – европейского и азиатского.

В эту дикую глушь устремляются новые люди: за богатствами, известными и неизведанными, или по воле государевой. Армия и преступники, чиновные люди и раскольники, пленные шведы и ученые. Стихийно совершают набеги монголы, китайцы и русские разбойники. А еще в этом бурлящем котле – смиренные туземцы, остяки и манси, хитрые торгаши бухарцы, христианские миссионеры, немцы и много прочего люду.

Все они имеют свой интерес в диком, удаленном на тысячи верст от центра, мистическом крае. Петр ждет прибыли от Сибири. Шлет туда своих наместников, ревизоров, агентов. Но большинство из них теряются на бескрайних просторах – отрываются от интересов государевых, преследуя личную корысть.

Читайте также: