Профессия и человек что такое профессия конспект внеурочного занятия 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: развитие познавательного интереса обучающихся к миру профессий.

Личностные – способствовать формированию у учащихся представление о том, что любая профессия важна и нужна; учить видеть необходимость в определении профессии.

Воспитательные – способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии; воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.

Коррекционные – содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала; развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности; корригировать низкую активность восприятия, устойчивость внимания, аналитическую и синтетическую функции деятельности.

Образовательные – расширить представления учащихся о профессиях, продуктах труда; учить ориентироваться в мире профессий.

Оборудование: картинки и рисунки с изображением людей разных профессий; плакаты с пословицами о труде; раздаточный материал.

Словарь: столяр, парикмахер, маляр, повар, доктор, шофер, учитель, пастух, строитель, пилот, врач – стоматолог, продавец, почтальон, рыбак.

Ход занятия

Деятельность педагога Деятельность обучающихся

Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.)

(н/с) – Ты меня слышишь?

(н/с) …как ты меня слышишь?

(н/с) – вы готовы к занятию?

Будем правильно говорить и внимательно слушать.

Прочитайте, соблюдая ударение

Дайте ножницы, расческу,

Он вам сделает прическу.

Подстрижет вас современно.

Молоток в работе нужен,

И с пилою столяр дружен.

Он дощечки распилил

И скворечник смастерил. Я вас слышу.

Я вас слышу плохо (хорошо).

Я готов к занятию.

Будем правильно говорить.

Будем внимательно слушать

Обучающиеся читают слова, соблюдая ударения.

Читают предложение, выделяя главное слово

Актуализация знаний (3мин.)

Работа над вопросами:

-Что такое профессия?

-Кем работают ваши родители?

-Как вы думаете, какая профессия самая важная?

- Есть ли профессии, где трудиться не надо? Ответы обучающихся.

На свете много профессий разных,

И все они людям нужны,

От самых простых и до самых важных,

Все они в жизни важны.

Давайте разгадаем кроссворд.

1. Скажи-ка, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Все завтраки, обеды? (Повар)

2. Не художник он, но краской

По картинам он не мастер –

Мастер он по стенам! (Маляр)

3. Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит:

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, – разрешит погулять. (Доктор)

4. Ежедневно спозаранку

В руки он берёт баранку.

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест её никак! (Шофёр)

5. Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (Учитель)

6. У эколога сосед

Сколотил сам табурет,

А ещё для птичек дом.

Значит, станет… (столяром).

7. За коровами глядит,

А когда на них сердит,

Громко щёлкает кнутом.

Так загадочно о ком? (Пастух)

8. Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтоб в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нём. (Строители)

9. В небе синем самолёт,

Управляет им… (пилот).

– Молодцы ребята разгадали кроссворд. Какое слово получилось из красных букв, давайте его прочитаем.

Мы в профессии играли –

Вмиг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет второй класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

- Немного отдохнули! Тихо сели, продолжаем работу.

Каждая команда получает лист с заданием: составить из букв данных слов название профессий.

• СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)

• РВАЧ = В- - - (медработник)

• КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

• ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

• КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

Обучающиеся разгадывают кроссворд.

Обучающиеся повторяют движения.

Обучающиеся на карточках составляют названия профессий.

Закрепление материала (5мин)

- Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:

- Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения.

- Ребята, о разных профессиях мы с вами сегодня говорим. А кем хотели бы вы стать в будущем? Задумывался ли кто-нибудь из вас об этом? Мечтал? Вам слово.

Обучающиеся рисуют рисунки и показывают их, по цепочке, 2-3 предложениями объясняют свой выбор. Вешают рисунки на доску.

- Важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Я желаю вам правильно избрать свой путь в дальнейшей жизни. Ответы обучающихся

Обучающиеся рассуждают о профессиях.

Обучающиеся рисуют рисунки.

Рефлексивно-оценочный этап (2мин)

Работа по вопросам:

Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали, о разных профессиях вспомнили и поговорили.

- Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще немало лет, прежде чем вы сделаете свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?

- Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие нужны,

И интересны, и важны.

И ты скорее подрастай,

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть,

И людям пользу приносить!

- Итак, скажите мне, пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны)Что нового вы сегодня узнали?

Вам было интересно?

Вы все сегодня хорошо работали, отвечали на вопросы. Старались говорить правильно.

Молодцы! Всем спасибо. Ответы обучающихся.

СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)

КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

РВАЧ = В- - - (медработник)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования Республика Саха (Якутия)

Рабочая программа внеурочной деятельности

на 2020 - 2021 учебный год

Педагог-психолог: Холмогорова И.Л.

Пояснительная записка.

Проблема выбора профессии стара как мир. С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране необходимо и новое понимание его содержания.

Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи педагогов, психологов, родителей, пытающихся оказать помощь старшеклассникам, которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать сомнительный и примитивный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.

Общая характеристика внеурочного курса.

Чем раньше учащиеся смогут поставить перед собой конкретную цель, тем короче будет путь ее достижения.

Очень важно для учащихся правильно спланировать свое профессиональное будущее, выбрать профессию, которая станет любимым делом.

Изучив курс, учащиеся смогут найти ответы на вопросы:

1.Где применить себя?

2.Как правильно выбрать будущую профессию?

3.Какие специалисты особенно нужны на современном рынке труда?

4.Как правильно искать работу и от чего зависит возможность трудоустройства?

Разрабатывая планы профессионального будущего, следует учесть профессиональные интересы и предпочтения, способности к тому или иному виду деятельности, востребованность профессии на рынке труда. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности. Только тогда, когда все это будет принято во внимание, можно рассчитывать на удачу.

Программа имеет модульную структуру. Каждый из трех модулей заканчивается практикой работой учащихся. Это дает возможность индивидуализировать процесс изучения материалов.

Цели курса:

· Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

· Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

· Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствования;

· Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

· Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

· Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

Цель:
— образовательная: познакомить учащихся с миром профессий;
— развивающая: создание условий для сплочения ученического коллектива;
— воспитательная: воспитание ответственности у учащихся за соблюдение правил работы в группе;
— профориентационная: мотивация учащихся на активное освоение курса, осознанный выбор профессии.

Форма проведения: комплексный урок с элементами тренинга.

Оборудование: Компьютер, проектор , карточки для упражнений, доска и мел.

Методы обучения: вербальные (беседа, совместное принятие решения), практические методы (анализ, упражнения, диагностика).

Ведущий: Называет тему занятия.

Если вы хотите добиться от жизни

недостаточно просто действовать-

надо еще и мечтать;

недостаточно просто планировать –

надо еще и верить.

Существует более 50000 профессий. Выбор жизненного пути, профессии, – это задача со многими неизвестными. Как же не ошибиться, правильно решить ее? Каждая профессия требует особых способностей, а как их в себе определить, найти и развить? Профессия требует таланта, но что она даст человеку взамен? Каковы перспективы продвижения? Возможные ступени роста человека как специалиста? Все эти и многие другие вопросы возникают и должны учитываться при выборе жизненного пути. Дальновидный человек, кроме того, предпочитает выбирать такую профессию, в которой наиболее нуждается общество. Ведущий: Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (хочу)

Вы должны обладать набором важных профессионально важных для этой работы качеств (могу)

Эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (надо)

Счастливое совпадение требований рынка. Возможностей и желания человека – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Ведущий: Вам на выбор предлагаются профессии, по группам выберите себе одну и по 3 составляющим успеха в выборе профессии.

Ведущий: Раздает карточки с профессиями. Дети выбирают и рассказывают о них применительно к себе.

Ведущий: Какие же ошибки при выборе профессии?

Ориентация на профессию высокой квалификации

Увлечение внешней стороной профессии

Отожествление школьного предмета с профессией

Неумение разбираться в личных качествах

Ведущий: Какие правила выбора профессии вы знаете?

Необходимо изучить как можно больше профессий

Важно изучить самого себя

Попробовать свои силы в выбранной профессии

Использовать свои таланты и способности в школьной жизни

При отсутствии указанного соответствия запасной вариант

Выбрав профессию проявлять настойчивость

Практическая работа

Ведущий: Предлагаю вам ребята выбрать профессии, лежащие на столе по 1 условиям труда 2 по средствам труда 3 условиям труда

Дети подбирают самостоятельно карточки с названием профессий и рассказывают, почему они объединили в эти группы.

Прошу обменяться заданиями и подобрать другую группу.

Психолог самостоятельно или с помощью старшеклассников анализирует, достигнуты ли цели занятия. Если нет, что явилось тому причиной и какие меры можно предпринять, чтобы цели воплотились в жизнь. Участникам по желанию предлагается ответить на вопросы:
— Что для вас было интересно на сегодняшнем занятии, а что нет?
— Что нового вы узнали? Поможет ли это при принятии решения о выборе профессии?
— Какие у вас есть пожелания и предложения ведущему?

В заключение психолог может прочитать стихотворение Юрия Левитанского:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе.

Автор : Ясинская Валентина Ивановна

Ход классного часа.
(Всю беседу проводит классный руководитель с 1 или 2 учениками).

Слово учителя:
Ребята, сегодня мы поговорим о профессиях, о выборе жизненного пути, о важности этого выбора.
Вы ученики выпускного класса. Кто-то уже выбрал себе профессию, а кто-то на распутье. Поэтому считаю, что каждый из вас согласится с высказыванием Гете (зачитать вслух)

- Как вы думаете, давно ли появились профессии? (ответы учеников)
(В глубокой древности, когда стал разделяться труд: охотник, земледелец…)

- Что такое профессия?
(ответы, рассуждения учеников)
- Давайте обратимся к Толковому словарю.

(основной род занятий, трудовой деятельности. Толковый словарь С.И. Ожегова
род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовленности и являющийся источником существования.)

*Знания о профессиях, рынке труда
*Склонности, интересы
*Способности
*Здоровье
*Мнение родителей, семьи
*Мнение сверстников
*Позиция учителей, психологов, врачей
*Уровень притязаний и самооценка
*Личный профессиональный план (план карьеры)

- Немного подробнее поговорим о каждом факторе.

1. Знания о профессиях и их востребованность. (Слайд 4)
- Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.
2. Склонности (интересы, мотивы труда).
(Слайд 5)
- Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие.
- Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения)
(Слайд 6)
- Но одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

6. Позиция учителей, профессионалов.
(Слайд 8)
- Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.
- Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районных и городских центрах профконсультации. Работа сотрудников таких центров называется профконсультированием.

8. Уровень притязаний и самооценка.
- Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.

9. Личный профессиональный план (ЛПП).
- За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь в жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед.
Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.
Какой вывод вы можете сделать о выборе профессии? (Ответы, рассуждения ребят)
(Слайд 9)
- Итак, еще раз вспомните и повторите факторы, влияющие на выбор профессии.

- Выбор профессии не должен быть случайным.
(Слайд 10)
- Для этого одновременно должны выполняться три условия:
Хочу ___________мои желания
Могу __________способности и возможности
Надо ___________востребованность профессии

- Рассмотрим 3 ситуации и определим, к какому из схем подходит каждая.

Ситуация №1
- Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то , а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников.
- К какому рисунку относится это описание?
(ответы учеников)

(Слайд 13)
Ситуация №3.
- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.
- Как же у Саши получился такой удачный выбор?
- К какому рисунку относится это описание?

- Рассмотрим классификацию профессий.
(Слайд 14)
- назовем соответствующие профессии
Человек-природа.
(Слайд 15)
Относятся профессии: Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.

Человек-техника.
(Слайд 16)
Профессии: Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник., горнорабочий и т. п
Человек-человек.
(Слайд 17)
Профессии: Учитель, врач, журналист, продавец, переводчик, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер
Человек -знаковая система.
(Слайд 18)
Профессии: Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус и.т.п
Человек-художественный образ.
(Слайд 19)
Профессии: Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п

Мы разобрали, к какой системе относится та или иная профессия.

(Слайд 20)
- Подумайте и ответьте на вопросы:
Расскажи о тех профессиях, которые тебя привлекают.
К какому из названных систем относится эта профессия?
Как правильно выбрать профессию?
Какие критерии нужно учитывать?
Что необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели?

(ответы, рассуждения учеников)

Какой вывод можно сделать? (ответы)

(Слайд 21)
--Это твоя жизнь, ты можешь стать кем угодно: фокусником, художником, статистиком, бухгалтером, режиссером, политиком и т.д.

Бывают разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение примешь ты. И это будет твой выбор, твое решение.

Читайте также: