Про кошек и собак конспект урока 2 класс школа россии

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока окружающего мира

Тема: Про кошек и собак.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока : обобщение представление детей о домашних животных.

систематизировать знания о домашних животных;

познакомить с некоторыми породами кошек и собак их особенностями и роль в жизни человека;

выяснить, как ухаживать за кошками и собаками;

Продолжать развивать мышление: умение сравнивать, анализировать, делать выводы ( логические познавательные УУД);

развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы (коммуникативные УУД)

умение работать с атласом – определителем (знаково -символические познавательные УУД);

способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса, совершенствовать общеучебные умения;

Умение оценивать свою деятельность и других ( регулятивныеУУД)

воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним (личностные УУД).

Планируемый результат:

Должны узнать, отличительные особенности некоторых кошек и собак;

Особенности ухода за кошками и собаками и их роль в жизни людей;

Должны научиться различать несколько видов кошек и собак и пользоваться атласами-определителями, ухаживать за домашними питомцами;

работать в парах, осуществлять самооценку и взаимооценку.

I.Организационный момент.

На столе в порядке

Книжки и тетрадки.

А ещё необходимо нам внимание:

Без него не получить новые знания.

II. Повторение изученного материала.

Ребята напомните мне, о чем вы говорили на прошлом уроке? Животные живого уголка

Посмотрите на картинки и назовите животных. (Морские свинки, волнистые попугаи, аквариумные рыбки, черепаха)

Что их объединяет? (Животные живого уголка)

Для чего содержат этих животных? (Животные живого уголка радуют глаз, создают хорошее настроение, украшают жильё.)

Я выдала вам карточки, будете работать самостоятельно.

Введение в тему урока

Чтобы узнать тему нашего урока откройте рабочую тетрадь на стр.58. Выполним задание 1.

Что же у вас получилось?

Кто догадался, какой будет тема нашего урока?

ТЕМА НАШЕГО УРОКА: ПРО КОШЕК И СОБАК.

Похлопайте в ладоши те, у кого эти животные есть дома?

IV. Работа по теме урока

Общаясь каждый день со своими питомцами, вы, наверно, много знаете о них. Подумайте и обсудите то, что вам известно.

Стадия Осмысление содержания

3) Поговорим о кошках.

5 слайд (Фотографии кошек различных пород)

Посмотрите, какие из этих пород вам знакомы?

(По клику появляются названия пород: сиамская, персидская, домашняя)

5) Откройте учебники. Найдите второй абзац, прочитает вслух…остальные следят по своим учебникам.

6) Рассказ учителя.

На свете около 60 пород кошек.

В разные времена в разных странах по-разному относились к кошкам.

В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если кошка умирала сама, то её оплакивали, осыпали высушенными мышами.

А вот в Европе к кошкам было противоположное обращение, её преследовали, особенно не везло чёрным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.

На Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковнослужители. И поставили под защиту церковного закона.

К кошкам относились по-разному, кто-то любил, кто-то боялся и прогонял. Конечно же кошка не богиня, но и не ведьма, а обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами.

Все кошки хорошие охотники. Они одинаково хорошо видят днём и ночью. У домашней кошки долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно свозили в хранилища, тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них человек приручил кошку. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. Кошка очень чистоплотна и часто умывается. А знаете, почему? Кошки вылизывают не столько грязь, сколько… собственный запах. Иначе добыча по запаху может почувствовать опасность и скрыться. Кошка - свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет.

Рассказ учителя

Кошке важно как можно больше двигаться и играть.

Есть обычай, когда переезжают в новый дом, то первой пускают кошку.

А знаете ли вы, чем кормят кошек.

Основная пища для кошки – мясо, рыба, кисломолочные продукты, каши. Кошкам надо давать яблоки, цветную капусту и другие овощи и фрукты. Кормить кошку надо в одно и то же время, из одной и той же посуды.

V.Физкультминутка

А теперь давайте полаем на разных языках:

Английский: уау-уау

Греческий: гав-гав

Испанский: гуау-гуау

Немецкий: аву-аву

Польский: хау-хау

Русский: гав-гав

Французский: ау-ау

Шведский: вув-вув

Японский: ван-ван.

Гимнастика для глаз.

Кошки – хорошие охотники на мышей. Сейчас вам предстоит попробовать себя в роли кошек. Нужно проследить за мышкой одними глазами, не поворачивая головы.

(Учитель водит указкой, на кончике которой находится мышка)

Глазки отдохнули, теперь отдохнём сами.

Наш Барбос встаёт на зорьке

И к реке сбегает с горки.

Он весёлую зарядку

Любит делать по порядку.

Для начала: бег на месте,

Лапы врозь и лапы вместе.

Тренировка для хвоста,

А потом бегом с моста.

VIП. Продолжение темы

7) Поговорим о собаках

Собака – наш верный друг, прирученный человеком ещё в каменном веке. Считается, что предок домашней собаки – волк. Он был первым животным, которого человек принял в свой дом около 20 тысяч лет назад. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху. Собака же слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи. Постепенно человек приручил собак пасти и охранять стада овец и коров, помогать охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стеречь государственную границу, водить по улицам людей, потерявших зрение, служить биологам, спасателям и космонавтам, играть с детьми – всего не перечислишь.

- С течением времени человек вывел различные породы собак. В настоящее время их насчитывается около тысячи.

Все породы собак можно разделить на 3 группы.

(Служебные, охотничьи, декоративные)

Внимание задание

На экране фото собаки, у некоторых из вас карточка со стихотворением о какой - то породе. Ваша задача выйти к доске, если ваш стих совпал с фото, в помощь вам атлас – определитель.

Вам нужно каждому прочитать стихотворение на карточке про себя. По атласу – определителю найти эту породу и выйти к доске. Далее необходимо обобщить результаты и подготовить выступление.

Все охотничьи собаки выведены для охоты на зверей. Среди охотничьих собак есть крупные, а есть и совсем маленькие, такие как таксы. Коротенькие лапы и длинное туловище помогает им залезать в норы и выгонять лис.

Декоративные собаки для дома.

VII. Закрепление.

Правила ухода за кошками и собаками.

Четвероногие друзья живут вместе с нами и нуждаются в нашей заботе, ласке, внимании. Если вы заводите домашнее животное, то вы должны знать правила содержания и ухода за животными. Вспомним их. (Парная работа). [Приложение III]

А для этого возьмите карточки на ваших столах и выберите верные утверждения.

Необходимо помнить всегда

VIII. Итог урока

- Что узнали интересного о кошках и собаках?
- Что нужно сделать, если вам хочется погладить чужую собаку?
- Можно ли убегать от собаки?
- Какие вы помните правила общения с животными?
- Что нужно сделать, если собака напала на вас? - Что вы узнали о кошках? Опасны ли они?

IX. Домашнее задание.

1.Подготовить красивые рисунки кошек и собак.

2. Найти в дополнительной литературе интересные факты о жизни кошек и собак. Написать сочинение-повествование.

Твоё отношение к животным.

Цели урока : обобщить и расширить представление детей о домашних животных; познакомить с некоторыми породами кошек и собак, а также их ролью в жизни человека; способствовать развитию устной речи обучающихся; воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.

I. Организационный момент.

Встаньте ровно, ребятишки –

И девчонки, и мальчишки!

Руки вверх все, потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Здоровья всем мы пожелаем

И урок наш начинаем.

II.Проверка ранее усвоенных знаний.

- Какие бывают животные? (ответы детей)

- Что необходимо животным для жизни?(ответы детей)

- На какие две группы можно разделить всех животных?(ответы детей)

1.Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами строят себе жилище, заботятся о потомстве, называются …

2.Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …

- На предыдущем уроке мы с вами говорили о домашних животных, которые живут с нами в квартирах. Зачем люди держат животных дома?(ответы детей)

- О чем нужно задуматься, прежде чем заводить домашнего питомца?(ответы детей)

- Дома вы рисовали своих питомцев. Посмотрите, какая у нас получилась выставка из ваших работ. А кто хочет рассказать о своем маленьком друге?

( заслушиваются несколько рассказов)

- Сегодня мы продолжим разговор о домашних животных. А о ком мы будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадки:

Мордочка усатая,Собой не птица,

Шубка полосатая,Петь не поёт.

Часто умывается, Кто к хозяину идёт,

А с водой не знается. (Кошка) Она знать даёт. (Собака)

- Кто догадался и может назвать тему нашего урока? (ответы детей)

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами, про кошек и собак. А зачем нужно изучать эту тему? (ответы детей)

- Правильно. Мы постараемся сегодня как можно больше узнать о кошках и собаках, познакомимся с некоторыми их породами, узнаем об их взаимоотношениях с человеком.

IV.Изучение нового материала.

- Сегодня мы совершим небольшое путешествие в страну кошек и собак. Сначала мы поговорим о кошках. Это самые распространенные домашние животные, на свете их около 400 миллионов. А приручили кошек 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.

В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей. Почему бы не приручить полезных животных? Вскоре кошки настолько привыкли к человеку, что стали жить с ним в одном доме.

- А в дикой природе у этих животных остались грозные и могучие родственники. Как вы думаете, кто это? (лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь)

- А какие вы знаете породы этих животных?(ответы детей)

Персидские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы. ( слайд )

Сибирских кошек природа одарила длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью, чтобы они смогли выжить в суровых условиях сибирской жизни. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей. (слайд )

Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Прикоснуться рукой к их плюшевой шерстке – одно удовольствие. (слайд )

Работа по учебнику.

- Как вы думаете, сколько всего пород кошек насчитывают ученые? (предположения детей)

- Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, если прочитаете второй абзац текста на с.84 учебника. (самостоятельное чтение)

- Так сколько пород? (Всего 60 разных пород)

- Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю.Куклачева, и перед зрителями покажем небольшое представление:

Как умывается кошка?

Как потягивается кошка?

Как царапается кошка?

Как шипит кошка?

Как виляет хвостиком?

- А теперь давайте поговорим о собаках, самых верных и преданных друзьях, с которыми человек подружился ещё в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, он приручил волка.

- А в дикой природе у этих животных остались родственники. Как вы думаете, кто это? (серый волк, рыжая лиса, голубой песец и др.)

Постепенно волк превратился в собаку, которая помогала на охоте. А для чего еще нужны собаки? Рассмотрите рисунки на с.85 учебника.(коллективная работа по учебнику)

- Действительно, у собак очень много профессий. Они нужны для охраны и охоты, для службы в армии и милиции; собаки – спасатели и пастухи, ищейки и поводыри, и просто для души.

Современные собаки отличаются друг от друга размером, формой тела, шерстью, окрасом, поведением.Их можно разделить на три группы: охотничьи, служебные и декоративные.

Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника. (слайд )

А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах. (слайд )

Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. (слайд )

Умные, активные и выносливые колли – отличные пастухи в горах Шотландии. (слайд )

Ротвейлер великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки. (слайд )

А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают ее не такой серой и однообразной. (слайд )

- А какие еще вы знаете породы собак? ( ответы детей)

Работа по учебнику.

- Как вы думаете, сколько всего существует пород собак? (предположения детей)

- Ответ на этот вопрос вы узнаете из последнего абзаца текста на с.84 учебника. (самостоятельное чтение)

- Так сколько пород? (около 400 пород)

- А сейчас послушайте стихотворение, которое подготовили Вова, Арина и Влад.

- Какой можно сделать вывод из этого стихотворения? (ответы детей)

- Правильно, ребята. Нельзя забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы всегда в ответе за тех, кого приручили.

V.Закрепление изученного материала.

Работа в рабочей тетради.

Задание 2 (коллект.)

- А сейчас давайте выполним тест и проверим, внимательны ли вы были на уроке.

( тестовые задания на карточках для каждого ребенка, проверка в парах)

1.Сколько пород кошек существует в мире?

  • Около 60 пород;
  • Около 100 пород;
  • Около 160 пород.

2.Где была одомашнена кошка?

  • В Древнем Риме;
  • В Древней Греции;
  • В Древнем Египте.

3.Сколько пород собак насчитали учёные?

  • Около 200 пород;
  • Около 400 пород;
  • Около 600 пород.

4.Кто был приручён человеком раньше?

5.Какие домашние животные самые распространённые?

  • Собаки;
  • Кошки;
  • Аквариумные рыбки.

- Молодцы, вы очень хорошо сегодня поработали.

- Какие задачи мы ставили перед собой? Все ли выполнено?

- Что вам особенно понравилось на уроке?

- О чем еще захотелось узнать?

- Так о чем же надо подумать прежде, чем заводить домашнего питомца?

Подготовить рассказ о какой-нибудь породе кошек или собак.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Про кошек и собак

Кошки – самые распространенные домашние животные.

Персидские кошки Происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная и пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.

Сибирские кошки Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа наделила их длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обмораживания, да и сами уши – короткие, чтобы не отмерзли. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.

Русские голубые кошки Это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться к их серебристо-голубой плюшевой шерстке – одно удовольствие.

Собаки – самые верные друзья человека и самые первые одомашненные животные.

Лайки Разыскав зверя или птицу, лайки громким лаем задерживают их до прихода охотника.

Таксы Могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.

Немецкие овчарки Среди служебных собак немецкие овчарки распространены больше всего. Они служат в армии и полиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом. Они очень выносливые и смелые.

Колли Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.

Ротвейлеры Благодаря своей грозной внешности и бесстрашию великолепно выполняют обязанности сторожевой собаки.

Декоративные собаки названы так, потому что они украшают жизнь человека. Делают её не такой серой и однообразной. Пекинес Йоркширский терьер

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: Расширение представлений о домашних животных.

Задачи урока:

· Познакомить учащихся с некоторыми породами кошек и собак,

· с ролью этих животных в жизни человека;

· учиться ответственному отношению к домашним любимцам;

· повторить правила ухода за домашними животными.

1.Организация учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность.

Встаньте ровно, ребятишки –

И девчонки, и мальчишки!

Руки вверх все, потянулись,

Мне все мило улыбнулись.

Здоровья всем мы пожелаем

И урок наш окружающего мира начинаем.

– Желаю вам сегодня на уроке открыть новые тайны окружающего мира!

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала.

-Вспомните, какой раздел мы изучаем? (Природа)

- Что изучаем в этом разделе? (Растения и животные)

-Вспомните, о ком говорили на прошлом уроке?

- Сейчас, мы проверим, кто был самым внимательным на прошлом уроке? И кто хорошо повторил материал дома?

3. Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи.

Цель: определить тему и цели урока.

-Прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, хочу предложить вам задание. Возьмите лист №1и закрасьте фигуры, отмеченные точкой.

- Что у вас получилось? (Кошка и собака)

- Сформулируйте тему урока. (Про кошек и собак.)

- Что мы узнаем сегодня на уроке? (Научным языком говорят: Узнаем о породах кошек (собак), узнаем о роли животных в жизни человека)

- Чему научимся на уроке? (Научимся различать породы кошек (собак); научимся бережному и ответственному отношению к домашним животным)

- Что повторим на уроке? (Повторим правила ухода за домашними животными.)

- Что нам помогает на уроке?

Цель: решение поставленной задачи.

- Я предлагаю совершить небольшое путешествие в страну кошек и собак.

- Поднимите руку у кого из вас есть кошки. Вы принесли их фотографии. (Слайд)

- Посмотрите на них. Одинаковые ли они?

- Чем они отличаются друг от друга? (У них разный окрас и разные породы.)


- А как называется это отличие? Почему эти кошки разные?

Доска: порода

- А какие породы кошек вы знаете?

- Мирон у тебя какой породы кошка? (Сфинкс) Назови отличительный признак. А у тебя Ян? (Бенгальская кошка) Назови отличительный признак. А у Никиты, какой породы кошка? (Британская голубая) Назови отличительный признак.

- Какие еще породы кошек вы видите на экране? (Персидская, сиамская, сибирская)

- Отличительным признаком персидской породы является маленький, широкий и курносый нос.

- К отличительным особенностям кошек истинно сиамской породы относится отсутствие переносицы - если посмотреть на животное в профиль, то явно заметно расположение лба и носа практически по прямой линии.

Сибирские кошки относятся к длинношерстным животным. Отличить их от других пород кошек можно по шикарному "воротнику" и пышным "штанишкам".

- Какие породы кошек вы видите на следующем слайде? (Слайд)

- Этих кошек я объединила в одну группу. Как вы думаете почему?

- Откройте учебник на с.84 и среди фотографий найдите название этой кошки.

- Как называется такая кошка? (Домашняя)

- Прочитайте сверху второй абзац текста. Что вы узнали о домашних кошках?

- Какую информацию о породах кошках вы ещё узнали? (На свете около 60 разных пород кошек.)

- Мы с вами увидели и познакомились только с малой частью кошек.

- А для чего нужны кошки?

- Какую работу может выполнять кошка? (Синоптики, ловят мышей, лечат, для общения)

- Вернёмся к целям урока. Каких целей урока достигли? ( Узнали о некоторых породах кошек и о роли в жизни человека, научились различать породы кошек)

Физкультминутка

-Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

Как щенята поскакали,

И за кустиком пропали.

- Какую цель мы ещё не достигли? (О собаках)

- Откройте тетради на с. 58 и найдите задание 2.

- Что нам надо сделать? (Разгадать кроссворд)

- Обратите внимание как пишутся эти слова.

- Назовите отличительный признак дога, пекинеса.

- Что мы определили у собак? (Породу)

- У ребят из нашего класса тоже есть собаки. Давайте посмотрим, какой они породы. (Алексей - немецкая овчарка, Соня - мопс, Денис - кокер-спаниель) Назови отличительный признак. (Слайд)

- А кто знает, как называется эта порода собак? (Беспородная, дворняжка, двортерьер) (Слайд)

- А почему их так назвали? (Это смесь разных собак.)

- Сейчас известно около 400 пород собак. Они отличаются друг от друга размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением и предназначением.

- Я предлагаю вам больше узнать о собаках.

- Давайте разделимся на группы и выполним задание на листе №2. Вспомните правила работы в группе. На эту работу вам отводится 5 минут. За временем буду следить я.

- Послушаем выступление наших групп.

Найдите в атласе-определителе породы собак: немецкая овчарка, колли, дог. Прочитайте и скажите, что у них общего и какого они размера. ( Крупная, служебная.)

Найдите в атласе-определителе породы собак: русская борзая, лайка, такса. Прочитайте и скажите, что у них общего и какого они размера. (Охотничья. Крупные, средние, маленькие)

Найдите в атласе-определителе породы собак: английский бульдог, чау-чау, пекинес. Прочитайте и скажите, что у них общего и какого они размера. ( Декоративная. Крупные, средние, маленькие)

- А что значит декоративные? (Специально выведены для контакта с человеком.)

- Посмотрите на доску и скажите, чем же они еще отличаются друг от друга? (Они разные по размеру и по назначению)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщение представление детей о домашних животных.

систематизировать знания о домашних животных;

познакомить с некоторыми породами кошек и собак их особенностями и роль в жизни человека;

выяснить, как ухаживать за кошками и собаками;

Продолжать развивать мышление: умение сравнивать, анализировать, делать выводы ( логические познавательные УУД);

развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы (коммуникативные УУД)

умение работать с атласом – определителем (знаково-символические познавательные УУД);

способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса, совершенствовать общеучебные умения;

Умение оценивать свою деятельность и других ( регулятивныеУУД)

воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним (личностные УУД).

Планируемый результат:

Должны узнать, отличительные особенности некоторых кошек и собак;

Особенности ухода за кошками и собаками и их роль в жизни людей;

Должны научиться различать несколько видов кошек и собак и пользоваться атласами-определителями, ухаживать за домашними питомцами;

работать в парах, осуществлять самооценку и взаимооценку.

Приветствие

На уроке мы сидим.
Не шумим и не кричим.
Руку тихо поднимем
Если спросят, отвечаем!

На столе в порядке

Книжки и тетрадки.

А ещё необходимо нам внимание:

Без него не получить новые знания.

Повторение материала прошлых уроков

- Скажите, пожалуйста, о ком мы говорили на предыдущих занятиях? (О животных.)

1.Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами строят себе жилище, заботятся о потомстве, называются …

2.Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …

Ребята, давайте вспомним, о ком мы говорили на прошлом уроке.

Посмотрите на картинки и назовите животных. (Морские свинки, волнистые попугаи, аквариумные рыбки, черепаха)

Что их объединяет? (Животные живого уголка)

Для чего содержат этих животных? (Животные живого уголка радуют глаз, создают хорошее настроение, украшают жильё.)

Работа по теме урока

Мордочка усатая, Собой не птица,

Шубка полосатая, Петь не поёт.

Часто умывается, Кто к хозяину идёт,

А с водой не знается. (Кошка) Она знать даёт. (Собака)

- Кто догадался и может назвать тему нашего урока? (ответы детей)

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами, про кошек и собак.

Похлопайте в ладоши те, у кого эти животные есть дома?

- А зачем нужно изучать эту тему? (ответы детей)

- Сначала мы поговорим о кошках. Это самые распространенные домашние животные. А приручили кошек 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.

Полина, ты должна была дома найти определение, кто же такие кошки?

Домашняя кошка — млекопитающее. Ранее домашнюю кошку нередко рассматривали как отдельный биологический вид.

В настоящее время выведено около 200 пород, от длинношёрстных (персидская кошка) до лишённых шерсти (сфинксы).

В разные времена в разных странах по-разному относились к кошкам.

В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если кошка умирала сама, то её оплакивали, осыпали высушенными мышами.

А вот в Европе к кошкам было противоположное обращение, её преследовали, особенно не везло чёрным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.

В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки ловят мышей. Почему бы не приручить полезных животных? Вскоре кошки настолько привыкли к человеку, что стали жить с ним в одном доме.

- А в дикой природе у этих животных остались грозные и могучие родственники. Как вы думаете, кто это? (лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь)

- Кошки из­вест­ны еще и тем, что пред­ска­зы­ва­ют зем­ле­тря­се­ния и из­вер­же­ния вул­ка­нов. По по­ве­де­нию кошки можно пред­ска­зать по­го­ду. Кошки про­яв­ля­ют необык­но­вен­ную чут­кость к своим за­бо­лев­шим хо­зя­е­вам. Они часто устра­и­ва­ют­ся рядом с боль­ным, урчат, поз­во­ля­ют себя по­гла­дить, и тогда боль­но­му ста­но­вит­ся легче.

В наше время кошки вы­сту­па­ют в цир­ко­вых но­ме­рах, на­при­мер, в те­ат­ре Юрия Кукла­че­ва, сни­ма­ют­ся в кино.

- А какие вы знаете породы этих животных?(ответы детей)

5 СЛЕДУЮЩИХ СЛАЙДОВ

Персидские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.

Сибирские - Сибирских кошек природа одарила длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью, чтобы они смогли выжить в суровых условиях сибирской жизни. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.

Голые кошки (сфинкс) - горячие на ощупь, нежные, но сильные и элегантные животные с длинным телом, длинными конечностями и длинным хвостом, но с крепким костяком. Хвост длинный, прямой. Стремление к постоянному общению с хозяином, исключительная ласковость и привязчивость.Отсутствие шерсти дает возможность завести себе любимца даже тем, кто не может себе это позволить из-за аллергии.

Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Прикоснуться рукой к их плюшевой шерстке – одно удовольствие.

Продолжение работы.

Кто же такие собаки?

Соба́ка — домашнее животное, одно из наиболее распространённых (наряду с кошкой) животных-компаньонов.

Собаки известны своими способностями к обучению, любовью к игре.

Выведены специальные породы собак, предназначенные для различных целей: охоты, охраны, тяги гужевого транспорта и другого, а также декоративные породы (например, болонка, пудель).

В дикой природе у этих животных остались родственники. Как вы думаете, кто это? (серый волк, рыжая лиса, голубой песец и др.)

Породы собак, слайды

Работа по учебнику.

- Как вы думаете, сколько всего существует пород собак? (предположения детей)

- Ответ на этот вопрос вы узнаете из последнего абзаца текста на с.84 учебника. (самостоятельное чтение)

- Так сколько пород? (около 400 пород)

СЛАЙДЫ 6 ШТ

- А сейчас послушайте стихотворение Агнии Барто и подумайте, какой вывод можем сделать.

- Какой можно сделать вывод из этого стихотворения? (ответы детей)

- Правильно, ребята. Нельзя забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы всегда в ответе за тех, кого приручили.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы: беседа, работа с учебником, метод иллюстрации, письменные упражнения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Оборудование урока:

ноутбук, карточки для работы в парах, раздаточный материал, рабочие тетради, презентация

Время реализации урока: 40 минут

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.

Давайте повернемся к ним и поприветствуем, улыбнёмся.

Всем доброго дня и хорошего настроения. Начинаем наш урок.

2. Актуализация опорных знаний.

Солнце, гриб, кузнечик, берёза (солнце, так как неживая природа)

Жук, паук, муха, комар (паук, так как не насекомое)

Снегирь, курица, ворона, сова (курица)

Тигр, медведь, аквариумные рыбки, ёж (аквариумные рыбки)

Мы продолжим изучать живую природу, но прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, хочу предложить вам отгадать загадки, а отгадки будем записывать в кроссворд по вертикали.

У меня есть к вам вопрос -

Кто испачкал рот и нос?

Кто в луже целый день сидит?

Хрюкая и жиром заплывая,

Подскажите мне друзья -

Как зовут её –Ответ: Свинья

Молочка дает.Ответ: Корова

Он кудрявый очень, очень,

Стать шашлыком совсем не хочет,

Среди ярок - великан,

Как зовут его?Ответ: Баран

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается,

Доят, но не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерет, а лаптей не плетет.Ответ: Коза

Ест морковку, длинноухий,

Не обидит даже мухи!

В страхе спрячется под столик!

Он похож на зайца!.Ответ: Кролик

Хвост как веер, гордый взгляд,

Не одежда, а наряд,

Пусть завидуют вокруг:

Птица важная Ответ: Индюк

3. Постановка у чебной задачи.

– Про кого были все загадки? (про животных). Посмотрите на нашу запись. Какое слово мы можем прочитать по горизонтали? (собаки)

- Скажите, с кем собаки часто ссорятся? (с кошками)

- Как вы думаете, про кого мы сегодня будем говорить? (про кошек и собак) Слайд 5

- Какие это животные? (домашние). - Какие учебные задачи поставим перед собой? О чём узнаем? (узнаем о породах кошек и собак, научимся различать их, обсудим роль кошек и собак в нашей жизни, будем учиться ответственному отношению к нашим любимцам).

– У нас сегодня будет необыкновенный урок. Я предлагаю совершить путешествие в страну кошек и собак.

- Откройте тетрадь (Выполнение работы в рабочей тетради № 1 стр. 58.)

- Кто у вас получился? У кого дома есть кошки? А что вы знаете о кошках?

4. Открытие нового знания.

- Психологи утверждают: люди, у которых есть кошки, живут дольше и счастливее всех. Слайд 6

– Кошки, самые распространенные домашние животные. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. Кошку считали священным животным.

- Как вы думаете, сколько всего пород кошек насчитывают учёные?

- Точный ответ на этот вопрос вы узнаете в учебнике, если прочитаете второй абзац текста на стр. 84.

- Так сколько пород? (60)

- Рассмотрите рисунки на стр. 84. В чём отличие кошек? (окрас, длина шерсти,

Рассказ о породах кошек. Слайды 7- 8

Большинство кошек, живущих дома ни к какой породе не относятся. Их называют просто- домашние кошки.

Персидские кошки - происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.

Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.

Русские голубые - это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке - удовольствие.

Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы - темная "маска" на мордочке и голубые глаза. Слайд 9

- Ребята, посмотрите внимательно на эту схему. Что вы видите, объясните. Профессии кошек, польза кошек, предназначение, роль кошек в жизни людей. Кошка - друг, врач, охотник, актёр, будильник.

В дикой природе у кошек остались родственники.

- Найдите родственников и соедините на карточке.

Работа в паре:на карточке изображено: кошка,стрелки от кошки к словам: рысь, тигр, крокодил, сова, волк. Проверка.

- А сейчас поговорим о собаках Слайд 10

– Собака - самый верный и самый первый друг, приручённый человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку.

– Как вы думаете, чего больше пород собак или кошек?

- Ответ на этот вопрос узнайте из последнего абзаца текста (400 пород)

- Какие породы собак вам известны?

- По какому признаку построен ряд собак? Слайд 11

Изображены три породы собак: дог, лайка, пекинес. Крупные, средние, маленькие собаки (по размеру).

Самостоятельная работа в тетради стр. 59

- Запишите по одному примеру в каждый столбик)

А ещё чем они отличаются друг от друга? (формой, шерстью, окрасом, поведением, предназначением

Всех собакможно разделить на три большие группы:

Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.

Колли – собака красивая, умная, добрая. В Шотландии она помогает пасти стада овец, Она ласковая, любит маленьких детей.

Ньюфаундленд – большая и сильная собака. Её называют водолазом, потому-что плавает хорошо и ныряет. Их даже специально учат спасать людей. Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.

Такса – чудо-собака. Лапки коротенькие, а туловище длинное – будто червяк на лапах. Зато в лисью нору свободно влезет и лису выгонит.

Пудель – декоративная сообразительная собачка. Чсасто можно

встретить её в цирке. Она кувыркается, через обруч прыгает, танцует.

Кроме породистых есть и беспородные – дворняжки. Это тоже хорошие и преданные собаки.

У вас на парте есть карточки с буквами, попробуйте составить из букв породу собаки. (Работа в парах)

- Прочитайте. (Дог, лайка, овчарка, такса, пудель, колли)

У собак очень много профессий. Слайд 18

1. На севере ездовые собаки перевозят в упряжках людей и грузы.

2. Слепым людям надёжно служат собаки-поводыри.

3. Собаки помогают разыскивать нарушителей закона.

4. Пастухам - пасти стада животных.

5. Охотники используют собак для выслеживания дичи, птиц, зайцев.

6. В военное время собаки спасали раненых, доставляли боеприпасы и донесения.

Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?

И не зря говорят, что человек и его верный друг - собака со временем становятся похожи друг на друга!

5. Включение в систему знаний и повторение.

- А теперь хотелось бы узнать, кто нужнее человеку кошка или собака?

– Кто был приручён человеком раньше? собаки

– Какие домашние животные самые распространенные? кошки

- Какие породы кошек запомнили?

- Приведите примеры пород собак.

- Какую роль кошки и собаки играют в жизни человека?

- Что нового узнали?

- О чём ещё захотелось узнать?

- Выберите смайлик и прикрепите его на доску.

Домашнее задание. Подготовить рассказ о какой-нибудь породе кошек или собак. Выполнить рисунок к рассказу

Читайте также: