Природные зоны евразии 7 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 20.11.12

Предмет: география

Цель урока: 1) Сформировать знания о зависимости природно-зональных особенностях материка от рельефа и климата;

2) Развивать умение давать характеристику природных зон;

3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Оборудование: 1. Физическая карта Евразии. 2. Карта природных зон Евразии.

I . Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II . Проверка домашнего задания.

Бассейн Северного Ледовитого океана (короткие реки Скандинавского полуострова, самый большой бассейн у реки Обь) – смешанный тип питания (снеговое и дождевое).

Бассейн Атлантического океана (дождевое и снеговое питание, в горах – ледниковое; пригодны для судоходства, сильно загрязнены) – относятся реки европейской части – Дунай, Рейн, Висла и др.

Бассейн Тихого океана (муссонный климат, дождевое питание, самый большая длина у Янцзы) – начинаются высоко в горах, к крупным рекам относятся Амур, Янцзы, Хуанхэ, Меконг.

Бассейн Индийского океана (ледниковое и дождевое питание) – относятся реки Инд, Ганг, Тигр, Евфрат, Брахмапутра. Воды рек используются для орошения посевов.

Бессточный бассейн (самая крупная – Волга, на ней 7 крупных водохранилищ; снеговое, дождевое, подземными водами питание) – реки значительной части Восточно-Европейской равнины, Уральских гор, Кавказа, почти всей территории Центральной Азии и внутренних районов Аравийского полуострова – Урал, Волга, Сырдария, Амудария, Иле.

Озера (большая часть на северо-западе материка; тектонические – Байкал (1620 м, - 20% пресной воды, впадают 336 рек), Иссык-Куль, Зайсан, Женевское; реликтовые – Каспий, Арал, Балхаш, Ван, Лобнор; мареновые – Ладога, Онега, Венерн, Веттерн)

Современные оледенения (Исландия, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, север Новой Земли; высокогорья Альп, Кавказа, Тянь-Шаня, Памира, Тибета, Гималаев; самый большой ледник – Федченко (77 кмеликтовые -6 рекоды, Женевское материка; тектонические - Байкал,) на Памире; многолетняя мерзлота на севере Евразии, на Таймыре толщина мерзлоты 1500 м) – северные острова Евразии и высокогорья.

Болота (в Евразии 80% болот земного шара, особенно в Полесье, Мещере, Приамурье, Западно-Сибирской равнине, Колхиде, Прибалтике; торф)

Подземные воды (артезианские – в Западной Сибири, Казахстане, Средней Азии, Монголии; минеральные воды – Северный Кавказ, Карпаты, Южная Европа, Алтай, Тянь-Шань и др., радоновые, теплые источники)

III . Всесторонняя проверка знаний.

А) Ответы на вопросы

1. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)

2. Антропогенный природный комплекс – это (пруды и парки)

3.Какое море бассейна Северного Ледовитого океана почти не замерзает в зимний период? (Баренцево)

4. Биосфера – это (часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами)

5. Часть земной поверхности, которая видна нам вокруг нас на открытом уровне пространства (горизонт)

6. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)

7. Граница тропосферы над экватором располагается на высоте… км (18)

8. Больше всего воздуха в (тропосфере)

8. Первым приблизительно правильно определили размеры Земли (Эратосфен).

Б) Задания на проверку умений.

Распределите предложенные населенные пункты по климатическим поясам и определите их параметры: Тикси, Сингапур, Игарка, Эр-Рияд, Рейкьявик, Бомбей, Лондон, Москва, Шанхай, Афины, Тегеран, Иркутск, Владивосток.

Субарктический: Морской;

Субтропический:

Тропический:

Субэкваториальный

Экваториальный

IV . Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.

V . Объяснение новой темы.

1. Расположение природных зон. В Евразии расположены все климатические пояса Северного полушария. На большей части материка они тянутся с запада на восток. Природные зоны простираются в широтном направлении, начиная с арктических пустынь на севере до зоны тайги, а южнее тайги сменяется не только с севера на юг, но и с запада на восток в виде узких полос.

2. Природные зоны арктического и субарктического поясов.

А) На островах крайнего севера расположена зона арктических пустынь – лето холодное и короткое, зимой -40°С; часто бывают снежные бураны и туманы, острова почти полностью покрываются льдом; растения – мхи, лишайники, водоросли; животные – белые медведи, северный олень, полярные лисицы.

Б) Тундра – природная зона с суровым климатом, на заболоченных почвах которой произрастают мхи, лишайники и карликовая древовидная растительность (растения имеют подушкообразную форму), часто дуют сильные ветры и снежные бураны.

В) Лесотундра – переходная зона, изобилует мхами и кустарниками, из животных встречаются северный олень, лось, бурый медведь, заяц, глухарь. Для этих зон характерна многолетняя мерзлота, но из-за низкой температуры болот мало.

3. Умеренный пояс

А) Тайга – лето сравнительно теплое и продолжительное, распространены хвойные породы деревьев, почва подзолистая, большей части - болотистая; видовой состав деревьев меняется с запада на восток – от сосны и ели до пихты, сибирского кедра и лиственницы. Животные – зубр, лось, марал, косуля, бурый медведь, кабан, на Дальнем востоке – уссурийский тигр.

Б) Зона смешанных и широколиственных лесов – простирается от окраин материка до Уральских гор, а также на побережье Дальнего Востока. В смешанных лесах растут дуб, липа, амурский бархат, дикий виноград и лианы, а из хвойных – корейский кедр и лиственница, ель и сибирская пихта, характерны дерново-подзолистые почвы. В широколиственных лесах – дуб, липа, клен, характерны бурые почвы.

В) Лесостепи и степи – В районах с избыточным увлажнением произрастают дуб, клен и травянистая растительность степей, в районах с суровым климатом – береза, осина, ковыль, пырей. Плодородные почвы – черноземы. Из животных встречается волк, корсак, лисица, много грызунов – суслики, сурки, полевые мыши.

Г) Полупустыни и пустыни – Лето жаркое и сухое, а зима холодная, иногда бывают снежные бури, резко континентальный климат, самые большие амплитуды температур, каштановые и солончаковые почвы в полупустынях, а в пустынях – серо-бурые и сероземы, ксерофиты – засухоустойчивые растения, эфемеры – вегетация в короткие сроки, хамады – каменистые пустыни, такыры – глинистые участки в понижениях почти без растительности; оазисы – бурная растительность в окружении пустынь)

4. Субтропический пояс - жестколиственные вечнозеленые леса и кустарники – лето жаркое и сухое, а зима теплая и дождливая, почвы – желтоземы; субтропические леса, полупустыни и пустыни – сероземы, пустыня Такла-Макан; переменно-влажные леса, в том числе муссонные – Япония, юг Кореи, полуостров Индокитай.

5. Тропики - тропические пустыни – Аравия, пустыни Руб-эль-Хали, Тар; вади – высохшие русла рек; среди растений – колючие кустарники – акация и тамарикс, также финиковая пальма. Из животных встречаются антилопы, онагр – дикий осел, дромедар – одногорбый дикий верблюд, полосатый шакал, гиена, очень много грызунов.

6. Субэкваториальный пояс - переменно-влажные леса и саванны – годовое количество осадков 800 мм, красноземы и каштановые почвы. Растения – пальмировая пальма, ароматное сандаловое, тиковое и саловое деревья. Животные – слоны, тигры, буйволы, обезьяны.

7. Экваториальный пояс - влажные вечнозеленые леса, 40 тыс. видов растений, 300 видов пальм: ротанговая – до 300 м длиной; джунгли – непроходимый густой дремучий лес. Животный мир многообразен. Здесь обитают носороги, дикие быки, многочисленные макаки и гиббоны, орангутанги, тигры и леопарды.

8. Высотные пояса свойственны горным районам, которые занимают около половины территории Евразии; самый нижний пояс соответствует природной зоне, в которой расположены горы, происходит смена поясов с высотой, на уровне 4500-5000 м начинается пояс вечных снегов и льда.

VI . Работа с атласом.

Найти и показать на контурной карте все природные зоны Евразии.

VII . Работа с учебником.

Используя рисунки 37 и 47 в учебнике, сравните высотные пояса Гималаев и Альп, объясните причину их различия.

VIII . Задания творческого характера (задания 3-х уровней сложности)

1 уровень - Как влияет климат на распространение природных зон? Ответ подтвердите конкретными примерами.

2 уровень – Какие природные зоны умеренного пояса наиболее освоены? Объясните причину.

3 уровень – Назовите особенности пустынь умеренного и тропического поясов Евразии, сравните их.

IX . Кроссворд

1) Одногорбый дикий верблюд.

2) Природные зоны внутренних областей полуостровов Индостан и Индокитай в субэкваториальном поясе, где годовое количество осадков не превышает 800 м.

3) Земляной орех.

4) Крупнейшая природная зона умеренного пояса.

6) Растение, характерное для полупустынь.

7) Колючие кустарники, очень часто встречающиеся на Аравийском полуострове.


Содержание материала даёт учащимся представление о природных зонах Евразии. Наглядно представлена общая характеристика каждой из них.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Природные зоны Евразии"

Сегодня на уроке мы поговорим о разнообразии природных зон Евразии. Исследуем и рассмотрим природу самого большого по площади материка.

Любое географическое исследование начинаем с изучения карты. Что можно сказать, глядя на карту природных зон? Широтная зональность в Евразии проявляется очень чётко. На материке располагаются семь географических поясов, которые последовательно (кроме тропического) сменяют друг друга с севера на юг. Природные зоны, входящие в состав географических поясов, сменяют друг друга как с севера на юг, так и с запада на восток. Особенно эта закономерность проявляется в умеренном и субтропическом поясах.

Что послужило этому причиной? Большая протяжённость материка по параллели, что определяет значительные климатические различия приокеанических и внутриматериковых областей. Большую роль во взаиморасположении природных зон Евразии играет рельеф. Распределение по поверхности материка горных систем способствуют быстрой и резкой смене природных зон внутри географических поясов.

Природные зоны Евразии

Евразия располагается в пределах всех географических поясов северного полушария. Это арктический, субарктический, умеренный, субтропический, тропический, субэкваториальный и экваториальный пояса. В каждом из них прослеживаются свои особенности распределения природных зон. Давайте их рассмотрим.


Арктический пояс

В арктическом поясе расположились острова Северного Ледовитого океана и узкая полоса северного побережья материка в азиатской части. Низкие температуры воздуха, почти постоянный снежный покров, оледенение определяют здесь формирование природной зоны арктических пустынь.



Субарктический пояс

Субарктический пояс занимает северную часть Евразии. Большая часть территории пояса занята природной зоной тундры и лесотундры.


Тундра в субарктическом поясе подразделяется на три подзоны: северная тундра, средняя тундра и южная тундра. Северная тундра развивается в наиболее суровых климатических условиях, она покрыта лишайниками и зелёными мхами, которые чередуются с пятнами голого грунта. В субарктической средней тундре умеренные воздушные массы обеспечивают довольно тёплое лето с осадками, поэтому здесь развивается кустарничковая растительность. А вот на самом юге пояса появляется кустарниковая тундра из карликовых берёз, ив и багульника.


Почвы здесь формируются в условиях переувлажнения. Поэтому для тундры характерны тундро-глеевые почвы.

Животный мир тундры беден. Здесь вы сможете повстречать лемминга, песца, увидеть полярную сову, волка, и северного оленя.

Постепенно тундра сменяется лесотундрой, в растительном покрове которой появляются древесные виды: хвойные – это ель и пихта, а также лиственные – берёзы и осины. Под лесотундрой формируются глеево-подзолистые почвы. Помимо тундровых животных здесь вы сможете повстречать бурового медведя, лисицу, куницы.


Умеренный географический пояс


Одним из наиболее сложных по набору природных зон Евразии является умеренный географический пояс. Этот пояс занимает значительную часть территории материка и имеет самую большую протяжённость как с запада на восток, так и с севера на юг.

Самое широкое распространение в умеренном поясе получила лесная растительность. Она занимает всю Западную Европу, северо-запад Восточно-Европейской равнины, северную часть пояса в Западной Сибири, среднюю Сибирь и Дальний восток.


В северной части умеренного пояса лесная растительность представлена тайгой. Тайга – это хвойный лес, в составе которого преобладают ель, пихта, сосна. Под таёжными лесами формируются на западе подзолистые, в Западной Сибири – торфяно-болотные, на востоке мерзлотно-таёжные почвы. Все они отличаются низким содержанием гумуса. Животный мир тайги очень разнообразный.



Особенно большое разнообразие животных в восточной тайге, наиболее характерные её обитатели – лось, соболь, бурый медведь, росомаха, и даже бурундук. Из птиц вы здесь встретите глухаря, дятла и других. В западной тайге обитают лисицы, рыси, волки, совы и синицы.

Через Восточно-европейскую равнину, постепенно сужаясь к Уралу и проходя по Западной Сибири совсем узкой полосой протягивается зона смешанных и широколиственных лесов.


Смешанный лес – это лес, который характеризуется смешением хвойных (ель, сосна, пихта) и лиственных (дуб, клён, вяз) древесных пород. Под смешанными лесами формируются дерново-подзолистые почвы. Животный мир разнообразный: встречаются лоси, дикие кабаны, волки.

Широколиственный лес – это разновидность лиственных лесов, который образован листопадными деревьями (бук, дуб) с широкими листовыми пластинками. Основной тип почв широколиственных лесов – бурые лесные. Населяют леса благородные олени, косули, дикие кабаны, белки, зайцы.

Природная зона лесостепей и степей получила широкое распространение в Восточной Европе и Западной Сибири.


Лесостепь в Евразии характеризуется сочетанием лесных и степных участков.


Как видно на фотографии деревья здесь чередуются с травами. Безлесные участки территории, которые полностью покрыты различными травами, называются степями.


Чернозёмные почвы лесостепей и степей знамениты своим плодородием. Именно поэтому эта природная зона почти полностью распахана. Естественная растительность осталось только в заповедных местах и в местах неудобных для распашки.

В животном мире лесостепей и степей присутствуют как лесные (луговой волк, лиса) – на севере, так и степные (суслик, мыши) – на юге – животные.

Юг центральной части умеренного пояса занят природной зоной пустынь и полупустынь. Стоит отметить, что сухой и жаркий климат в этой природной зоне сказывается на формировании почв, растительного и животного мира.


Почвы полупустынь – светло-каштановые с небольшим содержанием гумуса.


Пустынные песчаные почвы формируются в зоне пустынь.

Животный мир пустынь и полупустынь беден. В основном это либо быстро перемещающиеся, либо ведущие подземный или ночной образ жизни животные. Здесь водятся змеи, ящерицы, верблюды, шакалы, суслики и скорпионы.

Восточная часть умеренного пояса занята природной зоной переменно-влажных лесов. Переменно-влажные леса — это частично листопадные густые тропические леса.


В переменно-влажных лесах преобладают желтозёмные и краснозёмные почвы. Животный мир этих лесов очень богат и разнообразен. Гуляя по лесу, вы можете встретить обезьян, тигра, панду, попугаев. А на берегах рек и озёр водятся цапли и пеликаны.

Субтропический географический пояс


Этот пояс имеет особое географическое положение. Он вытянут по параллели на значительное расстояние – сквозь широкую часть материка. Большая часть поверхности пояса представлена мощными горными системами, где формируется область высотной поясности.


Кроме природных зон пустынь и полупустынь, а также переменно-влажных лесов, здесь на средиземноморском побережье размещается зона жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников. Здесь растут вечнозелёные дубы, сосны, кедры, кипарис и другие.

Почвы в зоне жестколистных лесов – каштановые. Животный мир богат и разнообразен. Здесь встречаются обезьяны, пумы, дикие ламы.

Тропический пояс в Евразии


Тропический пояс в Евразии не имеет сплошного простирания, он представлен на Аравийском полуострове и на юге Иранского нагорья. Для этого пояса характерна природная зона пустынь и полупустынь.

Субэкваториальный географический пояс


Субэкваториальный географический пояс охватывает полуострова Индостан, Индокитай и северную часть Филиппинских островов. Помимо переменно-влажных лесов для этого пояса характерно преобладание природной зоны саванн и редколесий.


Это природная зона покрыта травянистой растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками. Над колышущем полем злаков возвышаются отдельно стоящие акации, под которыми сформированы красно-бурые почвы. Гуляя по саванне, вы встретите стадо жирафов, антилоп, слонов и носорогов. А также хищников, львов и гепардов.


Экваториальный географический пояс

Полуостров Малакка, острова Зондского архипелага входят в состав экваториального географического пояса. Здесь господствуют влажные экваториальные леса – гилеи.


Это многоярусные, очень богатые флорой и фауной леса. Одних только пальм насчитывается более 300 видов, множество древовидных папоротников, бамбуки. На побережья пояса распространены мангровые заросли. Под лесами сформированы красно-жёлтые ферраллитные почвы. Животный мир очень богат и разнообразен. Много обезьян, в том числе человекообразных – орангутангов. В экваториальном поясе живут тигры, леопарды, дикие слоны и другие.


Мы рассмотрели широтное распределение природных зон Евразии. Помимо широтной зональности, на материке есть ещё и высотная поясность.

Наиболее хорошо высотная поясность Евразии выражена в Гималаях – высочайшей горной системе мира, расположенной в Южной Азии. Участки этой горной системы, которые лежат на разных широтах, отличаются по количеству и составу высотных поясов. В Гималаях высотная поясность представлена всеми высотными поясами Земли. Никакие другие горы мира не имеют такого разнообразия ландшафта.



Подведём итоги урока.

Евразия размещена во всех природных зонах Земли. От арктических пустынь до влажных экваториальных лесов.

Почти половину площади Евразии занимают горные территории, где природные условия изменяются с высотой рельефа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке продолжается исследование материка Евразии. Познакомимся с рельефом, климатом, внутренними водами материка.

Тема: Природные зоны Евразии
Тип урока:урок изучения нового учебного материала.

Вид урока: беседа с элементами практической работы.

Цели урока: Образовательная: по окончании урока учащиеся будут уметь: — называть виды природных зон; — объяснять зависимость расположения природных зон от климатических поясов; — соотносить растительность и животный мир, почву с природной зоной; — формулировать тему, цель, задачи, гипотезу, выводы (метапредметные результаты).

Воспитательная: формирование умений бесконфликтного взаимодействия, коммуникативных умений, аккуратности при выполнении работ в таблице, формирование бережного отношения к природе.

Развивающая: развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных факторов, логического мышления и умения лаконично излагать свои суждения, развитие мотивации учебной деятельности.

Методы обучения: — словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа. — наглядные: работа с климатической картой, с картой природных зон, презентация. — практические: работа с картами, с карточками-заданиями.

Формы деятельности: — коллективная — во время рассказа учителя, таблицы, при проверки карточки-задания; — ИДИВИДУАЛЬНАЯ — при заполнении таблицы; — индивидуальная — при работе с картами атласа, при заполнении таблицы, с карточками-заданий.

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся: фронтальный, индивидуальный, коллективный.

Оборудование:климатическая карта мира, карта природных зон, атлас для учащихся 7 класса, карточки заданий, компьютерная презентация, бонусы-фишки.

Термины и понятия урока: материк, климатические пояса, природные зоны, широтная зональность, растительный и животный мир.

Структура урока: 1. Организационный момент 2. Изучение нового учебного материала 3. Закрепление новых знаний 4. Рефлексия 5. Информирование учащихся о домашнем задании 6. Итог урока

Ход урока
Ι. Организационный момент
Дидактическая задача: мотивация и стимулирование деятельности учащихся, актуализация необходимых знаний.

ΙI. Изучения нового учебного материала (20 мин)

Дидактическая задача: формирование новых понятий и способов действий.

Форма деятельности: коллективная

Метод обучения: словесный (рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа)

Тема: Природные зоны Евразии

Доброе утро, ребята!

У: Всегда с завистью смотрю на 7-клашек, которые приходят ко мне на урок. Потому что в 7 классе самый интересный курс географии. Вспомните свой первый урок – весь мир для вас был таким же белым пятном, как эта контурная карта. Сейчас это, наверно, не так.

Все это на планете Земля.

Какие планеты знаете еще? (Юпитер, Марс, Сатурн)

Чем Земля от них отличается? (биологической жизнью)

С жизнью на каких материках вы уже познакомились?

Сейчас мы продолжаем исследовать материк Евразия. Познакомились с рельефом, климатом, внутренними водами материка.

А хорошо ли вы знаете изученные ранее компоненты? Проверим

3.Проверка домашнего задания

Игра “Знаешь ли ты Евразию”

А) Какие горы лежат севернее Уральские или Карпаты?

Б) Какой полуостров расположен восточнее – Аппенинский или Балканский?

В) Какое море не замерзает благодаря притоку теплых вод Северо-Атлантического течения – Карское или Баренцево?

Г) Где в Евразии сосредоточены большие запасы нефти и газа в Западной Сибири или на Памире?

Д) Пустыня Руб-эль-Хали находится на полуострове Аравийском или Пиренейском?

Е) Самое влажное место на Земле находится в Европе или Азии?

Ж) На климат Европы самое большое влияние оказывает океан Атлантический или Северный Ледовитый?

Молодцы, поставьте себе в оценочном листе за каждый правильно ответ балл

3. Подготовка к усвоению нового материала.

1. Беседа с учениками:

Я предлагаю вам продолжить путешествие по этому материку и провести исследование – каков же в Евразии растительный и животный мир.

Скажите такие компоненты, как - рельеф, Климат, Воды, Почвы, Растения, Животный мир формируют… Правильно – ПРИРОДНЫЕ комплексы(СЛАЙД 4)

А крупный природный комплекс,…. отличающийся общностью компонентов природы: климата, рельефа, растительного и животного мира, почвы, внутренних вод - Природная зона.

Исследователям-ученым за великие достижения дают звания: профессор 5, доцент 4, магистр 3.

Мы эти звания получим в зависимости от набранных вами баллов за хорошие ответы.

Любое исследование начинается с определения темы и цели – что исследуется и зачем.

Что мы будем исследовать? (материк Евразия)

Зачем мы его исследуем? (определить природные зоны материка)

Это и есть цель. Как мы можем с вами ее достичь? Какие шаги нам надо проделать? Это в исследовании называется задачами – какими путями мы можем решить поставленную нами цель.

Задачи: 1) определить, какие климатические условия на материке;

Что необходимо растительному и животному миру? (тепло и влага)

От чего зависит поступление на Землю тепла? (от угла солнечных лучей) Формируется Широтная зональность.

От чего зависит поступление воды на Землю? (от удаленности от океанов) Какой материк нам может помочь? Почему? (Северная Америка. история развития одинаковая – Лавразия)

2) выяснить, как живая природа может приспособиться к этим климатическим условиям;

3) определить растительный и животный мир Евразии.

Что вы можете предположить на данный момент: богат и разнообразен ли растительный и животный мир Евразии?

Существует гипотеза – если разнообразны климатические условия, то богат и разнообразен растительный и животный мир.

Евразия расположена во всех климатических поясах северного полушария, поэтому в ее пределах есть все типы природных зон Земли: от арктических пустынь до влажных экваториальных лесов.

Форма деятельности: коллективная Метод обучения: практический (работа с учебником, с картами)

Поставив перед собой задачи, можно переходить к их решению, к самому исследованию. Во время исследования всегда ведутся записи. Мы будем вести их в виде таблицы, она у вас на столах. Нам понадобятся атласы.

В путь. Исследование начнем с севера. Что мы видим на слайде, в каких условиях оказались?

Какой климатический пояс? В каком виде земная поверхность? (каменистая) Почему? Какие растения могут выжить? (примитивные, многолетние)

Какие животные могут здесь выжить? (толстый слой жира, пушистый мех, белые). Почему белый медведь не питается пингвинами? Как называется данная ПЗ? (арктическая пустыня) Все записали

Спускаемся к югу. Что мы видим на слайде. Какой климатический пояс? Почему много болот? Много осадков? (Многолетняя мерзлота, малое испарение из-за низких температур). Какие растения могут выжить? (примитивные, многолетние, стелющиеся, карликовые) (сильные ветры)

Какие животные могут здесь выжить? (толстый слой жира, пушистый мех, раздвоенные копыта, мелкие). Как называется данная ПЗ? (тундра)

Едем дальше к югу. Какой климатический пояс? Умеренный пояс – нормальное количества тепла и влаги – появляются деревья. Какие могут выжить? (хвойные) Почва мало плодородная – подзолистая.

Какие животные? (темный окрас шерсти, крупные). Как называется данная ПЗ? (тайга)

Но почему на данной территории чередуются разные цвета? Здесь не только широтная зональность, но и удаленность от океана.

Под влиянием какого океана Евразия больше всего находится? Почему? Запад получает больше осадков, поэтому там произрастают влаголюбивые растения – смешанные и широколиственные породы деревьев. К востоку осадки уменьшаются – формируется природная зона степи

(СТИХ) на фоне стиха СЛАЙДЫ чередования степей.


Едешь, едешь - степь, да небо


Точно нет им края, И стоит вверху над степью, слайд14 Тишина немая Нестерпимою жарою Воздух так и пышет Как шумит трава густая слайд 15 Только ухо слышит.

Запомните – степи, это безлесые участки (слайд) А как называются степи на материке Северная Америка, В Южной Америке?

Растения и животные степи занесити в таблицу (Слайд) 17-18

Затем в центре материка формируется природная зона пустынь.

Слайд (запишите растения и животных этой природной зоны)

Форма деятельности: индивидуальная. Метод обучения: практический (работа с картами и таблицей)

Рассмотрите оставшиеся ПЗ самостоятельно, заполняя таблицу.

Взаимопроверка по слайдам на доске

-Итак, ребята, мы с вами узнали весь набор ПЗ материка Евразия. ( СЛАЙД)

Любое исследование заканчивается выводами – к чему мы пришли. Вспомним нашу гипотезу. (если разнообразны климатические условия, то богат и разнообразен растительный и животный мир) Подтверждается ли она?

Как думаете сейчас это разнообразие увеличивается или уменьшается? Почему? Какая ПЗ полностью изменена? Почему?

-Ребята, а знаете ли вы, в какой ПЗ расположена наша с вами малая Родина, Брянская область

-Смешанные леса (ответы детей)

- А богата ли наша территория лесом? (ответы детей)

-А сейчас послушайте стихотворение и попробуйте, пожалуйста, ответить

- Какое явлении описал автор? СЛАЙД 29

Кто-то ночью утащил лес,

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где-же прячется птица и зверь!

И куда ж за грибами теперь?

- Итак, какое явлении описал автор? (Чрезмерная вырубка леса) СЛАЙД 30

-Кто занимается вырубкой леса? (человек) Слайд - 31

-К чему может привести чрезмерная вырубка леса? ( Уничтожению леса. Не будет леса, не будет и живущих в нём животных, уменьшится количество выделяемого им кислорода, которым дышит всё живое на Земле.) СЛАЙД 32-33

-А можно защитить лес, и живущих в нём животных, от исчезновения? (создавая особо охраняемые территории) СЛАЙД 34-35

Музыку закончить!

- Какие территории являются особо охраняемыми? (Заповедники, заказники, национальные парки)

Читаю я - Давайте дети, к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь и птица

И доверяли повсюду нам, как самым верным своим друзьям!

ΙII. Первичное закрепление новых знаний (5 мин) Дидактическая задача: формирование применения понятий и способов действий. Форма деятельности: индивидуальная Метод обучения: практический (работа с картами и карточками-заданиями)

Чаще всего по выводам пишутся письменные отчеты. У нас это будет в виде карточек-заданий. Заполните пропуски Нужно вставить слова в пропуски.

Самопроверка по слайду 38

ПЗ Евразии …(более, менее) разнообразны, чем на других материках Земли, так как… (более, менее) разнообразны …. Самая обширная ПЗ — …. Степи и пустыни умеренного пояса расположены в … материка, так как эти территории удалены от … Полностью изменены человеком ПЗ — …., потому что имеют…… почву. Многие растения и животные внесены в Красную книгу, например……

V. Информирование учащихся о домашнем задании (1 мин)

1. Составить прогноз антропогенных изменений в каждой зоне, предложите меры по охране ее природы.

2. Параграф 50, стр.292-297

3. По выбору составить кроссворд на любую природную зону.

Итог урока (2 мин) Оценивание. Кто набрал больше всего бонусов? – профессор, далее доценты и магистры.

IV. Рефлексия (2 мин)

Ребята, наш урок заканчивается

Что нового мы с вами узнали в ходе своего исследования?

-А сейчас, ребята поднимите, смайлик, соответствующий вашему настроению по окончанию урока. (Слайд СМАЙЛ 40)

Я очень рада, что у вас у всех сохранилось хорошее настроение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: рассмотрение общих особенностей размещения природных зон Евразии, подтвердить проявление широтной зональности; ознакомление учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира арктического, субарктического и умеренного поясов; формирование эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Вид урока: беседа с элементами практической работы.

Методы обучения:

— словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа

— наглядные: работа с с картой природных зон, работа с группой ( с карточками – заданиями).

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся: фронтальный, индивидуальный, коллективный.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

1) Дайте общую характеристику рек Евразии

План описания реки: 1. В какой части материка течет река?

2. Где берет начало река? Куда впадает эта река?

3. В каком направлении течет река?

4. Объясните зависимость характера течения рек.

5. Определите источники питания реки.

6. Каков режим реки и как он зависит от климата?

2.Проверка пройденного материала

Какие реки относятся к бассейну Тихого океана?

1. Ганг, Амур, Дунай

2. Янцзы, Хуанхэ, Волга

3. Лена, Енисей, Амур

4. Хуанхэ, Янцзы, Амур

Какие реки относятся к бассейну Индийского океана?

Какие реки имеют ледниковое питание?

Какие реки относятся к бассейну внутреннего стока?

1. Амударья, Амур, Сырдарья

2. Волга, Лена, Амударья

3. Волга, Амударья, Сырдарья

4. Енисей, Лена, Амур

В каком озере есть и пресная, и соленая вода?

Укажите самое глубокое и самое большое озера мира

Мы повторили домашнюю работу и знаем, что такое климатический пояс, природная зона. Сегодня мы на уроке поговорим о природных зонах Евразии.

Изучение нового учебного материала

Учитель географии: — Наше путешествие мы начнём с географической разминки. Давайте вспомним, что называется природной зоной?

Дети: Природная зона — это природный комплекс.

Учитель географии: — Что представляет собой природный комплекс?

Дети: Природный комплекс — совокупность природных компонентов одной территории или другими словами называется географическим комплексом.

Учитель географии: — Природный комплекс — это сочетание природных компонентов, каких? Перечислите природные компоненты.

Дети: Природные компоненты — климат, рельеф, вода, животный мир, растительный мир, почвы.

Человек взаимодействует со всеми природными компонентами, влияет на их изменение

Учитель географии: Каким образом?

Дети: Распашка земель, строительство каналов, создание водохранилищ.

Учитель географии: Ребята, а как называется природный комплекс, подверженный изменению в результате хозяйственной деятельности человека?

Дети: Антропогенный природный комплекс

Учитель географии: Назовите и покажите на карте какие природные зоны Евразии вам уже знакомы?

Дети: выходят к доске и показывают зоны

1) распределите природные зоны с севера на юг (ребята прикрепляют номера по порядку с севера на юг соответствующим зонам)

Евразия расположена во всех климатических поясах северного полушария, поэтому в ее пределах есть все типы природных зон Земли. Как правило, зоны вытянуты с запада на восток.

Почему происходит такая смена природных зон?

Дело в том, что сложное строение поверхности материка и циркуляция атмосферы определяют неравномерное увлажнение разных его частей. Из – за этого зональная структура сильно усложняется, многие зоны не имеют сплошного распространения. Подобно Северной Америке, Евразия наиболее вытянута с запада на восток в умеренных и субарктических широтах, поэтому зоны этих поясов занимают большую часть материка.

Также здесь есть области высотной поясности – смена природных зон и ландшафтов в горах по мере возрастания высоты над уровнем моря.

Горные территории занимают почти половину площади материка. Наиболее отчетливо высотную поясность можно наблюдать на южных склонах Гималаев, обильно увлажненных муссонами, а также на южных склонах Альп.

Работа учащихся в группах

Предлагаю изучить природные зоны Евразии самостоятельно, работая в группах (выдаются карточки с заданиями)

Сейчас вы должны будете выбрать в каждой группе лидера, спикера и таймера. Результатом работы каждой группы будет заполнение таблицы, карточки, и выступление спикера.

Ну вот, теперь можно отправляться в путь. У вас на столах географические атласы, путеводные листы, а также таблица природных зон (частично не заполненная). Вам необходимо воспользовавшись путеводным листом, климатической картой и картой природных зон составить краткое выступление, характеризующее предложенную природную зону. На выполнение работы по путеводным листам вам даётся 7 минут +3 минуты (на обсуждение в группе).

Каждой команде в течение 3 минут предстоит презентовать свою природную зону. В это время представители остальных команд должны очень быстро и кратко заполнять таблицу. Записываем самое важное из представляемого материала.

Поверка усвоения материала

В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон? (На материке Евразия, в отличие от других материков, размещены все природные зоны).

Назовите причину смены природных зон на материке Евразия. (Основной причиной смены природных зон с севера на юг на материке является изменение количества поступающего тепла по мере удаления от экватора – широтная зональность, и уменьшение количества влаги в умеренном поясе по мере удаления от Атлантического океана – в связи с западным направлением воздушных масс происходит изменения в климате)

Итог урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся с природными зонами Евразии

– Взгляните на карту природных зон, назовите природные зоны материка

– Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку?

Читайте также: