Природа источник здоровья конспект урока

Обновлено: 26.07.2024

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

1. Развивать умение у детей устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями.

2. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

3. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

4. Формировать у детей представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ёё.

5. Способствовать умению самостоятельно участвовать в проведение экспериментов, опытов.

6. Воспитывать бережное отношение к природе ответственность и заботу за свое здоровье.

7. Воспитывать стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Ход Образовательной деятельности:

I. Организационный момент:

В. : - Добрый день дорогие ребята! Мне приятно увидеть всех вместе.

- А сейчас давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Вдохните и выдохните…

Выдохните все обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них!

- Свежесть и красоту белого снега;

- Всю нежность первых весенних цветов;

- Жажду знойного лета;

- Лёгкое шуршание последнего падающего листочка…

В. : - Что такое природа-? (это всё, что окружает нас).

Человек –часть природы и вне её жить не может.

В. : - Но важно знать, что есть живая и неживая природа.

- Как вы думаете, что мы можем отнести к живой природе, а что к неживой. А поможет нам в этом разобраться небольшая игра.

В. : - Обратите внимание на доску. Она разделена на две части. С одной стороны находится живая природа, а с другой неживая. На столе разложены карточки с изображением. Давайте попробуем распределить их на примеры живой и неживой природы.

Человек - солнце

В. : - Вы отлично справились с заданием.

- Ребята, что вы считаете самым ценным для человека?

- Да, это, конечно же - здоровье.

- Что такое здоровье?

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.

В. : - Какие вы знаете выражения, связанные со словом здоровье?

- Береги здоровье смолоду

- «Здоровье всего дороже.

Быть здоровым – это желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровье помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.

В. : - Как природа влияет на здоровье человека?

- В природе много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора.

Кто же это? Сейчас мы узнаем?

В. : - Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома?

(Нужен свежий воздух). Вот он первый доктор.

-Какое значение для здоровья человека имеет воздух и растения? (рассказ детей).

В любое время года: в выходные дни, в каникулы, во время отпуска миллионы людей отправляются в лес, на луг, к морю. Отдых в природе снимает усталость, восстанавливает силы и бодрость, создаёт хорошее настроение.

Все растения – настоящая фабрика чистого воздуха. Не было бы растений, не было бы жизни. Для людей и животных необходим кислород. При дыхании живые существа поглощают его из воздуха, а выдыхают углекислый газ.

После душных городских улиц, дыхание в природе приносит радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. При закаливание воздухом человек меньше болеет простудными заболеваниями.

В. : - Солнце и воздух, укрепляет наш организм.

Если человек долгое время без солнечного света, он быстро утомляется, плохо себя чувствует, у него могут развиться опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека.

В. : – А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить?

– Почему вода полезна для здоровья? (высказывание детей)

- Вода – это жизнь.

Вода – составная часть нашего питания. На одного человека нужно 250 литров воды в сутки. Она оказывает благоприятное влияние на все органы человека, особенно на нервную систему. Вода широко используется для закаливания организма.

В. : - Где можно встретить этих докторов? (В природе).

- Удивительное свойство природы. - Это её красота. Многообразие звуков, красок, форм природы. И это вызывает у нас радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. Поэтому удивляйтесь и радуйтесь солнышку, пестрокрылой бабочке, хрустальному роднику и маленьком цветку.

В. : - Но не только природа оказывает влияние на здоровье человека, порой и человек нарушает законы природы, тем самым плохо влияет на здоровье.

В. : - Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

Если я приду в лесок,

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок,

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок,

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет,

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да).

Человек – часть природы.

В. : - Только вот беда: не всегда люди понимают, что, охраняя природу – они сохраняют своё здоровье.

В. :- Опасная (Экстремальная) ситуация- это ситуация, которая угрожает жизни, здоровью человека, его имуществу или природной среде.

Из средств массовой информации известно немало случаев, когда человек оказывается один на один с природой и свою жизнедеятельность ему необходимо поддерживать самому, без посторонней помощи.

Какие знания и умения потребуются, чтобы выжить в опасных ситуациях?

- устроить ночлег и укрытие от непогоды,

- добыть питьевую воду,

- обеспечить себя пищей,

- уметь ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении,

- а при необходимости подавать сигнал бедствия.

- Какие временные укрытия можно построить из подручных средств?

(навес, заслон, шалаш, снежная пещера, снежная траншея).

- Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.

- Для чего необходим костер? (для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, подачи сигналов бедствия, отпугивания зверей, комаров).

- А что делать, если нет спичек или зажигалки? (Огонь добывать при помощи огнива, кремня и трута; в качестве трута можно использовать: сухой мох, мелко раздробленную кору. В качестве кремня может служить твердый камень, огнива (или кресала) – лезвие ножа или любо стальной предмет. Камень следует держать как можно ближе к труту, ударяя кресалом так, чтобы искры падали на середину трута, когда трут начнет потихоньку тлеть, нужно раздуть это тление до появления огня. В солнечный день можно добывать огонь с помощью увеличительного стекла. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика).

- Какое еще одно условие для поддержания жизни вы знаете?

Опыт очистки воды:

- Ребята, можно ли использовать для питья воду из водоемов?

– природную воду, кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьев, перед употреблением необходимо очистить и прокипятить. Воду можно продезинфицировать марганцовкой, сделав бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа;

можно использовть5-ти процентную спиртовую йодную настойку 2-3 капли йода на 1 литр воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение одного часа.

- А что делать, если по близости нет источника воды, как ее можно добыть?

– можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив в него камешек и туго завязав его у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу. Для этого надо с вечера уложить кучу мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем соберется вода.

В. : - Что еще необходимо человеку для поддержания сил? (пища).

- Что можно употреблять в пищу?

–Растительная пища тоже способна в течение длительного времени поддерживать жизнедеятельность человека (малина, смородина, черника, брусника, клюква, земляника. Съедобны молодые побеги тростника, внутренний слой коры молодых деревьев, почки березы, липы).

- Какие правила безопасности необходимо при этом соблюдать?

В. : - Что еще необходимо знать и уметь в ситуации вынужденной автономии?

– правильно подавать сигналы бедствия.

- Вы знаете, как можно подавать сигнал?

Средством сигнализации может служить яркая одежда.

Международные сигналы можно вытаптывать на снегу или выкладывать из веток деревьев, камней.

Дымовые сигнальные костры. Дыма будет больше, если в костер добавить свежую траву или сырой мох. Ночью для сигнализации используют электрический фонарь или яркий костер.

Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами)

Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу)

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).

III. Подведение итога

1. В лес с собой надо брать:

2. Костё р надо разводить:

3. Ветки для костра надо:

- ломать с живых деревьев

- подбирать с земли

4. Прежде чем уйти, костёр надо

- оставить в лесу

6. Что не разлагается в почве:

7. Грибы надо есть:

8. Увидев ежика, надо:

- взять его домой

9. Как собирать в лесу ягоды:

- срывать веточки с большим количеством ягод

- рвать по одной только спелые ягоды

10. Увидев гнездо в траве, надо:

- поглажу, покормлю птенцов

11. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо:

- слушать громкую музыку

- вести себя тихо и сдержанно

В. : - О каких трёх факторах вы узнали?

- А ещё что нового вы узнали?

- Я думаю, вы сможете правильно поступать в опасных ситуациях

Наше здоровье зависит прямиком от природы.

Ведь от чего зависит трудоспособность человека и продолжительность жизни? От воздуха, которым мы дышим, от еды, от среды в которой живём

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : "Природа - источник здоровья"

Направление внеурочной деятельности : спортивно-оздоровительное.

Форма организации внеурочного занятия : виртуальная экскурсия.

  • формирование представлений о здоровье;
  • воспитывать экологическую культуру;

· прививать в детях привычку вести здоровый образ жизни через общение с природой,

· познакомить с правилами поведения во время экскурсии на природе.

  • развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.

· воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру;

· расширять знания детей о полезных свойствах деревьев и растений;

· актуализировать особенности природы родного края.

Ход внеурочного занятия:

Организационный момент

Приветствие. Дети рассаживаются за столы с названием своей команды (группы организованы заранее (4 группы по 7-8 человек), ребята выбрали название своей команды).

- Здравствуйте, ребята. Говорить друг другу здравствуй – это, значит, желать здоровья. Здравствуйте! Говорят при встречах, желая здоровья, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.

Подготовка к основному этапу занятия

- И мы с вами встретились непросто так. Вчера мы выяснили, что нас связывает любовь к сказкам, а сегодня мы узнаем еще лучше друг друга, я расскажу, чем можно заниматься в свободное время.

И прежде предлагаю посмотреть видеофрагмент. Внимание на экран.

(видео о природе)

- Посмотрите, какая красота. Как вы думаете, где это мы можем увидеть? (ответы детей – вокруг нас, в Севастополе, в Крыму) Конечно, это край, где мы с вами живем. Это природа нашего родного Севастополя и его окрестностей.

- Вы, наверно, догадались, чем же ещё можно заниматься в свободное время? Конечно, ближе знакомиться с природой родного края, ходить на экскурсии, в походы, отдыхать на свежем воздухе.

- Я думаю, вы со мной согласитесь, для того чтобы узнать родной край ближе, нужно здоровье. Здоровье - это здоровый образ жизни.

Проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Основной этап.

Во время экскурсии мы с вами будем делать остановки, выполнять задания.

(отправление на экскурсию - на экране идущие в поход люди)

1 остановка "Ориентирование". Маршрут.

Ребята, что нам нужно для успешной экскурсии, похода? (карта и компас)

На столах и на экране карта.

Посмотрите внимательно на карту. Нам нужно из пункта А добраться в пункт М (место назначения). Путь должен быть быстрым и, самое главное, безопасным, а мы посетить достопримечательности нашего края, отмеченные на карте, выбрав минимальное и безопасное расстояние между пунктами.

(ребята в группах совещаются и решают, какой путь они выбрали, капитаны объясняют, почему такой выбор, чей маршрут лучше и почему, делаем вывод)

2 остановка "Спортивная"

- Ребята, как вы думаете, каким людям легче идти в далекий путь? Занимающимся спортом или сидящим за компьютером? Конечно, занимающимся спортом. Поэтому по утрам нужно делать зарядку! Кто сегодня ее делал? Отлично, но большинству из нас будет тяжело. Для того чтобы нам было легче идти по горам и равнинам, оврагам и холмам, нужно немного размяться.

3 остановка "Оздоровительная" "Распредели растения по группам"

- Закройте глаза и представьте, какая красота вокруг нас: птички поют, солнышко пригревает, зеленые поляны, высокие горы, стрекочут кузнечики, нам тепло, уютно, дышится легко, какой чистый воздух. Откройте глаза. Скажите, пожалуйста, почему на природе: в лесу, в горах, на море - дышится легче, чем в городе? (ответы детей). Конечно, много разнообразных деревьев, кустарников, трав.

- Деревья - это легкие планеты. Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей, они очищают воздух, вырабатывают кислород, сохраняют окружающую среду)

Давайте выполним следующее задание. Ваша задача - р аспределить растения по группам. Команда ______ будет выбирать лиственные деревья, команда ________ - хвойные деревья, команда _______ - кустарники, команда ___________ - травы.

(на стикерах написаны растения, деревья и травы, каждой команде нужно выбрать только заданное). Музыка.

Проверка на экране.

4 остановка. Привал.

Мы с вами дошли до места назначения. Разве можно оставлять после себя мусор на природе? ( на экране поляна с мусором ).

Чтобы вокруг нас было чисто, растения и животные не погибли, нам нужно стать лесными спасателями.

И так как мы с вами спасатели, задание каждой команде - создать запрещающий знак для посетителей леса, для этого вам нужно собрать пазл из деталей, которые вы видите у себя на столе (не рвать цветы, не разорять гнезда, не мусорить, не рубить деревья, не разжигать костер в неположенном месте) ).(пазлы прикрепляются на доску, чтобы видели остальные участники) Музыка. ( на экране - чистая поляна

Вот теперь мы можем расположиться на привал.

Обобщение и систематизация информации

- Что интересного узнали сегодня на экскурсии? Какие знания и умения вам понадобятся для следующего выхода на природу?

- Как повлияла экскурсия на ваше настроение?

- Так что же нужно делать, чтобы быть здоровым?

На столах для каждого участника сегодняшнего мероприятия лежит ладошка. Каждый палец – это позиция, по которой вы выскажете своё мнение, прикрепив стикер на тот пальчик, который соответствует цвету. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – стикер не прикрепляйте.

Большой – для меня тема была важной и интересной – розовым.

Указательный – узнал много нового – жёлтым.

Средний – мне было трудно – зелёным.

Безымянный – мне было комфортно – синим.

Мизинец – для меня было недостаточно информации – оранжевым

Ладошки оставьте на столах.

- Ребята, нам было тяжело идти, но интересно, а также рядом были друзья, которые поддерживали нас в трудную минуту, радовались вместе веселым моментам. Ну а какое же путешествие без песни. (вместе поем песню)

- Я благодарна вам за проведенное время на свежем воздухе. Советую бывать больше на улице, у моря, ходить на экскурсии и походы. Будьте здоровыми! Спасибо за общение!

Остановка "Интеллектуальная"

Задача. В сутки авто­мобиль способен выбросить в воздух при­мерно 20 кг выхлопн ых газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?

Задание для 2-й группы.

3. Задача. Для образования в природе слоя почвы толщиной 1 см требуется, по подсчетам ученых, 400 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 5 см?

Задание для 3-й группы.

Задача. Сейчас охота в наших лесах запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц в общем запрещена охота?

Задание для 4-й группы.

Задача. Сова уничтожает за год 1000полевых мышей. Сколько килограммов хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 кг зерна?

Материал данного занятия подходит для внеклассной работы в школе или для проведения воспитательного часа в детских домах. Рассчитано занятие примерно на школьников с 5го по 7й класс, то есть возраст от 11 и до 13ти лет.

Оценить 1306 0

"Природа и здоровье человека"

Цель:выявить взаимосвязь между природой и человеком.

формирование представлений о здоровье;

воспитание экологической культуры;

развитие познавательной активности детей, чувства уважения к окружающему миру.

I . Организационный момент.

Кричите там, где это нужно,

Кричите громко, дружно, дружно!

- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему………

- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой………

- При встрече через много лет вы крикнете друзьям……..

- И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…………..

- И вы запомните совет: дарите всем друзьям………….

- Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы………..

II . Введение в тему.

- Ну вот, поздоровались, настроились на работу. Теперь посмотрите на эти картинки.

(На доске (либо на экране ноутбука) картинки: Ребёнок, солнце, вода, лес, небо. Ребёнок в центре, другие картинки вокруг)

- Что вы видите, ребята? Как вы думаете, почему ребёнок в центре? Правильно, солнце, вода, лес и воздух - это всё природа, а ребёнок, то есть человек - царь природы. Влияет человек на природу? Да, но, к сожалению, не всегда положительно. А природа может оказывать влияние на человека? Да, может. И от всех нас зависит, положительное это будет влияние или отрицательное.

Делаем вывод: Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья! Думаю, многие из вас слышали подобное выражение.

III . Основной материал.

А) Здоровье. Как вы считаете, что для человека ценнее всего? Правильно, здоровье. Есть даже такое мудрое выражение: "Береги здоровье смолоду" Почему мы считаем здоровье ценным для нас? Потому что его невозможно купить ни за какие деньги, если утратил. Восстановить в некоторых случаях можно, но на это уйдёт много времени, сил и, конечно же, денег. А если вы следите за своим здоровьем, бережёте его, укрепляете и закаляете, то проживёте долгую и счастливую жизнь.

Быть здоровым – это естественное желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровья помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

Б) Солнце. В природе много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто же это? Сейчас мы узнаем? Давайте снова обратимся к картинкам, с которых мы начали наше занятие. Скажите, какое положительно влияние на нас оказывает солнце. Оно является источником витамина D . Этот витамин очень важен для нашего организма, он заряжает нас энергией. Без этого витамина человек чахнет и впадает в апатию. Долго без солнца мы не можем жить.

Солнце укрепляет организм человека. Особенно хорошо понимают это те, кто живёт на севере, где зимой круглые сутки – ночь. Если человеку приходится быть долгое время без солнечного света при его недостатке, он быстро утомляется, начинают плохо себя чувствовать, у него могут развиться некоторые очень опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека. Даже когда солнце закрыто облаками, его лучи проходят сквозь них и оказывают благоприятное влияние.

При этом мы не должны забывать, что всё хорошо в меру, а долгое пребывание на солнце может привести к солнечному удару или ожогам на коже.

В) Вода. Чем же полезна для нас вода? Это основной источник питания. Воду чистую полезно пить утром натощак и вечером перед сном, она помогает очищать организм от вредных веществ. На воде мы готовим пищу, водой умываемся, моемся, стираем себе вещи, моем посуду и с её помощью делаем уборку в квартире, что тоже немаловажно для нашего здоровья. Выражение "Чистота - залог здоровья" это подтверждает. Вообще вода питает всё живое вокруг, без неё не было бы жизни на земле, она и занимает большую площадь территории земли. Даже организм человека на 80 % состоит из жидкости.

Г) Воздух. Осталось две картинки, они взаимосвязаны. Кто ответит что их связывает. Правильно, воздух. Какое отношение имеет лес к воздуху? Мы поглощаем кислород и выдыхаем углекислый газ, а деревья наоборот поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. Поэтому лес и растения для нашего организма имеют большое значение.

В любое время года: в выходные дни, в каникулы, во время отпуска миллионы людей отправляются в лес, на луг, к морю. Отдых на природе снимает усталость, восстанавливает силы и бодрость, создаёт хорошее настроение.

Огромное разнообразие растений – настоящая фабрика чистого воздуха. Не было бы растений, не было бы жизни. Для людей и животных необходим кислород. При дыхании живые существа поглощают его из воздуха, а выдыхают углекислый газ. Расход кислорода огромен. А между тем состав воздуха не меняется, в нём остаётся достаточно кислорода для дыхания.

После душных поселковых улиц дыхание в природе приносит истинное наслаждение. Вместе с чистым воздухом в наш организм как бы входят новые силы. Воздух полезен ещё и тем, что является активным закаливающим фактором. Закаливание воздухом делает человека менее восприимчивым к простудным заболеваниям.

Д) Красота. Какую роль, по вашему мнению, играет маленький цветок в жизни человека?

Вот и вспомнили вы ещё об одном удивительном свойстве природы. Это её красота. Многообразен мир звуков, красок, форм природы. И это вызывает у нас радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. Поэтому удивляйтесь и радуйтесь солнышку, пестрокрылой бабочке, хрустальному роднику и маленьком цветку.

Это далеко не всё о том, как влияет природа на здоровье человека, как добра она к нему. Вы, наверное, ещё много сможете рассказать об этом.

Е) Экология.

Человечество – лишь незначительная часть природы. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Только вот беда: не всегда люди понимают, что охрана природы – это необходимое условие сохранения его здоровья.

Сегодня много говорят про плохую экологию и по телевизору показывают, и в газетах пишут, что надо её исправлять. Так, что же такое экология?

Живая и неживая природа тесно связаны между собой. Их взаимодействие друг на друга и изучает наука – экология.

Вспомните какое пагубное влияние оказывает человек на леса - источник чистого воздуха. (Пожары, вырубка, вытаптывание растений, уничтожение животных, загрязнение) Чем меньше растительности, тем меньше кислорода. Сами же люди и страдают при этом.

Так же и с загрязнением воды. Некоторые водоёмы до такой степени испорчены, что не пригодны для употребления, в них вымерла вся живность. В больших городах вообще в связи со множеством машин и заводов, которые своим выхлопом загрязняют воздух, проблема с кислородом. Из-за грязного воздуха разрушается озоновый слой, который защищает нас от палящих лучей солнца.

Губительно действуя на природу, человек, прежде всего, губит себя, своё здоровье!

Взрослых экологических проблем детям не решить. Но кое-что, ребята, вы уже можете сделать: посадить деревья… Дети подхватывают: ухаживать за ними, не ломать ветки, подкармливать птиц зимой, не мусорить в лесу и т.д.

IV . Работа в группа (закрепление).

Сейчас мы с вами разделимся на две группы, и я вам дам задание, но для начала давайте вспомним правила работы в группе:

1. При работе слушай внимательно, смотри на собеседника.

2. Говори тихо, не мешай другим.

3. Нужно уметь договариваться друг с другом.

4. Решите кто начнёт писать, кто закончит, кто оформит, а кто представит работу.

Задание вам вспомнить и записать все правила поведения на природе и оформить их небольшим рисунком.

V. Заключение.

Закончить наше занятие я хочу одной интересной притчей:

Природой нельзя назвать то, что сделано руками человека.

2. Что такое здоровье?

(свободное высказывание детей)

– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово здоровье?

Работа в группах: – Обсудите в группе, что же такое здоровье?

– Какие вы знаете выражения, связанные со словом здоровье? (Высказывания учащихся от каждой группы).

Быть здоровым – это естественное желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровья помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

Объединяем усилия и получаем запись:

Материал для учителя:

Понятие здоровье – неоднозначно трактуется в научной литературе. Определение здоровья, данное Всемирной организацией здоровья:

3. Как природа влияет на здоровье человека?

В природе много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто же это? Сейчас мы узнаем?

– Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома? (слайд 10)

(Нужен свежий воздух.)

Вот он первый доктор!

– Какое значение для здоровья человека имеют воздух и растения?

(свободное высказывание детей)

Материал для учителя:

В любое время года: в выходные дни, в каникулы, во время отпуска миллионы людей отправляются в лес, на луг, к морю. Отдых в природе снимает усталость, восстанавливает силы и бодрость, создаёт хорошее настроение.

Огромное разнообразие растений – настоящая фабрика чистого воздуха. Не было бы растений, не было бы жизни. Для людей и животных необходим кислород. При дыхании живые существа поглощают его из воздуха, а выдыхают углекислый газ. Расход кислорода огромен. А между тем состав воздуха не меняется, в нём остаётся достаточно кислорода для дыхания.

После душных городских улиц дыхание в природе приносит истинное наслаждение. Вместе с чистым воздухом в наш организм как бы входят новые силы. Воздух полезен тем ещё и тем, что является активным закаливающим фактором. Закаливание воздухом делает человека менее восприимчивым к простудным заболеваниям.

(свободное высказывание детей)

Например: Красота природы тоже благоприятно действует на наше самочувствие.

Обратная связь: дети говорят о вырубке и лесных пожарах; осушение болот, озер; человек вырывает лекарственные и красивоцветущие растения и т.д.

Учитель корректирует и дополняет ответы детей. (слайд 11)

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберём цветы, (Я делаю паузу, а дети ведут счёт сорванным цветам)
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.

– Роль солнца в укреплении человеческого организма? (слайд 12)

(свободное высказывание детей)

Материал для учителя:

Солнце, как и воздух, укрепляет организм человека. Особенно хорошо понимают это те, кто живёт на севере, где зимой круглые сутки – ночь. Если человеку приходится быть долгое время без солнечного света при его недостатке, он быстро утомляется, начинают плохо себя чувствовать, у него могут развиться некоторые очень опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека. Даже когда солнце закрыто облаками, его лучи проходят сквозь них и оказывают благоприятное влияние.

– А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить?

– Почему вода является союзником здоровья? (слайд13)

(свободное высказывание детей)

Материал для учителя:

– Прочитай внимательно эпиграф к нашему занятию.

– Какую роль, по вашему мнению, играет маленький цветок в жизни человека?

(свободное высказывание детей)

Вот и вспомнили вы ещё об одном удивительном свойстве природы. Это её красота. Многообразен мир звуков, красок, форм природы. И это вызывает у нас радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. Поэтому удивляйтесь и радуйтесь солнышку, пестрокрылой бабочке, хрустальному роднику и маленьком цветку. (слайд 14)

Это далеко не всё о том, как влияет природа на здоровье человека, как добра она к нему. Вы, наверное, ещё много сможете рассказать об этом при ответе на последний вопрос.

Физкультминутка

Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Человек – часть природы.

Человечество – лишь незначительная часть природы. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Только вот беда: не всегда люди понимают, что охрана природы – это необходимое условие сохранения его здоровья.

Так, что же такое экология?

Живая и неживая природа тесно связаны между собой. Их взаимодействие друг на друга и изучает наука – экология.

Материал для учителя:

В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения среды.

В нашем районе лесные полосы подвергаются бесконтрольной рубке, захламляются бытовыми отходами, гибнут от недостатка влаги в почве. По материалам последнего землеустройства, проведённого в 1985 году, в районе числится 3 125га защитных лесных полос, а, сколько их сейчас осталось, не ответит никто.

Имеющиеся солёные озёра в районе тоже ищут нашей защиты. На озере Беленькое ведётся бесконтрольная заготовка яиц артемии (этой продукции было добыто около 30 тонн).

Рыбы в наших пресных водоёмах почти не осталось. Лебединское, Карпиловское и Новокиевское озёра высыхают, т.к. из-за отсутствия средств не работают скважины, которые подпитывали эти озёра водой. Наблюдаются случаи браконьерской ловли рыбы.

Озеро в с. Карпиловка превратили в болото, на нём предприниматели выращивают гусей.

Надо любить природу, ведь она так ранима.

– Я знаю, ребята, что вы ещё много можете рассказать на тему, как природа и здоровье связаны между собой, но, к сожалению, время нашего классного часа подходит к концу.

– Какое маленькое открытие для себя сделал каждый из вас из всего услышанного? Кому удалось сегодня понять что-то новое о себе?

Дети сами приходят к выводу:

Губительно действуя на природу, человек, прежде всего, губит себя, своё здоровье.

– Взрослых экологических проблем детям не решить. Но кое-что, ребята, вы уже можете сделать: посадить деревья…

Дети подхватывают: ухаживать за ними, не ломать ветки, подкармливать птиц зимой и т.д.

Заключительное слово учителя:

Наше здоровье в наших руках!

Берегите природу!

–На листке бумаги обведите левую руку.

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.

Указательный – узнал много нового – жёлтым.

Средний – мне было трудно – зелёным.

Безымянный – для меня было – комфортно – синим.

Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.

Читайте также: