Презентация строение клетки клеточная мембрана ядро 10 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

10 "Б" социально-экономический профиль. В классе 25 человек.

Учебник: "Биология" 10-11,авторы А.А.Каменская, В.В. Пасечник.

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 34

Продолжительность: 1 урок 45 минут

  • Систематизировать знания о строении эукартической клетки, мембранного принципа её строения, охарактеризовать строение и функции плазматической мембраны и ядра как важнейшего компонента эукартических клеток.
  • Уточнить смысл понятий:
  • Эндоцитоз, Эндоцитоз, Ядро, Кариоплазма, Хроматин, Хромосомы,
  • Ген, Ядрышки, Диплоидный набор хромосом,
  • Гаплоидный набор хромосом, Гомологичные хромосомы
  • Углубить знания о строения клеточной мембраны, ядра.
  • Применить полученные знания для подготовки к ЕГЭ.
  • Убедиться в познаваемости живой природы, окружающего мира в целом.
  • Обучать умению организовать собственную деятельность в ритме работы класса.
  • Обучать работать в паре, групповой деятельности.
  • Формировать умение аккуратно фиксировать данные в тетради, последовательно осваивать знания , самостоятельно постигая вопросы программы.
  • Репродуктивный.
  • Частично - поисковый.
  • Проблемный.

Форма проведения урока: Урок изучения нового материала.

Средства обучения: Биология 10-11, авторы: А. А. Каменская, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечкин.

Таблица: "Строение клетки"

Разборная модель: "Строение ядра"

Видеофильм: "Роль ядра в передаче наследственной информации";

Технологии:

1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся -проблемное обучение;

2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса - групповые технологии, компьютерные технологии обучения;

3. Технологии развивающего обучения.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала:

Повторение материала 9 класса(компьютерная презентация);

Парная работа с таблицами ;

Самостоятельная работа с терминами;

4. Физкультурная минутка.

Групповая работа с динамической моделью ядра;

Подготовка к ЕГЕ;

Просмотр фрагмента видеофильма;

Интернет-Ресурсы -поиск дополнительного материала.

5. Домашнее задание

7. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Цели и задачи урока: познакомиться со строением эукариотической клетки.

Получить знания о мембране, ядре, хромосомном наборе клетки. Место урока: 7 часов отводится на изучение темы "Строение клетки", 1 урок в системе знаний

Запись в тетради.

2. Актуализация знаний.

Какое открытие сделал Роберт Гук в 1665 году?

Ответ: Роберт Гук, пользуясь усовершенствованным микроскопом, изучал строение пробки и впервые употребил термин клетка.

Работа с учебником. Открыть параграф 14, страницу 55.

Сегодня мы начнем изучать строение клетки. Многое о клетках вы знаете, давайте вспомним, ответив на вопросы перед параграфом. Учащиеся вслух зачитывают вопросы и отвечают на них.

Перечислите царства живых организмов, клетки которых имеют ядро.

Ответ: Царство Грибы, Царство Растений, Царство Животные.

Трудами каких ученых была создана клеточная теория

Ответ: Клеточная теория была создана Матиасом Шлейденом, Теодором Шванном, Рудольфом Вирховым.

Попрошу обратить внимание на проекционную доску(слайд 3) - на доске основные положения клеточной теории, идет повтор пройденного материала.

В чем основные отличия прокариотической клетки от эукариотической?

Ответ: В прокариотической клетке нет оформленного ядра (изображение слайда на проекционной доске(слайд 4 ))

У всех ли эукариотических клеток есть ядро?

Ответ: Нет, например эритроциты крови человека.

Каково строение клеточной мембраны?

Ответ: Она состоит из билипидного слоя с вкраплёнными молекулами белка и углеводами на поверхности.

3. Изучение нового материала.

Сегодня мы углубим знания о строении и функциях мембраны клетки.

Мы с вами изучали в 9 классе основы цитологии, и многое знаем о строении клетки. Чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Перед вами поставлен проблемный вопрос: " Как практически применить полученные знания о строении и функциях клеточной мембраны и ядра? Потребуются ли они в жизни?"

Беседа учителя с учащимися. Итак, мы узнали историю изучения клеточной мембраны. На проекционной доске идет повторение материала о строении мембраны. (слайд 5)

Работа с таблицами.

На ваших столах лежат таблицы: "Транспорт веществ через мембрану". В тетрадь записать способы транспорта через мембрану. Ответьте на вопрос, что такое эндозитз и экзоцитоз? Обратная связь: взаимопроверка 1 вариант отвечает 2 и наоборот, встают те, кто ответил правильно.

Мы познакомились с мембраной, а теперь переедем к изучению ядра.

Работа с терминами - самостоятельная работа с учебниками. Прошу выписать термины из учебника страница 57 - 60.

4. Физкультурная минутка. Проверка : смена динамических поз и физкультурная - минутка для глаз. Учащиеся встают и дают определения, которые висят в разных местах класса.

Вспомним строение и функции ядра. На столах у вас лежат файлы с моделью ядра и функциями, которое оно выполняет. Предлагаю группами по 4 человека собрать модель ядра и выбрать соответствующие функции(групповое задание). 1 ученик собирает модель у доски. Проверка идет на проекционной доске по презентации учителя. (слайд 16,17,18,19,20) оценивание результатов тем, кто соберет первым и правильно - "5"

Прошу поднять руки , кто правильно ответил и собрал модели.

Подготовка к ЕГЭ: в 2009 году на диагностическом срезе надо было ответить на вопрос: "Представите себе, что в клетку мыши удалось имплантировать (вживить) ядро из клетки кролика. Какой белок будет синтезировать клетка - "мышиный" или "кроличий". Ответ пояснить, просмотрев видеофильм: " Роль ядра в передаче наследственной информации".
Пока идет видеофильм, 2 ученика найдут ответ в Интернете: "Какие открытия возможны благодаря современным научным знаниям о клетке".

Ответ: Клетка будет синтезировать кроличий белок, т. к. генетическая информация в ядре от кролика

5. Домашнее задание:

Параграф 14, самостоятельно изучить материал о кариотипе. Начать заполнять таблицу:

6. Рефлексия.

Ответ на поставленный проблемный вопрос: "Как практически применить полученные знания о строении и функциях клеточной мембраны и ядра".

Презентация разработана для урока на тему "Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро." к учебнику В.В.Пасечника для 10 класса. В презентации рассматривается строение и функции мембраны и ядра; характеризуются основные органоиды клетки.

ВложениеРазмер
kletka.10_klass.rar 2.71 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит.

Презентация к уроку по физкультуре по теме: Презентация к уроку по предмету: "Физическая культура" на тему: "Физические качества" для учащихся 5-9 классов

В презентации рассматриваются определение, виды и характеристика физических качеств.


Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"

Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе.

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя.


Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор.


Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)

Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н.

Презентация на тему:строение клетки Выполнил ученик 10 а класса Лощинин Михаил У

№ слайда 1

Презентация на тему:строение клетки Выполнил ученик 10 а класса Лощинин Михаил Учитель информатики Флеонов В.В. Г. Пенза, 2012 г. Автор Ученик МБОУ СОШ № 26 г. Пензы Лощинин Михаил

Из чего состоит клетка? Клетку можно разбить на 11 частей: 1)Мембрана 2)Ядро 3)Ц

№ слайда 2

Из чего состоит клетка? Клетку можно разбить на 11 частей: 1)Мембрана 2)Ядро 3)Цитоплазма 4)Клеточный центр 5)Рибосомы 6)ЭПС 7)Комплекс Гольжди 8)Лизосомы 9)Клеточные включения 10)Митохондрии 11)Пластиды Автор Ученик МБОУ СОШ № 26 г. Пензы Лощинин Михаил

Мембрана Она представляет собой тонкую (около 7,5 нм2 толщиной) трехслойную обол

№ слайда 3

Мембрана Она представляет собой тонкую (около 7,5 нм2 толщиной) трехслойную оболочку клетки, видимую лишь в электронном микроскопе. Два крайних слоя мембраны состоят из белков, а средний образован жироподобными веществами. В мембране есть очень мелкие поры, благодаря чему она легко пропускает одни вещества и задерживает другие. Мембрана принимает участие в фагоцитозе (захватывание клеткой твердых частиц) и в пиноцитозе (захватывание клеткой капелек жидкости с растворенными в ней веществами). Автор Ученик МБОУ СОШ № 26 г. Пензы Лощинин Михаил

Ядро Ядро неделящейся клетки имеет ядерную оболочку. Она состоит из двух трехсло

№ слайда 4

Ядро Ядро неделящейся клетки имеет ядерную оболочку. Она состоит из двух трехслойных мембран. Наружная мембрана связана через эндоплазматическуго сеть с клеточной мембраной. Через всю эту систему осуществляется постоянный обмен веществами между цитоплазмой, ядром и средой, окружающей клетку. Кроме того, в оболочке ядра есть поры, через которые также осуществляется связь ядра с цитоплазмой. Внутри ядро заполнено ядерным соком, в котором находятся глыбки хроматина, ядрышко и рибосомы. Хроматин образован белком и ДНК. Это тот материальный субстрат, который перед делением клетки оформляется в хромосомы, видимые в световом микроскопе. Автор Ученик МБОУ СОШ № 26 г. Пензы Лощинин Михаил

Цитоплазма Цитоплазма представляет собой сложную коллоидную систему. Ее строение

№ слайда 5

Цитоплазма Цитоплазма представляет собой сложную коллоидную систему. Ее строение: прозрачный полужидкий раствор и структурные образования. Общими для всех клеток структурными образованиями цитоплазмы являются: митохондрии, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи и рибосомы. Все они вместе с ядром представляют собой центры тех или иных биохимических процессов, в совокупности составляющих обмен веществ и энергии в клетке. Эти процессы чрезвычайно разнообразны и протекают одновременно в микроскопически малом объеме клетки. Автор Ученик МБОУ СОШ № 26 г. Пензы Лощинин Михаил

Клеточный центр Клеточный центр — образование, до сих пор описанное только в кле

№ слайда 6

Клеточный центр Клеточный центр — образование, до сих пор описанное только в клетках животных и низших растений. Он состоит из двух центриолей, строение каждой из которых представляет собой цилиндрик размером до 1 мкм. Центриоли играют важную роль в митотическом делении клеток. Кроме описанных постоянных структурных образований, в цитоплазме различных клеток периодически появляются те или иные включения. Это капельки жира, крахмальные зерна, кристаллики белков особой формы (алейроновые зерна) и др. В большом количестве такие включения встречаются в клетках запасающих тканей. Однако и в клетках других тканей такие включения могут существовать как временный резерв питательных веществ. Автор Ученик МБОУ СОШ № 26 г. Пензы Лощинин Михаил

Рибосомы Рибосомы находятся как в цитоплазме клетки, так и в ее ядре. Это мельча

№ слайда 7

Рибосомы Рибосомы находятся как в цитоплазме клетки, так и в ее ядре. Это мельчайшие зернышки диаметром около 15—20 им, что делает их невидимыми в световом микроскопе. В цитоплазме основная масса рибосом сосредоточена на поверхности канальцев шероховатой эндоплазматической сети. Функция рибосом заключается в самом ответственном для жизнедеятельности клетки и организма в целом процессе – в синтезе белков. Автор Ученик МБОУ СОШ № 26 г. Пензы Лощинин Михаил

ЭПС(эндоплазматическая сеть) Эндоплазматическая сеть представляет собой многокр

№ слайда 8

ЭПС(эндоплазматическая сеть) Эндоплазматическая сеть представляет собой многократно разветвленные впячивания наружной мембраны клетки. Мембраны эндоплазматической сети обычно расположены попарно, а между ними образуются канальцы, которые могут расширяться в более значительные полости, заполненные продуктами биосинтеза. Вокруг ядра мембраны, слагающие эндоплазматическую сеть, непосредственно переходят в наружную мембрану ядра. Таким образом, эндоплазматическая сеть связывает воедино все части клетки. В световом микроскопе, при осмотре строения клетки, эндоплазматическая сеть не видна. Автор Ученик МБОУ СОШ № 26 г. Пензы Лощинин Михаил

Комплекс Гольджи Комплекс Гольджи (рис. 2, 5) сначала был найден только в

№ слайда 9

Комплекс Гольджи Комплекс Гольджи (рис. 2, 5) сначала был найден только в животных клетках. Однако в последнее время и в растительных клетках обнаружены аналогичные структуры. Строение структуры комплекса Гольджи близка к структурным образованиям эндоплазматической сети: это различной формы канальцы, полости и пузырьки, образованные трехслойными мембранами. Помимо того, в комплекс Гольджи входят довольно крупные вакуоли. В них накапливаются некоторые продукты синтеза, в первую очередь ферменты и гормоны. В определенные периоды жизнедеятельности клетки эти зарезервированные вещества могут быть выведены из данной клетки через эндоплазматическую сеть и вовлечены в обменные процессы организма в целом. Автор Ученик МБОУ СОШ № 26 г. Пензы Лощинин Михаил

Лизосомы Это очень пестрый класс пузырьков размером 0,1-0,4 мкм, ограниченных од

№ слайда 10

Клеточные включения Включения клетки Включения клетки - все структуры цитоплазмы

№ слайда 11

Клеточные включения Включения клетки Включения клетки - все структуры цитоплазмы клетки. Обычно В. к. подразделяют на 3 группы: постоянные, или органоиды, осуществляющие общие функции клетки (например, Митохондрии, Гольджи комплекс, Хлоропласты); временные, или параплазматические, образования, появляющиеся и исчезающие в процессе обмена веществ (например, секреторные гранулы, питательные вещества, жир, крахмал и др.); специальные, или метаплазматические, образования, имеющиеся в некоторых специализированных клетках, где они выполняют частные функции, например сокращения (миофибриллы мышечных клеток), опоры (тонофибриллы в клетках эпидермиса). Автор Ученик МБОУ СОШ № 26 г. Пензы Лощинин Михаил

Митохондрии Митохондрии — энергетические центры клетки. Это очень мелкие, но хо

№ слайда 12

Митохондрии Митохондрии — энергетические центры клетки. Это очень мелкие, но хорошо видимые в световом микроскопе тельца (длина 0,2— 7,0 мкм). Они находятся в цитоплазме и значительно варьируют по форме и числу в разных клетках. Жидкое содержимое митохондрий заключено в две трехслойные оболочки, каждая из которых имеет такое же строение, как и наружная мембрана клетки. Внутренняя оболочка митохондрии образует многочисленные впячивания и неполные перегородки внутри тела митохондрии . Эти впячивания называются кристами. Автор Ученик МБОУ СОШ № 26 г. Пензы Лощинин Михаил

Пластиды пластиды существуют в трех формах: зеленые хлоропласты, красно-оранжев

№ слайда 13

Пластиды пластиды существуют в трех формах: зеленые хлоропласты, красно-оранжево-желтыехромопласты и бесцветные лейкопласты. Лейкопласты при определенных условиях могут превращаться в хлоропласты ,а хлоропласты в свою очередь могут становиться хромопластами. Хлоропласты -это небольшие тельца довольно разнообразной формы, всегда зеленого цвета благодаря присутствию хлорофилла. Строение хлоропластов в клетке: имеют внутреннюю структуру, которая обеспечивает максимальное развитие свободных поверхностей. Эти поверхности создаются многочисленными тонкими пластинками, скопления которых находятся внутри хлоропласта.С поверхности хлоропласт, как и другие структурные элементы цитоплазмы, покрыт двойной мембраной. Каждая из них в свою очередь трехслойна, как и наружная мембрана клетки. Хромопласты по своей природе близки к хлоропластам, но содержат желтые, оранжевые и другие близкие к хлорофиллу пигменты, которые обусловливают окраску плодов и цветков у растений.Это происходит как за счет увеличения числа клеток путем деления, так и за счет увеличения размеров самих клеток. При этом большая часть строения тела клетки оказывается занятой вакуолями. Вакуоли представляют собой расширившиеся просветы канальцев в эндоплазматической сети, наполненные клеточным соком. Автор Ученик МБОУ СОШ № 26 г. Пензы Лощинин Михаил

строения клетки представителей разных царств организмов имеют характерные отличи

№ слайда 14

строения клетки представителей разных царств организмов имеют характерные отличия. Автор Ученик МБОУ СОШ № 26 г. Пензы Лощинин Михаил

Список использованных источников Информация использованная на слайдах с 3 по 14

№ слайда 15

Список использованных источников 1) http://www.shishlena.ru/6-klass-biologiya-ba

№ слайда 16

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Часть клетки, органоид

Двойной слой молекул липидов, в который на разную глубину погружены молекулы белков

5. Связь между клетками

2 клеточная стенка

1. Гликокаликс построен в основном из молекул полисахаридов

2. Состоит из волокон целлюлозы (растения), из хитина (грибы)

    Связь с внешней средой,

распознавание клеток (маркерная)

2. Защита, связь клеток, прочность

Клеточная мембрана - трехслойная липопротеиновая оболочка, отделяющая клетку от соседних клеток и окружающей среды. Для строения мембран характерна жидкостно-мозаичная модель.

  • Отделяет клеточное содержимое от внешней среды.
  • Регулирует обмен веществ между клеткой и средой.
  • Обеспечивает связи между клетками
  • Является местом прохождения биохимических реакций
  • Имеет рецепторные участки для распознавания внешних стимулов
  • Осуществляет транспорт веществ

Перемещение веществ, идущее без затрат энергии

Перемещение веществ, идущее с затратами энергии

Транспорт веществ через мембрану

Виды пассивного транспорта

Транспорт веществ через липидный бислой (простая диффузия) Диффузию воды через мембраны называют осмосом

Транспорт веществ через мембранные каналы

Транспорт веществ через специальные транспортные белки (облегченная диффузия)

Транспорт веществ через мембрану

О2, N2, CO2, этанол,

Виды активного транспорта

Транспорт веществ через мембрану

  • Клеточная стенка растительной клетки располагается снаружи плазматической мембраны и состоит из целлюлозы
  • Клеточная стенка грибной клетки состоит из хитина
    • Регуляция процесса обмена веществ
    • Хранение наследственной информации и ее воспроизводство
    • Синтез РНК
    • Сборка рибосом

    Ядрышко Образовано специализированными участками хромосом – ядрышковыми организаторами, на которых происходит синтез рРНК, сборка субъединиц рибосом.

    Хромосомы Хромосомы - нуклеопротеидные образования, состоящие из ДНК и белка. Кариотип – это набор хромосом клеток того или иного вида организмов. Соматические клетки – 2n (диплоидный набор) Половые клетки – n (гаплоидный набор) Гомологичные хромосомы – парные, одинаковые Половые хромосомы ХХ, ХУ

    Теломеры – концевые участки хромосом, содержащие до 10 тысяч пар нуклеотидов с повторяющейся последовательностью ТТАГГГ. Теломеры не содержат генов, они защищают концы хромосом он действия нуклеаз – ферментов, разрушающих ДНК, обеспечивают прикрепление концов хромосом изнутри к ядерной оболочке защищают гены от концевой недорепликации.

    Глыбки хроматина в

    1. Нить ДНК в виде хроматина

    2. Она же в виде хромосомы при

    • Место расположения органоидов.
    • Обеспечивает протекание химических и физиологических процессов в клетке.

    Органоиды – постоянные клеточные структуры, имеющие определенное строение, химический состав и выполняющие специфические функции

    • Рибосомы
    • Клеточный центр
    • Цитоскелет
    • Митохондрии
    • Пластиды
    • ЭПС
    • Комплекс Гольджи
    • Лизосомы
    • Вакуоли
    • Жгутики и реснички
    • диаметром 100-200 ангстрем
    • не имеет мембраны
    • малая субъединица
    • большая субъединица Состав
    • рРНК (рибосомная)
    • белки Функции
    • Обеспечивает биосинтез белка (сборку белковой молекулы из аминокислот)

    Состоит из двух центриолей, расположенных перпендикулярно друг к другу. Каждая центриоль представляет собой полый цилиндр, образованный девятью триплетами микротрубочек. Имеет ДНК и РНК.

    Участвует в делении клетки, формирует цитоскелет.

    • Цитоскелет – трехмерная цитоплазматическая сеть трубчатых и волокнистых структур, построенных из белковых молекул различного типа.
    • К цитоскелету относят микротрубочки, промежуточные филаменты и микрофиламенты.
    • Микротрубочки состоят из тубулина
    • Микрофиламенты образованы нитями актина
    • Промежуточные филаменты состоят из белков специфических для определенных клеточных типов

    Микротрубочки - зеленый цвет

    Микрофиламенты - красный цвет

    • Поддержание формы клетки
    • Передвижение органоидов
    • Амебоидные движения
    • Микротрубочки образуют

    веретено деления, центриоли,

    жгутики и реснички

    • транспортная
    • синтез липидов и углеводов
    • разделение клетки на отсеки

    Эндоплазматическая сеть (ЭПС)

    (эндоплазматический ретикулум ЭПР)

    Система мембран, образующих канальца, пузырьки, цистерны, трубочки.

    Соединена с клеточной и ядерной мембранами.

    В среднем ЭПС составляет от 30 до 50 % всего объема клетки