Презентация конспект урока пейзажная лирика зимняя дорога 5

Обновлено: 06.07.2024

6 Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Вылетела первая пчёлка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ли луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у берёзы Распустятся клейкие листочки, Зацветёт черёмуха душиста … 1828 год

12 … Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет - пора моих литературных трудов настает … Еду в деревню, Бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь …

Нажмите, чтобы узнать подробности

выявить мотивы одиночества, печали, тоски и описания зимней дороги во внутреннем монологе героя;

развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, навыки лексической работы;

формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления смысла названия стихотворения.

Организация начала урока.

Актуализация ранее изученных знаний.

Работа по карточкам

Вставь вместо пропусков нужные слова.

Александр Сергеевич ………… родился в городе……………в 1799году.

Он получил домашнее образование у гувернеров и учителей- французов.

Повезло Александру и с бабушкой и с няней………………………. От них мальчик слышал много замечательных русских…………….

Когда ему было 12 лет, он поступил в Царско-сельский Императорский………….

Здесь будущий поэт учился языкам, точным наукам и даже искусству стихосложения.

А.С. Пушкин прославил Россию, как …………., потому что написал такие стихи, как …………

-Когда родился А. С. Пушкин?

-В каком лицее учился Александр Сергеевич?

-Какова тематика его стихотворений?

-В каких еще жанрах работал А. С. Пушкин?

-Какие произведения А. С. Пушкина вы знаете?

Подготовка к восприятию произведения .

1) Прослушивание песни

2) Беседа по прослушанной композиции

-Какое настроение передает музыка?

-Какая картина возникает перед вами?

-Какое время года представляете?

-Все мы любим лето, с нетерпеньем ждём его прихода, но и зиму мы любим не меньше. Недаром русские поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения русской зиме. Сегодня мы познакомимся с одним из них.

-Как вы думаете, о чем стихотворение? (О заснеженной дороге).

Прослушивание стихотворения.

Эмоционально-оценочная беседа.

-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (грусти, печали, тоски).
-Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? (тоскливое, грустное).

VI . Повторное чтение и анализ содержания.

-Какую картину вы представляете, когда звучит словосочетание “ Зимняя дорога”?

-Запах зимы. Какой он? Вдохните глубоко. Почувствуйте, как зимний воздух заполняет легкие.

Жужжащее чтение.

-Давайте прочитаем стихотворение вполголоса и представим картину зимней дороги.

Подчеркните слова, значение которых вам не понятно.
по словарю Ожегова. На доске:
Борзая(тройка) – быстрая упряжка из трех лошадей.
Ямщик – кучер.
Чёрная хата – крестьянский бедный дом, изба.
Одне –устаревшая форма одни.
Докучные – надоедливые.
Лик – лицо.

Физкультминутка

3.Работа над идейным содержанием.

-Понравилось стихотворение? Чем?

-Какие строки особенно запомнились? Прочитайте.

-Какой отрывок захотелось перечитать? Почему?

-Можно ли было только по заголовку определить настроение стихотворения?

-Перечитайте про себя. Попробуйте определить, с каким настроением вы читаете?

-Какие слова и предложения в стихотворении помогают определить грусть, печаль?

-Прочитайте стихотворение вслух, стараясь передать именно такое настроение.

-А каким цветом раскрашено это произведение?

-Давайте перечитаем стихотворение и поищем, есть ли это слово в этом произведении.

-Как же вы догадались, что стихотворение раскрашено белым цветом, (серым цветом, темными тонами?)

-Прочитаем еще раз и подумаем, какой образ создал Александр Сергеевич в стихотворении?

4. Знакомство с видами рифмы.

Можем ли мы назвать эту речь стихотворной?

Зелёный дуб у лукоморья.

На дубе том златая цепь.

И днём и ночью учёный кот

Всё ходит по цепи кругом.

Знакомые строки. Нет, это не стихотворная речь, здесь нет ритма (чередования ударных и безударных слогов) и рифмы. Восстановите авторский порядок. Как эти строки звучат у Пушкина? Почему так всё изменилось? (появилось созвучие окончаний) .Оно называется рифмой.

Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. Например, кочка-бочка, строчка- сорочка.

Парная рифма - рифмуются две строки подряд (аабб).

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Перекрёстная рифма-рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки (абаб).

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора…

Опоясывающая (кольцевая) рифма- рифмуются первая и четвёртая, вторая и третья строки (абба).

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

VII . Итог урока.


VIII . Домашние задание

Урок окончен!


Борзая(тройка) – быстрая упряжка из трех лошадей. Ямщик – кучер. Чёрная хата – крестьянский бедный дом, изба. Одне –устаревшая форма одни. Докучные – надоедливые. Лик – лицо.

Борзая(тройка) – быстрая упряжка из трех лошадей. Ямщик – кучер. Чёрная хата – крестьянский бедный дом, изба. Одне –устаревшая форма одни. Докучные – надоедливые. Лик – лицо.


Сквозь волнистые туман ы Пробирается лун а , На печальные полян ы Льет печально свет он а .

Сквозь волнистые туман ы

Пробирается лун а ,

На печальные полян ы

Льет печально свет он а .

К *** Я помню чудное мгновен ье : Передо мной явилась ты , Как мимолетное виден ье , Как гений чистой красо ты .

Я помню чудное мгновен ье :

Передо мной явилась ты ,

Как мимолетное виден ье ,

Как гений чистой красо ты .


У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом….

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом….

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Зимняя дорога Александр Сергеевич Пушкин

Описание презентации по отдельным слайдам:

Зимняя дорога Александр Сергеевич Пушкин

Зимняя дорога Александр Сергеевич Пушкин

Знакомство со стихотворением Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печ.

Знакомство со стихотворением По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, К.

Знакомство со стихотворением Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: Т.

Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина – к и.

Знакомство со стихотворением Ни огня, ни черной хаты… Глушь и снег… Навстречу.

Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы п.

Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами. Ни огня, ни черной хаты… Глушь и снег… Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне. Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина.

Знакомство со стихотворением Скучно, грустно… Завтра, Нина, Завтра, к милой в.

Знакомство со стихотворением Скучно, грустно… Завтра, Нина, Завтра, к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Вопросы: –Определите время глаголов, которые использует поэт в этом отрывке. –Нина – вымышленное лицо, нереальный человек. Это скорее мечта. О чём же мечтает герой?

Знакомство со стихотворением Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул.

Знакомство со стихотворением Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик. Вопросы: –Есть ли в этой строфе мотивы, которые уже встречались раньше в стихотворении? –Какое слово характеризуются чувства героя? –Найдите глаголы в этой строфе? Почти нет глаголов, нет действия. Время как бы замерло, остановилось. Ямщик замолчал, не слышно родных напевов. Колокольчик больше не гремит, он однозвучен. Застыла луна. Замерли и чувства героя.

Итог стихотворения Как вы думаете, изменился бы смысл стихотворения, если бы.

Итог стихотворения Как вы думаете, изменился бы смысл стихотворения, если бы оно заканчивалось пятой строфой?

Рифма – созвучные окончания стихотворных строк. Наблюдается в песнях и стихах.

рифма Перекрёстная Парная Кольцевая abab aabb abba То не я – это чайки рыдали.

рифма Перекрёстная Парная Кольцевая abab aabb abba То не я – это чайки рыдали, И прощались с ушедшим летом, Не меня звали светлые дали… Море им шептало ответы Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять. Природа-мать! К тебе иду С своей глубокою тоскою; К тебе усталой головою На лоно с плачем припаду.

Укажите вид рифмы Вот роса невидимо упала, И восток готовится пылать; Зелень.

Укажите вид рифмы Вот роса невидимо упала, И восток готовится пылать; Зелень вся как будто бы привстала Поглядеть, как будет ночь бежать. Перекрёстная

Укажите вид рифмы Бывали ль вы в стране чудес, Где, жертвой грозного веленья.

Укажите вид рифмы Бывали ль вы в стране чудес, Где, жертвой грозного веленья, В глуши земного заточенья Живет изгнанница небес? Кольцевая

Укажите вид рифмы Перед своим зверинцем, С баронами, с наследным принцем, Кор.

Укажите вид рифмы Перед своим зверинцем, С баронами, с наследным принцем, Король Франциск сидел; С высокого балкона он глядел На поприще, сраженья ожидая; За королем, обворожая Цветущей прелестию взгляд, Придворных дам являлся пышный ряд. Парная

рифма Мужская Женская ударение на последнем слоге Окно - давно ударение на пр.

рифма Мужская Женская ударение на последнем слоге Окно - давно ударение на предпоследнем слоге Даром-пожаром

Задание: прочитать о пейзажной лирике на странице 141 (2-3 абзацы)

Задание: прочитать о пейзажной лирике на странице 141 (2-3 абзацы)

Домашнее задание Выписать из стихотворения эпитеты; Выучить рифмовки

Домашнее задание Выписать из стихотворения эпитеты; Выучить рифмовки

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 080 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022


образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения.

Лексический повтор – это повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания

это повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания

Минутка на отдых

Минутка на отдых


– Я понял, что … – Я научился … – Мне понравилось …

СПАСИБО ЗА УРОК

СПАСИБО


-75%

Читайте также: