Презентация конспект урока пейзажная лирика зимняя дорога 5
Обновлено: 06.07.2024
6 Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Вылетела первая пчёлка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ли луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у берёзы Распустятся клейкие листочки, Зацветёт черёмуха душиста … 1828 год
12 … Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет - пора моих литературных трудов настает … Еду в деревню, Бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь …
выявить мотивы одиночества, печали, тоски и описания зимней дороги во внутреннем монологе героя;
развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, навыки лексической работы;
формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления смысла названия стихотворения.
Организация начала урока.
Актуализация ранее изученных знаний.
Работа по карточкам
Вставь вместо пропусков нужные слова.
Александр Сергеевич ………… родился в городе……………в 1799году.
Он получил домашнее образование у гувернеров и учителей- французов.
Повезло Александру и с бабушкой и с няней………………………. От них мальчик слышал много замечательных русских…………….
Когда ему было 12 лет, он поступил в Царско-сельский Императорский………….
Здесь будущий поэт учился языкам, точным наукам и даже искусству стихосложения.
А.С. Пушкин прославил Россию, как …………., потому что написал такие стихи, как …………
-Когда родился А. С. Пушкин?
-В каком лицее учился Александр Сергеевич?
-Какова тематика его стихотворений?
-В каких еще жанрах работал А. С. Пушкин?
-Какие произведения А. С. Пушкина вы знаете?
Подготовка к восприятию произведения .
1) Прослушивание песни
2) Беседа по прослушанной композиции
-Какое настроение передает музыка?
-Какая картина возникает перед вами?
-Какое время года представляете?
-Все мы любим лето, с нетерпеньем ждём его прихода, но и зиму мы любим не меньше. Недаром русские поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения русской зиме. Сегодня мы познакомимся с одним из них.
-Как вы думаете, о чем стихотворение? (О заснеженной дороге).
Прослушивание стихотворения.
Эмоционально-оценочная беседа.
-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (грусти, печали, тоски).
-Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? (тоскливое, грустное).
VI . Повторное чтение и анализ содержания.
-Какую картину вы представляете, когда звучит словосочетание “ Зимняя дорога”?
-Запах зимы. Какой он? Вдохните глубоко. Почувствуйте, как зимний воздух заполняет легкие.
Жужжащее чтение.
-Давайте прочитаем стихотворение вполголоса и представим картину зимней дороги.
Подчеркните слова, значение которых вам не понятно.
по словарю Ожегова. На доске:
Борзая(тройка) – быстрая упряжка из трех лошадей.
Ямщик – кучер.
Чёрная хата – крестьянский бедный дом, изба.
Одне –устаревшая форма одни.
Докучные – надоедливые.
Лик – лицо.
Физкультминутка
3.Работа над идейным содержанием.
-Понравилось стихотворение? Чем?
-Какие строки особенно запомнились? Прочитайте.
-Какой отрывок захотелось перечитать? Почему?
-Можно ли было только по заголовку определить настроение стихотворения?
-Перечитайте про себя. Попробуйте определить, с каким настроением вы читаете?
-Какие слова и предложения в стихотворении помогают определить грусть, печаль?
-Прочитайте стихотворение вслух, стараясь передать именно такое настроение.
-А каким цветом раскрашено это произведение?
-Давайте перечитаем стихотворение и поищем, есть ли это слово в этом произведении.
-Как же вы догадались, что стихотворение раскрашено белым цветом, (серым цветом, темными тонами?)
-Прочитаем еще раз и подумаем, какой образ создал Александр Сергеевич в стихотворении?
4. Знакомство с видами рифмы.
Можем ли мы назвать эту речь стихотворной?
Зелёный дуб у лукоморья.
На дубе том златая цепь.
И днём и ночью учёный кот
Всё ходит по цепи кругом.
Знакомые строки. Нет, это не стихотворная речь, здесь нет ритма (чередования ударных и безударных слогов) и рифмы. Восстановите авторский порядок. Как эти строки звучат у Пушкина? Почему так всё изменилось? (появилось созвучие окончаний) .Оно называется рифмой.
Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. Например, кочка-бочка, строчка- сорочка.
Парная рифма - рифмуются две строки подряд (аабб).
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян.
Перекрёстная рифма-рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки (абаб).
Зима недаром злится,
Весна в окно стучится
И гонит со двора…
Опоясывающая (кольцевая) рифма- рифмуются первая и четвёртая, вторая и третья строки (абба).
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
VII . Итог урока.
VIII . Домашние задание
Урок окончен!
Борзая(тройка) – быстрая упряжка из трех лошадей. Ямщик – кучер. Чёрная хата – крестьянский бедный дом, изба. Одне –устаревшая форма одни. Докучные – надоедливые. Лик – лицо.
Сквозь волнистые туман ы
Пробирается лун а ,
На печальные полян ы
Льет печально свет он а .
Я помню чудное мгновен ье :
Передо мной явилась ты ,
Как мимолетное виден ье ,
Как гений чистой красо ты .
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом….
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Зимняя дорога Александр Сергеевич Пушкин
Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами. Ни огня, ни черной хаты… Глушь и снег… Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне. Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина.
Знакомство со стихотворением Скучно, грустно… Завтра, Нина, Завтра, к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Вопросы: –Определите время глаголов, которые использует поэт в этом отрывке. –Нина – вымышленное лицо, нереальный человек. Это скорее мечта. О чём же мечтает герой?
Знакомство со стихотворением Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик. Вопросы: –Есть ли в этой строфе мотивы, которые уже встречались раньше в стихотворении? –Какое слово характеризуются чувства героя? –Найдите глаголы в этой строфе? Почти нет глаголов, нет действия. Время как бы замерло, остановилось. Ямщик замолчал, не слышно родных напевов. Колокольчик больше не гремит, он однозвучен. Застыла луна. Замерли и чувства героя.
Итог стихотворения Как вы думаете, изменился бы смысл стихотворения, если бы оно заканчивалось пятой строфой?
рифма Перекрёстная Парная Кольцевая abab aabb abba То не я – это чайки рыдали, И прощались с ушедшим летом, Не меня звали светлые дали… Море им шептало ответы Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять. Природа-мать! К тебе иду С своей глубокою тоскою; К тебе усталой головою На лоно с плачем припаду.
Укажите вид рифмы Вот роса невидимо упала, И восток готовится пылать; Зелень вся как будто бы привстала Поглядеть, как будет ночь бежать. Перекрёстная
Укажите вид рифмы Бывали ль вы в стране чудес, Где, жертвой грозного веленья, В глуши земного заточенья Живет изгнанница небес? Кольцевая
Укажите вид рифмы Перед своим зверинцем, С баронами, с наследным принцем, Король Франциск сидел; С высокого балкона он глядел На поприще, сраженья ожидая; За королем, обворожая Цветущей прелестию взгляд, Придворных дам являлся пышный ряд. Парная
рифма Мужская Женская ударение на последнем слоге Окно - давно ударение на предпоследнем слоге Даром-пожаром
Задание: прочитать о пейзажной лирике на странице 141 (2-3 абзацы)
Домашнее задание Выписать из стихотворения эпитеты; Выучить рифмовки
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 608 080 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения.
это повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания
Минутка на отдых
СПАСИБО
-75%
Читайте также: