Пресмыкающиеся 2 класс пнш конспект

Обновлено: 07.07.2024

Загрузить презентацию (591 кБ)

Цель: Познакомить учащихся с классом пресмыкающихся, показать все многообразие представителей этого класса, особенности их жизнедеятельности,

Оборудование: проектор, экран, иллюстрации с изображениями пресмыкающихся.

1. Организационный момент.

Приветствие, объявление темы урока.

Сегодня на уроке окружающего мира мы мысленно перенесемся в жаркие страны, в тропики, пустыни, чтобы познакомиться с представителями нового класса позвоночных животных.

2. Проверка домашнего задания.

Начнем урок с проверки домашнего задания.

О чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? (Тема прошлого урока “Земноводные”.)

Какое было дано задание?

Ученик описывает себя от имени какого-либо земноводного (внешний вид, особенности поведения, место проживания, способ передвижения, дыхания, питания и пр.). Дети должны угадать, кто это.

А теперь, ребята, я проведу небольшую игру. Для этого вам необходимо взять листок бумаги. Я называю животное, если это будет земноводное, вы рисуете кружочки. Если – нет, вы рисуете треугольник.

Лягушка, карась, медуза, жаба, бабочка, дельфин, тритон, кенгуру, саламандра.

Итак, давайте проверим. Должно быть 4 кружочка и 5 треугольников.

Дети могут задать любые интересующие их вопросы.

3. Новая тема (с демонстрацией презентации).

Ребята, посмотрите на эти иллюстрации (змея, крокодил, черепаха, ящерица).

Как вы думаете, почему я объединила этих животных в одну группу?

Да, это новый класс позвоночных животных, и называется он “пресмыкающиеся”, а по-другому “рептилии”. (Слайд 1 и 2)

Чаще всего рептилии обитают в жарких странах. Но почему? Что известно о пресмыкающихся? (Слайд 3)

Всего на Земле обитает около 8 тысяч видов пресмыкающихся.

Как я уже говорила, пресмыкающиеся или рептилии относятся к позвоночным животным.

Рептилии – особые животные, они холоднокровные, у них отсутствуют механизмы регуляции температуры тела, как у большинства животных.

Поэтому при температуре воздуха ниже +18 º жизненная активность рептилий резко снижается: они впадают в оцепенение (спячку). А при температуре выше +51 º пресмыкающиеся могут погибнуть от перегрева. Жизнь в холодном климате рептилиям противопоказана.

Пресмыкающиеся могут в какой-то мере влиять на температуру своего тела. По утрам они часто греются на солнце, в полуденный зной приподнимаются на ногах, чтобы воздух охлаждал тело. Если очень жарко, некоторые рептилии прячутся в тень, расщелины, другие же охлаждаются, часто дыша, могут забраться в воду.

А теперь поближе познакомимся с яркими представителями этого класса – змеями. (Слайд 4)

Вопреки распространенному мнению змеи не покрыты слизью. Змеи и прочие животные этого класса покрыты роговыми чешуйками или щитками, которые покрывают все тело животного, как черепица. На ощупь они сухие. Расцветка змеиной кожи бывает самая разнообразная, но не для красоты, а для того, чтобы отпугивать врагов. А еще, чтобы напугать противника, змея может угрожающе свистеть или шипеть.

Все змеи хищники. Они могут нападать на животное намного большее ее поразмеру.

Змеи не пережевывают пищу, а заглатывают ее целиком. Некоторые, чтобы убить добычу, используют яд, некоторые сжимают свою жертву, пока она не задохнется.

Самая крупная ядовитая змея – это азиатская королевская кобра. Ее яда хватит, чтобы убить 20 с лишним человек.

Змеи чувствуют запахи своим раздвоенным языком, а не носом.

Крокодилы – огромные и свирепые рептилии, живущие в жарких странах.

Большую часть своей жизни они проводят в воде. Когда крокодил плывет, над водой видны только его глаза и ноздри. Спрятавшись под воду, крокодилы ждут, когда животные придут на водопой, и хватают добычу своими огромными челюстями. Некоторые крокодилы в длину достигают 6 метров.

Большинство рептилий, в том числе и крокодилы, откладывают яйца. Их яйца не твердые, как у птиц, а мягкие и кожистые.

Крокодилы – заботливые родители. Они охраняют свои яйца, периодически переворачивают их для поддержания ровной температуры и влажности, а когда малыши появляются из скорлупы, помогают им выбраться наружу, а порой переносят своих детишек к воде. “Мамы и папы” охраняют молодняк еще несколько месяцев.

Черепахи – рептилии, тело которых покрывает твердый панцирь.

Он образован костными пластинками, сросшимися с ребрами и отростками позвонков. Брюшной и спинной щиты панциря соединены так что свободными остаются только конечности, шея и хвост. Панцирь черепахи такой тяжелый, что они с трудом передвигаются по земле, зато отлично плавают в воде.

Большинство черепах так или иначе связаны с водой. Морские черепахи покидают теплые моря только для того, чтобы отложить
яйца.

Отдельные виды черепах – сухопутные редко или никогда не ступают в воду, а некоторые из них даже приспособились к жизни в пустыне.

Размеры черепах очень разнятся – от 100г (замыкающаяся черепаха) и до 700 кг (морская кожистая черепаха).

А теперь поближе познакомимся с хамелеоном.

Хамелеон – это ящерица, которая живет на деревьях, обхватывая ветки хвостом и коготками. Хамелеон ловит насекомых своим длинным липким языком.

Он меняет свой цвет, чтобы слиться с окружающим фоном. Это называется маскировкой, и она помогает хамелеонам скрыться от врагов. Хамелеоны темнеют, когда они сердятся, и бледнеют от страха.

Глаза хамелеона могут одновременно смотреть в разные стороны.

Динозавры, жившие на нашей планете миллионы лет назад – также являются представителями класса пресмыкающихся.

Динозавры являются самыми крупными наземными животными, когда-либо водившимися на Земле. Современные рептилии по размерам даже отдаленно не напоминают этих рекордсменов. Мы многое знаем о них, потому что были найдены останки их костей, зубов и даже окаменелые яйца с зародышами.

Взаимоотношения человека и пресмыкающегося нельзя назвать простыми. Люди одновременно и опасаются рептилий, и восхищаются их мудростью, красотой. Образ рептилий очень часто воплощается в картинах художников, различных украшениях.

В устном народном творчестве также часто упоминаются пресмыкающиеся. Так мы говорим:

  • “Змею на груди пригреть”,
  • “Будьте мудры, как змии…”,
  • “Змея подколодная”,
  • “Змея меняет шкуру, но не меняет свою натуру”,
  • “Крокодиловы слезы”,
  • “В воде жить, с крокодилом речь вести”,
  • “Черепашьим шагом”,
  • “Мудрый, как черепаха, глупый, как слон”,
  • “Когда спросили, чья голова красивее, черепаха высунула свою” и др.

Крокодил часто становился героем детских сказок:
Вы все знаете доброго крокодила Гену из сказки Э.Успенского, крокодила из произведений К.Чуковского.

Известный юмористический журнал “Крокодил” несколько десятилетий выходил в Советском Союзе.

Черепаха – любимый сказочный персонаж.

Мы с детства знаем и любим мудрую черепаху Тортиллу из сказки А.Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, а песенку из мультфильма “Как Львенок и Черепаха пели песню” знаем наизусть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Разнообразие животных. Пресмыкающиеся

Цель: – создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию пресмыкающихся от других животных;

Задачи урока:

Метапредметные
Личностные
-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие трудности
Регулятивные
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- действовать согласно составленному плану
Познавательные
- осознавать учебно-познавательную задачу
- осуществлять поиск информации необходимой для решения учебных задач из текста и собственных наблюдений;
- применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации;
-выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
-обосновывать свою точку зрения;
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах и группе
Предметные
Знать
- существенные признаки пресмыкающихся, строение тела, его покров, образ жизни, размножение
- некоторые виды пресмыкающихся
- правила безопасного поведения при встрече со змеями

Структура и ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организационный момент.

Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

Наши глаза внимательно смотрят и все . (видят).

Уши внимательно слушают и все . (слышат).

Голова хорошо . (думает).

Повторение пройден-

Работа в группах:

По рядам получают конверты. В них картинки с изображением группы животных.

- определить к какой группе относятся данные животные;

- дать характеристику этой группы (по плану);

Работают в группах

проверку с помощью сигнальных значков

Актуализация знаний, постановка цели.

Работа по учебнику:

- Это совершенно новая группа животных, а как она называется мы узнаем, отгадав кроссворд:

С последней буквы алфавита

Я начинаюсь. Не беда –

Зато быстра и деловита,

Лишь хвост теряю иногда.

Я вовсе без ног,

Но двигаюсь ловко

По земле и в воде –

Помогает сноровка. (Змея.)

С зеленой кожей,

Он всегда гуляет лежа.

Живу на суше и в воде.

Мой панцирь очень нужен мне.

Я этим домом дорожу,

Хоть очень медленно хожу.

- Какое ключевое слово мы получили? (пресмыкающиеся)

- А какие животные относятся к этой группе?

- Чтобы все узнать об этой группе, какие цели надо нам поставить?

1. Почему группа так называется?

2. Какие животные относятся к этой группе?

3. Отличительные признаки этих животных.

6. Как размножаются?

7. Какие из этих животных есть в нашем крае?

По данному плану и мы будем работать на уроке.

Отметьте на шкале какие знания вы имеете на начало урока по данной группе.

Работают с учебником.

Ставят цели на урок.

Работают со шкалой знаний.

Работа с хрестома-тией

Работа в группах :

Откройте хрестоматию на с.83 и прочитайте про пресмыкающихся.

Ребята 1ряда рассказывают про ящерицу;

3ряд про крокодилов;

А куда же пропадают змеи на зиму? Учебник с. 86-87

Работают со словарями Ожегова

Помогает находить слова

Практичес-кая работа

Работа в тетради:

А сейчас мы с вами выполним практическую работу в тетради и обобщим наши знания о пресмыкающихся, таким образом установим то, что мы еще не знаем о них.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для развития умения выделять признаки пресмыкающихся (крокодилов, черепах, ящериц, змей).

Планируемые результаты:

  • Предметные: умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи, добывать информацию из разных источников, умение работать с интерактивной доской, по таблицам и схемам, умение применять знания из жизненного опыта по правилам безопасного поведения в лесу.
  • Метапредметные: умение ставить цель, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, умение работать по плану, проверять и оценивать соседа при работе в парах, совершать внутреннюю рефлексивную самооценку деятельности.
  • Личностные: позитивно настраиваться на работу на уроке, проявлять к собеседнику внимание, терпение, использовать вежливые слова в общении, проявлять ценностное отношение к природному миру.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование:

  • Для учителя: Окружающий мир. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов

Предмет: окружающий мир

Учитель: Токарева Нина Александровна

Тема урока: Пресмыкающиеся.

Цель урока: создание условий для развития умения выделять признаки пресмыкающихся (крокодилов, черепах, ящериц, змей).

Планируемые результаты:

Предметные: умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи, добывать информацию из разных источников, умение работать с интерактивной доской, по таблицам и схемам, умение применять знания из жизненного опыта по правилам безопасного поведения в лесу.

Метапредметные: умение ставить цель, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, умение работать по плану, проверять и оценивать соседа при работе в парах, совершать внутреннюю рефлексивную самооценку деятельности.

Личностные: позитивно настраиваться на работу на уроке, проявлять к собеседнику внимание, терпение, использовать вежливые слова в общении, проявлять ценностное отношение к природному миру.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование:

Для учителя: Окружающий мир. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для развития умения выделять признаки пресмыкающихся (крокодилов, черепах, ящериц, змей).

Планируемые результаты:

Знать:
- существенные признаки пресмыкающихся, строение тела, его покров, образ жизни, размножение
- некоторые виды пресмыкающихся
- правила безопасного поведения при встрече со змеями

-делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи,

- добывать информацию из разных источников,

- применять знания из жизненного опыта по правилам безопасного поведения в лесу.

Метапредметные:

Личностные
-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие трудности
Регулятивные
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- действовать согласно составленному плану
Познавательные
- осознавать учебно-познавательную задачу
- осуществлять поиск информации необходимой для решения учебных задач из текста и собственных наблюдений;
- применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации;
-выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
-обосновывать свою точку зрения;
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группе

-позитивно настраиваться на работу на уроке,

-проявлять к собеседнику внимание, терпение, использовать вежливые слова в общении,

- проявлять ценностное отношение к природному миру.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование:

1. Учебник Окружающий мир. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов;

Читайте также: