Предложения с обращениями 5 класс конспект урока ладыженская

Обновлено: 05.07.2024

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 99-101.

Дополнительная литература:

  1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.136.
  2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 176.
  3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина с. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 336.
  4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 299, 302-303.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы знаете, что в предложении есть главные и второстепенные члены предложения. Все они играют свою синтаксическую роль, зависят друг от друга. Но в предложении могут быть слова, которые не являются членами предложения, но выполняют определённую роль. Одним из таких слов является обращение.

Обращение – слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь.

Обращение грамматически не связано с другими членами предложения и само не является членом предложения, у него нет условного обозначения. При составлении схемы предложения, в котором есть обращение, принято использовать букву о.

Обращение в предложении может занимать любое место.

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.


В этом предложении обращение старик. Оно стоит в начале предложения. Схему этого предложения можно представить следующим образом. .


В этом предложении обращение отец стоит в середине предложения. .

Как я любил твои бури, Кавказ!


Здесь обращение Кавказ стоит в конце предложения. .

При разборе предложения с обращением вы не подчёркиваете обращение, а над ним пишете букву о. Это выглядит следующим образом.


В зависимости от места, где стоит обращение, оно в большей или меньшей степени выделяется интонацией. Эта интонация называется звательной.

Чего тебе надобно, старче?

Слово старче является формой звательного падежа. А сейчас мы с вами говорим, что это предложение осложнено обращением.

Обращения бывают распространённые (обращение с пояснительными словами) и нераспространённые (одно слово).

Часто в роли обращений выступают имена собственные, названия лиц по родству, по профессии, возможны также клички животных или названия неодушевлённых предметов.

Обращение – это смысловой отрезок, который на письме выделяется знаками препинания.

Обращение в начале, середине или конце предложения выделяется запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак.

Ребята! Не Москва ль за нами?

Иногда перед обращением стоит частица о. Она не отделяется от него никаким знаком.

О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? (Н. А. Некрасов)

Схемы выделения обращения выглядят следующим образом.


Увы! Маша, твою записку мне не передали.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Использование обращения в официально-деловом стиле.

При составлении деловой документации также используются обращения. Как правило, они записываются отдельно от остального текста и выделяются восклицательным знаком.

Здравствуйте, уважаемый читатель! Рады сообщить вам, что вечер поэзии состоится 15 сентября в 15.00.

В этом предложении в роли обращения выступает словосочетание уважаемый читатель. В этом случае слово здравствуйте не входит в состав обращения. Оно является сказуемым и выделяется при помощи запятой.

Эти предложения показывают, как оформляется обращение в деловых письмах.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Определите, какое предложение осложнено нераспространённым обращением.

1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

Разбор задания: Вспоминаем, нераспространённое обращение выражается одним словом, распространённое – несколькими словами. В 1 предложении обращение выражено словосочетанием – распространённое. Во 2 предложении обращение тоже выражено словосочетанием – распространённое. В 3 предложении обращение выражено одним словом – нераспространённое. Проверим последнее предложение. В нём обращение выражено словосочетанием – распространённое. Ответ: 3.

Выделите цветом предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1) Помоги мне, солнце красное.

2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

3) Вы в Москве родные мои?

4) Он был, о море, твой певец.

Разбор задания: В 1 предложении распространённое обращение солнце красное стоит в конце, значит, его надо выделить запятой: всё верно. Во 2 предложении нераспространённое обращение отдыхающие стоит в начале, значит, после него надо поставить запятую: всё верно. В 3 предложении распространённое обращение родные мои стоит в конце, значит, его надо выделить запятой. Её нет, это пунктуационная ошибка. Проверим последнее предложение. В 4 предложении обращение море стоит в середине предложения, возле него стоит частица О, их надо выделить запятыми с двух сторон. Всё правильно.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Предложения с обращениями" представляет собой разработку, содержащую сценарий урока для учителя и опорный конспект для ученика. Материал будет полезен учителям русского языка, работающим по учебному комплексу В.В. Бабайцевой.

ВложениеРазмер
urok_5_klass.doc 104 КБ
predlozheniya_s_obrashcheniyami.doc 24 КБ

Предварительный просмотр:

Место урока в календарно – тематическом планировании: на данную тему в 5 классе отводится 1 час.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.

  • Образовательные :
  • познакомить учащихся с понятием обращение;
  • рассмотреть способы его выражения, роль в предложении;
  • научить находить обращения в предложении;
  • формировать навык постановки знаков препинания на письме при обращении;
  • обучать звательной интонации;
  • отличать обращения от подлежащих.
  • Развивающие :
  • развивать речь через обогащение словарного запаса при введении новых понятий;
  • развивать логическое мышление при анализе нового материала;
  • развивать умение делать выводы из наблюдений.
  • Воспитательные :
  • воспитывать любовь и интерес к русскому языку и литературе;
  • воспитывать дисциплинированность, собранность, требовательность к себе.

Методы : словесный, наглядный.

Приёмы : беседа, опрос, самостоятельная работа, использование информационных технологий.

Тип урока : урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.

Виды деятельности: работа обучающихся в тетрадях по предложенным вопросам (закрепление).

Оборудование: учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой, рабочие тетради, кроссворд на доске, опорный конспект.

1. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний

(Читаю вопросы кроссворда, кроссворд на доске.

1. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы как? где? когда? зачем? почему?
3. Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.
4. Главный член предложения, который чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.
5. Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.
6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?
7. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.
8. Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, правила их построения.
9. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?

3. Этап усвоения новых знаний.

1) Изучение материала учебника на стр. 35 – 36

2) Отвечаем на предложенные вопросы.

- Что выполняет роль обращения? ( существительное им. )

- Какую интонацию имеет предложение с обращением? ( звательную интонацию )

- В каком месте может стоять обращение в предложении? ( может стоять в любом месте в предложении )

- Как на письме выделяется обращение? ( выделяется запятыми )

(учащиеся могут воспользоваться учебником в случае затруднений при ответе на вопрос)

- Также вам необходимо помнить, что обращения часто встречаются в побудительных предложениях, а в роли обращений выступают собственные имена, названия лиц по родству, по профессии.

3) Работа с опорным конспектом.

1. Найдите в примерах слова, которые называют того, к кому обращена мысль.

Надпишем над этими словами обращение.

А теперь прочитайте эти примеры выразительно, вживаясь в чувства говорящего, интонацией выделяя лицо или предмет, к которому обращаются.
Эта интонация, с которой вы прочитаете обращения, называется звательной .

Предложения для работы:

1. Ребята, слушайте внимательно!

2. Маша, не отвлекайся!

3. Дима, как я рада тебя видеть!

4. Куда ты, Саша, идешь?

5. Почему ты молчишь, Миша?

6. Что у нас на обед, мама?

7. Водитель, сколько мы будем в пути?

2. А к кому мы обращаемся?

Вопрос вроде бы простой, но не торопитесь с ответом. Обратимся к примерам.

– Обобщите наблюдения: к кому может обратиться человек с речью?

1. Сестра, помоги мне решить задачу!

2. Девушка, помогите мне выбрать книгу!

4. Солнце, не суши зноем землю.

6. Ребята, оберегайте природу.

7. Напишите мне письмо, друзья.

3. Продолжим наблюдения: словами какой части речи выражается обращение? В форме какого падежа?

4. А какое место занимает обращение в предложении? Это важно для знаков препинания и интонационных пауз.

– Какими знаками выделяется обращение?

Всем нам при общении
Поможет (что?) обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.

(А. Косоговский "Обращение").

- Опознавательным признаком постановки запятых при обращении является звательная интонация.

– Эти наблюдения мы оформим в виде схем: обращение обозначается буквой о, заглавной или прописной.

5. Слово учителя

А теперь давайте ответим на вопрос: что же такое обращение?

6. С каким членом предложения можно спутать обращения?

Запишем и сравним:

Пристают к заставе гости.
Чем вы, гости, торг ведете?

– А как их различить?

( Подлежащее является главным членом предложения и связано со сказуемым, а обращение не является никаким членом предложения ).

Это лёгкая забава
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

5. Этап закрепления новых знаний

1) Выполнение упражнения 308. Комментирование учениками выполненного задания.

– Конечно, вы и раньше и пользовались обращением, этим необходимым явлением нашей речи.

А что нового узнали на уроке?

6. Этап подведения итогов урока

1) Что такое обращение?

2) С какой целью мы используем обращения?

3) Как на письме мы выделяем обращение?

4) С чем мы можем спутать обращение?

5) Чем может быть выражено обращение?

7. Выставление оценок.

Работа с сигнальными карточками (карточки находятся на столах учащихся).

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка . Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

9 . Этап информирования учащихся о дом. задании и инструктаж к его выполнению

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 5 классе.

Дата: 13.11.2018г

Тема: Предложения с обращениями. Интонация, пунктуация предложений с обращением

Тип урока: урок открытия новых знаний

Дать понятие об обращении;

устанавливать различия между обращением и подлежащим,

опознавать и правильно интонировать предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями,

пунктуационно оформлять предложения с обращениями

Развивающие :

развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;

развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

воспитывать положительное отношение к процессу познания;

интерес к родному языку.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, раздаточный материал

Формы работы учащихся : групповая, индивидуальная

Планируемые результаты:

1.Предметные: находить обращения в предложении, устанавливать различия между обращением и подлежащим, графически обозначать обращение, опознавать и правильно интонировать предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями, пунктуационно оформлять предложения с обращениями

2. Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; ф ормировать умение искать и выделять необходимую информацию из услышанного, учитывая детали поставленной задачи.

Регулятивные: Формировать умение выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения, ставить цель и планировать пути ее достижения. Осуществлять самоконтроль и самооценку, корректируя свои результаты.

Коммуникативные: Формировать умение проявлять активность во взаимодействии с одноклассниками и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.

3. Личностные:

Формировать навыки сотрудничества в разных учебных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить решение спорных вопросов.

Оргмомент. Мотивация к действию

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу в нашей маленькой лингвистической лаборатории. К концу урока мы узнаем, кто из вас самый внимательный, находчивый, активный на уроке.

-Всё ли готово к уроку?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Чтобы узнать тему урока, вам нужно разгадать кроссворд, который также поможет повторить полученные знания.

Каждая группа отвечает на три вопроса. Ответы записывают в кроссворде.

проверка по слайду.2 мин.

Определите вид предложения по наличию главных членов: Идёшь по лесу и любуешься его красотой.

Определите вид предложения по цели высказывания: Спой, пожалуйста, нам песню.

Каким членом предложения является слово зубастый в предложении: Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.

Какой знак препинания необходимо поставить в предложении: Не будь упрям а будь прям.

Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.

Определите, какой второстепенный член есть в предложении: Девочка чистила пылесосом ковёр.

Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.

Чтение вот лучшее учение. Какой знак препинания нужно поставить в предложении?

Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Один ученик из группы читает ответ.

Итак, тема нашего урока ……………….“Обращение”.

Запишите число,тему урока

3. Постановка учебной цели и задачи. Построение проекта выхода из затруднений

Сегодня мы познакомимся с понятием “ обращение”, Достаточно ли знаний по этой теме?

Что должны узнать на уроке?

-научимся находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего. Выясним, как выделяется обращение в устной и письменной речи. Для этого проведем исследование.

4. . Открытие новых знаний. Реализация проекта.

1.Работа в парах. Исследование 1 .На столах у учащихся два конверта со словами:

№ 1 – Ребята обращаются с учебниками бережно

№ 2 - бережно с учебниками обращайтесь Ребята ,

- Составьте предложения и запишите:

- Сравнить в паре какие получились предложения.

Ребята бережно обращаются с учебниками.

Ребята , бережно обращайтесь с учебниками .

- Запишите эти предложения в тетради и выполните синтаксический разбор (двое учеников работают у доски).

-Что общего и различного в этих предложениях?

-Что вы заметили необычного?

-- От чего это зависит?

- Выразительно прочитайте эти предложения и назовите слово, которое играет в них разную роль? Почему? Ваши доводы.

(в первом предложении говорится о том, что сделали ребята, во втором – к ребятам обращаются)

Вывод: во втором предложении есть лицо, к которому обращаются с речью. Это и есть-обращение.

Прочитайте по учебнику, что такое обращение.

-Внимательно посмотрите синтаксический разбор предложений и

Сделаем вывод о синтаксической роли обращения:

2.Понаблюдайте!проведем исследование-узнаем с какой интонацией произносятся обращения и как выделяются на письме :внимательно послушайте.

-Ребята, давайте жить дружно!

-Мамочка ,доброе утро!

-с какой интонацией произносятся обращения? (Интонация обращений звательная.

На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза.

Раньше в русском языке был седьмой падеж – звательный, но язык явление изменчивое, живое. Сейчас звательный падеж сохранился в украинском языке)

Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся.

1.Свет наш солнышко , ты ходишь круглый год по небу. (А. Пушкин.)

2. ) Балда приговаривал с укоризной:

3. Уж и есть за что, Русь могучая , полюбить тебя, назвать матерью.

4. Ребята ! охраняйте природу!

5. Не губи меня, девица !

- К кому или к чему обращаются в каждом предложении? ? (Обращение называет лицо или предмет, к которому обращаются)

-П онаблюдайте! Как в предложении выделяется обращение? выделяется знаками препинания.(, !) Если обращение, стоящее в начале предложения или в конце, произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак.

- Где в предложении может находиться обращение? ( в начале, в середине и в конце предложения)

Когда выделяется двумя запятыми?(обращение в середине предложения)

Вывод 2 : В устной речи обращение выделяется интонацией, а в письменной – знаками препинания.)

- Чем может быть выражено обращение? ( Обращение может быть выражено одним словом и несколькими словами.)

Вывод 3: обращение, состоящее из одного слова, называется нераспространенным, из двух и более – распространенным

-Какие выводы можно сделать по исследованию?(ответы учащихся)

(По слайду ) Выводы: обращение – это слово ( или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий. В устной речи выделяется звательной интонацией, а в письменной знаками препинания.

Р ебята, а зачем нам надо изучать обращение и знаки препинания при нем?

(Грамотно подписывать открытки, не допускать ошибки в письмах, следить, чтобы речь была правильной и выразительной

5.Физминутка . Сколько звуков в слове

Приседайте столько раз, сколько слогов в слове об-ра-ще-ни-е (5)

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово.(9)

(Открыть запись слова на доске.)

Наклонитесь столько раз, сколько гласных букв в слове обращение(5)

(Слово записано на доске.)

Потянитесь столько раз, сколько согласных звуков в этом слове.(4)

-поблагодарите друг друга по имени за работу.

6.Первичное закрепление материала. Работа с учебником.

А )Перед вами карточки(слайд) с предложениями. Расставьте знаки препинания, найдите обращения. –выполняют по вариантам. Самопроверка по слайду

)1) дорогая бабушка прочитай мне сказку!
2) Вылезайте муравьи после зимней стужи.
3) Я радуюсь вашим успехам друзья.
4) Друзья к чему весь этот шум? (И. Крылов.)
6) Как милый петушок поёшь ты громко важно! (И. Крылов.)

Письменно упр217(1вар выписывает предложения в обращениями; 2 вар- с подлежащими)

7. Итог урока.

Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Билетик на выход: закончите предложения:

1) Обращение – это слово (или словосочетание), называющее_______________________________

2) В устное речи обращение выделяется__________________________________________________

3) В письменной речи обращение выделяется_____________________________________________

4) Обращение может быть по составу____________________________________________________

5) Обращение________________________________ членом предложения.

Запишите ответы на вопросы и сдайте. Я их оценю. Не забудьте подписать

8. Рефлексия.( по слайду) Оценки..-

9.Домашнее задание.

1) п.42,Упр.219, стр.100,выучить-правила.

2) Выпишите предложения с обращениями из сказок А.С.Пушкина (5 предложений).

3) Представьте, что вы находитесь на дне рождения друга (подруги), где вам нужно произнести поздравительную речь. Составьте и запишите несколько вариантов предложений с обращением

Узнать, что такое обращение.

Выяснить, как выделяется обращение в письменной и устной речи.

Выяснить, какими могут быть обращения.

Определить, какую роль играют обращения в предложении.

Научиться находить обращения в предложении и ставить знаки препинания.

Билетик на выход: закончите предложения:

1) Обращение – это слово (или словосочетание), называющее_______________________________

2) В устное речи обращение выделяется__________________________________________________

3) В письменной речи обращение выделяется_____________________________________________

4) Обращение может быть по составу____________________________________________________

5) Обращение________________________________ членом предложения.

Билетик на выход: закончите предложения:

1) Обращение – это слово (или словосочетание), называющее_______________________________

2) В устное речи обращение выделяется__________________________________________________

3) В письменной речи обращение выделяется_____________________________________________

4) Обращение может быть по составу____________________________________________________

5) Обращение________________________________ членом предложения.

Билетик на выход: закончите предложения:

1) Обращение – это слово (или словосочетание), называющее_______________________________

2) В устное речи обращение выделяется__________________________________________________

3) В письменной речи обращение выделяется_____________________________________________

4) Обращение может быть по составу____________________________________________________

5) Обращение________________________________ членом предложения.

Билетик на выход: закончите предложения:

1) Обращение – это слово (или словосочетание), называющее_______________________________

2) В устное речи обращение выделяется__________________________________________________

3) В письменной речи обращение выделяется_____________________________________________

4) Обращение может быть по составу____________________________________________________

5) Обращение________________________________ членом предложения.

Билетик на выход: закончите предложения:

1) Обращение – это слово (или словосочетание), называющее_______________________________

2) В устное речи обращение выделяется__________________________________________________

3) В письменной речи обращение выделяется_____________________________________________

4) Обращение может быть по составу____________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор конспекта урока предлагает технологическую карту и ход урока по русскому языку по теме "Предложения с обращениями". Урок разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.Технологическая карта урока представляет собой планирование каждого этапа деятельности, указание последовательности действий, направленных на достижение необходимых результатов.

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема: Предложения с обращениями.

формирование умений: находить обращения в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением; использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; обосновывать постановку знаков препинания при обращении;

создание положительной мотивации к учению, благоприятного психологического климата в классе.

I. Организационный момент.

II. Наш урок мы начнем со схематического диктанта.

-Постройте схемы однородных членов предложения.

Длинные, висячие ветки берез едва шевелились. (И. Тургенев)

Лист в лесу сочен, густ и зелен. (Л. Толстой)

Бор глухо и сонно гудит в отдаленье. (И. Бунин)

От сада веяло свежестью и тишиной. (И. Тургенев)

III. Изучение нового материала.

1. Формулирование темы и целей урока.

- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему и цели урока:

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

(А. Косоговский)

2 .Наблюдения на с. 85, чтение правила учебника. (При анализе материала следует обратить внимание учащихся на то, что местоимения ты, вы на письме запятыми не выделяются.)

-Чем выражены обращения? (Существительными, словосочетаниями.)

Учитель сообщает, что местоимения ты, вы не являются обращениями, так как не называют того, к кому обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, поэтому выделяется знаками препинания.

3. Закрепление материала. Упражнение 205. (При анализе материала следует обратить внимание учащихся на то, что обращение произносится с определенной интонацией: сначала тон повышается, затем понижается. Эта интонация называется звательная.)

4. Наблюдения на с. 86, чтение правила учебника.

-Составьте схемы предложений с обращениями (материал для наблюдений. При составлении схемы учитываем: О- обращение, а …- остальное предложение ):

5. Физкультминутка.

Учитель: Все встали.

У реки росла рябина

У реки росла рябина (из положения упор-присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, вверх).

А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).

Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).

Там гуляла ры-би-на (приседы).

Эта рыба – рыбий царь (прыжки).

Называется – пескарь (ходьба на месте).

IV. Закрепление материала.

1. Самостоятельная работа.

Расставьте знаки препинания. Найдите обращения.

1)Я вам друзья открою тайны здешних мест.

2)Братцы что он про меня сочиняет?

3)Цветик становись на бочку и читай свои стихи.

4)Вы нас очень напугали своим воздушным шаром.

5)Ты Пилюлькин все трудишься, все другим помогаешь.(Н. Носов)

Расставьте знаки препинания. Найдите обращения.

1)Я вам, друзья, открою тайны здешних мест.

2)Братцы, что он про меня сочиняет?

3)Цветик, становись на бочку и читай свои стихи.

4)Вы нас очень напугали своим воздушным шаром.

5)Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь.(Н. Носов)

Выполняя задание, учащиеся должны закрепить знания о знаках препинания при обращении, о том, что обращение не является членом предложения, а местоимения ты, вы на письме запятыми не выделяются. В последнем предложении после ты стоит запятая, так как дальше идет обращение.

2. Упражнение 209 (устно)

3. Беседа с классом.

- В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу?

Как характеризуют царицу эти разные обращения: свет мой зеркальце и мерзкое стекло?

-С какими словами обращается царевна? Елисей? Как это характеризует их? (Бабушка; братцы вы мои родные; свет наш Солнышко.)

Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините.

-Как назвать того, к кому обращаешься? Мама, папа, бабушка, дедушка – это привычные обращения. Взрослых знакомых и незнакомых людей мы называем по имени и отчеству. Но сколько вокруг нас незнакомых!

-Составьте предложения, с которыми вы обратитесь к продавцу, врачу, прохожему.

Что называется обращением?

Что надо знать о знаках препинания при обращении?

Почему личные местоимения не являются обращениями?

Является ли обращение членом предложения?

Домашнее задание: §42, с.85-87 (выучить правило); (по выбору учащихся) упражнение 211; найти в других сказках А.С. Пушкина примеры с обращениями. Ответить на вопрос: кто и при каких обстоятельствах какие формы обращения выбирает? Как это характеризует говорящего?

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработан в соответствии с ФГОС. Урок создан к УМК В.Я. Бабайцевой. Тип урока: урок закрепления материала и открытия новых знаний.Цель : закрепить знания учащихся об обращениях и вводных словах, их отличиях от однородных членов.показать графическое обозначение добавочных элементов в предложении; формировать у учащихся умение находить в предложении обращение и вводные слова, строить схемы; развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, формулировать вопросы, систематизировать материал.

Урок сопровождается презентацией.

Тема: Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами

5 класс

Учитель русского языка и литературы

Гаврилова Татьяна Владимировна

Тип урока: урок закрепления материала и открытия новых знаний.

Цели урока: закрепить знания учащихся о вводных словах и обращениях, их отличиях от однородных членов предложения; показать графическое обозначение добавочных элементов в предложении; формировать у учащихся умение находить в предложении обращение и вводные слова, строить схемы; развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, формулировать вопросы, систематизировать материал.

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации.

Мы попали в край чудес!

Ярче, солнышко, свети!

Нам с тобою по пути.

1.Назовите добавочный элемент в этих предложениях, используя другой добавочный элемент, которого здесь нет

Слушают стихотворение, высказывают предположения

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (10 мин.)

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

1.Укажите предложение с обращением. (Знаки препинания не расставлены)

1. Кроет лист золотой влажную землю в лесу.

2. Сладко пахнет елками жаркий летний бор.

3.Ласково мерцали звезды в вышине.

4. Люди Земли боритесь за охрану окружающей среды.

2. Укажите предложение , где нет обращения.

1. Догорел костер дотла.

2. Догорай костер дотла.

3. Ребята прочитайте эту книгу!

4. Присядем друзья перед дальней дорогой.

3. Укажите предложение с вводным словом.

1. Туман рассеялся.

2. Мы долго к сожалению плутали по лесу.

3. Ступай сюда братец скорее!

4. Вы с ним знакомы?

4. Укажите предложение, где знаки препинания расставлены верно.

1. Июнь возможно, будет теплым.

2. Наверное мы не придем сегодня к вам.

3. Комары, конечно, покусали меня.

4. Разумеется мы опоздали.

5. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка.

1. Только слышится гул ветра и тихий гул моря.

2. В нашей речке попадались разные раки черные , зеленые желтые.

3. Крыши , двор и забор покрылись снегом.

4. Тревожно шумели, стонали сосны.

Проверка: 1.4; 2.1; 3.2; 4.3; 5.2.

2. Анализ учебно-научного текста (исследование материала),

Знаки для маркировки текста:

Обращение выделяется запятыми, а в начале предложения — восклицательным знаком. Например: Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан. (Пушкин); Ты с басом, Мишенька, садись против альта(Крылов); Старик! О прежнем позабудь. (Лермонтов).
Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него. Например: О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей. (Фет).

ЗАПОМНИТЕ:
1) если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком от оборота оно не отделяется: Большую часть зрителей составляли молодые люди, видимо студенты;
2) от предшествующего сочинительного союза вводное слово отделяется запятой в том случае, если его можно опустить или переставить в другое место предложения: Но, к счастью, этого не произошло. В других случаях запятая перед вводным словом не ставится. Например: Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее (Тургенев);
3) в начале самостоятельного предложения после союза и запятая перед вводным словом обычно не ставится: И кроме того, необходимо было детально обсудить план действий.

1. Закончи предложение:

1.Обращение – это…(слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью)

2.Вводные слова – это. (слова и СС, которые передают отношение говорящего к выраженной в предложении мысли)

3.Обращения и вводные слова являются …(добавочными элементами)

4.Обращения и вводные слова на письме выделяются…(запятыми)

5.Обращение и вводные слова не являются…(членами предложения)

1.Что называется обращением?

2. Что называется вводными словами?

3.Какова особенность добавочных элементов? (не являются членами предложения, выделяются запятыми)

Читайте также: