Правовые основы конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Брак – добровольный союз одного мужчины и одной женщины для создания семьи.

Семья – основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семейные правоотношения – отношения, возникающие в процессе создания и существования семьи, а также общественные отношения с участием членов семьи, если в их основе лежат брак, родство, усыновление, опека и попечительство или принятие детей на воспитание.

Законный режим имущества супругов – это режим их совместной собственности.

Брачный договор – соглашение лиц, которые намереваются заключить брак, или супругов, уже состоящих в браке, которое предусматривает имущественные права и обязанности супругов в браке в случае его расторжения.

Ключевые слова: Семейные правоотношения; семья; брак; брачный возраст; брачный договор.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что регулирует семейное право.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ, касающихся вопросов защиты семейного права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Люди стремятся создать семью и вести общее хозяйство, заключая брак.

Правовые отношения в семье регулируются различными нормативными актами, среди которых особое значение имеют Семейный кодекс РФ (СК РФ) и Гражданский кодекс РФ. Кроме того, эти отношения могут регулироваться специальным соглашением сторон — брачным договором.

В современном российском законодательстве для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста.

Брачный возраст наступает по достижении 18 лет. При наличии ряда уважительных причин он может быть снижен. Заключение брака не допускается между:

• усыновителями и усыновлёнными;

• лицами, из которых хотя бы одно лицо признано недееспособным.

Для оформления брачных отношений жених и невеста подают в орган записи актов гражданского состояния (загс) заявление. Оно заполняется по разработанному образцу и подписывается каждым самостоятельно. Законом предусматривается регистрация брака по общим правилам через месяц после подачи указанного заявления.

Такой срок устанавливается для того, чтобы люди могли обдумать свое решение, подготовиться к предстоящему событию.

Брак может быть признан недействительным. Такой брак регистрируется не для того, чтобы создать семью, а для иных, порой корыстных целей: зарегистрироваться по определённому адресу, встать в очередь на получение квартиры, получить отсрочку от армии и пр.

Фиктивный брак может быть признан недействительным по заявлению одного из супругов. В этом случае брак признаётся недействительным, он не влечёт за собой никаких правовых последствий.

Расторжение брака может производиться либо в органах записи актов гражданского состояния, либо в суде.

При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния. Такой же порядок предусмотрен и в случае расторжения брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом недееспособным.

В судебном порядке брак расторгается при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака, а также если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния.

Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка.

К личным неимущественным правам супругов относятся: свобода в выборе фамилии, места жительства, профессиональной деятельности, совместное решение вопросов о воспитании детей и их образовании и т.д. При этом признаётся равенство сторон в решении любых правовых вопросов.

Имущественные права супругов регулируются законодательными актами. В этом случае речь идёт о законном режиме имущества супругов. Брачный договор устанавливает договорный режим имущества супругов.

Законный режим имущества супругов — это режим их совместной собственности. При разделе этого имущества доли супругов признаются равными.

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К этому имуществу относятся:

• доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности;

• полученные ими пенсии, пособия, а также иные указанные в Семейном кодексе РФ денежные выплаты;

• приобретённые за счёт общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.

К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:

o право жить и воспитываться в семье;

o право на общение с родителями и другими родственниками;

o право на защиту;

o право выражать свое мнение;

o право на имя, отчество и фамилию.

К личным имущественным правам

материальное содержание; доходы; имущество, получаемое в наследство, в дар; ценности, приобретенные на личные деньги ребенка; владение и пользование имуществом родителей.

Договорный режим имущества супругов устанавливает брачный договор.

Брачный договор — соглашение лиц, которые намереваются заключить брак, или супругов, уже состоящих в браке, которое предусматривает имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Брачный договор может быть заключён как до заключения брака, так и в любое время в период брака. Если брачный договор был заключён до заключения брака, он вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности. Брачный договор может быть заключён как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги могут определить в брачном договоре:

• свои права и обязанности по взаимному содержанию;

* способы участия в доходах друг друга;

* порядок несения каждым из них семейных расходов;

* имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов. Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения между супругами, их права и обязанности в отношении детей. Так, нельзя установить в этом договоре, чтобы муж всегда любил жену, а жена никогда его не обижала.

Брачный договор может быть изменён или расторгнут в любое время по соглашению супругов. Односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается. Суд может признать брачный договор недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в неблагоприятное положение.

Кроме того, супруги могут заключить соглашение о разделе общего имущества. Такое соглашение не требует обязательного нотариального удостоверения. Оно может касаться только имущества, которое было нажито в период брака.

Разбор типового тренировочного задания

Кроссворд по юридическим терминам, связанных с институтом брака


Разбор типового контрольного задания

Соединяя точки, установите соответствие между законным режимом супругов и договорным.

В брачном контракте можно предусмотреть обязанность одного из супругов оказывать помощь другому супругу

Личным имуществом являются вещи индивидуального пользования, кроме драгоценностей

Личным имуществом остаемся и то, которое один из супругов получил в наследство

Все имущество, нажитое в браке, считается совместно нажитым и делится в равных долях

решения экон омических задач , п онимания важн ости этих знан ий в жизни.

1) актуализировать знания у чащихся о правовых основах пре дпринимательск ой

2) развивать у учащихся умение пр именять на п рактике пол ученные знан ия: составл ять

проект своег о дела, решать задачи ; развивать навыки проек тной деятельност и;

3) способствовать форми рованию эконо мической ку льтуры у чащихся.

3 .Пакет с раздаточ ным матери алом –карточки с зада нием, опознаватель ные карточк и.

За каждым граждани ном закре плено прав о на свободн ое и спользован ие своих

способностей и имущества для предприним ательской и иной не запрещенной законом

3. Правовые ос новы предпр инимательства ( Решение пра ктических задач )

- Английский эк ономист – учёный А дам Смит с читал од ним из важ нейших у словий

процветания государства – отсу тствие препят ствий дл я ра звития личной ин ициативы,

что является основой предпринимат ельской деятельности. Рыночные отношения

напрямую связаны с проявлением экономическо й самодеятельности людей. В России

предпринимат ельская деятельность началась в 90 – е годы, а в настоящее время она

3. Правовые основы предп ринимательст ва ( Решение п рактических за дач)

А) Актуализация з наний учащи хся по вопросу о предпринимательстве.

- ? Предпринимател ьство и бизнес – это синоним ы? (слайд 4)

- ? Чт о относится к с убъектам и объе ктам пред приниматель ства? (слайд 5)

Вспомните осн овные формы предприниматель ства (слайд 8 )

- Учитель : Очень важн о не только усвоить теорию, но и применять свои знания на

практике. На сл едующем э тапе работы вам предстоит это с делать.

Б) Практику м. Выполнение п рактическ их заданий . Групповая ра бота.

« Моё представле ние об организационно – правовой форме для осуществления

- Задание № 2. Заполните сравнитель ную таб лицу (слайды 10, 11 )

Как владелец це нных бумаг он получал часть прибыли п редприят ия; у частвовал в

ежегодных с обраниях, на кот орых обсу ждались во просы повышен ия эффектив ности

работы пре дприятия. Право на доход сохранилось за ним и после у хода на пе нсию.

Какую форму собственности илл юстриру ет этот приме р? Какие ещё п рава есть у его

работников ? Назовите 2 так их права. ( право на пере дачу и продажу акций, право на

документом ф ирмы является у чредитель ный договор. Участники отв ечают по

обязательствам все м своим иму ществом. Каку ю организацио нно – правову ю форму


В этом видеоуроке мы поговорим о том, какими законами регулируются правовые основы военной службы. Учащиеся узнают, что такое устав и для чего предназначены общевоинские уставы. Выяснят, как взаимосвязаны единоначалие и воинская дисциплина. А также узнают, как происходит увольнение военнослужащих с военной службы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Правовые основы военной службы"

Военная служба в России всегда считалась почётной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости. Исполнение обязанностей военной службы в ВС РФ предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, повседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, постоянное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы, соблюдение требований воинской дисциплины.

Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы; она заключается в повседневном выполнении гражданами воинских обязанностей.

Основная задача военной службы — постоянная целенаправленная подготовка к вооружённой защите или вооружённая защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами государственной службы. Она требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей. Например, за нарушения, допущенные при исполнении служебных обязанностей или при уклонении от их исполнения, к военнослужащим предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения граждан, состоящим на государственной службе.

основы и организация обороны РФ;

полномочия органов государственной власти РФ;

функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и должностных лиц;

права и обязанности граждан РФ в области обороны;

силы и средства, привлекаемые для обороны;

ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны и другие нормы, касающиеся обороны страны.

Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, подготовка к выполнению должностных обязанностей регламентируется уставами.

Устав — это свод правил, определяющих организацию и порядок деятельности людей в каком-либо учреждении, в определённой сфере общественной жизни. Уставы создают и утверждают в установленном порядке гражданские и военные организации.

Воинский устав — это традиционная, исторически сложившаяся форма нормативно-правового документа, устанавливающая порядок и правила организации военной службы, быта и обучения военнослужащих.

Появление воинских уставов в российской армии относят к XVI и XVII векам. Это воинский устав царя Василия Шуйского, воинский устав царя Алексея Михайловича, воинские уставы и артикулы Петра Первого. Уставы определяли правила несения службы, порядок присвоения чинов, формы поощрения и наказания.

Современные уставы сильно отличаются от своих предшественников по стилю, языку и детализации материала. Общим остаётся функция законодательного закрепления норм и правил уставных взаимоотношений между военнослужащими и других аспектов военной службы.

В настоящее время действую уставы Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённые указом президента в 2007 году.

Уставы подразделяются на боевые и общевоинские.

Боевые уставы определяют способы и порядок ведения боевых действий войсками, представляющими различные виды Вооружённых Сил и родов войск.

Общевоинские уставы устанавливают правила жизни, быта и деятельности военнослужащих. Общевоинские уставы утверждает Президент Российской Федерации, и они являются нормативными правовыми документами для всех военнослужащих.

Уставы Вооружённых сил включают:

Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации определяет права и обязанности военнослужащих, порядок взаимоотношений между ними, правила внутреннего распорядка войск.

Внутренняя служба — это совокупность различных видов деятельности военнослужащих по поддержанию в воинской части (подразделении) внутреннего порядка и дисциплины с целью обеспечения постоянной боевой готовности личного состава и вооружения.

Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации — это совокупность требований по организации и несению гарнизонной и караульной служб военнослужащими; он также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Дисциплинарный устав Вооружённых Сил Российской Федерации определяет сущность и содержание воинской дисциплины, права и обязанности военнослужащих по её соблюдению, виды дисциплинарных поощрений и взысканий, порядок обращения с заявлениями, жалобами и предложениями и их рассмотрения.

На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно регламентируются Корабельным уставом Военно-Морского Флота России, утверждённый главнокомандующим ВМФ.

А устав военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации регламентирует внутреннюю службу и обязанности должностных лиц в военной полиции.

Также есть строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённый министром обороны. Он определяет:

строевые приёмы и движение без оружия и с оружием;

строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах;

порядок выполнения воинского приветствия;

проведения строевого смотра;

положение Боевого знамени воинской части в строю, порядок выноса и относа Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени воинской части;

обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению;

способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном нападении противника.

Этим уставом руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, органов военного управления, предприятий, учреждений, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооружённых Сил Российской Федерации.

Его действие распространяется также на военнослужащих других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и на граждан, призванных на военные сборы.

Кроме того, существуют боевые уставы видов и родов войск.

Строгое соответствие уставам и поддержание твёрдого уставного порядка в подразделениях и воинских частях является необходимым условием высокой боевой готовности войск.

Главным принципом строительства Вооружённых Сил и управления любой военной организацией, обеспечивающим её боевую готовность и уставной порядок является единоначалие. Единоначалие подразумевает наделение командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым, а также возложение на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчинёнными. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками.

По своему воинскому званию начальниками являются состоящие на военной службе: маршал Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота, генералы, адмиралы, старшие и младшие офицеры. Сержанты и старшины, являются начальниками для солдат и матросов одной с ними части.

Для военнослужащих устанавливается военная форма одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом РФ.

Что касается формы военнослужащих, то она бывает: парадная, повседневная и полевая.

Знаки различия в ВС России по видам и родам войск делятся на петличные и нарукавные знаки.

Петличный знак (по-другому — эмблема) — это парный знак различия, располагающийся либо на верхней части петлиц, либо на углу воротника, либо на погонах. Петличные знаки военнослужащие носят по роду войск, к которому относится специальность данного военнослужащего, в отличие от петлицы, носимой по роду войск своей части.

Нарукавный знак различия по принадлежности военнослужащих, предназначенный для обязательного ношения на правом рукаве форменного обмундирования.

Отметим, что общегражданские права и свободы для военнослужащих, их обязанности и ответственность установлены с учётом их максимально возможной реализации в условиях военной службы и поэтому имеют некоторые ограничения. Эти ограничения и их объёмы конкретно определены в законах.

Кроме общегражданских прав и свобод, у военнослужащих есть права, обусловленные спецификой военной службы. Реализуют эти права они путём получения от государства закреплённых в законодательстве социальных гарантий и компенсаций.

Увольнение с военной службы — это установленное законом освобождение от дальнейшего несения службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по возрасту, по истечении срока военной службы, по состоянию здоровья и по другим причинам.

После увольнения с военной службы большинство военнослужащих подлежат зачислению в запас Вооружённых Сил Российской Федерации. Этот запас формируется для развёртывания войск при мобилизации и пополнения их во время войны.

Мобилизация — это комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооружённых Сил Российской Федерации, экономики и органов управления страны для минимизации последствий от реальной военной угрозы.

Пребывающие в запасе могут быть призваны на военные сборы, но не чаще одного раза в три года. Военные сборы — комплекс организационно-правовых мероприятий по подготовке военнослужащих запаса к военной службе.

Общая продолжительность военных сборов для гражданина за всё время пребывания в запасе не может превышать одного года. А предельный возраст пребывания в запасе для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов — 50 лет.

Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

Методы обучения: словесный, практический, частично-поисковый (эвристический), наглядный.

Организационные формы занятия: фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные технологии: сотрудничество, интерактивное обучение, тьюторство.

Цели урока (слайд 2):

  • Образовательные: систематизировать, обобщить и закрепить знания студентов о формах (источниках) права; об основных видах источников права; о действии нормативно-правовых актов;
  • Развивающие: развитие креативного мышления, умения определять и объяснять понятия; выделять главное; интегрировать информацию смежных дисциплин; закрепление навыков работы с дополнительной литературой; развитие навыков участия в дискуссии, обсуждении; работе в группе;
  • Воспитательные: способствовать развитию: правовой личности, в том числе, гражданского самосознания, патриотизма, активной жизненной позиции; воспитывать уважительное отношение к закону, правам граждан.

Межпредметные связи: социология, обществознание, история, культурология, политология.

Технические средства обучения: мультимедийная установка, телевизор, видеомагнитофон.

Деятельность студентов на уроке: фронтальная, групповая, творческая, аналитическая работа с документами.

План урока:

№ п\п Этапы занятия Учебные вопросы; Формы обучения
1. Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность (5 минут) Организационный материал, вводное слово преподавателя
2. Опрос студентов по изученному материалу (2025 минут) Опрос домашнего задания:
– фронтальный;
– индивидуальный:
а) по карточкам;
б) на местах;
в) у доски
3. Новый материал: лекция-беседа (45 минут) План:
1. Понятия формы (источника) права
2. Виды источников права
3. Юридическая сила. Нормативно-правовой акт, как источник права
4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
4. Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме (710 минут) Аудиторная самостоятельная работа студентов:
1) работа в парах
2) индивидуальное выполнение заданий
Выборочный анализ работ студентов
5. Подведение итогов урока (5 минут) Заключительная беседа, выставление оценок, домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность

II. Опрос студентов по изученному материалу

Фронтальный опрос:

  1. Что такое социальная норма?
  2. Виды социальной нормы
  3. Охарактеризуйте обычай как норму права
  4. Дайте определение правовой норме
  5. Перечислите признаки права
  6. Функции права

Индивидуальный опрос (по карточкам):

  1. Что такое социальная норма?
  2. Какие функции выполняют правовые нормы в обществе?
  1. Дать определение правовой норме
  2. Какими признаками характеризуется право?

Слово преподавателя: «Обычай нашел свое применение и продолжение в современном обществе, так как является источником права.

Основной целью урока является: систематизация, обобщение и закрепление знаний о формах (источниках) права; об основных видах источников права; о действии нормативно-правовых актов: во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Глоссарий :

  1. Формы (источники) права
  2. Правовой обычай
  3. Религиозные тексты
  4. Правовая доктрина
  5. Нормативный договор
  6. Нормативно-правовой акт
  7. Юридическая сила
  8. Судебный прецедент
  9. Закон
  10. Подзаконные акты

III. Новый материал: лекция-беседа

Формы (источники) права – официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания прав поведения общеобязательного юридического значения. Источники права, так или иначе, связаны с деятельностью государства. Эта деятельность выражается в разработке и издании государством юридических норм, выражающим его волю (правотворчество) и придание юридической силы иным социальным нормам, сложившимся вне государства (санкционирование) (слайд 4).

«Здравствуйте, меня зовут Фемида, Богиня правосудия, основа правопорядка. Меня придумали в Древней Греции, я миф и сегодня Вас познакомлю с источниками права.

«Правовой обычай – самый древний источник права. Обычай представляет собой правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу привычки. На ранних этапах человеческой истории обычай играл важную роль в процессе регулирования общественных отношений. Существующие в первобытном обществе обычаи не только выражали интересы всех членов общества, но и закрепляли их равенство между собой.

Гражданским Кодексом РФ установлено, что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.

Обычаям делового оборота называются сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской деятельности или какой-либо области, правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли документально или нет.

«Судебный прецедент (редкость) – решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. Прецедент как источник права известен со времен Древнего Рима. Прецедентное право первоначально сложилось в Англии, где роль суда всегда была существенной и впоследствии распространилась на большинство англоязычных стран. В настоящее время прецедент является одним из основных источников права в таких странах, как Австралия, Канада и США.

Применяя закон, суд не находит правовой нормы для решения конкретного дела, отказаться от рассмотрения спора на этом основании он не может, поэтому своими решениями фактически создает новую правовую норму, которая получая обязательную силу, применяется в последствии другими судами [5].

Например, если за кражу компьютера судом был наложен штраф, определенного размера, то в случае рассмотрения судом дела о краже точно такого же компьютера и при условии, что обстоятельства последующего дела совпадают с обстоятельствами дела предыдущего, суд назначает преступнику идентичное наказание.

«Правовая доктрина представляет собой мнения ученых-юристов по вопросам права. Сложность, высокая степень обобщения и абстрактность права требует частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных правовых норм.

Сегодня правовая доктрина как источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно-семейных споров.

«Религиозные тексты (священные книги) как источник права, прежде всего, имеют широкое распространение в мусульманских странах. Главными источниками мусульманского права считаются Коран и Сунна.

«Нормативно-правовой акт это изданный или санкционированный компетентными
государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.

Нормативно-правовые акты издаются только компетентными органами с соблюдением в установленном законом порядке и обладают определенной юридической силой.

Юридическая сила показывает место нормативно-правового акта в правовой системе государства и зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший данный нормативно-правовой акт.

Нормативно-правые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативно-правой акт, обладающие высшей юридической силой, применяемый в особом порядке и выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.

Законы характеризуются следующими признаками (ответ студента)

  1. принимаются только высшими представительными органами власти – Федеральным Собранием РФ или Парламентами субъектов РФ, в особом порядке, предусмотренном Конституцией РФ, Уставом субъекта РФ и Регламентом соответствующего Парламента;
  2. регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;
  3. обладают высшей юридической силой;
  4. имеют особую структуру, – состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Основными реквизитами законодательного акта являются:

  • название органа, принявшего закон;
  • название закона;
  • номер и дата принятия закона;
  • преамбула, т.е. вступительная часть, в которой указываются мотивы, цели и задачи принятия закона;
  • нормативно-правового содержания закона и т.д.

Законы бывают основными и текущими. К основным законам относятся Конституция РФ и Федеральные конституционные законы (слайд 9).

Конституция РФ – это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. В отличие от остальных законов Конституция обладает высшей юридической силой: все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить конституционным положениям.

Федеральные конституционные законы – это те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ в особом, усложненном порядке.

Все остальные законы называются текущими. Среди массы текущих законов
выделяются кодексы - законы, с помощью которых систематизируются юридические нормы в определенной отрасли права (например, с помощью УК РФ систематизированы нормы уголовного права).

Фемида показывает Уголовный Кодекс РФ.

Каждый закон состоит из отдельных утверждений, называемых статьями. В статье могут содержаться одна, либо несколько норм права или части норм права. Статьи имеют порядковый номер. В свою очередь статья разделена на части, а части иногда делятся на пункты и абзацы.

Учитывая, что законы регулируют только основополагающие общественные отношения и носят общий характер, необходима конкретизация того или иного вопроса. Поэтому выполняют эту задачу подзаконные акты.

Подзаконный акт представляют собой правотворческий акт, компетентных органов власти, который призван контролировать принципиальные положения законов, применительно к жизненным различным ситуациям. Во главе системы подзаконных актов РФ стоят указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и ведомств), а также акты местных органов власти (слайд 10).

Действие нормативно-правовых актов граничит во времени, в пространстве и по кругу лиц (слайд 11).

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Акт вступает в силу либо со временем, его принятия, либо с того времени, которое в нем указанно.

Прекращается действие нормативно-правового акта в следующих случаях:

  • по истечению срока действия нормативно-правового акта (самоотмена), т.е. в самом нормативно-правовом акте срок действия оговорен;
  • в случае указания государственного органа об отмене акта (прямая отмена);
  • в случае принятия акта по тем же вопросам, тем же или вышестоящим государственным органам (косвенная отмена), т.е. принимается другой нормативно-правовой акт, отменяющий первый.

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяется территорией, на которой распространяется его предписания. Акт может действовать в пространстве на всей территорией государства, на какой-то определенной части страны и, в отдельных случаях, за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правового акта охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему этот акт.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц может носить общий характер (т.е. действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответственной территории) или адресоваться лишь некоторым из них (например, студентам, пенсионерам).

Но из этого правила существует исключение, – ряд законов распространяющихся только на граждан государства, они не действительны в отношении лиц без гражданства и иностранцев.

Порядок, в соответствии с которым, законы не распространяются на то или иное пространство или лиц называется экстерриториальностью.

IV. Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме

Задание на карточках:

1. Расставьте перечисленные ниже источники права по степени убывания их юридической силы [8]:

2. Опираясь на текст ст. 56, 65, 66, 70, 84, 88, 103, 114, 118, 128, 135 и 137 Конституции РФ, составьте перечень вопросов, по которым Конституцией РФ предусмотрено принятие федеральных конституционных законов

Вопросы к закреплению изученного материала:

  1. Формы (источники) права
  2. Какие виды источников права вы знаете?
  3. Что такое нормативно-правовые акты?
  4. Какие виды нормативно-правовых актов вам известны?
  5. Какие виды законов существуют в РФ?
  6. Перечислите основные признаки закона
  7. Опишите систему подзаконных актов, сложившихся в РФ
  8. Раскройте правила действия нормативно-правовых актов: во времени, в пространстве и по кругу лиц

V. Подведение итогов урока

Поставленные нами задачи урока решены, – мы познакомились с формами (источниками) права; основными видами источников права; охарактеризовали действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, а также научились на практике распознавать виды нормативно-правовых актов.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание

Читайте также: