Правописание суффиксов имен существительных конспект

Обновлено: 02.07.2024

Место занятия в системе уроков.

ВложениеРазмер
pravopisanie_suffiksov_sushchestvitelnykh.docx232.64 КБ
Опорный Конспект239 КБ

Предварительный просмотр:

Место занятия в системе уроков .

Цель урока : формирование орфографических умений и навыков по теме урока .

— научить способу применять правило написания суффиксов –чик-, -щик-, –ок, -ек-, -оньк, -еньк-, -онок , –ец-, -иц- , -оньк, -еньк — существительных;

— закрепить навык правописания суффиксов –ик — и -ек-.

-способствовать развитию памяти и логического мышления,

-развивать способность определять значение суффиксов имен существительных.

— воспитывать интерес к русскому языку,

— воспитывать самостоятельность и внимание учащихся.

Учащиеся должны знать: понятие имени существительного как самостоятельной части речи (определение, характеристика).

Учащиеся должны уметь: делать морфемный разбор существительных, объяснять правописание падежных окончаний имен существительных .

Открытый урок проводится в группе 420-421. Студенты этой группы- слабослышащие.

Используемые педагогические технологии : технология обучения с помощью опорных конспектов ( автор Шаталов В.Ф.) + элементы личностно — ориентированного обучения.

Т ехнология обучения с помощью опорных конспектов выбрана как основная, поскольку:

— изучение теории на уроке: объяснение с помощью наглядности (опорного конспекта) с вовлечением в объяснение учащихся;

— индивидуальная работа учащихся со своими конспектами;

— фронтальное закрепление по блокам конспекта;

Опорные конспекты (наглядные схемы, таблицы, в которых закодирован учебный материал) используются как опора для объяснения нового материала, закрепления изученного, повторения ранее пройденного.

Тип урока : объяснение нового материала.

На протяжении всего мероприятия идет презентация, выполненная в программе PowerPoint . Использование презентации способствует развитию образного мышления.

Формы работы учащихся : фронтальная; самостоятельная.

1.Организационный момент — 2 мин.

Подготовка уч-ся к работе на уроке; создание атмосферы доброжелательности, снятие эмоционального напряжения, чувства тревожности; организация внимания и внутренней готовности. Воспитание сознательной дисциплины, организованности.

2.Актуализация знаний – 8 мин.

Нетрадиционная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации, пробуждение интереса к знакомой части речи. Репродуктивный метод позволяет повторить теоретический материал, даёт возможность проверить знания учащихся по данной теме, подготовить их к последующей работе.

Повторение изученного материала.

  1. Дать характеристику имени существительному как самостоятельной части речи.
  2. Падежи, правописания падежных окончаний имен существительных.

Дописать окончания существительных, определить падеж.

на свежем воздух… (П.П) принести сестр… (Д.П)

вижу лис… (В.П ) горжусь побед… (Т.П.)

гостить в Подмосковь… (П.П) нет гост… (Р.П.)

3.Изучение нового материала — 15 минут.

Из каких частей состоит слово. Понятие суффикс.

Правописание суф. –Чик-, -щик- (работа с таблицей и на доске)

Запомните, суффикс –чик пишется в существительных, основа которых оканчивается на д,т, з, с, ж. Например. Вкладчик, автоматчик, перебежчик, разносчик.

Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается не на дт, зс, ж ,то есть во всех остальных случаях. Например. Фонарщик, каменщик, барабанщик, дрессировщик.

Правописание суф. –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок, примеры

В суффиксах существительных –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок после шипящих и ц под ударением пишем букву о, согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих мы будем писать е.

Например. Звоночек Крючок, Собачонка , доченька

Правописание суф. –ец, -иц, примеры

суффикс -ец пишется в существительных мужского рода.

Например. Красавец, братец, морозец.

А суффикс -иц пишется в существительных женского рода.

Например. Красавица, метелица.

В среднем роде выбор суффикса -ец или -иц зависит от ударения. Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода пишем суффикс -ец.

А если ударение предшествует суффиксу, то мы пишем суффикс –иц – креслице.

Правописание суф. -оньк, -еньк, примеры

суффикс -оньк пишется в существительных после твердых согласных.

Например. Березонька, Лизонька, лисонька.

А вот суффикс -еньк мы пишем только после мягких согласных и после шипящих.

Например: Валенька, тученька.

Запомните три исключения из этого правила – заинька, паинька, баиньки.

4.Закрепление нового материала — 10 минут. Первичное закрепление и обобщение нового материала проводится фронтальным опросом, что позволяет принять участие в беседе каждому обучающемуся.

Работа с раздаточным материалом способствует закреплению умений и навыков по новому материалу, формирование умения осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.

5.Подведение итогов — 5 минут.

Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке. Выставление оценок.

Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание носит развивающий характер, кроме того, учитывая особенности группы, ребята получают дифференцированное задание- возможность выбора задания по желанию и по степени сложности.

Приложение № 1. Карточки- задания.

Задание: От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами

-чик и –щик . Например : учет- учет чик

Пилить, отгадывать, собирать, раздать, добыть.

Задание: Существительные с суффиксами -ец и -иц- распределите в три колонки по их роду(мужской род, женский род, средний род). В существительных среднего рода поставьте ударение и подчеркните суффиксы.

Прыгать через луж и цы, интересный рассказ е ц, слабое здоровь и це, небольшое поместь и це, новое бель е цо, свежий хлеб е ц, детская книж и ца, нажитый капитал е ц, легкое пальт е цо, любимое создань и це, ползущая гусен и ца, бравый гварде е ц, перехитрить хитр е ца, зеленая луков и ца, умел е ц на все руки.

Правописание суффиксов существительных

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние суф­фик­сов суще­стви­тель­ных в рус­ском языке.

Какие бывают суффиксы существительных?

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют два вида суф­фик­сов существительных:

  • суф­фик­сы субъ­ек­тив­ной оцен­ки (оце­ноч­ные суффиксы);
  • сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Суффиксы субъективной оценки

Суффиксы субъ­ек­тив­ной оцен­ки -ек-, -ик-, -чик-, -ец- -иц-, -ич-к-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -ин-к-, -ышк-, -ушк, -юшк-, -ищ- выра­жа­ют оцен­ку пред­ме­та или лица, о кото­ром ведет­ся речь.

Примеры:

  • кир­пич — кир­пич ик
  • лепе­сток — лепе­сточ ек
  • посла­нье — посла́нь иц е
  • пуго­ви­ца — пугов ич к а
  • Таня — Тан ечк а
  • тётя — тёт еньк а
  • чер­но­сли­ви­на — чер­но­слив ин к а
  • гор­ло — горл ышк о
  • кума — кум ушк а
  • горе — гор юшк о
  • туф­ля — туфл ищ а.

Словообразовательные суффиксы

Словообразовательные суф­фик­сы -чик-, -щик-, -ец-, -иц-, -ичн-, -от-, -отн-, -ость, -овств-, -ев-, -еств-, -енств-, -ин-, -изн- и пр. обра­зу­ют суще­стви­тель­ные от одно­ко­рен­ных слов раз­ных частей речи:

  • белый — бел изн а
  • варить — вар ев о
  • сту­чать — стук отн я
  • хва­стать — хваст овств о.

Чаще все­го глас­ные в суф­фик­сах суще­стви­тель­ных явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в их напи­са­нии. Рассмотрим пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов имен суще­стви­тель­ных. Сгруппируем их в таб­ли­це и при­ве­дем примеры.

Правила написания суффиксов существительных

Правописание без­удар­ных суф­фик­сов -иц- и -ец- мож­но про­ве­рять скло­не­ни­ем. Если при скло­не­нии суще­стви­тель­но­го глас­ная суф­фик­са выпа­да­ет (хле́бец — хле́бца), то пишет­ся суф­фикс -ец-. Если глас­ная сохра­ня­ет­ся, в сло­ве пишет­ся суф­фикс -иц- (лужи­ца — лужи­цы).

Учтем, что от суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ня обра­зу­ют­ся сло­ва с помо­щью суф­фик­са -к-:

  • виш­ня — вишен к а
  • баш­ня — башен к а
  • сос­на — сосен к а.

Ряд суф­фик­сов суще­стви­тель­ных пишут­ся все­гда оди­на­ко­во. Такие напи­са­ния явля­ют­ся тра­ди­ци­он­ны­ми в рус­ском языке.

Суффиксы, написание которых запомним

1. суф­фикс -от-, кото­рый обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от основ одно­ко­рен­ных прилагательных:

  • кра­си­вый → крас от а
  • бед­ный → бедн от а
  • право­та → прав от а

2. суф­фикс -отн-, обра­зу­ю­щий сло­ва от глаголов:

  • бегать → бег отн я
  • ругать → руг отн я
  • тол­кать → толк отн я

3. суф­фикс -ость обра­зу­ет отвле­чен­ные име­на суще­стви­тель­ные от при­ла­га­тель­ных и причастий:

  • вялый → вял ость
  • дикий → дик ость
  • обид­чи­вый → обид­чив ость
  • воз­буж­дён­ный → воз­буж­денн ость

4. суф­фикс -овств- обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от гла­голь­ных основ:

  • кол­до­вать → колд овств о
  • воро­вать → вор овств о
  • сва­тать → сват овств о.

1. суф­фикс -ев- обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от гла­голь­ных основ:

  • кру­жить → круж ев о
  • курить → кур ев о
  • месить → мес ив о
  • топить → топл ив о
  • нищий → нищ енств о
  • пер­вый → перв енств о
  • жуль­нич еств о
  • кустар­нич еств о
  • голу­бой → голуб изн а
  • новый → нов изн а
  • пря­мой → прям изн а
  • глу­бо­кий → глуб ин а
  • седой → сед ин а
  • быст­рый → быстр ин а.

Правописание гласных в суффиксах существительных

Чтобы пра­виль­но напи­сать глас­ную бук­ву в суф­фик­се, выяс­ня­ем вна­ча­ле мор­фем­ный состав суще­стви­тель­но­го, а затем при­ме­ня­ем соот­вет­ству­ю­щее пра­ви­ло или сле­ду­ем тра­ди­ци­он­но­му написанию.

Правописание суффиксов существительных

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти


На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик-, -чик— и —щик-, -ок- и -ек-, -оньк- и -еньк-, -ец- и —иц-. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние суф­фик­сов суще­стви­тель­ных в рус­ском языке.

Какие бывают суффиксы существительных?

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют два вида суф­фик­сов существительных:

  • суф­фик­сы субъ­ек­тив­ной оцен­ки (оце­ноч­ные суффиксы);
  • сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Суффиксы субъективной оценки

Суффиксы субъ­ек­тив­ной оцен­ки -ек-, -ик-, -чик-, -ец- -иц-, -ич-к-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -ин-к-, -ышк-, -ушк, -юшк-, -ищ- выра­жа­ют оцен­ку пред­ме­та или лица, о кото­ром ведет­ся речь.

Примеры:

  • кир­пич — кир­пич ик
  • лепе­сток — лепе­сточ ек
  • посла­нье — посла́нь иц е
  • пуго­ви­ца — пугов ич к а
  • Таня — Тан ечк а
  • тётя — тёт еньк а
  • чер­но­сли­ви­на — чер­но­слив ин к а
  • гор­ло — горл ышк о
  • кума — кум ушк а
  • горе — гор юшк о
  • туф­ля — туфл ищ а.

Суффиксы существительных ичк ечк

Суффиксы существительных ек ик

Словообразовательные суффиксы

Словообразовательные суф­фик­сы -чик-, -щик-, -ец-, -иц-, -ичн-, -от-, -отн-, -ость, -овств-, -ев-, -еств-, -енств-, -ин-, -изн- и пр. обра­зу­ют суще­стви­тель­ные от одно­ко­рен­ных слов раз­ных частей речи:

  • белый — бел изн а
  • варить — вар ев о
  • сту­чать — стук отн я
  • хва­стать — хваст овств о.

Чаще все­го глас­ные в суф­фик­сах суще­стви­тель­ных явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в их напи­са­нии. Рассмотрим пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов имен суще­стви­тель­ных. Сгруппируем их в таб­ли­це и при­ве­дем примеры.

Правила написания суффиксов существительных

Суффиксы существительных ец иц

Учтем, что от суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ня обра­зу­ют­ся сло­ва с помо­щью суф­фик­са -к-:

  • виш­ня — вишен к а
  • баш­ня — башен к а
  • сос­на — сосен к а.

Ряд суф­фик­сов суще­стви­тель­ных пишут­ся все­гда оди­на­ко­во. Такие напи­са­ния явля­ют­ся тра­ди­ци­он­ны­ми в рус­ском языке.

Суффиксы, написание которых запомним

1. суф­фикс -от-, кото­рый обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от основ одно­ко­рен­ных прилагательных:

  • кра­си­вый → крас от а
  • бед­ный → бедн от а
  • право­та → прав от а

2. суф­фикс -отн-, обра­зу­ю­щий сло­ва от глаголов:

  • бегать → бег отн я
  • ругать → руг отн я
  • тол­кать → толк отн я

3. суф­фикс -ость обра­зу­ет отвле­чен­ные име­на суще­стви­тель­ные от при­ла­га­тель­ных и причастий:

  • вялый → вял ость
  • дикий → дик ость
  • обид­чи­вый → обид­чив ость
  • воз­буж­дён­ный → воз­буж­денн ость

4. суф­фикс -овств- обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от гла­голь­ных основ:

  • кол­до­вать → колд овств о
  • воро­вать → вор овств о
  • сва­тать → сват овств о.

1. суф­фикс -ев- обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от гла­голь­ных основ:

  • кру­жить → круж ев о
  • курить → кур ев о
  • нищий → нищ енств о
  • пер­вый → перв енств о
  • голу­бой → голуб изн а
  • новый → нов изн а
  • пря­мой → прям изн а
  • глу­бо­кий → глуб ин а
  • седой → сед ин а
  • быст­рый → быстр ин а.

Правописание гласных в суффиксах существительных

Чтобы пра­виль­но напи­сать глас­ную бук­ву в суф­фик­се, выяс­ня­ем вна­ча­ле мор­фем­ный состав суще­стви­тель­но­го, а затем при­ме­ня­ем соот­вет­ству­ю­щее пра­ви­ло или сле­ду­ем тра­ди­ци­он­но­му написанию.

Правописание суффиксов существительных


Правописание суффиксов имен существительных

Правописание суффиксов имен существительных

Раздел кодификатора ОГЭ: 6.7 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

В современном языке образование имён существительных обычно связано с суффиксами, присоединяющимися к производным и непроизводным основам и образующими существительные с различным значением: лица, предмета, вещи, абстрактного понятия и др. С помощью разнообразных суффиксов можно показать всевозможные оттенки чувств человека, оценить размер, ценность, значимость любого предмета.

Обычно выделяют две группы суффиксов существительных: суффиксы субъективной оценки и словообразующие суффиксы. Иногда один и тот же суффикс может относиться к обеим группам.

Основными суффиксами субъективной оценки принято считать следующие: -ек, -ик, -чик, -ечк-, -ец-, -окьк-, -еньк-, -инк-, -наши-, -ушк-, -ищ-: орешек, дождик, костюмчик, утречко, морозец, головонька, душенька, ссадинка, долюшка, скворушка, табачище.

Словообразовательные суффиксы существительных:

  • — со следующими суффиксами образуются существительные, обозначающие занятия лица: -ик (лесник), -ник (шутник), -ист (органист), -ец (умелец), -чик (газетчик), -тель (писатель), -иц (цветочница);
  • — с помощью других (или тех же самых) образуются существительные, обозначающие предметы: -ник (валежник), -ик (шкафчик), -ек (ножичек), -чик (укладчик), -инк (проталинка), -ец (бельецо);
  • — суффиксы, образующие существительные с абстрактным значением: -изм (шовинизм), -ени- (стремление), -ств (художество), -ость (смелость), -еств (жульничество).

Правописание суффиксов существительных состоит из соблюдения нескольких основных правил:

1. Суффиксы чик/щик

В обозначении профессий суффикс чик пишется после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж ( разведчик, метчик, образчик, подписчик, перебежчик ), суффикс щик — в остальных случаях ( сменщик, носильщик, паромщик, барабанщик ).
После согласной Л перед суффиксом щик пишется Ь: стекольщик .
Уменьшительно-ласкательным суффиксом является только чик (купил маленький барабанчик ).


Заметьте, что суффикс -щик нередко присоединяется к основам глаголов на -ал, -ил, -ел, -овал; суффикс -льщик встречается в словах, обозначающих род деятельности, занятие или действие лиц мужского пола: копировальщик, болельщик, лудильщик, курильщик, коптильщик, рисовальщик, точильщик.

2. Суффиксы ек/ик

Суффикс ек пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе выпадает; суффикс ик пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе сохраняется ( замочек — замочка, ключик — ключика ).


3. Суффиксы ец/иц

Суффикс ец пишется:

  • в существительных мужского рода ( братец, делец, хлебец );
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на окончание ( письмецо, пальтецо ).

Суффикс иц пишется:

  • в существительных женского рода ( улица, мыльница, мельница );
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на основу ( платьице, строеньице ).


4. Суффиксы ичк/ечк

Суффикс ичк пишется в существительных женского рода, образованных от существительных на иц (луковица — луковичка, рукавица — рукавичка). Суффикс ечк пишется в словах, образованных от существительных не на иц (нянечка, лукошечко, Танечка).


5. Суффиксы ышк/ишк

Суффикс ышк пишется в существительных среднего рода в уменьшительно-ласкательных словах, после него пишется окончание о (зёрнышко, солнышко, донышко). Суффикс ишк пишется в словах, имеющих уничижительный оттенок.


6. Суффиксы ушк/юшк

Суффикс ушк пишется в существительных мужского и женского рода (дедушка, девушка, соловушка). Суффикс юшк пишется в словах всех трёх родов (полюшко, долюшка, дядюшка).


7. Суффикс инк(ин + к)/енк

Суффикс инк пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом ин (соломина — соломинка, рябина — рябинка). Суффикс енк пишется в уменьшительных формах существительных на на, ня, у которых в Р. п. мн. ч. не пишется на конце мягкий знак (блесна — блёсен — блесенка, башня — башен — башенка), а также в словах беженка, неженка, француженка, черешенка и т. п.


8. Суффиксы оньк/еньк

Пишется уменьшительно-ласкательный суффикс -оньк- после твёрдых согласных: полоса — полосонька, береза — берёзонька
Пишется уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк- после мягких согласных и шипящих: заря — зоренька, дорога — дороженька. Исключение: баиньки, заинька, паинька.


9. Суффиксы онк/онок

Пишутся после шипящих под ударением -онк- (с оттенком пренебрежения): душа — душонка, река — речонка.
Пишутся после шипящих под ударением -онок- (при обозначении детёнышей животных): волк — волчонок, медведь — медвежонок.

10. Суффиксы ин/изн


11. Суффиксы от/ость


Дополнительный материал:
наглядные таблицы

Правописание суффиксов у существительных. Таблица 1.

Правописание суффиксов имен существительных

Правописание суффиксов имен существительных. Таблица 2.

Правописание суффиксов имен существительных. Таблица 3.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 10 классе

Актуализация, обобщение и систематизация знаний учащихся о правописании суффиксов имён существительных.

Развитие грамотной связной речи.

Воспитание культуры общения.

Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебники, тетради, индивидуальные карточки, толковый словарь.

1. Организационный момент.

Приветствие, фиксация отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель. Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ученик. Трудные случаи образования и правописания имен существительных..

Учитель. Вспомним ещё раз , какими способами в русском языке образуются новые слова, приведём примеры.

Ученики. - Суффиксальный: изложение, гордость, альпинист, мужество, доброта.

- Приставочный: полететь, никогда, кое-что, несколько, бесполезный.

- Приставочно-суффиксальный: наверху, подстаканник, истосковаться.

- Бессуффиксный: вздох, рассказ, полёт, синь, даль, гладь, взрыв.

- Сложение: паровоз, водопровод, чёрно-белый, крепко-накрепко.

- Неморфологический: военный, будущее, взрослые, вокруг, благодаря.

Учитель. Есть вопросы по домашнему заданию?

Ученики. Никаких затруднений не возникло .

Объявление темы урока учителем.

3.Усвоение новой темы.

Учитель. Правила написания этих суффиксов вам необходимо знать и для успешного выполнения заданий ЦТ. Как вы думаете, все суффиксы в этих словах выполняют одинаковую функцию?

Ученик. Нет, некоторые из них изменяют лексическое значение слова, например, Казань – казанец. А некоторые лишь вносят дополнительные оттенки значения, например, уменьшительно-ласкательного: горох – горошек, заяц – зайчик.

Учитель. Вот об этих суффиксах и поговорим. Первое задание вам будет такое:

образуйте от данных слов существительные с помощью суффиксов –ек- , -ик-, -чик-.

Приведите несколько примеров.

Ученик. Замочек, ключик, стульчик…

Учитель. Кто-нибудь догадался, почему правописание слов с этими суффиксами может вызвать затруднение?

Ученик. Суффиксы безударные, поэтому, чтобы правильно писать, нужно вспомнить правило.

Учитель. Перед вами слова , образуйте от них новые с помощью суффиксов –ек- или –ик- и дополните своими примерами.

Пряник, калач, палец, ларец, горох, лист, листок, карандаш, кот, лоб, рот, ящик, дождь, дождик, стол, цвет, мост, ёж, орех, хвост, платок, замок, заяц, барабан, стул.

Работа в парах – взаимопроверка

Учитель. А как вы думаете, с какой целью я приготовила вам следующую карточку Пуш…к, друж…к, горош…к, ореш…к, снеж…к, круж…к, замоч…к, ящич…к, внуч…к, флаж…к, старич…к, петуш…к, платоч…к, сыноч…к, звоноч…к, кусоч…к, меш…к, душ…к, порож…к, щелч…к.

Ученик. Здесь даны слова, корни которых заканчиваются на шипящие.

Учитель. Сформулируйте правило.

Учитель. Молодцы! А теперь следующая пара суффиксов –ец- и –иц-. Попробуйте сами привести примеры слов с этими суффиксами и сформулируйте правило.

Учитель. Даны слова мужского рода с суффиксом –ец-.

Братец, борец, красавец, бакинец, волгоградец, хлебец, гребец, молодец, храбрец, рассказец, хитрец, пловец, чтец, гвардеец, горец, посланец, испанец, суворовец, жнец, столбец, кореец, гордец, казанец, лжец

Сгруппируйте их по значениям:

название лица по действию;

название лица по признаку;

название лица по месту жительства и по национальности;

название лица по принадлежности к какой- либо организации или учебному заведению.

Работа в парах – взаимопроверка

Ученик. О человеке, который умеет всё.

Учитель. Вспомните синонимичный фразеологизм.

Учитель. Приведите примеры существительных женского рода с суффиксом –иц-.

Ученики. Красавица, луковица, метелица, лужица, рукавица, книжица, рожица.

Учитель. Папа-кормилец, мама – кормилица.

Ваня – красавец, Таня –красавица.

Коля – молодец, а Оля?

Ученик. Оля тоже молодец.

Ученик. Да, существует, только у него другое лексическое значение. Я затрудняюсь его точно определить.

Учитель. Вспомните :

«Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

Кто это и откуда?

Ученики. Невестка, сноха, молодуха, невеста.

Учитель. Какая характерная особенность у этих слов?

Ученик. Они относятся к разговорному стилю?

Учитель. Какая неточность была допущена при подборе синонимов?

Учитель. Докажите, пожалуйста. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.

Ученик. Невеста – это девушка на выданье или просто молодая девушка. А невесткой называют родственники мужа замужнюю женщину.

Ученики. МОлодец – в народной словесности удалец, храбрец,

Учитель. В каких формах эти существительные различаются не только произношением, но и написанием? Употребите их в предложениях.

Ученики. Молодцем –молодцом, молодцев – молодцов. Ты выглядишь молодцом. Встретилась красная девица с добрым молодцем (записывают в тетрадь).

Учитель. А ведь суффиксы –ец- и – иц- встречаются и в существительных среднего рода. Обратите внимание на следующий слайд (слайд 6).

ПисьмецО, бельецО, пальтецО, ружьецО, дуплецО.

Но крЕслице, мАслице, плАтьице, здАньице, варЕньице, здорОвьице, имЕньице, солЕньице, собрАньице.

Прочитайте вслух и сформулируйте правило.

ПисьмецО, бельецО, пальтецО, ружьецО, дуплецО.

Но крЕслице, мАслице, плАтьице, здАньице, варЕньице, здорОвьице, имЕньице, солЕньице, собрАньице (слайд 6)

Учитель. Придумайте несколько предложений с этими существительными.

Физкультминутка - упражнение для глаз

Учитель. Следующая пара суффиксов, требующих знания определенных правил, - это суффиксы –инк-, -енк -, а также –онк-. -Инк - это сочетание двух суффиксов:

- ин- и –к-, встречается в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин-

Образуйте новые слова от существительных соломина, горошина, перекладина, виноградина, жемчужина, изюмина, завалина, проталина, прогалина, бисерина, балясина (слайд 7)

Учитель. Кто больше? Запишите столбиком слова, которые заканчиваются на –ня.

Ученики записывают.

Теперь поставьте их в форму множественного числа (ставят), дальше в форму родительного падежа (ставят). А теперь прибавьте уменьшительно-ласкательный суффикс –к-. Что получилось?

Песня – песни – песен – песенка//Башня – башни - башен – башенка

Пашня – пашни – пашен – пашенка//Черешня – черешни – черешен - черешенка

Спальня – спальни – спален – спаленка//Конюшня – конюшни – конюшен - конюшенка

Но дыня – дыни – дынь – дынька//Деревня – деревни – деревень - деревенька

Няня – няни – нянь – нянька//Барыня – барыни – барынь – барынька .

Учитель. Почему слова пашЕНКа и ПашЕНЬКа пишутся по- разному?

Учитель. Вот мы и подошли вплотную к суффиксам –еньк- и – оньк-, -онк- и –ёнк-. Поработаем в группах: 1 группа – привести примеры существительных с суффиксом –еньк-, 2 группа - -оньк-, 3 группа - -онк-, 4 группа - -ёнк-; сформулировать правило.

Учащиеся работают в группах, формулируют правила.

Ответы учащихся.

Учитель. А теперь проверьте себя по опорной таблице

В существительных с твердой основой пишется суффикс -ОНЬК-: берёзОНЬКа, липОНЬКа, лисОНЬКа.

Суффикс –ОНК- (-ЁНК-) имеет пренебрежительный оттенок: девчОНКа, клячОНКа, шубЁНКа, речОНКа.

В существительных, обозначающих лиц женского пола, пишется суффикс

-ЕНК- : нищЕНКа, монашЕНКа, францужЕНКа, черкешЕНКа, бежЕНКа, нежЕНКа, а также в слове лесЕНКа.

Нужно запомнить правописание слов паинька, заинька, баиньки.

Учитель. На все ли правила вы сумели подобрать примеры, или на какие-то из них вы впервые обратили внимание? Запомните их и применяйте на своей практике.

Учитель. Осталась ещё одна пара суффиксов -ечк и –ичк-.

Посмотрите примеры на доске:

Нянька- нянек- нянЕЧКа //Лейка- леек – леЕЧКа

Печка- печек- печЕЧКа//Окошко- окошек- окошЕЧКо//Ваня- ВанЕЧКа//Оля- ОлЕЧКа

Аня- АнЕЧКа//Маня – Манечка //Время- времЕЧКо//Имя- имЕЧКо

Семя- семЕЧКо//Темя- темЕЧКо//Лестница- лестнИЧКа//Синица- синИЧКа

Пуговица- пуговИЧКа//Ножницы- ножнИЧКи//Луковица- луковИЧКа

Как прозвучит правило?

Ученики отвечают и проверяют

4.Закрепление умений и навыков.

Учитель. Вот это были те правила правописания букв Е и И в суффиксах имен существительных, которые понадобятся вам при выполнении задания ЦТ. Мне понравилось, как вы работали. Молодцы! Кстати, в продолжение урока я несколько раз похвалила вас именно этим словом. А какое ещё слово употребляется в этом же значении?

Ученик. Умницы.

Учитель. Маша у нас, конечно же, умница. А Саша, значит, умник?

Ученик. Саша тоже умница.

Учитель. Как называются такие существительные?

Ученик. Это существительные общего рода. Например, молодчина, работяга, задира, плакса и другие.

Учитель. А теперь давайте потренируемся в написании существительных с различными суффиксами. Распределите слова в два столбика с буквой И или с буквой Е в суффиксах:

Спал…нка, врем…чко, син…чка, горош…нка, ружь…цо, Тан…чка, солом…нка, изюм…нка, пальт…цо, кресл…це, завал…нка, письм…цо, мам…нька, луков…ца, за…нька, блюд…чко, луков…чка, горош…к, ящич…к, свин…нка, метел…ца, тет…нька, звоноч…к, рукав…чка, зайч…к, монаш…нка, баш…нка, царап…нка, макарон…нка, часов…нка, плать…це.

Проверьте себя (слайд 12)

Спаленка, времечко, синичка, горошинка, ружьецо, Танечка, соломинка, изюминка, пальтецо, креслице, завалинка, письмецо, маменька, луковица, заинька, блюдечко, луковичка, горошек, ящичек, свининка, метелица, тетенька, звоночек, рукавичка, зайчик, монашенка, башенка, царапинка, макаронинка, часовенка, платьице.

5.Подведение итогов и домашнее задание.

Учитель. Итак, чему был посвящён сегодняшний урок?

Ученик. Мы рассмотрели правила правописания суффиксов имен существительных.

Учитель. В течение урока, как обычно, вы должны были оценивать свою работу. Всё ли у вас получилось? Если нет, то чему уделить внимание? Обратили ли вы внимание на то, что большинство слов, с которыми мы сегодня столкнулись, имеют уменьшительно-ласкательное значение, и , к сожалению, в наш сложный и жестокий век мы их почти исключили из нашего лексикона. Давайте не будем стесняться говорить друг другу ласковые и вежливые слова, и мир вокруг нас, возможно, станет чуточку светлее и добрее.

Читайте также: