Правописание слов с удвоенными согласными 3 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

научиться намечать способы проверки данной орфограммы.

как правильно писать слова с удвоенной согласной;

мы научимся:

намечать способы проверки данной орфограммы.

Необходимо запомнить

Правописание слов в удвоенным согласным необходимо запомнить. Понятно, что сразу все эти слова не запомнишь. Из этого положения есть два выхода: 1) стараться постепенно, шаг за шагом, запоминать как можно больше. 2) в случае затруднения обращаться к словарю.

Корень слова, согласный, скопление согласных, орфографический словарь.

Список литературы

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Что общего в них и чем они различаются?





Аллея. Троллейбус. Хоккей. Теннис

Как видно, на картинках нарисованы аллея, троллейбус, хоккей, теннис. Слова эти пишутся необычно, во всех словах есть удвоенная согласная.

На этом уроке

  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

Вы уже знаете, что трудные случаи написания не объясняются правилами и их нужно запомнить. Например, нельзя объяснить, почему галерея пишется с одним л, а аллея с двумя л.



Или почему в слове коридор и карикатура одно р, а в слове коррида – две?




Коридор. Карикатура. Коррида.



Коллектив, коллективный, коллекционировать, коллекция.

Итак, мы с вами выучили четыре слова: коллектив, коллективизм, коллективный, коллекционировать.

Теперь гнездо слов с удвоенным м.


Программа, программный, программист. Программирование, программированный, программировать.

В русском языке образовалась целая семья слов с корнем программ-: программа, программный, программист, программирование, программированный, программирование. (слова выделяются красным, после того как произносятся).

Для того чтобы запомнить некоторые из слов с удвоенными согласными, можно запомнить следующие двустишия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Ирих В.О.

Предмет: Русский язык

Формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами, подвести детей к пониманию того, что написание удвоенных согласных на стыке приставки и корня, корня и суффикса объясняется словообразованием, совершенствовать умение учащихся грамотно писать слова с удвоенными согласными.

Способствовать развитию у детей фонематического слуха, внимания, мышления, речи.

находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;

образовывать слова с удвоенными согласными;

уметь находить и группировать слова на изученную орфограмму.

Метапредметные:

регулятивны е: принимать и сохранять цель урока и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем строить новые учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; проводить рефлексию своих действий на уроке

познавательные : осуществлять анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе изученного материала;

коммуникативные : соблюдать нормы речевого этикета; отвечать на вопросы учителя, выражать и обосновывать свою точку зрения; работать в паре; слушать собеседника и вести диалог.

осознавать значимость изучения темы;

проявлять интерес к русскому языку;

проявлять уважительное отношение к иному мнению.

1 . Организация начала урока.

Прозвенел уже звонок.

Минутка чистописания : сс нн пп бб

Словарный диктант: Шина, прекрасный, ручка , зуб, чайка, прелестный , письмо , мороз, снежок, ручьи.

Самоопределение к деятельности. С ледующие слова запишите С абзаца

1 .Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный. (класс, сс- )

2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)

3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, . (грипп)

4. Шестой день недели (суббота)

5. Чтоб каждый телевизор
Работал без капризов,
На крыше непременно
Должна стоять :: антенна.

Записать слова класс ванна грипп суббота антенна. Разбить слова для переноса

Уч-ль. Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово?

Уч-ся. Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить .

Учитель. На предыдущих уроках мы познакомились со многими такими словами. В какой части слова находится удвоенная согласная буква в изученных словах?

Уч-ся. В корне слова.

Учитель. Что надо сделать, чтобы определить, в какой части слова находится удвоенная согласная?

Уч-ся. Подобрать однокоренные слова.

Учитель. Как переносятся слова с удвоенной согласной?

Уч-ся. По слогам, но одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.

2.Формулирование темы урока

- Что объединяет все эти слова? Сформулируйте тему урока (Слова с удвоенными согласными).

3.Актуализация и углубление изученного.

Анна читает длинный рассказ. Найди грамматическую основу.

- Разберём по составу слова с удвоенными согласными в этом предложении и выясним, в какой части слова эти согласные (Анна - в корне, длинный - на стыке корня и суффикса, рассказ - на стыке приставки и корня).

4.Проблемная ситуация.

-Что нового мы будем ещё изучать? В каких случаях ещё пишется удвоенная согласная?

5. Работа над правилом с.123 (работа в парах).Рассказать друг другу правило.

Учитель: -В КАКИХ 3 СЛУЧАЯХ ВСТРЕЧАЮТСЯ УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ ?

6.Физкульминутка. - Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому?

Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают.

Шоссе, коридор, суббота, малина, Алла, праздник ,русский упражнение,.

7. Расширение знаний учащихся. С.122 упр.236

Аккуратный, беззвездный ванна ввозить картинный коллектив матросский осинник перрон рассказать ссора суффикс шоссе

Самостоятельная работа .Учитель. Три ряда - три команды. Игроки, сидящие за первыми партами, получают листки бумаги. Каждый ученик записывает одно слово с двойными согласными и передаёт листок сидящему сзади. Последний член команды возвращает листок учителю. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание. (Учитель и уч-ся проверяют, исправляют ошибки. )

8. Рефлексия

О ЧЁМ Я РАССКАЖУ ДОМА МАМЕ, ПАПЕ?

Я похвалил бы себя за .

Особенно мне понравилось .

Сегодня мне удалось .

Что мне не удалось ,над чем ещё нужно поработать ?

9. Итог урока

МОЛОДЦЫ! Домашнее задание Стр. 123, упражнение 237. Написать по образцу словосочетания

Дополнительно. Выписать из орфографического словаря слова с удвоенными согласными

Формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами, подвести детей к пониманию того, что написание удвоенных согласных на стыке приставки и корня, корня и суффикса объясняется словообразованием, совершенствовать умение учащихся грамотно писать слова с удвоенными согласными.

Способствовать развитию у детей фонематического слуха, внимания, мышления, речи.

находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;

образовывать слова с удвоенными согласными;

уметь находить и группировать слова на изученную орфограмму.

Метапредметные:

регулятивны е: принимать и сохранять цель урока и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем строить новые учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; проводить рефлексию своих действий на уроке

познавательные : осуществлять анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе изученного материала;

коммуникативные : соблюдать нормы речевого этикета; отвечать на вопросы учителя, выражать и обосновывать свою точку зрения; работать в паре; слушать собеседника и вести диалог.

осознавать значимость изучения темы;

проявлять интерес к русскому языку;

проявлять уважительное отношение к иному мнению.

Морфемы: приставка, суффикс, корень, окончание, словообразование, строение слова.

Проблемный, частично – поисковый.

Фронтальная, индивидуальная, в паре.

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран; презентация.

1.Организационный момент

- Я приглашаю вас на урок русского языка.

Восточная мудрость гласит:

Приобретать знания – храбрость.

Приумножать – мудрость.

А умело применять – искусство!

- Я желаю вам быть на уроке активными, думающими, работоспособными и дружными.

Актуализация знаний и фиксация затруднения. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной проблемы.

1. Работа с карточкой:

- Сегодня на уроке вы будете опираться на знание частей слова. И я вам предлагаю выполнить небольшой тест, соединяя части определения .

(Самостоятельная работа) Слайд 2

Изменяемая часть слова

Часть слова без окончания

Общая часть родственных слов

Часть слова перед корнем, служит для образования новых слов

Часть слова после корня, служит для образования новых слов

- Какое слово лишнее? Что такое орфограмма ?

(Буква или слог, которые требуют правила проверки написания)

- Что нужно знать, чтобы проверить орфограмму в слове? ( правило)

- В какой части слова вы можете проверить орфограмму? ( в корне)

- Какие правила правописания корней вы знаете?

Проверяемые безударные гласные.

Парные звонкие и глухие согласные.

Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).

Непроизносимые согласные. Слайд 3

- Какая же тема нас интересует сегодня больше всего, мы узнаем, разгадав кроссворд

Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось? Дрожжи

Группа дружных детей. К олл ектив

Шестой день недели. Суббота

Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. Хоккей

Устройство для приёма телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома. Антенна

Во мне два к. Не забывайте!

Таким, как я, всегда бывайте

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом - Акк уратный

7.Единица веса- Гра мм , К и л о гра мм

- Что особенного вы заметили в словах – отгадках?

В них по две одинаковых согласных буквы.

- Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

(Правописание слов с удвоенными согласными)

-Ребята! Как вы думаете, как определить, что в слове две одинаковые буквы?

В этих словах слышится долгий согласный звук, а на письме обозначается двумя одинаковыми буквами.

- Запишите новые словарные слова и запомните их написание.

- Какой звук звучит долго в слове коллектив, грамм …. Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим? (Обьяснить транскрипцию, сделать фонетический разбор одного слова?)

-А можно ли проверить удвоенную согласную ?

(– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова.)

-Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить

Правило в учебнике с.121 прочитать!

( Удвоенные согласные – это орфограмма, написание которой нужно проверять по орфографическому словарю )

-Откройте словарик в конце учебника с.150-151

Чтобы лучше понять значение слова, чаще надо заглядывать в толковые словари известных филологов, знатоков русской словесности В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова

2. Прочитайте данные слова: бассейн, перрон, длинный, грамм ,рассказать, поддержка, осинник.

- Что их объединяет? ( во всех есть удвоенная согласная) На какие группы вы бы разбили эти слова?

- Давайте определим, в какой значимой части слова находится удвоенная согласная?

- Попытайтесь объяснить, каковы должны быть ваши действия, когда вы встречаетесь с удвоенными согласными?

- Чему же вы должны научиться на уроке?

(Учиться находить слова с удвоенными согласными, грамотно писать эти слова и не только узнавать изучаемую орфограмму, но и определять, в какой части слова она находится.)

Построение проекта выхода из затруднений.

Наблюдения – исследования.

-Вернёмся к нашим словам.

-Давайте проследим, где в слове могут быть двойные согласные

Удвоенные согласные

бассейн, грамм, перрон

На стыке приставки и корня

На стыке корня и суффикса

Сделайте вывод: - Где в слове встречается удвоенная согласная?

- Запись Электронное приложение

Объяснение нового материала.

Работа в паре упр.236 с.122 Слайд 5

- Распределите слова в три столбика, в зависимости от места орфограммы в слове.




-Я называю слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают 2 раза в ладоши, а если в слове нет удвоенной согласной, то 1 раз в ладоши.

Упражнение, медленно, коридор, расстояние, класс, малина, масса, Алла, директор, русский, Россия .

- (Какое слово из произнесенных мной вы бы выделили? Почему?

Слайд 6 . Физ.пауза ДЛЯ ГЛАЗ

(Запишем предложение под диктовку---- Почтальон принес срочную телеграмму…

- Как же нужно переносить слова с удвоенными согласными?

При переносе слов двойные согласные разделяются:

- Разделите слова для переноса (тен-нис, бас-сейн,кросс, пас-са-жир, класс, Ан-на, ап-пе-тит )

Вывод… (Эти буквы – близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку,
А с другой её начни.)

3. Творческая работа ( работа в группе)

– Ребята, составьте из слов предложения, озаглавьте рассказ. Подчеркните слова с удвоенной согласной

в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город Слайд 7
кассе, купили, в, билеты, они

подошёл, перрону, к, поезд

пассажиры, вагоны, быстро, в, вошли
вагона, из, окна, смотреть, приятно

9 .Итог урока:

- Учител ь; Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово?

- Уч-ся. Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить.

Учитель. Как переносятся слова с удвоенной согласной?

Уч-ся. По слогам, но одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку

Учитель . Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?

Уч-ся. Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.

VI .Домашнее задание.

-Задание творческого характера. Составь и запиши рассказ на любую тему, используя слова с удвоенными согласными.

V. Рефлексия Закончите предложение.. Слайд 8

Я теперь буду знать… Итог урока - …Сегодня вы хорошо работали на уроке, молодцы! Главными помощниками были…

-Вернемся к нашим словам, которые были сказаны в начале урока ВОСТОЧНАЯ МУДРОСТЬ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока.
Предметные.
- находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;
- образовывать слова с удвоенными согласными.
Личностные.
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.
Метапредметные.
- умение понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
- делать выводы по наблюдениям;
- находить и перерабатывать информацию из текста;
- выражать и обосновывать свою точку зрения.
Коммуникативные.
- умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем.
Оборудование:
доску, карточки, экран, проектор, компьютер.
Формы обучения: самостоятельные работы, работа под руководством учителя, работа в парах, коллективные.
Методы обучения: наблюдение, поиск информации, наглядный, словесные, практические.
Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, использование здоровьесберегающих технологий.

I. Организационный момент.
Психологический настрой.
- Ребята, покажите мне свои ладошки. На что они похожи? (На маленькие солнышки)
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, согрейте своими маленькими солнышками себя и своих друзей в классе.
- Что вы почувствовали?
- Я тоже ощутила от вас огромную волну добра. Я надеюсь на полезное друг для друга общение.

II. Актуализация знаний.

III. Проверка домашнего задания.

- Проверим домашнее задание. Первому варианту было задано: записать группу слов с непроизносимыми согласными в корне слова; второму варианту – группу слов, в которых не пишется непроизносимая согласная.
Чтение слов - 2 ученика.
- Ребята, посмотрите какие слова написала я. Почему я разделила слова на два столбика. У кого встретились такие же слова как у меня, посмотрите, не допустили ли вы ошибки.

IV. Самоопределение к деятельности.

- Дети, я не случайно заговорила с вами о празднике. Мне почтальон передал для вас поздравительную открытку. Давайте прочтём её. (Чтение открытки детьми)

-формировать умение обозначать на письме удвоенные согласные звуки буквами;

переносить слова с удвоенными согласными;

расширять словарный запас;

учиться точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Чистописание.

- Давайте внимательно посмотрим на нашу открытку. Найдите слова, в которых одинаковые удвоенные согласные. (Коллекция, коллектив)
- Какая буква в словах повторяется? (эль)
- Определите закономерность написания и пропишите узор:
Лл Ллл Лллл

Словарная работа.

- Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами. Подумайте как назвать одним словом:
- Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами - … коллектив. Молодцы!
- Запишем это слово, выделим орфограммы.
- Систематизированное собрание каких – либо предметов: картин, марок – …коллекция. Молодцы!
- Запишем это слово, выделим орфограммы.
- Придумайте предложение с одним из этих слов. ( Ребята собрали для своей коллекции листья. Витя собрал коллекцию редких марок.)

V. Объяснение новой темы.

Работа по учебнику .
- Откройте учебники на стр. 121, найдите упр. 233. Прочитайте. Найдите слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение. Объясните значение каждого слова.
( Бал – большой танцевальный вечер. Балл - цифровая отметка успехов. Сор - мелкие сухие отбросы. Ссора – состояние взаимной вражды, взаимная перебранка.)
- Выпишите слова с удвоенными согласными. (Балл, ссора.)
- Подберите проверочные слова к выписанным словам. ( Не можем подобрать.)
- Когда мы не можем подобрать проверочное слово, то мы должны запомнить как пишется это слово или посмотреть в орфографическом словаре. Показ орфографического словаря.
- Давайте прочитаем сведение о языке в учебнике на стр. 121. ( Чтение сведения)
- Правильный вывод мы сделали с вами?
- Давайте найдём в орфографическом словаре учебника на стр. 150 – 151 примеры таких слов.

VI. Физкультминутка.

Спросите, не повысив тона,
Что больше центнер или тонна?

Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.

Радиоволна идёт сквозь стену,
Мы её поймаем на антенну.

Если пьёте в школе квас,
Не забрызгайте весь класс.

Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.

Оля ядра из металла
Дальше всех в длину метала.
Олей мы теперь гордимся,
Обижать её боимся.

Я сегодня всем наврал – от стыда алею,
Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.

VII. Закрепление.

Работа по учебнику.
- Выполним упражнение 234. Прочитайте задание.
- Мы изменим задание к упражнению: будем работать со словами,записывая их в алфавитном порядке, объясняя лексическое значение слова и деля его для переноса. Обратите внимание на постановку ударения в словах.
- Давайте вспомним правила переноса слов с удвоенными согласными. (При переносе слов с удвоенными согласными одну удвоенную согласную оставляют на строке, а другую переносят.)
Учащиеся работают у доски, пишут по два слова.
Ап – петит – желание есть (аппетит приходит во время еды, отсутствие аппетита).
Трол – лейбус - вид городского транспорта.
Грам – матика – наука.
Тен – нис – спортивная игра.
Суб – бота – 6-й день недели.
Бас – сейн – искусственный водоём, сооружённый для плавания.

Творческая работа. Работа в парах.(Каждому ряду свои предложения)
- Вы должны из слов составить предложения.
1) В, субботу, ребят, поехала, группа, за, город,
кассе, купили, в, билеты, они.

2) Подошёл, перрону, поезд, к,
быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в.
3) Вагона, заснеженные, из, мы, увидели, аллеи, окна.

- Прочитайте предложения, которые у вас получились.
- Можно ли эти предложения назвать текстом? ( Да. Предложения связаны по смыслу, объединены общей темой. Можно озаглавить.)
- Как озаглавим текст? (Путешествие.Поездка.)
- Какие слова встретились в рассказе по теме?
- Найдите предложение: Поезд подошёл к перрону.
- Назовите грамматическую основу предложения. (Поезд подошёл.)

3. Самостоятельная работа. Ответ Деду Морозу.

- А теперь я предлагаю написать ответ Деду Морозу. У вас на столах лежат поздравительные бланки, в них написан текст, но в некоторых словах пропущены буквы. Вам нужно вставить в слова нужные буквы.
Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Слайд.
- Давайте прочитаем ваш ответ Деду Морозу, при этом называйте слова, в которых вы вставили удвоенные согласные.

Дорогой Дед Мороз!

VIII. Рефлексия.

- Мы сегодня с вами активно работали на уроке.

- Чему вы научились на уроке? Что осталось непонятным?
- Как проверить написание слов с удвоенными согласными?
- Кто достиг поставленных целей на этот урок?
- Кому ещё надо поработать над данной темой?
- Давайте оценим свою работу на уроке. Перед вами лежит ёлочка, её нужно украсить. Украшением будет оценка вашей деятельности. (Ёлочка с кружочком.Зелёный – материал усвоен хорошо; жёлтый – есть незначительные ошибки; красный – много ошибок, нужна помощь.)

IX. Итог урока.

Домашнее задание.
- Домашнее задание записано на карточках, я предлагаю вам выбрать:

- Рабочая тетрадь упр. 163 с. 65.

- В заключение урока мне хочется поблагодарить вас, ребята, за хорошую работу. Поздравить всех с Наступающим Новым годом! Спасибо!

Читайте также: