Правописание слов с разделительным твердым знаком 3 класс конспект и презентация

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель Канина О.И.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Цель: закрепить умение правильно писать слова с твердым знаком и разделительным мягким знаком.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать умение писать слова с разделительным твёрдым и мягким знаками. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Развивающие: развивать интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности. Развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний. Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать любовь к русскому языку.

Основное содержание темы : Актуализация знаний о написании слов с разделительным твёрдым знаком и разделительным мягким знаком.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, классификация, сравнение.

Формы работы учащихся : фронтальная, групповая, подгрупповая (работа в парах), индивидуальная.

Методы проведения урока: активные методы: беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя; методы формирования новых умений: упражнения, дидактическая игра; методы контроля результатов обучения : устные - опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный), письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос); наглядные методы обучения; метапредметные (связь с окружающим миром).

Термины и понятия: корень слова, приставка слова. Разделительный твёрдый знак и мягкий знак. Словосочетания. Однокоренные слова.

Демонстрационный материал: проектор, компьютер, экран, презентация, карточки с заданиями, карточки со словами, смайлики.

Цель: Формировать способность к написанию Ъ в словах. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к русскому языку. Развивать интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности. Развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний.

Оборудование: слайды компьютерной презентации, карточки для работы в парах

I Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Я пришла к вам с хорошим настроением, мне хочется объяснить вам новую тему, она очень важна для грамотного письма русских людей. Какое у вас настроение? Вы готовы меня слушать? Ваш класс очень дружный, вы умеете работать вместе. Соберите всю силу ума, внимания, ваши знания и у нас всё получится.

- Какой у нас месяц? Число? Откройте тетради, подпишите число.

II Минутка чистописания.

- Для минутки чистописания я вам подготовила буквы. Посмотрите на эти буквы.

- Что вы о них можете рассказать? ( гласные, хитрые, потому что когда стоят в начале слова, после гласной и после ъ и ь обозначают 2 звука, а после согласного -1 звук, строчные)

- Мы не случайно работаем с этими буквами, они нам встретятся ещё сегодня.

- А теперь красиво запишем их парами.

III Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы разбирали с вами слова по составу, образовывали новые слова. Назовите основные части слова. С помощью чего можно образовать новое слово?( приставки и суффикса)

- На какие группы мы делили приставки, чтобы их можно было легко запомнить.(неизменяемые с гласной А, с гласной О,в(во)-с(со); изменяемые ;

А ещё есть приставки, оканчивающиеся на согласную и, оканчивающиеся, на гласную

I V Мотивация знаний

- Посмотрите на экран. Образуйте с помощью приставок существительные с корнем –езд- .А я запишу ваши слова .

- Как вы думаете, почему я записала, образованные вами слова в два столбика?

- С помощью приставки ПОД - можно образовать слово ПОДЪЕЗД, а с помощью приставки ЗА-: ЗАЕЗД. В какой столбик мне надо записать эти слова?

V Новый материал

1.-Итак, что мы должны с вами сегодня научиться определять? Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. (ъ знак. Будем учиться писать в словах Ъ.)

2. РАБОТА В ПАРАХ.

- Я предлагаю вам сейчас поработать в парах. Напомните мне правила работы в парах. (Будьте терпимы, доброжелательны, уважайте чужое мнение)

- Вы, работая в парах, должны будете провести небольшое исследование. Проявить внимание, наблюдательность.

- У вас на столах лежат карточки со словами. Разберите эти слова по составу. И скажите, где же в слове пишется разделительный ъ.

- Ваши выводы?(ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласную)

- Почему его назвали разделительным?( разделяет согласную в приставке от гласной в корне)

- Посмотрите ,перед какими гласными написан ъ?(е,ё,ю,я)

3. Составим схему к нашему открытию.

-Расскажите правило по схеме.

Сравните с правилом, которое вы видите в учебнике на стр.130

- Так куда запишем наши слова?

VII Упражнения для закрепления

1.Давайте ещё поработаем в парах.

Я раздам карточки со словами, а вы найдите лишнее слово.

А)Съедобный, подъёмный, пояснительный, разъярённый

Б)Въезжать, выехать, прояснить, появиться

В)Спрыгнул, надрезал, отбил, объявил

Г)Объявление, объедки, подъехал, пояснил

2.Мин.отдыха по глазным тренажёрам

3.Составление словосочетаний со словами с ъ.

- Выразите одним словом, подбирая слово с ъ. Придумайте с этим словом словосочетание. Запишем с комментированием.

1)Растолковать, сделать понятным._(объяснить- объяснить урок)

2)Неисправность, недостаток(изъян-изъян в фигуре)

4)Сжаться, скорчиться.(съёжиться-съёжиться от холода)

С одним из словосочетаний придумайте предложение. Запишем. Разберём по членам. (Зайчата под кустом съёжились от холода.)

-Когда пишется разделительный ъ.?

- Кто доволен своей работай? У кого, что-то не получилось?

-Оцените свою деятельность на уроке.

(Я всё понял, но у меня есть ещё вопросы.

Я всё понял , могу объяснить по схеме.

Я все понял, могу объяснить по схеме, могу объяснить другим)

1 группа- с.130 упр.265

2 группа- с.131 упр.267

3 группа- составить 3 предложения со словами , содержащими ъ.

- В начале урока я говорила, что всё у вас получится. И делилась с вами своим хорошим настроением. Какое настроение у вас сейчас? Очень хорошо. Спасибо за урок!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - научиться правильно писать слова с твердым знаком (ъ).

МБОУ СОШ №2 г.о. Красноармейск

Конспект урока русского языка

по теме:

учитель начальных классов

Зайцева Л.В.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: научиться правильно писать слова с твердым знаком (ъ).

Образовательные: сформировать умение писать слова с разделительным твёрдым знаком. Ввести правило написания слов с разделительным твёрдым знаком. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Развивающие: развивать интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности. Развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний. Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать любовь к русскому языку.

Основное содержание темы: Актуализация знаний о написании слов с разделительным твёрдым знаком.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, классификация, сравнение.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, подгрупповая (работа в парах), индивидуальная.

Методы проведения урока: активные методы: беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя; методы формирования новых умений: упражнения, дидактическая игра; методы контроля результатов обучения: устные - опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный), письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос); наглядные методы обучения; метапредметные (связь с окружающим миром).

Термины и понятия: корень слова, приставка слова, суффикс слова. Разделительный твёрдый знак и мягкий знак. Словосочетания.

Демонстрационный материал: проектор, компьютер, экран, презентация, учебник, карточки с заданиями, карточки со словами, смайлики трех цветов.

Планируемый результат

Личностные умения

Личностные умения:

-проявлять интерес к изучению темы;

- оценивать результат собственной деятельности.

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- определять в каких случаях пишется разделительный твёрдый знак в словах;

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для письма под диктовку.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью, используя правило на правописания разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака;

- выполнять учебное задание с взаимопроверкой;

- проверять учебное задание и вносить корректировку;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения

-писать слова с разделительным твёрдым знаком и разделительным мягким знаком;

-выполнять задания, используя правило правильной постановки разделительных знаков (Ъ и Ь);

- использовать правило на правописания разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака при письме.

Организационный этап.

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Давайте настроимся на работу. Сожмите ладошки в кулачок, разожмите, ещё раз сожмите, разожмите. А теперь сгибайте по очереди пальчики на правой руке, на левой руке. Разгибайте по одному - на правой, на левой. Потрите ладошки, создайте тепло, ведь у нас сейчас какое время года? А теперь возьмитесь за ручки с сидящим за партой соседом, передайте ему тепло своих рук.

Какой у нас месяц? Число? Откройте тетради, подпишите число.

2. Минутка чистописания.

- На улице много снега, падают снежинки. Для минутки чистописания у меня тоже для вас есть снежинки с буквами. Посмотрите на эти буквы.

е ё ю я

- Что вы о них можете рассказать? (гласные, после гласной и после ъ и ь обозначают 2 звука, а после согласного -1 звук, строчные)

- Мы не случайно работаем с этими буквами, они нам встретятся ещё сегодня.

- А теперь красиво запишем их парами.

Актуализация знаний пройденного материала

Фронтальная работа

А теперь замените мне одним словом сочетание слов, чтобы в этом слове были наши гласные, которые мы сейчас записали.

— Замените одним словом, запишите.

• Снежная буря (вьюга).

• Домики для пчёл (ульи).

• Мать, отец, дети (семья).

— Что общего в правописании этих слов?

— Почему в этих словах написали разделительный мягкий знак?

- На прошлом уроке мы разбирали с вами слова по составу, образовывали новые слова. Назовите основные части слова. С помощью чего можно образовать новое слово? (приставки и суффикса).

- На какие группы мы делили приставки, чтобы их можно было легко запомнить.(неизменяемые с гласной А, с гласной О, в(во)-с(со); изменяемые ;

А ещё есть приставки, оканчивающиеся на согласную и, оканчивающиеся, на гласную.

III. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Посмотрите на экран. Образуйте с помощью приставок существительные с корнем –езд- .И будем записывать эти слова.

выезд съезд

переезд объезд

проезд въезд

На какие две группы можно разделить эти слова?

IV. Актуализация знаний. Поиск решения учебной задачи.

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели

Почему случилось так?
Кто виновник? (Твердый знак.)

- Сегодня мы с вами познакомимся с разделительным твердым знаком.

Хвастал как-то твердый знак:

Без меня совсем никак!

Правлю звуки разделяя, как хочу слова меняю.

думал волк, что зайца съел,

Без меня ж он просто сел.

- Давайте выделим в слове - съел и сел ( корень - ел, приставка –с-).

Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения, а вы послушайте и скажите, перед какими гласными ставится разделительный твердый знак:

Я царю после приставок,

В корне он, вот красота!

Перед нами звук согласный,

После нас - е, е, ю, я.

V. Первичное закрепление знаний.

Так перед какими гласными пишется разделительный твердый знак?

В чем отличие между разделительным твердым и мягким знаком?

(Твердый знак ставится после приставки, а мягкий в корне, твердый знак не ставится перед гласной и.)

-Итак, что мы должны с вами сегодня научиться определять? Будем учиться писать в словах Ъ.

VI. Первичная проверка понимания

1. Работа в парах.

- Я предлагаю вам сейчас поработать в парах. Напомните мне правила работы в парах. (Будьте терпимы, доброжелательны, уважайте чужое мнение)

У вас на столах необычные тексты. Что в них необычного? (Есть ошибки.)

Групповая работа.

1 группа. Не за то волка бют, что сер, а за то, что овцу сел. Ручьи –солются—река будет, люди обеденятся-силу их не победить.

2 группа. Нет в лесу прежнего звонкого веселья. Лишь взерошенные воробьи сидят на ветках, да зайка сежился под елью.

3 группа. Подехал к стройке кран подемный. Вюга хлещет так и сяк бет в лицо крупой колючей.

Один ученик из группы комментирует результаты коррекции текста.

А теперь прочитаем правило, которое вы видите в учебнике на стр.134. И ещё раз послушаем авторов учебников. (Правило на диске).

-Совпадает с нашими выводами?

2. Физминутка

Прошу вас не надо съезжать по перилам.

( Наклоны головы влево, вправо)

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке.

И всех, кто съезжает хватает за пятки

(Наклоняются ,стараются дотянуться до пяток )

И тащат на дно африканского Нила.

( Берутся с соседом за руки и тянут друг друга.)

Прошу вас ,не надо съезжать по перилам !

(Тянут руки вверх.)

- Мы немного отдохнули и можем продолжить работу. Ребята, а вы услышали слово с разделительным твердым знаком в нашей физкультминутке? (Съезжать.)

- Почему здесь мы поставили разделительный твердый знак.? ( Здесь нужно разделить приставку с- и корень ,который начинается с гласной буквы е.)

Посмотрите на экран и найдите лишнее слово.

А)Съедобный, подъёмный, пояснительный, разъярённый

Б)Въезжать, выехать, прояснить, появиться

В)Спрыгнул, надрезал, отбил, объявил

Г)Объявление, объедки, подъехал, пояснил

Минутка отдыха по глазным тренажёрам

4. Составление словосочетаний со словами с ъ.

- Выразите одним словом, подбирая слово с ъ. Придумайте с этим словом словосочетание. Запишем с комментированием.

1)Растолковать, сделать понятным._(объяснить- объяснить урок)

2)Сжаться, скорчиться. (съёжиться-съёжиться от холода)

С одним из словосочетаний придумайте предложение. Запишем. Разберём по членам. (Зайчата под кустом съёжились от холода.)

5. А теперь продолжим нашу работу по учебнику

Сделаем еще раз вывод.

VII. Первичное закрепление

А теперь я хочу проверить, как вы усвоили новый материал.

Перед вами лежат тесты: ответьте на вопросы и заполните пропуски букв, где нужно.

а)после всех приставок

б)после приставок, оканчивающихся гласной буквой

в)после приставок, оканчивающихся на согласную букву

3. Перед какими буквами пишется Ъ?

4. Об…ём, стул…я, про…езд, крыль…я, с…ел, об…едки, со…бирают, мурав…и, под…ёмный, с…ехал, сем…я, об…явил., с…езд, ноч…ю, из…явил, пол…ёт.

VIII. Рефлексия

-Какую цель перед собой ставили?

Что вы узнали на уроке?

-Когда пишется разделительный ъ.?

Что вы запомнили?

Чему вы научились на уроке?

-Оцените свою деятельность на уроке.

Я не понял - красный

(Я всё понял, но у меня есть ещё вопросы. - желтый

Я все понял, могу объяснить другим – зелёный

IX. Оценивание учащихся.

Мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке. За работу у доски получают оценки…, за устную работу на уроке…..


Цель: Формировать способность к написанию Ъ в словах. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к русскому языку. Развивать интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности. Развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний.

I Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Я пришла к вам с хорошим настроением, мне хочется объяснить вам новую тему, она очень важна для грамотного письма русских людей. Какое у вас настроение? Покажите карандаш соответствующего цвета. Надеюсь, что у кого оно хорошее, то оно останется таковым, а у кого плохое, то станет лучше. Вы готовы меня слушать? Наш класс очень дружный, вы умеете работать вместе. Соберите всю силу ума, внимания, ваши знания и у нас всё получится. Улыбнитесь друг другу.

- Какой у нас месяц? Число? Откройте тетради, подпишите число.

II Физминутка.

-Погода за окном зимняя, люди уже начали ходить на лыжах, лепить снеговиков. Давайте глазками вылепим снеговика.

III Минутка чистописания.

- Для минутки чистописания Снеговик оставил снежинки с буквами. Посмотрите на эти буквы.

- Что вы о них можете рассказать? (гласные, хитрые, потому что когда стоят в начале слова, после гласной и после ъ и ь обозначают 2 звука, а после согласного -1 звук, строчные)

- Мы не случайно работаем с этими буквами, они нам встретятся ещё сегодня.

- А теперь красиво запишем их парами.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (разработка урока и презентация)

IV Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы разбирали с вами слова по составу, образовывали новые слова. Назовите основные части слова. С помощью чего можно образовать новое слово?( приставки и суффикса)

- На какие группы мы делили приставки, чтобы их можно было легко запомнить. (неизменяемые с гласной А, с гласной О, в(во)-с(со); изменяемые ;

А ещё есть приставки, оканчивающиеся на согласную и, оканчивающиеся, на гласную

Полную информацию смотрите в файле.


-75%

Читайте также: