Правописание окончаний 7 класс разумовская конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей:
Развитие умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Развитие монологической речи учеников;
Развитие внимания, зрительной памяти;
Тип урока - урок обобщения и систематизации.
Методы / формы обучения – наблюдение за языком, индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование – компьютер, карточки с заданиями, интерактивная доска.
Основные понятия – склонение, разносклоняемые существительные, форма слова, окончание, косвенный падеж, спряжение, падежные окончания, личные окончания глаголов.
Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Приветствие учителя.
Актуализация знаний (ВПР 13,14)
Работа с пословицами. Задание: собрать из отдельных слов пословицы, объяснить их значение, записать в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Объяснить, в какой морфеме пропущены буквы, выделить ее. Определить, к какой части речи относятся слова с пропущенными буквами.
Работа с пословицами осуществляется по рядам. На слайде демонстрируется правильное написание.
Ответить на вопросы:
Какую тему урока мы будем сегодня изучать?
Это тема для вас новая или мы уже изучали ее ранее?
Сформулируйте цель и задачи урока.
Почему важно знать часть речи для правильного написания окончания?
Сформулируйте правило правописания окончаний в существительных, прилагательных и глаголах.
Повторение правила правописания окончаний в существительных, прилагательных и глаголах.
Первичное закрепление материала.
Тематическая физкультминутка.
Учитель называет глаголы, если глагол 1 спряжения, ученики поворачивают голову и смотрят направо, если глагол 2 спряжения – налево.
Работа с учебником. (ОГЭ) Упражнение № 121. Выписать глаголы, выделить окончания. Подписать спряжения. С 2-мя глаголами составить свои предложения. Выделить грамматическую основу.
Работа с текстом на карточках (ВПР).
Самое важное
(1)Человек (не)мож..т выб..рать себе наружн..сть но зато он име..т возможн..сть выбрать более важн..ю вещ(?) – характер. (2)Мы мож..м (з/с)делать себя такими какими нам хочется быть. (3)Очень важно быть настойчивым и упорным. (4)Таким людям всё удаётся лучше чем слаб..характерн..м. (5)С детства пр..учайте себя (не)..тступать перед трудностями д..водить дело до конца это войд..т в привычку, и, когда повзросле..те у вас буд..т великолепн.. качество – насточив..сть.
Задание: Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Определить основную мысль текста.
Работа осуществляется в парах на карточках. Затем на экране появляется готовый вариант текста. Учащиеся проводят самооценку.
Выполнить морфемный разбор слов: с детства, выбрать, настойчивым.
Выполнить морфологический разбор: трудностями
Подведение итогов урока.
Объяснение домашнего задания. Упражнение 122. + Дополнительное задание. Выделить грамматическую основу в каждом предложении.
умение употреблять имена прилагательные, имена существительные, глаголы, в речи; обогащать словарный запас детей.
Тип урока - урок обобщения и систематизации.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – учащиеся объясняют смысл грамматической связи между окончанием и склонением существительных;
Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут её пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание роли книги (словаря) в культурном наследии.
Методы / формы обучения – наблюдение за языком, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование – компьютер, карточки с заданиями, карточки самоконтроля
Демонстрационный материал – презентация по теме урока.
Основные понятия – склонение, разносклоняемые существительные, форма слова, окончание, косвенный падеж, спряжение.
Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Организационный момент. Приветствие учителя.
Обучающие компоненты
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Эмоциональная подготовка обучающихся к повторению учебного материала.
Участвуют в диалоге
положительно относятся к познавательной деятельности совершенствуют имеющиеся знания.
Ребята, мы продолжаем наш ТРУД – постижение грамматики русского языка.
Не первый раз обращаю ваше внимание на то, что грамотность формируется с помощью 3-х видов памяти. Не напомните – каких? (зрительной, механической или моторной, слуховой).
3 вида памяти обрамляют ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА.
Такой СОЮЗ – ПУТЬ к знаниям.
Актуализация знаний:
активизировать имеющиеся знания о правописании окончаний разных частей речи;
установить тематические рамки урока;
активизировать мыслительные операции;
мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
организовывать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение грамматического навыка, закрепляемого на данном уроке;
организовывать фиксацию обоснования учащимися полученного результата.
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
Ребята, а как вы будете определять, где имя прилагательное, а где имя существительное?
1.На другой день весть о пожар. разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин. и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви. был сам Дубровский. (П.). 2. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипуч. деревянн. лестниц. (Нос.) 3. Подули холодн.. ветры. Много раз больш. хлопьями начинал падать снег.
На слайде записаны предложения. Определите, в какой морфеме пропущены орфограммы.
Повторение темы. Целеполагание.
Итак, морфема, которую вы так дружно защищали – окончание.
- Как вы думаете, почему окончание получило такое название?
- Для чего служит окончание?
- Исходя из проделанной нами работы сформулируйте тему урока.
- Какова цель нашего урока?
- Это урок изучения нового материала или урок повторения?
- Почему эта орфограмма чаще всего вызывает затруднение? (звуки и буквы; в безударной позиции – ИКАНЬЕ).
Вставьте пропущенные орфограммы
Проверка работы по слайду
Ответьте на проблемный вопрос
Запись под диктовку
Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании. (Один ученик работает у доски)
Возле дорог. по дорог. у деревн. в деревн. на ёлк. на ел. в тетрадк. о тетрад. на площадк. на площад. ноты на роял. в пустын. на лекци. в аудитори. был на лечени.. в санатори…
Задание 1: Записать существительные, зашифрованные в записи. Определить их род, падеж, склонение.
НЕБУДОЖДЁМЛИСТВУ
Задание 2: Используя эти существительные и прилагательные из карточек-полосок, составить словосочетания, не меняя форму существительных. Записать в тетрадь. Выделить окончания.
Ответы: по небу – хмурому, серому; под дождём – холодным, сильным; в листву – осеннюю, жёлтую.
- Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? (в роде, числе падеже)
- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (по вопросу)
- Как определить падеж имени прилагательного? (по существительному)
Задание 3: Ориентируясь на форму фигур, составить имена прилагательные. Записать в тетрадь. Выделить окончания.
Ответы: верному, горячего, чистой.
- Как определить падеж у данных прилагательных? Определить падеж. (Д.п., Д.п., Т.п.)
- А вот про то, как имена прилагательные согласовались с именами существительными в русском языке есть шуточная, конечно же, история. Послушайте.
Работа по теме урока. Переход к повторению глаголов.
Задание 4: Из данных слов составить и записать предложения. У существительных определить склонение, у прилагательных – падеж, у глаголов – спряжение.
На, тёмное, небо, светит, яркий, звезда.
У, дальнее, болото, зреет, вкусный, клюква.
Раннее, ученики, утро, торопиться, в, родной, школа.
На тёмном (П.п.) небе (2 скл.) светит (II спр.) яркая (И.п.) звезда (1 скл.).
У дальнего (Р.п.) болота (2 скл.) зреет (I спр.) вкусная (И.п.) клюква (1 скл.).
Ранним (Т.п.) утром (2 скл.) ученики (1 скл.) торопятся (II спр.) в родную (В.п.) школу (1 скл.).
- Мы с вам подошли к повторению правописания окончаний глагола.
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (надо определить спряжение)
- Как определить спряжение? (по неопределенной форме)
Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II спряжению? (I – ать, еть, ять, II – ить)
- К какому спряжению отнести глагол? Делаем вывод, это разноспрягаемый глагол.
Годы …
Из крана … вода.
Куда вы так … ?
Тропинка … по склону горы.
Слайд 5 Проверка
Одинаково ли лексическое значение глагола во всех предложениях? Какими синонимами его можно заменить в каждом предложении? Что такое синонимы?
Физминутка по теме.
- Я буду называть имена существительные. Если существительное относится к 1 склонению, вы хлопаете; если ко 2 склонению – приседаете; если к 3 склонению – просто стоите.
Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.
Задание 6: Списать текст, вставить пропущенные буквы, определить у всех глаголов спряжение
На лугах вблизи лесных опушек ход…т, в такт шагам покачивая головой, пёстрая хохлатая птица – удод. Длинный изогнутый клюв суёт в сухую траву, под камни: ищ…т насекомых. А найдёт – не глота…т: подброс…т жука вверх и лов…т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож…т. Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз.
Ходит – II спр. Суёт – I спр. Ищет – I спр. Найдёт – I спр. Глотает – I спр.
Подбросит – II спр. Ловит – II спр. Втянуть – I спр. Может – I спр.
Приходится – II спр. Жонглировать – I спр.
Обучающие компоненты
Деятельность обучающихся
Формулируемые УУД
Повторение сущности изученных понятий, эвристическая беседа, просмотр презентации (теоретическая информация по теме и ключ к деформированному тексту).
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, тему урока; в сотрудничестве с одноклассниками слушают и обсуждают ответы.
Личностные: осознают свои возможности в учении.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, выбирают необходимую информацию из прослушанного объяснения и высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания и текст.
- Заполните карточки самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки.
Обучающие компоненты
Деятельность обучающихся
Формулируемые УУД
Оценивание результатов работы.
Анализируют выполненные задания, оценивают их, отвечают на вопросы.
Личностные: понимают значение знаний для человека
Познавательные: приобретают умения применять полученные знания на практике.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Рефлексия учебной деятельности
Ребята, скажите, какую цель мы ставили?
Достигли цели?
- К какому выводу пришли? (культурный смысл; учебный смысл)
грамотность – проявление уважения к себе и окружающим;
в каждом правиле нужно находить логику и применять алгоритм.
- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?
- Над чем ещё надо поработать?
- У кого не было затруднений по новой теме?
Обучающие компоненты
Деятельность обучающихся
Формулируемые УУД
Определяют своё эмоциональное состояние, анализируют свою работу на уроке.
Личностные: стремятся к приобретению новых знаний.
Познавательные: устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями.
Урок - практикум, целью которого является не только повторение изученного материала, но и побуждение учащихся к нормотворчеству, рефлексивному мышлению.
Урок по ФГОС, включающий дискуссию, словарную работу, написание сочинения-миниатюры.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr_uroka_po_rus_yaz_7_klass.docx | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"
Урок русского языка в 5 классе. "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе".
Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.
Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией.
Урок русского языка 6 класс "Правописание суффиксов -ЧИК- - -ЩИК-"
Конспект урока русского языка по теме " Суффиксы -чик- - щик-",6 класс.
Русский язык 5 класс Правописание окончаний имен прилагательных
Урок в 5 классе (учебник Баранов, Ладыженская и др.). В ходе занятия используется краеведческий материал (Курская область). Урок включает элементы системно-деятельностного подхода, приближен к требова.
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по.
Урок усвоения новых знаний.
Урок русского языка по теме : " Правописание в существительных суффиксов - ЧИК//- ЩИК", 5 класс
Аннотация: урок русского языка построен в рамках системно-деятельностного подхода с учетом принципов здоровьесбережения. Индивидуальная, парная , коллективная формы работы позволяют.
Комментарии
ОТЗЫВ НА УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
Изучив методическую разработку урока "Правописание окончаний существительных. Повторение ( 7 класс)", сразу же убеждаешься в высоком профессионализме учителя словесности Дудинской Натальи Юрьевны. Прекрасный урок! Во всем чувствуется мастерство педагога, ее опыт и потрясающая креативность. Материал занятия воссоздает портрет Учителя с неповторимым АВТОРСКИМ стилем, поэтому будет уместно сказать и о педагогическом творчестве Натальи Юрьевны как учителя-практика. Дудинская Наталья Юрьевна создала дидактически и методически грамотный урок с высоким развивающим потенциалом. Содержание урока оптимально, логично, доступно; изложение учебного материала носит проблемный характер, педагогом созданы условия для актуализации опыта учащихся при усвоении данной темы занятия с учетом перспектив подготовки учащихся к ОГЭ и ГИА. Учитель в процессе работы над грамматикой русского языка также учитывает условия расширения общекультурного кругозора учеников, используя метапредметные связи в подборе материала и инновационные технологии.
Замечательный урок, замечательный педагог! У настоящего мастера всегда найдется чему поучиться.
Спасибо, Наталья Юрьевна! ВЫСШИЙ КЛАСС! РЕКОМЕНДУЮ ТИРАЖИРОВАНИЕ ВАШЕГО БЕСЦЕННОГО ОПЫТА.
Автор: Жоголева Наталья Валентиновна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №19
Населённый пункт: г. Сызрани
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Правописание окончаний" с применением ИКТ
Раздел: среднее образование
I. Организационный момент.
Презентации
Запомни!
В
ед.ч.в И.п. муж.р. –ЫЙ, -ИЙ,
I спряжения II спряжения
-У (-Ю) -ЕМ -У (-Ю) -ИМ -ЕШЬ -ЕТЕ -ИШЬ -ИТЕ -ЕТ -УТ (-ЮТ) -ИТ -АТ (- ЯТ) Алгоритм Если окончание безударное, то: 1) поставь глагол в н.ф.(инфинитив) 2) вспомни правило: Ко
II спряжению
относятся: - все глаголы на –ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) - 4 глагола на –АТЬ: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ) - 7 глаголов на –ЕТЬ: ВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,ОБИДЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ Все остальные глаголы
I спряжения
Например: се
ет
(се
ять
,
I спр.
), кле
ишь
(кле
ить
,
II спр.
), бре
ют
(бр
ить
, искл.,
I спр.
), завис
им
(завис
еть
,
II спр.
)
Запомни!
В повелит. наклон.
ед.ч
. – пишется
Ь,
во
мн.ч.
– -
ЬТЕ/ -ИТЕ:
будь – будьте, отрежь – отрежьте, прикажи – прикажите, отнеси – отнесите.
Физкультминутка
Приоткрой пошире глазки… И окажешься ты в сказке. Подними повыше руки, Помаши ты всем от скуки. Двигайся, не отвлекайся, В разговоры не пускайся!
Еще немного отдохни И работу вновь начни. 3. Найдите столбик с правильным написанием: А Б В Виднее…тся -е -е -и Стел. м -е -и -е Дыш…шь -и -и -е Собира…шь -е -е -и Разбуд…те -и -и -е Скле…м -и -е -и Ве..т (2 л, ед.ч.) -е -и -е Разгон…шься -и -и -е
-
Почему для определения спряжения глаголы
ЗВОНИМ,
Читайте также: