Правописание окончаний 7 класс разумовская конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей:

Развитие умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Развитие монологической речи учеников;

Развитие внимания, зрительной памяти;

Тип урока - урок обобщения и систематизации.

Методы / формы обучения – наблюдение за языком, индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование – компьютер, карточки с заданиями, интерактивная доска.

Основные понятия – склонение, разносклоняемые существительные, форма слова, окончание, косвенный падеж, спряжение, падежные окончания, личные окончания глаголов.

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Приветствие учителя.

Актуализация знаний (ВПР 13,14)

Работа с пословицами. Задание: собрать из отдельных слов пословицы, объяснить их значение, записать в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Объяснить, в какой морфеме пропущены буквы, выделить ее. Определить, к какой части речи относятся слова с пропущенными буквами.

Работа с пословицами осуществляется по рядам. На слайде демонстрируется правильное написание.

Ответить на вопросы:

Какую тему урока мы будем сегодня изучать?

Это тема для вас новая или мы уже изучали ее ранее?

Сформулируйте цель и задачи урока.

Почему важно знать часть речи для правильного написания окончания?

Сформулируйте правило правописания окончаний в существительных, прилагательных и глаголах.

Повторение правила правописания окончаний в существительных, прилагательных и глаголах.

Первичное закрепление материала.

Тематическая физкультминутка.

Учитель называет глаголы, если глагол 1 спряжения, ученики поворачивают голову и смотрят направо, если глагол 2 спряжения – налево.

Работа с учебником. (ОГЭ) Упражнение № 121. Выписать глаголы, выделить окончания. Подписать спряжения. С 2-мя глаголами составить свои предложения. Выделить грамматическую основу.

Работа с текстом на карточках (ВПР).

Самое важное

(1)Человек (не)мож..т выб..рать себе наружн..сть но зато он име..т возможн..сть выбрать более важн..ю вещ(?) – характер. (2)Мы мож..м (з/с)делать себя такими какими нам хочется быть. (3)Очень важно быть настойчивым и упорным. (4)Таким людям всё удаётся лучше чем слаб..характерн..м. (5)С детства пр..учайте себя (не)..тступать перед трудностями д..водить дело до конца это войд..т в привычку, и, когда повзросле..те у вас буд..т великолепн.. качество – насточив..сть.

Задание: Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Определить основную мысль текста.

Работа осуществляется в парах на карточках. Затем на экране появляется готовый вариант текста. Учащиеся проводят самооценку.

Выполнить морфемный разбор слов: с детства, выбрать, настойчивым.

Выполнить морфологический разбор: трудностями

Подведение итогов урока.

Объяснение домашнего задания. Упражнение 122. + Дополнительное задание. Выделить грамматическую основу в каждом предложении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

умение употреблять имена прилагательные, имена существительные, глаголы, в речи; обогащать словарный запас детей.

Тип урока - урок обобщения и систематизации.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – учащиеся объясняют смысл грамматической связи между окончанием и склонением существительных;

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут её пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание роли книги (словаря) в культурном наследии.

Методы / формы обучения – наблюдение за языком, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование – компьютер, карточки с заданиями, карточки самоконтроля

Демонстрационный материал – презентация по теме урока.

Основные понятия – склонение, разносклоняемые существительные, форма слова, окончание, косвенный падеж, спряжение.

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Организационный момент. Приветствие учителя.

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Эмоциональная подготовка обучающихся к повторению учебного материала.

Участвуют в диалоге

положительно относятся к познавательной деятельности совершенствуют имеющиеся знания.

Ребята, мы продолжаем наш ТРУД – постижение грамматики русского языка.

Не первый раз обращаю ваше внимание на то, что грамотность формируется с помощью 3-х видов памяти. Не напомните – каких? (зрительной, механической или моторной, слуховой).

3 вида памяти обрамляют ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА.

Такой СОЮЗ – ПУТЬ к знаниям.

Актуализация знаний:

активизировать имеющиеся знания о правописании окончаний разных частей речи;

установить тематические рамки урока;

активизировать мыслительные операции;

мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

организовывать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение грамматического навыка, закрепляемого на данном уроке;

организовывать фиксацию обоснования учащимися полученного результата.

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Ребята, а как вы будете определять, где имя прилагательное, а где имя существительное?

1.На другой день весть о пожар. разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин. и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви. был сам Дубровский. (П.). 2. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипуч. деревянн. лестниц. (Нос.) 3. Подули холодн.. ветры. Много раз больш. хлопьями начинал падать снег.

На слайде записаны предложения. Определите, в какой морфеме пропущены орфограммы.

Повторение темы. Целеполагание.

Итак, морфема, которую вы так дружно защищали – окончание.

- Как вы думаете, почему окончание получило такое название?

- Для чего служит окончание?

- Исходя из проделанной нами работы сформулируйте тему урока.

- Какова цель нашего урока?

- Это урок изучения нового материала или урок повторения?

- Почему эта орфограмма чаще всего вызывает затруднение? (звуки и буквы; в безударной позиции – ИКАНЬЕ).

Вставьте пропущенные орфограммы

Проверка работы по слайду

Ответьте на проблемный вопрос

Запись под диктовку

Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании. (Один ученик работает у доски)

Возле дорог. по дорог. у деревн. в деревн. на ёлк. на ел. в тетрадк. о тетрад. на площадк. на площад. ноты на роял. в пустын. на лекци. в аудитори. был на лечени.. в санатори…

Задание 1: Записать существительные, зашифрованные в записи. Определить их род, падеж, склонение.

НЕБУДОЖДЁМЛИСТВУ

Задание 2: Используя эти существительные и прилагательные из карточек-полосок, составить словосочетания, не меняя форму существительных. Записать в тетрадь. Выделить окончания.












Ответы: по небу – хмурому, серому; под дождём – холодным, сильным; в листву – осеннюю, жёлтую.

- Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? (в роде, числе падеже)

- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (по вопросу)

- Как определить падеж имени прилагательного? (по существительному)

Задание 3: Ориентируясь на форму фигур, составить имена прилагательные. Записать в тетрадь. Выделить окончания.











Ответы: верному, горячего, чистой.

- Как определить падеж у данных прилагательных? Определить падеж. (Д.п., Д.п., Т.п.)

- А вот про то, как имена прилагательные согласовались с именами существительными в русском языке есть шуточная, конечно же, история. Послушайте.

Работа по теме урока. Переход к повторению глаголов.

Задание 4: Из данных слов составить и записать предложения. У существительных определить склонение, у прилагательных – падеж, у глаголов – спряжение.

На, тёмное, небо, светит, яркий, звезда.

У, дальнее, болото, зреет, вкусный, клюква.

Раннее, ученики, утро, торопиться, в, родной, школа.

На тёмном (П.п.) небе (2 скл.) светит (II спр.) яркая (И.п.) звезда (1 скл.).

У дальнего (Р.п.) болота (2 скл.) зреет (I спр.) вкусная (И.п.) клюква (1 скл.).

Ранним (Т.п.) утром (2 скл.) ученики (1 скл.) торопятся (II спр.) в родную (В.п.) школу (1 скл.).

- Мы с вам подошли к повторению правописания окончаний глагола.

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (надо определить спряжение)

- Как определить спряжение? (по неопределенной форме)

Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II спряжению? (I – ать, еть, ять, II – ить)

- К какому спряжению отнести глагол? Делаем вывод, это разноспрягаемый глагол.

Годы …

Из крана … вода.

Куда вы так … ?

Тропинка … по склону горы.

Слайд 5 Проверка

Одинаково ли лексическое значение глагола во всех предложениях? Какими синонимами его можно заменить в каждом предложении? Что такое синонимы?

Физминутка по теме.

- Я буду называть имена существительные. Если существительное относится к 1 склонению, вы хлопаете; если ко 2 склонению – приседаете; если к 3 склонению – просто стоите.

Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Задание 6: Списать текст, вставить пропущенные буквы, определить у всех глаголов спряжение

На лугах вблизи лесных опушек ход…т, в такт шагам покачивая головой, пёстрая хохлатая птица – удод. Длинный изогнутый клюв суёт в сухую траву, под камни: ищ…т насекомых. А найдёт – не глота…т: подброс…т жука вверх и лов…т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож…т. Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз.

Ходит – II спр. Суёт – I спр. Ищет – I спр. Найдёт – I спр. Глотает – I спр.

Подбросит – II спр. Ловит – II спр. Втянуть – I спр. Может – I спр.

Приходится – II спр. Жонглировать – I спр.

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формулируемые УУД

Повторение сущности изученных понятий, эвристическая беседа, просмотр презентации (теоретическая информация по теме и ключ к деформированному тексту).

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, тему урока; в сотрудничестве с одноклассниками слушают и обсуждают ответы.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, выбирают необходимую информацию из прослушанного объяснения и высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания и текст.

- Заполните карточки самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки.

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формулируемые УУД

Оценивание результатов работы.

Анализируют выполненные задания, оценивают их, отвечают на вопросы.

Личностные: понимают значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения применять полученные знания на практике.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Рефлексия учебной деятельности

Ребята, скажите, какую цель мы ставили?

Достигли цели?

- К какому выводу пришли? (культурный смысл; учебный смысл)

грамотность – проявление уважения к себе и окружающим;

в каждом правиле нужно находить логику и применять алгоритм.

- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?

- Над чем ещё надо поработать?

- У кого не было затруднений по новой теме?

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формулируемые УУД

Определяют своё эмоциональное состояние, анализируют свою работу на уроке.

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями.

Урок - практикум, целью которого является не только повторение изученного материала, но и побуждение учащихся к нормотворчеству, рефлексивному мышлению.

Урок по ФГОС, включающий дискуссию, словарную работу, написание сочинения-миниатюры.

ВложениеРазмер
konspekt_otkr_uroka_po_rus_yaz_7_klass.docx 1.46 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"

Урок русского языка в 5 классе. "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе".

Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.

Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией.


Урок русского языка 6 класс "Правописание суффиксов -ЧИК- - -ЩИК-"

Конспект урока русского языка по теме " Суффиксы -чик- - щик-",6 класс.


Русский язык 5 класс Правописание окончаний имен прилагательных

Урок в 5 классе (учебник Баранов, Ладыженская и др.). В ходе занятия используется краеведческий материал (Курская область). Урок включает элементы системно-деятельностного подхода, приближен к требова.

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по.


Урок усвоения новых знаний.


Урок русского языка по теме : " Правописание в существительных суффиксов - ЧИК//- ЩИК", 5 класс

Аннотация: урок русского языка построен в рамках системно-деятельностного подхода с учетом принципов здоровьесбережения. Индивидуальная, парная , коллективная формы работы позволяют.

Белякова Марина Михайловна

Комментарии

Белякова Марина Михайловна

ОТЗЫВ НА УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

Изучив методическую разработку урока "Правописание окончаний существительных. Повторение ( 7 класс)", сразу же убеждаешься в высоком профессионализме учителя словесности Дудинской Натальи Юрьевны. Прекрасный урок! Во всем чувствуется мастерство педагога, ее опыт и потрясающая креативность. Материал занятия воссоздает портрет Учителя с неповторимым АВТОРСКИМ стилем, поэтому будет уместно сказать и о педагогическом творчестве Натальи Юрьевны как учителя-практика. Дудинская Наталья Юрьевна создала дидактически и методически грамотный урок с высоким развивающим потенциалом. Содержание урока оптимально, логично, доступно; изложение учебного материала носит проблемный характер, педагогом созданы условия для актуализации опыта учащихся при усвоении данной темы занятия с учетом перспектив подготовки учащихся к ОГЭ и ГИА. Учитель в процессе работы над грамматикой русского языка также учитывает условия расширения общекультурного кругозора учеников, используя метапредметные связи в подборе материала и инновационные технологии.

Замечательный урок, замечательный педагог! У настоящего мастера всегда найдется чему поучиться.

Спасибо, Наталья Юрьевна! ВЫСШИЙ КЛАСС! РЕКОМЕНДУЮ ТИРАЖИРОВАНИЕ ВАШЕГО БЕСЦЕННОГО ОПЫТА.

Автор: Жоголева Наталья Валентиновна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №19
Населённый пункт: г. Сызрани
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Правописание окончаний" с применением ИКТ
Раздел: среднее образование

I. Организационный момент.

Презентации

Запомни!
В
ед.ч.в И.п. муж.р. –ЫЙ, -ИЙ,

I спряжения II спряжения
-У (-Ю) -ЕМ -У (-Ю) -ИМ -ЕШЬ -ЕТЕ -ИШЬ -ИТЕ -ЕТ -УТ (-ЮТ) -ИТ -АТ (- ЯТ) Алгоритм Если окончание безударное, то: 1) поставь глагол в н.ф.(инфинитив) 2) вспомни правило: Ко
II спряжению
относятся: - все глаголы на –ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) - 4 глагола на –АТЬ: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ) - 7 глаголов на –ЕТЬ: ВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,ОБИДЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ Все остальные глаголы
I спряжения
Например: се
ет
(се
ять
,
I спр.
), кле
ишь
(кле
ить
,
II спр.
), бре
ют
(бр
ить
, искл.,
I спр.
), завис
им
(завис
еть
,
II спр.
)
Запомни!
В повелит. наклон.
ед.ч
. – пишется
Ь,
во
мн.ч.
– -
ЬТЕ/ -ИТЕ:
будь – будьте, отрежь – отрежьте, прикажи – прикажите, отнеси – отнесите.
Физкультминутка
Приоткрой пошире глазки… И окажешься ты в сказке. Подними повыше руки, Помаши ты всем от скуки. Двигайся, не отвлекайся, В разговоры не пускайся!
Еще немного отдохни И работу вновь начни. 3. Найдите столбик с правильным написанием: А Б В Виднее…тся -е -е -и Стел. м -е -и -е Дыш…шь -и -и -е Собира…шь -е -е -и Разбуд…те -и -и -е Скле…м -и -е -и Ве..т (2 л, ед.ч.) -е -и -е Разгон…шься -и -и -е
-
Почему для определения спряжения глаголы
ЗВОНИМ,

Читайте также: