Правление василия шуйского 7 класс пчелов конспект

Обновлено: 05.07.2024

1606-1610 гг. – избран на Земском соборе.

1606-1607 гг. – восстание Ивана Болотникова = гражданская война.

Царь

1. Духовенство во главе с патриархом.

2. Крупные феодалы (бояре, дворяне) боялись народных восстаний и искали защиты у власти. Рассчитывали на новые земли.

Крестьяне, купцы, ремесленники.

Не поддерживали власть, так как царь ввёл новый указ о 15-летнем сроке розыска беглых крестьян.

1608 г. – поход Лжедмитрия II на Москву.

1609 г. – интервенция.

Польша → Смоленск (21 месяц)

Швеция → Псков → Новгород

1610-1613 гг. – семибоярщина.

Семибоярщина – правительство из 7 бояр, которое управляло государством.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: рассмотреть одну из нереализованных возможностей русской истории - расстаться с деспотическим самодержавием в период правления Василия Шуйского.

Прежде чем начать урок, проверить дз.

На прошлом уроке мы приступили к изучению очень сложного периода русской истории начала XVII века, который получил название "Смута", "Смутное время". Сегодня мы познакомимся с новым правителем в истории Русского государства.

С чего мы начинаем изучение нового материала? (составление плана работы).

1. Вступление на престол Василия Шуйского.

2. Личность царя. (готовит Толя)

3.Внутренняя и внешняя политика.

Прежде чем изучать новую тему, давайте повторим важнейшие даты.

Даты на доске:

1601-1603 гг. - . голод;

1604 г. - Лжедмитрий . граница;

1605 г., апрель - . Москву;

1605 г., июль - . венчался на царство;

1606 г., 17 мая - заговор и .

После смерти Лжедмитрия I в 1606 году царем был избран главный заговорщик боярин Василий Шуйский.

Работа с источником. "Выборы на царство Василия Шуйского" (С.М.Соловьева. Об истории Древней Руси. - М.: Просвещение, 1993, с. 293 - 294).

Вопрос к отрывку:

- О чем свидетельствует употребление презрительного глагола "выкликнут" по отношению к избранию Василия Шуйского на царство?

Предполагаемый ответ:

- За этим глаголом стоит отсутствие у Василия Шуйского единодушной поддержки, фактически захват им престола, оказавшегося по существу свободным в обстановке всеобщей растерянности.

- Но власть его была законной, так как он был избран на Земском Соборе, правда, не все земли были представлены.

Характеристика царя. "Новый царь был маленький старик лет за 50 с лишком, очень некрасивый, с подслеповатыми глазами, начитанный, очень умный и очень скупой, любил только тех, которые шептали ему в уши доносы, и сильно верил в чародейство" (С.М.Соловьева. Об истории Древней Руси. - М.: Просвещение, 1993, с.294).

Дополнение учителя. Василий Шуйский представитель рода нижегородско - суздальских Рюриковичей, он входил в круг наиболее могущественной аристократии страны. Его политическая биография была полна взлетов и падений. Его моральный облик вполне виден из сопоставления трех фактов:

1591 год - возглавил расследование по убийству царевича Дмитрия, сделал заключение, что эта смерть ненасильственная, случайная;

1605 год - он свидельствовал москвичам о спасении царевича Дмитрия в 1591 году, чтобы подтвердить законность власти Лжедмитрия I;

1606 год - именно по инициативе В. Шуйского царевич Дмитрий был объявлен Святым , "как невинно убиенный от царя Бориса".

Какой вывод мы можем сделать исходя из характеристики царя? Каким он был?

Вывод . - Мы видим, что на царский престол взошел человек, который способен был солгать под присягой, и легко менял свои убеждения ради корыстных целей. Поэтому Василий Шуйский не внушал доверия и любви своим поданным.

Однако правление этого несимпатичного человека, продержись он на престоле подольше, могло бы открыть новую страницу в Российской истории. Когда Василий Шуйский вступал на престол, он впервые присягнул своим подданным.

Вопрос: - Как в русском государстве рассматривали отношения правителя и подданных? (Полное подчинение подданных правителю).

А Василий Шуйский, при вступлении на престол, торжественно целовал крест и дал соответствующую "запись", в которой были прописаны некоторые гарантии, защищающие население России от произвола власти.

Пункты "Крестоцеловальной записи".

1) Не допускать безграничного самовластия:

2) Никого не казнить без боярского суда.

3) Не слушать ложных доносов.

4) Не отнимать имущества у наследников и родственников осужденных.

Вопрос: - Какой из этих пунктов вы считаете наиболее важным и почему?

Ответ: - Пункт наказания по суду, так как освобождает подданных от произвола царской власти.

Дополнение: Такие гарантии давались не только боярам и купцам, но и другим слоям населения. Таким образом, Василий Шуйский впервые вводит договор между монархом и подданными.

Вопрос: Как вы думаете, эта запись ограничивала власть монарха или нет?

Ответ: Эта запись не ограничивала власть монарха, она только уменьшала возможность несправедливого наказания.

Вопрос: - В чем значение "Крестоцеловальное целовальной записи" для Российского государства?

Ответ: - Для Российского государства появилась возможность встать на путь правового государства.

Дополнение. - В.О.Ключевский писал о значении "Крестоцеловальной записи" Василия Шуйского в истории Отечества: царь "превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам".

А сейчас мы переходим с вами к изучению внутренней и внешней политики. (указание основных дат и событий)

Работа с картой.

Задание: составить хронику движения войск И.И. Болотникова, выделить этапы восстания; движение военных отрядов Лжедмитрия II.

Основные этапы восстания Ивана Болотникова:

I этап: май - начало декабря 1606г. - формируется повстанческая армия; осада Москвы;

II этап: декабрь 1606 - май 1607гг. - равновесие восставших и правительственных сил;

III этап: май - октябрь 1607г. - наступление правительственных войск; подавление восстания; Ивана Болотникова арестовали и казнили.

По словам одного современника завершилась "сия горькая скорбь, не бысть такова николи же. "

Однако болотниковцы примкнули к новому самозванцу Лжедмитрию II, который с отрядами из Польши спешил на помощь Болотникову, но не успел.

Молодцы, отлично поработали сегодня. Скажите, что нового вы сегодня узнали?

Запись домашнего задания, выставление оценок

Смутное время
Вариант 1

1. Начало XVII в. для Русского государства было тяжелым. Это связано:

а) с династическим кризисом;

б) с польско-шведской интервенцией;

в) с восстаниями;

г) верны все ответы.

2. В Русском государстве продолжался процесс закрепощения крестьян. Это подтверждается:

а) отменой Юрьева дня;

б) установлением 5-летнего срока сыска беглых крестьян;

в) запрещением для крестьян подавать жалобы на своих феодалов.

3. Укажите временной период правления Лжедмитрия 1:

4. Со смертью царя Федора Ивановича прекратилась династия:

а) с борьбой за власть в результате династического кризиса;

б) с польско-шведской интервенцией;

в) с упадком экономики страны.

Смутное время
Вариант 2

а) с борьбой за власть в результате династического кризиса;

б) с польско-шведской интервенцией;

в) с упадком экономики страны.

2. Лжедмитрий I предпринял попытку захватить русский престол. Его поддержали:

а) Речь Посполитая;

б) все русское население;

в) католическая церковь.

3. Русская православная церковь получила самостоятельность и независимость от Константинополя. Это связано:

а) с учреждением в России патриаршества;

б) с расколом между русской и константинопольской церквами;

в) с церковной реформой.

4. Начало XVII в. историки называют:

б) Смутным временем;

в) эпохой дворцовых переворотов.

5. С 1601–1603 гг. в Российском государстве связаны:

а) неурожаи, голод;

б) польско-шведская интервенция;

в) приглашение на престол польского королевича.

Крестоцеловальная запись Василия Шуйского, 1606 г.

Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии.

И позволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен, и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вина, и после их у жен и у детей дворов и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли; а кто на кого солжет,и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится.

И на том на всем, что в сей что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целую крест всем православным християнам, что мне их жалуя, судити истинным праведным судом и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильства оберегати.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у обучающихся представление о Смутном времени в российской истории.

Задачи урока

Раскрыть причины начала Смуты и появления самозванцев в России;

показать неустойчивость власти периода Смутного времени;

раскрыть особенности мятежа Ивана Болотникова.

Формы, приёмы, методы

Фронтальная работа, работа в группе.

Предполагаемый результат

Знать: причины Смуты; проблемы внутренней и внешней политики русского государства; основные события.

Уметь: определять место и роль основных событий Смуты; объяснять причины Смуты; давать оценку происходящим событиям; анализировать результаты политических действий; высказывать своё мнение о политических деятелях периода Смуты.

Личностные результаты

Проявляют интерес к изучению темы, формируют собственную позицию относительно происходящих событий и действующих исторических лиц.

Метапредметные результаты

Проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную; овладевают умением работать с учебной и дополнительной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план ответа, формулировать и обосновывать выводы), работать с современными источниками информации.

Педагогические технологии

Метод проблемного изучения, технология сотрудничества.

Оборудование и материалы

Основные понятия

Смутное время (смута), гражданская война.

Основные даты и события

1598 – 1605 гг. – царствование Бориса Годунова.

1605 – 1606 гг. – царствование Лжедмитрия I.

1606 г. – восстание Ивана Болотникова.

1606 – 1610 гг. – правление Василия Шуйского.

1608 – 1610 гг. – Лжедмитрий II.

Организационная структура урока

Форма и методы контроля

I Организацион-ный момент

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личном личностно значимом уровне.

Приветствие учащихся.

«Правитель Годунов: вот сам он на

Но тень из гроба восстаёт,

И гибнет царь Борис; его не любит боле,

проявляют интерес к материалу изучения.

Быстрое включение в деловой ритм, регулятивные (воспринимают поэтическое вступление к уроку), личностные (воспринимают речь учителя)

II Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Сегодня мы попробуем самостоятельно определить тему урока. А для этого вам необходимо выполнить задание №1 на вашем рабочем листе (см. приложение №1).

Выполняют задание №1.

Познавательные (воспроизводят по памяти информацию)

Какое ключевое слово у вас получилось из первых букв? Что же такое Смута?

Выдвигают варианты формулировок, участвуют в обсуждении, анализируют.

Познавательные

(используют имеющиеся знания), коммуникативные (участвуют в обсуждении)

Смутное время – период ожесточенной внутриполитической борьбы в России в начале XVII века, сопровождавшейся ослаблением российской государственности, вовлечением в борьбу всех слоев населения, открытым вмешательством иностранных держав.

Записывают в рабочий лист определение, пользуясь электронной презентацией на доске.

Познавательные (используют знаково-символические средства).

III Актуализация знаний

С каких или с какого события, на ваш взгляд, началась Смута в России?

Демонстрируют знания и умения по теме.

Регулятивные (планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей), коммуникативные (приводят доказательства своей точки зрения).

IV Усвоение новых знаний и способов действий

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания.

Организует поиск причин Смутного времени

Пользуясь $9, с. 60, выделить причины Смуты: социально-экономические и политические, записать в рабочий лист.

Получают в результате самостоятельного изучения новое знание.

Познавательные (воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения), коммуникативные (участвуют в обсуждении).

Предлагает материал для наблюдения и общий вопрос для всех групп: какую роль предложенная личность сыграла в событиях эпохи Смутного времени? Организует исследовательскую работу в группах.

Дополнительный материал о Лжедмитрии I (приложение №2).

Дополнительный материал о Василии Шуйском (приложение №2).

Дополнительный материал об Иване Болотникове (приложение №2)

Дополнительный материал о Лжедмитрии II (приложение №2).

Получают в результате самостоятельного изучения новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты, способы.

Познавательные (воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения), коммуникативные (обсуждают и выполняют учебную задачу в группе),

регулятивные (планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей).

Работа с историческими источниками.

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи.

Выступление каждой из групп, обмен мнениями, ответы на вопросы учителя, фиксация определения, выполнение задания №2 в рабочем листе после выступления каждой группы.

Гражданская война – война между гражданами одного государства.

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал.

Работа с историческими документами, работа в группах.

Организация объяснительно-иллюстративной работы. Рассказ учителя, работа с картой.

Учитель рассказывает о роли Скопина-Шуйского М.В. в снятии осады Троице-Сергиева монастыря, несколько слов о личности молодого полководца.

Слушают рассказ учителя, записывают основные события.

Личностные (воспринимают речь учителя).

Фронтальная. Наблюдение за деятельностью учащихся.

V Закрепление знаний и способов действий

Организуется беседа, работа с понятиями, датами, персоналиями.

Пример: Смутное время – это период внутриполитической борьбы в России между боярскими группировками, во главе одной из которых встал В. Шуйский, в начале XVII в., сопровождающейся появлением самозванцев на престоле, а также крестьянскими выступлениями Болотникова, которые поддерживали Лжедмитрия I.

По окончанию урока учитель собирает рабочие листы.

Дополняют определение персоналиями и событиями.

Коммуникативные (следуют логике повествования)

Фронтальная. Устный опрос.

VI Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива.

Подведём итоги урока, закончив предложения:

Оцените свою работу: в полную силу работали или нет?

С какими источниками сегодня работали?

Самым полезным и интересным для меня было…

Я встретился с трудностью при.

У меня хорошо получилось…

Анализируют деятельность по достижению цели.

Регулятивные (проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке)

Фронтальная. Устный опрос.

VII Информация о домашнем задании

$9, учить определения.

Воспринимают задание, уточняют его

Регулятивные (принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания)

Индивидуальная. Устное задание.

История России, 7 класс. Тема: _________________________________________________

Рабочий лист ученика_______________________________________ Дата_______________

Из первых букв отгаданных вами слов получится название одного из периодов истории нашей страны. Впишите это название в схему и заполните остальные пропуски в ней.

Придворный священник, входивший в Избранную раду.

Порядок занятия должностей по знатности происхождения.

Город, в котором погиб царевич Дмитрий.

Третий этаж царского дворца с многочисленными окнами.


Социально-экономические

Политические

Дайте краткую характеристику исторической личности.

Лжедмитрий I - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Василий Шуйский - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иван Болотников - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лжедмитрий II - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Михаил Скопин-Шуйский - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лжедмитрий I

«На престоле московских государей он был небывалым явлением. Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения. Он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания. Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое, угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски. Он тотчас показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей. Своим образом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве. Лучший и преданнейший его слуга П. Ф. Басманов под рукой признавался иностранцам, что царь - не сын Ивана Грозного, но его признают царем потому, что присягали ему, и потому еще, что лучшего царя теперь и не найти. Но сам Лжедмитрий смотрел на себя совсем иначе: он держался как законный, природный царь, вполне уверенный в своем царственном происхождении; никто из близко знавших его людей не подметил на его лице ни малейшей морщины сомнения в этом. Он был убежден, что и вся земля смотрит на него точно так же.

Василий Шуйский

После царя-самозванца на престол вступил князь В. И. Шуйский, царь-заговорщик. Это был пожилой, 54-летний боярин небольшого роста, невзрачный, подслеповатый, человек неглупый, но более хитрый, чем умный, донельзя изолгавшийся и изынтриганившийся, прошедший огонь и воду, видавший и плаху и не попробовавший ее только по милости Самозванца, против которого он исподтишка действовал, большой охотник до наушников и сильно побаивавшийся колдунов.

В. О. Ключевский, Исторические портреты

Из записок немецкого участника восстания Болотникова

Конрад Буссов «Об Иване Исаевиче Болотникове,

прибывшем из Венеции в Польшу, и о том, как он был

направлен для войны в Россию одним поляком,

выдававшим себя за Димитрия Всея Руси

Тушинский вор

Первые известия о Лжедмитрии II датируются зимой 1607 года, когда в Литве обнаружился претендент на имя чудесным образом спасшегося царя Дмитрия. Происхождение его окутано легендой.

Свое расследование относительно личности Лжедмитрия II провели и иезуиты. Они полагали, что имя убитого в 1606 году царя принял крещеный еврей Богданко. Он был учителем в Шклове, затем перебрался в Могилев, где прислуживал попу. За некие проступки шкловскому учителю грозила тюрьма. В этот момент его и заприметил участник похода Лжедмитрия I на Москву поляк М. Меховский. Последний, вероятнее всего, появился в Белоруссии неслучайно. По заданию вождей мятежа против Василия Шуйского он разыскивал подходящего человека на роль воскресшего царя Дмитрия. Оборванный учитель, на его взгляд, внешне походил на Лжедмитрия I. Но бродяга испугался сделанного ему предложения и бежал в Пропойск, где был пойман. Тут, оказавшись перед выбором — понести наказание или объявить себя московским царем, он и согласился на последнее…

Тушинский лагерь представлял собой собрание людей разных национальностей (русские, поляки, литовцы, донские, запорожские и волжские казаки, татары), объединенных под знаменами нового самозванца ненавистью к Шуйскому и стремлением к наживе…

С появлением Лжедмитрия II у стен столицы начался длительный период жестокой междоусобицы. Страна оказалась расколотой на два враждебных лагеря. И в Москве, и в Тушине сидели царь и царица (в лагерь Вора его соратники доставили Марину Мнишек и ее отца, и вдова первого самозванца согласилась играть роль супруги второго) и патриарх (сюда привезли захваченного в Ростове митрополита Филарета (Романова), которого и нарекли патриархом Московским). У обоих царей были Боярская дума, приказы, войска, оба жаловали своим сторонникам поместья и мобилизовали ратных людей…

формирование аналитического мышления, навы ков работы с картой.

Оборудовани е : компьютер, мультимедийный проектор, экран.

2. индивидуальная письменная работа (2 ч еловека) по карточке: « Причины падения

вопрос: как вы считаете, был ли этот царь обречен на свержение?

2 слайд : и ставит перед учащимися задачу: ответить на вопрос: почему Смута

продолжалась и после смерти Лжедмитрия I , в правление Василия Шуйского ?

3. слайд: Давайте вспомним, что вы уже знаете о Василии Шу йском?

(Выслушав ответы учащихся, уч итель п редлагает систематизировать и уточнить сведения,

9 слайд: Предположите, каким образом Василий Шуйский мог стать царем?

10 слайд: 19 мая 1606 года сторонники Василия Шу йского собрали моско вских жителей на

11 слайд: Учащимся предлагается вспомнить, что такое Земский собор, когда и кем был

созван первый Земский собор. Таким образом, собрание час ти жителей Москвы вряд ли

12 слайд : недаром уже современники обвиняли Шу йского в том, что он « одною Москвой

14-15 слайды: вид Лобного места в Москве на гравюре и на фотографии наших дней.

16 слайд: после своего избрания царем Вас илий Ш у йский дает своим под данным ряд

стр. 19). Какой документ из истории средневековой Европы напоминае т вам

17 слайд: 15 июня 1215 года английский кроль Иоанн Безземельный подписал Великую

19 слайд: Между тем, денег в государственной казне не было. Почему?

(Борьба с голодом, народными движениями, Лжедмитрием, расхищение казны поляками,

20 слайд: Награждать своих сторонников Василию Ш у йскому было нечем. Дворяне и

бояре стали зло шептаться о жадности нового царя. Мало этого.

21 слайд: …по Москве поползли слухи, что царь Дмитрий ч удом с пасся, остался жив и

скоро снова будет в Москве. Что бы вы предприняли на месте Шу йского?

22 слайд: Чтобы пресечь слу хи, с Лобного места читали историю самозванца Гришки

Отрепьева. Решили привезти в Москву ос танки царевича Дмитрия и объявит ь его святым

23 слайд: Таким образом, появилась новая, третья версия гибели несчастного царевича

Дмитрия. Вспомните первую и вторую версии. Третья версия была выгодна Василию

24 слайд: Трудности начались в самом нача ле правления Ш у йско го. С 1606 –го п о 1607

годы южную и центральную часть страны потрясло кру пнейшее крестьянское восстание

25 слайд: Началось оно на неспокойном юго – западе страны в г. Путивле. Почему южные

времен Ливонской войны и опричнины подальше от властей и помещиков бежали

27 слайд: Как вы думаете, кто и почему мог принять уч астие в восстании?

(Выслушав ответы учащихся, учитель подводит итог, называя уч астников

28 слайд: рассказ учителя о ходе восстания и его поражении,

31 слайд: Еще летом 1607 года в разгар восстания Болотникова на помощь ему двинулся с

войсками Лжедмитрий II, получивший помощь польского короля Сигизму нда III.

32 слайд: Летом 1608 г. он встал лагерем у с.Ту шино п од Москвой, за что и получил

34 слайд: Тушинцы разбойничали, грабили окрестности, осадили богатый Троице - Сергиев

35 слайд: Героическая оборона монастыря продолжалась 16 месяцев. Вместе с монахами

36 слайд: Лжедмитрий II создал у себя собственну ю Боярскую думу, приказы, выбрали

патриарха – им стал Филарет (Федор Романов). Силы самозванца росли. Московские бояре

заметались между Москвой и Тушином. Порой они перебегали туда - сюда по нескольк у

37 слайд: В этой сложной ситуации Василий Шу йский попр осил помощи у шведского

короля. Шведы прислали 15 - тысячный отряд под командованием Якоба Делагарди,

получив от России город Корелу с уе здом. Прибывший в Новгород шведский отряд

объединился с русскими войсками под командованием племянника царя М.В .Скопина -

38 слайд: Получение Россией помощи от Швеции, которую Польша считала своим врагом,

дало повод польскому королю Сигизму нду III начать военную интервенцию против России.

40 слайд: Между тем, двигаясь к Москве, войско Скопина - Шуйского разгромило тушинцев

под Тверью и сняло осаду с Троице - Сергиева монастыря.

41 слайд: Итак, в каких же отношениях находилась Росс ия со Швецией и Польшей в 1609

42 слайд: 13 марта 1610 года войско Скопина - Шуйского торжественно вступило в Москву.

Москвичи чествовали победителя тушинцев. Слава Михаила Вас ильевича вызвала зависть

брата царя – Дмитрия Шуйского. И однажды на пиру Скопину неожиданно стало плохо.

Прометавшись две недели в бреду, он скончался. Молва обвиняла жену Дмитри я Шуйского

43 слайд: Между тем поляки приближались к Москве. Им навстречу выст у пило царское

войско во главе с братом царя Дмитрием Шуйским. В июне 1610 года в битве у села

Клушино близ Можайска войска Шу йского были разбиты поляками. Василий Шу йский

17 июля 1610 года бояре и дворяне во главе с Захарием Ляпу новым явились во дворец и

заставили Шуйского отречься от престола. В тот же день его насильно постригли в монахи.

44 слайд: Власть перешла в руки семи бояр, правление которых в истории полу чило

45 слайд: Итак, давайте вернемся к нашей учебной задаче: так почему же с избранием

Василия Шуйского – не самозванца, а законно избр анного царя – Смута не прекратилась ?

Главным орудием своей политики он избрал хитрость и интригу. Государь был подозрителен, лицемерен, легко менял убеждения в зависимости от обстоятельств. Желая пресечь всевозможные слухи о якобы спасшемся царевиче Дмитрии, Шуйский повелел торжественно перенести останки подлинного Дмитрия из Углича в Архангельский собор Московского Кремля. По его настоянию погибший царевич был причислен Русской православной церковью к лику святых. Во главе Церкви вместо смещённого Игнатия теперь встал новый патриарх — ранее казанский митрополит— Гермоген.


Царь Василий Иванович. Миниатюра. XVII в.


Патриарх Гермоген. Миниатюра. XVII в.

Однако это не остановило буйные головы на окраинах страны. Против царя Василия выступили воеводы некоторых городов, где уже зрели новые ростки Смуты.

1. На основе текста пункта и документа (с. 15) дайте характеристику личности Василия Шуйского.

2. Восстание Болотникова (1606-1607). Призрак Лжедмитрия не давал покоя растревоженной стране. Его имя вновь стало знаменем и дворянской оппозиции, и широких народных масс. В 1606 году нашёлся и новый вождь движения — Иван Исаевич Болотников (см. с. 21).

Опорным пунктом Болотникова стал город Путивль. В южных уездах скопилось немало казаков, бывших сторонниками ещё Лжедмитрия I. Имя царя Дмитрия было здесь популярным, и потому Болотников без труда собрал из казацких отрядов войско. Во главе его он и начал свой поход на Москву.

К Болотникову стекались все недовольные новым московским царём. Активную роль в движении играли казаки, крестьяне, холопы и посадский люд. К войску Болотникова примкнули и дворяне, в том числе Истома Пашков, ставший одним из вождей восстания, и Прокопий Ляпунов. Воевода Путивля князь Г. Шаховской и даже бывший господин Болотникова князь А. Телятёвский присоединились к нему. Поддержали его и народы Поволжья — мордва, марийцы, чуваши.


Начало боя крестьянской армии Болотникова с царскими войсками у Нижних Котлов под Москвой. Художник Э.Э. Лисснер

Восставшие разбили под Ельцом правительственные войска, захватили Калугу, Тулу, Каширу, Серпухов и другие города.

В октябре 1606 года воинство Болотникова подступило к Москве. Началась двухмесячная осада столицы. На исход сражения, состоявшегося 2 декабря 1606 года под Москвой, повлияло то, что дворяне И. Пашков и П. Ляпунов со своими отрядами переметнулись на сторону царя Василия. Основные силы Болотникова были разгромлены, и он отступил к Калуге.

1. Каковы были причины возникновения движения Болотникова?

2. Какие интересы и цели, по вашему мнению, привели в войско И. Болотникова представителей самых разных сословий и слоёв российского общества?

3. Поражение Болотникова. Под Калугой, осаждённой царскими воеводами, судьба Болотникова казалась предрешённой. Но тут появилась неожиданная подмога. С Терека по Волге подошло войско, которое возглавлял новый самозванец, называвший себя царевичем Петром.

Это был казак Илья Иванов Коровин. В истории он известен с прозвищем Илейка Муромец, поскольку родился в Муроме. Но в отличие от легендарного богатыря, ловкий проходимец Илейка объявил себя сыном царя Фёдора Иоанновича, которого верные люди якобы долго скрывали в надёжном месте, а теперь настало время и он объявился. По этой легенде царевич Пётр оказывался даже более законным наследником престола, чем Лжедмитрий.

Войско Болотникова обрело нового претендента на царство. Восставшие вырвались из осады и подошли к Туле.

Поход на мятежный город возглавил сам царь Василий. Три месяца длилась осада, и только обманом Шуйскому удалось захватить Тулу (см. с. 20). Поверив обещаниям сохранить им жизнь, повстанцы сами открыли городские ворота.


Пищаль, пороховница и сабля с ножнами

Царь жестоко расправился с руководителями движения. Болотникова ослепили, а затем увезли в далёкий Каргополь и в 1608 году утопили в проруби. Лжепетра публично казнили.

Движение Болотникова показало не только слабость царской власти, но и вскрыло противоречия между разными сословиями России. Это было мощное выступление, не имевшее аналогов в прошлом.

2. Как вы думаете, почему новый самозванец царевич Пётр был казнён публично, а И. Болотникова убили тайно?

1. Проследите по карте (с. 16) передвижения восставших.

2. В чём вы видите причины поражения Болотникова? При ответе используйте текст документа (с. 20).

ИЗ ЗАПИСОК САКСОНЦА КОНРАДА БУССОВА, НАХОДИВШЕГОСЯ В ТУЛЕ ВО ВРЕМЯ ОСАДЫ ГОРОДА ВОЙСКАМИ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

Когда Болотников со своим войском был освобождён из осады, он перешёл в Тулу к князю Петру Фёдоровичу [Лжепетру].

Шуйский воспрянул духом, собрал свои рассеянные силы, послал их к Серпухову с намерением осадить Тулу, где находились истинные зачинщики.

Когда это стало известно, князь Пётр, князь Шаховской и Иван Болотников выступили навстречу врагу к Серпухову и завязали с ним упорный бой. Московиты и на этот раз проиграли бы сражение, если бы один из тульских воевод. не переметнулся к врагу с 4 тысячами войска. Измена навела такой ужас на тульские войска, что они бросились бежать и возвратились вновь в Тулу.

Шуйский мобилизовал всю страну и имел войско 100 тыс. человек. Войско, вышедшее из Тулы, было значительно слабее, поэтому оно было вынуждено вновь отступить в крепость Тулу. В июне их осадили войска Шуйского. Никто не мог ни войти в город, ни выйти из него. Царь повелел запрудить реку Упу невдалеке от города. Вода поднялась так высоко, что весь город был затоплен и приходилось ездить на паромах.

Всякий подвоз продуктов прекратился. В городе поднялись неслыханно цены и наступил голод. Жители ели собак, кошек, падаль, лошадей, бычьи и коровьи кожи.

Болотников несколько раз писал письма в Польшу к своему государю, который его отправил в Россию, просил о помощи. Но тот по-прежнему пребывал за границей и оставил Болотникова на произвол судьбы.

Среди казаков и горожан росло недовольство Болотниковым и Шаховским. Они намеревались схватить их и передать Шуйскому.

1. Определите, на чьей стороне: Болотникова или Василия Шуйского — находится автор записок? Какие слова в тексте документа подтверждают ваше мнение?

2. Почему, по мнению К. Буссова, Болотников потерпел поражение? В тексте документа найдите три и более причины.

Иван Исаевич Болотников, вероятно, был дворянином, но служил военным холопом у князя Андрея Телятевского.

Болотников побывал в крымском и турецком плену, несколько лет рабски трудился гребцом на галере, потом был освобождён командой немецкого судна.

Оказавшись в Европе, скитался по странам, успел повоевать против турок в войсках австрийского императора. Наконец попал в Речь Посполитую.

Здесь Болотников оказался в городе Самборе и в замке Мнишеков встретился с двойником Отрепьева — неким Михаилом Молчановым, бежавшим из Москвы и выдававшим себя за чудом спасшегося царя Дмитрия.

От Молчанова Болотников получил небольшую денежную сумму и грамоту, скреплённую украденной из Москвы государственной печатью, в которой Молчанов назначал его царским воеводой.

Читайте также: