Правила ведения спора в деловом общении конспект

Обновлено: 06.07.2024

В решении важных производственных и служебных вопросов межличностная коммуникация не всегда протекает гладко и без проблем. В сложных ситуация в качестве диалогической формы делового общения может выступать спор. Чтобы найти взаимопонимание с собеседником и не выйти за рамки делового этикета, важно знать, как правильно вести деловой спор и какие особенности и формы есть у этого вида коммуникации.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТИКА.docx

1.Понятие делового спора. Рекомендации по ведению сора.

В решении важных производственных и служебных вопросов межличностная коммуникация не всегда протекает гладко и без проблем. В сложных ситуация в качестве диалогической формы делового общения может выступать спор. Чтобы найти взаимопонимание с собеседником и не выйти за рамки делового этикета, важно знать, как правильно вести деловой спор и какие особенности и формы есть у этого вида коммуникации.

Взаимопонимания деловым партнерам удается найти не всегда, очень часто свою точку зрения приходится отстаивать. При этом для человека, который не знаком с правилами ведения делового спора, такая коммуникация с партнером может протекать крайне проблематично. Поэтому главная задача спорящих собеседников — не допустить перерастания спора по деловым вопросам в межличностную конфронтацию.

Виды делового спора:

Деловой спор может быть устным, письменным, организованным или стихийным, конструктивным или неконструктивным, может выражаться в форме монолога, диалога или полилога.

Правила ведения делового спора.

Из этого следует, что в деловом споре, в отличие от обычного или неформального, использовать такие приемы, как оскорбление, обвинение, клевета, желание запутать оппонента несущественными или ошибочными доводами и др., категорически не рекомендуется. В другом случае спор просто перестанет быть деловым.

Деловым партнерам лучше всего использовать конструктивный спор, целью которого будет являться нахождение лучшего варианта решения проблемы и истину. Собеседники должны логически доказать свой тезис, а не опровергнуть любыми способами тезис оппонента. К основным правилам ведения рационального делового спора на конструктивной основе можно также отнести следующие утверждения:

1.Деловой спор должен быть основан на уважении к чужому мнению и на желании достигнуть оптимального варианта решения.

2.Чтобы вести деловой спор, человек должен хорошо разбираться в предмете спора, владеть навыками ведения спора в рамках делового общения, заранее подготовиться к спору, проанализировав разные точки зрения по этому вопросу, определив свою позицию и подобрав логические аргументы.

3.В начале спора нужно указывать на то, с чем все согласны, а затем точно формулировать положения, которые являются неоднозначными.

4.Участники делового спора прежде чем критиковать оппонента, должны правильно его понять. Критерием такого понимания является верное изложение чужого мнения.

5.В деловом споре участники не должны перебивать друг друга, а должны выслушивать и понимать, что следует из высказываний оппонента. Свое несогласие нужно высказывать неагрессивно и ясно.

7.Аргументы в деловом споре должны относиться не к человеку, а к существу дела. В качестве аргументов нужно использовать только установленные факты (например, статистические данные) и демонстрации, основанные на законах формальной логики.

2. Этика – учение о морали и нравственности.

Человек и человеческое общество возникли тогда, когда человек научился себя ограничивать. Первыми законами были законы, запрещающие браки между родственниками — между родителями и детьми, между братьями и сестрами, вообще между ближними родственниками. Люди заметили, что подобные браки ведут к кровосмешению и вырождению. У животных таких ограничений нет. Потом появились законы, запрещающие убийство, воровство, насилие. Это не означает, что в обществе больше нет подобных явлений — сколько угодно убийств, насилия, унижения человеческого достоинства, воровства, предательства. Но людьми все эти вещи осуждаются. Без подобных ограничений человеческая жизнь была бы невозможна. Человек, следовательно, возникает вместе с появлением морали.

Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Это не значит, что этика вырабатывает конкретные рекомендации, как поступать в том или ином случае, она вырабатывает средства, как осмысливать поступки, осознавать и оценивать их последствия, влияние на окружающий мир. Она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

Мораль — это социально сформированная совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которая призвана регулировать взаимоотношения людей в конкретном обществе (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.). Мораль требует от человека быть именно человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей.

По мере развития цивилизации в обществе появляются право и закон, нарушение которых преследуется наказанием — уголовным или административным. Под юрисдикцию права подпадают только некоторые поступки людей, прежде всего те, которые несут опасность человеку или обществу в целом. К сфере морали относятся все поступки, поскольку они могут быть морально оценены. Нарушение юридических законов карается обществом или государством, нарушение моральных норм или законов карается моральным осуждением. И часто моральное осуждение для человека страшнее уголовного преследования.

В целом можно сказать, что нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным, если он игнорирует эти нормы, и внеморальным, если он с ними не знаком.

Но человек — не только объект общественного регулирования, не просто машина, реагирующая на внешние воздействия. Человек гораздо более сложен. Чаще всего — это личность, обладающая и так называемым нравственным самосознанием: убеждениями, склонностями, чувствами, совестью. Это осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.

Нравы лучше определить как совокупность обычаев, принятых тем или иным народом, контролируемых всеми членами общества, а нравственность как область практических поступков, обычаев, нравов, сфер нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами. Нравственность отображает прежде всего глубинные установи сознания индивида, включающие в себя и рефлексию (раздумья), и интуитивно-нравственные переживания. Рефлексия – способ мышления, направленный на самопознание, осмысление специфики духовного бытия человека.

Нравственные убеждения могут не только не совпадать с общепринятой моралью, но даже противопоставляться ей. В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без принуждения извне. Нравственность в полной мере, как правило, проявляется, актуализируется в ситуации выбора свободного личного поступка. Нравственный выбор — это акт моральной деятельности и личной ответственности за этот единственный и уникальный поступок. Вне личности нравственность существовать не может.

3. Тестовые задания (аргументируйте свой ответ):

1.Виды деловых подарков:

А) Какие подарки недопустимы

Б) Правила вручения и принятия подарков

А) Деловые подарки – это неотъемлемая часть трудовой жизни, важный момент в отношениях между коллегами по работе и деловыми партнерами. Деловые подарки позволяют выразить уважение и благодарность людям, которые оказывают помощь и поддержку в труде. Подарки для сослуживцев, начальников, подчиненных и партнеров не просто укрепляют отношения, но также вносят в однообразные трудовые будни положительные эмоции, яркие впечатления, делают рабочую жизнь более интересной, эмоционально насыщенной, разнообразной. Однако выбор делового подарка – дело весьма ответственное. Ведь неправильно подобранный подарок может по-настоящему испортить отношения. Во избежание подобных недоразумений при выборе презента для сослуживца или делового партнера стоит придерживаться этикета деловых подарков.

Главное достоинство делового подарка – это не столько его цена, сколько качественность, полезность, оригинальность и стильность. Хороший подарок для коллеги или делового партнера обязательно подчеркнет индивидуальные черты того, кому он будет вручен.

В качестве деловых подарков не принято дарить личные вещи (одежду, косметические средства, головные уборы, постельные принадлежности). Исключением являются случаи, когда деловые люди хорошо знакомы друг с другом, с членами семьи и стилем жизни. Тогда допускаются некоторые уместные деловые подарки в виде личных вещей, возможно с нанесением логотипа компании дарителя, например, наборы полотенец или банные халаты с фирменной символикой.

Деловые подарки не должны быть слишком дорогими, поскольку могут поставить их получателей в неудобное положение, ведь дорогостоящий подарок, по правилам делового этикета, требует ответного презента, а также может быть воспринят как взятка или скрытая просьба (при вручении подарка человеку на вышестоящей должности). Вручать дорогие подарки можно лишь в связи со значимыми событиями деловых партнеров, руководителей, сотрудников или клиентов (юбилей, свадьба, рождение ребенка и т.п.).

Особое внимание следует уделить упаковке делового подарка. Она должна быть аккуратной, презентабельной, подходящей по случаю. Иногда эмоции от хороших сувениров портятся из-за негативного впечатления от упаковки, и наоборот, недорогая сувенирная и подарочная продукция вызывает бурю позитивных чувств, благодаря грамотно подобранной необычной упаковке.

Б) Деловой подарок часто сопровождают поздравительным текстом. В этот текст необходимо включить приветствие, само поздравление и добрые пожелания. Что касается приветствия, то здесь недопустимы никакие фамильярные способы обращения. Лучше всего обращаться к человеку по имени и отчеству. Пожелать коллеге или деловому партнеру можно крепкого здоровья, успехов в работе и бизнесе, реализации поставленных целей, высоких достижений и т.п. Самое главное в деловом подарке – это хорошее качество, сдержанность и умеренная скромность в сочетании с высоким вкусом и элегантностью. Деловой подарок обязательно должен выражать уважение и признательность тому человеку, которому он будет вручен. Подарок никоим образом не должен оскорблять половую принадлежность человека, его возраст, национальность, мировоззрение и т.д. Подарок должен подчеркнуть в человеке его деловые качества, профессионализм, верность своему делу и т.д.

Вручая подарок своему сослуживцу, начальнику, подчиненному или деловому партнеру, Вы дарите ему мгновения радости, демонстрируете свое уважение к нему, доброе отношение, внимательность, заинтересованность в сотрудничестве. Деловые подарки – это один из лучших способов создания крепких отношений с партнерами, укрепления деловых связей и усиления положительного впечатления о себе. Но для того, чтобы подарок был правильно воспринят и оценен по достоинству, необходимо помнить о правилах этикета и соблюдать их при выборе делового подарка.

2. Мягкий метод ведения переговоров – это….

А) Принцип избежания личного конфликта;

Б) Метод позиционных дискуссий.

Мягкий метод ведения переговоров – это принцип избежания личного конфликта.

3. Деловое общение – это…

А) Формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника;

Б) Когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект;

В) Когда учитывают особенности личности, характера, возраста, но интересы дела более значимы, чем личностные расхождения.

Деловое общение – это когда учитывают особенности личности, характера, возраста, но интересы дела более значимы, чем личностные расхождения.

4. В телефонном разговоре более предпочтительно сказать:

5. Чем отличается эффективное деловое общение от неэффективного?

А) Эффективное несет большую смысловую нагрузку;

Б) Эффективное отличается четко поставленной целью;

В) Эффективное достигает поставленную цель.

Эффективное достигает поставленную цель.

Эффективное деловое общение возможно при наличии у человека следующих навыков и умений:

Также эффективность делового общения зависит от способности человека понять собеседника, его позицию, его приоритеты. Для этого необходимо осознавать уникальность каждой личности, понимать мотивы и уметь устанавливать контакт с людьми абсолютно разного типа.

Стоит отметить, что эффективное деловое общение невозможно, если в нем не заинтересованы обе взаимодействующие стороны. Не стоит воспринимать ситуацию общения как поле брани, ведь в конечном положительном результате часто заинтересованы все участники взаимодействия.

Деловой спор: основные виды и правила ведения

В решении важных производственных и служебных вопросов межличностная коммуникация не всегда протекает гладко и без проблем. В сложных ситуация в качестве диалогической формы делового общения может выступать спор. Чтобы найти взаимопонимание с собеседником и не выйти за рамки делового этикета, важно знать, как правильно вести деловой спор и какие особенности и формы есть у этого вида коммуникации.

Взаимопонимания деловым партнерам удается найти не всегда, очень часто свою точку зрения приходится отстаивать. При этом для человека, который не знаком с правилами ведения делового спора, такая коммуникация с партнером может протекать крайне проблематично. Поэтому главная задача спорящих собеседников — не допустить перерастания спора по деловым вопросам в межличностную конфронтацию.

Виды делового спора

Деловой спор может быть устным, письменным, организованным или стихийным, конструктивным или неконструктивным, может выражаться в форме монолога, диалога или полилога. Он также может проявляться в разных формах деловой коммуникации. Так, деловой диспут подразумевает коллективное обсуждение неоднозначных профессиональных вопросов, на которые нет общепринятого ответа, с высказыванием своей точки зрения и оценки событий.

Деловая дискуссия (конструктивный спор) также включает элементы спора и представляет собой публичное обсуждение проблем и спорных вопросов в беседе, на собрании и др. В деловой дискуссии отсутствует тезис, однако есть главная тема в качестве объединяющего начала. Это и является главным отличием от делового спора, в котором организующим началом является именно тезис. В дискуссии есть еще одна отличительная черта — аргументы. При обсуждении спорного вопроса каждая сторона аргументирует свою позицию.

Спор может являться и частью деловых дебатов, которые представляют собой четко структурированный и организованный публичный обмен мыслями двух сторон с целью убеждения в своей правоте третьей стороны. Целью такого спора является формирование у слушателей положительного впечатления от своей позиции.

Приемы и правила ведения делового спора

Из этого следует, что в деловом споре, в отличие от обычного или неформального, использовать такие приемы, как оскорбление, обвинение, клевета, желание запутать оппонента несущественными или ошибочными доводами и др., категорически не рекомендуется. В другом случае спор просто перестанет быть деловым.

Деловым партнерам лучше всего использовать конструктивный спор, целью которого будет являться нахождение лучшего варианта решения проблемы и истину. Собеседники должны логически доказать свой тезис, а не опровергнуть любыми способами тезис оппонента. К основным правилам ведения рационального делового спора на конструктивной основе можно также отнести следующие утверждения:


Говорят, что в споре рождается истина. Это действительно так. Но для того чтобы выйти из противостояния с конструктивным результатом, нужно знать и соблюдать правила ведения спора. В чем они заключаются? Как одержать победу? Как достойно встретить поражение?

правила ведения спора

Немного теории

Прежде чем изучать правила ведения спора, необходимо ознакомиться с теорией. Так, спор - это словесное противостояние между двумя и более лицами, в котором каждый отстаивает свою точку зрения. Иными словами, это борьба мнений. Выделяют такие виды споров:

правила ведения спора кратко

Виды споров по цели

Правила ведения споров остаются неизменными, независимо от целей. А цели могут быть следующими:

  • Спор ради истины - проверка идеи и обоснование ее правильности. Происходит сопоставление различных точек зрения с целью выявления наиболее верного или формирования принципиально нового утверждения.
  • Спор ради убеждения - спорящий пытается донести до оппонента свое мнение, привести весомые аргументы, чтобы убедить в его правильности.
  • Спор ради победы - происходит тогда, когда каждый из участников искренне убежден в своей правоте. Причем победа имеет принципиальное значение и важна для самоутверждения.
  • Спор ради спора - один из распространенных форматов, когда оппонентам все равно, из-за чего спорить. Их увлекает сам процесс.

основные правила ведения спора

Конструктивные и деструктивные цели

Если кратко, правила ведения спора можно свести к тому, что он должен проходить в конструктивном русле. Таким образом, можно выделить конструктивные и деструктивные цели словесного противостояния. Рассмотрим их подробнее.

  • обсудить возможные варианты решения проблемы;
  • прийти к общему компромиссному мнению по определенному вопросу;
  • привлечь внимание широкого круга лиц к проблемной ситуации;
  • опровергнуть ложные слухи и разоблачить некомпетентный подход к решению проблемы;
  • установить контакты с лицами, готовыми к диалогу и сотрудничеству;
  • оценить союзников и противников, с которыми вам придется иметь дело в дальнейшем.
  • посеять раздор между участниками спора и разделить их на непримиримые группы;
  • привести спор в тупиковое положение;
  • переврать и опорочить первоначальную тему диалога;
  • превратить упорядоченный спор в беспорядочную ругань;
  • увести спор в ложном направлении;
  • дискредитировать тех, кто мыслит иначе.

Принципы спора

Каждый, кто нацелен на успех, должен знать правила ведения спора и принципы, на которых базируется этот процесс. А именно:

  • Предметность. У спора должна быть конкретная тематика, а также должны быть выделены конкретные пункты, по которым присутствует разногласие.
  • Подготовленность. Участники спора должны предварительно собрать максимум информации по рассматриваемому вопросу и очертить для себя схему аргументации.
  • Альтернативность. Как правило, любая проблема имеет несколько вариантов решения. Участники спора должны быть открыты к рассмотрению альтернатив.
  • Аргументированность критики. Опровергать доводы собеседника можно только посредством объективных фактов.
  • Корректность. Независимо от того, в каком направлении развивается спор, важно вести себя достойно.
  • Последовательность. Приводите доводы по заранее намеченной логической последовательности.

принципы и правила ведения спора

Основные правила ведения спора

Спор - это наука и искусство. Словесная дуэль является мощным инструментом определения истины и самоутверждения. Главное - это соблюдать правила ведения спора. А именно:

  • В споре нужно придерживаться четкой позиции. Важно придерживаться исходной позиции на протяжении всего противостояния, а не "прыгать" с одной идеи на другую.
  • Использование терминов должно быть уместным. Во-первых, вы должны четко понимать, что они означают. Во-вторых, вы должны быть уверены, что остальные участники спора также разбираются в специфической терминологии.
  • Уважайте оппонента. Даже если вы в корне не согласны с его позицией, вы должны попытаться понять ее.
  • Демонстрируйте заинтересованность в точке зрения оппонента. Не просто слушайте его, а задавайте уточняющие вопросы.
  • Умейте проигрывать. Если вы понимаете, что соперник прав, открыто признавайте это.
  • Сохраняйте выдержку и самообладание. Агрессия и повышенный тон не должны присутствовать в споре. Не позволяйте оппоненту вывести вас из себя.
  • Игнорируйте выпады оппонента. Если он проявил неуважение или агрессию, не стоит уподобляться ему, сохраняйте спокойный тон. Если поведение оппонента возмутительно, правильнее завершить беседу.

правила ведения диалогов бесед споров

Навыки успешного полемиста

Помимо знания и соблюдения общих правил ведения спора, важно вырабатывать в себе определенные навыки:

  • Умение оценивать настроение, темперамент и действия оппонента. Это поможет вам выстроить выигрышную линию поведения.
  • Умение находить правильные аргументы и меткие опровержения. Они должны формулироваться с учетом индивидуального подхода к оппоненту.
  • Умение держать в голове ключевые моменты спора. Это поможет вам в нужный момент вернуть дискуссию в нужное русло, если оппонент начнет отходить от темы.
  • Умение преодолевать психологические барьеры. Речь идет о внутренних комплексах и страхах, которые могут помешать эффективно отстаивать свою точку зрения.
  • Способность отстраняться. Важно уметь смотреть на ход дискуссии со стороны, чтобы объективно оценить действия и доводы каждого участника спора (включая свои собственные).
  • Стрессоустойчивость. Как бы ни вел себя оппонент, куда бы ни зашел спор, вы всегда должны сохранять объективность и хладнокровие.

общие правила ведения спора

Подходы к ведению спора

Помимо правил ведения диалогов, бесед и споров, важно также ознакомиться с основными полемическими подходами. Среди них:

  • Эвристический. Участник спора не настаивает на своем мнении, а постепенно убеждает оппонентов, оперируя логикой и здравым смыслом.
  • Логический. Каждый довод подвергается жесткому анализу и аргументации с точки зрения формальной логики.
  • Прагматический. Доказывая свою правоту, оппоненты преследуют меркантильные цели.
  • Софистический. Участник спора пытается победить соперника любым путем, используя как логические, так и совершенно абсурдные доводы.
  • Авторитарный. Одна из сторон спора пытается давить на оппонента своей властью, пытаясь навязать собственное мнение.
  • Критикующий. Участник спора не доказывает свою правоту, а акцентирует внимание лишь на слабых местах противоположной точки зрения.
  • Демагогический. Участник не нацелен найти истину в споре, а постоянно уходит от темы, преследуя только ему известные цели.

Допустимыми и конструктивными можно считать только первые три подхода.

Эффективные приемы аргументации

Цель каждого участника спора - это победа его точки зрения. Этого можно достичь посредством эффективных приемов аргументации:

  • "Перелицовка". Убеждение оппонента в собственной правоте путем поэтапного иллюстрирования пути решения проблемы.
  • "Салями". Прием подразумевает предварительную постановку нескольких вопросов, на которые оппонент гарантированно ответит положительно. Далее на принципиальные вопросы соперник по инерции отреагирует аналогично.
  • "Расчленение". Выделение в аргументации собеседника ошибочных аргументов, которые дискредитируют позицию целиком.
  • "Классическая риторика". Вы выслушиваете позицию оппонента и соглашаетесь с ней, после чего приводите резкий неопровержимый аргумент, доказывающий вашу правоту.
  • "Двусторонняя аргументация". Участник спора указывает не только сильные, но и слабые стороны своей позиции, чем располагает к себе оппонента.

спор его виды правила ведения спора

Дурной тон, или Чего не стоит делать в споре

Этические правила ведения делового спора накладывают некоторые ограничения. А именно:

  • Не переходите на личности. Ни в коем случае не используйте факты из жизни оппонента, его недостатки и слабости в качестве аргумента в споре.
  • Не говорите о том, чего вы не знаете. Намного достойнее признаться, что вы не разбираетесь в вопросе, чем загонять себя в тупик ответами невпопад.
  • Не отвечайте вопросом на вопрос. Это выставляет вас не в лучшем свете.
  • Не давайте оценок вопросам и доводам оппонента. Ваша задача - доказывать состоятельность своего мнения, а не критиковать чужое.
  • Не пытайтесь вывести противника из равновесия. Конструктивный разговор возможен только в свободной обстановке.
  • Не демонстрируйте свое превосходство. Даже если вы более компетентны, чем ваш оппонент или выше его по статусу, не стоит открыто это демонстрировать.
  • Не ссылайтесь на авторитеты. Не стоит акцентировать внимание на том, что аналогичного с вашим мнения придерживались какие-то научные деятели и прочие известные люди. Вы должны сами найти убедительные аргументы.
  • Не отвечайте агрессией на правоту противника. Этим вы демонстрируете неуважение к оппоненту и собственную слабость.

Заключение

С настоящим искусством или сложной наукой можно сравнить правила ведения спора. Спор, его виды, цели, принципы и приемы - все это обязательно к изучению тем, кто хочет научиться вести конструктивную дискуссию и выходить победителем из словесных противостояний. Но самое главное - это соблюдение этических норм и правил во время общения с оппонентом. Ведь превосходство, одержанное с нарушением правил приличия, нельзя считать победой. В долгосрочной перспективе это грозит поражением и закреплением за агрессивным спорщиком негативной репутации.

В деловом общении нередко возникают ситуации, когда при обсуждении какой-либо проблемы приходится отстаивать свое мнение, то есть спорить. Споры чаще всего потому и возникают, что партнеры обращают внимание на взаимоисключающие стороны одного явления, и каждый из них по-своему прав. Иногда спор ведут партнеры, каждый из которых заботится только о своих интересах. Рассчитывать на достижение истины в таком случае не приходится.

Самый благородный вид спора — тот, который ведется для выяснения и сопоставления различных точек зрения, поиска истины. Свою позицию собеседники логически обосновывают, с уважением и вниманием относятся к аргументам противоположной стороны. Такой спор называется дискуссией (от латинского discussio — исследование, рассмотрение, разбор). В дискуссии победителей нет: в процессе поиска истины выигрывают все.

Если же цель спора — защитить, отстоять свое мнение и опровергнуть мнение оппонента, такой спор называют полемикой (древнегреческое polemikos — воинственный, враждебный). К победе в полемике можно прийти путем убеждения оппонента. Но нередко к ней стремятся любой ценой, буквально заставляя противника признать свою неправоту. В этом случае идут в ход уловки. Такой спор, рассчитанный на победу любой ценой, часто называют эристикой.

Деловая полемика может совмещать обе цели: спор ради истины и спор для убеждения оппонента. Не исключает она и использование различных приемов, облегчающих победу в споре. Преимущество оказывается на стороне того, кто не только глубже и всесторонне знаком с проблемой, но и умеет использовать эти приемы, а также противодействует уловкам и приемам эристики, то есть владеет культурой ведения полемики.

Основные правила ведения полемики

Тактика ведения полемики

Полемические приемы

1. Выяснение принципиальной позиции оппонента по спорному вопросу. Это облегчает поиск нужных для убеждения оппонента аргументов, а иногда делает дальнейшую полемику бессмысленной.

2. Использование психологических доводов:

  • довод к человеку: обращение к личным качествам или поступкам того лица, чья идея или предложение обсуждается;
  • довод к публике: апелляция к чувствам свидетелей спора с целью склонить их на сторону говорящего;
  • ссылка на авторитет: на высказывание или действия человека, пользующегося влиянием.

6. Перехват инициативы у оппонента, атака вопросами.

Уловки в споре и способы защиты от них

Как отмечалось выше, к победе в споре можно прийти с помощью хитрости, используя уловки и запрещенные приемы.

Определенная тактика и использование полемических приемов облегчают победу в споре. Но эти же приемы превращаются в уловки, когда их используют для психологического давления на партнера или для введения его в заблуждение.

Самыми серьезными из уловок, которые могут значительно затруднить спор неопытному полемисту, считаются уловки, нарушающие правила ведения полемики:

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

На курсе вы найдете вдохновение и новые смыслы в каждодневной работе.

Taтьянa Aвдyлoвa, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского гocударственного педагогического университета

Читайте также: