Правила поведения для пассажиров 5 класс обж конспект

Обновлено: 06.07.2024

формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности

основам ознакомительного, поискового чтения с использованием учебника ОБЖ 5 класса.

умения целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

умения работать с современными средствами обучения: интерактивной доской, компьютерной обучающей игрой по ОБЖ.

Умения структурировать информационный текст, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

готовность и способность к выполнению норм и требований учителя, прав и обязанностей ученика;

готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная и групповая работа. Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, компьютерная обучающая игра по ОБЖ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 8. Пассажир. Безопасность пассажира

Цель: рассмотреть основные правила безопасности пассажира.

I. Организация класса.

Цель урока: рассмотреть основные правила безопасности пассажира.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Активизация учебной деятельности.

1) Какой человек считается пешеходом?

2) Как должны двигаться по дороге пешеходы?

V. Изложение программного материала.

Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы даже представить себе не можем нашу жизнь в городе без автобусов, трамваев, троллейбусов, метро.

Мы привыкли пользоваться транспортными средствами для поездок в школу, магазин, на стадион, в другой город или страну. Для этого существует городской, водный, воздушный и железнодорожный транспорт. Пассажиром называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Значит, мы все бываем пассажирами и обязаны знать правила поведения пассажира и меры безопасного поведения в транспорте.

Городской транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным. Это трамваи, троллейбусы, автобусы и метро.

Все виды общественного транспорта едут по определённым маршрутам, узнать о которых можно по номеру. Места остановок общественного транспорта, оборудованные специальными посадочными площадками, обозначаются указателями.

Для того чтобы поездка в транспорте была безопасной, важно соблюдать общепринятые правила.

Безопасное поведение в транспорте

Правила поведения во всех видах общественного транспорта

- Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки и когда из него выйдут пассажиры. При посадке необходимо учитывать, что двери открываются и закрываются автоматически, не толкаться, не суетиться, не мешать другим людям.

- Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать удобное место, где вам не будут мешать. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспорте нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в центре прохода, держаться рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на неё, она может случайно открыться.

- Передвигаться по салону рекомендуется только при полной его остановке.

- Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон.

Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

- Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а там, где её нет, - на тротуаре или обочине дороги.

- После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.

Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле

- Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями.

При поездке на грузовом автомобиле необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности:

- нельзя стоять в кузове во время движения грузовика;

- нельзя переходить с места на место во время движения;

- нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги.

Правила поведения в метро

При спуске в метро на эскалаторе:

- стойте справа, идите слева;

- нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.

Ожидая поезд на платформе:

- не заходите за ограничительную линию;

- если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.

Опасные ситуации в транспорте

При возникновении пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери.

При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами). При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.

В любом транспорте имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться. Покидать трамвай или троллейбус в этом случае надо прыжком с приземлением одновременно на обе ноги.

Выбравшись из салона, отойдите подальше от транспортного средства, окажите посильную помощь пострадавшим.

Если пожар возник в вагоне метро, немедленно сообщите об этом машинисту по переговорному устройству и в дальнейшем выполняйте его команды.

При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства.

Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста.

После разрешения на выход откройте двери или выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь вперёд по ходу поезда к станции.

- Ожидайте общественный транспорт в специально отведённых местах.

- Детям ездить в открытом кузове категорически запрещено!

VI. Итог урока.

1. Вопросы самоконтроля.

1) Какой человек считается пассажиром?

2) Назовите особенности перевозок пассажиров в городе. Перечислите правила безопасного поведения пассажиров.

3) Каковы особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом? Перечислите меры безопасности.

2. Ситуационные задачи.

- Вы едете в автобусе. В салоне автобуса возник пожар. Ваши действия?

- Вы спускаетесь на эскалаторе в метро. Неожиданно роняете пакет, и он скользит по ступенькам вниз. Ваши действия?

Актуализировать знания об опасных ситуациях, о собственной и общественной безопасности в общественном транспорте.

  1. Формирование знаний о последствиях опасных ситуаций в общественном транспорте.
  2. Развивать умение правильно оценивать какую-либо ситуацию. Пробудить интерес к предмету ОБЖ и защите своей жизни.
  3. Воспитывать осторожность, формировать чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих.
  4. Пробудить интерес к правилам безопасности.
  5. Формирование умения работать в группах.
  6. Формирование умения обосновывать свое суждение.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

II. Проверка домашнего задания.

1. Какой человек считается пешеходом?

2. Как должны двигаться по дороге пешеходы?

3. Правила безопасного поведения на наиболее опасных участках дороги по пути в школу.

III. Объяснение нового материала.

1. Вводное слово учителя.

Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы даже представить себе не можем нашу жизнь в городе без автобусов, трамваев, троллейбусов, метро.

Мы привыкли пользоваться транспортом для поездок в школу, магазин, на стадион, в другой город или страну. Для этого существуют разные виды транспорта.

Какие виды транспорта вы знаете?

А кого называют пассажиром?

Значит, мы все с вами бываем пассажирами. И обязаны соблюдать правила поведения пассажира и меры безопасного поведения в транспорте.

2. Работа в группах.

Составьте правила безопасного поведения в транспорте.

1 группа “В автобусе”

2 группа “В троллейбусе”

3 группа “В трамвае”

4 группа “В метро”

5 группа “ В грузовом транспорте”

6 группа “Опасные ситуации в транспорте”

б) Работа в группе

в) Выступление групп 1-5

– Какие правила поведения относятся ко всем видам транспорта?

– В чем особенность правил поведения в трамвае?

г) В транспорте могут возникнуть опасные ситуации. Что это за ситуации и как поступить об этом нам расскажет 6 группа.

IV. Закрепление.

1. Вы едете в автобусе. В салоне автобуса возник пожар. Ваши действия?

2. Вы спускаетесь в метро на эскалаторе. Неожиданно роняете пакет, и он скользит по ступенькам вниз. Ваши действия?

V. Релаксация

– Я хочу поблагодарить…

– Я доволен своей работой на уроке потому что…

VI. Домашнее задание

Придумайте и запишите в тетрадь ситуационные задачи “В общественном транспорте”.

Тема. Мы пассажир ы. Правила п оведения в обществе нном тран спорте.

Цель. Создать условия для о знак омления учащихс я с правилами поведения

1. Познакомить учащихся с местами остановок общественног о

транспорта, их обозначениями и правилами поведения в общественном

2. Создать условия для развит ия у учащихся приемов логическог о

мышления; устной речи; обогащени я словарног о запаса обучающихся и

3. Довести до сознания детей важность соблюдения правил поведени я в

Оборудование: му льтимедийное о борудован ие, лото, и нвентарь для иг р.

1.Организационн ый момент. Пр иветствие, со общение темы и ц ели занятия.

– Пассажиром считается не только человек, находящ ийся в

общественном транспорте – но и люди, находящиеся в салоне легковог о

автомобиля, в ку зове гру зового автомоб иля, в коляске м отоцикла.

– Расскажите, что вы зн аете об этих т ранспортных с редствах.

– Вспомним правила поведения на о стан овках общественного

1. Сегодн я мы с вами рассмотрим правила поведения в о бщественном

транспорте. Все н ижеприведе нные пра вила рассмот рим на слайдах.

По п оведению человека в салоне общественн ого трансп орта можно судить

не только о том, знает ли он Правила дорожного движения, но и о его общей

Необходимо уступать места престарел ым людям и инвалида м, пассажира м

с детьми дошк ольного возраста, а та кже бе ременным женщ инам.

Нельзя перевоз ить вещи, которые могу т запачкать с иденья ил и одежду

чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей. Роликовые коньки перевозят

Мелких ж ивотных надо перевозить в сп ециальных контейнерах или

Нельзя му сорить в салоне любого тра нспорта. Если те бе ну жно

что - то выкину ть то для этого и спользуют специальные му сорные к онтейнера

Войдя в салон, на до пройти в се редину , не толпиться на п лощадке, так

как это может зат руднить п осадку других пассажиров. И конечно же нельзя

облокачиватьс я на двери эт о может пр ивести к несча стному слу чаю.

К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров) .

оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси

Находясь в салоне необходимо держа ться за п ору чни рукой, а не лежать на

Находясь в салоне, не следу ет громко смеяться и р азговаривать , об суждать

свои проблемы, спорить во всеуслышание с дру зьями. Тем б олее

непозволитель но оско рблять людей, с делавших вам за мечание.

Надо быть вежливым и уступать место пожилым пассажирам, малень ким

Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи

лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например,

В любом виде транспорта б удь внимательным и преду предительным такие

любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке

2.После просмотренных слайдов дети играют в лото. На карточках

изображены ситуации, где пассажиры веду т себ я не правильно.

Преподаватель говорит правила поведения, ребенок н аход ит

соответству ющую ситуацию, поднимает руку и объясняет, почему пассажир

поступает не п равильно. Выигрыв ает тот, кто первы м закроет всю карточку.

Дистанция. По сигналу судьи, участники, как единая команда, взявшись

одной ру кой за скакалку должны про йти диста нцию.

Юный водитель. На дистанции расставл яются конусы, вокру г которых на

самокатах должны проехать участники. Возле конусов стоят знаки,

обозначающие, с какой сторон ы их надо объезжать. По сигналу судьи

каждый участник долже н проех ать д истанцию, не сбив конусов, соблюдая

требования знаков, верну ться к линии старта, объехать команду и передать

Читайте также: