Правда раскольникова и правда сони конспект

Обновлено: 05.07.2024

1.Подготовка к восприятию.

3.Работа по теме урока.

- Расскажите о жизни Сони.

- Жизнь тяжела и дня Сони, и для Раскольникова. Но одинаково ли её воспринимают герои? Как смотрит на жизнь Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?

- Зачем Раскольников идёт к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к ней?

Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению и хочет понять, как она с этим живёт, что поддерживает ее, во имя чего она преступила.

- Почему Раскольников задаёт вопросы, которые доводят Соню до исступления? Почему он беспощаден в своих прогнозах?

Вера, глубокая, способная творить чудеса. Соня уповает на Бога и ждет избавления.

- Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Почему выбран именно этот эпизод из Евангелия?

- Обратимся к тексту. Каково состояние Сони во время чтения Евангелия?

У Сони дрожали руки, голоса не хватало, она не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг Соня вся преобразилась. Она читала, желая, чтобы Раскольников, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога, и дрожала от радостного ожидания чуда.

Так и в комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники, страдальцы, убогие – все больные и жаждущие исцеления. Сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступле-нии. Почему именно Соне герой признается в убийстве? Что она испытывает к нему?

- Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму?

Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Расколь-ников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Но Соня не может решать: кто должен жить, а кто нет.

- Как Соня принимает признание Раскольникова?

Она понимает, как мучается Раскольников, и сама испытывает эти мучения вместе с ним.

Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория стала его верой и законом.

- Какой путь предлагает Соня Раскольникову?

Окончательное освобождение Раскольникова от его прежних идей Достоевский показывает в финале романа, но происходит это далеко не сразу. Каким предстаёт герой на каторге?

- А как каторжане относились к Соне?

- Возрождение приходит к Раскольникову как преодоление болезни. Какие сны видит он в это время?

- Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

- Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

- Может ли человек ставить себя выше общества?

Использованная литеитература:

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003

У этих героев много общего. Они молодые люди, живущие в столице. И Родион, и Соня живут в бедности, в крайней нужде. Молодому человеку пришлось бросить университет, так как он не мог платить за обучение. Он не имеет постоянной работы и перебивается временными заработками, но не всегда успешно. Родион Раскольников живет в маленькой комнате, однако он не всегда может вовремя заплатить за квартиру, что очень не нравится хозяйке. Обстоятельства жизни девушки еще хуже. Ее отец — алкоголик, который потерял работу и пропивает все деньги. Ее мачеха, Катерина Ивановна, страдает туберкулезом, поэтому она не может работать. Одна бедная Соня вынуждена содержать семью. Девушке пришлось стать проституткой, чтобы прокормить сводных братьев и сестер.

Однако, несмотря на общность жизненных ситуаций, эти герои совсем по-разному смотрят на мир. Так, вся эта нагнетающая обстановка подтолкнула Родиона Раскольникова к созданию теории о существовании двух типов людей: великих личностей и примитивных. Он считал, что примитивные люди служат лишь материалом для достижений, созданных великими. Так, по мнению героя, великий человек мог даже убить простого для достижения своей цели. Родион Раскольников решил проверить свою теорию и убил старуху-процентщицу. Герой считал, что своим поступком он не только проверяет свою теорию, но и устанавливает справедливость, так как он смог наказать человека, который причинял вред другим.

После содеянного герой серьезно заболел. Его стали мучить угрызения совести и, таким образом, его теория была опровергнута. Соня Мармеладова, когда узнала о мыслях героя, была удивлена. Она не могла принять то, что человек может распоряжаться жизнью другого. Девушка считала, что нужно помогать другим людям, отдавая всего себя. Так, Соня Мармеладова, продавая свое тело, смогла прокормить детей Катерины Ивановны. Девушке не нравилась ее работа, но она верила, что может когда-нибудь воскреснуть, реабилитироваться. Она так низко пала, потому что у нее не было иного выхода.

Родион Раскольников убивал других людей, а Соня Мармеладова убивала себя. Эти герои очень похожи своими жизненными обстоятельствами, но их взгляд на жизнь отличается принципиально. Родион Раскольников считал, что может пренебрегать чувствами других людей для достижения общественно полезных целей, а Соня Мармеладова придерживалась иного мнения. Девушка считала, что в мир нужно нести только свет и добро, быть человечным и милосердным, помогать ближним, жертвуя собой.

2 вариант

Раскольников ощущает себя высокоморальным человеком, который идет на преступления ради благой цели. Он убивает не для материальных ценностей, а для того, чтобы оправдать личную теорию. По мнению молодого человека, если определенная личность приносит окружающим страдания, то от нее нужно избавиться. Из-за чудовищного убеждения проливается кровь двух пожилых женщин.

После убийства процентщицы, парень рассказывает Мармеладовой, что сделал это для себя, просто так. Данное признание раскрывает его как человека, увязшего в собственном выдуманном мире. Там он чувствует себя главным, но вместе с тем, вынужден бороться с воображаемыми врагами, которые, как кажется герою, его преследуют.

Родион близок к тому, чтобы запутаться окончательно. Но любовь Сони спасает его. Раскольников видит в девушке чистого ангела. Мармеладова, в отличие от своего спутника, почти безграмотная, все, на что она способна - продавать свое тело. Девушка вынуждена это делать для содержания семьи.

Несмотря на столь гнусное занятие, Соня глубоко верующий человек. Порой, не понимая высказываний молодого парня, она гораздо лучше чувствует то, что происходит в его душе. Когда главный герой открывается перед ней, рассказывая о том, что подвигло его на тот ужасный поступок, то она совсем не осуждает его действия. Мармеладова оправдывает Родиона, понимая его страдания.

Оба персонажа могут считаться убийцами: один из них убивал людей физически, а другой губит себя морально. Когда Раскольников осознает, что не относится к высшему обществу, то признает ошибочность своей теории, теряя смысл жизни. Но Соня уговаривает его сдаться в полицию, дабы искупить вину. При этом она обещает быть рядом. Даже когда осужденного направляют в Сибирь, она едет за ним.

Благодаря любви героини, Раскольников постепенно оттаивает и видит в ней тоненькую нить, которая все еще связывает его со счастливой жизнью. Во время мук на каторге, он понимает, какую важную роль для него играет девушка и как она права. Он признает свое заблуждение и становится на тропу добра. Вследствие, Родион понимает, что любит Соню.

Сочинение-рассуждение

Раскольников позиционирует себя как высокоморального человека, который совершает противозаконные влияния ради благих целей. Он идет на убийство не из-за проблем с финансами, а для оправдания личной и теории. Молодой человек твердо убежден, что личность, приносящая окружающим людям страдания, должна быть устранена. Чудовищное умозаключение толкает Родиона на убийство двух пожилых женщин.

Но если Раскольников совершал преступления ради конкретной цели, то Соня Мармеладова убивала себя за незначительную плату. Герои довольно похожи жизненными обстоятельствами, но отличаются взглядами на происходящее. Молодой человек способен пренебречь чувствами посторонних людей, в тоже время Сонечка не в состоянии этого сделать. Девушка уверена, что мир нужно освещать светлыми и добрыми делами – помогать близким и жертвуя собственными интересами – а для этого быть человечным и милосердным.

После совершения убийства старухи-процентщицы Родион говорит Соне, что совершил преступления просто так – для себя – и весомой причины для этого не было. Признание говорит о Раскольникове как о человеке, живущем в своем воображаемом мире, в котором он чувствует себя главным и борется с выдуманными преследующими его врагами.

Родин запутался практически окончательно, но светлое чувство – любовь к Соне служит спасением его души. Раскольников сумел разглядеть в девушке чистую невинную душу. Сонечка вынуждена продавать свое тело ради содержания близких. Но гнусная профессия не способна убить в героине веру в Бога.

Любовь Сони Мармеладовой помогает Родиону постепенно оттаять и увидеть в ней тонкую, едва заметную ниточку, связывающая его со счастьем. Муки во время каторги проявляют в сознании Раскольникова важность девушки в жизни. Молодой человек осознает правоту Сони и становится на путь исправления.

Также читают:

Картинка к сочинению Правда Раскольникова и правда Сони Мармеладовой

Популярные сегодня темы

Главной фигурой в произведении, является, темноглазая и смелая девчонка, Наталья Ростова. Автор ярко описал все её черты характера и внешности, с малого возраста до её зрелых лет.

Увлечённость – это такое состояние души, когда хочется что-то делать, видеть, слышать. Увлечённого человека можно определить даже в толпе людей по блестящим глазам, по блуждающей по лицу улыбке, по летящей походке.

Кто Чичиков для самого автора? Какое отношение у Гоголя к самому загадочному персонажу?

Александр I - второстепенный персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого Война и Мир. Пожалуй, он также является главным второстепенным персонажем.

Наверное, нет в целом мире ни одного человека, который бы не любил природу и не восторгался её великолепием. Бытует несколько ошибочное мнение, что человек - самое могущественное существо на всей планете.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи урока:

- развивающие: 1) стимулировать у учащихся проявлять инициативу, 2) развивать эмоциональную сферу учащихся, 3) развивать устную и письменную речь учащихся, 4) развивать умение выразительно читать и анализировать художественный текст; 5) развивать навыки аналитического чтения и художественного пересказа;

- воспитательные: 1) воспитывать бережное отношение к нравственным категориям (вере, истине, правде, состраданию), 2) воспитывать интерес к биографии писателя и произведению классической литературы.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, работа с учебником.

I . Организационный момент

Приветствие:

-Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.

Проверка отсутствующих:

-Давайте проверим, кто сегодня присутствует на занятии.

Оформление тетради:

-Запишем дату, 08.03.17, тему урока.

II . Проверка д/з, репродуктивная беседа

Ведущее слово учителя:

Вступительное слово учителя

На предыдущем уроке мы рассматривали теорию Раскольникова о праве сильной личности, приведшую его к преступлению. Героиней сегодняшнего урока будет Соня Мармеладова.

У Сони никакой теории нет. Она живет не умом, а сердцем. А вот сам образ её несет определенную и очень важную идею.

Проблемный диалог с опорой на текст романа

– Когда мы слышим первое упоминание о Соне?

(В грязной распивочной, от её отца – спившегося, опустившегося чиновника Мармеладова)

Мы долго не будем видеть её лица, одежды, слышать её голоса. А Мармеладов говорит:

Это слова отца о дочери. О дочери, которая пожертвовала собой, чтобы спасти семью от голода.

Само имя Софья, София (мудрость) не случайно. Ей 18 лет.

– Что же мы узнаем из рассказа Мармеладова?

Художественный пересказ эпизода учащимися.

О внешности Сони Мармеладовой известно следующее : ". белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое. " ". худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами." "Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях."

Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным "зеркалом" ее душевных качеств. Автор "наделил" Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью.

Мармеладов рассказывает Раскольникову о Соне:

Не случайна и фамилия. Копернаум – селение в Палестине, недалеко от которого расположено село Магдала. Мария из Магдалы, Мария Магдалина, пойдет за Христом, Соня последует за Раскольниковым на каторгу.

А дальше Раскольников проводит Мармеладова по его просьбе домой.

– Расскажите, как это произойдет.

Художественный пересказ эпизода. Ч.1, гл.2

- Пойдемте, сударь, - сказал вдруг Мармеладов, поднимая голову и
обращаясь к Раскольникову, - доведите меня.. . Дом Козеля, на дворе. Пора.. . к Катерине Ивановне. " Так Раскольников увидел комнату Мармеладовых, Катерину Ивановну и детей.
Ну а Соню он увидел позже, когда несчастье случилось с ее отцом и, благодаря Раскольникову, умирающего Мармеладова принесли домой - за Соней бегала Поленька.

Спускаясь по грязной черной лестнице, Раскольников подумает: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!"

Перечитаем и задумаемся. Перед Раскольниковым – пример величайшего самопожертвования. Соня – самый серьезный его идеологический оппонент .

Намечены два пути : примириться и жить за счет того, что она заработает (и тогда человек подлец), а если хоть кто-то не подлец, он постарается все это разрушить, противопоставив этому всю волю. И тогда его теория оправданна.

В системе христианских ценностей падение Сони – это самопожертвование . Раскольников этого понимать не хочет.

И только через 140 страниц после начала романа появляется Соня Мармеладова.

– В каком эпизоде это произойдет?

(У постели умирающего отца)

Просмотр видеофрагмента.(1 встреча)

По окончании просмотра – обсуждение:

Почему Соня остановилась у порога?

Такой ли вы представляли себе героиню?

В следующий раз мы увидим Соню Мармеладову в комнате Раскольникова, когда она придет звать его на поминки. Просмотр видеофрагмента – 2 встреча.

Где происходит действие (в комнате Раскольникова)? Что можно сказать о комнате (небольшая, тесная, бедная, одна полка, на которой 2 книги, темные, грязные стены, на вешалке всего 2 тряпки, стулья скрипят, в комнате темно, одно маленькое окно – свет в конце тоннеля). Кто еще был у него в тот момент? (Дуня, Пульхерия Ивановна, Разумихин Дмитрий Прокофьич). Как ведут себя герои? Соня робеет, стесняется, благодарит, речь прерывиста. Затем она плачет. Дуня дает ей платок. О чем они разговаривают? (о поминках). Соня демонстрирует бесприкословное подчинение. Екатерина Ивановна приказала ей пойти к Р. Чему удивляется Раскольников? (тому, как можно на такие малые деньги еще и поминки устроить).

Просмотр видеофрагмента – 3 втреча . 4 ч.4 гл. Раскольников сам придет к Соне- 1 визит Р-ва к Соне .

Откройте эту сцену.

- Какие события предшествуют этой встрече? (смерть Мармеладова, убийство старухи и Елизаветы).

-Зачем Раскольников совершает свой первый визит к Соне Мармеладовой? (чтобы поговорить с ней наедине.)

– Почему он идет именно к ней? ( Его тянет к этой бедной и безответной девушке. Он видит в ней родственную душу, грешницу, как и он . Он идет к Соне, как к человеку, тоже совершившему преступление. Но в тот момент Раскольников еще не замечал разницы между своим и ее преступлением. Он хотел понять, как она с этим живет. Что дальше?)

- Что же дает ей силу жить дальше? (забота о близких).

(В их первую встречу Раскольников и Соня разговаривают о Боге. Раскольников просит Соню прочитать ему отрывок из Евангелия о воскресении Лазаря. В первый визит Раскольникова к Соне он говорит ей, что им нужно быть вместе, потому что они похожи. Соня плохо понимает эти загадочные слова. Уходя, Раскольников обещает Соне в следующую встречу рассказать, кто же убил Лизавету и старуху-процентщицу. )

– Что видит Р-в в комнате Сони? Почему она живет одна? (Бедность и страдание. Соня занимается проституцией. Ей неприлично было оставаться в квартире ее семьи. Соня проживает на третье этаже, в квартире № 9. Она снимает комнату в квартире портного Капернаумова. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета.)

Комната Сони:

Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. . небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок."

Затем Раскольников требует , чтобы Соня прочитала ему притчу о Лазаре.

Художественный пересказ эпизода.

– В чем же новое слово Раскольникова?

Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания…от чуда?

- Раскаялся ли Раскольников после общения с Соней и чтения Евангелия?( нет, но в этом эпизоде вера Сони пошатнула его идеи ).

Вывод:

В первую встречу Раскольников сначала ведет себя надменно и почти жестоко. В его поведении много напускной циничности и холодности. Раскольников ведет себя безжалостно. Он почти смеется над религиозностью Сони, над ее верой в Бога. В эту первую встречу между героями происходит важный диалог о Боге. В этом диалоге сталкиваются две правды - правда Сони и правда Раскольникова. После прочтения Евангелия Раскольников говорит Соне, что видит в ней родственную душу. Раскольников говорит Соне о том, что теперь они должны быть вместе. Почему? Потому что они могут понять друг друга, как никто другой. После этого разговора Соня всю ночь проводит в лихорадке и даже плачет. Очевидно, что первая встреча с Раскольниковым потрясает Соню.

2. Второй визит Раскольникова к Соне ( Часть 5 глава IV ) Второй визит Раскольникова к Соне это насыщенный и волнующий эпизод. В эту встречу Раскольников доверяет Соне свою тайну - он признается в своем преступлении. Соня потрясена, но она не отвергает Раскольникова. Соня жалеет его и понимает, что он погубил не только старуху и Лизавету, но и себя. В этот второй визит Раскольников объясняет Соне причины преступления и свою теорию . Соня искренне советует Раскольникову покаяться и принять на себя наказание. Но Раскольников не готов сдаваться - он знает, что против него нет улик. Сам на себя он не готов доносить.

- Когда происходит вторая встреча Сони и Раскольникова? - в день похорон чиновника Мармеладова. Как известно, подлый господин Лужин прямо на поминках Мармеладова клевещет на Соню. Он обвиняет Соню в воровстве денег. К счастью, оказавшийся рядом Лебезятников доказывает невиновность Сони. После этого эпизода Соня бежит к себе на квартиру. Вскоре к ней приходит Раскольников.

Во время второго визита Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу. Но на этот раз Соня уже не выдерживает и просит Раскольникова "не мучить" ее: ". Говорите лучше прямо, чего вам надобно! вы опять на чтото наводите… Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли. " (Соня Раскольникову)

Раскольникову трудно говорить с Соней искренне . Поэтому он прикрывает свою боль сарказмами и иронией. Но перед доброй и чистой Соней он решает сорвать с себя маску: ". Он вдруг переменился; выделаннонахальный и бессильновызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел . " (автор о Раскольникове) Доброта и любовь Сони обезоруживают Раскольникова. Он начинает говорить с ней по-другом, без цинизма: ". он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак. " (автор о Раскольникове) Раскольников не в силах прямо сказать Соне, что он - убийца. Он намекает ей, что знает убийцу, и просит Соню угадать. Смотря в глаза Раскольникову, Соня вдруг понимает, что Раскольников - убийца.

-Как Соня реагирует на признание Раскольникова в убийстве?

Соня переживает и не находит себе места. Она обнимает Раскольникова . В ее словах нет осуждения. Соня всем сердцем жалеет Раскольникова: ". Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете. " (Соня Раскольникову) После этого Соня и Раскольников заговорили о причинах убийства и о том, как именно оно произошло. Из откровений Раскольникова мы узнаем еще больше о его теории и причинах преступления: ". я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…" (Раскольников) Раскольников видит причины своего преступления не столько в своей теории, сколько в своем тщеславии и самолюбии, из которого вытекла эта теория : ". предположи, что я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, еще наклонен к сумасшествию. " (Раскольников о себе) После этого Раскольников рассказывает Соне о том, как он впал в нищету и перестал учиться в Университете. Потом Раскольников снова говорит о том, что он убил не из-за денег: ".. Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу. " (Раскольников о себе)

- В чем Раскольников хочет убедить Соню?

Третий визит Раскольникова к Соне (Часть 6 глава VIII) Третий визит Раскольникова к Соне Мармеладовой это самый короткий и самый напряженный из трех визитов. В эту встречу Раскольников приходит к Соне, чтобы та надела на него крест. Этот кипарисовый крест, который надевает ему Соня - символ креста, который на себя берет Раскольников. Соня просит Раскольникова помолиться и перекреститься перед уходом. Раскольников просит Соню не идти с ним. Он отправляется один на улицу, где встает не колени перед толпой - как и советовала ему Соня. Затем Раскольников идет в контору, где признается в убийстве старухи и ее сестры.

Завершаем урок обсуждением вопроса: можем ли мы говорить о том, что Раскольников обрел душу?

– К каким же приемам раскрытия образа героини мы обращались в ходе урока?

hello_html_73f2e7b7.jpg

Соня Мармеладо ва является дочерью спившегося чиновника Семена Мармеладова. Полное имя героини - Софья Семеновна Мармеладова. Возраст Сони Мармеладовой - около 18 лет. Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным "зеркалом" ее душевных качеств. Автор "наделил" Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью. Соня - бедная, но честная и трудолюбивая девушка без особых талантов. Соня Мармеладова - кроткая, робкая, безответная девушка. Соня - добрая, самоотверженная, благородная девушка, по мнению ее мачехи: ". стала с одушевлением говорить о несомненных способностях Софьи Семеновны служить ей помощницей, "о ее кротости, терпении, самоотвержении, благородстве и образовании". " ". да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!" "Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтыйто билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала. " (Катерина Ивановна о Соне) Соня - доверчивая девушка. Она наивно верит, что господин Лужин желает ей помочь деньгами от чистого сердца. Соня - малообразованная девушка. Она умеет читать, но у нее нет глубоких знаний по каким-либо наукам. Соня - глубоко верующая девушка. Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную, больную женщину. Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. А был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу. Из-за своего постыдного ремесла Соня вынуждена жить отдельно от семьи - на квартире у портного Капернаумова. Соня содержит отца, мачеху и ее троих детей. Бедная девушка является единственным источником дохода в семье. За это Раскольников называет Соню "колодцем", которым пользуются Мармеладовы. Соня зарабатывает деньги ценой унижений и страданий, но никогда не попрекает этим свою семью. Соня не осуждает своего отца за пьянство и, напротив, милосердно дает ему деньги на трактир. Соня не жалеет денег на детей своей мачехи Катерины Ивановны, которых она не обязана содержать. После суда над Раскольниковым Соня самоотверженно следует за ним в Сибирь. На каторге она всячески поддерживает его и живет только его жизнью. На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь. В конец концов Раскольников и Соня решают быть вместе. Они покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую, счастливую жизнь.

IV . Домашнее задание

Ведущее слово учителя:

V . Обобщение изученного материала

Обобщающее слово учителя: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с правдой двух главных героев романа.

Заключительное слово учителя: Урок окончен. Всем спасибо за работу. До свидания.

Еще один урок на популярный сюжет. Анализ 4 глав 4 м 5 частей романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Сама очень люблю эти эпизоды. Считаю их ключевыми в романе. Да и в жизни каждого человека они помогают разобраться. Что такое "грех", "преступление"7 Что делать грешнику? Как избавиться от последствий? Как получить силу жить дальше? Где найти выход? На эти философские вопросы мы ищем с 10-классниками ответы. Достоевский призывает задуматься, да и направление мыслей выбрано правильно.

В презентации я подобрала иллюстрации к роману (именно этих сцен) разных авторов.

Буду рада, если мои материалы вам пригодятся.

ВложениеРазмер
Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 52 КБ

Предварительный просмотр:

Обрести Христа – значит обрести собственную душу.

Нравственный образец и идеал у меня один – Христос.

Для него человек есть не только

психологическое, но и духовное существо.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Как эти слова отражают то, что происходит в романе? Можно ли эти слова отнести к Сонечке или Раскольникову?

- Какие события предшествуют этой встрече?

- Зачем Раскольников идет к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к Сонечке?

- Может быть, он хочет найти объяснение и своему преступлению?

(Он идет к Соне, как к человеку, тоже совершившему преступление. Но в тот момент Раскольников еще не замечал разницы между своим и ее преступлением. Он хотел понять, как она с этим живет. Что дальше?)

- Почему Раскольников беспощаден в своих вопросах и прогнозах?

- Что же дает ей силу жить дальше?

- Вдумайтесь в рассуждение Сони об окружающих ее людях, о Катерине Ивановне. Как она раскрывается в них?

(Соня обладает удивительным нравственным чутьем на доброту и правду, редким умением видеть в людях прежде всего их лучшие качества).

  1. Чтение и анализ Библейского повествования о воскресении Лазаря.

Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике,

освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу,

странно сошедшихся за чтением Вечной книги.

Задание: при чтении выпишите в тетрадь поведение Сони и Раскольникова во время чтения.

Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания…от чуда?

- Почему Раскольников выбирает именно этот отрывок для чтения?

- Раскаялся ли Раскольников после общения с Соней и чтения Евангелия?

- Какую роль играет этот эпизод в романе?

- В чем Раскольников хочет убедить Соню? (с.424)

- Как Соня отвечает на его вопросы? Каков смысл этого ответа?

- Зачем Раскольников хочет рассказать Соне об убийстве?

- Как Соня принимает признание Раскольникова?

- В чем видит Раскольников свою вину, признаваясь Соне?

(Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория, этот мрачный катехизис стал его верой и законом)

- Какой совет дает Соня Родиону? (с.438) Почему Соня зовет его повиниться?

- Почему Раскольников не принял от Сони крест?

Завершаем урок обсуждением вопроса: можем ли мы говорить о том, что Раскольников обрел душу?

Дочитать роман. Ответить на вопросы:

  1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении? Когда это произошло?

Евангелие От Иоанна

  1. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
  2. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
  3. Сестры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен.
  4. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославиться чрез нее Сын Божий.
  5. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
  6. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
  7. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
  8. Ученики сказали Ему: Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
  9. Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
  10. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
  11. Сказав это, говорит им потом: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его.
  12. Ученики Его сказали: Господи! Если уснул, то выздоровеет.
  13. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
  14. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
  15. И радуюсь за Вас, что Меня не было там, дабы Вы уверовали; но пойдем к нему.
  16. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним.
  17. Иисус, пришед, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
  18. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати,
  19. И многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии – утешать их в печали о брате их.
  20. Марфа, услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
  21. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой;
  22. Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
  23. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
  24. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
  25. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет;
  26. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
  27. Она говорила Ему: так, Господи! Я верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир.
  28. Сказавши это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
  29. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
  30. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
  31. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там.
  32. Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
  33. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился,
  34. И сказал: где Вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри.
  35. Иисус прослезился.
  36. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его!
  37. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
  38. Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
  39. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
  40. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
  41. Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
  42. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
  43. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.
  44. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
  45. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными.


Конспект урока по литературе. Семья Мармеладовых. Правда Сони

Разработка конспекта урока по литературе. Семья Мармеладовых. Правда Сони. 10 класс. Программа литературного образования под редакцией Ю.В. Лебедева.


Данный материал могут использовать в своей работе учителя литературы, работающие в старших классах. Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейный смысл стихотворения "Зимняя ночь", показать художестве.



Урок-практикум по анализу стихотворения А.Пушкина "Три ключа".


Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.


Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Читайте также: