Права и свободы человека и гражданина 9 класс презентация конспект

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 17 Права и свободы человека.docx

План-конспект урока

Учитель: Дорохова Марина Сергеевна

Предмет: обществознание

Цель урока : сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина в России, раскрыть значение российских и международных правовых документов.

Задачи урока

Сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; показать способы их реализации и защиты в жизни.

Развивающая:

Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания и ориентировка в сфере нравственно-этических отношений; формирование коммуникативных действий, направленных на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение).

Воспитательная:

Продолжить формирование у школьников интереса к нравственно-правовым вопросам; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону.

Оборудование урока

Учебник; тексты документов: Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка; презентация, содержащая Международный Билль о правах человека.

Тип урока: комбинированный.

Формы урока: фронтальная, групповой урок – практикум.

Методы обучения: проблемного обучения

Форма контроля: выполнение заданий учащимися в группах с использованием ЭОР (презентация).

Основной учебник: Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2016.

Оборудование: компьютер и проектор, интерактивная доска, сопровождающая презентация.

Основные понятия: Декларация, Конституция, Конвенция, права ребёнка.

Организационный этап.

Приветствие учителя и учащихся; отчёт дежурного и фиксация отсутствующих; организация внимания и внутренней готовности.

Повторение пройденного, подготовка к ОГЭ

Выполнение теста. Самопроверка (или взаимопроверка), самооценка (взаимооценка), проверка с помощью ключа.

Актуализация знаний по теме.

Вопросы для учащихся:

Всегда ли люди были равны?

Что такое дискриминация личности?

Должны ли люди быть равны в своих правах и почему?

Что значит правовое государство?

Что такое Конституция?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Подведение итога: Государство обязуется обеспечивать единство законов. Конституция – это закон, который имеет высшую юридическую силу во всей системе правовых актов. Статья 2 Конституции РФ называет права и свободы высшей ценностью человека и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства.

Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, но не забывать об обязанностях, так как несете ответственность за свои поступки.

Знакомство с темой урока.

Учащиеся участвуют в определении задач урока.

Изучение новой информации.

Работа в тетради.

Запишите число, тему и план урока.

Работа с учебником.

Учитель акцентирует внимание на следующих аспектах:

— права человека — определённые законодательно закреплённые нормы;

— эти нормы выражают меру свободы человека;

— эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни;

— совокупность норм принято называть каталогом прав человека, который закреплён в целом ряде международно-правовых документов и конституциях правовых государств.

Учащимся предлагается прокомментировать следующие исторические факты:

1) Древняя Спарта, как известно, славилась своими сильными, здоровыми и выносливыми воинами. Каждого новорождённого мальчика осматривали и решали его судьбу в зависимости от его здоровья. Если младенец был крепким, то его оставляли в живых, а если младенец родился слабым, больным, то его бросали вниз со скалы.

2) Знаменитый русский полководец А. В. Суворов родился слабым и больным. Но он работал над собой: много занимался физкультурой, закалялся и в результате победил свою болезнь. Он был умным человеком и талантливым военачальником, под руководством которого русская армия не проиграла ни одного сражения.

Учитель обращает внимание школьников на то, что право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию, — право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, право на свободу мысли, совести и религии, убеждений и др. — является главным в этом каталоге прав человека (выделим основные права человека)

Подробно раскрывается всеобщий, неотъемлемый и неотчуждаемый характер прав человека.

Затем учащимся предлагается обсудить следующую ситуацию.

Субботним утром к Антону домой пришли его друзья. Ребята вместе играли в школьной рок-группе и готовились к городскому конкурсу юных талантов. Они много работали, и у них уже очень хорошо получалось. Они поставили колонки на подоконник и включили погромче, чтобы соседи послушали их выступление.

Учитель предлагает учащимся высказать мнение: имеют ли право Антон и его друзья включать очень громко музыку?

Обобщая результаты обсуждения этой проблемы, подводим ребят к пониманию того, что свобода ограничена правами других людей. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Работа в тетради.

- законодательно закреплённые нормы;

- выражают меру свободы;

- закреплены в международно-правовых документах и конституциях правовых государств.

Принцип: Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

5. Работа с текстом Всеобщей Декларации прав человека (стр. 115)

Учитель делит учащихся на группы по 2-3 человека, инструктирует учащихся по изучению материала:

- прочитайте основные статьи Декларации прав человека и дайте краткую характеристику:

- какие сферы общественной жизни охватывают права, перечисленные в Декларации?

- зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.

Учащиеся изучают материал и отвечают на вопросы учителя.

Изучение главы 2. Конституции РФ

Учитель инструктирует учащихся по изучению материала:

- Вторая глава Конституции нашего государства составлена на основе Всеобщей декларации прав человека.

Ознакомьтесь с ней (приложение 2).

Учащиеся изучают материал и выполняют проект (по группам прав)

На экране памятка

Представление результатов исследования, отчет.

Представления результатов могут быть разными, например: Начать представление с памятки…

(продолжается дискуссия, дополнения)

Проект: "Права гражданина РФ".

Право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями

доступ к культурным ценностям

Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на собрания, митинги,

Право на социальное обеспечение

Право на неприкосновенность

Право избирать и быть избранным

Право на жилище

Право на неприкосновенность жилища

Равное право к любым должностям

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на свободу передвижения и выбор места жительства

Право обращений в государственные органы

Право на благоприятную окружающую среду

Свобода совести , вероисповедова-ний

Право на информацию

Право на образование

Свобода мысли, слова

Уголовно-правовые и процессуальные гарантии

Демонстрация альтернативной классификации (слайд 13)

Напоминание учителя о том, что помимо прав у каждого гражданина РФ существуют обязанности (слайд 14). Их нужно запомнить.

Осознание и осмысление полученной информации

Учитель проверяет с помощью вопросов усвоение материала:

С какими документами мы с вами познакомились на уроке?

Что является основой этих документов?

Может ли человек защищать свои права?

Есть ли у человека обязанности и какие?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Подведение итогов урока.

Учитель и учащиеся формулируют общие итоги.

Вывод по уроку: познакомились с правами человека в декларации прав человека, в Конституции РФ, в Конвенции о правах ребёнка. Выяснили о необходимости российских и международных правовых документов.

Учащиеся фиксируют вывод в тетради.

Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся; аргументирует выставляемые отметки, даёт замечания по уроку.

Этап информированности учащихся о домашнем задании.

Учитель объясняет домашнее задание:

Тип урока: изучение нового материала.

ВложениеРазмер
otkr_urok_prava_i_svobody.docx 122.19 КБ
prava_cheloveka_i_grazhdanina_9_klass.pptx 758.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дус-Дагская средняя общеобразовательная школа

Поурочная разработка открытого урока

по обществознанию в 9 классе

Иргит Кара-Хаак Алексеевна

Разработка урока обществознания в 9 классе

  • Закрепить знание основных прав гражданина России.
  • Помочь обучающимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью гражданского общества и правового государства.
  • Продолжить внедрение использования проектной технологии и технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций в изучении предмета "Обществознание".
  • Развивать самостоятельность обучающихся и умение составления краткосрочных проектов.
  • Развивать навыки работы с законодательными актами, нормативными документами.
  • Учить умению доказательно излагать свои мысли.
  • Продолжать формировать основы правовой культуры.
  • Воспитывать уважение к закону, патриотизм, гражданскую позицию, уважение к правовым и социальным нормам.

Тип урока: изучение нового материала.

Учитель мотивирует учащихся на необходимость изучения данного материала.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение новой темы

3.1. Права и свободы человека и гражданина РФ

3.2. Юридические гарантии и системы защиты прав человека.

3.3. Права ребенка

4. Закрепление изученной темы

5. подведение итогов урок (выставление оценок)

Учитель мотивирует учащихся на необходимость изучения данного материала.

Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Давайте отметим кого нет в классе.

2. Проверка домашнего задания.

А) статья 3 В) статья 10

Б) статья 7 Г) статья 15

2. Установите соответствие

А) Каждый человек имеет право на труд …

Б) Все люди равны перед законом …

В) Каждый человек имеет право на гражданство.

Г) Каждый человек имеет право владеть имуществом.

Ответы: 1-б, 2-в, 3-г, 4-а

3. Напишите статью 26.

Ответ: Каждый человек имеет право на образование

А. Мера свободы, справедливости и ответственности.

Б. Вся совокупность установленных государством общеобязательных правил (норм) поведения, использование которых обеспечивается силой государственного принуждения.

В. Действия, соответствующие требованиям закона

Г. способность иметь права и обязанности

  1. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?

А. 10 декабря 1948г.

Б. 10 января 1949г.

3. Изучение новой темы

3.1. Права и свободы человека и гражданина РФ.

Единая система прав, закреплённая в нашей Конституции, охватывает все основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную. Каталог прав человека, соответствующий этим сферам, закреплён в статьях Конституции: гражданские (личные) права – в статьях 19-28, 45-54; политические права и свободы – в статьях 29-33; социальные и экономические – в статьях 36-42; культурные – в статьях 43-44 (см. схему на стр. 129).

Обязанности гражданина РФ закреплены в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан.

Он включает следующие обязанности (раздаточный материал. Учащиеся по одному читают обязанности гражданина РФ):

  • Соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч.2)
  • Обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч.4)
  • Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч.3)
  • Платить налоги и сборы (ст. 57)
  • Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58)
  • Защищать Отечество (ст. 59)

3.2. Юридические гарантии и системы защиты прав человека.

Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46-54).

Физминутка для глаз.

3.3. Права ребенка (читает один учащийся).

На первое место поставлено право ребенка на жизнь (ст. 6) и на все что необходимо для полноценного развития личности: права на образование, социальное обеспечение, свободу мысли, совести, религии, на свободное выражение своего мнения и др.

  1. Закрепление изученной темы
  • 1 группа: получает задание изучить политические права человека.
  • 2 группа: получает задание изучить гражданские права человека
  • 3 группа: получает задание изучить социально-экономические права человека.
  • 4 группа: получает задание изучить культурные права человека.

Право на свободу

Право на медицинское обслуживание

Право на защиту чести и достоинства

Право на жилище

Право на личную неприкосновенность

Право на достойный жизненный уровень

Право на неприкосновенность жилища

Право на экологически чистую окружающую среду

Право на тайну корреспонденции

Право на наследование

Право на участие в митингах, забастовках

Право на доступ к культурным ценностям

Право на участие в демонстрациях

Право на свободу творчества

Право на участие в управлении делами государства

Право на духовное развитие

Право избирать и быть избранным

Право на посещение театров, музеев, библиотек

Право на участие в культурной жизни

  1. подведение итогов урока (выставление оценок)
  2. Домашнее задание: повторить параграф 14-15.

Обязанности гражданина РФ

Обязанности гражданина РФ закреплены в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан.

Он включает следующие обязанности (раздаточный материал):

  • Соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч.2)
  • Обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч.4)
  • Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч.3)
  • Платить налоги и сборы (ст. 57)
  • Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58)
  • Защищать Отечество (ст. 59)

Гражданские (личные) права – связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Социально-экономические права – возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности, а также притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Политические права – возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

  • 1 группа: политические права человека.
  • 2 группа: гражданские права человека
  • 3 группа: социально-экономические права человека.
  • 4 группа: культурные права человека.

Право на свободу

Право на медицинское обслуживание

Право на защиту чести и достоинства

Право на жилище

Право на личную неприкосновенность

Право на достойный жизненный уровень

Право на неприкосновенность жилища

Право на экологически чистую окружающую среду

Право на тайну корреспонденции

Право на наследование

Право на участие в митингах, забастовках

Право на доступ к культурным ценностям

Право на участие в демонстрациях

Право на свободу творчества

Право на участие в управлении делами государства

Право на духовное развитие

Право избирать и быть избранным

Право на посещение театров, музеев, библиотек

Право на участие в культурной жизни

Права ребенка (выступает Бюрбю Онзагай).

На первое место поставлено право ребенка на жизнь (ст. 6) и на все что необходимо для полноценного развития личности: права на образование, социальное обеспечение, свободу мысли, совести, религии, на свободное выражение своего мнения и др.

  • Закрепить знание основных прав гражданина России.
  • Помочь обучающимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью гражданского общества и правового государства.
  • Продолжить внедрение использования проектной технологии и технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций в изучении предмета "Обществознание".
  • Развивать самостоятельность обучающихся и умение составления краткосрочных проектов.
  • Развивать навыки работы с законодательными актами, нормативными документами.
  • Учить умению доказательно излагать свои мысли.
  • Продолжать формировать основы правовой культуры.
  • Воспитывать уважение к закону, патриотизм, гражданскую позицию, уважение к правовым и социальным нормам.

Тип урока: урок изучения нового материала.

На уроке реализованы основные принципы обучения: научность, доступность и систематичность формирования знаний, умений и навыков.

Структура урока соответствует данному типу урока.

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала

4. Первичное осмысление и закрепление

5. Рефлексия итог урока (выставление оценок)

6. Домашнее задание

Этапы урока последовательны. На первом этапе урока учащиеся вместе с учителем определили цели урока.

Второй этап - проверка домашнего задания. Проверка правильности решения задачи. Проверяют с помощью учителя.

На третьем этапе изучение новой темы. Здесь учащиеся узнали о мастерстве работника, о заработанной плате и работали с терминами и понятиями.

На четвертом этапе - первичное осмысление и закрепление, используется дифференцированный подход к обучению. Сильные учащиеся устно отвечают на заданный вопрос в начале урока и заполняют таблицу.

Учащиеся 7 класса – дети подросткового возраста, который характеризуется не устойчивостью внимания. Лучший способ организовать внимание – так организовать учебную деятельность, чтобы у учеников не было ни времени, ни желания отвлекаться от темы урока. Поэтому использовались наглядные материалы и презентация.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

На данном уроке были использованы методы: частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный метод, метод стимулирования и мотивации.

Использованные технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, тестовая технология, технология критического мышления.

Наблюдалась хорошая активность учащихся. Знания и умения оценены. Итоги урока подведены.

На уроке поставленные цели были достигнуты.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Права и свободы человека и гражданина

Проверка домашнего задания 2. Установите соответствие 1. статья 7 2. статья 15 3. статья 17 4. статья 23 А) Каждый человек имеет право на труд … Б) Все люди равны перед законом … В) Каждый человек имеет право на гражданство. Г) Каждый человек имеет право владеть имуществом.

Проверка домашнего задания 3. Напишите содержание статьи 26. 4. Что такое Право? А. Мера свободы, справедливости и ответственности. Б. Вся совокупность установленных государством общеобязательных правил (норм) поведения, использование которых обеспечивается силой государственного принуждения. В. Действия, соответствующие требованиям закона Г. способность иметь права и обязанности

Проверка домашнего задания 5. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека? А. 10 декабря 1948г. Б. 10 января 1949г. В. в 1997г. Г. в 1989г.

Основные термины урока Гражданин - физическое лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, наделенный правами, свободами и обременен обязанностями. Обязанности - обязательства, вытекающие из законодательных актов, нормативных документов, юридических норм и правил. Права человека и гражданина — это права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения.

10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая Декларация прав человека

Конституция РФ – документ, закрепляющий права человека.

Права человека всеобщие неотчуждаемые неделимые

Конституция РФ (глава 1 статья 2) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства

Государство обязано Соблюдать права человека Гарантировать права человека Защищать права человека

Наши права заканчиваются там,где начинаются права другого человека

Гражданские (личные) права человека ПРАВО НА ЖИЗНЬ ПРАВО НА СВОБОДУ ПРАВО НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ ЗАПРЕТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА ПРАВО НА ТАЙНУ СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПРАВО ВЛАДЕТЬ ИМУЩЕСТВОМ ПРАВО НА ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Культурные права человека право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей; на приобщение к культурным ценностям (на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам); на гуманитарное и художественное образование; на собственность в области культуры; на свободу творчества (являющуюся стержнем конституционного права на культурную деятельность).

Политические права человека СВОБОДА МИРНЫХ СОБРАНИЙ СВОБОДА МИРНЫХ АССОЦИАЦИЙ ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ В УПРАВЛЕНИИ СВОЕЙ СТРАНОЙ ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ ПРАВО ЗАНИМАТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ПРАВО НА ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЯ ПРАВО ИСКАТЬ,ПОЛУЧАТЬ,РАСПРОСТРАНЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Социально-экономические права человека ПРАВО НА ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ, ДОСТАТОЧНЫЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПРАВО НА СПРАВЕДЛИВЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ПРАВО НА ОТДЫХ И ДОСУГ ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ ПРАВО НА СОЗДАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кто защищает права человека? Президент РФ Уполномоченный по правам человека РФ В.В. Путин В.П. Лукин

Кто защищает права человека? Правительство РФ Судебная система РФ

Обязанности граждан Получить основное общее образование Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия Платить налоги Защищать Отечество Сохранять природу и окружающую среду

Права ребенка Декларация прав ребенка ООН 1959 г. Конвенция о правах ребенка ООН 1989 г. В ЭТОЙ ДЕКЛАРАЦИИ, СОСТОЯЩЕЙ ИЗ ДЕСЯТИ СТАТЕЙ ГОВОРИТСЯ, ЧТО РЕБЕНОК НУЖДАЕТСЯ В ОСОБОЙ ОХРАНЕ И ЗАБОТЕ. ЗАКРЕПИТЬ ПРАВА РЕБЕНКА ПУТЕМ ВВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КАТОЛОГА ПРАВ.

Ситуации 3) Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. Мать: - С грязными руками за стол?! Помой руки! Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Ситуации 4) Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.

Закрепление 1. К гражданским ( личным) правам гражданина относят право: А) На неприкосновенность частной жизни; Б) Избирать и быть избранным в органы власти; В) Право на образование; Г) На свободу творчества 2. Что из перечисленных ниже является конституционной обязанностью гражданина? А) участие в культурной жизни; Б) охрана здоровья; В) участие в выборах; Г) уплата налогов.

Закрепление 3. Какое из перечисленных ниже прав относится к гражданским (личным)? А) право на неприкосновенность жилища; Б) право на участие в управлении делами государства; В) право доступа к любым должностям; Г) право избирать и быть избранным 4. Что из перечисленных ниже является конституционной обязанностью гражданина? А) защита Отечества; Б) защита чести и достоинства; В) неприкосновенность личной жизни; Г) обращение в государственные органы

Домашнее задание Учить параграф 14-15, готовиться к тестированию

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


урок в 6 классе по теме "Право и правопорядок"

Данный конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию.Данное занятие предп.


урок в 6 классе по теме "Право и правопорядок"

Данный конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию.Данное занятие предп.

конспект урока в 5 классе по теме "Правила вокруг нас"

Данный урок был проведен в 5 классе. На уроке проходила игра-соревнование по станциям по теме "Правила вокруг нас".


Урок в 11 классе на тему "Права и обязанности"

Урок в 11 классе на тему "Права и обязанности".

Урок в 5 классе по теме "Правила поведения в школе" по УМК "Enjoy English" 5 класс автор Биболетова М.З.

Данный урок разработан для закрепления и обобщения материала по теме "Школьная жизнь" по УМК "Enjoy English" автор М.З. Биболетова.

Контрольный срез знаний по обществознания 7 класс по теме: "Права человека. Человек и закон".

Материал может быть использован для проверки знаний учащихся 7 класса на уроках обществознания по теме: "Права человека. Человек и закон".

Разработка урока и презентации по обществознанию 7 класс на тему:Права и обязанности граждан.

Права человека сегодня хорошо защищены законодательством.Но бывают случаи нарушения прав человека. Разъяснения действующего законодательства.

Задачи урока ознакомиться с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка; сформировать понимание основных прав и свобод человека и гражданина; научиться классифицировать права и свободы граждан РФ по группам (мини-проект).

Тестирование Какой факт свидетельствует о том, что Конституция РФ – документ высшей юридической силы? Конституцию РФ приняли всенародным голосованием; в РФ был создан Конституционный Суд; Конституция РФ действует на всей территории России; законы РФ не могут противоречить Конституции .

Правовой статус человека и гражданина Права – это неотъемлемые и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами. Свобода – это закрепленная возможность определенного поведения человека (например, свобода слова, вероисповедания и т. д.) Юридическая обязанность – это определенная законом мера должного поведения человека, участника правоотношения. возможность делать всё, что не наносит вреда другому

Права и свободы Гарантии прав и свобод Обязанности Ответствен-ность Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе, включающее:

Выдержки из Всеобщей Декларации прав человека Статья 3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Статья 7 Все люди равны перед законом. Статья 10 Каждый. имеет право. чтобы его дело было рассмотрено. независимым и беспристрастным судом. Статья 12 Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь. Статья 15 Каждый человек имеет право на гражданство. Статья 18 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Статья 23 Каждый человек имеет право на труд. Статья 26 Каждый человек имеет право на образование. Статья 29 Каждый. имеет обязанности перед обществом.

Права и свободы гражданина РФ По сферам жизнедеятельности Примеры Гражданские (личные): права, принадлежащие человеку как биосоциодуховному существу право на жизнь (ст. 20) право на достоинство (ст. 21, ч. 1) право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23) право на тайну переписки, телеф. переговоров (ст. 23) Политические: возможности участия личности в политической жизни общества право на информацию (ст. 29) право на собрания, митинги, демонстрации, шествия (ст. 31) право на участие в управлении делами государства (ст. 32) право избирать и быть избранным (ст. 32, ч. 2) право обращений в государственные органы (ст. 33) Экономические: возможности свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности свобода предпринимательской деятельности (ст. 34) право на частную собственность (ст. 35, 36) право наследования (ст. 35, ч. 4) Социальные: притязания на достойный уровень жизни и благосостояние свобода труда, право на труд в нормальных условиях (ст. 37) право на защиту от безработицы (ст. 37) право на отдых (ст. 37) право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) право на образование (ст. 43) Культурные: права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности свобода творчества и преподавания (ст. 44, ч. 1) право на участие в культурной жизни (ст. 44, ч. 2) доступ к культурным ценностям (ст. 44, ч. 2)

Сегодня мы узнали: познакомились с главой 2 Конституции РФ, Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка; сформировали понимание основных прав и свобод человека и гражданина; научились классифицировать права и свободы гражданина РФ по группам, выполнив мини-проект.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приветствие учителя и учащихся; отчет дежурного и фиксация отсутствующих; организация внимания и внутренней готовности.

Актуализация знаний по теме (4 мин).

Слышали ли вы о дискриминации личности? (это негативное отношение к правам людей определенной социальной группы, ущемление их прав или даже лишение)

Должны ли люди быть равны в своих правах? (да, иначе начнутся противоречия в обществе, социальное неравенство, конфликты)

Мы видим с вами на экране выдержку из Конституции РФ (ст. 2), которая провозглашает: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.".

Мотивация: у вас есть паспорт РФ? Да. Значит, вы все являетесь гражданами Росс. Федерации, обязаны знать свои права и свободы, и помнить об ответственности за свои поступки.

Подводим мини-итог: Любое государство должно обеспечивать единство законов, гарантировать и защищать права своих граждан. Конституция – это закон, который имеет высшую юридическую силу во всей системе правовых актов. Статья 2 Конституции РФ называет права и свободы высшей ценностью и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства.

Следовательно, темой нашей беседы сегодня будет . "Права и свободы человека и гражданина" Запишем ее в тетради.

Посмотрите, какие задачи мы должны решить сегодня на уроке? (кто-то зачитывает).

Для начала давайте проведем небольшую разминку в форме тестирования: недавно мы изучили тему о Конституции РФ. И вот вопрос: 1

«Какой факт свидетельствует о том, что Конституция РФ – документ высшей юридической силы?

Конституцию РФ приняли всенародным голосованием (в этом выражается ее законность, поскольку народ обладает властью – демократия);

в РФ был создан Конституционный Суд;

Конституция РФ действует на всей территории России;

II блок – процессуальный.

Введение новой информации.

Работа в тетради. Рассказ с элементами беседы

ВСПОМНИТЕ: О каких важных правах человека и гражданина вы уже знаете, какие права у вас есть? (Право на имя, на жизнь).

Понятие "право" многозначно. С одной стороны, право - это система правовых норм, т.е. правил поведения, которые установлены государством в законах и обязательны для всех граждан. Это есть объективное или позитивное право.

Но люди чаще понимают под правом свои собственные права и свободы, принадлежащие им с рождения независимо от возраста, пола, веры, расы, национальности или других признаков. И здесь речь идет уже о субъективном понятии права.

Записывают понятие права, свободы.

Права – это неотъемлемые и гарантированные государством возможности (мера возможного поведения) индивида обладать и пользоваться конкретными блАгами (личными (гражданскими), политическими, социальными, экономическими и культурными). (На слайде офиц. логотип прав).

Т.е. субъективное право есть возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни. И эта возможность обеспечивается государством.

И раскрытие темы "Права и свободы человека и гражданина было бы неполным без определения юридич. обязанностей – это определенная законом мера должного поведения человека, участника правоотношения. Подробнее о них мы поговорим на след. уроке.

Совокупность данных понятий (прав, свобод, обязанностей) образует правовой статус личности. Он закреплен в Конституции РФ и международных документах о правах и свободах.

Принципы (главные положения) правового статуса личности: - равноправие (равный объем прав для каждого человека); - неотчуждаемость и гарантированность прав и свобод (никто не может посягать на права человека, и государство гарантирует нам защиту наших прав).

Вся совокупность норм о правах, свободах человека составляет каталог прав человека. Он закреплен в международно-правовых документов и конституциях правовых государств.

Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на все то, что служит ее сохранению и развитию – . Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые.

Общечеловеческие правовые документы. К данным междунар. универсальным документам относится, прежде всего, Международный билль прав человека (в него входят 5 документов).

Центральное место здесь занимает Всеобщая декларация прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Подумайте: почему такая организация появилась именно в 1948г.? (Окончание II мировой войны, ответ на преступления против человечества).

Эта дата ежегодно отмечается как международный День прав человека. Все народы и все государства должны постоянно ориентироваться на эту Декларацию, стремиться к ее выполнению – так было решено на той исторической Ассамблее.

Помимо Всеобщей Декларации прав человека в Международный Билль о правах человека входят 2 пакта (пакт - это межд. договор, имеющий большое политическое значение) 1966г.:

Большое значение имеет и Конвенция о правах ребенка 1989г. (особенно для вас, ведь вы еще не достигли 18 лет) - международный документ, провозгласивший ребенка полноценной личностью. Главная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспЕчении прав ребенка и со стороны родителей, и со стороны государства.

Работа с документом (Всеобщая Декларация прав человека)

Посмотрите внимательно на слайд с выдержками из Всеобщей Декларации прав человека.

Зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.

Статья 3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 7 Все люди равны перед законом.

Статья 10 Каждый. имеет право. чтобы его дело было рассмотрено. независимым и беспристрастным судом.

Статья 12 Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь.

Статья 15 Каждый человек имеет право на гражданство.

Статья 18 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Статья 23 Каждый человек имеет право на труд.

Статья 26 Каждый человек имеет право на образование.

Статья 29 Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

Совершенно верно, каждый человек имеет не только права, но и обязанности.

А теперь перейдем к вопросу о правах и свободах граждан в РФ.

Права и свободы человека и гражданина РФ. Эти высшие ценности демократического правового государства закреплены в главе 2 Конституции РФ и соответствуют нормам указанных выше международных документов. Вы можете сами убедиться в этом, когда откроете текст главы 2 (слайд). Расположены 48 статей Конституции не хаотично, а в зависимости от тех сфер жизнедеятельности человека, которых они касаются.

Мы видим задачи гл. 2 Конституции. И вопрос вам: в чем состоит отличие прав человека от прав гражданина. (Права человека принадлежат ему от рождения, и признаются за всеми людьми, а права гражданина связаны с его гражданством: мы, как граждане РФ, имеем права и обязанности перед гос-вом, так же, как и оно перед нами). Это важно запомнить! Показать ответ на слайде.

Итак, единая система прав, закрепленная в Конституции, охватывает основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и культурную (или духовную). Слайд.

Исходя из этого, права и свободы человека и гражд. делятся на 5 групп (условное деление!):

гражданские (личные) права – в статьях 19-28, 45-54;

политические права и свободы – в статьях 29-33;

экономические – в статьях 34-37;

культурные – в статьях 43-44 (см. схему).

III этап: исследование (10-13 мин).

Работа с документом (Конституция РФ (слайд))

Ну и сейчас мы перейдем от теории к практике.

Разделить класс на 5 групп (по 2 парты), обозначить эти группы (личные, поли., соц., эконом., культ.).

Отдельно назначить и отсадить 2-х экспертов.

Далее раздать всем материал о правах с вопросами (по 1 экз. на парту).

Итак, вы получили раздаточный материал с примерами конкретных прав из главы 2 Конституции РФ. Ваша задача – внимательно исследовать их, записать в тетрадях права, которые относятся к вашей группе. И путем дискуссии попробовать добавить дополнительное, необозначенное в Констит. право к своей группе прав граждан. От каждой группы – 1 отвечающий.

Задача экспертов – распределить права по видам, выслушать ответы 5-ти групп, проанализировать их и выявить ошибки, если они будут.

В помощь вам эта памятка (вернуться к коричневому слайду о видах прав). Время выполнения задания – 5 мин.

IV этап: представление результатов исследования, отчет.

Итак, время подошло. И я прошу отвечающих представить результаты. Начнем с I-ой группы.

…. (после ответа V группы) Эксперты, подведите итоги по каждой группе (правильность ответа, дано ли дополнительное право).

После всего: т.о., наш мини-проект выглядит так: (слайд).

Мини-проект: "Права гражданина РФ".

Личные (гражданские) права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

Право на участие в управлении делами государства

Право на частную собственность

Право на охрану здоровья и мед. помощь

Право на свободу творчества

Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на участие в выборах

Право на свободу предпринима-тельской деятельности

Право на социальное обеспечение

Право на участие в культ. жизни

Право на свободу передвижения и выбор места жительства

Право на мирные собрания, митинги,

Право на защиту от безработицы

Право пользоваться музеями, театрами, библиотеками

Место для внесения дополнительных прав

Вопрос: Итак, какие права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в
первую очередь? Личные (самые важные, неотъемлемые, неразделимые, от рождения).

Наш проект выполнен, подведем итоги.

Осознание и осмысление полученной информации

Учитель проверяет с помощью вопросов усвоение материала:

С какими документами мы с вами познакомились на уроке?

Что является основой этих документов?

Может ли человек защищать свои права?

Есть ли у человека обязанности и какие?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Закрепление знаний и умений.

Класс делиться на группы по 2-3 человека.

Учащиеся выполняют задание модуля ЭОР (П-типа)

Учитель проверяет выполнение задания.

Ш блок – аналитический (2 мин).

Подведение итогов урока.

Итак, мы с вами выполнили задание и теперь знаем о своих правах чуточку больше. (Некоторые ошибки говорят о том, что есть еще, над чем работать).

Для этого нам пригодятся Памятки юному гражданину РФ и Правила защиты своих прав (раздать по 1 экз. на парту).

В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена 2-ая глава.

На первое место выдвинуты личные права и свободы – это права, принадлежащие человеку как биосоциодуховному существу. Такие права изначально имели статус естественных и неотчуждаемых прав, поэтому не могли быть объектом притязаний государства.

Вывод по уроку: познакомились с правами человека в декларации прав человека, в Конституции РФ, в Конвенции о правах ребенка. Выяснили о необходимости российских и международных правовых документов.

Учащиеся фиксируют вывод в тетради.

Этап информированности учащихся о домашнем задании.

И напоследок домашнее задание.

Заключительный этап. Учитель благодарит за работу, прощается.

Доп. материал

Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства.

Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участником экономических отношений, но и полноправным субъектом во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство).

И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

Далее логично обратиться к обязанностям гражданина России. Сразу подчеркнем, что каталог основных обязанностей закреплен в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан.

Он включает следующие обязанности:

соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);

обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);

заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч. 3);

платить налоги и сборы (ст. 57);

сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природ.богатствам (ст. 58);

защищать Отечество (ст. 59).

Список короткий, но, если хорошо вдуматься в эти требования, можно сделать такой вывод: перед каждым из нас стоит святая обязанность – хранить свое Отечество.

Юридические гарантии и система защиты прав человека.

ПОДУМАЙТЕ: Может ли свобода быть абсолютной? Почему права нуждаются в защите?

Современная наука убедительно доказала, что все самые сложные государственные и правовые проблемы в конечном счете отражаются на состоянии прав человека, а значит, на условиях его существования.

Вполне закономерен вопрос: обеспечена ли защита наших прав, возможность их реализовать – осуществить, исполнить, претворить в жизнь?

Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46-54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последовательно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймете главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский Суд по правам человека); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь; у вас есть право на возмещение государством вреда,причиненного незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами.

Но любые гарантии были бы бесполезны, если бы не существовала определенная система органов защиты прав человека – механизмов защиты, как говорят юристы.

Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Важнейшая задача Совета – изучать реальное состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе Совет готовит свои рекомендации Президенту.

И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека – судебная система (подробный разговор о ней состоится на отдельном уроке). Предваряя эту тему, отметим: поскольку суд является органом государственной власти, судебная защита является одним из видов государственной защиты прав человека. При этом, если человек не удовлетворен решением районного суда (первого звена судебной системы), он может обратиться выше – вплоть до Верховного Суда РФ или Конституционного Суда РФ. А далее, если сочтет необходимым, он может обратиться в Европейский Суд по правам человека. Это последнее звено в системе защиты.

Ситуация. В начале 2007 г. в СМИ прошла информация: Евгений Веденин (из Татарстана) получил 1 млн рублей компенсации за незаконное уголовное преследование. По ложному обвинению в убийстве он провел в заключении 4 года. Поскольку смертная казнь в России временно приостановлена, обвиняемого приговорили к 15 годам строгого режима. Оправдали его после того, как случайно был арестован и выявлен подлинный преступник. Суд признал судебную ошибку. А если бы смертная казнь у нас не была приостановлена?

И все-таки именно суд в конечном итоге сумел защитить права Е. Веденина.

Однако данная Декларация – это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. Ее немедленно подписали представители многих стран, в том числе и нашей. И это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению.

Работа с документом. (Конвенция о правах ребенка (преамбула).(Приложение 1.)

Учитель дает задание:

- ознакомьтесь с Конвенцией о правах ребенка.

Учащиеся знакомятся с информацией и отвечают на вопросы учителя.

- В каком году вышел данный документ? (1989 г.)

- Каковы его цели? (закрепить правовой статус ребенка и обязанности государств-участниц)

- Скажите, пожалуйста, объем прав зависит от возраста?

Из содержания Конвенции очевидно, что здесь поставлены две главные цели:

закрепить правовой статус ребенка путем введения международного каталога его прав;

закрепить обязанности государств-участников.

Далее излагался каталог прав ребенка. На первое место, конечно же, поставлено право ребенка на жизнь (ст. 6) и на все то, что необходимо для полноценного развития личности: права на образование, социальное обеспечение, свободу мысли, совести, религии, на свободное выражение своего мнения и др.

Что касается государств-участников, Конвенция обязала их принять все необходимые меры, чтобы защитить ребенка от любых форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и эксплуатации, создать условия для наилучшего обеспечения интересов ребенка.

1  Прямое действие Конституции означает, что ее нормы действуют независимо от других законов

Читайте также: