Познание как вид деятельности конспект

Обновлено: 05.07.2024

– Опираясь на ранее изученный материал, личный опыт учащихся, рассмотреть круг вопросов, имеющих по отдельным положениям философско-обобщенный характер. Актуализировать опыт учащихся, сделать его предметом анализа, можно, используя активные диалоговые методы обучения.

  • вспомните виды человеческой деятельности?
  • подумайте, для чего нужны знания?

– В высказывании английского философа Фрэнсиса Бэкона выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества. Знания об окружающем мире и самом себе нужны человеку во всех видах деятельности – материальной и духовной.
Задумывались ли вы о том, что знания разнообразны? Приведите примеры разнообразия знаний?

  • О мире физических явлений я знаю…
  • О мире живых существ я знаю… и т.д.

Представление о разнообразии знаний дать в виде схемы.

Схема “Разнообразие знаний”

2. Человек познающий.

– Последний круг вопросов в схеме “Разнообразие знаний” и станет предметом нашего дальнейшего рассмотрения: представления и идеи о том, как формируется само знание; каковы его источники; откуда берутся бесспорные представления; где граница между знанием и верой.

Подчеркнуть, что основная тема для разговора о человеке познающем – как возникают знания?

– Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей. Приведите примеры из жизни, каким образом могут возникать знания?

Дать ответ на вопрос при помощи схемы. Если у учащихся возникнут затруднения с примерами, можно обратиться к тексту параграфа, раздел “Человек познающий”.

Схема “Познание”

– А теперь приведите примеры произвольного и специального познания мира.
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). Как же они соотносятся друг с другом?

Дать представление о процессе познания через формулы, в которых:

П – познание,
С – субъект познания,
О – объект познания.

  • составьте формулы познания мира, используя условные обозначения, когда субъект познает окружающий мир “со стороны” и когда он не отделен от предметного мира;
  • приведите конкретные примеры для одной и второй формул.

(познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него).

Далее рассказать о дввух основных путях познания окружающего мира.

3. Вижу, слышу, осязаю.

– Первый путь – путь познания через опыт, через чувства (эмпирический).

Задание: вспомните материал уроков биологии. Благодаря каким чувствам идет познание мира? Сколько основных чувств у человека?

Для активизации учащихся можно использовать схему-подсказку.

Схема “Пять основных чувств человека”

– Для эмпирического пути познания мира необходима нормальная работа органов чувств, благодаря которым человек получает необходимую информацию о внешнем мире, а так же о состоянии собственного организма.

Можно использовать материал учебника для рассуждений, какие органы чувств дают наибольший объем информации человеку, какие чувства называются отдельными учеными вспомогательным.
Познакомить с формами чувственного познания мира – ощущением, восприятием, представлением.

Схема “Формы чувственного познания мира”

  • Приведите примеры познания мира через ощущение, восприятие, представление.
  • Сделайте вывод, ЧТО влияет на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета?

(Предполагаемый ответ: на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют:

особенности “воспринимающих устройств”, т.е. наших органов чувств;
индивидуальный опыт;
культурно-исторический опыт.

Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что результатом чувственного познания является СУБЪЕКТИВНЫЙ образ объективного мира).

4. "Я мыслю, значит – я существую".

Дать представления о том, что человек не ограничивается только восприятием данного, а стремится проникнуть глубже в суть вещей, используя свою способность мыслить.

– Второй путь познания мира – рациональный.

Задание: попробуйте устно составить логическую цепь, как протекает процесс мышления.

Направляя ответы учащихся в нужное русло, пояснить, что основными мыслительными операциями являются сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Показать протекание процесса рационального познания мира при помощи схемы.

Схема “Процесс мышления”

  • понятия,
  • суждения,
  • умозаключения (выводы).

– Имея дело в практической жизни с отдельными конкретными предметами, человек по определенным признакам соотносит их, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие, существенные черты, отбрасывает те, которые в данном случае являются второстепенными. Результат такого процесса – понятия.
По определенным правилам мы строим особые словесные комбинации – предложения. За грамматической формой стоит мыслительный процесс. Через связь понятий появляются суждения.
Логически связывая суждения, мы приходим к выводам, или умозаключениям.
Изучая рациональное познание, целесообразно заострить внимание учащихся на отдельных приемах логического мышления, в частности, рассмотреть структуру доказательства. Путем упражнений научить отделять тезис (т.е. суждения, истинность которых надо доказать) от аргумента (т.е. суждения, которое используется при доказательстве тезиса). Можно использовать примеры из методических рекомендаций по курсу “Человек и общество”.

5. И мысли и чувства.

Задание: работая самостоятельно с текстом учебника, изобразите в виде таблицы сущность спора между эмпириками и рационалистами.

Таблица “Сущность спора эмпириков и рационалистов”.

II. Закрепление изученного материала.

1. Проверить заполнение таблицы.

3. Можно использовать тесты и задачи из методического пособия или дидактических материалов по курсу “Человек и общество”.

4. Для общего развития при помощи схемы можно дать представление о корнях извечного конфликта “Отцы и дети”.

Схема “Истоки конфликтов мжду родителями и детьми”.

– Родители, люди зрелого возраста, уже прошли познание мира опытным путем и большая часть родителей уже относится к рационалистам. Родители-рационалисты пытаются уберечь детей-эмпириков от “набивания шишек” и предлагают детям не идти опытным путем, а руководствоваться в жизни опытом родителей и жить “умом родителей”. По сути, конфликт между родителями и детьми – это спор эмпириков и рационалистов (которые забывают, что когда-то сами были эмпириками).

Изучение проблемы познаваемости мира, выяснить сущность процесса познания, определить и изучить виды познания.

Задачи урока:

1. Обучающая: ознакомить обучающихся с понятиями и терминами: познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение; сформировать представления об особенностях познавательной деятельности, о соотношении мышления и чувства.

2. Развивающая: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично.

3. Воспитательная: развитие коммуникативных умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, наглядный, исследовательский.

Средства обучения: учебник, презентация.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_1_-_poznanie_kak_deyatelnost.docx 31.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2065 г. Москва

учитель истории и обществознания

Михайлова Елизавета Игоревна

Конспект урока по обществознанию

для учеников 10 класса (профильный уровень)

1.Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2013.

3.Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2010;

4 Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. - М.: Экзамен, 2015;

6.Обществознание: 10 класс: профильный уровень. Практикум. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008;

7.Задания и тесты по обществознанию: 10 кл./ Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая.

Изучение проблемы познаваемости мира, выяснить сущность процесса познания, определить и изучить виды познания .

1. Обучающая : ознакомить обучающихся с понятиями и терминами: познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение; сформировать представления об особенностях познавательной деятельности, о соотношении мышления и чувства.

2 . Развивающая: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично.

3. Воспитательная: развитие коммуникативных умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, наглядный, исследовательский.

Средства обучения: учебник, презентация.

  1. Познавательная деятельность
  2. Уровни познавательной деятельности
  3. Чувственное познание: его возможности и границы.
  4. Сущность и формы рационального познания.
  5. Сенсуализм и рационализм
  1. Организационный момент: напомнить правила поведения на уроке, отметить отсутствующих.
  2. Актуализация знаний :
  1. Практическая деятельность по изучению нового материала:
  1. Познание как деятельность.

Знания не возникают сами по себе, а возникают в результате познавательной деятельности, т.е. сознательная деятельность человека, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

- Принято различать чувственное познание и рациональное познание (мышление).

Чувственное познание - процесс получения знаний о действительности посредством органов чувств.

В результате в сознании человека формируются образы отдельных, конкретных объектов. Чувственному познанию присущи следующие формы:

  • ощущение,
  • восприятие,
  • представление.

Ощущения - это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов. Так, зрение дает человеку ощущения цвета и формы предмета, обоняние - ощущение того или иного запаха, осязание - ощущения твердости, холода и т. п.

Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. На основании чувственного опыта человек может формировать представления не только о предметах, которые были даны ему в ощущениях и восприятиях, но и о предметах, с которыми он не имел непосредственного контакта.

Вопросы к обучающимся.

Проанализируйте его сильные и слабые стороны. Работа с учебником стр. 222

Рациональное познание - процесс получения знаний о действительности посредством осуществления различных мыслительных процедур.

Рациональному познанию, так же как и чувственному, свойственны определенные формы, к числу которых относят:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Понятие – это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках.

Умозаключение – это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.

Умозаключение состоит из нескольких суждений, которые расположены друг над другом и разделены чертой. Те суждения, что расположены над чертой, называются посылками; под чертой расположено заключение. Заключение выводится из посылок.

Чувственное познание, реализуемое в форме ощущений, восприятий и представлений, обладает рядом специфических характеристик.

Рациональное познание обладает рядом характеристик, принципиально отличающих его от чувственного познания.

  • Рациональное познание имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида.
  • Рациональное познание носит абстрактный характер (от лат. abstractio - отвлекаться от чего-либо), то есть обладает способностью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Абстрактный характер рационального познания проявляется в способности человека мысленно создавать абстрактные объекты.
  • Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и целенаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств.
  • Рациональное познание непосредственно связано с языком. Все мыслительные процессы осуществляются с помощью языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи, объективирования знания.

Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Вместе с тем, познавая мир, человек не просто фиксирует реакции своего организма на внешние воздействия. Его сознание активно вмешивается в процесс чувственного познания.

Вопросы к обучающимся:

Сенсуализм (от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.

Представители: Протагор, Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Ламетри, Кондильяк, Фейербах.

Джон Локк: источником знания является чувство. Внешние предметы вызывают в нас простые идеи (чувства)-> понятия (истинные, ложные, фантастические…). Чувства - единственный канал, посредством которого человек связан с материальной действительностью.

Рационализм - Философское направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее единственным источником познания разум. Парменид, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель.

Разум - основа поведения и познания людей, тотальное недоверие к чувствам как к объективному источнику знания.


Порассуждаем над вопросом: чем отличается познание окружающего мира животными и человеком. Выделим субъект и объект познания. Охарактеризуем его как вид деятельности: определимся с мотивами, целями, средствами и результатами познания. Назовём основные виды знаний и методы самопознания. Выясним, какие ответы дают мыслители на вопрос: познаваем ли мир?


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Познание"

У нас с вами есть много разных качеств, которые отличают нас от животных. Можно ли отнести к их числу любознательность, стремление познать окружающий мир? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Животные, безусловно, исследуют то пространство, в котором они живут.



Нам трудно судить о мотивах, движущих в некоторых случаях животными. Мы не можем пообщаться друг с другом на абсолютно понятном для обоих собеседников языке.

Но одно можно сказать с полной определённостью. Познавательная деятельность человека направлена не только на то, чтобы определить, каков он - окружающий мир. Но и на то, чтобы объяснить, почему он именно такой. Правильно объяснить или неправильно - это уже другой вопрос.

Всю историю человечества можно рассматривать как процесс расширения и уточнения знаний о мире и о самих себе.


Наши предки начали с выработки технологий обработки камня и совершенствования способов добывания огня. Мы сейчас бьёмся над проблемой сохранения и использования информации. Познавательная деятельность приобрела такой размах, что количество информации стало нарастать лавинообразно. По данным на май 2015 года количество только оцифрованной информации достигло 6,5 зеттабайт. Что значит оцифрованная, вам, вероятно понятно? Переведённая на цифровые, электронные носители. Короче, вы можете найти её в Интернете. А зеттабайт - это такая чудовищная единица - два в семидесятой степени стандартных байта. Кто не может представить, сколько это, поверьте на слово: очень много.


Так что вопрос о том, как именно осуществляется познание, и можем ли мы быть уверены в истинности его результатов - далеко не праздный. Существует особое направление в философской науке - гносеология: теория познания. Термин происходит от двух греческих слов: гносис - знание, и логос - учение.

Познание - это творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире. Знаний, которые могут объяснить происходящее. Знаний, которыми мы можем руководствоваться в своих действиях.

Субъектом познания может выступать как отдельный человек, так и совокупность людей, общество в целом. Но в любом случае познание имеет социальную природу. Исследователь-одиночка опирается на уже имеющийся опыт, пытается его расширить или опровергнуть.


Объектом познания является весь окружающий мир в его многообразии. Это если говорить вообще. А в каждом конкретном случае речь идёт о более узком предмете познания: процессе, явлении, событии, внутреннем состоянии человека. Разумеется, познание может быть направлено и на сам субъект. Человек может пытаться понять самого себя, осуществлять самопознание.

Как и в любом другом виде деятельности - труде, учении, игре - в познании можно выделить потребность, мотив, цель, средства и результат.

Потребность в познании одна из важнейших для человека. Его пугает неизвестное. Ему жизненно необходимо дать объяснение непонятному.


Мотивы познания разнообразны. Чаще всего они достаточны практичны. Мы что-то узнаём о том или ином объекте. Понимаем, как мы можем его использовать. Зная особенности поведения мамонта и места, где его можно встретить, голодным не останешься. Кроме того, хочется придумать, как сделать что-то наиболее эффективно. Получить максимальный результат при минимальных усилиях. Есть даже такая шутка, что самым мощным двигателем технического прогресса является лень. Надоело человеку пешком ходить и таскать на себе всякие грузы - он придумал колесо. Но мотивы могут быть и чисто теоретическими. Вы никогда не получали удовольствия от решения какой-то запутанной задачки или разгадывания головоломки?

Целью познания является получение достоверных знаний об объекте познания, о мире в целом. Возможно ли это? Есть разные подходы к ответу на этот вопрос.


Чем агностики обосновывают свою позицию? Ведь трудно отрицать, что люди что-то знают об окружающем мире. Опираясь на свои знания, они действуют и получают какие-то результаты. Причём, достаточно часто именно те, на которые рассчитывают. Так-то оно так. Кое-какие связи разных явлений люди способны заметить. Но проникнуть в суть вещей они не в состоянии. То, что мы видим вокруг себя, - не реальный мир. Это всего лишь то, что мы способны увидеть. Или услышать. Или как-то ещё ощутить. Наши органы чувств слишком несовершенны. Наше сознание получает с их помощью искажённую картинку. Приблизительно так объяснял своё отношение к проблеме знаменитый немецкий философ Иммануил Кант. А знаете ли вы, что к числу всемирно известных агностиков относят Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна. Учёные, которые внесли огромный вклад в познание и объяснение тайн природы, не верили в познавательные возможности человека?


Это кажется парадоксом, но, тем не менее, это так. Впрочем, о философских взглядах Дарвина и Эйнштейна мы можете, если хотите, более подробно узнать самостоятельно.

Гносеологический скептицизм, в принципе, не отрицает самой возможности познания мира. Скептики сомневаются, что человек обладает достаточными для этого средствами. Нашим чувствам нельзя доверять. Во-первых, они субъективны. Каждый видит и оценивает действительность по-своему. Вы думаете, что устрицы, например, это вкусно.


А мне они кажутся отвратительными. Во-вторых, наши органы чувств могут нас обманывать. Какой из отрезков на рисунке кажется более длинным: первый или второй? Ну, вы догадались, наверное?


На самом деле они одинаковые. Да и разуму нашему доверять не приходится. Нет, мы можем рассуждать логично и доказательно. Проблема в другом. Любое доказательство должно опираться на некие данные, аргументы. Их истинность, в свою очередь, тоже нужно чем-то доказать. И если мы пройдёмся по этой цепочке, то что найдём в самом начале? Некое утверждение, которое мы просто принимаем на веру. В математике это называют аксиомой.

И, наконец, гносеологические оптимисты. Они дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Человек может получить достоверные знания о нём, если использует правильные методы познания. Но в возможность полного абсолютного знания оптимисты тоже не верят. Точнее, они знают, что это невозможно. Но не из-за того, что способности человека ограничены. А потому что мир бесконечен. А значит, бесконечны и знания о нём. Чтобы представить эту идею более наглядно, изобразим наши знания в виде шара. То, что внутри него, информация, которой мы располагаем. То, что вокруг, бесконечный мир. Поверхность шара - площадь соприкосновения нашего знания с тем, что ещё нами не познано. Что произойдёт с шаром в процессе познания?


Он увеличится, его диаметр станет больше. А значит, станет больше и площадь поверхности. Итак, чем больше мы знаем, тем больше неизвестного и непознанного видим вокруг себя.

Когда люди ничего не знали о мельчайших болезнетворных организмах, могли спокойно считать эпидемии наказанием Божьим. Помогать больным. Или не помогать, а просто изолировать их от пока здоровых. Пытаться изобрести какие-то способы лечения. А после открытия бактерий и вирусов появилась куча новых вопросов.


Сколько их видов существует? Как они влияют на жизнь человека? Что можно сделать с этим влиянием? Раньше люди даже не могли представить, что такие вопросы у них появятся.

Для достижения цели используются определённые средства. Подробнее о формах и методах познавательной деятельности вы будете говорить позже. А пока просто назовём их. Наблюдение. Эксперимент. Измерение. Анализ. Синтез. Сравнение. Классификация. Аналогия. Моделирование. Дедукция. Индукция. Есть и другие. Когда речь идёт о самопознании, используется самонаблюдение. Человек анализирует своё поведение в процессе общения, игры, труда. Определяет мотивы своих действий. Даёт им оценку и сравнивает с оценкой окружающих. Узнаёт себя, отвечая на вопросы различных анкет и тестов. Этот процесс анализа своих мыслей и чувств, размышления о том, что происходит в собственном сознании, принято называть рефлексией.

Итак, цели определены, средства выбраны. Начинаются конкретные познавательные действия. Они очень многообразны. Познакомимся с последовательностью действий в научном познании. Первым этапом является формулировка проблемы. Определение того, что мы уже знаем, а что ещё неизвестно. Следующая ступень - выдвижение гипотезы. Предположения о том, что является решением проблемы. Затем проводится исследование, собираются и анализируются факты. В результате гипотеза либо доказывается, либо опровергается.


И последний этап: формулировка теории. Теория - системно организованное знание. Она объясняет, что собой представляет объект, каково его строение. Каким образом он связан с другими объектами. Почему с ним происходят те или иные изменения. И как он может измениться в определённых обстоятельствах. Вы не раз уже слшали, например, об эволюционной теории. Чтобы признаваться научной, теория должна быть логичной и проверяемой.

Теория - это результат познавательной деятельности? Если речь идёт о науке, да. Но кроме научного знания есть и другие его виды. Например, житейское, практическое. Оно не формулируется в виде теорий. Чаще всего, это констатация фактов и их описание. Практическое знание предполагает также умение использовать его в преобразовании окружающего мира. Такое знание часто бывает побочным результатов другой деятельности. Мы знаем, что необходимо варить яйцо 8 - 10 минут, чтобы оно стало крутым. Почему? Да как-то не задумывались. Но когда однажды мы сняли его с огня раньше, через 5 минут, желток был ещё жидковат - яйцо получилось всмятку.


Художественное знание также отображает мир и место человека в этом мире. Но не в понятиях, а в образах, чувственных, эмоционально окрашенных. Это знание, пожалуй, наиболее субъективно. Оно передаёт тот образ мира, который сложился у художника, творца.


Да и как можно доказать существование сверхъестественного? На то оно и сверхъестественное, что его нельзя было обнаружить с помощью органов чувств, как материю. Даже если вооружить их сложными приборами.

zi8

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

Гносеология (от греч. знание, учение) -это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие– это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Роль рационального познания.

Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.

Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Основные особенности интуиции:

  • непосредственность,
  • неожиданность,
  • неосознанность путей получения нового знания.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Читайте также: