Пожар в лесу конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель: дать детям теоретические знания о возникновении пожара.

Образовательные задачи:

  • рассказать как можно ликвидировать пожар;
  • учить быть внимательными, аккуратными, ответственными;
  • научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • закрепить знания о причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
  • расширять знания детей о пожарной безопасности.
  • расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
  • развивать память, внимание.
  • воспитывать любовь и сострадание к животному миру;
  • воспитывать потребность в заботе о собственной безопасности, и безопасности других.
  • чтение произведений художественной литературы и прочтение стихов на тему пожарная безопасность;
  • рассматривание иллюстраций по теме пожарная безопасность.

Приемы: беседа, вопросы, игры.

Методы: словесные, наглядные, практические, просмотр мультфильма, просмотр фильма о пожарной части.

Оборудование: декорация лес, костюмы (сказочник, лиса, сорока, медведь, лесные жители, огонь, солнце), макет осколка стекла.

Действующие лица: Сказочник, лиса, сорока, медведь, лесные жители, огонь.

Сказочник встречает детей:

Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам, чтобы вас пригласить в сказочный лес, где по неосторожности людей с лесными жителями случилась беда.

Дети входят в зал со словами:

Сказка по лесу идет,

Сказка за руку ведет.

Из реки выходит сказка,

Из трамвая, из ворот.

Это что за хоровод?

Дети: Это сказок хоровод. Сказка умница и прелесть с нами рядышком идет.

Сказочник: Вот мы и пришли.

Дети-зрители проходят и садятся на свои места.

Дети- актеры переодеваются в костюмы.

Сказочник: Хотите верьте, хотите нет, но однажды из-за маленького осколка стекла случилась большая беда. Бутылочный осколок лежал на пригорке под старой сосной. Пригорок был густо усыпан сухими порыжевшими сосновыми иголками и шишками.

В жаркий летний день осколок собрал солнечные лучи в одну точку, и от их тепла стала тлеть тонкая высохшая былинка, потом загорелись сухие иглы хвои и шишки, от них огонек перекинулся на обломанные ветки, и в лесу запахло дымом.

Под корнями сосны в уютной норе лежала лисица. Лиса почувствовала запах дыма и выглянула из норы, она увидела горящие ветви.

Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь громко, тревожно застрекотала.

Сорока: Караул! Пожар! Горим!

Сказочник: Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на полянку лесных жителей.

Медведь: Ну-ка, зайки серые, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. Бурундуки, белки засыпайте землей огонь.

Сказочник: Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные языки становились все меньше и меньше и скоро совсем погасли.

Беседа по сказке.

Вопросы: Почему в лесу начался пожар?

Как звери боролись с огнем?

Как вы думаете, быстро ли огненная змейка превратилась бы в огненного змея?

Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки, сухую траву, бросать бутылки и осколки стекла?

Сказочник: Как вы думаете, что помогало лесным жителям справится с бедой?

Сказочник: Звери дружно работали вместе, старались и поэтому потушили пожар. И мы должны быть дружными, внимательными, ответственными за свои поступки.

Программное содержание: закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с “ этажами “ (‘экологическими нишами) смешанного леса и его обитателями. Дать представления о том, что неосторожное обращение с огнем в лесу приводит к большой беде-пожару. Закрепить знание правил поведения в лесу, познакомить с новыми экологическими знаками. Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.

Активизация словаря: глобус, смешанный лес, лиственные и хвойные деревья, существительные в именительном падежи множественного числа.

Ход занятия.

- Дети, вы любите путешествовать? (да)

- Ребята, давайте вспомним где мы с вами были. ( показ глобуса: в Африке, на Северном полюсе, в Антарктиде и так далее)

- А вот чтобы узнать куда мы сегодня отправимся, нужно разгадать загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нём.

- Что это? (Лес) Значит мы отправимся сегодня свами в лес.

- Дети, а вы знаете как нужно вести себя в природе? (игра ”Напоминающие знаки”)

- Ребята, чем является лес для человека? (место отдыха….) Люди-гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, загрязнять и разрушать их дом. Но тогда, дети, получается, что в лесу совсем нельзя не чего делать? (ответы детей)

Лес – это место, где отдыхает человек, набирается сил и красоты, собирает дары леса (грибы, ягоды, орехи).

- А сейчас отдохнем и поиграем с пальчиками.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять:

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот только ел –

От того и потолстел!

- Молодцы, размяли свои пальчики, а сейчас поиграем. Весною всех животных появляется потомство. Я буду называть взрослое животное, а вы – детенышей: белка – бельчата; лиса, волк, лось, коза, кабан, ежата, барсук, медведь.

- Дети, а какое животное из перечисленных не живет в лесу? (коза) Какое это животное? (домашнее)

- А я сейчас расскажу вам сказку про козу, которая жила в лесу. Устраивайтесь по удобнее.

Жила-была коза с козлятами. Коза уходила в лес есть траву шелковую, пить воду студеную, а козлятам строго-настрого наказывала быть послушными и не шалить.

У козлят было очень много игрушек и они любили с ними играть в интересные игры: одни гоняли мяч, другие играли в куклы, машинки. (Все сопровождается показом) А самым шаловливым надоело играть и задумали они развести костер, чтобы повеселить свои братьев и сестер.

- Вот кострище, давайте сделаем костер здесь.

- Нет, - говорит другой, -Идемте вон под ту елочку, там уютнее!

Собрали сухой травы, веток. Костер у них получился жаркий, пламя высокое. Козлята радовались и веселились! Но вдруг огонь быстро пополз по сохой траве. Ветер раздувал огонь все сильнее и пламя перекинулось на высокую ель. Пожар разгорался!

Испуганные козлята не знали что делать. Они хотели затушить огонь, но не знали как. Ветер раздувал огонь все сильнее и сильнее. К обитателям леса пришла беда!

Задыхаясь в дыму, из леса бежали обезумевшие звери. Метались и кричали птицы, слетевшие с гнезд, где остались беспомощные птенцы. Бабочки с обожженными крыльями подали на землю и козлятам тоже пришлось покинуть свой дом. Все было в огне!

Вот к чему приводи непослушание и баловство.

- Дети, кто виноват в том, что случился пожар?

- Что сразу же должны были сделать козлята?

- Как можно было затушить костер? (забросать землей, песком, залить водой, и тд.)

- Что никогда нельзя делать детям без взрослых? (брать спички)

- Ребята, в нашей сказке, кто может прийти на помощь? (пожарные) Как вызвать пожарную службу? (01)

Пожар в лесу – это горе для всех его обитателей: зверей, птиц, насекомых, растений, грибов. И для людей – это тоже большое несчастье. Причиной пожара чаще всего бывает неосторожное, небрежное поведение людей в лесу : то окурок бросят, то костер разведут, и то и осколок от бутылки оставят. Если на такой осколок падает луч солнца, то может произойти самовозгорание, а результат один – сгорает лес.

- Ребята, а всегда ли огонь – это плохо? (не всегда)

- Что хорошее таит в себе огонь? (приносит свет и радость, согревает, готовим пищу, можно сжечь мусор)

Дети читают стихотворение: Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!

Береги и охраняй природу

Не оставляй после себя мусор. Соблюдай чистоту!

Не рви цветы в природе. Для букетов цветы выращивают специально.

Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.

Не ломай ветки деревьев.

Не лови красивых насекомых.

Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны.

Не трогай птичьи гнезда, не подходи к ним близко.

Старайся ходить по тропинкам.

Не руби деревьев.

Не разоряй муравейники.

Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.

Не бросай не потухшие спички, окурки, осколки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внеклассное занятие.

Цели: - обобщить знания учащихся об особенностях лесных пожаров.

Задачи: -развивать наблюдательность, внимание;

- выявить основные причины лесных пожаров и правила безопасности;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: карта, рисунки растений, рисунки детей. -

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С.Погорельский.

Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств, которым наделена наша Родина, является лес.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о лесе, о нашем зелёном друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь в своей комнате: мебель, пол, окна, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, деготь, скипидар и многое другое. Более десяти тысяч различных изделий производится из древесины промышленностью нашей страны. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истреблялось.

Представьте себе, что мы хотим совершить прогулку в лес. Это будет не простая прогулка. Итак, в путь – дорогу, друзья!

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдём и сядем над корнями

Дерев, поимых родников, -

Там, где обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом…

( Возможные ответы детей зверей не обижать, деревья не ломать, следить что - бы пожар случайно не возник и др.)

Но туристы бывают разные: есть хорошие, а есть такие, о которых говорить не хочется. Они рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, засоряют лесные полянки бумагой и мусором, а самое страшное – неумело разводят костёр, в результате чего возникают самый страшный враг леса – пожар!

Все о лесных пожарах мы попросим ответить лесничего ______________.

Ученик: - Я недавно в интернете прочитал, что по официальной статистике, огнём охвачено до 2 миллионов гектаров леса в год, а по неофициальной – до 14 миллионов гектаров (это в 140 раз больше площади Москвы). Почему такая разница?

Лесничий: Очень просто: примерно треть, то есть 200 из 600 миллионов гектаров российских лесов официально (!) находятся вне зоны охраны от пожаров, и по этой территории нет даже достоверной статистики о количестве и площади пожаров. По остальной местности данные о пожарах тоже далеко не всегда достоверны.

Ученик: - А ещё я прочитал, что около 67% лесных пожаров и 95% пройденной огнём площадей лесов, в 2008году, пришлось на 24 субъекта РФ. (показывает на карте) Это Читинская, Иркутская, Амурская, Белгородская, Рязанская, Воронежская, Архангельская, Волгоградская, Ростовская, нижегородская, Ульяновская области, республики Коми, Тыва, Бурятия, Хакасия, Краснодарский, Ставропольский, Хабаровский края, Ямало - Ненецкий, Ханты - Мансийский, Чукотский, Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский автономные округа.

Лесничий: Самыми пожароопасными территориями оказались Читинская область и Хабаровский край, на них пришлось 56% пройденной огнём территории.

А вы знаете ребята, что 90% лесных пожаров возникает по вине человека

Наверное, многим из вас случалось посидеть у костра, полюбоваться волшебной игрой пламени, почувствовать аромат смолистого дыма. И вдруг,

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.

И, как испуганная стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Г. Лонгфелло.

Последствия лесных пожаров разнообразны и многочисленны. В тех случаях, когда в лесу бушевал самый разрушительный, так называемый верховой пожар, можно говорить об уничтожении целой экосистемы – в огне, двигающемся порой со скоростью 40 км/ч, гибнет всё живое. Восстановление же лесных массивов займёт не менее 50 – 70 лет, к тому же на ничем не защищенной почве быстро развивается эрозия, происходит резкое изменение режима и сокращение объёма грунтовых вод, питающих лесные водоёмы.

Ученик: - Я слышал, что после пожара в лесу остаётся гарь – мёртвый лес. Гарь не рубят, и она стоит, пока деревья не свалятся сами. В низинах часто появляются долота.

Лесничий : Восстановление растительности на месте ожога происходит постепенно и в определённой последовательности. Первыми на обгорелой почве поселяются мхи, развивающихся из крошечных спор, переносимых вездесущим ветром. Через несколько месяцев на значительной части пепелища уже можно обнаруживать зеленый моховой покров. На следующий год, после того как растает снег, на кострище появляются первые травы. Среди них первенство обычно принадлежит кипрею (показ рисунка), в народе его называют иван-чай. Активно заселяет такие места мать-мачеха (рисунок). Растения развиваются очень быстро, чему способствует большое количество питательных веществ в почве, попадающих в неё из золы кострища. Несколько позже появляются здесь и всходы деревьев – козьей ивы, берёзы, осины, ели сосны и некоторых других видов. Семена деревьев переносятся ветром и бурно всходят в этом месте, находя на прошлогоднем кострище благоприятные условия для развития. Ведь здесь много света, отсутствует слой подстилки, мешающей прорастанию мелких семян, влажная и хорошо удобренная почва.

Ученик: -Так как правильно разводить костёр в лесу?

Лесничий: Разводить костёр следует у воды ил у влажных мест, на открытых лужайках (не менее 5 м от деревьев), убрав с неё легко воспламеняющийся материал.

Покидая костёр, его тщательно тушат, заливают водой, чтобы не было тления. Если нет воды засыпают землёй, песком.

Побежал, как ручеек,

В старой травке огонёк.

Разве скажет кто-нибудь,

Где он свой закончит путь?

Ещё случаются подземные пожары, когда горят торфяные болота. Такой пожар распространяется медленно, почти без доступа кислорода. Незатушенные пожары могут продолжаться даже зимой под толстым слоем снега.

Ученик: - Скажите, почему нельзя сжигать опавшие листья и сухую траву?

Лесничий: Опавшие листья и прошлогодняя трава – это не мусор, а совершенно необходимый компонент нормального развивающегося сообщества. После того как сошел снег, опавшая листва защищает корни деревьев и почки возобновления роста травянистых растений от холода и ослабляет испарение влаги.

Но самое главное, что, сжигая на костре опавшие листья, мы загрязняем воздух, возвращая в атмосферу те вредные вещества, которые растения усваивали из почвы и воздуха. По мнению специалистов, в состав дыма находится масса токсичных соединений, обладающих канцерогенным, мутагенным и другими неприятными для здоровья человека последствиями.

Ученик: - От чего ещё в лесу может возникнуть пожар?

Лесничий: Часто отдыхающие приезжают в лес на машинах. Неисправный двигатель выбрасывает искры, которые попадают на сухую траву начинают тлеть. Достаточно не большого ветерка, что - бы вспыхнуло пламя.

Ученик: - Какова связь между брошенной в лесу стеклянной посудой и возникновением лесных пожаров?

Лесничий: В засушливое время года банки и бутылки, особенно если они разбиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки.

- Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. Что нового и интересного вы узнали?

- Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу!

Гроза не разбирает, в чей дом ударяет.

Та гроза не страшна, которая прошла.

Не топора бойся, а огня.

От маленькой искры большой пожар бывает.

Топор рубит, а огонь с корнем опалит.

Огонь не вода, охватит – не выплывешь.

Огонь да бересту не клади в одно место.

Огонь воды боится.

Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся.

Беда, если на сухой лес падёт молния. Беда, если кто бросит в лесу непотушенную спичку или плохо затушит костёр.

Тонкой змейкой перебежал с кострища живой огонёк – и скрылся во мху в грудке сухой хвои, листвы. Вдруг выскочил из неё, лизнул куст, побежал к куче валежника…

Если под руками есть лопата или хоть крепкая палка, - копай землю, забрасывай огонь землёй и кусками дёрна.

Если ж огонь успел подняться с земли и пошёл перекидываться с дерева на дерево, - это уж повальный, или верховой, пожар. Со всех ног беги к людям – бей тревогу.

Лесной пожар – это стихийное (неуправляемое) горение, распространившееся на лесную площадь, окруженную негорящей территорией. В лесную площадь, по которой распространяется пожар, входят открытые лесные пространства (вырубки, гари и т.д.).

Лесная площадь – площадь лесного фонда, на которой произрастает или может произрастать лес.

Зона пожаров – территория, в пределах которой в результате стихийных бедствий, аварий или катастроф, неосторожных действий людей возникли и распространились пожары. Зона пожаров рассчитывается как площадь территории, в пределах которой возникли и распространились пожары.

Скрытый очаг горения – очаг горения, который не может быть обнаружен визуально.

Кромкой пожара называют непрерывно продвигающуюся по горючему материалу полосу горения, на которой основной горючий материал сгорает с максимальной интенсивностью и образует вал огня.

Фронт пожара – наиболее быстро распространяющаяся в направлении ветра огневая кромка.

Тыл (пята) – двигающаяся против ветра кромка огня.

Фланги – продвигающаяся перпендикулярно ветру огневая кромка (части движущейся кромки между фронтом и тылом пожара).

Контур лесного пожара – внешняя граница лесного площади, пройденная огнем.

Площадь лесного пожара – площадь в пределах контура лесного пожара, на которой имеются признаки воздействия огня на растительность.

Элементы лесного пожара:

округлая форма наблюдается при равномерном распространении огня в безветренную погоду при однородных горючих материалах и относительно ровной местности;

неравномерная (разносторонняя) форма отмечается при переменном ветре, разнородных горючих материалах, пересеченной местности;

эллиптическая (вытянутая) форма наблюдается при ветре, относительно ровной местности, однородности горючих материалов.

Виды лесных пожаров

Низовой пожар характеризуется распространением огня по нижним ярусам лесной растительности, напочвенному покрову. Горит лесной отпад, состоящий из мелких ветвей, коры, хвои, листьев; лесная подстилка, сухая трава и травянистая растительность; живой напочвенный покров из трав, мхов, мелкий подрост и кора в нижней части древесных стволов.

Беглый низовой пожар – быстро распространяющееся пламенное горение, при котором часто обгорание напочвенного покрова происходит только поверхностно.

Такой пожар развивается в весенний период, когда подсыхает лишь самый верхний слой мелких горючих материалов напочвенного покрова и прошлогодняя травянистая растительность (опавшие листья и хвоя).

Скорость распространения огня довольно значительна 180… 300 м/ч и находится в прямой зависимости от скорости ветра в приземном слое. Горение напочвенного покрова на единице площади продолжается короткое время, при котором обгорают корни деревьев, кора, хвойный подлесок. При этом участки с повышенной влажностью покрова остаются не тронутыми огнем и площадь, пройденная огнем, имеет пятнистую форму. В хвойных насаждениях с низко опущенными кронами беглый низовой пожар может перейти в верховой.

Для низовых пожаров характерна вытянутая форма пожарища с неровной кромкой, наличием фронта, тыла и флангов. Цвет дыма при низовом пожаре – светло-серый.

Развитие низовых пожаров во многом зависит от характера лесного массива. Низовые пожары на вырубках обычно распространяются с большей скоростью, чем под пологом древостоев. В изреженных молодняках скорость распространения горения при ветре, как правило, значительно выше, чем в сомкнутых.

Слабый низовой пожар – низовой пожар с высотой пламени на фронтальной кромке до 0,5 м.

Средней силы низовой пожар – низовой пожар с высотой пламени на фронтальной кромке от 0,6 до 1,5 м.

Сильный низовой пожар – низовой пожар с высотой пламени на фронтальной кромке более 1,5 м.

Верховой пожар (беглый и устойчивый) распространяется по кронам деревьев. При этом чаще всего горит весь древостой. Возникновение и развитие верховых пожаров чаще всего происходит от низовых в древостоях с низко опущенными кронами, в разновозрастных хвойных, в многоярусных и с обильным подростом насаждениях, в также в горных лесах. Скорость верховых пожаров: устойчивого -300-1500 м/ч, беглого – 4000…5000 м/ч.

Наиболее подвержены верховым пожарам хвойные молодняки на сухих местоположениях, заросли кедрового стланика и дуба кустарниковой формы (весной при наличии сухих прошлогодних листьев), в горных лесах – все хвойные насаждения в верхней части крутых склонов или на перевалах. Возникновению верховых пожаров в значительной степени способствуют засухи и сильные ветры. Площадь пожара сильно вытянутая, огонь хорошо заметен с высоты 600 м, цвет дыма темный. Количество случаев верховых пожаров составляет около 1.5…2.0 %, а пройденная ими площадь – около 10…12 % площади всех пожаров.

Верховой пожар является дальнейшей стадией развития низового пожара с распространением огня по кронам и стволам деревьев верхних ярусов. Основным горючим материалом на фронте являются листья и сучья, главным образом, хвойных деревьев и лесной почвенный покров. На флангах и в тылу верховой пожар распространяется низовым огнем. Наиболее интенсивное горение происходит во фронте пожара.

Беглые верховые пожары наблюдаются при сильном ветре.

Огонь распространяется по пологу древостоя скачками, иногда значительно опережая фронт низового пожара. При таком пожаре сгорают хвоя и мелкие ветви, а более крупные ветви и кора на стволах деревьев обугливаются. При движении пожара по кронам ветер разносит искры, горящие ветви, которые создают новые очаги низовых пожаров на сотни метров впереди основного очага. Во время скачка пламя распространяется по кронам со скоростью 100 м/мин и выше, однако скорость распространения самого пожара меньше, так как после скачка происходит задержка, пока низовой огонь не пройдет участок с уже сгоревшими кронами. Форма площади при беглом верховом пожаре вытянутая по направлению ветра. Дым верхового пожара – темный.

При устойчивых верховых пожарах (повальном верховом пожаре) огонь охватывает все компоненты лесного биоценоза. Огонь распространяется по кромкам пожара по мере продвижения кромки устойчивого низового. При таком пожаре происходит сгорание подстилки, подлеска, подроста, полное сгорание хвои, крупных веток, нередко и стволов деревьев.

Классы пожарной опасности в лесах

На всей территории Российской Федерации действует единая шкала пожарной опасности в лесу по условиям погоды по величине комплексного показателя, который учитывает совокупность метеоэлементов, влияющих на изменение влажности лесных горючих материалов.

Условия возможности возникновения и распространения пожаров находится в прямой зависимости от погоды.

Для вычисления показателя пожарной опасности (класс пожарной опасности – КПО) (по применяемому в настоящее время) необходимы следующие данные:

  • температуры воздуха (в градусах) и точка росы на 13 ч по местному времени;
  • количество выпавших осадков за предшествующие сутки, т.е. за период с 13 ч предыдущего дня (количество осадков до 2,5 мм в расчет не принимается).

Показатель пожарной опасности в лесу по условиям погоды определяется как сумма произведений температуры (t°) на разность между значением температуры воздуха и точкой росы (η) каждого дня за число дней (n) после последнего дождя.


Количество выпавших осадков определяется по осадкомеру. Температура воздуха определяется по сухому термометру психрометра, точка росы – по психрометрическим таблицам на основании отсчетов по сухому и смоченному термометрам. Психрометр устанавливается вне помещения в тени на высоту 2 м от земли.

Таблица 6. Существуют следующие классы пожароопасности:

su_table]

КПО Комплексный показатель Пожарная опасность
I 0…300 Отсутствует
II 301…1000 Малая
III 1001…4000 Средняя
IV 4001…10000 Высокая
V Более 10001 Чрезвычайная
[/su_table]

При I классе пожарной опасности большинство причин (источников огня) сами по себе пожаров не вызывают, хотя возможны пожары от молний (при сухих грозах). Возникшие ранее пожары распространяются медленно, мелкие очаги распространяются неравномерно или прекращают действовать.

При II классе пожары могут возникать от сильных источников огня, однако количество загорании невелико. Скорость распространения огня незначительна. Борьба с пожарами в этот период не представляет особой трудности.

При III классе большинство источников огня приводит к возникновению лесных пожаров. Пожары интенсивны, выделяют большое количество тепла, быстро распространяются и создают дополнительные мелкие очаги. Борьба с огнем в этот период связана с определенными трудностями, если не будет обеспечено тушение пожара в самом начале его развития.

При IV классе пожары возникают даже от незначительных источников огня, быстро распространяются и создают дополнительные мелкие очаги. Непосредственное тушение фронта огня, как правило, невозможно. Необходимо заблаговременно создавать преграды для остановки распространения огня.

При V классе пожары возникают от любого источника огня и высоких температур. Горение происходит весьма интенсивно и огонь быстро распространяется. Непосредственное тушение их невозможно, за исключением только начавшихся. Как и в условиях IV класса пожарной опасности, необходимо создавать преграды.

Читайте также: