Повторение по теме словообразование 6 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Цель: закрепление и обобщение знаний о морфемном составе слова, о способах образования слов.

  • образовательная: закрепить умение выполнять морфемный и словообразовательный разборы, отличать однокоренные слова и формы слова, заменять фразеологизмы синонимами;
  • развивающая: развить орфографическую зоркость с опорой на морфемный состав слова, расширить знания учащихся о разных морфемах слова и морфемных способах словообразования;
  • воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его словарному составу.

I) Организационный момент.

II) Проверка домашнего задания (рассказ учащихся по вариантам о суффиксе –ИЩ- или приставке ПРЕ-).

III) Обобщение и закрепление знаний по морфемике и словообразованию.

Повторение теории по морфемике и практические задания. 2-13-й слайды

- Что изучает морфемика? Что изучает словообразование? 2-й слайд

- Какая морфема называется корнем? 3-й слайд

- Найдите “лишнее” слово в каждой строке, выпишите его и объясните свой выбор (“лишние” слова: прикоснулся, горец, полевка, лучник, водитель, так как у них другое лексическое значение). 4-й слайд

- Как называются эти слова по отношению к другим? (слова с омонимичными корнями)

- Какая морфема называется приставкой? 5-й слайд

- Найдите “лишнее” слово в каждой группе, выпишите его и объясните свой выбор (“лишние” слова: захвалить, набросить, подлечить, так как приставки имеют другое значение). 6-й слайд

- В чем особенность приставок данных слов? (необычные приставки: пра-, па-, приставка стоит после корня) 6-й слайд

- Какая морфема называется суффиксом? 7-й слайд

- Какая морфема называется окончанием? 9-й слайд

- Найдите “лишнее” слово в каждой группе, выпишите его и объясните свой выбор (“лишние” слова: оделся – нулевое окончание, какао – нет окончания, невтерпеж – нет окончания, знание – окончание –е). 10-й слайд

- Расскажите о слове по его окончанию (-ОГО – прилагательное Р.п., м./ср.р.; -ИЕ – прилагательное мн.ч., И.п.; -ЕШЬ – глагол I спр., 2л.,ед.ч.) 10-й слайд

- Задание “Поиграем”: составьте слово из указанных морфем глаголов, запишите его в тетрадь и выполните морфемный разбор (при-тащ-и-л-ся). 11-й слайд

- Вспомните порядок морфемного разбора (определяем часть речи, выделяем окончание, основу, находим корень слова, затем приставку и суффикс). 12-й слайд

- Выполните морфемный разбор данных слов двумя способами (1-й вариант – стекло; 2-й вариант - простой). 12-й слайд

- Проверьте себя (сущ. стекл-о/ глаг. с-тек-л-о; прилаг. прост-ой/ сущ. про-стой).13-й слайд

3) Повторение теории по словообразованию и практические задания. 14-20-й слайды

- Что изучает словообразование?

- Какие способы словообразования вам известны? 14-й слайд

- Послушайте шуточное стихотворение и скажите, о каком способе словообразования идет речь:

Плащ заказал индюк, решив:
Для индюков, мол, “Индпошив”.
Кудахчут куры: “О, восторг,
Для кур открыли “Курортторг”!
Иду я. Вывески окрест.
Кого же топчет “Облтоптрест”?
“Укропторгхоз”! Не слово – гроб!
Здесь, верно, продают укроп.
“Облживконтора”, “Охматдет”.
Ох и слова! Страшнее нет!
“Облкультремснаб”, “Главвторчермет”.
Схожу с ума. Индкурпривет!

(сложение частей слов). 15-й слайд

- Вставьте пропущенные буквы с объяснением орфограмм и определите способы образования слов. 16-й слайд

- Самостоятельно выполните задания по словообразованию. 17-19 слайды

- Замените фразеологизм одним словом и постройте словообразовательные цепочки: “рог изобилия” - богатство – богатый (суффиксальный); “перегнуть палку” - перестараться – стараться (приставочный); “тянуть кота за хвост” - медленно – медленный (суффиксальный) – медлить (суффиксальный); “бьет баклуши” - бездельник – дело (приставочно-суффиксальный), “поймал удачу за хвост” - счастливчик – счастливый (суффиксальный) - счастье (суффиксальный). 20-й слайд

IV) Подведение итогов урока.

- Что изучает морфемика?

- Что изучает словообразование?

- Какой словарь поможет вам в изучении этих разделов о языке? (словообразовательный) 21-й слайд

- Зачем нужно знать эти разделы науки о языке? (эти знания помогут правильно писать)

Цель урока: систематизация знаний по теме "Морфемика и словообразование".

Задачи: повторить и обобщить ранее изученное о морфемике ,морфемах и их роли в словообразовании; закрепить навык производить морфемный и словообразовательный разбор слова; повторить изученные орфограммы; развивать навык работы в группах, мотивацию к аналитической деятельности; воспитывать интерес к изучению языка, уважительное отношение друг к другу.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование: презентация, рабочий лист.

1. Организационный момент. (слайд 1)

2. Введение в тему (Работа с текстом - слайд 2)

Прочитайте текст. Обратите внимание на слова, в которых пропущены буквы. Что мы должны знать, чтобы правильно записать их? (Знать состав слова, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними).

Запишите предложения, вставив пропущенные буквы.

Закат т…жело пылает на кронах д…ревьев. Последний луч ещё к…сается верхушек, а у п…дножия сосен уже темно. Бе…шумно парят летучие мыши. В зар…слях кто-то шевелится.

3. Устный опрос. Теоретический диктант . (слайд 3)

А) Изменяемая часть слова.(окончание)

Б) Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (суффикс)

В)Гласная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (корень)

Г) Часть слова без окончания (основа)

Д) Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (приставка)

4. Работа в парах. (слайд 4 + рабочий лист)

- Молодцы, с теоретическим заданием вы справились, а теперь посмотрите на следующее задание и выполните его .

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________

Какое окончание в слове “замечательный”?

Какой корень в слове “прыгнешь”?

Какое окончание в слове “уснул”?

Какой суффикс в слове “бумажка”?

Какой корень в слове “собрать”?

Какой корень в слове “учительская”?

Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку. (за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3-4, больше – 2).

(Учитель читает правильные ответы. Ребята проверяют соответствие оценки)

Какие вы знаете способы образования слов?(слайд 5) (Ребята перечисляют, приводят примеры)

6. Определите, как образованы следующие слова.

7.А теперь давайте немного отдохнём и разгадаем ребусы (слайд 7-11)

8.Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные правила орфографии, изученные в этом разделе.(слайд 12)

А) Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?

Б) Расскажите о правописании корней –кас- -кос.

В) Расскажите о правописании корней –гар- -гор.

Г) Расскажите о правописании корней –зар- -зор.

9. Задание: Я диктую предложения. Вам необходимо выписать только слова с чередующимися гласными в корне, графически обозначить орфограммы.

А) Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь бл..стит

Б) Ночь уже л..жилась на горы.

В) Заг..релась на небе над рекой семицветная радуга.

Г) Белый пар по лугам расст..лается.

Д) Детей из школы заб..рает бабушка.

Е) Испокон века книга р..стит человека.

Ж)Начинают просыпаться птицы, оз..ренные лучами разг..рающегося солнца.

- Проверяем по цепочке, выставляем оценки. (слайд 13)

Гласные в приставках пре- и при-.

10. Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.

С теорией справились, приступаем к практике. Перед вами карточки с заданием.

Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

- Проверка с объяснением.(слайд 14 + рабочий лист)

пр. вокзальное кафе

пр…клонить колени перед мамой

Пр. мудрый старик,

пр. косновение к руке

11. Все ли орфограммы, изученные в этом разделе, мы с вами сегодня повторили? Нет. Правописание Ы- И после приставок

Буквенный диктант. (слайд 15 + рабочий лист)

1)Подыграть, 2)сверхинтересный, 3) розыгрыш, 4)предыстория, 5) обыскать, 6) межиздательский, 7) предыюньский, 8)по..скать

Проверка. Один человек у доски.

12. Как образуются сложные слова? Когда пишется соединительная О , Е в сложных словах? (слайд 16)

Специалист по разведению садов. САДОВОД

Никогда не ест ,а только пьет, а когда зашумит всех приманит. САМОВАР

Русская народная игра — пляска. ХОРОВОД

С утра сидит на озере любитель….РЫБОЛОВ

Тот, кто идет пешком. ПЕШЕХОД

Человек, изучающий родной край. .КРАЕВЕД

13.Творческая работа. Добавьте в текст сложные слова.(слайд 17)

Друг моего друга.

У моего друга есть опытный коротко________ный висло____ий пёс. И хотя он и ____корослый, но очень______душный и само_______ный.

( -стоятель-, -добр-, -люб-,-шёрст, -ухо-, -низ-)

Итак, что мы сегодня повторили на уроке? (слайд 18)

Над чем стоит ещё поработать?

В чём возникают трудности?

С каким настроением вы уходите с урока?

Вывод: Морфемика и словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

- Спасибо за работу на уроке.

Рабочий лист ученика(цы) 6-А класса __________________________________

1. Запишите предложения, вставив пропущенные буквы. Объясни их написание.

Закат т…жело пылает на кронах д…ревьев. Последний луч… ещё к…сается верхушек, а у п…дножия сосен уже темно. Бе…шумно парят летучие мыши. В зар…слях кто-то шевелится.

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________

Какое окончание в слове “замечательный”?

Какой корень в слове “прыгнешь”?

Какое окончание в слове “уснул”?

Какой суффикс в слове “бумажка”?

Какой корень в слове “собрать”?

Какой корень в слове “учительская”?

3. Определите, как образованы следующие слова.

4. Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

пр. вокзальное кафе

пр…клонить колени перед мамой

Пр. мудрый старик,

пр. косновение к руке

5. Буквенный диктант

1)Под..грать, 2)сверх..нтересный, 3) роз..грыш, 4)пред..стория, 5) об..скать, 6) меж..здательский, 7) пред..юньский, 8)по..скать

Специалист по разведению садов.

Никогда не ест ,а только пьет, а когда зашумит всех приманит.

Русская народная игра — пляска.

С утра сидит на озере любитель….

Тот, кто идет пешком.

Человек, изучающий родной край.

6. Творческая работа. Добавьте в текст сложные слова.

Друг моего друга.

У моего друга есть опытный коротко________ный висло____ий пёс. И хотя он и ____корослый, но очень ______душный и само_______ный.

( -стоятель-, -добр-, -люб-,-шёрст, -ухо-, -низ-)


Слайд 1


Слайд 2

Запишите предложения, вставив пропущенные буквы. Объясни их написание. Закат т…жело пылает на кронах д…ревьев. Последний луч ещё к… сается верхушек, а у п…дножия сосен уже темно. Бе…шумно парят летучие мыши. В зар…слях кто-то шевелится.


Слайд 3

Теоретический диктант 1. Изменяемая часть слова……… 2. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов………… 3. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов…… 4. Часть слова без окончания. ….. 5. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов………


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6

Определите, как образованы следующие слова. 1)Учительский 2)перелесок 3)Пододеяльник 4)выход 5)паровозный 6)Госбанк 7)Морской 8)РФ 10)генерал-майор 11)Ледокол 12) Завхоз 13)Прибрежный 14)Спецназ


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13

А) Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь блестит Б) Ночь уже ложилась на горы. В) Загорелась на небе над рекой семицветная радуга. Г) Белый пар по лугам расстилается. Д) Детей из школы забирает бабушка. Е) Испокон века книга растит человека. Ж)Начинают просыпаться птицы, озаренные лучами разгорающегося солнца.


Слайд 14

Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке. Пр. неприятный Слова пр. соединиться пр. землиться пр. вокзальное кафе пр. лечь пр…ступление пр…клонить колени перед мамой Пр. мудрый старик, пр…вращение пр. косновение к руке е и


Слайд 15

Буквенный диктант 1)Под..грать, 2)сверх..нтересный, 3) роз..грыш, 4)пред..стория, 5) об..скать, 6) меж..здательский, 7) пред..юньский, 8)по..скать


Слайд 16


Слайд 17

Творческая работа. Добавьте в текст сложные слова. Друг моего друга. У моего друга есть опытный коротко________ный висло____ий пёс. И хотя он и ____корослый, но очень______душный и само_______ный. ( -стоятель-, -добр-, -люб-,-шёрст, ухо-, -низ-) - Прочтите получившееся.


Слайд 18


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку русского языка "Морфемика и словообразование"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

6 6 III этап- Защита постера I команда: Корень – Морфемика II команда: Основа- Словообразование

9 9 5 этап Практическая часть 1. Вода, заводила, водитель, проводница Гора, горный, горевать, горняк, горец. 3. Поляна, полевой, пол., полянка. 4. Липкий, липучка, липа., прилип. 5. Лес, лесенка., лесник, перелесок. 6. Забрать, брат, выбрать,перебрать, 1. Выпиши слово, которое не является однокоренным в группе слов.

10 10 Ответ: Практическая часть Выполни задания 1. Вода, заводила, водитель, проводница.Вода 2. Гора, горный, горевать, горняк, горец. горевать 3. Поляна, полевой, пол, полянка. пол 4. Липкий, липучка, липа., прилип. липа 5. Лес, лесенка., лесник, перелесок. лесенка 6. Забрать, брат, выбрать,перебрать,брат

11 11 Слово ^ ¬ ^ 1. Листы 2. Насмешка 3. Стена 4. Соседний 5. Загородка 6. Столики 5 этап-Заполни таблицу, поставь (+)

12 12 Слово ^ ¬ ^ 1. Листы + 2. Насмешка + 3. Стена + 4. Соседний + 5. Загородка + 6. Столики + Ответы:2. Заполни таблицу, поставь ( + )

13 13 Подснежник Спортплощадка Снежинка Подход Фитнес-клуб горнолыжник ЕНТ, МВД, РК Суффиксальный Приставочный Приставочно-суффиксальный Служение основ с соединит. О и Е Служение начальных букв Служение части слова с целым словом Служение целых слов 6 этап. Определи споснобы образования слов

14 7 этап видеоролик Мой Казахстан! Опорные слова: Родина озера Степи лазурные 14

17 17 Подводный – водный – вода Фигуристка – Синеватый – Подсолнух – Высокогорный – Рыбхоз – Бизнес-центр- Спецкор – специальный корреспондент Лесничий– Снежочек – Рыболов – Подушка- Землетрясение- Турпоездка - I командаII команда 9 этап; Сделайте словообразовательный разбор слов

18 18 Подберите слова к данным схемам I команда II команда

19 19 Предл. гать помощь, написать из. ужение, сл. гать песню, к..статься рукой, прик..снование душ,сноб..рать грибы, сноб..ру друзей,ст..рать белье, ст..петь с доски, ра..кидать вещи, ра. дать тетради, ра. таял снег, во..хищаться природой, в. махнуть крыльями, бе. платный проезд,бе..гранично 10 этап: Словарный диктант

20 20 Гора, горный, гористый, горевать, горец. Вода, водный, подводный, водитель, наводнение. Бок, боковой, бокал, бочок. Белый, белеть, белка, белизна, белить Богатый, богатство, богатырь, разбогатеть Брать, подобрать, прибрать, брат, набрать

22 Каждый год в весе…ем лесу происходит ч…до.

23 Накл..нил и сь вин… на длин…ом ст…бельке бел…снежные цв..точкии.

24 Ландыш(?) пр…доставляет (?)ся мне символом леса

25 Вся красота весе..его, летнего, и зимнего леса сошлись в этом не(?)повторим ом цветке.


Старинное пр. дание, камень пр. ткновения, пр. чуды природы, пр. ступить (к делу), богатое пр. даное, пр. вратности судьбы, пр. одоление препятствий, не надо пр. рекаться, пр. знание в содеянном, пр. бывать в бездействии, беспр. кословно повиноваться, пр. верженец новых взглядов, пр. дать друга, пр. мирить врагов, пр. бытие поезда, непр. менное условие, полезное пр. обретение, жизнь без пр. крас, пр. забавный случай, пр. ломление лучей, пр. вышение полномочий, пр. остановить слушание дела, давать пр. сягу, искатели пр. ключений.

Самостоятельная работа вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания У ног моих т..нулась р..внина а дальше стеной возвышался мрач..ный лес. Я осм..трелся кругом и спустился с х..лма. Высокая трава на дне д..лины б..лела ровной скат..ртью. Ни..кие кусты широко т..нулись передо мной а за ними далеко в..днелось пустынное поле. Как добрат..ся домой?

вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания

У ног моих т..нулась р..внина а дальше стеной возвышался мрач..ный лес. Я осм..трелся кругом и спустился с х..лма. Высокая трава на дне д..лины б..лела ровной скат..ртью. Ни..кие кусты широко т..нулись передо мной а за ними далеко в..днелось пустынное поле. Как добрат..ся домой?

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


-75%

Читайте также: