Повседневная жизнь древних египтян 5 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Тема:Быт и повседневная жизнь древних египтян

Тип урока: комбинированный

Цель:изучить быт и повседневную жизнь древних египтян.

Идея:всех египтян объединяли общие ценности: вера в одних и тех же богов и уважительное отношение к семье, женщинам и детям.

Тема является актуальной, так как помогает рассмотреть более подробно самые интересные факты быта и повседневной жизни жителей Египта того времени.

Ученик должен знать: историю жизни древних египтян.

Ученик должен уметь:составлять рассказ об условиях, основных занятиях, особенностях повседневной жизни и быте простых и знатных египтян;

на основе произведенного анализа делать обобщения и выводы

работать с исторической картой.

Ученик должен понимать: роль и значение труда в жизни человека,что никакой труд не может быть унизительным для человека.

Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Организационный

Визуальная проверка готовности.

Опрос домашнего задания

После каких событий началась эпоха наибольшего могущества древнеегипетского государства?

Давайте назовем имена великих египетских завоевателей.

Как вы думаете, почему ТутмосаIIIсчитают великим завоевателем?

Покажите на исторической карте те страны, которые подчинились Тутмосу III.

С каким могущественным царством вел борьбу Рамсес II?

С каким государством в Азии египтяне подписали первый в истории мирный договор?

Объясните суть реформ Эхнатона.

Как вы думаете, почему богатый Египет в VI в. до н.э. не смог отстоять свою независимость?

Мотивационный

Стимулирует учащихся на работу с помощью познавательного вопроса.

Каким образом географическое положение и природные богатства Египта повлияли на занятия их жителей?

Целеполагание

Объявляет название темы и формулирует цели урокасовместно с детьми.

Изучить быт и повседневную жизнь древних Египтян.

Изучение нового материала

А теперь обратите внимание на исторические тексты на ваших столах.

Прочтите свои тексты и укажите основные занятия категорий населения.

По ходу работы с текстами создаётся новый понятийный аппарат. А новые понятия отправляются в корзину знаний.

Как жили древнеегипетские крестьяне, чем они занимались?

А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Давайте все встанем.

Молодцы! Немного отдохнули, почувствовали прилив сил и продолжим работу.

В каких условиях жили древнеегипетские ремесленники?

Каковы были основные занятия ремесленников в Египте?

Представьте себе, что вы побывали в гостях у знатного египтянина. Расскажите об увиденном в его дворце.

Как вы думаете, каким образом жаркий климат влиял на одежду и внешний облик египтян?

Как вы думаете, что во внешнем облике египтянина свидетельствовало о его богатстве?

Как вы думаете, рацион питания отличался богатых и бедных египтян? Если да, то чем?

Справедливы ли, на ваш взгляд, отличия в условиях жизни, одежде и питании между знатными египтянами и простыми тружениками?

Первичное закрепление материала

Организует первичное закрепление материала, корректирует и дополняет, то, что не было сказано и задает соответствующие вопросы.

Скажите, кто всю жизнь работал?

Почему они много работали?

Кто в Египте жил богато и праздно?

Благодаря кому вельможи были богатой категорией?

Что вы нового узнали на уроке?

Объяснения домашнего задания

Организует объяснения домашнего задания.

Параграф 12. Письменно ответить на вопрос. Какие ценности древнеегипетской семьи не потеряли своего значения до наших дней? Свой ответ аргументируйте.

Рефлексия

Учитель возвращается к целеполаганию и задает проблемный вопрос. После обобщения подводит итоги совместно с детьми. Актуализация внимания при помощи интерактивной доски.

На ваш взгляд, что объединяло разных категорий населения Египта? Свой ответ аргументируйте. Как вы думаете, какая категория населения, находилась, в более выгодном положении? Свой ответ аргументируйте.

Нарисуйте смайлики к той категории людей Египта на интерактивной доске, которая вам понравилась больше, чью сторону вы принимаете и кому вы сочувствуете. Спасибо, ребята!

«… Тяжёлым был труд египетских ремесленников. Они работали в мастерских. Рабочий день ремесленника длился примерно 8 часов. Простые египтяне жили в небольших глинобитных домиках, в которых не было почти никакой мебели. Крышу часто использовали для ночлега.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

20. Повседневная жизнь древних египтян

Создать условия для формирования представлений об особенностях повседневной жизни древних египтян.

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

Раскрывать особенности повседневной жизни древних египтян. Составлять рассказ по тексту раздела параграфа и иллюстрациям из учебника

Регулятивные:

Р1.целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Р10. принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность своих действий по подготовке своего выступления.

Познавательные:

П1.давать определение понятиям;

П2.устанавливать причинно-следственные связи

П5.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений

Коммуникативные:

К1.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

К2.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

К3.формулировать собственное мнение и аргументировать его;

К4.аргументировать свою точку зрения;

К7.уважение к иной точке зрения, умение излагать свои мысли, участвовать в диалоге и полилоге, умение слушать.

Л3 .позитивная моральная самооценка;

Л6 .ориентация в системе моральных норм и ценностей;

Л8 .уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего мира.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всеобщей истории. Древний мир. CD-ROM for Windows.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка – М., 1994.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1983.

Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.- М., 1994

Энциклопедия для детей. – М., 2000. – Т.1.

Я познаю мир: Энциклопедия: История – М., 1996.

Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П, Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2012, ФГОС. – 304 с.: ил.

Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 с.

Арасланова О .В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. : к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера,

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1.-М., 2009 – 79стр. И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение) – 202 стр.

Основные понятия

Форма проведения урока

Комбинированный урок.

(название, время, цели)

Деятельность

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

Планируемые результаты

I . Мотивация к учебной деятельности

Создать положительный эмоциональный настрой;

выработка обучающимися на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности

Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку.

Создает условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность

Разделяет на 5 групп

Распределяются на группы.

Р. Быстрое включение в деловой ритм .

Л. Положительный настрой

II . Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений

Продолжительность: 13 минут

Организует анализ затруднения и поиск путей выхода из него.

Организует эвристическую беседу.

- Какие действия вы делаете изо дня в день?

- Что могут изучать историки в повседневной жизни человека?

-Что нам нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?

- есть, спать, уроки и т.д.

- то что делает человек каждый день

Формулируют план урока и записывают его в тетрадь:

5. Праздники и развлечения древних египтян

III . Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.)

Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи

Этап включения в систему знаний и повторения.

Организует работу в группах.

Организует работу по конкретизации первичного знания. (Презентация)

Контролирует выполнение работы.

Организует работу с рабочей тетрадью зад.1, 3, на с. 20.

1 группа: прочитать текст учебника § 9 п.1 на с.49-50. Объяснить отличие жилища богатого и бедного египтянина.

2 группа: прочитать текст учебника § 9 п.2 на с.50-51. Описать одежду египтян.

3 группа: прочитать текст учебника § 9 п.2 на с.51.Описать еду египтян.

4 группа: прочитать текст учебника § 9 п.3 на с.52. Объяснить особенности семьи в Египте.

5 группа: прочитать текст учебника § 9 п.4 на с.52-53. Объяснить роль праздников и развлечений в жизни египтян.

Почему гробницы строили из камня, а дома из недолговечного материала?

Посмотрите на рис. на с.51. Определите по одежде, богатые или бедные египтяне изображены?

В Древнем Егитпе знали способ охлаждать продукты и напитки. Подумайте, какой способ? (ответ в рабочей тетради зад.4, с.20)

Почему рождение сына было желанным событием?

Какой праздник был самым массовым у египтян?

Выполните задание 1, 3, на с. 20 из Рабочей тетради

Выполняют задание в течении 5 минут.

Рассказывают используя Памятку №1.

Представители от групп выходят к доске и рассказывают как они ответили на главный вопрос.

Выполняют задание в Рабочей тетради. Взаимопроверка. Самооценка.

Раскрывать особенности повседневной жизни древних египтян. Составлять рассказ по тексту раздела параграфа и иллюстрациям из учебника

IV . Рефлексия деятельности (итог урока)

Дает комментарии домашнего задания

То нового вы сегодня положите в свой рюкзак?

§8, рабочая тетрадь

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 251 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.12.2015 1472
  • DOCX 24.2 кбайт
  • 12 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Веселова Инна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Помните ли вы сколько времен года в Египте и с чем это с вязано?

О жизни и ежедневном тру де земледельцев можно узнать из настенных ро списей в

гробницах вельмож, а также из различных сочинений, записанных на папиру се.

К началу ноября вода у ходила с затопленных полей, крестьяне принимались паха ть

землю. Ежедневного труда требовало орошение полей. На высокие места, к у да невозмо жно

прорыть канал, воду п однимали в кожаных вёдрах с помощью специальных приспособлений

Обмолоченное зерно сдавали в царские зернохранилища. Писцы старательн о

Крестьяне ремонтировали оросительные каналы, им часто приказывали явиться на

царские работы — строить гробницы для фараона и вельмож.

❖ К аким образом стало известно о жизни простых людей Древнего Египта?

❖ К то вел учет собранного урожая и следил, чтобы его сдали в царские зернохранилища?

2. Ремесленники за работой. (рассказ учителя и работа с иллюстрацией с. 66.)

На стене гробницы, в которой похоронен один из вельмож, со х ранилось изображение:

гончары из готовляют глиняну ю пос уду на гончарном круге и обжигают её в печи, п охожей н а

высокую, кр углу ю тр убу. На др угой росписи каменщики делают кирпичи и строят стен у . Для

производства кирпичей египтян е перемешивали глин у с р ублен ой соломой, поливали её водой

и месили ногами. Затем смесью наполняли деревянную форм у, лопаткой у бирали све рху

излишек, снимали форму и оставляли кирпич на просу шку.

Много ремесленных специальностей было Древнем Египте — кузнецы, прядильщики,

ткачи, кожевники, каменотёсы, стекольщики, ювелиры, — всех не перечислить.

Сохранилось поучение писца своему сыну, в котором он красочно описал тру д ремесленников:

Я видел медн ика за работой, его пальцы были как кожа крокодила. Каменотёс сидит до

сумерек, колени и спина согнуты. Строитель стен болен, так как предоставлен ветрам. Ткач

— внутри дома. Ноги е го — на желудке его. Не ды шит он воздухом. Смотри, нет должности,

где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.

Совсем иной была жизнь знатных и богатых египтян. Вельможи владели велик олепными

домами, окружёнными тенистыми садам и с бассейнами, В жар у хозяин отдыхал у воды и

наслаждался п рохладой. Комнаты обставляли ме белью из драгоценных пород деревьев,

украшенной слоновой костью и золотом. Вельможу и е го семью окру жали многочисленная

прислуга, рабы и раб ыни, у биравшие дом, готови вшие еду, раз влекавшие хоз яев. Иногда

Знатные люди носили одежду из тонкой льн яной ткани, драгоценн ые браслеты, серьги,

кольца и ожерелья. Египтянки любили надевать п арики и пользовались косметикой: краской

Важную роль в жизни всей страны играли жрецы, иногда передававшие свои жречес кие

должности по наследству . Сына жреца начинали об у чать уже в пять лет. Он изучал

иероглифы, многочисленные религиозные церемонии, предания и мифы.

Жрецы были образованными людьми. Как и жрецы г ородов Между речья, они

наблюдали за дви жением звезд на небе и вели к алендарь, из у чали математику, историю ,

Однажды верх овный жрец захватил власть в стране, сам стал фараоном и основал новую

Около 4 тысяч лет н азад в Еги пте вспыхн у ло к рупное восстан ие. Об эт их события х

сохранился красочный рассказ, написанный вельможей по и мени Ипувёр. Эт от п исьменный

литературное произведение, написанное под впечатлением у виденного.

Вз б унтовались бедняки, крестьяне и ре месленники против власти фараона, вельмож,

чиновников, писцов. В восстании участвовали и ра бы, захваченные в военных походах. Их не

Около 1700 года до н.э. в Египет из Азии вторглись иноземцы - гиксо сы . Они захватили

дельту Нила, а затем п одчинили себе Южный Египет . Почти н а полтора века египтяне потеряли

1. Какие вещественные и письменные памятники рас сказывают о жизни простых людей

2. Какие особенные условия для развития земле делия существовали в древнем

3. Зачем писец рассказывал с воему сыну о тя жёлом труде ремесленников?

5. Сосчитайте, через сколько лет после строительства пирамиды Хеопса в Египет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект проведения урока с дополнительными материалами из рабочей тетради по истории 5 класс и творческие задания по теме урока.

История 5 класс

Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

На предыдущем уроке мы начали изучать самую древнюю страну мира - Египет.

Работа с картой:

1. Покажите на карте, где располагается Древний Египет?

(Северо-Восточная часть Африки)

2. Какая река протекает через территорию Египта?

Покажите её на карте.

Проверка домашнего задания - задание (Поработайте с картой) стр. 37

(1-й нильский порог, дельту Нила, город Мемфис, Синайский полуостров)

Работа с терминами и датами:

3. Что мешает судоходству на реке Нил?

(речные пороги)

4. Как зовут правителя Египта?

5. В каком году произошло объединение Северного и Южного Египта?

(3 000 лет до н.э.)

6. Какую роль в жизни египтян играл Нил?

(предположения учащихся)

Тема нашего урока " Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

(запись темы урока в тетрадь).

5.10.17 Классная работа

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Рассмотрим "Устройство Египетского общества" опираясь на текст учебника п.1 стр. 37-38.

Вопросы по прочитанному:

1. Кто стоял во главе государства? (фараон)

2. Кто такие вельможи? (царские советники, военачальники)

3. Кто стоял на службе фараонов и вельмож? (писцы)

4. Кто составлял большинство египетского народа? (земледельцы и ремесленники)

Зарисовать схему в тетрадь

УСТРОЙСТВО ЕГИПЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

Ремесленники и земледельцы

Рассказ учителя

На прошлом уроке вы выяснили, что природа Египта способствовала развитию земледелия. Река питала водой обширные территории в своей долине, однако, она неравномерно насыщала влагой землю. Чтоб задержать воду на поверхности земли и равномерно распределить ее по всей территории, необходимо было построить целую сеть сооружений для искусственного орошения. Для этого потребовался колоссальный труд нескольких поколений египтян.

Одной семье было бы не под силу прорыть канал и насыпать дамбу. Египтяне выполняли эти работы совместно, целыми селениями. Руководили работами знатные люди – вельможи. Каждый земледелец обязан был участвовать в работах своей общины, и за это он получал надел орошаемой земли.

Иногда случались чрезвычайные ситуации: прорыв дамбы или канал засыпало песком после очередной бури. Тогда на работы по ремонту и расчистке каналов выходили не только земледельцы, ремесленники и рабы, но и знатные вельможи.

Запись в тетрадь определений:

Орошение полей - искусственный полив.

Каналы - глубокие траншеи, заполненные водой, вырытые для орошения полей.

Шадуф - приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду для полива. (на стр. 40 - рисунок шадуфа рассмотреть)

Жилище древнего египтянина

(после прочтения данного текста задать ученикам вопросы)

А теперь давайте мы с вами заглянем в дом к крестьянину.

Знакомьтесь, его зовут Руи. Он живет в небольшом, но очень уютном доме. В полуденный зной, здесь никогда не бывает жарко, так как дом сложен из кирпича, сделанного из смеси речного ила, соломы и золы.

Центральное место в доме занимает кухня с очагом. Здесь жена Руи, Тени, каждый день печет для всей семьи хлеб.

Кстати, египтяне первыми научились выпекать хлеб из кислого теста. Он получался у них мягкий и чрезвычайно вкусный. Хлеб ели просто так, с зеленью, с мясом и рыбой, с медом.

Кроме кухни в доме есть жилая комната и помещение, которое используется в качестве кладовки.


Вопросы учащимся:

1. Из чего были сделаны дома простых египтян?

2. Чем питались обычные египтяне?

Если учащиеся не могут ответить на поставленные вопросы, обратить внимание на текст учебника на стр. 40

3. Что такое амулеты? (найдите ответ на стр.40-41)

Амулеты - это мелкие предметы, которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий.

Труд земледельцев (иллюстрация на стр.39)

Руи обрабатывает землю собственными руками. У него нет других помощников кроме детей и, конечно же, жены Тени.

В середине ноября, когда заканчивается сезон разлива и Нил входит в свои берега, в Египте начинается сезон пахоты и сева – это самая горячая и ответственная пора года для всех египтян. Не исключение и семья Руи.

Руи впрягает в плуг вола и распахивает землю. Затем он засевает поле зерном и прогоняет по пашне стада овец, коз или свиней. Таким образом, животные втаптывают в мягкую почву зерна.

На хорошо увлажненной и прогретой лучами южного солнца земле быстро созревает урожай. Но есть участки земли, куда дошло мало воды. И Руи со своими сыновьями выкапывает канавы и орошает землю. День за днем они таскают тяжелые ведра вверх, от берега реки. К вечеру, смертельно усталые, падают они на свои постели, чтобы с восходом солнца снова приняться за работу.

Вопросы:

1. Для чего земледельцы загоняли скот на посеянные поля? (чтобы животные втоптали зерна в землю, чтобы их не склевали птицы)

2. Как называется приспособление для полива удаленных от Нила полей? (шадуф)

В феврале-марте наступает время жатвы. С помощью серпов с бронзовыми наконечниками Руи срезает колосья, расстилает их на утоптанной площадке и прогоняет скот. Так при помощи животных происходит обмолот зерна. После этого зерно провеивают, подбрасывая руками или лопатками на ветру, чтобы отлетела шелуха и другой мусор.


Вопросы: Каким образом происходит обмолот зерна?(прогон осликов по колосьям)

Руи радуется, ведь его поля не остались бесплодными. В этом году ему удалось вырастить хороший урожай пшеницы и ячменя, уродился и лен. В огороде выросли лук и бобы, тыква и латук. Из волокон льна Тени и дочери соткут полотно и его можно будет обменять на другие необходимые вещи, из семян льна получится масло. Да, Руи доволен: этой зимой его семье не придется голодать. Собранного урожая хватит и на уплату налогов, и на пропитание.

Вопросы: Урожай каких растений собрал Руи? (пшеница, ячмень, лён, лук, бобы, тыква, латук)

Запись термина в тетрадь:

Налоги – это сбор в пользу государства.

Ремесленники в Египте

Древний Египет славился своими ремесленниками. Среди них выделялись медники, гончары, ткачи, столяры и другие мастера, создававшие великолепные произведения искусства. Пользуясь примитивными инструментами, египтяне изготавливали изделия из бронзы и меди: оружие, посуду, статуэтки. Ремесленники создавали замечательные украшения из золота и серебра. Из дерева изготавливали мебель. Из льна ткали полотно: более грубое для простолюдинов и тонкое – для вельмож и фараонов. Из тростниковых стеблей изготавливали папирус – писчий материал, благодаря которому до нас дошли ценнейшие сведения о событиях, произошедших несколько тысяч лет тому назад.

Труд ремесленников был не менее тяжелым, чем крестьянский. В древних документах мы читаем: «Ткач целый день сидит, скорчившись у станка, и вдыхает пыль ото льна…

Пальцы кузница шероховаты, как крокодилова кожа, и пахнет от него хуже, чем от рыбьей икры… Он обжигает себе руки, а дым сжигает его глаза.

Плохо сандальщику. Он грызет кожу, чтобы утолить боль в животе… Здоровье его – это здоровье дохлого козла!

Вопрос: Назовите виды перечисленных в рассказе ремёсел. ( стр.41 - текст выделен курсивом).

Рабы в Древнем Египте

Жизнь крестьянина и ремесленника была нелегкой, однако, им угрожала еще более горькая участь – стать рабами. Сначала в Египте рабами были люди, захваченные на войне в плен. Затем в рабов стали превращать бедных египтян.

Часто нужда заставляла крестьянина или ремесленника просить у богача в долг зерно. И если бедняку нечем было отдавать долг в срок, то его и его семью могли продать в рабство.

Вопрос:

Рабы выполняли самые тяжелые работы. Они работали на каменоломнях, в рудниках, на строительстве дворцов, в хозяйствах фараона и вельмож. Рабы не имели никакого имущества. Они сами принадлежали своему хозяину. Владелец имел право бить раба, продавать или обменивать его, мог даже убить. Все произведенное рабом принадлежало его владельцу.

Положение рабов было настолько тяжелым, что иногда они поднимали восстания против своих хозяев.

Об одном таком восстании нам рассказывает документ.

Случилось это в тысяча семьсот пятидесятом году до нашей эры. «Подняли люди мятеж против царской власти, установленной богом. Столица разрушена в один час. Царь захвачен бедными людьми. Начальники страны спасаются бегством. Чиновники убиты. Уничтожены списки, по которым собирали налоги.

В документе не сказано, как закончилось восстание, но известно, что фараону удалось восстановить свою власть в Египте.

И еще немного о быте простых египтян:

· Одежда Египтян была очень простой. Женщины носили платья на подобии сарафанов, а мужчины – набедренные повязки. Назывались они схенти.

· Обувью египтяне пользовались редко. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, или из кожи носили лишь фараон и его приближенные.

· И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани.

Итоги урока:

Конечно, жизнь простых египтян была очень тяжелой. Целыми днями они работали и создавали ценности, которые возвеличивали их страну и превращали Древний Египет в могущественное государство.

Домашнее задание: §7, прочитать. стр.42 задание на выбор: Опишите рисунок 1 или 2 или Составьте рассказ



1. Составьте рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Включите в рассказ описание одежды, его дома, обеда, воспитания детей.

2. При обработке дерева древние египтяне пользовались металлической пилой, топором, буравом, скобелем, долотом, треугольником, отвесом, молотом. Древние мастера превосходно плавили и обрабатывали медь, бронзу, свинец, олово, серебро, золото, железо. В строительстве ремесленники применяли гипс, известь, слюду, графит, камень, глину. Какими знаниями и умениями должны были обладать египетские мастера, и на каких работах необходимы были перечисленные инструменты и материалы?

Читайте также: