Послевоенная повседневность конспект урока 10 класс торкунов

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 2178 1

Культурное пространство
и повседневная жизнь в середине
1950-х - середине 1960-х гг.

Оборудование: учебник; таблицы и дополнительный материал к уроку.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Мотивационно-целевой этап

План урока

Литература и искусство.

Введение в новый материал

Работа по теме урока

Литература и искусство

Оживлению литературной жизни в середине 1950-х гг. спо­собствовали реабилитация репрессированных в 1930-е гг. писа­телей (О.Э. Мандельштама, И.Э. Бабеля, Б.А. Пильняка и др.), публикация целого ряда запрещенных ранее произведений поэтов Серебряного века.

Авторы и их произведения

Содержание и причины резонанса

Роман о Гражданской войне, главный герой которого не принадлежит к крас­ным или к белым, а его главной ценно­стью является человеческая жизнь. Ав­тору отказали в публикации в советских журналах. Роман был издан в Италии в 1957 г., что вызвало кампанию травли автора в СССР

Стихотворения Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесен­ского, Р.И. Ро­ждественского, Б. А. Ахмадулиног идр.

Поэзия, отразившая дух поколения шестидестяников, сочетала верность коммунистическим идеалам с гума­нистическим пафосом и стремлением к обновлению общества

Фильмы, по-новому осветившие тему повседневной жизни во время Великой Отечественной войны

Вопрос к классу

Вопрос к классу

— Почему публикация романа, не содержавшего каких-либо антисоветских и антикоммунистических выпадов, вызвала подобную реакцию?

Дополнительный материал

Из воспоминаний организатора выставки в Манеже Э.М. Белютина

Первый раз взгляд Хрущева задержался на портрете девушки.

— Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка ка­кая-то! — с каждым словом его голос становился визгливее.

к тому же ощущение величия и мощи.

Посередине моего объяснения сухая шея Суслова наклонилась к Хрущеву, и тот, посмотрев на мое спокойное лицо, неожиданно взо­рвался.

— Да что вы говорите, какой это Кремль! Это издевательство! Где тут зубцы на стенах, почему их не видно?

И тут же ему стало не по себе, и он добавил вежливо.

— Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как председатель Совета министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю!

Извоспоминаний участника выставки скульптора

Э. Неизвестного

Вопросык документам

Что вы можете сказать о поведении Хрущева и участников выставки?

Что свидетельствует о сохранении пережитков сталинских времен, а что — о новых веяниях во взаимоотношениях вла­сти и интеллигенции?

Общественная жизнь

Работая с пп. 4—6 § 33 учебника, подготовьте краткие сооб­щения по следующим темам.

Вторая группа — неподконтрольные власти формы обще­ственной жизни.

Третья группа — развитие советского спорта.

Вопросы для первой группы

Чем были похожи и чем различались антирелигиозные кам­пании 1930-х и конца 1950-х - начала 1960-х гг.?

Вопросы для второй группы

Прочитайте отрывок из документа и установите, о каком явлении общественной жизни здесь идет речь.

Из воспоминаний участника диссидентского движения
В.К. Буковского

На официальной церемонии открытия памятника официальные советские поэты читали свои стихи, а по окончании церемонии стали читать стихи желающие из публики. Такой неожиданный, незаплани­рованный поворот событий всем понравился, и договорились встречать­ся здесь регулярно. Поначалу власти не видели в том особой опасно­сти, в одной московской газете даже была опубликована статья об этих сходках с указанием времени их и приглашением приходить всем по­клонникам поэзии. Стали собираться чуть не каждый вечер, в основ­ном — студенты, читали стихи забытых и репрессированных поэтов, свои собственные, иногда возникали дискуссии об искусстве, о литературе. Создавалось что-то наподобие клуба под открытым небом, вроде Гайд- парка. Такой опасной самодеятельности власти не могли терпеть дольше и довольно скоро прикрыли собрания.

Вопросы для третьей группы

Когда и где состоялись первые Олимпийские игры с уча­стием советских спортсменов?

В каких видах спорта СССР в 1950— 1960-х гг. стал признан­ным мировым лидером?

Подведение итогов урока

Тема для дискуссии. Какое из следующих утверждений пред­ставляется вам более справедливым? Аргументируйте свой выбор.

Несмотря на непоследовательность политики Хрущева в об­ласти культуры, именно он положил начало освобождению советского общественного сознания от догм и стереотипов.

Интеллигенция - социальная группа, состоящая из образованных людей, обладающих большой внутренней культурой и профессионально занимающихся умственным трудом.

Крестьянин — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой.

Рабочий - человек, принадлежащий к классу наёмных работников, занятых производительным или подсобным трудом на фабрично-заводском, строительном, сельскохозяйственном или другом специализированном предприятии.

Основная и дополнительная литература:

2.Повседневная жизнь победителей: быт советских людей в послевоенное время (1945-1955) М. В. Короткова -

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Понемногу страна возвращалась к мирной жизни, в первые послевоенные годы война напоминала о себе каждый день - руины и пепелища, похоронки и инвалиды, беспризорники и бездомные, хлебными карточками и нехваткой предметов первой необходимости. Материальные потери Советского Союза в войне были огромные. Частично или же всецело были разрушены 1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, было уничтожено более 30% национального богатства страны, не считая человеческих потерь.

Послевоенное население состояло из тех, кто смог вернутся с фронта или из эвакуации, кто пережил оккупацию или принудительную депортацию немцев.

Победа в войне была основным ориентиром, с которым соотносились все реалии жизни послевоенного поколения. Победа принесла главное в советские семьи не приходили похоронки, оповещающие о гибели членов семьи и друзей. Миллионы военных и советских граждан, направленных для работы в Германию, возвратились домой. С 1 июля 1945 года были восстановлены отмененные в период войны отпуска трудящимся и служащим. В 1946 году было заключено рекордное численность браков, возросла рождаемость . Многие поступают в техникумы и вузы.

Наряду с революционными, стали отмечаться и религиозные праздники: Пасха, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам. Религия была опорой для миллионов людей во время войны. Еще одним показателем постепенного улучшения жизни стало снижение смертности населения, снизилась смертность детей в возрасте до одного года. Во многом это было связано с успехами советской медицины. Эти позитивные события явились важным стимулом для преодоления многочисленных трудностей, с которыми сталкивалось большинство граждан страны.

Ущерб, причиненный войной, ощущался на протяжении многих десятилетий. Война унесла много жизней, большей части мужчин, поэтому преобладало численное превосходство женщин: неполные семьи, проблемы в воспитании детей. Особой помощи также нуждались ветераны-инвалиды и сироты. Как следствие войны происходит рост преступности. Социальная политика государства нуждалась в материальной поддержке, но в сложной послевоенной ситуации финансы были направлены на развитие тяжелой промышленности и армии. Очень низкой была и заработная плата, пенсий не хватало, и выплачивалась она не всем.

Сельское хозяйство находилось в тяжёлом положении, оно не могло обеспечить население продовольствием, а засуха 1946-1947 годов вызвала голод. Хотя позже ситуация несколько улучшилась, но основной рацион состоял из хлеба и картофеля, не хватало и промышленных продуктов, которые выпускались очень мало и по высокой цене, например, кожаную обувь в 1952 году мог купить только каждый четвертый крестьянин.

Послевоенное строительство не смогло полностью решить жилищные и бытовые проблемы. В основном жили в коммуналках, до 1953 года по статистике в 20-метровой комнате проживало 4-5 человек, часто несколько семей, отдельная квартира была крайне редкостью, не работал водопровод, канализация, газовое отопление в домах было редкостью.

Тяжелые условия жизни и быта оставляли людям очень мало свободного времени. Популярными местами массового отдыха и досуга в условиях нехватки жилья для горожан оставались парки и клубы. Очень популярным было радио, которое слушали с семьей или собравшись вместе во дворе. На один радиоприёмник в 1950 году приходилось около 15 человек. По радио транслировалась музыка, велись беседы на общественно-политические темы, передавалась международная информация. С 1945 года возобновилось телевизионное вещание из центра на Шаболовке, в конце того же года началось производство отечественных телевизоров, но тем не менее к 1950 году по всей стране насчитывалось всего 15 тысяч телевизоров.

Развлечения для сельчан ограничивались, как правило, сельским клубом (он же кинозал), а танцевали под аккордеон, только в самых благополучных колхозах на танцах использовалась звуковоспроизводящая техника, как правило, патефон.

Многие советские граждане, в основном интеллигенция,читали книги, повышая свое самообразование или квалификацию. Активно работали различные кружки политической пропаганды. Летние поездки на отдых были доступны лишь некоторым семьям. Однако миллионы детей на каникулах отдыхали в пионерских лагерях.

В послевоенное время поднимается популярность спорта, создаются новые спортивные общества, строились многочисленные спортивные площадки, спортивные сооружения, наиболее популярным видом спорта был футбол. Летом 1952 года, Советская команда впервые поехала на Олимпийские игры в Хельсинки и успешно выступила на них, заняв второе место в командном зачете. Для Советского Союза первую олимпийскую золотую медаль завоевала метательница диска Нина Пономарёва, очень хорошо выступили советские гимнастки: Мария Гороховская, Виктор Чукарин, ставшие абсолютными олимпийскими чемпионами. Все это способствовало распространению физкультуры и спорта как важной составляющей досуга.

Примеры и разбор решения заданий:

1. Выберите из предложенного списка советские фильмы, выпущенные в 1948 г.

Цель: выяснить влияние политических процессов в СССР на проведение нэпа; определить итоги данных политических процессов.

Личностные: осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, способность к определению своей позиции и ответственному поведению.

Метапредметные: организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;

осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;

владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

оценивать собственные действия, учебные достижения.

Предметные: применять различные методы исторического анализа;

самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;

определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого.

Тип урока: комбинированный

Виды деятельности: анализ источников (документов), самостоятельный поиск информации, работа в группах, участие в учебной дискуссии.

ВложениеРазмер
politicheskoe_razvitie_v_1920-e_gg.docx 27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: выяснить влияние политических процессов в СССР на проведение нэпа; определить итоги данных политических процессов.

Личностные: осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, способность к определению своей позиции и ответственному поведению.

Метапредметные: организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;

осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;

владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

оценивать собственные действия, учебные достижения.

Предметные: применять различные методы исторического анализа;

самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;

определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого.

Тип урока : комбинированный

Виды деятельности : анализ источников (документов), самостоятельный поиск информации, работа в группах, участие в учебной дискуссии.

  1. Организационный этап.
  2. Мотивационно - организационный этап и актуализация знаний

Анализ плакатов времен нэпа.

- Что изображено на плакате?

- Перечислите мероприятия НЭПа.

- Какие были лозунги большевиков в годы Гражданской войны?

Вспомните, н овая экономическая политика соответствовала революционным лозунгам большевиков?

- Затронули эти противоречия НЭПа политические взгляды большевиков на дальнейшее развитие государства?

Давайте теперь сформулируем тему урока и цели и задачи.

III. Изучение нового материала.

1. Трудности поворота.

2. Болезнь В. И. Ленина и борьба за власть.

3. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б).

4. Ужесточение политического курса.

  1. Трудности поворота. Нэп противоречил лозунгам, под которыми большевики одержали победу в Гражданской войне. В стране появлялись мелкие предприниматели и торговцы, крестьяне могли свободно продавать свою продукцию.

К чему вел нэп? (к усилению имущественного неравенства).

В связи с этим, в партийном и гос. аппарате стали распространяться антинэповские настроения.

Самостоятельная работа с документом.

К чему приводило распространение антинэповских настроений?

Какие меры были предприняты руководством для поощрения экономической инициативы?

Вывод: Колебания наблюдались во всех сферах жизни общества. В значительной степени это было связано с острой политической борьбой, которая велась внутри большевистской партии.

  1. Болезнь В. И. Ленина и борьба за власть. После завершения Гражданской войны в партии начались споры и столкновения из-за поисков путей развития страны в новых условиях, и борьбы за власть между различными партийными лидерами.

Работа в парах. Составление таблицы: назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы внутрипартийной борьбы. Каковы её итоги? Назовите лидеров противоборствующих сторон.

Работа в группах с документами:

IV. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Найдите по вертикали и горизонтали в филворде фамилии членов Политбюро ЦК ВКП(б)в конце 1920-х годов.

Правильные варианты : Зиновьев; Каменев; Троцкий.

Задание 2. Вставьте пропущенные слова/годы:

1. "________ слишком груб‚ и этот недостаток. становится нетерпимым в должности генсека".

3. Советский посол в Польше был убит в ___________ году.

Правильные варианты : 1. Сталин 2. Каменев 3. 1927

В 1920-е гг. происходило ужесточение политического режима, сложилась однопартийная система. После смерти В. И. Ленина разгорелась острая борьба за власть в партийном руководстве. Победителем в этой борьбе стал генеральный секретарь ВКП(б) И. В. Сталин.

Домашнее задание: §12

Оппозиционеры в своей борьбе могли опереться в основном на Ленинградскую партийную организацию, которой фактически руководил Зиновьев. Этого было недостаточно. На XIV съезде партии в декабре 1925 г. (на нём она была переименована во Всесоюзную коммунистическую партию — ВКП(б) оппозиция потерпела полное поражение. Вскоре руководителем Ленинградской области вместо Зиновьева был назначен сторонник Сталина С. М. Киров. Потеряли руководящие должности и другие оппозиционеры.

Контролируя партийный аппарат и государственные органы, большинство в Политбюро подавило выступления оппозиционеров. В 1926 г. сначала Зиновьев, а затем Троцкий и Каменев были исключены из Политбюро. Для борьбы с оппозицией использовались не только методы внутрипартийной дискуссии, но и сила органов государственной безопасности. В ноябре 1927 г. в связи с празднованием 10-й годовщины Октябрьской революции оппозиционеры попытались провести свои митинги и демонстрации. Однако они были разогнаны. Вскоре после этого лидеров и более 2 тыс. активных участников оппозиции исключили из партии. Многих из них отправили в ссылку. Значительная часть оппозиционеров добилась прощения, объявив о подчинении воле большинства. Наиболее непримиримыми оставались Троцкий и его ближайшие соратники. Троцкого в начале 1928 г. выслали в Казахстан, а некоторое время спустя выдворили за пределы СССР.

Внутрипартийная борьба оказала существенное воздействие на политическое развитие страны. Большевистская партия понесла значительные кадровые потери. Была подорвана система коллективного руководства и относительной внутрипартийной демократии. Широкое распространение получило выдвижение кадров по принципу личной преданности лидерам партии. Для подавления оппозиции всё активнее использовались органы государственной безопасности. В совокупности это создавало предпосылки для утверждения единовластия.

Ожесточённые внутрипартийные столкновения отвлекали руководство страны от рассмотрения реальных проблем, лишали его необходимой гибкости и инициативы. Всё чаще принимались идеологически мотивированные решения. Усилилось давление государства на зажиточных крестьян и предпринимателей в городах. Их ограничивали в правах, обкладывали дополнительными налогами, арестовывали. Это вело к усилению кризисных явлений в экономике.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

История, 11 класс. Урок № 7.

Тема – Послевоенная повседневность

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Возвращение к мирной жизни.
  2. Жилищный кризис.
  3. Жизнь и быт советских людей после войны.
  4. Рост социальных ожиданий.

Интеллигенция - социальная группа, состоящая из образованных людей, обладающих большой внутренней культурой и профессионально занимающихся умственным трудом.

Крестьянин — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой.

Рабочий - человек, принадлежащий к классу наёмных работников, занятых производительным или подсобным трудом на фабрично-заводском, строительном, сельскохозяйственном или другом специализированном предприятии.

Основная и дополнительная литература:

2.Повседневная жизнь победителей: быт советских людей в послевоенное время (1945-1955) М. В. Короткова -

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Понемногу страна возвращалась к мирной жизни, в первые послевоенные годы война напоминала о себе каждый день - руины и пепелища, похоронки и инвалиды, беспризорники и бездомные, хлебными карточками и нехваткой предметов первой необходимости. Материальные потери Советского Союза в войне были огромные. Частично или же всецело были разрушены 1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, было уничтожено более 30% национального богатства страны, не считая человеческих потерь.

Послевоенное население состояло из тех, кто смог вернутся с фронта или из эвакуации, кто пережил оккупацию или принудительную депортацию немцев.

Победа в войне была основным ориентиром, с которым соотносились все реалии жизни послевоенного поколения. Победа принесла главное в советские семьи не приходили похоронки, оповещающие о гибели членов семьи и друзей. Миллионы военных и советских граждан, направленных для работы в Германию, возвратились домой. С 1 июля 1945 года были восстановлены отмененные в период войны отпуска трудящимся и служащим. В 1946 году было заключено рекордное численность браков, возросла рождаемость . Многие поступают в техникумы и вузы.

Наряду с революционными, стали отмечаться и религиозные праздники: Пасха, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам. Религия была опорой для миллионов людей во время войны. Еще одним показателем постепенного улучшения жизни стало снижение смертности населения, снизилась смертность детей в возрасте до одного года. Во многом это было связано с успехами советской медицины. Эти позитивные события явились важным стимулом для преодоления многочисленных трудностей, с которыми сталкивалось большинство граждан страны.

Ущерб, причиненный войной, ощущался на протяжении многих десятилетий. Война унесла много жизней, большей части мужчин, поэтому преобладало численное превосходство женщин: неполные семьи, проблемы в воспитании детей. Особой помощи также нуждались ветераны-инвалиды и сироты. Как следствие войны происходит рост преступности. Социальная политика государства нуждалась в материальной поддержке, но в сложной послевоенной ситуации финансы были направлены на развитие тяжелой промышленности и армии. Очень низкой была и заработная плата, пенсий не хватало, и выплачивалась она не всем.

Сельское хозяйство находилось в тяжёлом положении, оно не могло обеспечить население продовольствием, а засуха 1946-1947 годов вызвала голод. Хотя позже ситуация несколько улучшилась, но основной рацион состоял из хлеба и картофеля, не хватало и промышленных продуктов, которые выпускались очень мало и по высокой цене, например, кожаную обувь в 1952 году мог купить только каждый четвертый крестьянин.

Послевоенное строительство не смогло полностью решить жилищные и бытовые проблемы. В основном жили в коммуналках, до 1953 года по статистике в 20-метровой комнате проживало 4-5 человек, часто несколько семей, отдельная квартира была крайне редкостью, не работал водопровод, канализация, газовое отопление в домах было редкостью.

Тяжелые условия жизни и быта оставляли людям очень мало свободного времени. Популярными местами массового отдыха и досуга в условиях нехватки жилья для горожан оставались парки и клубы. Очень популярным было радио, которое слушали с семьей или собравшись вместе во дворе. На один радиоприёмник в 1950 году приходилось около 15 человек. По радио транслировалась музыка, велись беседы на общественно-политические темы, передавалась международная информация. С 1945 года возобновилось телевизионное вещание из центра на Шаболовке, в конце того же года началось производство отечественных телевизоров, но тем не менее к 1950 году по всей стране насчитывалось всего 15 тысяч телевизоров.

Развлечения для сельчан ограничивались, как правило, сельским клубом (он же кинозал), а танцевали под аккордеон, только в самых благополучных колхозах на танцах использовалась звуковоспроизводящая техника, как правило, патефон.

Многие советские граждане, в основном интеллигенция,читали книги, повышая свое самообразование или квалификацию. Активно работали различные кружки политической пропаганды. Летние поездки на отдых были доступны лишь некоторым семьям. Однако миллионы детей на каникулах отдыхали в пионерских лагерях.

В послевоенное время поднимается популярность спорта, создаются новые спортивные общества, строились многочисленные спортивные площадки, спортивные сооружения, наиболее популярным видом спорта был футбол. Летом 1952 года, Советская команда впервые поехала на Олимпийские игры в Хельсинки и успешно выступила на них, заняв второе место в командном зачете. Для Советского Союза первую олимпийскую золотую медаль завоевала метательница диска Нина Пономарёва, очень хорошо выступили советские гимнастки: Мария Гороховская, Виктор Чукарин, ставшие абсолютными олимпийскими чемпионами. Все это способствовало распространению физкультуры и спорта как важной составляющей досуга.

Примеры и разбор решения заданий:

1. Выберите из предложенного списка советские фильмы, выпущенные в 1948 г.

Подсказка: эти картины о Великой Отечественной войне.

2. Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова:

  1. В каком городе проходила Олимпиада 1952 г.?
  2. Советская гимнастка, выигравшая семь медалей на олимпиаде 1952 г.
  3. Советский гимнаст, четырёхкратный чемпион олимпиады в Хельсинки.

Правильный вариант: Хельсинки, Гороховская, Чукарин.

Подсказка: события связаны с участием советских атлетов в послевоенной олимпиаде 1952 г.

3. В каком году были восстановлены отменённые в период войны отпуска рабочим и служащим?

2) 13 июля 1945 г.;

3) 11 июля 1949 г.;

4) 19 июля 1952 г..

2) 1 июля 1945 г.;

Подсказка: данное событие произошло в год окончания Великой Отечественной войны.

Презентация на тему: " Советская повседневность. История коммуналок началась в тот момент, когда советская власть придумала подселять в большие многокомнатные квартиры среднего." — Транскрипт:

2 История коммуналок началась в тот момент, когда советская власть придумала подселять в большие многокомнатные квартиры среднего класса дореволюционной России пролетариат. В первые годы своего существования советская власть, обещавшая дать рабочим фабрики, убедилась, что она не в состоянии предоставить им даже отдельное жилье. Особенно актуальной проблема стала в крупных городах, население которых росло. Большевики со свойственной им склонностью к простым решениям нашли выход - они стали поселять в одну квартиру по нескольку семей, выделяя каждой отдельную комнату при общей кухне и санузле. Так был запущен процесс создания коммуналок. В квартиру, состоящую из нескольких комнат, заселялись совершенно разные люди, часто целые семьи. Соответственно у них было по комнате и общая кухня и санузел.

4 То, что квартира коммунальная, было видно еще с порога - возле входной двери располагалось несколько кнопок звонков с фамилиями глав семей и указанием, сколько раз кому звонить

6 Комната в коммунальной квартире, 1950-е

11 1950 год Каменные, эклектический декорированные дома с богатыми по советским меркам квартирами (часто с комнатами для домработниц) строились на главных улицах городов. Дома эти строились с применением высококачественных материалов Толстые стены, хорошая звукоизоляция вместе с высокими потолками.

12 Чаще всего внутреннее убранство сталинской квартиры состояло из дубовой мебели, рассчитанной служить нескольким поколениям. В главной комнате чаще весел абажур, роскошная люстра на снимке выдаёт довольно высокое социальное положение хозяев.

13 Роскошью считалась коллекция фарфора ленинградской фабрики. Кадры из фильма "Разные судьбы", 1956 г.

14 Квартира представителя советской элиты – лауреата Нобелевской премии академика Н..Н. Семёнова, 1957 год В таких семьях уже старались воспроизвести атмосферу дореволюционной гостиной с фортепьяно. На полу - дубовый лакированный паркет.

15 Сергей Михалков с сыном Никитой, 1952 г. Настоящей роскошью для 50- х был собственный телефон в квартире. Его установка была важным событием в жизни советской семьи. На этом фото 1952 г. как раз запечатлён такой радостный момент в одной из московских квартир.

16 В середине 50-х в быт советской семьи постепенно стал входить телевизор, сразу занявший почётное место в квартирах Год

18 Бараки располагались группами на так называемой территории. Группу бараков обслуживала общая кубовая, где можно было брать горячую воду.

19 Комната в одном из бараков Магнигорска. Барачное строительство рассматривалось как временная мера рабочих новых гигантов индустрии и расширяющих производство старых заводов необходимо было срочно обеспечить хоть каким-то жильем.

20 В этой музейной экспозиции воссоздана обстановка комнаты барака тех лет.

25 В новой квартире. Кадровый рабочий завода "Красный Октябрь" Шубин А.И. Москва, Тушино, 1956 год

26 На фото мы можем увидеть сервант, вошедший в моду в 60-е и вытеснивший буфет. Дизайн сервантов был одинаковый, его поверхность была полированной, согласно моде того времени, стёкла были раздвижные. И все они отличались одной особенностью – открыть стекло серванта было очень затруднительно.

34 Все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.

35 Еще один обязательный предмет в интерьере тех лет - раздвижной полированный стол.

36 Безусловно, частью интерьера советской квартиры являлись ковры. Они составляли неразделимую пару с хрусталем. Кроме эстетического значения, ковер на стене имел и практическое. Он выполнял функцию звукоизоляции стен, а так же в некоторых случаях прикрывал дефекты стены.

Читайте также: