Порги и бесс конспект урока 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Задачи: Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке. Метапредметные: Ориентированность в культурном многообразии.

Содержимое публикации

Цель: Расширить представление об оперном искусстве зарубежного композитора Дж. Гершвина.

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке.

Метапредметные: Ориентированность в культурном многообразии.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Ознакомления с новым материалом

Вид урока: Проблемная беседа

Слушание песни Спортинг Лайфа

Слушание Финальной арии Порги и хора

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

4. Слушание песни Спортинг Лайфа

5. Слушание Финальной арии Порги и хора

Начнем наш урок с повторения. Дайте определения словам, которые написаны на доске:

Скажите, кто такой Джордж Гершвин? Создатель американской национальной классики XX века. Он первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз.

Вспомните, что является главным принципом драматургии оперы?

Контраст - два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического конфликта.

Откройте страницу 44 и скажите, что нового ввел в оперу композитор.

Какие черты характера Порги выражаются в музыке? Какой музыкальный инструмент ввел Гершвин? (Банджо)

Персонажи оперы отличаются удивительной жизненностью и правдивостью характеров. Безногий калека Порги – за безобразным внешним обликом таит чуткую, легко ранимую душу.

Белый торговец наркотиками Спортинг – Лайф, обрисованный легкими танцевальными ритмами. Во время слушания прочтите страницу 46 и охарактеризуйте его.

Слушание песни Спортинг Лайфа

Какой музыкой он обрисован? Почему хор подхватывает мотив его песни? Какими музыкальными средствами композитор подчеркивает отрицательные черты героя?

Бесс уезжает, но Порги не может смириться с мыслью потерять Бесс.

Слушание Финальной арии Порги и хора

Почему этот фрагмент наполнен духом мужественных и полных веры мелодий? Какими особенностями музыкального языка композитор подчеркивает свое отношение к этому персонажу? Какую выразительную функцию выполняет хор?

Дж.Гершвин (1898 - 1937) – создатель американской национальной классики XX века.

Дж.Гершвин является основоположником американской музыки.

Джаз (англ. Jazz ) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур.

Современный джаз труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, виброфон, гитара (банджо).

Главным принципом сценической драматургии оперы является контраст Два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического конфликта.

Предварительный просмотр:

Джордж Гершвин - гений XX века

Дж.Гершвин (1898 - 1937) - создатель американской национальной классики XX века. Он сделал для американской музыки то же, что в XIX веке осуществили М.И.Глинка в России, Э.Григ в Норвегии, Ф.Шопен в Польше. Поэтому он является основоположником американской музыки. Дж.Гершвин первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз (см. муз.словарь).

Вспомним что такое джаз (см. муз.словарь), его характерные черты и каковы истоки истоки джазовой музыки!

Пожалуй, нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора, как в Соединенных Штатах Америки. Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света. В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора. Так, жанр хоровой песни - спиричуэл (см. муз.словарь) - сложился в результате скрещивания африканского пения, английской и шотландской народной песни и американского духовного гимна. Блюзы, другой жанр негритянского фольклора, (см. муз.словарь) в свою очередь, возникли на основе сложного взаимодействия спиричуэла, креольской песни и английской баллады. Регтайм, одна из разновидностей джаза, впитал в себя влияние африканских и испанских танцевальных ритмов. Этот афро-американский фольклор лег в основу новаторских и национальных черт музыки Гершвина.

"Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного остынет, писал один из исследователей творчества Гершвина, - Джоржу Гершвину удалось решить проблему. Подобно Принцу из известной сказки, он взял за руку Золушку и провозгласил ее принцессой, невзирая на бешенную злобу ее завистливых сестер. "

Характерные черты джаза:

Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.

Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют. Почему они стали сольными? Последствия Гражданской войны (1861-1865) между Севером и Югом. Огромное количество расформированных духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров. (Причины войны – противоречия между Севером и Югом, одно из них – капитализм на Севере и рабство на Юге). Инструменты джазовой группы (джаз-бэнд):

Ранний джаз - корнет, флейта-пикколо, один или два медных духовых типа валторны и ритм-группа (барабан, контрабас, туба).

Современный джаз - труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, виброфон, гитара (банджо).

Опера "Порги и Бесс" - первая американская национальная опера (подробнее. ).

Композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан США - негров. Он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. По замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. В пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард "Порги" (Порги - имя главного героя), по которой написана опера, Гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.

Главным принципом сценической драматургии оперы является контраст. Два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического кнфликта. Это Порги - бедный калека и Спортинг лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. Они борются за душу простой женщины - Бесс, в которую влюблены. В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг Лайфом в поисках "шикарной" жизни. Однако последняя песня, в которой порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.

Опера "Порги и Бесс" стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровишницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок музыки в VII классе. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.

VIIкласс. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.Тип урока:урок-закрепление, комбинированный.Цель:Достижение способности видеть материализованную в произведении позицию авт.


урок музыки в 8 классе "Может ли опера П.И.Чайковского быть современной?"
Урок музыки по ФГОС для 3 класса по теме "Опера. Что такое ария"

Разработка урока музыки по ФГОС для 3 класса по теме "Опера. Что такое ария".


Конспект урока музыки во 2 классе Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Конспект урока музыки во 2 классеТема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.


Конспект урока 7 класс на тему "Опера Кармен"

Познакомить детей с биографией композитора Жоржа Бизе и его оперой "Кармен".


Тест к уроку музыки в 5 классе по теме "Опера"

Тест к уроку музыки в 5 классе по теме "Опера". Тест позволяет выявить степень усвоения материала по теме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

композиторов, выявить особенности классической оперы и современной рок-оперы, познакомиться на уроке с композитором Д. Гершвином и его произведениями.

познакомить с жизнью и творчеством Дж. Гершвином – создателем американской национальной классики ХХ века;

формировать умение проводить интонационно-образный анализ музыки классической и современной;

воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.

Оборудование: ноутбук, мультимедийные проектор, магнитофон, CD диск, портрет Дж. Гершвина.

Результаты освоения учебного предмета:

Личностные: знакомство с американскими произведениями.

Метапредметные: умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать; умение устанавливать причинно-следовательные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

Предметные: формирования навыка анализа муз.произведения, расширение опыта, активного слушания.

Структура: орг. момент; беседа о Гершвине; показ презентации;

Беседа об опере; распевание;

Разучивание песни: LouisArmstrong – HalloDolly

Тип урока: смешанный

Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Методы: словесный (рассказ, беседа); наглядно – зрительный.

- Посмотрите на слайд.

Назовите его имя. (Джордж Гершвин)(слайд)

- Кончился ХХ век и начался ХХI! Много произведений искусств накоплено человечеством за это время. Богатейшее наследие в разных стилях и жанрах: и классическое – серьезное искусство и легкое – развлекательное. Много хорошего по-настоящему талантливого, а много и такого, что искусством вряд ли назовешь! Как же отличить настоящее искусство от подделки? Что останется в наших сердцах навсегда, а что уйдет, не затрагивая нас?

Джаз – это форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в Америке на основе негритянских песен. (записать)

На экране фото поющих негров.

- какие интонации услышали вы в Молитве?

- красота, поэтичность и богатство ее мелодии сразу же дают представление о музыкальной одаренности негров, чья музыка впоследствии заинтересовала и оказала влияние на многих крупнейших композиторов не только в Америке, но и по всему миру. Джордж Гершвин – один из них. Сейчас о нем прочитают Цику Саида и Ещук Адам.

.Блюз – это народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком (записать).

Звучит у кларнета

Звучит у медных духовых инструментов - танцевальная

Синкопированная по ритму, песенная

Праздничная – кульминация всего

- К какой музыке – серьёзной или лёгкой – можно отнести эту рапсодию?

Например, следующая мелодия признана золотым хитом 20 века. К её интерпретациям, вокальным и инструментальным, обращались многие известные музыканты мира.

Перевод песни "Колыбельная Клары" ("Summertime")

Летняя пора, и жизнь стала легче,
Плещется рыба и вырос хлопок,
Твой папа богат, а мама отлично выглядит,
Так тише, малютка, не плачь.
Однажды утром ты поднимешься с песней
Ты расправишь крылья и полетишь в небо.
А до того утра, ничто не сможет навредить тебе,
Когда папа и мама рядом с тобой.
Так не плачь.

- Знакома ли вам эта мелодия?

- На что она похожа? На танцевальную, свадебную, колыбельную или же похоронную? (ответы обучающихся).

- Схожа ли она с другими колыбельными? (Необычность джазовым мелодиям придает острый ритм, часто используемые синкопы, где акцент идет с сильной на слабую долю).

- эту колыбельную исполняли и исполняют уже как отдельный концертный номер лучшие мастера джаза всего мира

- Послушайте ее в исполнении великого маэстро джаза – Луи Армстронга.

На экране портрет Армстронга.

Звучит колыбельная в его исполнении.(2 мин)

- это чисто негритянская джазовая манера исполнения. Обратите внимание, как сочетается блестящее звучание трубы в самых высоких регистрах с низким хрипловатым голосом Армстронга.

- любят петь джаз и женщины.

Эту колыбельную также пела великая джазовая певица – ЭллаФитцжеральд.

На экране портрет Фитцжеральд.

А теперь откройте учебники. На стр. 40 найдите и прочтите 3-й абзац (читает ученик). Что имел в виду этот ученый? Что он хотел этим сказать? (что никто кроме Гершвина не осмелился соединить серьёзную музыку с лёгкой т.е. симфоническую музыку с джазом)

Может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?

Симфонический джаз- Симфоджаз — джазовый стиль, сочетающий черты симфонической музыки с элементами джаза (записать).

представляет собой большой двор в рыбацком поселке Кэтфиш-Роу (США). Когда-то здесь жили аристократы, но теперь он населен неграми. Атмосфера жаркой южной летней ночи передается чудесной колыбельной песней "Летние дни", которую поет молодая жена и мать, Клара. В одном углу двора идет игра в кости, в другом - танцуют. На тележке въезжает безногий нищий Порги. Все его здесь любят. Мужчины встречают его приветственными выкриками и одновременно ироническими репликами по поводу того, что он "неровно дышит" к девушке КраунаБесс. Порги поет о безысходности своей жизни, утверждая при этом, что женщины его не интересуют. Игроки в кости распаляются, особенно когда в игру вступает Краун, местный хулиган, который уже навеселе. Вскоре под влиянием наркотика, которым его снабдил Спортинг-Лайф, он становится весьма агрессивным. Вспыхивает драка, Краун убивает одного из игроков и тут же убегает, бросив свою подружку Бесс. Один из парней, тот самый Спортинг-Лайф, торговец наркотиками, пытается - безуспешно - забрать Бесс с собой в Нью-Йорк. Бесс мечется в поисках убежища, но все обитатели Кэтфиш-Роу захлопывают перед ней свои двери.Её впускает к себе лишь Порги.

Прошел месяц. Несмотря на разыгравшийся сентябрьский шторм, рыбак Джек собирается выйти в море. Что касается Порги, то он живет с Бесс и совершенно счастлив. Никто из соседей не узнает в добродушном весельчаке угрюмого и мрачного прежде инвалида. Он поет о своем. Порги поет о том, что эта птица - предвестник неминуемой беды. Вскоре толпа в страхе расходится. Спортинг-Лайф предпринимает еще одну попытку уговорить Бесс уехать с ним, но Порги, несмотря на то, что он калека, удается прогнать Спортинг-Лайфа. Оставшись одни, Порги и Бесс поют свой дуэт "Теперь ты моя, Бесс".

Пикник на острове начинается. Краунтоже приходит. Ему удается застать Бесс одну, и, несмотря на ее объяснения, что она теперь принадлежит Порги, он хватает ее и силой тащит в лес.

Проходит неделя. Жизнь в Кэтфиш-Роу идет своим чередом. Джек и другие рыбаки готовятся выйти в море. Что касается Бесс, то она вот уже неделю после встречи с Крауномлежит в горячке. Ее соседка Сирина, Порги и другие заботятся о ней, и в конце концов доктор помогает ей. Каким-то образом Порги узнает, что она была с Крауном, и говорит ей об этом. Но он ее прощает, а она признается, что пообещала вернуться к Крауну. Она хочет остаться с Порги, 'но боится своей собственной слабости, если Краун вновь придет. Порги обещает защитить ее от Крауна.

Следующее действие происходит в комнате Сирины.

Разыгрался страшный ураган, и все суеверные соседи молятся, ведь многие из них уверены, что настал день страшного суда. Внезапно раздается резкий стук в дверь. Это Краун. Он зло насмехается над калекой Порги и шокирует всех, утверждая, что Бог ему друг. Но когда Клара видит в окно, что к берегу страшной волной прибило перевернутую лодку ее мужа Джека, только Краун оказывается готовым ринуться на помощь. Оставив малыша на руках Бесс, Клара бросается в бушующий шторм.

Буря стихла. Женщины на площади оплакивают погибших в море рыбаков. Появляется Спортинг-Лайф. Он намекает на то, что Краун не погиб с рыбаками, а каким-то образом спасся, что он все еще жив и вернется за Бесс. За сценой, когда площадь опустела, слышно, как Бесс поет колыбельную маленькой сироте.

Появляется Краун; он пробирается к двери дома Порги, за которой слышит голос Бесс. В тот момент, когда он пролезает под окном, сильная рука Порги хватает его за горло. Порги наносит ему смертельный удар ножом. Краунумирает. Порги радостно восклицает, обращаясь к Бесс: "Теперь у тебя есть муж. У тебя есть Порги!".

Несколько часов спустя приходит детектив, чтобы отыскать убийцу Крауна, и после недолгого расспроса он уводит Порги, чтобы тот опознал тело. У Спортинг-Лайфа новый шанс добиться Бесс. Задумав избавиться от обоих своих соперников, Порги и Крауна, - он убеждаетБесс в том, что Порги арестовали и уговаривает её поехать с ним.

Неделю спустя Порги возвращается - полиции не удалось доказать его виновность в убийстве. Он всюду ищет Бесс. Наконец он узнает, что она уехала в Нью-Йорк со Спортинг-Лайфом. Порги ничего не знает о Нью-Йорке - он знает только, что он далеко на севере. Калека не может смириться с мыслью потерятьБесс. Он взбирается в свою инвалидную коляску и отправляется в далекий сказочный Нью-Йорк. Он уверен, что найдет свою любимую Бесс - ведь его ведет любовь. Опера завершается хором "Господи, я еду в Небесную страну". Он звучит в духе мужественных, полных веры спиричуэлсов.

- Что общего в прослушанных произведениях?

Прежде чем петь, надо сначала проговорить все слова, прохлопать ритм песни. Пение по рядам.

Острый ритм - джаза звуки
есть любимый,
счастья ль можно большего ждать?
Светит солнце,небо ясно
Есть любимый ,счастья ль можно большего ждать?
Возле двери радость бродит,
В мой дом входит благодать
Блещут звёзды,сладок сон мой,
есть любимый,
счастья ль можно большего ждать?

счастья ль можно большего ждать?

I got rhythm, I got music
I got my man
Who could ask for anything more?
I got daisys, in green pastures
I got my man
Who could ask for anything more?

Old man trouble
I don't mind him
You won't find him 'round my door
I got starlight
I got sweet dreams
I got my man
Who could ask for anything more ?

Сегодня мы говорили о первой американской национальной опере.

- Что необычного вы услышали?

- Вспомните понятие СИМФОДЖАЗ? (СИМФОДЖАЗ – стиль музыки, сочетающий в себе элементы коммерческого джаза и лёгкой симфонической музыки)

- В какой стране впервые появился джаз?

- Самый известный исполнитель джазовой музыки:

Со времени своего создания джаз успел пройти огромный путь. Сегодня всему миру известны имена Луи Армстронга, Скотт Джоплин, Беси Смит, Глена Миллера. Особую страницу в истории джаза занимает искусство российских музыкантов, среди которых надо назвать Леонида Утесова, Исаака Дунаевского, Игоря Бриля, Ларису Долину и Алексея Козлова.

Вам все понравилось сегодня на уроке? Чтоб это определить, давайте мы посмотрим на слайды. Рефлексия

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата_______________.Урок музыки в 7_______________________классе учитель музыки Старкова А.Н.

- жизнь и творчество Дж. Гершвина;

- драматургию развития оперы;

- музыкальных жизненных событий.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Интонационно-образный и сравнительный анализ.

Межпредметные связи: Архитектурные символы Америки.

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Глинка –это…(русский композитор)

В какой звучит полонез, мазурка?

В начале XIX века М. Глинка – основоположник музыку русского народа.

А в начале XX века-в Америке формируется новый стиль на основе слияния музыки африканского и европейского народов. джаз основу которого составили протяжная песня БЛЮЗ, духовная песня СПИРИЧУЭЛ, ритмическая фигура СИНКОПА.

Рассказ о Дж. Гершвине.

Определение СИМФОДЖАЗ.

Итог урока. В творчестве Дж.Гершвина нашли отражение интонации афро-американского народа в джазовом стиле.

Опера "Порги и Бесс" - первая американская национальная опера (подробнее. ).

Композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан США - негров. Он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. По замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. В пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард "Порги" (Порги - имя главного героя), по которой написана опера, Гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.

Главным принципом сценической драматургии оперы является контраст. Два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического кнфликта. Это Порги - бедный калека и Спортинг лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. Они борются за душу простой женщины - Бесс, в которую влюблены. В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг Лайфом в поисках "шикарной" жизни. Однако последняя песня, в которой порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.

Опера "Порги и Бесс" стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровишницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.

Приложение1

Действие разворачивается в конце 1920-х годов. Главный герой, добрый и доверчивый нищий калека Порги, любит красотку Бесс, любовницу грузчика Кроуна. Когда в ходе уличной драки Кроун убивает своего партнера по игре в кости Роббинса и скрывается от полиции, все отворачиваются от Бесс. Порги сердечно предлагает ей свое убогое жилище, и она уходит к нему. Через некоторое время дешевый адвокат совершает нехитрый свадебный обряд, закрепляя союз Порги и Бесс.

Жители поселка отправляются на пикник на соседний остров. После пикника неожиданно появляется Кроун, он застает Бесс одну и насильно уводит в лес.

Освобожденный за недостатком улик Порги возвращается в свою трущобу. Он узнает от соседей о том, что произошло в его отсутствие, и отправляется на поиски возлюбленной в неведомый, сказочный Нью-Йорк.

В либретто бережно сохранены колоритный народный язык пьесы, смесь доверчивой наивности, набожности, суеверия и неудержимого темперамента, характерная для ее героев.

Сочиняя музыку оперы, Гершвин несколько месяцев прожил в одном из захолустных негритянских местечек, стремясь к возможно большей аутентичности в изображении быта его жителей. Он принимал участие в их хоровом пении, прислушивался к особенностям афроамериканской речи, постигал характерные детали быта, психологии.

Жанр и драматургия оперы

С массовыми жанрами американского театра связаны и другие особенности произведения:

2. динамика и целеустремленность в развитии сюжета, сценичность ситуаций;

3. комедийный облик многих эпизодов. В духе американского фольклора трагедия и шутка здесь неразрывно переплетаются;

4. родство образов главных героев, Порги и Спортин-Лайфа, с характерными типажами театра менестрелей.[4] В трактовке Гершвина эти менестрельные прототипы преображаются в жизненно правдивые образы.

Все персонажи оперы характеризуются широким спектром эмоций от горя, страдания до радости, веселья, правдиво отражающих особенности негритянского характера. В работе над музыкой композитор основывался на обширном круге национально-бытовых жанров: песенок из ревю, комедий, джаза. Но главным источником вдохновения для Гершвина стали оригинальные образцы афроамериканского фольклора, хотя музыка оперы не содержит прямых цитат. Стилизованные образцы ряда фольклорных жанров интегрированы в структуру полноценной оперы с ариями (по большей части в простой песенной форме), ансамблями, речитативами и лейтмотивами.

Спиричуэл (от англ. spiritual – духовный) – основной жанр афроамериканского фольклора, возникший в южных штатах США в период рабства. Это духовные песнопения негров, исполняемые хором a cappella как коллективная импровизация.

Поэтические тексты спиричуэлов в большинстве случаев основаны на библейском материале, однако библейские мотивы в них снижены, фольклоризированы, сочетаются с повествованием о собственной повседневной жизни.

Мелодика спиричуэлов глубоко своеобразна. Пентатонические попевки сочетаются в ней с типичными для блюзового лада колебаниями между мажорной и минорной терциями. Часто используются нетемперированные звуки, глиссандирование. Ритмическое своеобразие определяется характерным синкопированием.

Именно с опорой на спиричуэлс связана потрясающая выразительность трагедийных сцен, которые являются художественными вершинами всей оперы. Такова, в первую очередь, сцена похоронного причитания над телом убитого Роббинса, обобщающая образ всенародного горя[5] и молитва во время грозы.[6]

Музыка этой прекрасной колыбельной песни появляется в опере несколько раз (в том числе в партии Бесс).

На выразительной певучей фразе, будто заимствованной из подлинных спиричуэлс, основан лейтмотив Порги.

Лирические черты образа Порги господствуют в его дуэте с Бесс (3-я картина).

Особенно широко применен Гершвином мажоро-минор с низкой септимой (например, в дуэте Порги и Бесс из 3-й картины или в заключительном спиричуэле в том же E-dur).

Национальную самобытность стиля Гершвина во многом определяет изумительно разработанная ритмика, со всей достоверностью передающая этот едва ли не самый характерный элемент афроамериканской музыки. Подлинным апогеем виртуозного владения Гершвином стихией ритма является сцена пикника (4-я картина), вступление к которой исполняют три африканских барабана. Их дополняют губная гармошка и гребенки.

[1] Исключение – 4-я картина, пикник на острове.

[5] 2-я картина: прощаясь с покойным, соседи бросают в чашку последние гроши, чтобы можно было его похоронить. Вдова Роббинса Сирина заводит плач по умершему, все присутствующие присоединяются к погребальному пению.

[6] 6-я картина: в комнатке Сирины спасаются от бури испуганные жители Кетфиш Роу; они молятся об избавлении и укрощении стихии.

[7] 1-я картина: Летний вечер. Молодая негритянка Клара, жена рыбака Джека, баюкает своего ребенка.

Джордж Гершвин (1898 - 1937) - создатель американской национальной классики XX века. Он сделал для американской музыки то же, что в XIX веке осуществили М.И. Глинка в России, Э. Григ в Норвегии, Ф. Шопен в Польше. Поэтому он является основоположником американской музыки. Дж.Гершвин первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз ( см. муз.словарь ).

Вспомним что такое джаз ( см. муз.словарь ), его характерные черты и каковы истоки джазовой музыки.

Пожалуй, нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора, как в Соединенных Штатах Америки. Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света. В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях

сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора.

Так, жанр хоровой песни - спиричуэл ( см. муз.словарь ) - сложился в результате скрещивания африканского пения, английской и шотландской народной песни и американского духовного гимна. Блюзы, другой жанр негритянского фольклора, ( см. муз.словарь ) в свою очередь, возникли на основе сложного взаимодействия спиричуэла, креольской песни и английской баллады.

Регтайм, одна из разновидностей джаза, впитал в себя влияние африканских и испанских танцевальных ритмов. Этот афро-американский фольклор лег в основу новаторских и национальных черт музыки Гершвина.

"Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного остынет, писал один из исследователей творчества Гершвина, - Джоржу Гершвину удалось решить проблему. Подобно Принцу из известной сказки, он взял за руку Золушку и провозгласил ее принцессой, невзирая на бешеную злобу ее завистливых сестер. "

Характерные черты джаза:

Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.

Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют. Почему они стали сольными? Последствия Гражданской войны (1861-1865) между Севером и Югом. Огромное количество расформированных духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров. (Причины войны – противоречия между Севером и Югом, одно из них – капитализм на Севере и рабство на Юге). Инструменты джазовой группы (джаз-бэнд):

Ранний джаз - корнет, флейта-пикколо, один или два медных духовых типа валторны и ритм-группа (барабан, контрабас, туба).

Современный джаз - труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, виброфон, гитара (банджо).

Опера "Порги и Бесс" - первая американская национальная опера

Композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан США - негров. Он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. По замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. В пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард "Порги" (Порги - имя главного героя), по которой написана опера, Гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.

Главным принципом сценической драматургии оперы является контраст. Два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического конфликта. Это Порги - бедный калека и Спортинг Лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. Они борются за душу простой женщины - Бесс, в которую влюблены. В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг Лайфом в поисках "шикарной" жизни. Однако последняя песня, в которой Порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.

Опера "Порги и Бесс" стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.

Читайте также: