Понятие травм и их виды обж конспект

Обновлено: 05.07.2024

Травма (от греч. trаuma — рана), повреждение в организме человека или животного, вызванное факторами внешней среды.

Понятие "травма" используется для обозначения как действия травмирующего фактора, так и полученного повреждения.

Острая травма — одномоментное воздействие различных внешних факторов (механических, термических, химических, радиационных и др.) на организм человека, приводящее к нарушению структуры, целостности тканей и функций. Повреждения, возникающие в результате многократных и постоянных малоинтенсивных воздействий одного и того же травмирующего фактора относят к хронической травме (большинство профессиональных заболеваний).

В зависимости от вида травмирующего фактора травмы бывают — механические, термические (ожоги, обморожения), химические, баротравмы (вызванные резким изменением атмосферного давления), электротравмы, а также комбинированные травмы, например сочетание механического повреждения и ожога. С учетом обстоятелсьтв, при которых произошла травма, различают бытовые, производственные, спортивные, боевые травмы и т.д. Механические травмы могут быть открытыми (с наличием ран) и закрытыми, то есть без нарушения целости кожи. Различают изолированные травмы (в пределах органа или сегмента конечности), множественные (повреждение нескольких органов или нескольких сегментов конечностей) и сочетанные травмы (одновременное повреждение внутренних органов и опорно-двигательного аппарата).

Спортивная травма — повреждение тканей (обычно мышечных и соединительных) вызванное физической нагрузкой, характерной для занятий спортом. Например, во многих видах спорта часто встречается повреждение мениска.

Среди травм выделяют ушибы, растяжения, вывихи, переломы, сдавление тканей и внутренних органов, сотрясения, разрывы органов и тканей. Травмы могут сопровождаться кровотечением, отёком, развитием воспаления, некрозом (омертвением) тканей. Тяжёлые и множественные травмы могут сопровождаться травматическим шоком и опасны для жизни.

Особый вид травм — психическая травма, которая может привести к нарушениям как психической деятельности, так и работы внутренних органов (депрессия, неврозы и др.).

Воздействия, способные вызвать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями.

Опасность – свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям (ресурсам).

Все опасности по источникам их возникновения (происхождению) принято делить на естественные и антропогенные.

Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере, таких как наводнения, землетрясения, цунами и т.п., а также обусловлены климатическими условиями и рельефом местности. Их особенностью является неожиданность возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, например, ураганы, оползни. Естественные опасности, которые представляют угрозу жизни и здоровью человека, выделяют в природные опасности. Такие опасности как жара, холод, туман, естественные электромагнитные поля и излучения, обычно не рассматриваются, т.к. они не представляют непосредственной угрозы жизни человеку. Подразделяются на литосферные (горные обвалы, камнепады), гидросферные (водная эрозия, сели, приливы), атмосферные (ливни, снегопады), космические (солнечная радиация). Общие закономерности таких явлений следующие: чем больше интенсивность, тем реже такое явление; каждому виду опасности предшествуют определенные признаки; существует определенная пространственная приуроченность. Антропогенные опасности, в основном, связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения – все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств (технических систем). Человек всегда взаимодействует с техническими средствами (орудия труда, бытовые приборы), которые помогают ему в труде и быту, а с другой стороны – являются источником так называемых техногенных опасностей. Техногенные опасности воздействуют и на человека, и на природу. Опасность для человека определяется характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне. Подробную классификацию техногенных опасностей дадим выше (для производственной деятельности человека). В особую группу опасностей выделяют экологические и социальные . Социальные опасности – это такие, которые распространены в обществе и угрожают жизни и здоровью людей. По природе социальные опасности делятся на связанные: с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и др.); с физическим насилием (разбой, бандитизм, террор, изнасилование, заложничество и др.); с употреблением веществ, разрушающих организм (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.д.); с социальными болезнями (спид, венерические и т.д.); с суицидом. По половозрастному признаку делятся на характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей. По организации бывают случайные и организованные, по масштабу – локальные, региональные, глобальные. В своей основе эти опасности порождаются социально-экономическими процессами в обществе. Они противоречивы по характеру из-за несовершенства человеческой природы. Их распространению способствует развитие международных связей, туризма и спорта.

Во всех случаях при воздействии любых опасностей основными мерами защиты от опасностей является: исключение опасностей; блокирование опасностей и проведение организационно-технических мероприятий, направленное на снижение этих опасностей до допустимых пределов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды травм: Ушибы. Растяжения. Сдавление. Вывихи. Переломы.

Травма — нарушение целостности функций ткани и органов в результате воздействия факторов внешней среды.

Тяжелые травмы - это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящей к потере учебной и спортивной трудоспособности сроком свыше 30 дней. Пострадавших госпитализируют или длительное время лечат у детских травматологов-ортопедов в специализированных отделениях или амбулаторно.

Травмы средней сложности тяжести - это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30 дней. Дети со спортивными травмами средней тяжести также должны лечиться у детских травматологов-ортопедов.

Легкие травмы - это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потере общей и спортивной работоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение 1-й степени и др., при которых учащаяся нуждаются в оказании первой врачебной помощи. Возможно сочетание назначенного врачом лечения (сроком до 10 дней) с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.

Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.

Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора.

Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.

Ушиб - это закрытое повреждение без нарушения целостности кожи, под которой происходит повреждение мелких сосудов и излияние крови (образуется гематома). Тяжесть повреждения тканей зависит от величины веса, формы предмета, которым был нанесен удар или о который ударился человек, от силы удара, возраста пострадавшего, места травмы и сопротивляемости тканей. Помимо повреждения тканей, при ушибах может возникать нарушение целостности лимфатических и кровеносных сосудов.

Признаки ушиба: Боль. Покраснение. Припухлость. Местное повышение температуры.

Рана – это нарушение целостности кожи, слизистых оболочек с повреждением различных тканей и органов, вызванное механическим воздействием.

По механизму нанесения ран, характеру ранящего предмета и объему разрушения тканей различают:

- резаные; - ушибленные; - колотые; - рубленые; - рваные; -огнестрельные

Ранение сопровождается болью, нарушением или ограничением функции пораженной части тела, особенно при повреждении костных структур, суставов, мышц, сухожилий, нервных стволов. Любое ранение сопровождается кровотечением .При оказании первой медицинской помощи на месте ранения необходимо остановить кровотечение.

Электротравма - поражение электрическим током. Поражения электрическим током могут возникнуть как в случаях непосредственного контакта, так и на расстоянии через воздух и землю под действием токов высокого напряжения.

Наиболее частыми причинами электротравм бывают: несоблюдение техники безопасности, аварии, неумелое обращение с электроприборами и нарушение изоляции токопроводящей цепи.

Симптомы. При действии электрического тока на организм прежде всего страдает центральная нервная система. Наступающие в ней изменения определяют тяжесть поражения и общие признаки.

Растяжение связок - Растяжение связок – это травма, которая представляет собой надрыв волокон связки из-за чрезмерного её натяжения. При этом общая анатомическая непрерывность тканей сохраняется. Повреждены могут быть как одна, так и несколько связок одновременно. Наиболее распространенные места растяжений – голеностопный, коленный или лучезапястный суставы. Может случиться полный разрыв связок или даже их отрыв от места, где они прикрепляются к кости.

Основной причиной растяжения связок являются резкие движения в суставе, которые превышают его физические возможности. Такую травму можно получить на производстве и в быту, на улице или дома, на стадионе и в спортзале. Это может быть резкое неловкое движение тела, поскальзывание, вывих, неудачное приземление после прыжка, падение на руку или на вытянутую ногу. В таких случаях сустав теряет нормальное положение и связка, которая его поддерживает, может растянуться или порваться.

Нередко растяжение связок происходит во время активных занятий спортом, особенно разными видами борьбы, игрой в теннис, баскетболом, футболом.

Признаки растяжения и разрыва связок.

Кровоизлияние в месте травмы.

Резкое ограничение функции сустава.

Болезненность при пальпации. При растяжении и разрыве связок конечность, в отличие от переломов и вывихов, не деформируется.

Сдавление. Заболевание, возникающее при сдавливающей травме, сопровождающееся развитием шока и повреждением органов (почек, печени и др.) и систем организма продуктами некроза травмированных при длительном сдавливании тканей (в основном мышц).

Развивается после длительного сдавливания конечностей тяжелыми предметами, конструкциями зданий при обвалах, оползнях, обрушении зданий, а также после длительного сдавливания конечности жгутом.

Шок развивается сразу после начала действия травмирующего фактора, в период сдавления и после освобождения от сдавления. Пусковыми механизмами развития шока являются: боль, интоксикация, повреждение органов и развивающаяся после освобождения от сдавления плазмопотеря. После прекращения сдавления боль от сдавления уменьшается, интоксикация усиливается. Продукты некроза мышц, поступая в кровь, увеличивают интоксикацию и повреждают органы и системы организма.

По степени тяжести различают легкую, среднетяжелую и крайне тяжелую формы синдрома длительного сдавливания.

Перелом - это полное или частичное нарушение целостности кости, возникшее при внешнем механическом воздействии.

Виды переломов.

Закрытый перелом- целостность кожного покрова не нарушена.

Открытый перелом- нарушена целостность кожного покрова над местом деформации, перелома или вблизи него.

Признаки перелома.

Деформация (изменение формы конечности, укорочение или изменение ее оси).

Локальная (местная) боль.

Припухлость мягких тканей над переломом, кровоизлияние в них.

При открытых переломах - рваная рана с видимыми отломками кости, или без них.

Нарушение функции конечности.

Вывих - это смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Он возникает при резких, несвойственных суставу движениях. При этом рвутся не только сосуды, но и связки, укрепляющие сустав. Вывихи возникают чаще в суставах, имеющих форму шара или блока (плечевой, тазобедренный, локтевой). Когда головка кости выходит за пределы своего нормального положения, происходит растяжение или разрыв связок. Воздействие большой силы, приведший к вывиху, может также вызвать перелом кости, повреждение близлежащих нервов и кровеносных сосудов. Вывих обычно легко определить по видимой деформации сустава.

Признаки вывиха.

Западение в области сустава.

Тема Понятие и виды травм

Тема Понятие и виды травм

Цель урока : познакомить учащихся с понятиями

Цель урока : познакомить учащихся с понятиями "травма";

Задачи урока : Воспитательные : воспитывать бережное отношение к своёму здоровью, здоровью окружающих людей. Образовательные : введение новых понятий: о понятии и видах травм.

Развивающие : развитие памяти, логики и интеллекта.

План: Что такое травма Какие виды травм существуют Что такое ушиб Что такое раны Что такое электротравма Что такое растяжение и разрыв связок Что такое сдавление Какие виды существуют переломов Что такое вывихи

Травма — нарушение целостности функций ткани и органов в результате воздействия факторов внешней среды.

Травмы делятся на:

 Тяжелые травмы - это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящей к потере учебной и спортивной трудоспособности. Травмы средней сложности тяжести - это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности.

Тяжелые травмы - это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящей к потере учебной и спортивной трудоспособности.

Травмы средней сложности тяжести - это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности.

 Легкие травмы - это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потере общей и спортивной работоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение 1-й степени и др., при которых пострадавшие нуждаются в оказании помощи. Выделяют острые и хронические травмы.

Легкие травмы - это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потере общей и спортивной работоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение 1-й степени и др., при которых пострадавшие нуждаются в оказании помощи.

Выделяют острые и хронические травмы.

Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора. Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.

Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора.

Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.

Вопрос 3. Вспомним алгоритм действий при ранении.

Практическая часть — остановка разных видов кровотечения. Зачёт.

Вопрос 6. ПМП при разных травмах. Техника исполнения.

Вопрос 7. Реанимация.
В тяжёлых случаях (при обильном кровотечении, переломах) возможно состояние пострадавшего, которое сопровождается травматическим шоком. Дать обезболивающее, чай, кофе, алкоголь, защитить от холода.
В состоянии клинической смерти — провести реанимацию. Зачёт.

Алгоритм оказания помощи
У пострадавшего нет признаков жизни:


• Обобщить знания обучающихся о видах травм, закрепить приемы оказания первой медицинской помощи.

• Развивать самостоятельность, критичность и остроту мышления, умение вступать и поддерживать диалог.

• Воспитывать личность безопасного типа.

Оборудование:

Классная доска, таблицы, карточки, карты, тексты синквейнов

Ход урока

Дать определение травмы (травма, синонимы: ранение, повреждение, нарушение целостности тканей, реакция организма на повреждения, органов под воздействием поражающих факторов - механических, физических, химических, травматических).

Конспект урока по ОБЖ по теме Виды травм. Оказание доврачебной помощи

После обсуждения данного определения, обучающимся предлагается:

• Произвести классификацию травм по поражающему фактору, по локализации, распространенности, степени тяжести.

• Составить таблицу с помощью карточек

Педагог зачитывает синквейн, обобщающий уже сказанное на уроке о травме.

Травма

Настигает, возникает, наносится.

Нарушена целостность тканей

“Что относится к травмам?” (Раны, вывихи, ушибы, переломы, растяжения).

Дать определения ране, вывиху, ушибу, перелому, растяжению.

Педагог, получив ответы, продолжает:

С помощью синквейна вы определите о какой травме пойдет дальше речь на уроке.

Наносится, получается, образуется

Острое оружие ей причина.

Под …… подразумевается слово “рана”.

Педагог классу: Определите, о каких ранах говорится в следующих пятистишиях:

Просит, требует, заклинает

Спасти человека от бешенства.

Задевает, вылетает, отрывает.

Люблю гранаты и лимоны только на дереве я

Классу предлагается по таблице “Первая медицинская помощь при ранениях” рассмотреть и сравнить рваную и проникающую раны. Затем составить про них синквейны.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Конспект занятия по теме:

"Виды травм.Оказание первой доврачебной помощи."

• Обобщить знания обучающихся о видах травм, закрепить приемы оказания первой медицинской помощи.

• Развивать самостоятельность, критичность и остроту мышления, умение вступать и поддерживать диалог.

• Воспитывать личность безопасного типа.

Оборудование:

Классная доска, таблицы, карточки, карты, тексты синквейнов

Дать определение травмы (травма, синонимы: ранение, повреждение, нарушение целостности тканей, реакция организма на повреждения, органов под воздействием поражающих факторов - механических, физических, химических, травматических).

После обсуждения данного определения, обучающимся предлагается:

• Произвести классификацию травм по поражающему фактору, по локализации, распространенности, степени тяжести.

• Составить таблицу с помощью карточек

Педагог зачитывает синквейн, обобщающий уже сказанное на уроке о травме.

Настигает, возникает, наносится.

Нарушена целостность тканей

“Что относится к травмам?” (Раны, вывихи, ушибы, переломы, растяжения).

Дать определения ране, вывиху, ушибу, перелому, растяжению.

Педагог, получив ответы, продолжает:

С помощью синквейна вы определите о какой травме пойдет дальше речь на уроке.

Наносится, получается, образуется

Острое оружие ей причина.

Под …… подразумевается слово “рана”.

Педагог классу: Определите, о каких ранах говорится в следующих пятистишиях:

Просит, требует, заклинает

Спасти человека от бешенства.

Задевает, вылетает, отрывает.

Люблю гранаты и лимоны только на дереве я

Классу предлагается по таблице “Первая медицинская помощь при ранениях” рассмотреть и сравнить рваную и проникающую раны. Затем составить про них синквейны.

Педагог классу: В результате раны у человека возникает……(кровотечение).

Какие кровотечения вы знаете?

Определить, о каких видах кровотечений пойдет речь дальше.

Совсем как фонтан.

Течет, капает, льется.

Спокойная смерть наступает.

На доску вывешиваются таблицы “Способы временной остановки кровотечений”.

Педагог: “Рассмотрим способы остановки кровотечений”.

Ученики рассказывают о способах временной остановки кровотечений.

Педагог: “Чтобы перейти к следующему этапу урока, вновь необходимо разгадать синквейн”.

Обезболить, иммобилизировать, транспортировать.

Не прыгайте в воду бездумно.

После ответа учеников на доску вывешиваются таблицы “Первая медицинская помощь при переломах костей” и “Переломы костей и средства иммобилизации”.

Педагог: “Рассмотрим виды переломов и способы оказания помощи”

Рассмотрев виды переломов и способы оказания помощи пострадавшим, учитель предлагает блеснуть своими знаниями в игре. Обучающимся раздаются карты по теме: “Оказание первой медицинской помощи” Ученики играют группами по 3-4 человека. Первый ученик “ходит” и зачитывает свой вопрос второму ученику (по кругу). Правильный ответ ученик знает, так как он написан на карте. Если второй ученик дает правильный ответ, то карта “бита”. Если отвечающий не знает правильного ответа, то он забирает карту себе и пропускает ход. Так идет игра.

Подведение итогов, оценивание знаний обучающих.


-75%

Читайте также: