Поможем соне правильно произносить звук с конспект
Обновлено: 06.07.2024
Цель: закрепить нормированное произношение звука [С] в словах и предложениях.
Образовательные:
уточнение артикуляционного профиля звука [С];
закрепить навык правильного произношения свистящего звука [С] на материале слов и предложений;
Уметь давать описательную характеристику звука [С];
Уметь определять место звука [С] в слове;
Образование существительных уменьшительно –ласкательной формы;
Проводить анализ мнемосхем, уметь составлять предложения по ним.
Развивающие:
Развить сильный, целенаправленный, речевой выдох;
Развить артикуляционную моторику;
Развить навыки звукового анализа;
Развить умение отвечать полным ответом на вопросы;
развить понимание логико – грамматических конструкций;
развить внимание, мышление, воображение и память.
Воспитательные:
Воспитать положительный интерес, эмоционально благоприятный настрой к логопедическим занятиям.
Образовательная область: речевое развитие.
Тип занятия: закрепление.
Форма проведения: индивидуальная.
Возрастная группа: 5-6 лет.
Оборудование: предметные картинки, карточки для проведения артикуляционной гимнастики, логопедическая мягкая игрушка – лягушка, карточки артикуляционной гимнастики, схема – характеристики звука, звуковая решётка, дорожка слов, фигурка собаки Сони, мнемодорожки, значок сыщика.
Ход занятия
1.Организационный момент
- Здравствуй Никита, давай настроимся, зарядимся теплой энергией нашего солнышка.
Ручки тянем, ручки греем,
Заряжаем теплой лаской,
Доброй сказочной улыбкой и конечно красотой .
Глазки смотрят - не моргают,
Ушки наши замирают.
Будем слушать, не зевать,
На вопросы отвечать.
Логопед:- Посмотри на картинку кого ты видишь?
Ребёнок:- Я вижу на картинке девочку.
Логопед: -Девочку зовут Света. Что делает Света?
Ребёнок: -Света плачет?
Логопед: -Никита как ты думаешь, почему плачет Света?
Ребёнок: -Девочка Света расстроена.
Логопед: -Молодец Никита, ты очень внимательный, Света плачет, потому что у нее пропала собака Соня и девочка не может найти свою любимицу.
-Давай поможем Свете, сегодня мы превратимся в сыщиков и отыщем собаку.
- Кто такие сыщики?
Ребёнок: -Сыщик это человек, который что то или кого то ищет. Это его работа.
Логопед: -Отправимся по следу, а в дороге потренируемся произносить наш звук [С].
Дыхательная гимнастика
Вдох носом , выдох через рот (губы трубочкой). Дуем на дорожку, чтобы сдуть пыль и найти собачьи следы.
-Мы смогли найти первые следы, теперь пойдем прямо по дорожке и посмотрим куда она нас выведет.
Артикуляционная гимнастика
-Посмотри на дорожке лужа а в луже сидит лягушка "прожорливое брюшко", спросим её не пробегала ли тут Соня.
-Лягушка сказала ,что покажет нам дорогу, если мы научим её делать артикуляционную гимнастику.
-Рада лягушка, что её язык станет сильным и ловким, теперь она сможет поймать много комаров, а комары любимое лакомство -лягушек.
Характеристика звука [С] (составление схемы и её анализ)
-Никита ты хочешь показать лягушке, как красиво умеешь свистеть.
-Что делают наши органы артикуляции когда мы произносим звук [С]?
Ребёнок:- Губки улыбаются, зубки приоткрыли дверь – между ними небольшое расстояние;
воздушная струя плавная , длинная, холодная как снежинка;
звук [С] живет в букве С.
Логопед:-Какой характер у этого звука?
Ребёнок: -Когда мы свистим, звук преодолевает преграду – язычок и зубки, значит звук согласный;
горлышко молчит, у звука [С] нет звоночка, звук глухой;
голосок строгий , звук твердый как кубик.
Логопед: -Молодец, Никита, научил лягушку тренировать язык, а она нам, дала подсказку - Соня отправилась ловить бабочку.
- А тебе хочется увидеть маленькую, яркую бабочку?
Развитие фонематических процессов
Логопед: А вот и бабочка, но поймать её не легко, мы должны определить место звука [С] в словах, тогда узнаем куда побежала Соня дальше.
Работа со звуковой решёткой
Слова для анализа – солнце, куст, мост, нос, лиса, лист, свет.
Логопед: -Бабочка рассказала, что Соня хотела сходить в гости к звукарикам, пойдём и мы к ним.
Звуковой анализ слов – Соня, собака, Света.
Ребенок:[С] – согласный, глухой, твердый;
[Нꞌ] - согласный , звонкий, мягкий;
Разбор остальных слов, выполняется аналогично.
Логопед: -Умница, Никита, справился с заданием. Мы смогли узнать что собачка из гостей побежала на цветочную поляну, ей захотелось спрятать косточку, которой угостили её звукарики.
Вот какая красивая поляна!
-На поляне чьи то следы, пойдем по ним? Ой смотри ,чего тут только нет, давай пофантазируем, кто мог тут оставить эти вещи. Может большие следы – это следы великанов, а маленькие – гномов.
Логопед показывает , как можно изобразить гнома и великана (гном - присесть, великан - поднять руки вверх).
Затем, акцентирует внимание на том, чтобы ребёнок внимательно слушал команду и выполнял упражнение по голосовой команде педагога, а не по его движению (игра проводится 5-7 раз).
Может все эти вещи потерял великан или гном, как думаешь ты?
- Какие вещи потерял гном , какие великан?
Великан оставил самокат, гномик самокатик
Великан оставил сумку , гномик сумочку
Великан оставил сома, гномик сомика
Слова для проговаривания - (самокат, сумка, сом, сахар, косынка, пояс, кокос, ананас, абрикос).
Развитие навыка отвечать на вопросы полным ответом
- Посмотри а вот и Соня, она спряталась на нашей чудесной поляне в кустах.
- Никита, ты рад что мы её нашли?
Логопед:- Где собака Соня ?
Ребёнок: -Вот собака Соня.
Логопед: -Где спряталась собака Соня?
Ребёнок: -Собака Соня спряталась в кустах.
Логопед: -Что спрятала Соня в кустах?
Ребёнок: -Соня спрятала в кустах вкусную косточку.
Логопед: -Кто сидит на носу у собаки Сони ?
Ребёнок: -На носу у собаки Сони сидит оса.
Заучивание скороговорки
Логопед: -Соня как долго мы тебя искали, идём скорее домой! Никита чтобы возвращаться была не скучно, может придумаем какое нибудь развлечение, расскажем скороговорку про осу, которая сидела у Сони на носу.
У Сони на носу видели осу, та оса боса и без пояса.
-Что значит боса? Это значит, что у осы нет обуви на лапках, то есть она голыми (босыми) лапками.
-Мы снова вернулись в кабинет.
Развитие понимания логико – грамматических конструкций
-Где Сонина Света?
-А где Светина Соня?
-Никита, посмотри на Свету, какая она теперь?
Ребёнок: -Света счастливая, радостная, красивая.
Работа по мнемосхемам
Логопед:-Давай прочитаем мнемосхемы.
Ребёнок:- У Светы на сумке нарисован ананасы.
-У Светы в сумке масло.
-У Светы красная косынка и бусы.
-У Светы на сарафане узкий пояс.
Логопед: -Какое замечательное приключение у нас получилось, скажем Соне и Свете спасибо. Не теряйте больше друг друга!
-Никита , ты молодец!
- Света и Соня тоже благодарят тебя, и хотят тебе подарить - значок сыщика.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД
Цель: Способствовать обретению ребёнком умения правильно произносить звук [С].
Задачи: 1. Коррекционно-образовательные
- Закреплять правильное произношение звука [С]: изолированно, в слогах, словах и во фразовой речи.
- Обогащать и уточнять словарный запас детей.
- Упражнять в правильном употреблении предлогов в связной речи.
- Расширять знания о различных переживаемых эмоциях.
2. Коррекционно-развивающие
- Развивать фонематическое восприятие, умение выделять в словах заданный звук, делить слова на слоги.
- Развивать связную речь, упражнять в построении полных предложений.
- Продолжать развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику;
- Развитие и коррекция высших психических функций, и активизация познавательной деятельности.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Коррекционно-воспитательные
- Воспитывать умение сопереживать и желание помогать другим.
- Совершенствовать коммуникативные навыки, умение слушать собеседника и контролировать собственную речь.
- Продолжать воспитывать культуру общения, вежливость.
- Воспитывать умение работать в одной команде и стремление внести свой вклад в общий результат.
Организационный момент.
Психолог и логопед здороваются с детьми. Логопед держит в руках собаку Соню, которую прячет за спиной.
Психолог : Ребята, с нами вместе пришла ваша знакомая собачка Соня, но она прячется, наверное стесняется. Давайте её позовём.
(дети зовут Соню, появляется грустная собака)
Психолог : Здравствуй, Соня. Ребята, как вы думаете, какое настроение сейчас у Сони?(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) – да, похоже, что у Сони печальное настроение, наша Соня грустит. Может быть можно как-то Соне помочь или нет? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Соня, почему ты грустишь? Что тебя опечалило? Чем мы можем тебе помочь?
Соня сообщает, что переживает потому, что не умеет правильно произносить слова, и просит ребят помочь ей.(Шпасибо. Я -Шобака Шоня)
Логопед: - Какой первый звук в словах Спасибо, Соня, Собака? (ответы детей) Ребята, вы уже умеете правильно произносить звук. - С-с-с. Давайте и Соню научим правильно и чётко произносить этот звук.
Лексико-грамматические игры и упражнения
- Соне понравилась песенка ветра, она хочет послушать еще немножко.
Дети по очереди произносят четко заданный звук в слогах. Са - Со – Сы - Су
Автоматизация произношения звука [с] в словах с использованием игрового поля. Ребенок двигается по лабиринту, слушая и выполняя инструкцию педагога: шаг вперёд, два шага направо, и т.п. Называет картинку, возле которой остановился, четко произнося звук [С].
Работа над слоговой структурой слова.
Логопед: Мы погуляли, а теперь пора возвращаться. Обратный путь нам укажут стрелки. А чтобы Соня не потерялась, на каждой картинке нужно хлопать столько раз, сколько слогов в слове.
Мы шли, шли, и мешок нашли.
Что в мешочке, интересно? Угадаем мы, друзья!
Но, ещё скажу вам честно, что подглядывать нельзя!
Нужно глазки закрывать, чтоб на ощупь угадать.
Чтоб на ощупь угадать – нужно пальчики размять.
Будем дружно, будем вместе повторять старательно.
Вот большой наш палец вместе с пальцем указательным,
С безымянным и со средним, и с мизинчиком последним.
Логопед: Соня проголодалась. А в Чудесном мешочке угощение для Сони. Нужно угадать на ощупь что это, потом достать и угостить Соню. (Достаёт миску) - Это миска. Давайте покормим Соню из миски. Что же в миску положить? Что же Соне предложить? ( Достаёт из мешочка предмет и говорит, сопровождая показом)
- Я достаю из мешочка колбаСу (СосиСку, мяСо, капуСту, Сок). Кладу колбасу в миску. Ставлю миску на стол. Приглашаю Соню к столу. Сажаю Соню за стол. Угощайся, Соня, пожалуйста.
Ребёнок угадывает, достаёт предмет, угощает Соню и говорит (сопровождает действия речью).
У Сони в миске горячий суп. Нужно подуть на него, чтобы остудить.
Мы подуем высоко Потянуться вверх, произнося: с-с-с
Мы подуем низко Слегка наклониться и произнести: с-с-с
Мы подуем далеко Наклониться вперед всем корпусом, руки
вытянуты вперед, произнести: с-с-с
Мы подуем близко Прижать руки к груди, опустить голову
8. Заучивание чистоговорки.
Логопед произносит чистоговорку :
«Соня за столом сидела, с удовольствием поела.
( Соне понравилось, как прозвучала чистоговорка про неё. Соня просит детей повторить, чтобы она запомнила. Каждый ребёнок повторяет)
Психолог предлагает всем вместе построить для Сони домик. Уточняет у детей, как называется домик для собаки? Конура будет не обычная, а с волшебными стенами. На стенах пусть будут картинки, в названии которых есть звук [С]. . Дети строят сообща. Поселяют Соню в конуру. Соня говорит СПАСИБО! (Логопед обращает внимание детей на то, что Соня теперь произносит слово правильно)
Психолог: Ребята, посмотрите, какое теперь настроение у нашей собаки Сони? Почему вы так думаете? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Я тоже думаю, что у Сони настроение поменялось. Соня выглядит весёлой, радостной, счастливой, и приглашает всех в хоровод.
Становись скорее в круг!
Дай свою мне руку друг!
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся!
И чудесным настроеньем
Мы поделимся со всеми!
К солнышку потянемся,
Логопед: Вот и время нашей сегодняшней встречи с вами подошло к концу. Скажите, ребята, что вам запомнилось, что понравилось, а может быть, что-то и удивило? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Ребята, мы сегодня помогли Соне научиться правильно выговаривать какой звук? (С) А помните чистоговорку про Соню? Давайте все вместе повторим:
Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.
2. Артикуляционная гимнастика.
5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.
6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)
8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.
9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.
Логопед: Посмотри на картинку и скажи, что увидела собачка Соня. Отвечай полным предложением. Собачка Соня увидела…
10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?
11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!
Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. - Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Тема занятия : Поиграем со собачкой Соней.
Цель: подготовка к постановке [с], вызывание [с].
• Развивать длительный, плавный ротовой выдох;
• Упражнять в правильной артикуляции опорного для [с] звука [и]
• Развивать фонематическое восприятие, умение определять на слух правильное / искажённое произнесение звука [с]
• Развивать артикуляционную моторику
• Активизировать в самостоятельной речи словарь существительных – названий домашних животных
• Развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику.
Материалы и оборудование:
• Бантик на ленточке
• Предметные картинки, названия которых начинаются на звуки А, У, И
• Символ звука И (горизонтальный прямоугольник красного цвета)
• Картинки-символы для артикуляционной гимнастики
• Картинка самокат со сдутым колесом
• Подарок ребёнку от собачки (печенье)
Примерный ход занятия
1. Организационный момент
Собачка (обращается к детям) :
- Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются со щенком за лапку.) Я – собачка Соня, пришла поиграть с вами. Но играть мы будем по очереди. Сейчас я приглашаю того, кого поглажу по голове. Закрывайте глаза.
- У нас тоже есть подарок для щенка – ленточка, лёгкая и воздушная. Подуй на неё.
Ребёнок держит ленту перед собой в слегка вытянутой руке. Дует на неё, не надувая щёк. Упражнение выполняется 3 – 4 раза.
- Теперь давай завяжем бантик щенку.
Ребёнок выполняет, взрослый помогает.
- Собачка Соня принесла сумку. Давай посмотрим, что там? (Достаю символ звука И, картинки.) Что мы обозначаем такой фигурой?
(- Звук И)
- Назови картинки и определи, какое слово начинается на звук И.
Ребёнок называет картинки, утрированно произнося первый звук. Выбранные картинки кладёт около символа.
Ребёнок встаёт, руки ставит на пояс.
Слова: хобака, собака, флон, хлон, слон, фок, сок, шумка, хумка, сумка.
5. Артикуляционная гимнастика
- А что ты ещё умеешь?
Логопед предлагает показать щенку артикуляционную гимнастикус помощью картинок-символов.
Почистим нижние зубки (изнутри снизу вверх)
Ветерок с горки
Собачка: - У моего самоката сдулось колесо (показывает картинку). Помоги, пожалуйста, накачать его.
7. Пальчиковая гимнастика
Щенок: - А моя любимая игра – за кошками гоняться.
Логопед : - Мы об этом даже стишок знаем. Давай расскажем.
Собачка: - Какой ты молодец. Мне понравилось с тобой играть. И я хочу угостить тебя вкусным печеньем.
Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [Р] Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р] Цель: закрепление чёткого произношения звука [р] в слогах и словах., предложениях. Задачи:.
Индивидуальное занятие по постановке и дифференциации звука [С] Тема: “Звук [С]”. Цели: 1. Постановка и автоматизация звука [С]. 2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах.
Читайте также: