Политико государственное устройство рф конспект

Обновлено: 07.07.2024

Российская Федерация (РФ) - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Она состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

В России признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Основным законом России является ее Конституция. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции.

Субъекты РФ имеют свою конституцию или устав, а также законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения России и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

  • 21 республика:
    Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики;
  • 9 краев:
    Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Пермский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
  • 46 областей:
    Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
  • 2 города федерального значения:
    Москва, Санкт-Петербург;
  • 1 автономная область:
    Еврейская автономная область;
  • 4 автономных округа:
    Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

КАРТА РОССИИ



Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Главой государства является Президент Российской Федерации, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.

Высшим законодательным органом страны является Федеральное Собрание Российской Федерации.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации.

Судебную власть в Российской Федерации осуществляют суды.



Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент России избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

  • назначение с согласия Государственной Думы Председателя, заместителей Председателя и остальных членов федерального Правительства, а также принятие решение об его отставке;
  • представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;
  • назначение судей всех других федеральных судов;
  • назначение и освобождение от должности полномочных представителей Президента РФ;
  • формирование и руководство Советом Безопасности РФ;
  • утверждение военной доктрины страны;
  • назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ, являясь их Верховным Главнокомандующим;
  • назначение выборов Государственной Думы и ее роспуск в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
  • внесение законопроектов в Государственную Думу;
  • подписание и опубликование федеральных законов;
  • решение вопросов гражданства РФ и предоставление политического убежища;
  • осуществление помилования.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом страны. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Проекты федеральных законов вносятся сначала в Государственную Думу. Принятый в Государственной Думе федеральный закон передается на рассмотрение Совета Федерации. После одобрения федерального закона Советом Федерации он считается окончательно принятым.


В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
  • утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования российских Вооруженных Сил за пределами территории РФ;
  • назначение выборов Президента РФ;
  • отрешение Президента РФ от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.


Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются от различных политических партий, общественных движений либо как независимые кандидаты сроком на 4 года и работают на профессиональной постоянной основе.

  • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства страны;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.


Правительство Российской Федерации в определенных ею пределах возглавляет единую систему исполнительной власти в стране, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя правительства и федеральных министров.


На этом уроке учащиеся оценят положение России в современном мире. Рассмотрят её политико-государственное устройство. Урок способствует формированию у учащихся умения работать с картой.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Место России в мире. Политико-государственное устройство страны"

Россия, или официально Российская Федерация, – государство в Восточной Европе и Северной Азии. Территория страны, определяемая её Конституцией, составляет семнадцать миллионов сто двадцать пять тысяч сто девяноста один километр квадратный. По этому показателю она занимает первое место в мире, значительно опережая идущие за нею страны, такие как Канада, Китай, Соединённые Штаты Америки, Бразилия и другие.

Население России – это состав жителей, населяющих территорию страны. На первое января две тысячи семнадцатого года по оценке Росстата (федеративной службы государственной статистики) в России было сто сорок шесть миллионов восемьсот четыре тысячи триста семьдесят два постоянных жителя. Благодаря чему страна занимает девятое место в мире по численности населения после таких стран, как Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия и Бангладеш.


Россия – одна из наиболее многонациональных стран в мире. В ней проживает более ста девяноста народов. Восемьдесят один процент населения России составляют русские. Русские по территории страны расселены крайне неравномерно: в некоторых регионах, таких как Чечня, Дагестан, Ингушетия, они составляют менее пяти процентов населения. Россия также отличается большим этнокультурным многообразием. Большая часть населения (около семидесяти пяти процентов) относит себя к православию, что делает нашу страну самой многочисленной по православному населением в мире.

Государственный язык России – русский. Русский язык – один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира: шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным.

Действующим Президентом Российской Федерации с седьмого мая две тысячи двенадцатого года является Владимир Владимирович Путин.

Россия – мировой лидер по запасам и разнообразию природных ресурсов. По величине валового внутреннего продукта Россия входит в первую десятку стран, уступая США, Китаю, Японии, Индии, Германии.

ОБСЕ – организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Штаб-квартира – город Вена, государство Австрия. ОБСЕ – это крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет пятьдесят семь стран, которые расположены в основном в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.


МВФ – Международный валютный фонд. Это специальное учреждение ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне, государство США. Международный валютный фонд объединяет сто восемьдесят девять государств, а в его структурах работают две тысячи пятьсот человек из ста тридцати трёх стран. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов, как правило, сопровождается набором условий и рекомендаций. Стоит отметить, что политика и рекомендации Международного валютного фонда в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

АТЭС – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Штаб-квартира находится в Сингапуре. Целью организации является повышение экономического роста, процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. В АТЭС находится двадцать одно государство, среди них – большинство стран с береговой линией у Тихого океана.


Россия — одна из ведущих космических держав мира: мировой лидер по количеству запусков космических аппаратов, экспортёр ракетных двигателей. Страна имеет самый большой в мире радиотелескоп. Радиотелескоп – это астрономический инструмент для приёма собственного радиоизлучения небесных объектов (в Солнечной системе, Галактике и Метагалактике) и исследования их характеристик, таких как: координаты, пространственная структура, интенсивность излучения, спектр и поляризация. РАТАН-600 – это крупнейший в мире радиотелескоп с рефлекторным зеркалом диаметром около шестисот метров.


Основными преимуществами радиотелескопа являются высокая чувствительность по яркостной температуре и многочастотность. Радиотелескоп расположен в Карачаево-Черкесской Республике на высоте девятисот семидесяти метров над уровнем моря. При создании радиотелескопа ставились следующие основные цели:

· обнаружение большого числа космических источников радиоизлучения, отождествление их с космическими объектами;

· изучение радиоизлучения звёзд;

· исследование тел Солнечной системы;

· исследование областей повышенного радиоизлучения на Солнце, их строения, магнитных полей;

· обнаружение искусственных сигналов внеземного происхождения.

В России создана одна из двух существующих в мире глобальных систем спутниковой навигации. Спутниковая система навигации – система, предназначенная для определения местоположения (географических координат) наземных, водных и воздушных объектов. Также данная система позволяет получить скорости и направления движения приёмника сигнала. ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) – это российская спутниковая система навигации, разработка которой началась ещё в СССР. Это одна из двух функционирующих систем глобальной спутниковой навигации.

Россия входит в десятку мировых лидеров по ядерной энергетике; экспортёр ядерных реакторов и сопутствующих систем; крупнейший экспортёр топлива для атомной промышленности; обладает уникальными технологиями переработки отработавшего ядерного топлива.

Наша страна – один из крупнейших мировых производителей и экспортёров программного обеспечения и информационных технологий; входит в десятку мировых лидеров по количеству эксплуатируемых суперкомпьютеров и в шестёрку мировых лидеров по количеству патентов на инновационные технологии.

Россия имеет единственный в мире атомный ледокольный флот. Атомный ледокол – это морское судно-атомоход с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы имеют электрическую передачу на гребные винты.

Кроме всего этого, наша страна обладает вторым в мире арсеналом ядерного оружия, входит в число стран с наиболее богатым культурным наследием и обладает самыми большими природными ресурсами на Земле.

Россия – федеративное государство. Федерация – это государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств.


Федеральные единицы имеют собственные законодательные, судебные и другие органы. Для всего государства устанавливается единое гражданство, единая денежная единица и так далее.

Отметим, что некоторые из субъектов Российской Федерации одновременно входят в состав других субъектов Федерации. Например, Ненецкий автономный округ в составе Архангельской области. С целью совершенствования системы управления государством было выделено восемь федеральных округов. А это:

· Центральный федеральный округ (административный центр – город Москва);

· Северо-Западный федеральный округ (административный центр – Санкт-Петербург);

· Южный федеральный округ (административный центр – Ростов-на-Дону);

· Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр – город Пятигорск);

· Приволжский федеральный округ (административный округ – Нижний Новгород);

· Уральский федеральный округ (административный центр – Екатеринбург);

· Сибирский федеральный округ (административный центр – Новосибирск):

· И, наконец, Дальневосточный федеральный округ (административный центр – город Хабаровск).

В современных условиях участие в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда возможно не только на государственном уровне. Субъекты Российской Федерации могут самостоятельно заключать соглашения с другими странами и регионами мира. Такой опыт уже есть у Дальневосточного федерального округа, который активно интегрируется в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона.

База данных "Законодательство Российской Федерации" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Государственное устройство Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

  • Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики;
  • Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
  • Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
  • Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения;
  • Еврейская автономная область;
  • Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

В ведении Российской Федерации находятся:

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  • административное, административно-процессуальное, трудовое семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Президент Российской Федерации:

  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
  • утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

  • назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
  • распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
  • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы;
  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Правительство Российской Федерации:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального Обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной Безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судьи несменяемы. Судьи неприкосновенны.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Дата проведения: _______

Время: 2 час.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Важное место в государственном механизме занимает институт президентства.

Конституцией РФ и основан на трех фундаментальных положениях:

— Президент является главой государства (ст.80 Конституции РФ);

— Президент — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

— Президент фактически возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Он не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. Такое положение Президента вызвано необходимостью обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех государственных институтов. Для этого Президент наделен специальными полномочиями по отношению к каждой из ветвей власти.

Как глава государства Президент определяет направления внутренней и внешней политики России. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Свои властные полномочия Президент РФ реализует в виде указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Порядок выбора Президента определен Конституцией РФ и Федеральным Законом «О выборах Президента РФ”, в которых указано, что он избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Представительным и законодательным органом в Российской Федерации в соответствии с Конституцией является-

Представительный статус парламента определен порядком его формирования, при котором Федеральное Собрание представляет интересы всего населения Российской Федерации в целом и каждого субъекта Российской Федерации в отдельности и обладает правом принимать от их имени решения.

Порядок формирования Совета Федерации и проведения выборов депутатов Государственной Думы установлен федеральными законами. Необходимость разделения Федерального Собрания на две палаты вызвана разграничением функций каждого, а также определенным порядком рассмотрения и принятия законов.

ния и выступает как орган представительства субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ; назначение на должность Генерального прокурора РФ, освобождение его от должности и др.

го населения Российской Федерации. Она состоит из 45- депутатов: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ —один депутат) на основе единой нормы представительства и 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, блоками. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

К ее ведению относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и др.

ся и функционирует на основе принципов федерализма, обусловленного государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему этих органов входят:

— федеральные органы исполнительной власти;

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: республик в составе РФ, краев, областей, городов республиканского значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.

Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе Конституции РФ, которая закрепляет разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти и ее субъектов.

Все исполнительные органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В частности, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектом. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В настоящее время

— государственные комитеты РФ;

— федеральные службы и др.

Правительство РФ —орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Основы его правового положения, состав, порядок формирования определяются Конституцией РФ и федеральными законами.

В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Другие члены Правительства также назначаются Президентом. Основными конституционными полномочиями Правительства являются:

— разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, а также представление отчета о его исполнении;

— обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— решение вопросов управления федеральной собственностью;

— принятие мер по укреплению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

— реализация мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Правительство обеспечивает также исполнение издаваемых им актов.

редством конституционного гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией России и Федеральным конституционным законом. Она представлена Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным судами РФ, иными Федеральными судами. За органами судебной власти признается самостоятельность и право функционировать независимо от других ветвей власти. Основное содержание их деятельности определено целью осуществления правосудия в стране —защитой конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций.

С судами при осуществлении правосудия тесно взаимодействует

ной власти. Основная ее задача —осуществление государственного надзора за исполнением законов на территории России.

В развитом демократическом государстве среди его институтов выделяется местное (муниципальное) самоуправление. В соответствии со ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Правовое определение местного самоуправления дано в ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Система местного самоуправления строится в соответствии с административно-территориальным делением. Территориальной единицей, на которой осуществляется местное самоуправление, его «зоной ответственности”является муниципальное образование —городское, сельское поселение или несколько поселений, объединенных общей территорией, имеющих муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы управления.

Граждане России реализуют свое право на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы.

Ведущая роль в любом территориальном образовании принадлежит

ве всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Наименование представительного органа, численный состав определяются уставом муниципального образования с учетом национальных, исторических традиций.

В отдельных поселениях полномочия представительного органа может осуществляться рание считается правомочным, если в нем участвовало более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Глава муниципального образования выбирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо может избираться представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Непосредственным способом выражения прав граждан на самоуправление являетсярого принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом.

В границах муниципального образования (города, поселения) на части его территории, в микрорайонах, кварталах, улицах, дворах проживающие там граждане могут создавать

ветственность, осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Органы местного самоуправления вправе контролировать и управлять значительной частью общественных дел. В этом вопросе важно разграничить собственную компетенцию органа местного самоуправления и компетенцию государства в этой области (см.таблицу).

Государственная власть Местное самоуправление
создает правовые рамки для осуществляет в рамках закона
деятельности всех субъектовраспределение социальных благ,
местного самоуправления (насе-гарантированных государством
ление и представляющие его ор-(обеспечивает их доступность,
ганы), принимая законы и иныеадресность и т.д.);
правовые акты;
определяет и гарантирует заботится о поддержании сис-
общегосударственные социальныетем, обеспечивающих жизнедея-
стандарты, т.е. минимум благ,тельность населенных пунктов
которые вправе получать и тре-(водоснабжения, пожарной безо-
бовать, граждане государства;пасности, общественного поряд-
ка и др.);
обеспечивает государственный обеспечивает условия для соз-
контроль за соблюдением общего-дания социальных благ в видовом,
сударственных социальных стан-количественном отношении превос-
дартов, за реализацией закреп-ходящих общегосударственные со-
ленных в законодательстве правциальные стандарты.
физических и юридических лиц, а
также защиту этих прав.

Некоторые функции государства и области местного самоуправления могут быть делегированы органам местного самоуправления (например, земельные права местных органов).

уставов муниципальных образований; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образованияЁ учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка; организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; контроль за использованием земель, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождение полезных ископаемых, недр для строительства подземных сооружений местного значения; организация, содержание и развитие муниципальных энерго‑, тепло‑, газо- и водоснабжения и канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация транспортного обслуживания населения, обеспечение услугами связи, торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры, развития физической культуры и спорта; охрана окружающей среды; обеспечение противопожарной безопасности.

Муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению органов государственной власти.

Ответственность органов местного самоуправления, т.е. то, за что они должны отвечать, вытекает из компетенции этих органов. Однако остается вопрос: перед кем эта ответственность?

Формула «под свою ответственность”частично дает на него ответ. Это означает, что равнодушное отношение населения к тому, кого оно избирает в органы местного самоуправления, нежелание или неумение участвовать в организационных формах контроля за местными властями, отсутствие активного сотрудничества, солидарности жителей и т.п. могут привести и неизбежно приведут к низкому уровню благосостояния основной массы населения в городе, поселке, селе. Следовательно, население в данном случае само несет ответственность, и на каждом жителе лежит ее доля. А неблаговидные последствия пассивности, иждивенчества граждан как раз и выступают в виде низкого уровня социальных благ (минимальных по сравнению с тем, что обязуется гарантировать государство), нездоровой и некомфортной среды обитания, высокого криминального уровня и др.

Но, принимая на себя ответственность за состояние местных дел, население муниципального образования должно иметь и возможность контролировать органы местного самоуправления. Конкретно порядок и условия ответственности органов местного самоуправления в случае утраты доверия населения должен быть определен в уставе муниципального образования. Кроме того, в случае нарушения органом местного самоуправления Конституции РФ, федеральных законов, субъектов Российской Федерации, а также в случае ненадлежащего осуществления государственных полномочий, делегированных государством органу местного самоуправления, наступает ответственность этого органа не только перед избравшим его населением,

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся: