Политика мирного сосуществования успехи и противоречия конспект

Обновлено: 05.07.2024

Материалы и оборудование:

  • персональный компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска, учебная доска;
  • рабочая тетрадь.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы проведения урока: эвристический, объяснительно-иллюстративный, технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Время проведения: 1 академический час (45 минут).

Ход урока

1. Организационный момент.

Ключевые слова: Совет безопасности ООН, США, НАТО, СССР, ОВД, вмешательство в региональные конфликты, ускорение гонки вооружений (переход через гиперссылку на слайд интерактивной доски).

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

(Работа уч-ся в группах с текстами документов.) (Приложение 3)

Читая высказывания современников и историков, ребята отвечают на вопросы:

  1. Какие принципы внешней политики выдвинул Н.С. Хрущёв?
  2. На основании документов ответьте, придерживался ли их сам Н.С. Хрущёв?

(Смотри: раздаточный материал для работы учащихся в группе.)

Проблемный вопрос.

Мозговой штурм.

Давайте попробуем, исходя из имеющихся у вас знаний, определить факторы, влиявшие на сохранение международной напряжённости (примерные предположения уч-ся записываются на доске без обсуждения).

3. Новый материал.

Две линии внешней политики СССР.

СССР и капиталистические страны.

Курс СССР на разрядку отношений с Западом.

Путь к разрядке напряженности новое руководство СССР видит и в урегулировании двухсторонних связей со многими странами. В 1955 г. дипломатические отношения были восстановлены с Австрией и Югославией. После визита в сентябре 1955 г. в Москву канцлера К.Аденауэра были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В октябре 1956 г. в результате переговоров нормализовались отношения с Японией. СССР отказался от репарационных претензий и поддержал просьбу Японии о вступлении в ООН. Однако мирного договора так и не было подписано из-за территориальных разногласий. К концу 1950-х годов Советский Союз имел торговые и дипломатические отношения более чем с 70 странами мира. В 1954-1964 гг. советские руководители посетили десятки столиц Европы, Азии и Америки. Визиты в Москву нанесли видные политики и предприниматели США, Англии, Франции, Италии и многих других стран мира. Советским Союзом в это время была предложена новая форма внешнеполитической деятельности – публичная дипломатия.

(Учитель объясняет тему, а учащиеся заполняют таблицу в тетради.)

Просмотр видеофрагмента об испытании межконтинентальных ракет. (Приложение 4)

СССР и социалистические страны.

Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать руководящие позиции в лагере социалистических стран. В отношениях с ними была признана многовариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа пролетарского интернационализма (т.е. помощи, часто безвозмездной, социалистическим странам, а также международному коммунистическому и национально - освободительному движению). В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы отношения КПСС с Югославией. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим. В мае этого года СССР, ГДР, ПНР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. После образования Организации Варшавского Договора (ОВД) надолго было легализовано присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц.

Установление коммунистических режимов.

Равноправные отношения.

Работа с картой. Покажите на карте государства, входившие в ОВД.

Ухудшение отношений.

Просмотр видеофрагмента о событиях в Венгрии. (Приложение 5)

После событий в Венгрии тенденция некоторой либерализации была прекращена, усилился идеологический нажим и более жестким стал контроль над политической обстановкой в странах социалистического лагеря. Единство в нем теперь держалось на войсках ОВД.

Отношения с развивающимися странами.

  • Определите факторы, влиявшие на сохранение международной напряжённости.
  • Дайте характеристику политике Хрущёва исходя из имеющихся у вас знаний и высказываний известных людей.

4. Этап рефлексии.

Решение проблемного вопроса.

Работа в группах:

Домашнее задание: § 43, составить терминологический словарь по материалам учебника.

Спасибо за работу

Используемые ресурсы:

Макет рабочей тетради (таблица заполняется по ходу объяснения учителя).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: «Политика мирного сосуществования:

Тип урока: изучение нового материала (с использованием активных методов обучения)

рассмотреть состояние международного положения СССР к моменту смерти И.В. Сталина;

проанализировать возможные альтернативы развития внешней политики нового советского руководства;

довести до сознания учеников изменения в теоретических основах советской внешней политики, произошедшие в эти годы;

раскрыть сущность политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем;

обратить внимание на новый характер отношений между СССР и странами социализма, а также развивающимися странами.

Ключевые знания:

разработка новой стратегии советской внешней политики;

развитие отношений с Западом;

проблема разоружения в отношениях Восток – Запад;

отношения СССР со странами социалистического лагеря;

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

раскрывать значение выдвижения концепции мирного сосуществования государств с различным общественным строем;

Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.

Основные персоналии: Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев, Н.А. Булганин, В.М.Молотов, А.А. Громыко.

Основные даты: 1953 – подписание перемирия в Корее, 1955 – подписание Государственного договора стран победительниц с Австрией; 1955 – прекращение состояния войны с Германией; 1955 – подписание странами социалистического содружества Варшавского договора; 1956 – прекращение состояния войны СССР с Японией; 1956 – Венгерский кризис; 1962 – Карибский кризис.

Образовательная среда: Учебник Данилов А.А. История России, ХХ – начало ХХ I века. 9 класс. – М., 2014. - § 42; Хрестоматия по истории России ХХ век.

Оборудование: бумага формата А3, цветные маркеры

Организационный момент (1 мин.)

Тема нашего урока – внешняя политика СССР в 1950-1960-е гг. Это было время перемен в нашей стране. После смерти И.В. Сталина, в результате внутриполитической борьбы, экономика, политическая система и духовная жизнь претерпели изменения. Давайте попробуем определить, подверглась ли и внешнеполитическая доктрина изменениям или приемники великого вождя не смогли изменить внешнеполитический курс страны, которая активно отстаивала возможность построения коммунизма.

Обратите внимание на доску. Она разделена на четыре сектора. Давайте предположим, какие основные внешнеполитические задачи стояли перед руководством советского союза в изучаемый период.

Нажмите, чтобы узнать подробности

отношений между СССР и странами социализма, а также развивающимися странами.

Основные персоналии: Г.А.Насер, Н.С Хрущев, Ф. Кастро, Д. Кеннеди.

Основные даты:

1953- подписание перемирия в Корее.

1955-подписание государственного договора стран-победительниц с Австрией.

1955- создание военно-политического союза ОВД (Организации Варшавского договора).

1956- Суэцкий кризис.

1962- Карибский кризис.

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний.

А) Дайте определение понятиям: репарация, реабилитация, сверхдержава.

Б) Почему именно Н.С. Хрущеву удалось войти в историю в качестве реформатора?

III.Изучение нового материала:

ПЛАН

1. ХХ съезд и идея мирного сосуществования.

2. Мирные инициативы СССР.

3. СССР и страны Восточной Европы.

4. СССР и конфликты в Азии, Африке и Латинской Америке.

Какая идея во внешней политике была провозглашена на ХХ съезде КПСС? Чем она отличалась от сталинской?

Почему именно отношения с Западом стали важным направлением советской внешней политики после смерти Сталина? В чем состояло историческое значение решений ХХ съезда КПСС? Какую роль в их принятии сыграл Н.С. Хрущев?

Но еще до ХХ съезда КПСС СССР выступала с мирными инициативами.

Откройте учебник с.251. Работая с текстом, выпишите, какие шаги были предприняты для изменения внешнеполитической ситуации.

1953-перемирие в Корее

1955- вывод войск из Австрии

1955- прекращение состояния войны с Германией

1956- прекращение состояния войны с Японией.

-Как вы оцениваете создание организации Варшавского договора?

(ответы учащихся корректируются учителем)

Попытки перестроить внешнеполитический курс привели к кризису во взаимоотношениях между СССР и странами Восточной Европы.

В Азии, Африке и Латинской Америке тоже возникли политические и военные конфликты.

IV. Закрепление изученного материала.

1) Назовите цели внешнеполитического курса СССР данного периода?

2) С какими проблемами во внешней политике данного периода столкнулось правительство СССР?

V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Домашнее задание: § 32, письменно вопросы 2,5,6

§32, работа с документом с.258, письменно.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для анализа развития внешней политики нового

советского руководства; раскрыть сущность политики мирного сосуществования государств

с различным общественным строем; обратить внимание на новый характер

отношений между СССР и странами социализма, а также развивающимися странами.

Основные персоналии: Г.А.Насер, Н.С Хрущев, Ф. Кастро, Д. Кеннеди.

Основные даты:

1953- подписание перемирия в Корее.

1955-подписание государственного договора стран-победительниц с Австрией.

1955- создание военно-политического союза ОВД (Организации Варшавского договора).

1956- Суэцкий кризис.

1962- Карибский кризис.

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний.

А) Дайте определение понятиям: репарация, реабилитация, сверхдержава.

Б) Почему именно Н.С. Хрущеву удалось войти в историю в качестве реформатора?

III.Изучение нового материала:

1. ХХ съезд и идея мирного сосуществования.

2. Мирные инициативы СССР.

3. СССР и страны Восточной Европы.

4. СССР и конфликты в Азии, Африке и Латинской Америке.

Какая идея во внешней политике была провозглашена на ХХ съезде КПСС? Чем она отличалась от сталинской?

Почему именно отношения с Западом стали важным направлением советской внешней политики после смерти Сталина? В чем состояло историческое значение решений ХХ съезда КПСС? Какую роль в их принятии сыграл Н.С. Хрущев?

Но еще до ХХ съезда КПСС СССР выступала с мирными инициативами.

Откройте учебник с.251. Работая с текстом, выпишите, какие шаги были предприняты для изменения внешнеполитической ситуации.

1953-перемирие в Корее

1955- вывод войск из Австрии

1955- прекращение состояния войны с Германией

1956- прекращение состояния войны с Японией.

--Как вы оцениваете создание организации Варшавского договора?

(ответы учащихся корректируются учителем)

Попытки перестроить внешнеполитический курс привели к кризису во взаимоотношениях между СССР и странами Восточной Европы.

В Азии, Африке и Латинской Америке тоже возникли политические и военные конфликты.

IV. Закрепление изученного материала.

1) Назовите цели внешнеполитического курса СССР данного периода?

2) С какими проблемами во внешней политике данного периода столкнулось правительство СССР?

1953, август – испытание советской водородной бомбы

Тем не менее усилия советского правительства по прекращению войны в Корее, урегулирование отношений с соседями (Финляндия, Турция, Афганистан, Иран), подтверждение нейтралитета Австрии, восстановление дипломатических отношений с Югославией – все это свидетельствовало, что разрядка обрела конкретные очертания.


Келдыш Мстислав Всеволодович (1911 – 1978) – математик, механик, академик. Президент АН СССР

Аналогично развивалась и западная внешнеполитическая мысль. Жесткая линия Г. Трумэна, выраженная в его доктрине гегемонии США в послевоенном мире, с приходом в Белый дом следующего американского президента – Д. Эйзенхауэра была подновлена, оформившись в концепцию освобождения Восточной Европы от коммунизма, но уже не военными методами, а при помощи многостороннего – экономического, политического, идеологического, пропагандистского – давления на страны социалистического лагеря.

В 1959 г. население СССР составило 208,8 млн человек

Другой горячей точкой был Египет. Отстаивая национальный суверенитет своей страны, руководство Египта во главе с президентом Г. А. Насером объявило о национализации Суэцкого канала. Ответом на этот шаг стала военная интервенция Англии, Франции и Израиля. Решительная позиция СССР вплоть до угрозы военного вмешательства в конфликт позволила Египту выстоять в этой неравной схватке.


Берлинская стена. 1961 г.

Осенью 1962 г. возник очередной кризис – в Карибском море. С целью уравновесить советский и американский военные потенциалы (военные базы США обступили СССР) советское руководство предприняло дерзкую акцию. На территорию Кубы с согласия лидера победившего там революционного режима Фиделя Кастро тайно были ввезены 42 советские ракетные установки, способные достигнуть не только Нью-Йорка, но и Вашингтона. Обнаружив их присутствие с воздуха, американцы организовали военно-морскую блокаду острова Свободы. В ответ прозвучала угроза СССР нанести ракетный удар по территории США. Никогда – ни до, ни после – мир не подходил так близко к самому краю термоядерной пропасти. Проявленные обоими лидерами выдержка и политическая воля в последний момент отвели эту угрозу. СССР вывез свои ракеты. США дали гарантию ненападения на Кубу, а также демонтировали ракеты, нацеленные на СССР с территории Турции и Италии.

Для разрешения кризиса быстрого и легкого средства нет.

Дж. Кеннеди, президент США

1956, октябрь – антитоталитарное восстание в Венгрии

1962 – Карибский кризис

1963 – договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой между СССР, США и Великобританией

В 1960 г. был основан Университет дружбы народов (УДН)

После 1956 г. осложнились отношения Советского Союза с КНР. Толчком к этому стало разоблачение культа личности Сталина, с чем категорически не согласилось руководство Китая и Албании. Китайские руководители высказали недовольство выдвинутой на XX съезде КПСС новой советской внешнеполитической стратегией, отказом СССР помогать Китаю в создании им собственного ядерного оружия. Последовали и обоюдные недружественные акты: с одной стороны, претензии КНР на огромные пространства в азиатской части СССР, с другой – внезапный и немотивированный отзыв из Китая летом 1960 г. всех советских специалистов. Впоследствии идеологические и политические разногласия переросли в пограничные конфликты.



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите исторические события, которые поставили мир на грань третьей мировой войны. Почему и как удавалось разрешать противоречия мирным путем?

2. Чем объяснить бурную внешнеполитическую деятельность Н. С. Хрущева по укреплению мира на планете? В чем она выражалась?

3. Каковы были успехи дипломатии сотрудничества СССР с другими странами? Были ли просчеты и поражения, если да, то какие и в чем?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Военное снаряжение мирного времени

Военное снаряжение мирного времени Даже обширные японские частные коллекции, откуда взяты экспонаты, охвачены лишь за одну эпоху. Хотя значимую. В XVI веке началась борьба за воссоединение княжеств, погрязших в беспрестанных многовековых междоусобицах – в ней

Континент дружбы и мирного сотрудничества

Континент дружбы и мирного сотрудничества Посмотрите на карту Антарктиды, на которой мы нарисовали станции самых разных государств, приславших сюда свои экспедиции. Густо, не правда ли? Хотя и не тесно. Места здесь хватит всем. И ученые, понимая всю важность своих

Подписание мирного договора

Подписание мирного договора Законодательное учредительное национальное собрание в Веймаре с большим трудом решало дилемму принять или отвергнуть условия Версальского мирного договора. Результат голосования оставался непредсказуемым до самого последнего момента.

Глава 5. Противоречивость европейской практики в деле бюрократизации насилия. 1700–1789

Глава 5. Противоречивость европейской практики в деле бюрократизации насилия. 1700–1789 Монархи Европы добились поистине впечатляющих успехов в бюрократизации организованного насилия, сделав его определяющим фактором государственности в XVII и даже XIX веках. Необычно

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЕРСАЛЬСКОГО МИРНОГО ДОГОВОРА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЕРСАЛЬСКОГО МИРНОГО ДОГОВОРА Ллойд Джордж, Орландо, Клемансо и Вильсон на подписании Версальского договораМежду двумя мировыми войнами геополитическое устройство мира отражало решения, принятые на Парижской и Вашингтонской мирных конференциях. Так

Яхвизм и языческие культы Ханаана: от сосуществования к противостоянию

Яхвизм и языческие культы Ханаана: от сосуществования к противостоянию Нельзя пройти мимо одного интересного обстоятельства: самые известные пророки Северного царства — Илия и Элиша — ни словом не обмолвились по поводу тельцов Бейт-Эля и Дана. А ведь именно этих

Глава 5 От колыбели до потопа: хроники сосуществования

Глава 5 От колыбели до потопа: хроники сосуществования «…и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я

Годы мирного труда

Годы мирного труда С первых дней возобновления деятельности Юрьевского университета в Воронеже Бурденко активно включается в научную и практическую работу. Он организует военные госпитали для красноармейцев, курсы по военно-полевой хирургии для студентов, школу

От Брестского мирного договора к гетманскому перевороту

От Брестского мирного договора к гетманскому перевороту 26 января Киев после жестокого артиллерийского обстрела заняли большевистские войска, в их обозе в город прибыло и советское правительство — Народный секретариат, созданный на скорую руку большевиками в Харькове.

Жизненная сила принципа мирного сосуществования

Жизненная сила принципа мирного сосуществования Мирное сосуществование государств с различным общественным строем нашло свое выражение еще в ленинском Декрете о мире. Если в истории бывают события-исполины, то таковым является Октябрьская революция. Она в порядок дня

Армия мирного времени

Армия мирного времени Как известно, первоначально регулярная английская армия предназначалась, главным образом, для службы в колониях а поэтому комплектовалась вербовкой охотников с продолжительным сроком действительной службы. Только лишь в последнее время

Армия мирного времени

Армия мирного времени Как известно, первоначально регулярная английская армия предназначалась, главным образом, для службы в колониях а поэтому комплектовалась вербовкой охотников с продолжительным сроком действительной службы. Только лишь в последнее время

Противоречивость

Читайте также: